Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов (окончание)

29

Аннотация

В основу статьи легла глава 4 из одноименного профессионального социально-психологического пособия, которое является научно-методической базой для разного рода практической психолого-педагогической и социально-психологической деятельности с детьми, подростками и юношеством: с 6–7 лет до 21–23 лет. В статье раскрывается микрогрупповая технология (микрогрупповой подход), использующаяся, в частности, в качестве универсального средства осуществления развития психосоциальных (коммуникативных) качеств личности, социально-инклюзивного образования, группового сплочения и социальной адаптации в интерактивных формах — в любого рода группах и небольших коллективах.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика, учебные группы, социально-психологические исследования

Рубрика издания: Книжная полка

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 96–102. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Dontsov_Dontsov (дата обращения: 30.11.2023)

Фрагмент статьи

Применение социально-психологических и психолого-педагогических технологий в работе с различными категориями обучающихся даёт возможность для создания в средних, средних специальных и высших учебных заведениях оптимальных образовательных условий для продуктивного обучения и развития личности школьников и студентов, для их всестороннего личностного формирования и становления.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008.
  2. Базаркина И.Н., Донцов Д.А., Сокуренко М.Б., Драчёва Н.Ю., Власова С.В., Пятаков Е.О. Роль общения в психическом развитии детей // Вестник практической психологии образования. — 2014. — №2. — С. 48–57.
  3. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии // Вестник практической психологии образования. — 2013. — № 1(34). — С. 36–48.
  4. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие. — М.: Человек, 2014. — 224 с.
  5. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. — М.: Чистые пруды, 2005. — 32 с.
  6. Болдырева Д.А., Донцов Д.А. Особенности межличностных и внутригрупповых отношений школьников // Психологическое сопровождение социальных институтов: теоретическая модель и технологии реализации. Научно-практическая конференция. — Одинцово: ОГИ, 2012. — С. 34–38.
  7. Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии // Учёные записки Российского государственного социального университета. — 2014. — Т. 14. — №2 (124). — С. 20–24.
  8. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Учёные записки Российского государственного социального университета. — 2015. — Т. 14. — №1 (128). — С. 52–59.
  9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2001.
  10. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. — Л., 1970.
  11. Донцов А.И. Феномен зависти: Homo invidens? — М.: ЭКСМО, 2014. — 512 с.
  12. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Минигрупповой подход (метод минигрупп) как способ активного обучения старшеклассников и студентов // Вестник практической психологии образования. — 2012. — №1 (30). — С. 62–65.
  13. Донцов Д.А. Общая исследовательская практическая проблематика социальной психологии в образовательном пространстве // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — С. 21–23.
  14. Донцов Д.А. Современные направления педагогики А.С. Макаренко на примере метода минигрупп // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Наследие А.С. Макаренко и современная педагогическая практика». Одинцово, Московская обл., АНОО ВПО ОГИ, 26 марта 2013 года. — Одинцово: ОГИ, 2013. — С. 12–16.
  15. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.В., Шарагин В.И., Кононов С.В. Комплексное учебно-методическое пособие по учебным дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике». — Воронеж: Научная книга, 2013. — 164 с.
  16. Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов // Образовательные технологии. — 2012. — №4. — С. 108–125.
  17. Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп // Школьные технологии. — 2013. — №1. — С. 156–172.
  18. Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. — М.: МГУ, 2001.
  19. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. — СПб: Речь, 2010.
  20. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников: Учебное пособие. — Владимир: ВГПУ, 2001. — 109 с.
  21. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. — Ростов на Дону: Феникс, 2011.
  22. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. — Ростов на Дону: Феникс, 2012.
  23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). — Минск: Харвест, 2008.
  24. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. — М.: АСТ, 2010.
  25. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. — Минск: ФУ Аинформ, 2003.
  26. Кондратьев М.Ю. Социальная психология // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 тт. / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
  27. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 384 с.
  28. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб: Питер, 2005.
  29. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  30. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Справочно-энциклопедическое издание. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  31. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 272 с.
  32. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М., Кочетков Н.В., Крушельницкая О.Б., Сачкова М.Е. Социально-психологический диагностико-коррекционный комплекс для современных российских интернатных учреждений: Учебно-методическое пособие. — М.: МГППУ, 2010. — 72 с.
  33. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. — М.: МПСИ, 2006. — 160 с.
  34. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.
  35. Крушельницкая О.Е., Орлов В.А., Сачкова М.Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания // Психологическая наука и образование. — 2013. — №. — С. 1–14.
  36. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. — СПб: СПбГУ, 2003.
  37. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. — СПб: СПбГУ, 2003.
  38. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погодина В.М. Межличностное общение. — СПб: Питер, 2001.
  39. Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? // Практика административной работы в школе. — 2005. — №5. — С. 65–66.
  40. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. — М.: МГУ, 1981.
  41. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб: Питер, 2001.
  42. Морено Дж. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. — М.: Академический проект, 2001.
  43. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции средне-статусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. — 2010. — №5.
  44. Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. — М.: РИЦ АИМ, 2007.
  45. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. — М.: Академия имиджелогии, 2015. — 332 с.
  46. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 2001.
  47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Бахрах-М, 2011.
  48. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  49. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  50. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Флинта, МПСИ, 2008.
  51. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  52. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — М.: АСТ; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  53. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  54. Садуакасова Д.К., Донцов Д.А. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся музыкальной школы // Психологическое сопровождение социальных институтов: теоретическая модель и технологии реализации. Научно-практическая конференция / Под ред. к. пед. н. С.И. Карповой. — Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2012. — С. 159–163.
  55. Сачкова М.Е., Васькова О.В. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплочённости в ученических группах старших подростков // Социальная психология и общество. — 2013. — №1. — С. 92–102.
  56. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество. — 2011. — №2. — С. 52–62.
  57. Сачкова М.Е., Тимошина И.Н. Особенности представлений подростков о себе и лидере в школьном классе: гендерный аспект // Психологическая наука и образование. —2013. — №2. — С. 48_61.
  58. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  59. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. — Ростов на Дону: Феникс, 2010.
  60. Энциклопедия психодиагностики. В 4_х томах. — Том 1. Психодиагностика детей / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Бахрах-М, 2009.

Информация об авторах

Донцов Александр Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: a.dontsov@mail.ru

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии, АНОО ВПО «Одинцовский Гуманитарный Институт», Москва, Россия, e-mail: dontsov-junior@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 100
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 29
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2