Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 3. С. 124–127
ISSN: 2658-3100 (online)
Пример творческого самовыражения в профессии психолога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самовыражение, самость, творчество, психолог
Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Хазиева Т.И. Пример творческого самовыражения в профессии психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 124–127. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Khaziyeva (дата обращения: 02.12.2024)
Полный текст
«Гречанинов сказал: я недоволен этой литургией, мне не удалось вложить в нее всего себя.
Владыка Антоний сказал: какой ужас была бы литургия, в которой весь Гречанинов!»
К.
Самовыражение присуще человеку как натуре (nature от латинского — «рождение», «миропорядок»), как природная потребность. Неслучайно самость (selbst от немецкого — «сам», «собственная личность») — глубинный архетип, являющийся выражением психологической целостности индивида. Выступающий как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивающий выделение индивида из окружающего мира.
С рождения, с начала своей жизни, личность проявляет свою самость через выражение своих чувств, через реакцию, как обратную связь миру. И мир, вначале в лице родителей, близких людей, позже всех тех, с кем нас «жизнь сводит», рефлексирует на нашу самость.
Вот только прохождение по пути от самости до творческого самовыражения бывает сложным, требующим понимания себя, мужества и принятия себя. В состоянии закрытости личность будет только хотеть, желать, стремиться к творчеству как к акту творения, как к долгожданной встречи с Творцом, но чувствовать незавершенность своей потребности.
Пройдя путь перерождения от внешнего к внутреннему, личность сможет познать себя как Творца, как живую, творящую энергию. И с каждым последующим шагом вопрос, почему мне не даны способности, таланты к тому или иному проявлению себя, все больше замещается вопросом — как мне помочь самому в себе раскрыть грани творческого самовыражения.
В моей жизни был момент четкого понимания, что я не обладаю какими-либо творческими способностями как даром свыше, и даже был внутренний конфликт от того, что одновременно с пониманием было и стремление к этому.
Уже в сознательном возрасте я пробовала начинать заниматься в художественной школе, поскольку очень хотела научиться рисовать. Покупка профессиональных красок, кистей и посещение уроков в художественной школе не давали больших результатов. Педагог, глядя на мои старания в мире творчества, говорил: «Вы очень много думаете, надо отпустить себя и рисовать!» Апогеем моих усилий было рисование птицы с натуры: я долго не могла «привести в порядок» нижние конечности моей бедной птицы. То это были окорочка курицы, то длинные, вытянутые конечности аиста, а он должен был быть орлом. Напрочь измучила себя, бумагу, птицу... и тут в моей голове прозвучала фраза «Быть!». И я поняла это состояние так, что мне не нужно учиться рисовать, мне нужно быть! В этот момент я стала чувствовать орла, и он начал проявляться в моем рисунке орлом; я стала чувствовать свои чувства, и они проявились в игре палитры красок; я стала ощущать незримую связь со всеми художниками, творящими в этом мире до меня и после меня. Я вошла в поток творческого самовыражения. Стоя за моей спиной и наблюдая за всем этим, педагог тихо меня спросил: «Вам нравится то, как у вас сегодня получается?» Я ответила: «Да». Он, глядя мне в глаза, сказал: «И мне». Так я разрешила себе быть в моей жизни творчеству.
Позже я столкнулась с еще одной из моих нереализованных потребностей — выражением своих мыслей, чувств в стихотворной форме. Меня всегда влекла к себе поэзия, мир рифмы, игры слов, глубина смысла, заключенная в емкости фразы. Но я всегда была уверена в том, что это мне не дано. Пока однажды, когда я участвовала в конкурсе профессионального мастерства, ко мне не пришло непреодолимое желание создать визитку-презентацию о своей работе в стихотворной форме. Уверив себя в неспособности справиться с данной задачей, я начала искать пишущих на заказ людей. Процесс поиска подходящего автора затягивался, и в эти моменты мне приходила все чаще мысль-мечта — а может, мне самой попробовать написать. В перевес сомнению шли аргументы, что только я сама смогу сказать то, что я хочу передать в визитке. Так я разрешила себе выражать свои мысли посредством стихосложения.
Данное стихотворение было моей визиткой-презентацией на республиканском этапе (Татарстан) Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2015». Там я получила диплом победителя II степени. Это своего рода один день из жизни педагога-психолога.
Сложность выполнения роли Психолога прежде всего в том, что это самостоятельный и не сводимый к другим вид деятельности. Это отношения, совершенно не похожие на то, с чем обычно сталкивается человек в своей жизни. Они не родственные, не дружеские, не учебные, не деловые, не любовные встречи, а особые, суть которых — помочь человеку встретиться с собой.
Распространенная ошибка — под видом этой роли специалист начинает играть роль Друга, Педагога, Врача, Следователя, Авторитета. Соответственно. другой выпадает из своей роли «клиента» и подыгрывает ролью Товарища, Ученика, Больного, Ребенка и т. п. В результате вместо решения психологической проблемы, с которой он изначально обратился, специалист начинает решать иные, в том числе, и свои личные, проблемы.
Для иллюстрации такого непродуктивного поведения хочу представить вам свой авторский продукт — «Сказ про психолога-спеца, удалого молодца».
Добро пожаловать в реалии профессиональной жизни Психолога!
Сказ про психолога-спеца, удалого молодца
Внешний голос
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Психолог-спец, удалой молодец.
Был психолог ни молод, ни стар, Ни глуп, ни умен, третьим глазом не обладал, Но по диплому специалистом стал.
Начав работать, понял,
Что проблем в школе — как камней в поле:
Этот бастует, другой лютует, третий сбегает —
Психолог проблемы решает!
Один требует гипноз, чтобы вылечить невроз,
Второй резонансных отношений,
Чтобы влиться в целостность общений.
Пятисотый со своею субличностью воюет,
А психолог все это на ставку мозгует.
Вот пришел администрации наказ:
Ты ступай в проблемный класс.
Всему миру помоги, Все гештальты заверши.
Наш психолог удалой,
Образцовый весь такой, Прихватив желания,
Мчит в зону нагнетания.
Встречает Мариванна —
Учитель «богом данная»:
«Вы немедленно должны уличить детей во лжи,
Дальше их накажем, всем урок покажем».
Следом завуч:
«Ты же маг, чародей, слегка чудак,
Хочешь палочкой взмахни,
Или в бубен постучи,
Заболтай их НЛПи, в класс спокойствие верни!»
Потянулся вереницей весь родительский состав:
«Вы как врач скажите нам, что нам делать по шагам?
И рецепт нам напишите, напряжение снимите.
Чтоб фрустрация у нас не сломала климат враз».
На психологе от страха вдруг намокла вся рубаха,
В висках застучало, в животе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало...
Психолог
Наш психолог говорит:
Нешто я да не пойму
При моем-то при уму?
Чай, не колледж завершаю,
Соображаю, что к чему.
Получается, на мне Аффилиация извне.
Чтобы класс сей сохранить
И аффекты все решить.
В напряжении мозгов,
Помощь оказать готов.
Отворяя двери в класс,
Специалист не сводит глаз:
Вот несчастье, вот беда,
В мотивации же класса
Не осталось и следа.
Проведу социометрию,
Хоть посмотрим, кто звезда!
Ученик
Ты, психолог, меня не трожь,
Пользы в этом ни на грош —
И проблемы не исправишь,
И инсайта не найдешь.
Психолог
То ли Фрейда начитался,
То ли в Перлза углублялся.
Мой защитный механизм
От проблем совсем «завис»!?
Чей же голос?
Не пойму.
Вылезай-ка из-под парты,
Тут на месте разберемся,
Кто? Зачем? И что к чему?
Ученик
Не суди, психолог, сразу,
Подключи свой тонкий разум.
Посочувствуй, помоги.
Груз проблем с меня сними!
Вижу друга я в тебе,
Доверяю, как себе.
И скажу как на духу,
Разгрести сам не могу.
Ведь вины моей в том нет,
Ополчился целый свет:
Мариванна все ругает,
Петька с класса задирает.
А таблица умноженья —
Целый год без продвиженья.
Ну, а завуч говорит,
Что я сложный индивид.
Психолог
В диалог с тобой вступая,
Обозначу для тебя я:
Что проблема субъективна
Отраженьем негативным,
Жизнь как формула Френеля,
Всеми признана доселя —
Поменяв углы паденья,
Мы изменим отраженье!
Коль согласен ты с доктриной,
Что являешься причиной
Всех своих проблем и бед.
Разом ты на много лет
Принимай сей постулат —
Наведешь в душе ты лад!
Помни, есть закон один,
Он для всех необходим,
По нему из мира следствий,
Переходим в мир причин.
Внешний голос
А вывод сказа вот каков:
Готов психолог или не готов
К тому, что видят в нем «врача»,
«судью», «волшебника» иль «друга»,
Не ведав, перенос приняв,
Психолог вхож в порочье круга.
Коль Вас задело: «Как же так,
Вы ведь психолог,
Вы должны — Быть милым, скромным, нежным, дружным?!
Знать супервизии
Вам нужны — чтобы в работе помогли,
Понять глубинные мотивы «чуждые»!
А в заключение скажу:
Психолог — это Вам не человек и не философ.
Хоть и не друг, но в кризисный момент,
В решенье накопившихся вопросов
Профессиональный, тонкий инструмент
январь 2015 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1312
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 750
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0