Опыт работы Этического комитета Американской психологической ассоциации

349

Аннотация

Мы продолжаем обсуждение с профессиональным сообществом вопросов создания Этического комитета, проект положения о котором опубликован в № 4 (49) / 2016 «Вестника практической психологии образования» и на сайте Федерации психологов образования России http://www.rospsy.ru Сегодня мы предлагаем вашему вниманию публикации, описывающие зарубежный и отечественный опыт регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования, а именно основные положения деятельности Этического комитета Американской психологической ассоциации (АРА) и опыт обсуждения деятельности психолога образования в различных профессиональных ситуациях коллегами из Дмитровского отделения Федерации психологов образования России. Мы приглашаем всех представителей профессионального сообщество поделиться опытом в области регулирования вопросов профессиональной этики и решения этических дилемм в практике психолога образования на страницах рубрики «Проблемы профессиональной этики» и ждем описание вашего опыта на адрес московского отделения ФПОР mofpor@gmail.com. Статья посвящена проблеме этического регулирования деятельности психологов. Автором представлен обзор основных положений работы Этического комитета — структуры Американской психологической ассоциации, поддерживающей соблюдение этических норм в профессиональном сообществе. Предлагается использовать зарубежный опыт в качестве одного из ресурсов при обсуждении вопросов и организации работы этического комитета психологов в нашей стране.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс психолога образования, этический комитет психологов, этический комитет АПА

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Орлов А.О. Опыт работы Этического комитета Американской психологической ассоциации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 58–62. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Orlov (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

Введение

В последние годы расширяется дискуссия по вопросам регулирования деятельности профессиональных психологов в России. В ней можно выделить такие направления, как создание, апробация и применение профессионального стандарта педагога-психолога [8], разработка законопроекта о психологической помощи населению [1, 7], а также обсуждение проблем профессиональной этики. К последнему направлению относятся несколько инициатив профессионального сообщества, например, деятельность коллегии по этике в психологическом консультировании и психотерапии [6, 10] и проведение I Международной конференции по этике в этой области психологии [2, 3].

Необходимо упомянуть и о появлении постоянной рубрики «Проблемы профессиональной этики» в журнале «Вестник практической психологии образования» [15], и о деятельности московского отделения Федерации психологов образования России по модернизации этического кодекса Службы практической психологии образования и созданию проекта Положения об Этическом комитете ФПОР [9, 14].

Деятельность этических комитетов

Действительно, факт наличия этического кодекса не решает основную задачу — поддержание высоких стандартов профессионального поведения психологов — без структуры, которая будет выполнять функцию регулятора. Такими структурами в психологических организациях разных стран являются этические комитеты. В России работает этический комитет Санкт-Петербургского государственного университета [13, 16]. Он имеет международную аккредитацию, но предметом его деятельности являются только научные исследования с привлечением людей. В Российском психологическом обществе также существует этический комитет. Его основными целями заявлены «повышение уровня образования психологов и клиентов в области профессиональной этики психолога; оказание консультационной помощи психологам по вопросам этического характера, возникающим в процессе их профессиональной деятельности; выражение позиции РПО в ситуациях, связанных с предполагаемыми нарушениями этических норм в деятельности психологов; совершенствование Этического кодекса РПО» [12].

Принимая во внимание небольшое количество отечественных источников по проблеме, можно порекомендовать специалистам обратиться к изучению опыта работы этических комитетов зарубежных и международных психологических организаций. Одной из них является Американская психологическая ассоциация — крупнейшая и старейшая корпорация психологов в мире, отмечающая в 2017 году свое 125-летие [19]. Опыт АПА в области профессиональной этики востребован в России. Так, на VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2017), которая Про      а с 10 По]:-', мая 20'1/ |ода |: Мо,|.|:., |:

МГУ им. М.В. Ломоносова, президент АПА профессор Антонио Пуэнте представил доклад, посвященный этике исследований дошкольного детства, отношений детей с педагогами, родителями и сверстниками [4, 5]. Ассоциация также представляла США в качестве страны-партнера конференции.

Этический комитет АПА

Одним из структурных подразделений исполнительной дирекции АПА является Бюро по вопросам этики (APA Ethics Office) [18]. Его миссия — способствовать развитию и распространению психологической этики. Бюро предлагает психологам образовательные семинары, предоставляет консультации по вопросам этики, и является основным ресурсом для членов ассоциации в разрешении новых этических дилемм. Также оно поддерживает работу Этического комитета (APA Ethics Committee), который входит в список постоянных советов и комитетов АПА [21].

Основной функцией комитета является рассмотрение заявлений (жалоб) о неэтичном поведении членов ассоциации. Напомним, что этические стандарты психологической деятельности подробно описаны в этическом кодексе АПА (полное название «Этические принципы психологов и кодекс поведения» [20]), обзор которого был опубликован нами ранее [11].

Работа этического комитета осуществляется в соответствии с четко сформулированными правилами и процедурами (2016 APA Ethics Committee Rules and Procedures) [17], обновленная версия которых действует с 1 марта 2016 года. Они разделены на пять частей, каждая из которых включает в себя разделы и подразделы.

Цели и полномочия Этического комитета

Эти разделы включены в первую часть правил.

Основными целями комитета являются: поддержание этических норм поведения психологов на самом высоком профессиональном уровне, обучение психологов касательно этических стандартов, стремление к защите общественности от вреда со стороны психологов, а также помощь ассоциации в достижении ее уставных целей.

К основным полномочиям комитета относятся:

1) формулировка этических стандартов для принятия их ассоциацией;

2) расследование заявлений о неэтичном поведении членов ассоциации (включая сотрудников), ассоциированных членов, а в некоторых случаях студентов и кандидатов на членство (этим ограничивается юрисдикция комитета);

:) принятие решений по заявлениям о неэтичном поведении;

4) подготовка регулярных отчетов (для Совета директоров АПА) с количественным и качественным анализом проведенных расследований и др.

Правила работы комитета

Во второй части правил определены документы, в соответствии с которыми действует комитет (кроме данных правил и этического кодекса к ним относятся устав и правила ассоциации), а также описан регламент его деятельности. К нему относятся не только частота собраний (по мере необходимости), кворум, выборы и полномочия должностных лиц комитета, но и защита конфиденциальности участников этического расследования и ее ограничения, порядок уведомлений заявителя и ответчика о начале, ходе расследования и принятом окончательном решении. Отдельное внимание уделяется конфиденциальности этической документации, которую ведет комитет, и срокам ее хранения.

Отметим, что комитет ежегодно предоставляет Совету представителей АПА отчет с указанием психологов, потерявших членство в ассоциации из-за неэтичного поведения, а также стандартов этического кодекса, которые они нарушили.

Отдельные разделы посвящены временным ограничениям на подачу жалоб — не более трех лет с момента после того, как предполагаемое нарушение этики произошло или было обнаружено заявителем — членом ассоциации. Исключения составляют заявления студентов или не членов ассоциации (до 5 лет); обвинения в действиях, которые могут причинить существенный вред, например, сексуальное преступление, страховое мошенничество, плагиат и др. (до 10 лет), а также в возможном преступлении против несовершеннолетнего (до 20 лет).

В этой части также рассматриваются и другие вопросы организации работы комитета.

Отказ от сотрудничества с комитетом

Члены ассоциации обязаны сотрудничать с комитетом, выступая в качестве ответчика или привлеченного лица, а отказ сам по себе является нарушением этического кодекса ассоциации (п. 1.06), которое может привести к исключению из АПА.

Санкции и директивы за нарушение этики

В случае признания этического нарушения членом ассоциации комитет может применить по отношению к нему санкции или директивы (требования).

К санкциям по степени увеличения строгости относятся:

1)    выговор, который выносится, если нарушение этики имело место, но не причинило вред другому лицу или профессии;

2)   порицание, которое применяется, если нарушение причинило несущественный вред другому лицу или профессии;

3)   исключение из членов ассоциации, если имело место нарушение этики, которое нанесло существенный вред другому лицу или профессии.

К отдельному виду санкций относится добровольный выход ответчика из членов ассоциации в процессе расследования возможного нарушения. Однако это возможно не всегда и только при соблюдении ряда условий.

К основным директивам, исполнения которых может потребовать комитет от ответчика, относятся:

1)    прекращение неэтичного поведения и воздержание от него в дальнейшем; осуществление действий для устранения нарушения этики, защиты интересов ассоциации или общественности;

2)    прохождение супервизии или обучения; прохождение диагностики и лечения, если это окажется необходимым.

3)    испытательный срок, в течение которого комитет осуществляет контроль за соблюдением ответчиком установленных директив.

Членство в ассоциации

Третья часть правил посвящена случаям, когда Этический комитет участвует в рассмотрении заявлений кандидатов в члены АПА, вопросах о восстановлении утраченного членства в ассоциации или пересмотре членства, которое было получено на основании ложной или мошеннической информации.

Расследование неэтичной деятельности психологов

В четвертой и пятой части правил подробно описаны два типа расследований: рассмотрение причинно-следственной связи и рассмотрение предполагаемого неэтичного поведения.

Первый тип расследования используется в тех случаях, когда другие институты, включая уголовный суд, лицензионный совет и психологические ассоциации штатов, уже предприняли собственные санкции в отношении члена АПА. Например, он был обвинен в уголовном преступлении; был исключен из психологической ассоциации штата или его членство было приостановлено; или его сертификат и лицензия были аннулированы. Расследование со стороны комитета заключается в рассмотрении уже имеющихся доказательств.

Второй тип расследований применяется при получении соответствующей требованиям жалобы о нарушении этического кодекса от членов или нечленов ассоциации, а также в ряде случаев по инициативе самого комитета. Здесь первичное расследование организует сама ассоциация, в ходе которого ответчику предоставляется возможность прокомментировать все доказательства, которые рассматриваются комитетом до вынесения окончательного решения: отклонить жалобу или применить санкции.

В правилах подробно описаны нюансы и процедуры расследований, а также возможности их перевода из одного типа в другой.

Заключение

Проанализировав основные положения работы Этического комитета АПА, можно сделать несколько выводов, касающихся деятельности этических комитетов психологических организаций.

Во-первых, наличия этического кодекса как свода этических норм недостаточно для их поддержания в профессиональном сообществе. Для этого необходима структура-регулятор — этический комитет.

Во-вторых, функционирование этического комитета — это сложный комплексный процесс, включающий большое количество юридических и организационных вопросов, требующий однозначного, конкретного и полного описания правил и процедур деятельности.

В-третьих, такая скрупулезная настройка позволяет комитету, с одной стороны, не нарушать как юрисдикции, так и психологической этики в своих расследованиях, а с другой — достигать основной цели — поддерживать этические нормы деятельности психологов на самом высоком профессиональном уровне и защищать общественность от потенциального вреда.

В-четвертых, этический комитет стремится действовать открыто и прозрачно, при этом соблюдая права всех участников (заявителей, ответчиков и др.).

В-пятых, деятельность этического комитета в целом отделена от других вопросов по распространению психологической этики (образовательной, консультационной, просветительской).

И наконец, этический комитет несет ответственность за свою деятельность перед организацией, частью которой он является, а также обществом, в котором он функционирует. Это отражается в необходимости учитывать законодательную базу государства и регионов, четко определять юрисдикцию комитета. Напомним, что действия Этического комитета Американской психологической ассоциации распространяются только на ее членов.

В заключение можно порекомендовать российским специалистам, занимающимся проблемами психологической этики в образовании, продолжить изучение опыта работы этических комитетов в России и за рубежом, а также создать официальную междисциплинарную исследовательскую группу или бюро по вопросам этики. Их задачами могут стать распространение психологической этики среди педагогов- психологов, анализ этических дилемм в этой области практической психологии, подготовка обновленной версии этического кодекса и положения об этическом комитете. Такая структура может являться частью общественной, исследовательской или образовательной организации.

 

 

 

 

Литература

  1. 11-й Санкт-Петербургский саммит психологов: от дискуссии к интеграции // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/feed/6167. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  2. I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/conferences/4309. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  3. I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции / под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской, Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  4. VI Международная научно_практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2017) // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/conferences/4300. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  5. В Москве прошла международная конференция ЕССЕ // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/feed/6136. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  6. Декларация рабочей группы по этике в психологическом консультировании и психотерапии // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psy.su/feed/5982. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  7. Какая оргструктура нам нужна? // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/feed/6168. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  8. Комплект методических и инструктивных материалов по применению профстандарта педагога-психолога // Профстандартпедагога.рф [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/fiyd78. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  9. Обсуждение проекта Положения об Этическом комитете ФПОР России в профессиональном сообществе // Российская психология: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rospsy.ru/node/2484. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  10. О нас // Коллегия по этике в психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyethics.ru/about. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  11. Орлов А.О. Опыт Американской психологической ассоциации в разработке этического кодекса // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3(48). — С. 18–22.
  12. Положение об Этическом комитете Российского психологического общества // Российское психологическое общество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyrus.ru/rpo/documentation/polozheniya/pologenie-etick-komitet.php. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  13. Положение об Этическом комитете федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» по социальным, гуманитарным и естественным наукам в области исследований с привлечением людей // Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psy.spbu.ru/attachments/article/289/ Положение-об-Этическом-комитете-СПбГУ.pdf. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  14. Положение об Этическом комитете Федерации психологов образования России (проект) // Российская психология: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rospsy.ru/system/files/Etichesky-komitet-project.pdf. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  15. Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2(47). — C. 19–28.
  16. Этический комитет // Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psy.spbu.ru/department/comissions/ethics. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  17. 2016 APA Ethics Committee Rules and Procedures // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apa.org/ethics/code/committee-2016.aspx. — (Датаобращения: 24.06.2017).
  18. APA Ethics Office // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.apa.org/ethics. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  19. By the numbers: APA at its 125th anniversary // Monitor on Psychology. — 2017. — Vol. 48. — №5. — P. 80.
  20. Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apa.org/ethics/code/index.aspx. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  21. Ethics Committee // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.apa.org/about/governance/bdcmte/ethics-committee.aspx. — (Дата обращения: 24.06.2017).

Информация об авторах

Орлов Александр Олегович, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения, Детский сад №56

Метрики

Просмотров

Всего: 731
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 349
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6