Введение
В последние годы расширяется дискуссия по вопросам регулирования деятельности профессиональных психологов в России. В ней можно выделить такие направления, как создание, апробация и применение профессионального стандарта педагога-психолога [Комплект методических и], разработка законопроекта о психологической помощи населению [1, 7], а также обсуждение проблем профессиональной этики. К последнему направлению относятся несколько инициатив профессионального сообщества, например, деятельность коллегии по этике в психологическом консультировании и психотерапии [6, 10] и проведение I Международной конференции по этике в этой области психологии [2, 3].
Необходимо упомянуть и о появлении постоянной рубрики «Проблемы профессиональной этики» в журнале «Вестник практической психологии образования» [Умняшова, 2016], и о деятельности московского отделения Федерации психологов образования России по модернизации этического кодекса Службы практической психологии образования и созданию проекта Положения об Этическом комитете ФПОР [9, 14].
Деятельность этических комитетов
Действительно, факт наличия этического кодекса не решает основную задачу — поддержание высоких стандартов профессионального поведения психологов — без структуры, которая будет выполнять функцию регулятора. Такими структурами в психологических организациях разных стран являются этические комитеты. В России работает этический комитет Санкт-Петербургского государственного университета [13, 16]. Он имеет международную аккредитацию, но предметом его деятельности являются только научные исследования с привлечением людей. В Российском психологическом обществе также существует этический комитет. Его основными целями заявлены «повышение уровня образования психологов и клиентов в области профессиональной этики психолога; оказание консультационной помощи психологам по вопросам этического характера, возникающим в процессе их профессиональной деятельности; выражение позиции РПО в ситуациях, связанных с предполагаемыми нарушениями этических норм в деятельности психологов; совершенствование Этического кодекса РПО» [Положение об Этическом].
Принимая во внимание небольшое количество отечественных источников по проблеме, можно порекомендовать специалистам обратиться к изучению опыта работы этических комитетов зарубежных и международных психологических организаций. Одной из них является Американская психологическая ассоциация — крупнейшая и старейшая корпорация психологов в мире, отмечающая в 2017 году свое 125-летие [By the numbers, 2017]. Опыт АПА в области профессиональной этики востребован в России. Так, на VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2017), которая Про а с 10 По]:-', мая 20'1/ |ода |: Мо,|.|:., |:
МГУ им. М.В. Ломоносова, президент АПА профессор Антонио Пуэнте представил доклад, посвященный этике исследований дошкольного детства, отношений детей с педагогами, родителями и сверстниками [4, 5]. Ассоциация также представляла США в качестве страны-партнера конференции.
Этический комитет АПА
Одним из структурных подразделений исполнительной дирекции АПА является Бюро по вопросам этики (APA Ethics Office) [APA Ethics Office]. Его миссия — способствовать развитию и распространению психологической этики. Бюро предлагает психологам образовательные семинары, предоставляет консультации по вопросам этики, и является основным ресурсом для членов ассоциации в разрешении новых этических дилемм. Также оно поддерживает работу Этического комитета (APA Ethics Committee), который входит в список постоянных советов и комитетов АПА [Ethics Committee //].
Основной функцией комитета является рассмотрение заявлений (жалоб) о неэтичном поведении членов ассоциации. Напомним, что этические стандарты психологической деятельности подробно описаны в этическом кодексе АПА (полное название «Этические принципы психологов и кодекс поведения» [Ethical Principles of]), обзор которого был опубликован нами ранее [Орлов, 2016].
Работа этического комитета осуществляется в соответствии с четко сформулированными правилами и процедурами (2016 APA Ethics Committee Rules and Procedures) [2016 APA Ethics], обновленная версия которых действует с 1 марта 2016 года. Они разделены на пять частей, каждая из которых включает в себя разделы и подразделы.
Цели и полномочия Этического комитета
Эти разделы включены в первую часть правил.
Основными целями комитета являются: поддержание этических норм поведения психологов на самом высоком профессиональном уровне, обучение психологов касательно этических стандартов, стремление к защите общественности от вреда со стороны психологов, а также помощь ассоциации в достижении ее уставных целей.
К основным полномочиям комитета относятся:
1) формулировка этических стандартов для принятия их ассоциацией;
2) расследование заявлений о неэтичном поведении членов ассоциации (включая сотрудников), ассоциированных членов, а в некоторых случаях студентов и кандидатов на членство (этим ограничивается юрисдикция комитета);
:) принятие решений по заявлениям о неэтичном поведении;
4) подготовка регулярных отчетов (для Совета директоров АПА) с количественным и качественным анализом проведенных расследований и др.
Правила работы комитета
Во второй части правил определены документы, в соответствии с которыми действует комитет (кроме данных правил и этического кодекса к ним относятся устав и правила ассоциации), а также описан регламент его деятельности. К нему относятся не только частота собраний (по мере необходимости), кворум, выборы и полномочия должностных лиц комитета, но и защита конфиденциальности участников этического расследования и ее ограничения, порядок уведомлений заявителя и ответчика о начале, ходе расследования и принятом окончательном решении. Отдельное внимание уделяется конфиденциальности этической документации, которую ведет комитет, и срокам ее хранения.
Отметим, что комитет ежегодно предоставляет Совету представителей АПА отчет с указанием психологов, потерявших членство в ассоциации из-за неэтичного поведения, а также стандартов этического кодекса, которые они нарушили.
Отдельные разделы посвящены временным ограничениям на подачу жалоб — не более трех лет с момента после того, как предполагаемое нарушение этики произошло или было обнаружено заявителем — членом ассоциации. Исключения составляют заявления студентов или не членов ассоциации (до 5 лет); обвинения в действиях, которые могут причинить существенный вред, например, сексуальное преступление, страховое мошенничество, плагиат и др. (до 10 лет), а также в возможном преступлении против несовершеннолетнего (до 20 лет).
В этой части также рассматриваются и другие вопросы организации работы комитета.
Отказ от сотрудничества с комитетом
Члены ассоциации обязаны сотрудничать с комитетом, выступая в качестве ответчика или привлеченного лица, а отказ сам по себе является нарушением этического кодекса ассоциации (п. 1.06), которое может привести к исключению из АПА.
Санкции и директивы за нарушение этики
В случае признания этического нарушения членом ассоциации комитет может применить по отношению к нему санкции или директивы (требования).
К санкциям по степени увеличения строгости относятся:
1) выговор, который выносится, если нарушение этики имело место, но не причинило вред другому лицу или профессии;
2) порицание, которое применяется, если нарушение причинило несущественный вред другому лицу или профессии;
3) исключение из членов ассоциации, если имело место нарушение этики, которое нанесло существенный вред другому лицу или профессии.
К отдельному виду санкций относится добровольный выход ответчика из членов ассоциации в процессе расследования возможного нарушения. Однако это возможно не всегда и только при соблюдении ряда условий.
К основным директивам, исполнения которых может потребовать комитет от ответчика, относятся:
1) прекращение неэтичного поведения и воздержание от него в дальнейшем; осуществление действий для устранения нарушения этики, защиты интересов ассоциации или общественности;
2) прохождение супервизии или обучения; прохождение диагностики и лечения, если это окажется необходимым.
3) испытательный срок, в течение которого комитет осуществляет контроль за соблюдением ответчиком установленных директив.
Членство в ассоциации
Третья часть правил посвящена случаям, когда Этический комитет участвует в рассмотрении заявлений кандидатов в члены АПА, вопросах о восстановлении утраченного членства в ассоциации или пересмотре членства, которое было получено на основании ложной или мошеннической информации.
Расследование неэтичной деятельности психологов
В четвертой и пятой части правил подробно описаны два типа расследований: рассмотрение причинно-следственной связи и рассмотрение предполагаемого неэтичного поведения.
Первый тип расследования используется в тех случаях, когда другие институты, включая уголовный суд, лицензионный совет и психологические ассоциации штатов, уже предприняли собственные санкции в отношении члена АПА. Например, он был обвинен в уголовном преступлении; был исключен из психологической ассоциации штата или его членство было приостановлено; или его сертификат и лицензия были аннулированы. Расследование со стороны комитета заключается в рассмотрении уже имеющихся доказательств.
Второй тип расследований применяется при получении соответствующей требованиям жалобы о нарушении этического кодекса от членов или нечленов ассоциации, а также в ряде случаев по инициативе самого комитета. Здесь первичное расследование организует сама ассоциация, в ходе которого ответчику предоставляется возможность прокомментировать все доказательства, которые рассматриваются комитетом до вынесения окончательного решения: отклонить жалобу или применить санкции.
В правилах подробно описаны нюансы и процедуры расследований, а также возможности их перевода из одного типа в другой.
Заключение
Проанализировав основные положения работы Этического комитета АПА, можно сделать несколько выводов, касающихся деятельности этических комитетов психологических организаций.
Во-первых, наличия этического кодекса как свода этических норм недостаточно для их поддержания в профессиональном сообществе. Для этого необходима структура-регулятор — этический комитет.
Во-вторых, функционирование этического комитета — это сложный комплексный процесс, включающий большое количество юридических и организационных вопросов, требующий однозначного, конкретного и полного описания правил и процедур деятельности.
В-третьих, такая скрупулезная настройка позволяет комитету, с одной стороны, не нарушать как юрисдикции, так и психологической этики в своих расследованиях, а с другой — достигать основной цели — поддерживать этические нормы деятельности психологов на самом высоком профессиональном уровне и защищать общественность от потенциального вреда.
В-четвертых, этический комитет стремится действовать открыто и прозрачно, при этом соблюдая права всех участников (заявителей, ответчиков и др.).
В-пятых, деятельность этического комитета в целом отделена от других вопросов по распространению психологической этики (образовательной, консультационной, просветительской).
И наконец, этический комитет несет ответственность за свою деятельность перед организацией, частью которой он является, а также обществом, в котором он функционирует. Это отражается в необходимости учитывать законодательную базу государства и регионов, четко определять юрисдикцию комитета. Напомним, что действия Этического комитета Американской психологической ассоциации распространяются только на ее членов.
В заключение можно порекомендовать российским специалистам, занимающимся проблемами психологической этики в образовании, продолжить изучение опыта работы этических комитетов в России и за рубежом, а также создать официальную междисциплинарную исследовательскую группу или бюро по вопросам этики. Их задачами могут стать распространение психологической этики среди педагогов- психологов, анализ этических дилемм в этой области практической психологии, подготовка обновленной версии этического кодекса и положения об этическом комитете. Такая структура может являться частью общественной, исследовательской или образовательной организации.