Психологические особенности информационной безопасности несовершеннолетних с девиантным поведением

611

Аннотация

В статье приводятся данные исследования психологических особенностей информационной безопасности подростков с девиантным и нормативным поведением. Обследовано 46 человек из двух московских школ комплексом из четырех методик, одна из которых — «Анкета на информационную безопасность» — используется впервые. Кроме того, с экспериментальными подгруппами было проведено просвещение (просмотр видеороликов о правилах безопасности в Интернете) и было оценено, насколько оно оказало влияние на ответы подростков на спам-рассылку. На основании полученных результатов делается вывод о том, что подростки с девиантным поведением менее (по сравнению с подростками с нормативным поведением) подвержены воздействию негативной информации ввиду их личностных особенностей и недоверия к окружающим. Однако по этой же самой причине они менее поддаются и убеждающему просветительскому воздействию, в том числе, касающемуся информационной безопасности в Интернете. Таким образом, именно подростки с нормативным поведением являются теми, кто нуждается в просвещении об информационной безопасности, и эффективность такого просвещения должна проверяться различными психологическими методами.

Общая информация

Ключевые слова: девиантное поведение, особенности подросткового возраста

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070406

Для цитаты: Богданович Н.В., Будыкин А.В. Психологические особенности информационной безопасности несовершеннолетних с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 4. С. 59–78. DOI: 10.17759/psylaw.2017070406

Полный текст

В последние десятилетия, благодаря новым технологиям и Интернету, появилась новая, мало исследованная, постоянно меняющаяся реальность, в которой каждый, имеющий доступ в Интернет – и взрослый, и подросток, обязательно живет хотя бы несколько часов в день, – это виртуальный мир, где поддерживаются существующие и создаются новые связи и знакомства, есть возможности для обучения, развития, исследований и творчества.

Однако все больше возникают вопросы о достоверности информации, о «дозировке» информации, о доступе детей и подростков к тому или иному контенту. Информация в сети может быть как полезной, так и вредной. Все вопросы, связанные с безопасностью личности в информационной среде, должны стать предметом тщательного исследования, так как здесь мы балансируем на очень тонкой грани между защитой личности, прежде всего детей и подростков, и цензурой, а также основными правами человека, в частности, правом на достоверную информацию.

Информационная безопасность личности и общества в психологическом аспекте является комплексной проблемой, которую необходимо решать совместными усилиями многих наук и социальных институтов. Согласно ФЗ № 436, информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [7].

Уже в Концепции информационной безопасности детей и подростков психолого-педагогический аспект «… является одним из ее ключевых элементов, акцентирующим внимание на социально-психологических механизмах явления и на связанных с ними когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих аспектах детского развития» [3].

В данной статье акцент делается на особенностях информационно-психологической безопасности тех подростков, которые находятся в конфликте с законом, т. е. тех, кто отличается девиантным поведением.

Многие авторы концепции информационной безопасности говорят о необходимости разработки и введения в образовательный процесс программ информационного просвещения [1; 5]. Однако встает вопрос о его эффективности, особенно по отношению к тем подросткам, которые в целом часто выпадают из образовательного процесса – стоящих на учете из-за отклоняющегося поведения.

Таким образом, целью данного исследования являлось определение психологических особенностей информационной безопасности подростков с девиантным поведением.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования.

1. Существуют различия в информационной безопасности подростков с девиантным и нормативным поведением.

2. Просвещение в области информационной безопасности (демонстрация видеороликов о безопасном поведении в Интернете) оказывает положительное воздействие на поведение подростков в сети Интернет.

В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов в количестве 46 человек, 21 человек из специальной общеобразовательной школы (подростки с девиантным поведением) и 25 человек из средней общеобразовательной школы (подростки с условно нормативным поведением). Возраст испытуемых – 14–16 лет. Распределение по гендерному признаку – 30 мальчиков, 16 девочек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе со всеми участниками исследования были проведены следующие методики.

  • Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (форма С).
  • Опросник «Способы совладания (копинг-тест)» Р. Лазаруса.
  • Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера (адаптация А.Д. Андреевой, 1998).
  • Авторская анкета на информационную безопасность.

Перед вторым этапом учащиеся были разделены на подгруппы:

·в специальной школе:

- 11 несовершеннолетних – экспериментальная группа;

- 10 несовершеннолетних – контрольная группа;

·в средней общеобразовательной школе:

- 13 несовершеннолетних – экспериментальная группа;

- 12 несовершеннолетних – контрольная группа.

На втором этапе проводилась демонстрация видеороликов об информационной безопасности (3 видеоролика) для экспериментальной группы.

На третьем этапе всем исследуемым группам предлагалось ответить на пять электронных писем, содержащих различного вида спам. Экспериментальные группы получили электронные письма после просмотра трех видеороликов на тему информационной безопасности. Целью электронных писем было определение эффективности проведения психологического просвещения с экспериментальными группами.

Результаты анализировались при помощи математико-статистического анализа (Т-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона).

Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования

В начале исследования нами было проведено анкетирование, которое позволило выявить частоту использования информационных средств среди группы подростков с девиантным поведением и подростков с нормативным поведением (рис. 1).

Рис. 1. Показатель пользования информационные информационными средствами среди подростков с девиантным поведением и подростков с нормативным поведением

Подростки с девиантным поведением больше времени проводят за просмотром телевизора, а подростки с нормативным поведением предпочитают проводить свободное время за компьютером, как выяснилось, в основном общаясь в социальных сетях или играя в online игры.

Для исследования профиля личности подростков был использован многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С). При сравнении данных по группам были обнаружены достоверные различия по шкалам A (Замкнутость–Открытость) и I (Жесткость–Чувствительность), по которым у подростков с нормативным поведением показатели существенно выше (рис. 2). Таким образом, группа нормы характеризуется открытостью и чувствительностью, а группа подростков с девиантным поведением – замкнутостью и жесткостью. По остальным шкалам многофакторной личностной методики Р. Кеттелла различий не выявлено.

Рис. 2. Личностные особенности подростков с нормативным и девиантным поведением (методика Р. Кеттелла – форма С)

Также, для того чтобы исключить влияние дополнительных факторов, была проведена методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера. При сравнении данных по группам были обнаружены достоверные различия по шкалам общей Тревожности (обычно) и ситуативной Тревожности (на уроке), у группы нормы показатели выше. Кроме того, шкала Познавательной активности (на уроке) серьезно выше у нормы, чем у подростков с девиантным поведением (рис. 3). Содержание шкалы Тревожность означает, что группа норма характеризуется более высоким показателем тревожности, как в обычном состоянии, так и в конкретной ситуации, в нашем случае это тревожность, возникающая на уроке. А высокий уровень по шкале Познавательной активности характеризует подростков, включенных в группу нормы, как сосредоточенных, умеющих сконцентрировать внимание на изучаемом предмете и готовых активно участвовать на уроке.

Рис. 3.  Сравнение группы подростков с девиантным поведением и подростков с нормативным поведением по методике Ч.Д. Спилбергера

Для группы подростков с девиантным поведением и подростков с нормативным поведением была проведена методика «Способы совладания (копинг-тест)» Р. Лазаруса. При сравнении данных по группам были обнаружены достоверные различия по шкалам «Поиск социальной поддержки» и «Принятие ответственности», у группы нормы показатели по данным шкалам выше (рис. 4). Это говорит о том, что подростки с девиантным поведением не умеют использовать и запрашивать внешнюю помощь и поддержку. Также группа подростков с девиантным поведением характеризуется низким уровнем принятия ответственности, т. е. в случае возникновения проблем подростки с девиантным поведением не принимают ответственность за себя, за трудности, которые возникли, соответственно, они более склонны к внешним обвинительным реакциям.

Рис. 4. Особенности копинг-стратегий подростков с девиантным и нормативным поведением

На втором этапе двум экспериментальным группам (как подросткам с девиантным поведением, так и подросткам с нормативным поведением) были показаны три видеоролика на тему информационной безопасности. Особенностью представления информации во всех видеороликах являются анимированные мультипликационные персонажи со звуковым сопровождением, и при этом полностью отсутствует текстовая информация.

Первый ролик был на тему «Развлечения и безопасность в Интернете» [6]. Ролик рассказывает о том, что сеть Интернет похожа на реальную жизнь, и какие правила безопасности необходимо соблюдать.

Второй видеоролик был на тему «Остерегайся мошенничества в сети» [4]. Ролик рассказывает о том, как понять, чему можно доверять в Интернете и что может навредить подростку и его компьютеру (Интернет-мошенничество, сбор данных через «забавные» онлайн тесты, Интернет-фишинг). Потом даются правила, позволяющие избежать проблем.

Третий видеоролик был на тему «Как обнаружить ложь и остаться правдивым? Грамотность и сознательность в сети» [2]. Чтобы разобраться в том, какой информации в сети можно доверять, а какой нет, в видеоролике приводятся правила. Вторая часть третьего видеоролика рассказывает о том, как предоставлять достоверную информацию.

После просмотра роликов подросткам было предложено еще раз заполнить анкету, в результате чего были получены следующие результаты.

Эмоциональное восприятие Интернета

По данным, полученным в контрольной группе (подростки с девиантным поведением) в первом и втором срезах, в восприятии Интернета преобладают положительные эмоции: радость, интерес, любопытство, удовольствие и восхищение (рис. .

Рис. 5. Эмоциональное восприятие Интернета испытуемыми контрольной группы (подростки с девиантным поведением)

При сравнении показателей первого и второго срезов эмоционального восприятия Интернета (в контрольной группе) значительных изменений не выявлено.

В экспериментальной группе в первом и втором срезах в восприятии Интернета преобладают: радость, интерес, удовольствие и восхищение (рис. 6).

Рис. 6. Эмоциональное восприятие Интернета испытуемыми экспериментальной группы (подростки с девиантным поведением)

При сравнении показателей первого и второго срезов эмоционального восприятия Интернета (в экспериментальной группе) выявлено незначительное увеличение числа школьников, испытывающих в связи с интернетом такие эмоции, как восхищение, т. е. после просмотра видеороликов на тему информационной безопасности, испытуемые стали больше восхищаться Интернетом (рис. 6).

При сравнении данных первого и второго срезов экспериментальной группы подростков с девиантным поведением достоверных различий в эмоциональном отношении также не обнаружено.

У контрольной группы (подростки с нормативным повдением) в первом и втором срезах в восприятии Интернета также преобладают положительные эмоции: радость, интерес, любопытство, удовольствие и восхищение (рис. 7).

Рис. 7. Эмоциональное восприятие Интернета испытуемыми контрольной группы (подростки с нормативным поведением)

При сравнении показателей первого и второго срезов эмоционального восприятия Интернета (в контрольной группе) значительных изменений не выявлено (рис. 7).

Рис. 8. Эмоциональное восприятие Интернета испытуемыми экспериментальной группы (подростки с нормативным поведением)

При сравнении показателей первого и второго срезов эмоционального восприятия Интернета (в экспериментальной группе подростков с нормативным поведением) выявлено уменьшение интереса по отношению к Интернету, но при этом испытуемые стали более счастливыми при пользовании Интернетом (рис. 8). Также следует отметить, что после просмотра видеороликов на тему информационной безопасности, при восприятии Интернета подростки стали больше отмечать свое удивление, вероятно, это связано с тем, что испытуемые из видеороликов узнали ранее неизвестные угрозы, которые представляет Интернет.

При сравнении данных по двум срезам, до демонстрации видеороликов и после, были обнаружены достоверные различия по шкале «Разочарование», т. е. во втором предъявлении, после демонстрации видеороликов на тему информационной безопасности, испытуемые разочаровались в Интернете. Также по шкале «Доверие» коэффициент (0,70) – почти значимый. Таким образом, в экспериментальной группе, после просмотра видеороликов, испытуемые не только разочаровались в Интернете, но и стали меньше доверять Интернету.

При анализе достоверности различий первичного предъявления анкеты и предъявления после демонстрации видеороликов на тему информационной безопасности (первый и второй срезы) в экспериментальной группе подростков, входящих в группу нормы, обнаружены следующие различия.

1. По вопросу «В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни» во втором срезе, после проведения эксперимента, испытуемые достоверно чаще сообщают, что в Интернете они реализуются лучше, чем в реальной жизни, нежели в первом срезе (p<0,01).

2.  По вопросу «Бывает, что я трачу много времени на просмотр ненужной мне информации» во втором срезе, после проведения эксперимента, испытуемые достоверно реже сообщают, что бывает так, что они много времени тратят на просмотр ненужной информации, нежели в первом срезе (p<0,05).

3. По вопросу «Бывает, в социальных сетях я добавляю в круг друзей незнакомых (малознакомых) людей» во втором срезе, после проведения эксперимента, испытуемые достоверно реже сообщают, что добавляют малознакомых людей в круг друзей, нежели в первом срезе (p<0,000).

При анализе достоверности различий первичного и вторичного предъявления анкеты (первый и второй срезы) в контрольной группе подростков, входящих в группу нормы, обнаружены следующие различия: по вопросу «В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни» во втором срезе достоверно чаще испытуемые сообщают, что в Интернете они реализуются лучше, чем в реальной жизни, нежели в первом срезе (p<0,03).

По другим вопросам, достоверных различий не выявлено.

При анализе достоверности различий первичного предъявления анкеты и предъявления после демонстрации видеороликов на тему информационной безопасности (первый и второй срезы) в экспериментальной группе подростков с девиантным поведением обнаружены следующие различия.

1. По вопросу «Когда я захожу в Интернет, я точно знаю, чего хочу» во втором срезе, после проведения эксперимента, испытуемые достоверно реже сообщают, что когда заходят в Интернет, знают, чего хотят, нежели в первом срезе (p<0,009).

2. По вопросу «В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни» во втором срезе, после проведения эксперимента, испытуемые достоверно чаще сообщают, что в Интернете они реализуются лучше, чем в реальной жизни, нежели в первом срезе (p<0,009).

При анализе достоверности различий первичного и вторичного предъявления анкеты (первый и второй срезы) в контрольной группе подростков с девиантным поведением обнаружены следующие различия.

1. По вопросу «Бывает, когда я ищу в Интернете нужную информацию, я забываю о своем первоначальном намерении» во втором срезе, достоверно чаще испытуемые сообщают, что бывает так, что когда они ищут нужную информацию, то забывают о первоначальном намерении входа в Интернет, нежели в первом срезе (p<0,02).

Также следует отметить, что по вопросам «В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни» и «Происходящее в сети зачастую гораздо интереснее того, что происходит в реальной жизни» коэффициент почти значимый (p<0,07).

При сравнении достоверности различий между подростками с нормативным поведением и подростками с девиантным поведением существенных достоверных различий не выявлено, однако на уровне тенденции находится вопрос «Бывает, в социальных сетях я добавляю в круг друзей незнакомых (малознакомых) людей» (p<0,000). Подростки с девиантным поведением реже, чем подростки с нормативным поведением, общаются с малознакомыми людьми в Интернете. Также испытуемые с нормативным поведением чаще сталкивается с мошенничеством в Интернете, чем подростки с девиантным поведением (p<0,09).

Таким образом, важно отметить тенденцию, свойственную обеим группам, а именно, в виртуальном мире (жизни) испытуемые чувствуют себя комфортнее, лучше развиваются и осознают дальнейшие перспективы, нежели в реальной жизни.

Основной частью исследование стала ситуация получения спам-рассылки всеми испытуемыми (как получившими информацию по информационной безопасности, так и не получившими такой информации). Для анализа поведения при получении спама были отобраны следующие виды писем: 1) предложение денежной помощи при сообщении персональных данных; 2) письмо-счастье, которое надо переслать друзьям; 3) письмо-обвинение; 4) письмо с просьбой о помощи; 5) письмо-предложение познакомиться.

Исследование проводилось в компьютерном классе. Каждому подростку предлагалось прочитать письма, пришедшие ему на e-mail.

Письмо 1

Дорогой друг!

Как Ваши дела? Надеюсь, все хорошо с Вами и Вашей семьей. Меня зовут Питер Бенсон, мне 40 лет и я из Великобритании.

Я люблю помогать людям с их проблемами, и поэтому я решил связаться с Вами.

Я видел Ваш контакт в Интернете, и я решил узнать, сколько Вам нужно, чтобы помочь в решении Ваших проблем. Я дал обещание Богу, что я помогу одному человеку из интернета сегодня.

Мне хотелось бы подарить деньги Вам, потому что я знаю, что у Вас много проблем, и для их решения необходимы деньги.

Так что, мой дорогой друг, вышлите мне полную информацию о Вас, номер паспорта и домашний адрес, включая номер телефона, чтобы я мог общаться с Вами, а также общая сумма, которая вам нужна.

Письмо 2

Можно купить дом

Но не очаг

Можно купить кровать

Но не сон

Можно купить часы

Но не время

Можно купить книгу

Но не знание

Можно купить положение

Но не уважение

Можно заплатить за доктора

Но не за здоровье

Можно купить душу

Но не жизнь

Китайское наставление приносит удачу. Оригинал хранится в Нидерландах. Это наставление уже восемь раз облетело вокруг мира. И, однако же, на этот раз оно принесет удачу тебе. После получения этого письма ты станешь счастливым. Это не шутка. К тебе придет удача. Перешли по почте или Интернету это письмо тем людям, которые нуждаются в счастье. Не посылай деньги, потому что счастье не купишь. Не храни письмо более 96 часов, в течение этого времени его нужно переслать.

Письмо 3

Вещи про тебя пишут... даже не знаю как тебе после этого верить... Я конечно понимаю всякие жизненные ситуации бывают, но все равно не до такого же!! Я не знаю даже как с тобой после этого общаться... Вот ещё подробности выложили, ну мне даже стыдно за тебя… Я не знаю, как после всего, что я о тебе узнал с тобой общаться...

Письмо 4

Здравствуйте. Меня зовут Юля.

Я мать одиночка, помощи ждать неоткуда. Моему сыну в год поставили диагноз ДЦП. Сейчас ему 7 лет. Ужасно больно смотреть на мучения, боли невинного ребенка и чем позднее он будет прооперирован, тем тяжелее будет восстановить его здоровье.

В Москве есть клиники, где делают операции, лечат по новым методикам, возвращают к жизни... но у меня нет возможности оплатить это лечение. Когда я читаю ответы из клиник, то испытываю шок. Шок – потому что самой мне никогда не достать таких денег. Поэтому я решила обратиться к Вам за помощью. Осталась только вера в людскую доброту. Если можете, не откажите в посильной помощи. Надеюсь собрать на операцию, как говорится, с миру по нитке. Умоляю, если сможете, помогите.

Могу выслать (по е-mail) фото, справку об инвалидности, свои паспортные данные, страховой полис для подтверждения моей беды.

Умоляю, если сможете, помогите.

Письмо 5.

Здравствуй!

Мы не знакомы. Я случайно увидел(а) твои фотографии, которые мне очень понравились. Я бы хотел(а) с тобой познакомиться. У тебя красивые глаза, улыбка.

Решил(а) написать на mail, т. к. никак не решусь к тебе подойти. Буду очень рад(а), если ты ответишь на моё сообщение. Жду ответа!!!

При анализе писем, предоставленных для ответов испытуемым, подсчитывалось количество людей, давших те или иные ответы на спам-письма. Для удобства обработки данных, все ответы шкалировались по следующей схеме:

  • нет ответа – 0;
  • отрицательный ответ – 1;
  • нейтральный ответ – 2;
  • положительный ответ – 3.

Рис. 9. Ответы испытуемых экспериментальной группы (подростки с девиантным поведением)

По результатам анализа ответов на письма следует отметить, что подростки с девиантным поведением (экспериментальная группа) (рис. 9) преимущественно реагировали отрицательно (в основном ответы состояли из ненормативной лексики). По вертикали шкала количества испытуемых, давших ответ.

Рис. 10. Ответы испытуемых контрольной группы (подростки с девиантным поведением)

В контрольной группе подростков с девиантным поведением (рис. 10) более ярко выражена негативная реакция (отрицательные ответы). В контрольной группе, так же как и в экспериментальной, большинство ответов состояли из краткой ненормативной лексики.

При анализе достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами подростков с девиантным поведением не выявлено. Таким образом, видеоролики на тему информационной безопасности не оказали никакого воздействия на экспериментальную группу подростков с девиантным поведением.


Рис. 11. Ответы испытуемых экспериментальной группы (подростки с нормативным поведением)

По результатам анализа ответов на письма подростков с нормативным поведением (экспериментальная группа) (рис. 11), следует отметить, что преимущественно испытуемые реагировали отрицательно. Однако присутствовали и положительные ответы. На первое письмо все испытуемые дали отрицательный ответ.

Рис. 12. Ответы испытуемых контрольной группы (подростки с нормативным поведением)

В контрольной группе подростков с нормативным поведением получены преимущественно ответы с положительной реакцией, хотя есть и отрицательные ответы.

При анализе достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами подростков с нормативным поведением выявлены различия по первому письму. Учащиеся из экспериментальной группы существенно реже отвечали на первое письмо. Снижение количества ответов и негативная реакция на письмо свидетельствует о том, что видеоролики на тему информационной безопасности оказали частичное влияние на испытуемых. Однако по остальным письмам различий не выявлено.

Анализ корреляционных взаимосвязей

Акцент делался на корреляционные связи исследуемых особенностей личности с результатами эксперимента с электронными письмами. Кроме того, этот анализ проводился для всех испытуемых без разделения на группы.

Положительный ответ на первое письмо (письмо-предложение денег) более склонны давать учащиеся с доминированием стратегии поиска социальной поддержки, на второе – с доминированием стратегии конфронтации в трудных жизненных ситуациях. Остальные стратегии совладания значимых связей со склонностью к ответу на электронные спам-письма не показали. При доминировании конфронтации они, скорее всего, давали отрицательные ответы, а при доминировании стратегии поиска социальной поддержки – положительные или нейтральные.

При росте уровня тревожности учащиеся были склонны оставлять письма без ответа.

Учащиеся более склонны отвечать на письма при доминировании факторов B (интеллект), С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость), H (робость – смелость), L (доверчивость – подозрительность), M (практичность – мечтательность). Но это касается разных писем. Нет ни одного фактора, который был бы связан со склонностью отвечать на все предлагаемые спам-рассылки. Больше всего на ответы провоцируют высокие баллы по фактору С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость) (письмо-обвинение; письмо о помощи), и менее всего – высокие баллы по фактору I (жесткость – чувственность) (письмо-счастье). Остальные факторы со склонностью учащихся как-то реагировать на письма не связаны.

Эмоции, которые вызывает Интернет у учащихся, также повлияли на то, отвечали они на письма или нет. Например, радость и доверие влияли на склонность позитивно отвечать на пятое письмо (письмо о встрече), стыд – на первое письмо (письмо-предложение денег), доверие – на второе письмо (письмо-счастье), чувство опасности в Интернете и тревога – на третье письмо (письмо-обвинение).

Связь особенностей личности учащихся и отдельных вопросов анкеты рассматривалась только для первого предъявления анкеты. Это дает возможность оценить, в зависимости от чего учащиеся дают те или иные ответы на вопросы анкеты.

Рассмотрим эмоции, которые испытывают школьники в Интернете.

Удивление, доверие и стыд они реже испытывают при высокой познавательной активности. Любопытство – при высокой тревожности на уроке.

При предпочтении стратегий самоконтроля и конфронтации школьники чаще испытывают в Интернете радость, при предпочтении стратегии дистанцирования – реже испытывают удивление, при стратегии поиска социальной поддержки – меньше испытывают радость, при стратегии планового решения проблем – меньше любопытство, при стратегии принятия ответственности – больше страх и меньше доверие к Интернету. То есть эмоции, которые испытывают школьники в Интернете, связаны с тем, какие стратегии поведения в стрессе они чаще используют.

Страх и надежда в Интернете связаны с повышением факторов I (жесткость – чувственность), страх и опасность – с ростом фактора Q3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль), радость, тревога и счастье – с ростом фактора L (доверчивость – подозрительность), доверие – с ростом фактора Q1 (консерватизм – радикализм), гнев – с повышением фактора Q2 (зависимость от группы – самостоятельность). При росте фактора Q4 (расслабленность – напряженность) снижается интерес к Интернету, а при повышении фактора N (прямолинейность – дипломатичность) учащиеся испытывают в Интернете меньше печали, любопытства и надежды. Следовательно, эмоции, которые переживают учащиеся в Интернете, связаны с их характером.

Выводы

Наше исследование показало, как остро стоят вопросы обеспечения информационно-психологической безопасности несовершеннолетних. Многие подростки считают, что только в Интернете могут реализовать себя как личность, что является тревожным сигналом, показывающим актуальность проведения просветительских мероприятий с подростками на тему информационной безопасности и поведения в Интернете.

В ходе эксперимента было выявлено, что подростки с девиантным поведением менее всего подвержены воздействию негативной информации ввиду их личностных особенностей и недоверия к окружающим. Однако по этой же самой причине они менее поддаются и убеждающему просветительскому воздействию, в том числе касающемуся информационной безопасности в Интернете. Этот вопрос требует дальнейшего детального исследования, так как не исключено, что этот эффект отчасти может быть связан с социальной стигматизацией подростков, возникшей в связи с направлением их в специализированное учебное заведение.

Подростки с нормативным поведением (учащиеся средней общеобразовательной школы) остро нуждаются в образовательных мероприятиях, направленных на повышение уровня их психологической безопасности в интернете и информационной безопасности, так как в ходе эксперимента было выявлено, что они подвержены влиянию негативной информации и менее осторожны в сети.

Тема данного исследования является крайне актуальной и нуждается в дальнейшей исследовательской и экспериментальной разработке. Необходимо искать эффективные методы обучения подростков методам противодействия информационным угрозам и самостоятельному обеспечению своей информационной безопасности. Проведенный в ходе исследования формирующий эксперимент вносит свой вклад в создание этих просветительских методов, а проведенное исследование – в понимание механизмов того, как эти методы влияют на личность подростка.

Литература

  1. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гаямова С.Ю., Милёхин А.В., Будыкин С.В. Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 1–12. doi:10.17759/psylaw.2017070101
  2. Как обнаружить ложь и остаться правдивым? Грамотность и сознательность в сети [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8 (дата обращения: 23.06.2017).
  3. Методология концепции информационной безопасности детей и подростков [Электронный ресурс] // Концепция информационной безопасности детей. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf (дата обращения: 23.06.2017).
  4. Остерегайся мошенничества в сети [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w (дата обращения: 23.06.2017).
  5. Пимонов В.А. Основные проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49302.shtml (дата обращения: 23.06.2017).
  6. Развлечения и безопасность в Интернете [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE (дата обращения: 23.06.2017).
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения: 23.06.2017).

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Будыкин Алексей Владимирович, выпускник магистратуры кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: mosvao@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3226
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 611
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0