Психологическая помощь родителям «несамостоятельных» подростков

842

Аннотация

В статье обсуждаются особенности психологического консультирования родителей по вопросам безответственности и несамостоятельности подростков. Предложены конструктивные способы взаимодействия педагога-психолога с родителями подростков в ходе консультаций, варианты профилактической и просветительской работы с родителями подростков. Даны рекомендации по содержательному наполнению профилактических и просветительских занятий с родителями и подростками.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая помощь родителям подростков, детско-родительское консультирование, психологическая профилактика с родителями, особенности подросткового возраста

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Новикова Г.В., Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическая помощь родителям «несамостоятельных» подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 74–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Novikova_Umnyakova_Zaporizhia (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

«Вся беда в том, что родители знали нас маленькими!» — слова 15-летнего юноши, эпиграф известной психологической книги для родителей [6], ставшие крылатой фразой среди психологов в разговоре о детско-родительских отношениях подростков и родителей. Более 20 лет в научно-популярной литературе обсуждаются вопросы оказания психологической помощи подросткам и их родителям, направленной на снижение противоречий между желанием и стремлением подростков к самостоятельности и психологической неготовностью родителей принять и поддержать эту новую форму поведения своих детей. Психологическая помощь родителям часто состоит в том, чтобы родители смогли увидеть в себе следующую особенность: они неадекватно используют модели поведения, которые применяли к своему ребенку в предыдущие периоды его жизни. Например, в раннем детстве. Мы также хотим внести свой вклад в обсуждение данной темы. А именно: предложить, возможно, не новый, но основанный на профессиональном опыте авторов статьи вариант организации психологического сопровождения детско-родительских отношений. Этот вариант организации направлен на формирование новых моделей поведения и развитие психологической компетентности участников взаимодействия (подростков и их родителей).

Педагог-психолог в школьной системе является специалистом, которому необходимо найти баланс между всеми участниками образовательного процесса. Одним из важных направлений работы школьного психолога является психологическое сопровождение обучающихся. Подростковый возраст по праву называют одним из самых сложных возрастов в жизни каждого человека. Гормональные изменения, смена ведущей деятельности,поиск себя и возрастающее желание отделиться от взрослого делают жизнь подростка непростой и наполненной переживаниями.

Однако в последнее время мы всё чаще слышим от подростков фразу о том, что им совсем не хочется становиться взрослыми, «нет желания становиться ответственными и выходить во взрослую жизнь». С другой стороны, есть родители, которые приходят на прием к школьному психологу и жалуются на безответственность и безынициативность детей-подростков.

Тема сепарации подростков от семьи, развитие их самостоятельности и психологической зрелости является одной из самых востребованных в психологическом консультировании как самих подростков, так и их родителей [4, 8, 9]. При этом у каждой из обратившейся за психологической консультацией сторон, по сути, очень похожие запросы: подростки не понимают, как им «доказать родителям, что они уже взрослые», а родители объясняют психологу, что «не могут ничего доверить» подростку, потому что тот «совершенно не самостоятельный»...

На вопрос «Какие обязанности в настоящее время закреплены за подростком в семье/дома?» многие родители в недоумении поднимают брови в немом или гласном вопросе «А зачем? Он(а) все равно ничего не выполнит!». И впоследствии выясняется, что опыта выполнения обязанностей у данных подростков не было и в более раннем детстве, так же как и опыта наблюдения за выполнением обязанностей другими членами семьи.

Формирование ответственного поведения — длительный и постепенный процесс, требующий от родителей создания условий для проявления самостоятельности в зависимости от возможностей в соответствии с возрастными особенностями ребенка, позитивного подкрепления в форме положительных оценок и поддержки в случае неуспеха в процессе освоения самостоятельных форм поведения [1].

Безусловно, никогда не поздно начать формировать ответственное поведение у детей, но значительно эффективнее этот процесс происходит, если он начался с самого раннего детства. И вдвойне эффективнее, если ответственная модель поведения — норма и традиция поведения всех членов семьи, в которой живет । '. и воспитывается ребенок.

Приведём пример, в котором можно проиллюстрировать особенности детско-родительских отношений, приводящих к развитию несамостоятельности и низкого уровня ответственного поведения у подростков. Ученик 6 класса, назовём его Павел, «совершенно потерял мотивацию к обучению». Подростка не интересует жизнь школы и класса, он пропускает уроки, а если присутствует на них, то играет в игры на телефоне или общается с одноклассниками. Педагоги школы очень обеспокоены тем, что Павел стал неуспевающим учеником практически по всем предметам. Такие изменения в поведении подростка можно было бы назвать странными, если не знать о стиле взаимоотношений Павла в семье. На консультацию к школьному психологу пришла его мама, которая сразу сказала, что ничего не может сделать с сыном, он не хочет быть взрослым, не выполняет свои обязанности по дому, не хочет учиться, его привлекают лишь компьютерные игры.

В процессе психологического консультирования выясняется, что Павел третий ребенок в семье, поздний и очень любимый. В начальной школе у Павла не сложились отношения с учителем, поэтому мама перевела его в другую школу, где к ребенку «могли подобрать подход как к одаренному». В 4 классе Павел вернулся обратно в образовательное учреждение, снова по причине конфликтных взаимоотношений с учителем. До начала 6 класса мама очень заботилась о нем, оберегала его от всех трудностей («ведь нельзя заставлять ребенка убирать и мыть посуду, его детство нужно продлить»). Учебные навыки подростка практически не сформированы, и мама призналась, что часто сама выполняла домашние задания за сына, который сильно уставал или не хотел делать уроки. А теперь Павел уже взрослый, у него сложности с обучением и общением, мама волнуется, ведь она дала ему свободу, а он стал вести себя ещё хуже.

Во время консультации мы с мамой обсуждали возможности Павла вести себя так, как она от него ожидает. Часто мы думаем, что ребенок, придя в первый класс, сразу должен уметь учиться, а став подростком — быть самостоятельным и уметь брать на себя ответственность. Но такие навыки не могут возникнуть сами по себе, они формируются и развиваются в деятельности, которую специально организуют значимые для ребенка взрослые (родители, учителя, преподаватели дополнительного образования и т. д.). И чтобы навыки закреплялись, их нужно позитивно подкреплять положительной оценкой и/или помощью в ситуации неуспеха. В процессе консультирования выяснилось, что даже в те редкие минуты, когда Павел помогал по дому или делал самостоятельно учебные проекты, мама вмешивалась в его деятельность с массой советов о том, как лучше сделать, ведь она очень хотела помочь. Постепенно Паша все чаще начал отказываться от выполнения домашних дел, больше «уходить» в компьютерные игры и проявлять яркое нежелание учиться. У Павла было очень мало ситуаций, когда ему нужно было нести ответственность за результаты своей учебной деятельности, он не решал проблемы, возникавшие в отношениях с учителями и одноклассниками, был освобожден от обязанностей по дому. Следовательно, навыки самостоятельных и ответственных поступков не смогли сформироваться, и он не сможет начать всё это делать с наступлением какого-то возраста.

Анализ практической работы авторов с семьями подростков подсказывает, что часто происходит именно так: родитель хочет от подростка независимости, при этом сам не даёт ему возможность эту независи-

мость проявить. Мы считаем, что одной из главных задач психолога в процессе консультирования родителей является помощь в осознании несоответствия желаний родителей, связанных с развитием самостоятельного поведения у их детей, и моделей поведения родителей, не позволяющих развиваться самостоятельным формам поведения у детей и подростков.

Ресурсы психологического просвещения позволяют расширить представления родителей и законных представителей о способах и приёмах, которые помогут наладить конструктивное взаимодействие с детьми и подростками и позволят создать ситуации, в которых модель самостоятельного поведения подростков будет развиваться и укрепляться. При этом школьному психологу важно оставаться на позиции специалиста, который стоит на стороне интересов ребенка, не углубляясь в личностные или супружеские проблемы родителя [7, с. 97]. Если возникает необходимость в более глубокой психотерапевтической помощи самим родителям, педагог-психолог должен корректно перенаправить клиентов к сертифицированным специалистам в области семейной и/или супружеской психотерапии.

На наш взгляд, в ситуации проблемных детско-родительских отношений работа только с родителем или только с подростком имеет меньшую эффективность, чем совместное детско-родительское консультирование. Ребенок всегда является частью семейной системы, которая живет по своим правилам и законам. В случае изменения своего поведения подросток будет возвращаться в семью, где есть привычные схемы поведения. И эти схемы будут подталкивать подростка к тому, чтобы отказаться от своих приобретений и «стать прежним». Конфликт — как внутренний, так и внешний — практически неизбежен. И кто выйдет победителем и какой будет результат — неизвестно.

Детско-родительское консультирование предполагает установление контакта в паре «родитель — ребенок», что создает возможность высказаться, увидеть позицию другого, а самое главное — «услышать» эмоции, которые накопились у каждой из сторон. Такие диалоги помогают выяснить наиболее проблемные стороны коммуникации, определить «мишени консультативной работы». Опыт конструктивного диалога может быть использован участниками детско-родительской консультации и в дальнейшем, уже без участия специалиста.

Нарушения в общении между родителем и ребенком наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, однако задачей школьного психолога является проведение профилактики таких нарушений на более ранних этапах развития обучающихся. Если в младшем школьном возрасте в детско-родительских отношениях были сложности, отсутствовало доверие, подростковый возраст станет «лакмусовой бумагой» всех предыдущих проблем.

В ходе проведения психологической профилактики возможно использовать различные методы и приёмы. В нашей профессиональной практике особой популярностью пользуется проведение родительских клубов, проблемных семинаров и дискуссий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в сфере межличностного общения. Формат родительского клуба предполагает рассмотрение различных тем, связанных с обучением, воспитанием, развитием детей, тренировкой приемов взаимодействия с ребенком в конфликтных ситуациях. Занятия по родительской эффективности могут проводиться совместно с детьми, чтобы у родителей была возможность увидеть свой стиль общения и использовать полученные навыки.

Если форм работы с родителями существует большое множество, и каждый психолог может выбрать наиболее подходящие для конкретной аудитории или ситуации, то язык и содержание работы с родителями должны однозначно определяться в соответствии с достоверными научными данными. Мы обобщили наиболее актуальные темы психологического просвещения родителей, но глубоко убеждены, что данный ниже перечень не является окончательным, а может быть дополнен различными темами, сформулированными как самими родителями подростков, так и специалистами, проводящими просветительские занятия с данной категорией участников образовательного процесса. Но для нас было важно остановиться именно на этих темах, которые, с нашей точки зрения, могут быть включены в программу школьного психологического родительского клуба и полезны для родителей обучающихся на ступени основного общего образования (5-9 класс), хотя некоторые темы актуальны для всех родителей всех возрастных категорий детей.

Одна из тем психологического просвещения родителей — это основные понятия теории семейных систем: функциональная и дисфункциональная семья, жизненный цикл семьи, семейные подсистемы и правила. Для лучшего понимания таких сложных психологических понятий можно использовать методики «Социограмма семьи» и «Системный тест Геринга» [10], расширяющие представления родителей в парадигме системного подхода. Используя наглядность проективных психодиагностических методов, нам удается решить задачу формирования у родителей не одностороннего, а комплексного рассмотрения проблем, возникающих в семейной системе в связи с вступлением ребенка в подростковый период. Мы считаем крайне важным просвещать родителей о психофизиологии подросткового возраста, расширять их представления о том, какие психологические задачи нужно решать современному подростку. Все эти задачи одинаково важны и решаются подростком параллельно: отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности, определение своего места в среде сверстников, расширение ролевого репертуара, преодоление размытости и неопределенности ролевой структуры личности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола, профессиональное самоопределение, движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» [2, с. 72].

Очень существенным вопросом в просвещении родителей по поводу психофизиологических особенностей возраста является краткая и доступно представленная информация о стадиях полового развития (романтической, эротической и сексуальной), об изменениях в иммунной системе организма подростка, о перестройке электрической активности мозга. Объяснение этих закономерностей развития дает родителям возможность понять сущность тех процессов, которые переживают их дети. Например, перестройка электрической активности мозга влечёт за собой то, что подростки нечувствительны к эмоциям других людей. Этим обстоятельством можно объяснить конфликтное или неэтичное поведение подростков, которые ранее всегда считались хорошо воспитанными.

Одним из самых важных и беспокоящих вопросов для родителей подростка является его интеллектуальное развитие. Много беспокойства связано с подготовкой к выпускным экзаменам и выбором дальнейшего профессионального пути. Психологическое просвещение должно быть направлено на раскрытие сущности стадий развития интеллекта в разные возрастные периоды детства и призвано помочь родителям понять последовательность развития высших психических функций и особенности формально-опе­рационального интеллекта. Многим родителям непонятно, почему ребенок, который в начальной школе обучался на «отлично», в средней школе не успевает. При этом для многих родителей ситуация оценивания результатов учебной деятельности является важной и значимой темой, родители часто желают высоких оценок учебной деятельности своих детей. И если их ожидания не оправдываются, то в семьях могут происходить конфликты, иногда доходящие до физической агрессии и ограничения свободы передвижения подростка (родители запрещают выходить на улицу, общаться с друзьями).

Психологическое просвещение может быть направлено на расширение представлений родителей о концепции развития универсальных учебных действий школьника и о том, что умения и навыки, полученные в начальной школе, не всегда соответствуют формам подачи учебного материала и в целом требованиям средней школы. Наряду с просвещением родителей возможно проведение специальных кор­рекционно-развивающих занятий с младшими подростками, которые только начали свое обучение в средней школе. Цель данных занятий — оказание помощи младшим подросткам в корректировке собственных общеучебных умений в системе специальных занятий. Возможные темы занятий: «Как слушать учителя», «Как выполнять домашние задания», «За что ставится отметка», «Как проверять свою работу», «Как можно учиться на собственных ошибках», «Почему иногда не хочется учиться и что с этим делать», «Как лучше узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь», «Как лучше запоминать», «Что такое лень», «Как выполнять письменные домашние задания», «Как научиться мыслить и рассуждать» и др. Данные занятия будут вдвойне эффективнее, если будут планироваться и проводиться педагогом-психологом совместно с учителями-предметниками, преподающими на ступени основного общего образования.

В нашей профессиональной практике мы часто сталкиваемся с тем, что родители подростков мало осведомлены о сущности и особенностях протекания процесса самоопределения, всех его видов: личностного, социального, профессионального. Видимо, именно поэтому часть родителей использует в своем поведении приемы давления и угроз, не оставляет своим детям возможности самостоятельного принятия решения. Мы считаем очень важной темой освещение процесса развития самосознания, в частности, того, что подростку необходимо выработать критерии оценки себя, сопоставить реальные и идеальные представления о себе.

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Родители должны понять, что это особое переживание, связанное с ответственностью за себя и близких, умение сочетать права и обязанности, самостоятельность выбора и включенность во множество иерархий и систем общения. Родителям следует рассказать, что сначала появляется внешняя сторона взрослости — желание иметь определенный костюм или аксессуары, прическу и т. д. Для многих родителей является открытием тот факт, что взрослость — это не продукт созревания, а продукт социального научения, основным механизмом которого является социальное подражание. Здесь мы можем перейти к теме методов, которые используют родители в семейном воспитании.

Перечисляя хорошо известные методы убеждения, поощрения и наказания, психологу важно сделать акцент на методе примера. Родители порою недооценивают свое влияние на подростков, не подозревая, что дети копируют не только положительные примеры, но и отрицательные. Ещё одно открытие, которое делают родители в ходе наших занятий, что воспитание — это двусторонний процесс, который на них самих накладывает определенные требования — соответствия высоким образцам этики и культуры поведения.

Для более активного и эффективного участия в процессе профессионального самоопределения подростков следует познакомить родителей с направлениями профориентационной работы, проводимой в школе. Мы считаем, что к процессу профориентации необходимо привлекать группы заинтересованных родителей, которые смогут организовать встречи с интересными людьми, специалистами высокого уровня, экскурсии на предприятия и в вузы. В процессе психологического просвещения с родителями стоит обсуждать тему построения большого жизненного проекта, большой и долгосрочной перспективы, которая основана на глубоких ценностных основаниях, которые возможно найти и в истории рода в каждой семье. При этом очень важно развивать представления родителей об их роли в формировании жизненной перспективы их детей, о значении их поддержки выборов ребенка и способах оказания консультативной помощи подросткам таким образом, чтобы она была принята. Особое внимание должно быть уделено теме опасности тех ситуаций, когда решение принимается за подростка (а не им самим). Ведь такие ситуации не могут способствовать развитию их самостоятельности, а часто еще и приводят к развитию чувства неполноценности и неуверенности в себе («без родителей я сам ничего не могу достигнуть»).

Безусловно, существуют ситуации, когда подростки (а потом и более взрослые молодые люди) пользуются возможностью несамостоятельного решения ситуации, о чем мы порою узнаём из репортажей средств массовой информации. Некоторые родители «золотой молодежи» участвуют в урегулировании конфликтов и нарушений законодательства их чадами, что подчеркивает неготовность или нежелание молодых людей самим решать ситуации, которые они создают своим поведением, и уж тем более нести за это ответственность. И их можно понять: необходимости что-то решать самостоятельно у многих из них не возникает по причине привычки, что все ситуации решаются их родителями, причем более успешно, чем если бы они разрешали их сами. Так зачем менять ситуацию, когда она устраивает всех членов их семей? По крайней мере, до тех пор, пока кто-то из них не придет на консультацию к психологу с рассказом о том, что кто-то в их семье несамостоятелен или кто-то не дает проявить им эту самостоятельность...

Еще одна из важных тем, которую необходимо обсуждать с родителями подростков, — это акцентуации личности, которые наиболее активно проявляются в подростковом возрасте [3, 5]. В этом вопросе мы стараемся не употреблять специальных терминов, которые могут пугать родителей и указать на наличие психологических отклонений. В процессе психологического просвещения важно обратить внимание родителей на то, что в этом возрасте акцентуации характера наблюдаются практически у всех детей. При условии благоприятного психологического климата в семье и в школе акцентуации по мере взросления станут незаметными. Очень важно, чтобы родители сохраняли доверие и доброе отношение к подростку, не заостряя внимания на некоторых сложностях в его поведении. Важно повышать компетенции родителей в области эффективной коммуникации в семье. Мы используем простые схемы транзактного анализа для объяснения родительской позиции в коммуникации с подростком.

Еще одна важная тема психологического просвещения родителей подростков — это особенности ведущей деятельности данного возрастного периода. Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками, а не учебная деятельность, как хотелось бы многим родителям. Психологическое просвещение должно быть направлено на расширение представлений родителей о роли процесса общения со сверстниками для формирования Я-концепции подростка, развития всех видов самоопределения, а также как возможности удовлетворения потребности в самоутверждении и выражении собственной индивидуальности.

Некоторые родители болезненно относятся к снижению значимости их мнения при выборе друзей и форм проведения досуга их детьми-подростками, но при этом, если родителям удается сохранить доверительные отношения со своими детьми, велика вероятность, что подростки будут советоваться с ними и по этим вопросам. Для обретения самостоятельности и независимости от родителей подросткам важно делать собственные выборы в ситуации межличностного общения, строить собственные отношения с окружающими людьми, самостоятельно решать и предотвращать конфликтные ситуации.

Помощь родителей в этот период заключается в поддержке конструктивных форм поведения, демонстрации готовности оказать поддержку в случае необходимости и соблюдении границ и уважения к сфере общения подростка с окружающими его людьми. Но для этого многим родителям нужна помощь в принятии ситуации, что их ребенок имеет право на самостоятельные выборы в сфере общения. И этому очень часто мешает неуверенность родителей в том, что их ребенок готов делать эти выборы, что он или она не попадут под негативное влияние окружающих людей, в том числе, в сети Интернет.

Тема конформизма (зависимого от других людей поведения) — также важный вопрос психологического просвещения родителей подростков, особенно тех, кто стремится (осознанно или бессознательно) сделать поведение ребенка зависимым от их мнений и решений, что в значительной степени способствует как раз развитию конформизма у подростков.

Один из самых сложных и актуальных вопросов психологического просвещения родителей подростков — это тема профилактики зависимых форм поведения. Во время консультативных встреч эта тема часто связывается родителями с чрезмерным использованием подростками гаджетов для общения и игр, что, по мнению взрослых, способствует формированию и развитию интернет-зависимости. Безусловно, есть определенная связь между частым использованием электронных устройств и возникновением зависимого поведения, но далеко не все люди, использующие, например, в своей профессиональной деятельности компьютеры, являются интернет-зависимыми. Причины возникновения зависимого поведения лежат значительно глубже, чем частота использования гаджетов и, по мнению большинства психологов, находятся в особенностях моделей поведения членов семьи, где есть зависимые и созависимые люди.

Мы считаем крайне важным проводить просветительскую работу с родителями, сообщая о механизмах и причинах возникновения зависимого поведения, а также о роли каждого члена семейной системы в формировании зависимого поведения у детей и подростков. Также важно просвещать родителей о симптомах зависимого поведения, раннее выявление которого дает больше возможностей для коррекции данного поведения. Мы рекомендуем родителям знакомиться со специализированной литературой по вопросам зависимого поведения, например, читать электронный журнал «Дети в информационном обществе» (http://www.fid.su/projects/journal). В нем представлены рекомендации по обеспечению личной безопасности подростков и меры воздействия со стороны родителей в случае, когда обнаружена компьютерная зависимость. Но самая важная мысль, которую мы пытаемся донести до родителей подростков, заключается в том, что любая зависимость — это семейный симптом, поэтому необходимо изменять параметры функционирования семьи: вводить новые правила взаимодействия и поведения, пересматривать старые правила, от чего-то отказываться, к чему-то новому прийти.

Подростковый возраст — это период повышенной активности школьника, формирования и утверждения стремления к деятельности, значительного роста энергии. Подростки нуждаются в помощи, поддержке и одобрении со стороны родителей. Подростки решают следующие основные задачи развития: — выйти на новый уровень мышления, логической памяти, избирательного устойчивого внимания;

—    развить широкий спектр способностей и интересов, выделить круг устойчивых интересов;

—    сформировать интерес к другому человеку как личности;

—    проявить интерес к себе, разобраться в себе, своих поступках, сформировать первичные навыки самоанализа [7].

В этой сложной и кропотливой личностной работе надо избегать суетности и фальши, поэтому в процессе психологического просвещения и консультирования родителей мы стремимся расширить их представления о различных способах оказания поддержки подросткам в этот непростой для них жизненный период. Для нас представляется важным и актуальным формирование у родителей и законных представителей представлений о роли всех членов семьи и применяемых ими моделей поведения для формирования самостоятельного поведения у детей и подростков. Семья — одно из лучших мест, где ребенок может тренировать и развивать навыки самостоятельного и ответственного поведения, получая конструктивную обратную связь от значимых для него людей — его родителей. При этом родителям стоит проявлять больше великодушия и терпимости к особенностям проявления подросткового возраста, понимать и принимать психофизиологические закономерности возрастного развития. Специально организованные просветительские мероприятия, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности родителей, а также детско-родительское консультирование могут способствовать развитию конструктивных отношений и увеличению взаимопонимания между подростками и их родителями.

 

Литература

  1. Губина Т. Родительский клуб // Школьный психолог. — 2000. — №25.
  2. Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2009. — 72 с.
  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ИЦ «Академия», 2003. — 256 с.
  4. Новикова Г.В., Умняшова И.Б. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Вестник практической психологии образования. — 2017. — №1 (50). — С. 14–18.
  5. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт._сост. Т.А. Шишковец. — М.: 5 за знания, 2006. — 192 с.
  6. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. — СПб, 1997.
  7. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2009. — 592 с.
  8. Умняшова И.Б Особенности работы школьного психолога с родителями // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — №5. — С. 81–87.
  9. Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 3–10.
  10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. — СПб: Речь, 2003. — 336 с.

Информация об авторах

Новикова Галина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент факультета педагогического образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, руководитель программы повышения квалификации «Семейная педагогика». Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Запорожская Дарья Евгеньевна, руководитель социально-психологической службы, ГБОУ Школа №904, педагог-психолог, магистр психолого-педагогического образования. Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Метрики

Просмотров

Всего: 1114
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 842
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2