Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 1. С. 26–36
ISSN: 2658-3100 (online)
Психолого-педагогическое прогнозирование и психопрофилактика в работе педагога-психолога в контексте требований ФГОС и стандартов профессиональной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, психолого-педагогический риск, модель психолого-педагогического прогнозирования, ФГОС, профессиональный стандарт
Рубрика издания: События
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пахальян В.Э. Психолого-педагогическое прогнозирование и психопрофилактика в работе педагога-психолога в контексте требований ФГОС и стандартов профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 26–36. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Pachalian (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Приступая к обсуждению выделенной темы, важно отметить, что здесь, как и ранее, в моих предыдущих работах (см., например, [7]), термин «практическая психология» обозначает особый вид прикладной деятельности психолога. Он направлен на решение конкретной профессиональной задачи, которая предполагает непосредственное применение имеющегося арсенала психологии для оказания психологической помощи людям (персоналу, сотрудникам, детям и др.). Причем, в соответствии с требованиями той или иной сферы их жизни и деятельности, где происходит их развитие, реализуются их потребности, осуществляются различные функции и т. п.
Такая помощь оказывается на основании запроса, требований заказчика/администрации через непосредственное взаимодействие специалиста с теми, кто нуждается в ней. Специфика деятельности практического психолога проявляется в соотнесении в каждом конкретном случае цели и предмета профессиональной деятельности с требованиями той сферы, которую он обслуживает, требованиями тех, чей запрос он выполняет [2, 4, 7].
С одной стороны, это всегда определённое ограничение профессиональных возможностей, а с другой — направление профессиональной деятельности в сторону конкретных запросов практики, её реальных потребностей. Это позволяет как открывать / обнаруживать специфику обслуживаемой практики, так и расширять и углублять представление о ней.
Как следствие, в практической психологии реализуются несколько аспектов профессиональной деятельности психолога: научный, прикладной, организационный и, собственно, практический [3]. В таком контексте построение методологии психологической помощи возможно на основе специфики выделения предметного поля самой практической психологии, её особого содержания. Ранее мы уже отмечали, что «превращение» психологического знания в содержание задач, которые ставит конкретная практика, использование всего ресурса объективных, научных данных в содержании каждого вида работы практического психолога — вот то, что принципиально отличает именно их (этих видов) содержание [6].
Наше обсуждение проблемы места и роли психолого-педагогического прогнозирования в работе практического психолога образования будет опираться на то, что системообразующим видом деятельности практического психолога образования является психологическая профилактика [7]. Соответственно, недостатки в психопрофилактической работе сказываются на эффективности действия — как всей Службы практической психологии, так и отдельных видов профессиональной активности, в неё включённых.
Очевидно, что профилактика невозможна без прогноза. Прогнозирование — неотъемлемая часть обеспечения психопрофилактической работы, так как оно направлено на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Н.Е. Подгайский [8], проанализировав мнения разных учёных и практиков, отмечает, что можно выделить два больших класса взглядов на психолого-педагогическое прогнозирование:
1) прогнозирование — предсказание будущего ребенка;
2) прогнозирование — хорошо тренированная антиципация педагога.
При этом он обращает внимание на то, что оба эти класса мнений имеют общие недостатки: не дают понятия о том, для чего нужно прогнозирование или для чего нужно знать будущее ребенка, как и о том, на основе чего делается прогноз. По его мнению, существующие определения не являются операциональными, пригодными к использованию в практике. Опираясь на точку зрения Б.С. Гершунского, где под педагогическим прогнозированием понимается «специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной системы» [10], Н.Е. Подгайский приходит к выводу о том, что целью психолого-педагогического прогнозирования является оптимизация педагогического процесса.
Это мнение можно дополнить другими утверждениями, уточняющими содержательные характеристики этого понятия. В частности, утверждениями, что:
1) научно обоснованное педагогическое прогнозирование обеспечивает совпадение ожидаемых результатов проекта с реальными и позволяет учесть его социальные последствия;
2) его субъектом является педагог;
3) оно направлено на определение наиболее вероятных тенденций развития субъектов и объектов образовательного процесса и проявляется как реализация педагогом профессиональной функции прогнозирования [11].
Понятно, что педагог-психолог, как участник совместной профессиональной деятельности всего персонала образовательного учреждения, имеет свой функционал, определяемый спецификой содержания предметного поля практической психологии. В частности, занимаясь психопрофилактической работой, он соучаствует в оптимизации педагогического процесса. Очевидно, что последнее предполагает присутствие среди его профессиональных качеств способности прогнозирования, навыков и умений его организации и реализации.
О важности прогноза и наличия способности прогнозирования в образовании пишут многие исследователи и практики [1, 3, 5, 8, 11, 13, 14 и др.]. Логично предположить, что все участники образовательного процесса обладают достаточной профессиональной подготовкой к такого рода деятельности, и одним из критериев их профессионализма является её (способности) наличие. Так ли это в условиях действия существующих образовательных стандартов и внедрения стандартов профессиональной деятельности? Отражено ли это в их содержании?
Сегодня профессиональная подготовка и деятельность специалистов в РФ регулируются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и стандартами профессиональной деятельности (ПС). Первые определяют содержание подготовки специалиста и дают возможность нам понять те ресурсы его образования, которые должны были обеспечить его готовность к тому или иному виду работы.
Опираясь на вышеизложенное, попробуем в контексте обсуждаемой темы охарактеризовать то, что в настоящее время положено в основание работы практического психолога, отражено в требования ФГОС разных квалификаций и стандартах профессиональной деятельности по практикоориентированным психологическим специальностям.
Анализ содержания ФГОС по практикоориентированным психологическим специальностям показал, что, к сожалению, выделенная нами выше способность прогнозирования, профессиональные навыки и умения его организации и реализации в большинстве случаев слабо представлены. Об этих характеристиках будущих специалистов вкратце упомянуто только во ФГОС 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация магистр); чуть более и конкретнее — в ФГОС 050407 «Психология девиантного поведения» и ФГОС 030301 «Психология служебной деятельности» (специалитет).
В частности, в разделе 5.2. ФГОС 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация магистр) среди профессиональных компетенций выпускника (ПК) выделено, что он должен обладать: «способностью анализировать и прогнозировать (здесь и далее понятие «прогнозирование» выделено мной — В.П.) риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7).
Гораздо чаще и конкретнее о таких качествах написано в ФГОС 050407 «Психология девиантного поведения». В частности, здесь об этом упоминается в разделе 4, где даются характеристики профессиональной деятельности специалистов:
— «Область профессиональной деятельности специалистов включает: решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения, сопровождения детей и подростков группы риска, коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением, психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования»;
— «Специалист по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
— в области воспитательной (социально-педагогическая) деятельности:
<> — программирование и прогнозирование процессов воспитания, социализации и развития личности на основе всестороннего анализа социальнопедагогической ситуации...».
При этом обратим внимание, в отличие от ФГОС 050400 «Психолого-педагогическое образование», эти качества не входят в число профессиональных компетенций будущего специалиста по этому направлению подготовки.
Во ФГОС 030301 «Психология служебной деятельности» выделенные нами характеристики будущих специалистов упомянуты в двух разделах. В частности, об этом написано в разделе 4, где даются характеристики профессиональной деятельности специалистов:
«4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
<> — определени е профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу (в правоохранительные органы, военную службу), учебу (в ведомственные образовательные учреждения, в которых предусмотрена служба в правоохранительных органах и (или) военная служба), перемещаемых по службе на другие должности, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач...».
А в разделе 5.2. среди профессиональных компетенций выпускника (ПК) выделено, что он должен обладать:
«...в практической деятельности:
< > — способностью описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);
< > — способностью проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий (ПК-9).».
Когда мы знакомимся с содержанием утверждённых стандартов профессиональной деятельности, то видим, насколько хуже здесь обстоят дела с обсуждаемыми характеристиками в отношении практикоориентированных психологических специальностей, направленных на оказание психологической помощи. Их пока две: «Психолог в социальной сфере» и «Педагог-психолог».
К сожалению, о способности прогнозирования, о профессиональных навыках и умениях его организации и реализации конкретно упомянуто только в первом стандарте — «Психолог в социальной сфере». В частности, в разделе «3.1.8. Трудовая функция. Разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения» выделены трудовые действия, связанные с обсуждаемой темой: «Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании».
Во втором стандарте профессиональной деятельности прямо нигде не указывается на такие качества, хотя само содержание предметной области специалиста «Педагог-психолог» предполагает наличие требований к обсуждаемым здесь характеристикам профессионала в данной области (это видно по контексту).
В частности, когда в разделе «Трудовые функции» написано: «...разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ...», то очевидно — «проектирование образовательной среды» невозможно без способности прогнозирования. То же самое касается и «психологической экспертизы», где трудовая функция «Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды» не может быть реализована без наличия профессиональной способности к прогнозированию.
Вернёмся к нашему предположению , что все участники образовательного процесса, тем или иным образом, обладают достаточной профессиональной подготовкой к такого рода деятельности, и одним из критериев их профессионализма является наличие способности к прогнозированию, профессиональных навыков и умений его организации и реализации. Материал, который мы уже обсудили, показывает, что в практикоориентированных психологических специальностях это не совсем так. Если же предполагается совместная работа практического психолога и педагога, то важно понимать, насколько отмеченный критерий отражён во ФГОС и ПС собственно педагогической деятельности.
В ФГОС 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистр) в разделе 4, где характеризуется профессиональная деятельность будущего специалиста, мы можем прочитать:
«Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
< > проектная деятельность:
— проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
— проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
— проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
— проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры...».
В разделе 5, где отражены требования к результатам освоения программы магистратуры, мы читаем следующее:
«5.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры...
< > проектная деятельность:
— способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
— готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
— способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
— готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10).».
Получается, что при подготовке будущего педагога важнейшие составляющие, которые обеспечивают возможность прогнозирования, занимают значительное место. Способность к прогнозированию косвенно представлена в отдельном виде профессиональной деятельности — «проектной деятельности».
Теперь важно определить насколько этот аспект отражён в стандарте профессиональной деятельности «Педагог». В разделе 2 мы можем прочитать следующее:
«Обобщенные трудовые функции
А — Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Б — Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ...».
А в разделе 3, где раскрываются характеристики обобщенных трудовых функций, мы видим следующее:
«3.1. Обобщенная трудовая функция:
— Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования...».
Представленное выше показывает, что «педагог-психолог» и «педагог» находятся в неравных условиях профессиональной подготовки к совместной деятельности по психолого-педагогическому прогнозированию. Очевидно, что при разработке ФГОС и ПС каким-то образом «выпал» важный аспект организации такой работы — необходимость учитывать совместную деятельность всех специалистов образовательного учреждения, направленную на общую для них цель, отражённую в Законе об образовании:
«.1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
— > 31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность...» (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации». Глава 1. Статья 2).
Становится очевидным, что при модернизации имеющихся или подготовке новых ФГОС и стандартов профессиональной деятельности потребуется такая организация деятельности разработчиков, в которой будут учтены выше отмеченные недостатки и созданы возможности преодоления имеющейся несопряжённости содержания работы тех, кто по определению обязан участвовать в совместной работе по определённым видам профессиональной деятельности.
Выше мы уже отмечали, что профилактика невозможна без прогноза, а прогнозирование — неотъемлемая часть обеспечения психопрофилактической работы. Для установления всех ресурсов, обеспечивающих психолого-педагогическое прогнозирование, обратимся к тому, как представлен в ФГОС и ПС по практикоориентированным психологическим специальностям такой вид работы, как психологическая профилактика.
Здесь важно не забывать и о том, что и ФГОС, и ПС не могут игнорировать ранее вышедшие документы, в которых определены цели и задачи Службы практической психологии. В частности, когда мы говорим о практической психологии образования, то по умолчанию ориентируемся на то, что отражено в ныне действующем Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ МО РФ №636 от 22.10.99). Если же говорить о регионах — то на соответствующие документы региональных министерств образования, департаментов образования и т. п. В частности, в г. Москве — на Приказ №553 Департамента образования г. Москвы от 14 мая 2003 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы». Кроме того, есть множество нормативных и методических материалов, в которых психопрофилактическая работа занимает важное место (подробнее см.: http://www.rospsy.ru/node/449).
Напомним то, что касается непосредственно психопрофилактики в первом документе (Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации):
— в разделе II Основные задачи и содержание работы Службы в п. 1. в числе задач Службы выделяется «профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка»;
— в п. 3. написано следующее: «Основные виды деятельности Службы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование».
В «Положении о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы» также есть то, что касается психопрофилактической работы. В частности, в п. 2.2. в числе задач Службы выделяется «— консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения». В п. 2.3., где определены основные направления деятельности Службы, психопрофилактика (п. 2.3.1.) стоит на первом месте и её содержание подробно раскрывается в п. 2.3.2.
Теперь можно перейти к обсуждению содержания действующих сегодня ФГОС. Начнём с направления подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Здесь на уровне квалификации «Бакалавр» в разделе 4 (подраздел 4.3.), где выделяются виды профессиональной деятельности, «психологической профилактики» (или чего-нибудь подобного) нет. Надежду на то, что его можно включить сюда, даёт следующий текст: «Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей».
Определённые основания для уверенности, что психопрофилактика неявно, но всё-таки входит в виды работы специалиста, дают тексты пункта 4.4, где в числе задач, к решению которых готовят специалиста, выделяются:
— — участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
— создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
— работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении;
— создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности....» и т. п.
На уровне квалификации «Магистр» в разделе 4 (подраздел 4.3.), где выделяются виды профессиональной деятельности, «психологической профилактики» (или чего-нибудь подобного) тоже нет. Как и в случае, указанном выше, надежду на то, что его можно включить сюда, даёт опять уже цитируемый выше текст о том, что конкретные виды профессиональной деятельности определяются совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Определённые основания для уверенности, что психопрофилактика неявно, но всё-таки входит в виды работы специалиста, дают опять же тексты пункта 4.4, где в числе задач, к решению которых готовят специалиста, выделяются:
— «.участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
— осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов;
— разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
— профилактика отклонений в психическом развитии детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, двигательной, интеллектуальной и эмоциональной сфер.».
В контексте обсуждаемой темы гораздо больше материала по психопрофилактике мы находим в ФГОС по направлению подготовки 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», где уже в подразделе 4.1. при перечислении задач специалиста мы находим такие, как:
— «.предупреждение безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;
— профилактика правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и других учреждений и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении.».
Однако само употребление понятия «профилактика» здесь, к сожалению, не связано с предметной областью практической психологии.
Как и во всех вышеописанных случаях, в разделе 4.3., где выделяются виды профессиональной деятельности, «психологической профилактики» (или чего-нибудь подобного) нет. Как и во всех указанных случаях, остаётся надеяться на то, что ее можно включить благодаря наличию текста о том, что конкретные виды профессиональной деятельности определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями. Хотя далее мы всё же находим то, что даёт возможность судить о наличии такого вида работы, как «психологическая профилактика»: в пункте 4.4., где сформулированы профессиональные задачи специалиста, мы читаем:
— «.разработка и психолого-педагогическое обоснование программ профилактики девиантного поведения в детско-подростковом возрасте, организация системы мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения несовершеннолетних;
— общая профилактика правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, отрицательно влияющими на детей.».
Признаки того, что специалист данного направления всё же будет вынужден заниматься психологической профилактикой, мы находим и в разделе 5 (п. 5.2.), где представлены профессиональные компетенции, которыми он должен обладать. Здесь мы видим, что специалист данного направления должен обладать:
«.способностью проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по их обучению, воспитанию, содержанию, отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, осуществлять мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПК-16)».
Здесь даже есть Специализация №3, обозначенная как «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения», где, в частности, выделяется, что специалист должен обладать «.. .способностью применять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями (ПСК-3.5).».
Далее рассмотрим содержание ФГОС по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология». Здесь понятие «психологическая профилактика» не упоминается ни в видах профессиональной деятельности, ни в профессиональных задачах, которые должен решать специалист. Но в разделе 4 (подраздел 4.4.) в числе задач просвещения есть такая, в которой упоминается понятие «профилактика»:
«...подготовка и презентация программ раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости, синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), школьного насилия)».
Это даёт надежду на то, что такой вид работы можно включить в профессиональную деятельность специалиста в области клинической психологии.
В ФГОС по направлению подготовки 030301 «Психология служебной деятельности» мы опять видим то, что уже обсуждалось: в разделе 4 (подраздел 4.3.), где выделяются виды профессиональной деятельности, «психологической профилактики» (или чего-нибудь подобного) нет. Но есть надежда на то, что ее можно включить сюда в подраздел 4.4., где сформулированы профессиональные задачи специалиста. Здесь нет понятия «психологическая профилактика», но есть задача, решение которой неявно предполагает именно этот вид деятельности:
«предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации».
Надежду на то, что «психологическая профилактика» всё же входит в компетенцию будущего специалиста данной квалификации, даёт раздел 5, где определены компетенции, которыми должен обладать выпускник. Здесь отмечается, что в педагогической деятельности он должен обладать:
«.способностью разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации (ПК-14)».
Всё это показывает, что разработчики ФГОС либо игнорируют те нормативные источники, в которых психологическая профилактика выделяется как вид профессиональной деятельности, либо не считают, что такой вид работы входит в компетенцию специалиста в области практикоориентированных психологических специальностей. В этом смысле можно уверено говорить о том, что в ближайшее время придётся пересматривать и перерабатывать все ФГОС, так как это уже диктует утверждение и вступление в силу профессиональных стандартов (ПС). Можно надеяться на то, что те, кто будет организовывать такую работу, создадут некую унифицированную модель, позволяющую избежать «выпадения» тех или иных видов профессиональной деятельности из конкретных ФГОС, так же как и раскрывать подробное содержание тех задач, которые решаются в данном виде работы.
Теперь рассмотрим, что же нам дают уже утверждённые профессиональные стандарты по практикоориентированным специальностям в области психологии.
Начнём с ПС «Педагог-психолог». Здесь в разделе II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» не только выделена психопрофилактика, но и в скобках дано пояснение её содержания: «профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях». Этот вид работы раскрывается в разделе III подраздел 3.1.7. (см. табл. 1).
Также этот вид работы представлен в разделе III подраздел 3.2.2., где раскрывается специфика основного содержания работы по психологической профилактике нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Далее рассмотрим ПС деятельности специалиста «Психолог в социальной сфере». Здесь мы тоже видим, что в разделе II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» психопрофилактика отдельно не выделена, но она неявно присутствует в такой функции, как «разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения». Этот вид работы раскрывается в разделе III подраздел 3.1.8. (см. табл. 2).
Как видно из представленных в таблицах текстов, здесь тоже нет единства как в формулировке самой функции, так и в описании её содержания. С одной стороны, его (единства) и не должно быть в принципе, так как содержание всегда будет связано со спецификой сферы, в которой реализуется данный вид работы практического психолога. Однако, сравнивая эти два стандарта профессиональной деятельности по критерию их соответствия специфике содержания деятельности практического психолога, трудно не заметить, что в ПС «Педагог-психолог» содержание трудовых действий не только точно конкретизировано, но и отражает специфику предметного поля практической психологии.
Трудовые действия |
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию) Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения |
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде |
Необходимые знания |
Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи Современные теории формирования и поддержания благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива |
Табл. 1. Психологическая профилактика
Необходимые знания |
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе |
Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии) |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Табл. 1. Психологическая профилактика (окончание)
Трудовые действия |
Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании |
Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании |
|
Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения |
|
Консультирование населения по проблемам психологического здоровья |
|
Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения |
|
Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ |
|
Учет проведенных работ |
|
Необходимые умения |
Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы |
Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения |
|
Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы |
|
Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы |
Необходимые умения |
Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения |
Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья |
|
Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья |
|
Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением |
|
Вести документацию и служебную переписку |
|
Необходимые знания |
Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии |
Основы профилактики асоциальных явлений в обществе |
|
Методы и технологии управления современными рисками |
|
Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы |
|
Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг |
|
Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии |
|
Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений |
|
Документоведение |
Табл. 2. Разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
В то время как в ПС деятельности специалиста «Психолог в социальной сфере» содержание трудовых действий слабо связано со спецификой предметного поля практической психологии и скорее отражает организационные и социальные аспекты этой деятельности, чем сугубо профессиональные, собственно психологические.
Итак, завершая наше обсуждение темы, посвящённой психолого-педагогическому прогнозированию в работе практического психолога, мы можем констатировать следующее.
1. Несмотря на достаточно широкое и глубокое обсуждение проблемы места и роли прогнозирования в работе специалистов, обеспечивающих развитие личности, такое комплексное профессиональное качество, как:
— способность прогнозирования,
— профессиональные навыки и умения прогнозирования,
— умение обеспечить и реализовать процесс прогнозирования слабо представлены в действующих ФГОС и внедряемых стандартах профессиональной деятельности по практикоориентированным психологическим специальностям.
2. Содержание ФГОС по психолого-педагогическому направлению и стандартам профессиональной деятельности по специальностям «Педагог-психолог» и «Педагог» не сопряжены по тем видам работ и функциям, которые предполагает их совместная деятельность в образовательных учреждениях, определённая Законом об образовании. Изначально обучающиеся по этим специальностям находятся в неравных условиях профессиональной подготовки к совместной деятельности по психолого-педагогическому прогнозированию. Необходимо определиться со следующим: если «Педагог» — системообразующий элемент педагогического процесса, то содержание ФГОС и ПС специалистов, взаимодействующих с ним, должно быть сопряжено как по основным видам профессиональной деятельности, компетенциям, так и по характеристикам обобщённых трудовых функций.
3. В области практической психологии образования существует острая необходимость в разработке модели психолого-педагогического прогнозирования, на основе которой становятся возможными действия специалистов (лиц, ответственных за обучение и воспитание личности), приводящие к желаемому и профессионально необходимому результату, к возможности управления педагогическими и психологическими рисками.
4. Преодоление трудностей, связанных с реализацией задач, решаемых отечественными практическими психологами, в настоящее время во многом определяется решением ключевых вопросов методологии этой области психологии и подготовки специалистов для практической работы.
5. Проведённый анализ содержания стандартов профессиональной деятельности показывает, что требуется пересмотр в целом ФГОС по практикоориентированным психологическим специальностям. В новых образовательных стандартах прогнозирование и психологическая профилактика должны быть представлены достаточно полно по всем направлениям в соответствии со спецификой предметного поля практической психологии.
6. Концепция профессиональных стандартов (ПС) и их нормативные основания позволяют постоянно совершенствовать сами ПС. В этом плане проведённый анализ показывает, что ПС уже нуждаются в переработке. Поэтому тем, кто будет этим заниматься в области практикориентированных специальностей, связаных с психологией, придется привести в соответствие друг с другом следующие параметры:
— содержание трудовых действий, выделенных и описанных в рамках каждой из специальностей;
— необходимые навыки и знания;
— специфику предметного поля практической психологии.
7. Приведение ФГОС и ПС в соответствии со спецификой предметного поля практической психологии позволит специалистам точно определиться с содержанием основных видов работ; методологией и методикой их реализации. А также — позволит успешно справляться со всеми профессиональными задачами, которые специалисты решают в той или иной сфере человеческой деятельности, в тех или иных учреждениях, полностью и эффективно удовлетворять все запросы заказчиков психологических услуг.
Литература
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика. — Киев, 1986. — 197 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. — М.: МПСУ, 2014.
- Еровенко В.Н., Бондаренко Н.Ю. Проектирование и прогнозирование в современной педагогике // Развитие образования, пеадгогики и психологии в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Выпуск II. — Воронеж, 2015. — С. 161–164.
- Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1. — №2.
- Захаров А.В. Формирование прогностических умений студентов педагогического ВУЗа (на материалах изучения дисциплин психолого-педагогического цикла): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Новокузнецк: Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2009. — 24 с.
- Пахальян В.Э. Психодидактические аспекты подготовки практических психологов // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №1. — С. 7–13.
- Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: методология и организация. — М.: ПерСэ, 2003; Саратов: Вузовское образование, 2015.
- Подгайский Н.Е. Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения первоклассников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2011.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Сфера, 2000. — С. 62–70.
- Прогнозирование в образовании: теория и практика / Под ред. Б.С. Гершунского. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
- Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика: Дисс. ... доктора пед. наук. — Челябинск, 2006. — 380 с.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. — СПб: Речь, 2003.
- Цирель С.В. Прогнозирование и прогноз // История и Математика: концептуальное пространство и направления поиска. — М., 2007. — 272 с.
- Шеховцова Т.С., Ромаева Н.Б. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей педагогическому прогнозированию // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2012. — №4. — С. 68–74.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1153
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1148
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8