Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

685

Аннотация

В статье раскрывается понятие психолого-педагогической компетентности родителей, поставлены задачи повышения уровня психологической грамотности родителей через психологическое просвещение, развитие умений родителей применять психологические знания в практике взаимодействия с ребенком и организации сотрудничества родителей с педагогическими работниками.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень психологической грамотности, психологическое просвещение родителей, психологическое консультирование, взаимодействие и сотрудничество родителей и школы

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умняшова И.Б., Новикова Г.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 14–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Umnyakova_Novikova (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

Ребенок, как известно, развивается под влиянием различных факторов: наследственности, семьи, ближайшего общества, которое окружает человека. Семья, в частности родители (законные представители), играет одну из самых важных ролей в формировании и развитии ребенка на всех ступенях его взросления. Особенно велико влияние родителей в то время, когда ребенок ещё материально, физически и психологически зависит от семьи и, в частности, от своих родителей. С самого детства ребенок «впитывает» все навыки взаимодействия своих родителей или ближайшего окружения и копирует их в своих взаимоотношениях с окружающими. От тех способов, какими родители справляются не только с воспитанием ребенка, но также и со своим личностным развитием, зависит гармоничное формирование личности ребенка.

Часто родители обращаются к педагогам-психологам с просьбой помочь им «переделать ребенка», изменить его в лучшую сторону. Но далеко не каждый родитель способен признаться, что начинать работу необходимо с самих себя. Основная цель психологической помощи родителям (законным представителям), обратившимся за консультацией в психологическую службу образовательной организации или психологический центр, — развитие у них психолого-педагогической компетентности. Той, которая способствует формированию у родителей готовности самостоятельно и конструктивно справляться с возникающими сложностями во взаимоотношениях с детьми, а также предупреждать и предотвращать возникновение ситуаций, препятствующих гармоничному развитию личности ребенка [12].

В научно-практической литературе под компетентностью понимается способность применять знания и умения в практической деятельности. В национальной педагогической энциклопедии компетентность трактуется как «характеристика личности, подразумевающая совокупное обладание теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками общения, ориентацией в системе ценностей и т. д.» [3].

Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» подчеркивает, что компетентность включает в себя не только способности, но и подразумевает также наличие внутренней мотивации, которая не входит в понятие способности как таковой. Нам близка позиция ученого, который говорит о существовании видов компетентности, без которых люди не могут успешно управлять своей жизнью. К ним относятся взгляды, представления, ожидания и мотивации, необходимые для понимания и эффективного вмешательства в социо-политико-экономические процессы [11]. С точки зрения авторов статьи, психолого-педагогическая компетентность относится к видам компетентности, наличие которой у родителей (законных представителей) может повлиять на построение конструктивных отношений этих самых родителей с их детьми, что является одним из важнейших условий полноценного развития ребенка на всех этапах его взросления.

В научно-практической литературе под психолого-педагогической компетентностью понимается такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [2]. Несмотря на то, что данный термин рассматривается в литературе преимущественно как способность, свойственная педагогам и психологам, во всех определениях есть сходство: под психолого-педагогической компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков по психологии (И.С. Якиманская, Н.В. Анд­ронова, М.А. Холодная, Н.В. Кузьмина, ТН. Щербако­ва и др.).

Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, в том числе родителей (законных представителей) обучающихся, является одним из психолого-педагогических условий реализации Федерального государственного стандарта общего образования [7, 8, 9].

В профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» выделены следующие необходимые умения специалиста в области работы с родителями:

— умение разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся; владение приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации [10].

Нормативные документы, которые регламентируют деятельность специалистов в области психологического сопровождения образовательного процесса, однозначно указывают, что педагогу-психологу образовательной организации или психологического центра необходимо организовывать работу, направленную на развитие и повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней образования (дошкольного, начального, основного, среднего общего).

Основные задачи, связанные с развитием психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей):

1. Повышение уровня психологической грамотности (расширение представлений в области психологических знаний) через психологическое просвещение по следующим общим вопросам: — особенности когнитивного и личностного развития детей и подростков в различные возрастные периоды (кризисы, новообразования и ведущая деятельность возрастных периодов);

—    социальная ситуация развития и роль ближайшего окружения (в частности, семьи, родителей) в становлении личности и психическом развитии ребенка;

—    особенности развития детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с различными видами ограниченных возможностей здоровья, детей-мигрантов, детей в трудной жизненной ситуации);

—    особенности построения конструктивного и эффективного взаимодействия и сотрудничества ребенка и родителя (законного представителя).

Важными являются следующие частные темы для просветительской работы с родителями:

—    профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков, в которую входит знакомство родителей с возможностями современной компьютерной техники в обучении и развитии детей, знакомство с нормами эргономики и здоровьесбережения, признаки возникновения компьютерной зависимости, правила безопасности при работе в Интернете и др.;

—    роль родителей в мотивации школьников к учебной деятельности. Этот вопрос является самым часто задаваемым на родительских собраниях, так как родителей приводит в замешательство и пугает нежелание детей учиться, выполнять конкретные задания или даже посещать школу. В таких ситуациях родители чувствуют свою несостоятельность и беспомощность и очень нуждаются в квалифицированной психологической помощи;

— выработка правильных средств воспитательного воздействия на детей со стороны родителей, а именно: средств поощрения и наказания. Здесь помогает и общая теория, оформленная в краткие справочники или презентации, и обмен опытом между родителями, то есть презентация положительного опыта семей, где родители нашли правильный выход из сложных воспитательных ситуаций;

— положительные примеры и ошибки в воспитании детей, которые совершают современные родители, главная из которых — игнорирование эмоциональных потребностей детей, неадекватные требования и средства воздействия и др. Для организации процесса рефлексии у родителей должны быть как положительные, так и отрицательные примеры родительского поведения (см., например, [4]);

— неформальные молодёжные объединения и рискованное поведение подростков. Для родителей подростков, которые стали членами неформальных молодежных объединений, требуется специальная разъяснительная работа, направленная на то, чтобы восстановить доверие между членами семьи и помочь принять взвешенные решения, связанные с организацией времяпрепровождения подростков и отношением к этой деятельности со стороны родителей. Особого внимания специалистов и родителей заслуживает тема рискованного поведения и суицида среди детей и подростков, необходимо доводить до сведения родителей список прямых и косвенных признаков, по которым можно определить рискованное поведение и склонность подростка к суициду [6].

Психологическое просвещение также может затрагивать вопросы информирования родителей о возможности получения дополнительной помощи семье: контактная информация и перечень услуг, предоставляемыхслужбами социальной, медицинской и психологической помощи населению конкретного региона, оказываемых безвозмездно (бесплатно) или на условиях договора (платные услуги) (см. файл «Умняшова. Новикова. Приложение 1. Чем семья может помочь ребенку в начальной школе» в электронной версии журнала на CD-диске).

2. Повышение способности применять психологические знания в реальной практике взаимодействия с ребенком, развитие практических способностей. Данная задача решается через психологическое консультирование и/или развивающие формы работы.

Основные вопросы, которые могут решаться в процессе психологического консультирования: — психологические проблемы, связанные с обучением, воспитанием, развитием, самоопределением обучающихся;

—    причины отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков и способы адекватного реагирования со стороны родителей (законных представителей) с целью минимизации / предотвращения проявления данных форм поведения;

—    проблемы взаимоотношений родителей (законных представителей) с детьми и подростками, построение эффективных детско-родительских отношений;

—    создание условий в семье ребенка, способствующих их успешной адаптации, социализации, личностному и социальному развитию, конструктивному преодолению кризисных периодов в жизни ребенка.

Основная цель психологического консультирования родителей (законных представителей) заключается в создании условий для анализа сложившейся в семье ситуации и совместном поиске ресурсов, способствующих минимизации или полному прекращению форм поведения родителей, вызывающих или подкрепляющих те или иные формы поведения ребенка. Безусловно, множество проблемных ситуаций, связанных с поведением и развитием ребенка, могут привести к обсуждению личностных особенностей родителей (законных представителей) или ситуаций, связанных с взаимоотношениями в семейной системе, что не является зоной профессиональной компетентности психолога образования.

В этом случае крайне важно объяснение обратившимся за психологической консультацией родителям этических принципов работы психолога образования [15] и информирование клиентов о возможности получения индивидуальной или семейной психотерапевтической помощи.

Для педагогов и педагогов-психологов, которые занимаются индивидуальными психологическими консультациями родителей, важно понимание уникальной семейной ситуации, с которой они имеют дело. Мы имеем ввиду высокий профессионализм специалиста, который проявляется в умении использовать методы диагностики семейных отношений, наблюдение за взаимодействием между членами семьи во время беседы, умение построить конструктивный диалог с родителями и детьми [5].

Основная задача психологической развивающей работы заключается в создании условий для развития у родителей (законных представителей) практических навыков самостоятельного конструирования собственного поведения. Развивающие занятия могут проходить в форме практических занятий, тренингов, мастер-классов, групп по обмену опытом, круглых столов, дискуссий и т. д. [14] (см. файл «Ум- няшова. Новикова. Приложение 2. Родителю о семейном воспитании» в электронной версии журнала на CD-диске).

Форм развивающей работы с родителями школьников существует достаточно много. Заинтересованный специалист может приготовить для практической работы с родителями различные материалы: стенды, газеты, информационные листки, сценарии игр и праздников, которые педагог-психолог может сделать средствами просветительской работы, — ведь необходимо работать с родителями, говоря с ними на одном языке.

Для конструктивного диалога в настоящее время используются вебинары для родителей, которые организуют родительские активы на базе образовательных организаций. Но особую роль в развивающей работе играют упражнения, которые родители и дети выполняют вместе. Для организации упражнений разработаны тетради, которые заполняют родители и дети в течение учебного года. Причём в этих тетрадях содержатся упражнения, направленные на совместное творчество, на ведение этической беседы, решение спорных вопросов и разрешение семейных конфликтов [1].

В настоящее время педагоги-психологи нередко используют и активные методы социально-психологического обучения для коррекции родительско-детских отношений, например, ролевые игры или метод психодрамы. В ролевых играх моделируются взаимодействия «взрослый — ребёнок», в результате чего родители приобретают опыт не только мыслящего субъекта, но и чувствующего и активно действующего, включённого в события, близкие к реальным.

Нам известен опыт проведения телесно-ориентированных тренингов для детей и родителей. Телесно­ориентированный тренинг направлен на устранение дефицита материнской любви у неуспевающих школьников, у которых сформировалась школьная фобия. При этом изначально матери не могли своим детям оказывать психологическую поддержку.

Занятия проходят в формате закрытой группы, один раз в неделю в течение нескольких месяцев; проводятся упражнения типа «Мать и дитя», «Обмен ролями», совместное рисование и др. Для такой работы потребуется большое количество ресурсов: административных, профессиональных и материальных: необходимо оборудованное помещение, специальная медицинская и психофизиологическая техника, позволяющая измерять уровень тревожности у детей и у их матерей, но самое главное — необходим специалист, который сможет проводить занятия, в которых предполагается сильная эмоциональная экспрессия.

3. Сотрудничество родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников (педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов) по вопросам создания развивающей среды и адекватных психолого-педагогических условий в урочной и внеурочной деятельности. Одним из вариантов такого сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательной организации, актуальный для проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные школьники, ученики-мигранты, дети и подростки в трудных жизненных ситуациях и /или демонстрирующие отклоняющееся поведение) [13].

Участие родителей (законных представителей) обучающихся в работе школьного консилиума способствует быстрому сбору необходимой диагностической информации об особенностях развития ребенка и его поведении в домашних условиях, а также разработке эффективного образовательного маршрута для ребенка, предполагающего разделение зон ответственности между родителями и педагогическими работниками. А также — совместное обсуждение ресурсов семьи и образовательной организации по созданию необходимых психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка.

Участие родителей (законных представителей) обучающихся в подавляющем большинстве случаев способствует развитию у них психолого-педагогической компетентности, так как в процессе обсуждения вариантов условий, необходимых ребенку для развития и/или коррекции трудностей в обучении, родители знакомятся с психолого-педагогическими рекомендациями специалистов — участников консилиума, имеют возможность задать интересующие их вопросы и получить консультацию по вопросу их личного участия в вопросах коррекции и/или профилактики обсуждаемой на консилиуме ситуации.

Учитывая то, что в современной редакции закона «Об образовании в РФ» родители наряду с педагогами и учениками являются субъектами образовательного процесса, их привлечение ко всем мероприятиям, проводимым в образовательной организации, становится обязательным. Социокультурная ситуация, в которой развиваются отношения между педагогами и родителями, способствует объединению и поиску совместных решений в определении целей и результатов обучения и воспитания школьников. Без участия родителей не обходятся досуговые и спортивные мероприятия, экскурсии и туристические поездки. Актуальны семинары по нравственно-правовой тематике, здоровьесбережению и безопасности образовательной среды. Все эти ситуации педагог-психолог может использовать для диалога с родителями школьников, пропагандировать психологические знания и культуру внутрисемейного поведения.

Авторы статьи убеждены, что представленный перечень вариантов развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся активно реализуется специалистами Службы практической психологии образования во всех регионах РФ. Мы приглашаем всех коллег поделиться практическим опытом в этой области. Московское отделение Федерации психологов образования России информирует о подготовке сборника, посвященного данной проблеме. Тематика рубрик, требования к оформлению статей, сроки подачи материалов описаны в Информационном письме, размещенном на диске, приложенном к данному журналу (см. файл «Умняшова. Новикова. Приложение 3. Информационное письмо» в электронной версии журнала на CD-диске).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Васина Е.Н., Барыбина А.В. «Я и Ты», «Ты и Я» — арт-альбомы для семейного консультирования. Комплект (2 арт-альбома+ методическое пособие). — М.: Генезис, 2010.
  2. Емельянов Ю. И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. — М., 1985
  3. Национальная педагогическая энциклопедия. — [Электронный ресурс] URL: http://didacts.ru/termin/kompetentnost.html#item-9974 (дата обращения: 15.01.2017).
  4. Новикова Г.В. Почти забытый образ детства // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2011. — №1. — С. 115–120.
  5. Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика // Справочник педагога-психолога. — Школа. — 2011. — №1. — С. 73–79.
  6. Новикова Г.В. Содержание и формы просветительской работы с родителями школьников // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»: Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. 27–29 января 2010 г. — М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. — С. 120–122.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1643.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645.
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”».
  11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. — М., 2002.
  12. Умняшова И. Помогите «переделать» ребенка // Курганова М. Психолог, педагог, родитель. Как всем троим научиться говорить на одном языке // Учительская газета. — 13.04.2010. — №15.
  13. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
  14. Умняшова И.Б. Особенности работы школьного психолога с родителями // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — №5. — С. 81–87.
  15. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования. — [Электронный ресурс] URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 15.01.2017).

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Новикова Галина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент факультета педагогического образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, руководитель программы повышения квалификации «Семейная педагогика». Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Метрики

Просмотров

Всего: 1520
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 685
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9