Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 4. С. 96–102
ISSN: 2658-3100 (online)
Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов (окончание)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: диагностика, учебные группы, социально-психологические исследования
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 96–102. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Dontsov_Dontsov (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Полная версия пособия «Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов» представлена в электронной версии журнала на CD-диске.
Посвящение от авторов: светлой памяти организатора социально-психологической науки Михаила Юрьевича Кондратьева, в контексте научнопрактических исследований которого мы методически понимаем диагностику отношений межличностной значимости.
Общение, обучение и социальная инклюзия в учебных коллективах и различных малых группах посредством микрогрупповой психотехнологии
Применение социально-психологических и психолого-педагогических технологий в работе с различными категориями обучающихся даёт возможность для создания в средних, средних специальных и высших учебных заведениях оптимальных образовательных условий для продуктивного обучения и развития личности школьников и студентов, для их всестороннего личностного формирования и становления.
Здесь, по нашему мнению, одну из ведущих ролей играют применяемые в целостном педагогическом процессе методы активного (интерактивного) обучения.
Интерактивные методы и методики могут и должны применяться и в рамках инклюзивного образования, а также в процессе проведения любой психолого-педагогической и социально-психологической работы с разными категориями обучаемых, в том числе и с детьми, подростками, юношеством с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с особыми потребностями в обучении.
Интерактивные технологии можно и нужно применять в процессе деятельности разнообразных отделений дневного пребывания, в ходе психолого-развивающей работы с разновозрастными категориями лиц, посещающих центры социального[1] обслуживания (ЦСО) и другие подобного рода учреждения. В данном контексте указанные технологии становятся реабилитационными в плане развития личности, формирования коммуникативных навыков, раскрытия творческого потенциала людей, имеющих ОВЗ и особые потребности в обучении и развитии. В этом смысле, используемые коммуникационные технологии являются ещё и психосоциальными технологиями реабилитации, реадаптации, ресоциализации.[2]
Предлагаем всем коллегам всецело использовать разработанный нами на основе классических педагогических технологий и методов активного обучения, особый микрогруповой подход — метод микрогрупп, применяя его в педагогической работе с различными категориями и группами обучающихся, а также реализуя его в процессе разного рода реабилитационной психологической и социальной деятельности.
Под классическими педагогическими технологиями и методами интерактивного обучения мы имеем в виду т. н. сократовский метод («задавание тематических вопросов»), метод словесного обучения, метод проблемного обучения, метод проектов, метод диалога, метод развивающего обучения, метод интроспективного анализа и т. д.
Проанализируем далее во всех деталях психолого-педагогическую и психосоциальную технологию микрогрупп.
Метод микрогрупп — это комплексный метод (способ) активного (интерактивного) обучения, полезный и эффективный в ходе проведения семинаров и практических занятий, а также развивающих социально-психологических занятий любого рода, проводимых в малых группах.
Метод микрогрупп применяется нами в психолого-педагогической и психосоциальной деятельности со школьниками, студентами и слушателями как способ обучения, коммуникации и получения обратной связи в процессе преподавания разнообразных учебных предметов и дисциплин, а также проведения разных дополнительных занятий.
Методика микрогрупп используется нами в ходе проведения занятий на всех возможных формах очного обучения и образования. Мы используем технологию микрогрупп с целью непосредственного осуществления обучения в интенсивных, коммуникативно-познавательных и наглядных формах.
Мы свидетельствуем также, что наши разновозрастные обучающиеся и подопечные (клиенты) с особыми потребностями в обучении, с ОВЗ с удовольствием и радостью принимают участие в занятиях, осуществляемых посредством технологии микрогрупп. Таким образом, наши обучаемые и клиенты развивают свои коммуникативные навыки, а также эффективно интегрируются в свои учебные и другие коллективы, например, в различные группы дневного пребывания, имеющиеся в ЦСО, и т. д.
Метод микрогрупп как способ проведения семинаров, коллоквиумов, обсуждений, практических занятий, групповой работы
Основные общие положения микрогруппового подхода.
Технология микрогрупп осуществляется в качестве активного (интерактивного) метода обучения и развития личности, подлежит использованию в ходе проведения любого по содержанию семинарского, практического, развивающего занятия с какой-либо группой людей, объединённых общими целями и задачами (учебными, развивающими и т. д.).
Метод микрогрупп применяется после подробного теоретического (лекционного, консультативного, просветительского) рассмотрения с группой обучающихся или клиентов одной информационно содержательной темы и/или нескольких информационных тем, содержательно и по смыслу объединённых в общий смысловой раздел.
Микрогрупповой способ проведения каких-либо тематических занятий показан начиная с младшего школьного возраста и заканчивая пожилым возрастом, хотя методика микрогрупп является наиболее эффективной в работе именно с детско-подростково-юношескими группами и коллективами.
Состояние здоровья и физические возможности людей при проведении занятий посредством микро- групповой технологии практически не значимы.
Микрогрупповой подход имеет следующую технологию осуществления (производится таким образом).
Группа людей в 15-30 человек делится на микрогруппы — на 3-7 микрогрупп по 3-8 человек в каждой микрогруппе.
Каждая из микрогрупп выполняет специфическое (специальное, отдельное) для всей данной конкретной микрогруппы задание.
На каждое смысловое задание, на каждую содержательную форму, в которой «опредмечивается» данный метод микрогрупп (см. ниже), конкретной микрогруппе отводится от 5-10 до 15-20 минут на подготовку — в зависимости от сложности выполняемого задания, количества участников микрогруппы и контекстной ситуации смыслового взаимодействия.
Одна и та же микрогруппа, или малая группа в 6-8 человек общего состава (если людей в целом немного), в некоторых случаях может выполнять несколько творческих заданий (см. ниже).
Деятельное творческое участие лица, ведущего занятие (преподавателя, консультанта, психолога, педагога-психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе, реабилитолога и т. д.), во всём данном процессе, включая подготовительную работу микрогрупп, выполняющих разнообразные задания, — настоятельно рекомендуется и является условием эффективности проводимого занятия.
Общее время занятия — 1-2 академических часа — в зависимости от объёма пройденного (рассмотренного, обсуждённого, осмысленного, пережитого) и прорабатываемого материала (содержательного раздела, информационной темы и т. п.), от «заданной» временной ситуации и от физиопсихосоциальных особенностей контингента той группы, с которой проводится занятие.
Наименования и содержательные формы проведения метода микрогрупп.
1. «Тезисы» — микрогруппа составляет тезисы по всему пройденному (изученному) на данный момент информационному материалу.
Как правило, оговаривается количество тезисов (не больше 6-8).
Обучающимся (клиентам) разъясняется, что тезис в данном случае — это повествовательное предложение (информационно насыщенная фраза), состоящая из 8-12 «понятийных» слов (то есть предложение должно хорошо восприниматься на слух), заключающее в себе достаточно большой конкретно-фактический объём информации.
Основная содержательная задача данной микрогруппы — не дробить известную им информацию, а наоборот, укрупнять (синтезировать) её. В тезисах, по возможности, необходимо обойтись без простого перечисления фактов. Кроме того, тезисы не должны носить характер прямых определений каких-либо терминов или понятий.
Все тезисы должны быть логически объединены общим смысловым контекстом — в соответствии с рассмотренным ранее материалом.
2. «Понятия и термины» — микрогруппа по всему пройденному (усвоенному) на текущий момент информационному материалу составляет тезаурус (терминологический понятийный словарь).
При выполнении этого задания в первом случае выбираются термины и/или понятия из рассмотренного ранее содержания и даётся их краткое определение или характеристика.
Для возможного усложнения задания, во втором случае, микрогруппе предлагается выбрать из всего проанализированного ранее материала 10-15 терминов и понятий в качестве самых важных (основных), а затем объяснить (доказать), почему именно эти термины или понятия являются таковыми.
3. «Схема» — микрогруппа по всему пройденному (осмысленному) на настоящее время материалу составляет одну схему.
Схема может быть подробной или краткой, что оговаривается ведущим заранее. В любом случае, схема должна состоять из ряда структурных блоков. Каждый из блоков должен включать в себя одно, максимум — два слова (понятия), что тоже оговаривается предварительно. Блоки должны быть соединены стрелками (одно- или разнонаправленными) с другими структурными блоками.
Обращается внимание на логику построения схемы из нескольких блоков и на корректность представленных блоков (например, по широте-узости охвата содержания информации и т. д.).
4. «Символ» — микрогруппа весь пройденный (проанализированный) ранее информационный материал должна отразить в символической форме — в виде одного(!) символа.
Это может быть рисунок, геометрическая фигура, какой-либо сложный знак, символ может выглядеть как т. н. лейбл и т. д.
В данной работе нельзя использовать какие-либо надписи, буквенные обозначения и т. п. Символ может состоять из нескольких частей (желательно логически связанных друг с другом), но при этом символ должен иметь единое (объединяющее) смысловое начало и связное информационное графическое (рисуночное) содержание.
5. «Поэты» — микрогруппа весь пройденный (интериоризированный) до того информационный материал должна отразить в виде четверостиший (в крайнем случае — двустиший).
Если у обучающихся (клиентов) не складываются рифмованные строки, то допускается (но не приветствуется) «белый» стих.
Количество четверостиший (двустиший) не ограничено — важно, чтобы в них была наиболее полно отражена смысловая суть проработанного ранее материала (части материала).
Обучающий и развивающий эффект, помимо прочего, в данном случае достигается ритмизацией и смысловым повторением материала, звучащего в стихотворной форме.
6. «Артисты» — микрогруппа по всему пройденному (изученному) материалу разрабатывает (составляет) сценарий, распределяя при этом внутри своей микрогруппы различные роли, репетируя своё выступление и представляя затем весь пройденный материал (его основное содержание) в виде миниспектакля.
Эффект осознания достигается посредством творческих элементов (приёмов) усвоения материала.
В данном случае можно увеличивать время на подготовку до 30-40 минут, в случае если этот вариант технологии микрогрупп используется в отдельно взятой малой группе в целом.
7. «Эксперты» — микрогруппа содержательно комментирует выступление каждой (или — нескольких) из вышеперечисленных микрогрупп (микрокоманд обучающихся, клиентов, выполняющих одно или несколько из приведённых выше творческих заданий).
Микрогруппа экспертов задаёт уточняющие вопросы и высказывает своё третейское мнение.
В некоторых ситуациях допускается выступление данной микроруппы т. н. прокурорами — когда члены этой микрогруппы содержательно критикуют работу каждой из вышеназванных микрогрупп, что обычно не приветствуется.
Эксперты, как правило, осуществляют конструктивную критику — предлагают, возможно, свои варианты тезисов, понятий, схем, символов и т. д. Подразумевается, что члены этой микрогруппы (эксперты) уже хорошо усвоили переработанный ранее информационный материал и на текущий момент могут свободно в нём ориентироваться (что до этого уже доказали).
В заключение подчеркнём самые важные особенности проведения групповых и коллективных занятий по методу микрогрупп.
В зависимости от числа лиц, присутствующих на занятии, количество микрогрупп и число участников каждой микрогруппы может варьироваться.
На подготовку каждой из микрогрупп может отводиться от 5 до 40 минут — в зависимости от количества и содержательного объёма выполняемых данной микрогруппой творческих заданий, а также от физи- опсихосоциальных характеристик членов группы. В случаях осуществления занятия посредством не одной, а нескольких вариаций технологии микрогрупп (см. выше) время на подготовку для всех микрогрупп должно быть унифицировано (едино).
Задания раздаются и объясняются ведущим в начале занятия одновременно, но последовательно, по очереди всем микрогруппам.
Те микрогруппы, которые занимаются схемой и символом, должны обязательно перенести их на доску для всеобщего обозрения (особенно — для микрогруппы экспертов).
Приветствуется (желательно) использование соответствующей мультимедийной техники, что позволяет эффективно отображать тезисы, понятия, схемы, символы и т. д.
И, опять же (как уже говорилось выше), чтобы занятие было высокорезультативным, настоятельно рекомендуется деятельное и творческое участие в нем самого субъекта деятельности (ведущего). Сюда входит и его помощь каждой микрогруппе в ходе подготовки (выполнения задания).
Перед началом проверки выполнения заданий ведущему необходимо убедиться в том, что все микрогруппы выполнили задания и могут эффективно слушать и продуктивно понимать друг друга, так как в этом случае психолого-педагогический и социальнопсихологический эффект от занятия многократно повышается.
Участники микрогрупп самостоятельно выбирают того (тех), кто будет озвучивать проделанную ими работу от лица данной конкретной микрогруппы. В особых случаях это делает сам ведущий.
Выступления представителей микрогрупп начинаются в той последовательности, в которой давались задания, и производятся в заданном заранее порядке (по предварительной договорённости) или же осуществляются по желанию (тем не менее, все микрогруппы должны уже к этому моменту завершить выполнение своего задания).
Микрогруппа экспертов в процессе осуществления докладов подробно анализирует все выступления и после каждого доклада содержательно (и, что весьма желательно, положительно) комментирует выступление каждого представителя микрогрупп и выполнение задания каждой из микрогрупп в целом.
Положительные эффекты микрогрупповой технологии происходят и имеют место в силу того, что обучающиеся или клиенты ещё раз обобщают и запоминают пройденный (рассмотренный, проговоренный, осмысленный) ранее информационный материал.
При этом задействуются зрительные, слуховые и двигательные каналы восприятия и усвоения информации; наряду с этим создаются условия для эффективности мнемонических приёмов запоминания и т. п.
Особо отметим, что метод микрогрупп может применяться в разных социально-психологических условиях.
Микрогрупповая психотехнология может выступать как дополнение к основополагающим психолого-педагогическим и психосоциальным методам в условиях инклюзивного образования, в работе с учащимися с особыми потребностями в обучении, в работе с обучающимися или клиентами с ОВЗ, о чём, в частности, пишет Татьяна Ивановна Бонкало.
Микрогрупповая психотехнология также может выступать как элемент психолого-педагогической деятельности психологов и педагогов-воспитателей закрытых образовательных и воспитательных учреждений, о социально-психологической специфике которых, в частности, писал Михаил Юрьевич Кондратьев в книге «Социальная психология закрытых образовательных учреждений».
В заключение анализа технологии микрогрупп заявим и подчеркнём, что для осуществления на практике метода микрогрупп человек, проводящий такое занятие (преподаватель, психолог, реабилитолог и т. д.), должен обладать определённым авторитетом у группы, коллектива.
Термином «авторитет», согласно научному мнению Михаила Юрьевича Кондратьева и Юрия Михайловича Кондратьева, высказанному в книге «Психология отношений межличностной значимости», обозначается «... внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности; ... и формирование отношений авторитетности, и их реализация происходит в совместной деятельности и в общении». Нам кажется, что М.Ю. Кондратьевым и Ю.М. Кондратьевым выявлено в этом понятии его ключевое содержание. Применительно к отношениям авторитетности это означает принятие следующей модели, предложенной Михаилом Юрьевичем Кондратьевым: индивидуальные особенности авторитетного лица процесс отработки, формирования авторитетных отношений в условиях совместной деятельности и общения идеальная (внеактуальная) представленность авторитетного лица в сознании другого реализация отношений авторитетности в совместной деятельности и общении.
Нам представляется, что Ю.М. Кондратьев составил абсолютно адекватною схему формирования данного рода отношений.
Теперь, завершая подробный разговор о технологии микрогрупп, рассмотрим то, что можно содержательно почерпнуть из неё помимо всех рассмотренных выше аспектов. Имеем в виду системный анализ поведения и взаимодействия лиц, в процессе общения выполняющих задания и осуществляющих совместную деятельность в рамках микрогрупповой технологии. Для этого анализа параметров деятельности и общения людей мы как авторы предлагаем следующее.
С целью осуществления психолого-педагогического анализа общения и деятельности обучающихся (клиентов) в процессе выполнения ими указанных выше заданий в рамках микрогруппового метода преподавателю (психологу) рекомендуется наблюдать за ними по разработанным нами нижеследующим стандартам (табл. 1).
После проведения наблюдения целесообразно осуществить системный анализ его результатов. Собранный материал служит в качестве общей профессиональной информации о наших обучаемых (клиентах).
Путём наблюдения мы отмечаем наиболее актуальные затруднения обучающихся или клиентов в процессе их творческой активности и коммуникации. Далее логично сделать психолого-педагогические и психосоциальные выводы о преобладающих в тех или иных случаях взаимодействия реакциях и проявлениях наших подопечных.
Затем целесообразно, в ходе индивидуальных бесед и/или групповых консультаций, дать обучающимся или клиентам психолого-педагогические и социально-психологические рекомендации относительно адекватности и продуктивности их эмоционально-чувственного реагирования, экспрессивных реакций, форм общения и деятельностного взаимодействия. Все эти вопросы нужно обсудить всем и каждому со всеми заинтересованными лицами: с отдельными одногруппниками, с членами своей и других микрогрупп, со всей их общей малой или средней группой в целом и с ведущим.
Объект (субъект, явление, процесс) внимания, поведения, деятельности наблюдаемого субъекта |
Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) |
Действие (движение, акт поведения, поступок) |
Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) |
Вид, форма (характеристика) выражаемой эмоции |
Проявление чувственного и/ или когнитивного отношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту) |
|
|
|
|
|
|
Табл. 1. Авторский протокол-таблица ведения (осуществления) включенного стандартизированного систематического наблюдения за психологическими реакциями и «деятельностными» проявлениями субъектов общения
В заключение заметим, что в процессе социальнопсихологического анализа и интерпретации результатов занятий, проводимых по методу микрогрупп, и в ходе научного анализа результатов стандартизированного системного наблюдения (см. выше) за разными малыми группами выявляются также отношения референтности, то есть аспекты микросоциального и, отчасти, мезосоциального значения для субъекта окружающих его людей как уникальных персон.
Референтность — это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Основанием референтного выбора является ценностный фактор значимости для конкретной личности каких либо других лиц. Это вынуждает субъекта проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна. Мера референтности какого-либо члена группы, — это «удельный вес» предпочтительности этого субъекта как для какого-либо другого конкретного лица из группы, так и для всех других лиц, входящих в эту группу.
Основываясь на научном подходе Артура Владимировича Петровского, Михаил Юрьевич Кондратьев и Юрий Михайлович Кондратьев в научно-методологической книге «Психология отношений межличностной значимости» утверждают, что «В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремиться «перебрать» мнения всех своих партнёров по сообществу, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и утвердиться в правильности выбранных им стратегии и тактики поведения. Для решения этой задачи он, как правило, обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых в этом плане для него. Именно они и выступают для него в качестве референтных лиц в данной сфере взаимодействия».
[1] Социальное — относящееся к обществу, возникшее под влиянием происходящих в обществе процессов.
[2] «Ре» — «приставка», в научных психологических терминах обозначающая одну из следующих идей (предпосылок, смыслов, значений): 1) возобновление, восстановление или повторение чего-либо, например, действия, мысли, переживания; 2) противоположное направление или противодействие чему-либо, кому-либо, например, «реакция» (ответная), «реабилитация» (восстановление — противодействие дезадаптации), «ресоциализация» («повторная» социализация).
Литература
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008.
- Базаркина И.Н., Донцов Д.А., Сокуренко М.Б., Драчёва Н.Ю., Власова С.В., Пятаков Е.О. Роль общения в психическом развитии детей // Вестник практической психологии образования. — 2014. — №2. — С. 48–57.
- Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии // Вестник практической психологии образования. — 2013. — № 1(34). — С. 36–48.
- Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие. — М.: Человек, 2014. — 224 с.
- Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. — М.: Чистые пруды, 2005. — 32 с.
- Болдырева Д.А., Донцов Д.А. Особенности межличностных и внутригрупповых отношений школьников // Психологическое сопровождение социальных институтов: теоретическая модель и технологии реализации. Научно-практическая конференция. — Одинцово: ОГИ, 2012. — С. 34–38.
- Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии // Учёные записки Российского государственного социального университета. — 2014. — Т. 14. — №2 (124). — С. 20–24.
- Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Учёные записки Российского государственного социального университета. — 2015. — Т. 14. — №1 (128). — С. 52–59.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2001.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. — Л., 1970.
- Донцов А.И. Феномен зависти: Homo invidens? — М.: ЭКСМО, 2014. — 512 с.
- Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Минигрупповой подход (метод минигрупп) как способ активного обучения старшеклассников и студентов // Вестник практической психологии образования. — 2012. — №1 (30). — С. 62–65.
- Донцов Д.А. Общая исследовательская практическая проблематика социальной психологии в образовательном пространстве // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — С. 21–23.
- Донцов Д.А. Современные направления педагогики А.С. Макаренко на примере метода минигрупп // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Наследие А.С. Макаренко и современная педагогическая практика». Одинцово, Московская обл., АНОО ВПО ОГИ, 26 марта 2013 года. — Одинцово: ОГИ, 2013. — С. 12–16.
- Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.В., Шарагин В.И., Кононов С.В. Комплексное учебно-методическое пособие по учебным дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике». — Воронеж: Научная книга, 2013. — 164 с.
- Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов // Образовательные технологии. — 2012. — №4. — С. 108–125.
- Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп // Школьные технологии. — 2013. — №1. — С. 156–172.
- Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. — М.: МГУ, 2001.
- Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. — СПб: Речь, 2010.
- Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников: Учебное пособие. — Владимир: ВГПУ, 2001. — 109 с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. — Ростов на Дону: Феникс, 2011.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. — Ростов на Дону: Феникс, 2012.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). — Минск: Харвест, 2008.
- Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. — М.: АСТ, 2010.
- Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. — Минск: ФУ Аинформ, 2003.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 тт. / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 384 с.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб: Питер, 2005.
- Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
- Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Справочно-энциклопедическое издание. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 272 с.
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М., Кочетков Н.В., Крушельницкая О.Б., Сачкова М.Е. Социально-психологический диагностико-коррекционный комплекс для современных российских интернатных учреждений: Учебно-методическое пособие. — М.: МГППУ, 2010. — 72 с.
- Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. — М.: МПСИ, 2006. — 160 с.
- Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.
- Крушельницкая О.Е., Орлов В.А., Сачкова М.Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания // Психологическая наука и образование. — 2013. — №. — С. 1–14.
- Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. — СПб: СПбГУ, 2003.
- Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. — СПб: СПбГУ, 2003.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погодина В.М. Межличностное общение. — СПб: Питер, 2001.
- Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? // Практика административной работы в школе. — 2005. — №5. — С. 65–66.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. — М.: МГУ, 1981.
- Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб: Питер, 2001.
- Морено Дж. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. — М.: Академический проект, 2001.
- Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции средне-статусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. — 2010. — №5.
- Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. — М.: РИЦ АИМ, 2007.
- Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. — М.: Академия имиджелогии, 2015. — 332 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 2001.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Бахрах-М, 2011.
- Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Флинта, МПСИ, 2008.
- Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
- Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — М.: АСТ; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
- Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
- Садуакасова Д.К., Донцов Д.А. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся музыкальной школы // Психологическое сопровождение социальных институтов: теоретическая модель и технологии реализации. Научно-практическая конференция / Под ред. к. пед. н. С.И. Карповой. — Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2012. — С. 159–163.
- Сачкова М.Е., Васькова О.В. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплочённости в ученических группах старших подростков // Социальная психология и общество. — 2013. — №1. — С. 92–102.
- Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество. — 2011. — №2. — С. 52–62.
- Сачкова М.Е., Тимошина И.Н. Особенности представлений подростков о себе и лидере в школьном классе: гендерный аспект // Психологическая наука и образование. —2013. — №2. — С. 48_61.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Аспект Пресс, 2002.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. — Ростов на Дону: Феникс, 2010.
- Энциклопедия психодиагностики. В 4_х томах. — Том 1. Психодиагностика детей / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Бахрах-М, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 199
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 79
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1