Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 3. С. 18–22
ISSN: 2658-3100 (online)
Опыт Американской психологической ассоциации в разработке этического кодекса
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: этический кодекс психолога образования, этический кодекс АПА, профессиональная этика
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Орлов А.О. Опыт Американской психологической ассоциации в разработке этического кодекса [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 18–22. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Orlov (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
А.О. Орлов
Орлов Александр Олегович — педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Калининграда «Детский сад №56».
Член Дивизиона 15 (Психология образования) Американской психологической ассоциации.
Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2015» (3-е место), победитель Всероссийского творческого конкурса молодых ученых — 2011 (1-е место).
Автор 51 публикации.
Статья посвящена проблеме модернизации этического кодекса психолога образования. В качестве одного из ресурсов предлагается анализ зарубежного опыта разработки этических кодексов. На примере истории создания и структуры «Этических принципов психологов и кодекса поведения» (The Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct) Американской психологической ассоциации анализируются области этической проблематики, которые могут быть включены российскими психологами в собственную версию кодекса профессиональной этики.
Ключевые слова: этический кодекс психолога образования, этический кодекс АПА, профессиональная этика.
Вступительное слово И.Б. Умняшовой, председателя Московского отделения Федерации психологов образования России, ведущей рубрики
Уважаемые коллеги, мы продолжаем обсуждение вопросов профессиональной этики психологов образования. Для усовершенствования «Этического кодекса педагога-психолога Службы практической психологии образования России», принятого на Всероссийском съезде практических психологов образования в 2003 году, нам представляется важным обратить внимание на опыт профессиональных сообществ различных стран в разработке документов, посвященных вопросам профессиональной этики. Вашему вниманию предлагается анализ истории создания и развития документа «Этические принципы психологов и кодекс поведения» Американской психологической ассоциации. Если у вас имеется информация об аналогической работе зарубежных коллег или региональных отделений Федерации психологов образования России — просим присылать ее на адрес московского отделения ФПОР mofpor@gmail.com в форме статьи или перечня источников по данной проблематике.
Психологическая деятельность предполагает наличие особого профессионального отношения, в основе которого лежат представления о социальной миссии психолога и ценностях, которые ее образуют. Эти ценности становятся фундаментом конкретных стандартов поведения психолога, а в совокупности они образовывают свод этических норм.
Непрерывная работа по осмыслению этических представлений и выработке адекватных времени механизмов по этическому регулированию деятельности психологов образования со стороны профессионального сообщества необходима для его выживания и продуктивного развития в социальной системе, для выполнения в ней своей особой функции [2].
С 2014 года в профессиональном сообществе отмечается активный этап работы по вопросам профессиональной этики психолога образования: на всероссийских конференциях и форумах проводятся тематические круглые столы, создана межрегиональная рабочая группа по профессиональной этике, организовано исследование, призванное дать некоторое представление о состоянии проблемы соблюдения этики российскими психологами, работающими в системе образования [1, 4]. В журнале «Вестник практической психологии образования» создана рубрика, посвященная информированию и привлечению членов сообщества к вопросам, связанным с этическими аспектами деятельности психологов.
Сама постановка этих вопросов и стремление к их решению отражает наличие продуктивной рефлексии в профессиональной среде и является положительным показателем развития психологической корпорации. Это деятельность, которую необходимо активно поддерживать, особенно учитывая сложность задач, которые предстоит решить. Одна из них — это модернизация этического кодекса Службы практической психологии образования, принятого в 2003 году[1] [2], которая заключается в комплексном и достаточном описании системы норм осуществления психологической деятельности психолога образования.
Целью статьи является поддержка стремления профессионального сообщества психологов образования, частью которого является автор, к изучению и использованию лучших практик разработки этических документов для успешной модернизации существующего кодекса Службы практической психологии образования. Обращение к анализу зарубежного опыта может значительно облегчить и структурировать эту работу, позволит избежать некоторых ошибок. В качестве примера предлагается рассмотреть историю создания и структуру этического кодекса Американской психологической ассоциации (далее АПА)2.
«Этические принципы психологов и кодекс поведения» (The Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct) существует с 1953 года [7]. До 1981 года документ назывался «Этические стандарты психологов», а до 1992 года — «Этические принципы психологов», после чего он приобрел современное название.
Для российских психологов образования, разрабатывающих новую версию собственного документа, важно отметить процесс эволюции этического кодекса АПА, который происходит непрерывно. Сегодня действует его версия, принятая в 2002 году с поправками 2010 года. Предшествующие варианты вступали в силу в 1953, 1959, 1963, 1968, 1977, 1979, 1981, 1990 и 1992 годах, а деятельность по его совершенствованию осуществляется Комитетом по этике. Иными словами, начавшись однажды, работа над этическим кодексом не завершается никогда, только в этом случае он будет отражать изменяющиеся условия и новые возможности психологической практики.
Современный вариант кодекса АПА четко структурирован и состоит из введения, преамбулы, пяти общих принципов и конкретных этических норм (стандартов).
Введение и преамбула — это небольшие рамочные разделы, в них описывается место кодекса в деятельности психолога: цель, структура, границы применения и процедуры, действующие при нарушении этических норм (подробнее в табл. 1).
Общие принципы представляют собой те идеальные цели, к которым в своей деятельности должны стремиться психологи. Они носят декларативный характер, то есть не являются обязательными для исполнения правилами, а отражают высокие стандарты социальной ответственности профессии «психолог», ее миссию в обществе. Подчеркивается, что общие принципы не должны быть основанием для введения санкций, так как это искажает их смысл и цель.
В кодексе АПА в этот раздел включены следующие пять принципов.
1. Забота о благополучии — отражает правило «Не навреди» в психологической деятельности и обозначает стремление к защите прав и интересов тех, с кем работают психологи, к минимизации потенциальных ущерба и злоупотреблений.
2. Ответственность: профессиональная и научная перед отдельными лицами, группами и в целом обществом за соблюдение этики как лично психологом, так его коллегами. Выражается в поддержании высоких стандартов поведения, четком определении профессиональных ролей и обязанностей. Также содержится упоминание о том, что часть своего профессионального времени психолог стремится внести как благотворительный вклад в развитие общества.
3. Честность.
4. Справедливость, то есть право каждого на доступ к психологическим услугам равного качества. На справедливость могут влиять предубеждения, ограничения в компетенции и опыте психолога.
5. Уважение прав и достоинства личности, включая права на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность и право на самоопределение. Это также касается защиты прав и благополучия отдельных лиц и групп, уязвимых к принятию самостоятельных решений (например, детей), а также уважения культурных и индивидуальных различий, в том числе по возрасту, полу, гендерной идентичности, расовой, этнической, культурной принадлежности или происхождению, религии, сексуальной ориентации, инвалидности, языку и социально-экономическому статусу.
В наиболее объемном разделе «Этические стандарты» изложены 89 правил поведения психологов, обязательных для исполнения, они объединены в 10 областей психологической деятельности. Не имея возможности в рамках данной статьи подробно анализировать каждый стандарт кодекса, ограничимся представлением общей картины вопросов, которые в них рассматриваются (табл. 2). Это позволит российским психологам провести сравнение с этической проблематикой, которую они стремятся отразить в собственном кодексе.
Итак, одно из основных преимуществ этического кодекса АПА состоит в том, что он представляет собой комплексное практическое руководство, которое содержит ответы на большинство возникающих этических вопросов, и при этом оно удобно для применения в профессиональной, образовательной и научной деятельности психологов. Большинство стандартов снабжены перекрестными ссылками, что делает процесс поиска достоверного решения эффективнее. Этот документ также вдохновляет психологов стремиться к соблюдению высоких стандартов своей профессии, быть частью сплоченной корпорации, разделяющей ценности и миссию психолога в обществе.
Можно рекомендовать российским психологам образования использовать эти преимущества при работе над обновленной версией собственного этического документа, обратив особое внимание на то, что эффективный кодекс должен представлять собой не только декларацию о намерениях, но и детальное описание норм поведения практического психолога во всем объеме его профессиональной деятельности. Только в этом случае он станет прочным основанием для этической компетентности членов сообщества и для работы этических комитетов.
В заключение следует отметить, что в статье рассматриваются непосредственно «Этические принципы психологов и кодекса поведения». Российским коллегам, занимающимся этической проблематикой, следует принимать во внимание значительное количество профессиональной литературы по этическим вопросам (руководств, статей и т. п.), регулярно издаваемых АПА [3, 6]. Это является частью непрерывной работы по разъяснению применения кодекса в практике различных областей психологии, а также обобщению новых тенденций в поле этической проблематики, которые войдут в последующие редакции кодекса.
Табл. 1. Анализ разделов «Введение» и «Преамбула» этического кодекса АПА
Вопросы, включенные в раздел |
Краткое описание предложенных ответов |
Цель кодекса |
Благополучие и защита лиц и групп, с которыми работают психологи. |
Охватываемые кодексом виды деятельности психологов |
Практическая, научная, образовательная; консультирование, диагностика, государственная служба, психология образования, супервизорство и др. |
Контекст |
Личные встречи, почтовая, телефонная, интернет- и другие электронные виды связи. |
Границы применения |
Распространяется на членов АПА (в том числе студентов). Частная жизнь психологов не входит в компетенцию кодекса. Не является основанием для гражданско-правовой ответственности. Действует в дополнение к актуальному законодательству. |
Рассмотрение жалоб на нарушение этики |
Отсылка к документу о правилах и процедуре работы Комитета по этике, который рассматривает жалобы [5]. |
Санкции за нарушение норм кодекса |
Включает прекращение членства, уведомление других органов и лиц о действиях психолога, приостановление или утрата лицензии и др. Санкции могут касаться не только членов АПА. |
Табл. 2. Анализ раздела «Этические стандарты» этического кодекса АПА
Область (общий стандарт) |
Проблема или правило (конкретный стандарт) |
1. Решение этических проблем |
1.01 Злоупотребление работой психологов 1.02 Конфликт между этикой и законодательством 1.03 Конфликт между этикой и требованиями организации 1.04 Неформальное урегулирование этических нарушений 1.05 Отчет о нарушении этики коллегой 1.06 Сотрудничество с Комитетом по этике 1.07 Недостоверный отчет о нарушении этики 1.08 Недобросовестная дискриминация из-за нарушений этики |
2. Компетентность |
2.01 Границы компетентности 2.02 Предоставление услуг в чрезвычайных ситуациях 2.03 Поддержание компетентности 2.04 Основания для научных и профессиональных суждений 2.05 Делегирование полномочий 2.06 Личные проблемы и конфликты |
3. Межличностное взаимодействие |
3.01 Дискриминация 3.02 Сексуальное преследование 3.03 Другие виды преследования 3.04 Непричинение вреда 3.05 Множественные отношения 3.06 Конфликт интересов 3.07 Запрос на услуги от третьих лиц 3.08 Эксплуатация 3.09 Сотрудничество с другими специалистами 3.10 Информированное согласие 3.11 Психологические услуги, оказываемые организациям 3.12 Прерывание оказания психологических услуг |
4. Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность |
4.01 Сохранение конфиденциальности 4.02 Ограничения конфиденциальности 4.03 Аудио- и видеозапись 4.04 Минимизация вторжения в частную жизнь 4.05 Раскрытие конфиденциальной информации 4.06 Консультации с другими специалистами 4.07 Использование конфиденциальной информации с дидактической или иной целью |
5. Реклама и публичные заявления |
5.01 Избегание ложных или вводящих в заблуждение заявлений 5.02 Заявления со стороны других лиц 5.03 Описание семинаров и образовательных программ 5.04 Заявления через медиаресурсы 5.05 Отзывы от клиентов 5.06 Навязывание услуг |
6. Ведение документации и финансовой деятельности |
6.01 Ведение профессиональной документации и отчетность 6.02 Ведение, распространение и уничтожение конфиденциальных данных 6.03 Удержание документации за неуплату 6.04 Вознаграждение и бухгалтерский учет 6.05 Бартер с клиентами 6.06 Точность финансовой документации 6.07 Отчисления другим специалистам |
7. Образовательная и преподавательская деятельность |
7.01 Разработка образовательных программ 7.02 Описание образовательных программ 7.03 Достоверность в преподавании 7.04 Раскрытие персональной информации обучающихся 7.05 Индивидуальная или групповая терапия как часть образовательной программы 7.06 Оценивание успехов обучающихся и супервизируемых 7.07 Сексуальные отношения со студентами и супервизируемыми |
8. Исследования и публикации |
8.01 Утверждение процедуры исследования 8.02 Информированное согласие на исследование 8.03 Информированное согласие на аудио- и видеозапись в научном исследовании 8.04 Участие в исследованиях клиентов, студентов и подчиненных 8.05 Отсутствие информированного согласия на исследование 8.06 Стимулирование за участие в исследовании 8.07 Обман в научных исследованиях 8.08 Обратная связь с участниками исследования 8.09 Использование животных в научных исследованиях и гуманное обращение с ними 8.10 Отчет о результатах исследования 8.11 Плагиат 8.12 Авторство в публикациях 8.13 Дублирование публикаций 8.14 Передача данных исследования для верификации 8.15 Рецензирование |
9. Диагностика |
9.01 Основания для диагностических заключений 9.02 Использование диагностических методик 9.03 Информированное согласие на диагностику 9.04 Раскрытие первичных (сырых) данных 9.05 Разработка методик 9.06 Интерпретация результатов диагностики 9.07 Осуществление диагностики неквалифицированными лицами 9.08 Устаревшие методики и устаревшие результаты диагностики 9.09 Автоматизированная интерпретация 9.10 Объяснение результатов диагностики 9.11 Безопасность измерительных материалов |
10. Терапия |
10.01 Информированное согласие на терапию 10.02 Семейная терапия 10.03 Групповая терапия 10.04 Терапия для лиц, уже получающих психологические услуги у других специалистов 10.05 Сексуальные отношения с клиентами 10.06 Сексуальные отношения с родственниками или значимыми другими для клиентов лицами 10.07 Терапия бывшего сексуального партнера 10.08 Сексуальные отношения с бывшими клиентами 10.08 Прерывание терапии 10.09 Прекращение и завершение терапии |
[1] Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г) — http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885
[2] Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) — основанное в 1892 году объединение профессиональных психологов из США, Канады и других стран мира. Имеет 54 секции по различным областям психологии. В организации состоит около 123 000 психологов. Первым президентом АПА был С. Холл, президентами организации становились У Джемс, Д. Кеттелл, Д. Дьюи, Д. Уотсон, Г Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, А. Анастази, А. Бандура, Ф. Зимбардо и др. [8].
Литература
- В России представлена дорожная карта внедрения профессионального стандарта педагог-психолог // Министерство образования и науки Российской Федерации. — [Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/новости/6457 (дата обращения: 25.06.2016).
- Орлов А.О. Влияние профессиональной этики на формирование социальной зрелости психолога // Психолого-педагогические условия формирования социально зрелой личности: 125_летию С. Л. Рубинштейна посвящается / Под ред. Д.Я. Банниковой. — Псков: Псковский гос. университет, 2014. — С. 133–138.
- Орлов А.О., Леонтьева М.М. Анализ актуальных этических проблем в современной американской психологии // Психология XXI века: академическое прошлое и будущее: Материалы международной научной конференции молодых ученых, 20–23 апреля 2015 г. — СПб: Скифияпринт, 2015. — С. 140–142.
- Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2. — С. 19–28.
- 2016 APA Ethics Committee Rules and Procedures // American Psychological Association. — [Электронный ресурс] URL: http://apa.org/ethics/code/committee_2016.aspx (дата обращения: 25.06.2016).
- Browse APA Books // American Psychological Association. — [Электронный ресурс] URL: http://www.apa.org/pubs/books/browse.aspx?query=subject:Ethics (дата обращения: 25.06.2016).
- Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct // American Psychological Association. — [Электронный ресурс] URL: http://apa.org/ethics/code/index.aspx (дата обращения: 25.06.2016).
- Who We Are // American Psychological Association. — [Электронный ресурс] URL: http://apa.org/about/index.aspx (дата обращения: 25.06.2016).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1457
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 1678
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2