Введение
Сегодня в практике дошкольного образования основным инструментом оценки развития ребенка является педагогический мониторинг, который позволяет оценить знания, умения и навыки, сформированные у ребенка в процессе овладения образовательной программой [Бурлакова, 2011; Методологическое обоснование междисциплинарного, 2024]. Что, в свою очередь, противоречит психологическому пониманию принципа развития как качественных изменений, которые позволяют осуществлять психическую деятельность более высокого порядка, а не количественное накопление знаний, умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер). Это задача более глубокой психологической диагностики, и ее решение требует подбора психодиагностического инструментария, содержание которого было бы универсальным (по содержанию) для всех детей данного возраста и не зависело от образовательной программы. Как известно, наиболее достоверные результаты развития психических процессов можно получить с помощью стандартизированных диагностических методик. Именно они позволяют соотнести уровень выполнения задания ребенком с возрастными нормами и оценить, насколько его результат им соответствует и каковы отклонения в ту или иную сторону. [6; 12; 13; 16 и др.]. Несмотря на то, что традиция разработки стандартизированных методик для оценки умственного/интеллектуального развития детей имеет более чем вековую историю [1; 7; 14; 15; 19 и др.], на сегодняшний день сохраняется их недостаток для работы с детьми дошкольного возраста.
Одним из основных высших психических процессов, развивающихся в дошкольном возрасте, является наглядно-образное мышление (А.В. Запорожец, Г.И. Минская, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.). Именно сформированность у ребенка действий этого типа мышления позволяет эффективно решать возрастные задачи, быть успешным в разных видах деятельности (игра, рисование, конструирование и т.д.). Единственной разработанной и стандартизированной у нас в стране методикой оценки наглядно-образного мышления является методика «Схематизация» (автор Р.И. Бардина) (см. Приложение), входящая в комплект методик оценки умственного развития, разработанный под руководством Л.А. Венгера [Диагностика умственного развития, 1996, с. 54-69].
Несмотря на свою надежность и популярность среди практиков дошкольного образования, использование данного диагностического инструментария имеет ряд сложностей: индивидуальный раздаточный материал на каждого обследуемого ребенка, процедура обработки результатов и перевода сырых баллов в стандартные, необходимость присутствия помощника психолога в процессе группового обследования [Рекомендации по выявлению, 2007]. Давность последней стандартизации данного инструментария (более 30 лет) также требует проведения процедуры рестандартизации. В исследованиях, проведенных в последние годы, неоднократно были показаны изменения, происходящие в когнитивной сфере современных детей [Денисенкова, 2021; Носс, 2023; Hu, 1999].
В условиях развития цифровых технологий появились возможности, которые позволят существенно упростить проведение данной диагностической методики и обработку результатов при переводе ее с печатного в цифровой формат. В свою очередь, это повлечет за собой изменения в условиях и формате предъявления стимульного материала. В таком случае для сохранения надежности получаемых результатов необходимо проведение стандартизации инструментария. А с учетом давности последней рестандартизации эта задача становится обязательным условием его дальнейшего применения в практической работе.
Процедура и методы исследования
Представленное исследование является частью проекта разработки и стандартизации диагностического инструментария. Процедура и методика проведения соответствуют описанным ранее в рамках данного проекта [Методологическое обоснование междисциплинарного, 2024, с.241].
Экспериментальную выборку составили 2425 детей. Исследование проводилось отдельно для двух групп детей – 5-6 лет (M = 66 месяцев; SD = 3,09 месяца; n = 974) и 6-7 лет (M = 77 месяцев; SD = 3,21 месяца; n = 1451).
Характеристика выборки исследования детей по возрасту, полу, региону проживания, типу населенного пункта и принадлежности к категории с ОВЗ представлена в табл. 1.
Таблица 1. Характеристики выборки дошкольников 5-6 и 6-7 лет
|
Характеристика |
5-6 лет |
6-7 лет |
||
|
N |
% |
N |
% |
|
|
Тип населенного пункта проживания |
|
|
||
|
Городское поселение |
868 |
89,1 |
1358 |
93,6 |
|
Сельское поселение |
106 |
10,9 |
93 |
6,4 |
|
Регион проживания |
|
|
||
|
Московская область |
445 |
45,7 |
457 |
31,5 |
|
Самарская область |
505 |
51,8 |
467 |
32,2 |
|
Волгоградская область |
- |
- |
499 |
34,4 |
|
Липецкая область |
20 |
2,1 |
19 |
1,3 |
|
Другие |
4 |
0,4 |
9 |
0,6 |
|
Пол |
|
|
||
|
Мужской |
474 |
48,7 |
684 |
47,1 |
|
Женский |
500 |
51,3 |
767 |
52,9 |
|
Всего |
974 |
100 |
1451 |
100 |
|
Ребенок относится к категории детей с ОВЗ |
|
|
||
|
да |
216 |
22,2 |
247 |
17,0 |
|
нет |
758 |
77,8 |
1204 |
83,0 |
Результаты исследования
Психометрическая проверка методики «Схематизация» для детей 5-6 лет
Согласно инструкции, за каждое задание 1-6 начислялись баллы от 0 до 4, а за задание 7 – от 0 до 6. Общий сырой балл по методике мог варьироваться от 0 до 30 баллов [Диагностика умственного развития, 1996, c. 60]. В табл. 2 приведена описательная статистика выполнения каждого из семи заданий и общего балла методики «Схематизация» для детей 5-6 лет.
Исходя из значений показателя трудности, задания 4, 5 и 7 являются средней сложности, а задания 1, 2, 3 и 6 – более легкими. Показатель трудности для всей шкалы равен 0,66, что говорит о ее средней трудности, смещенной в сторону более простых заданий.
Скорректированная дискриминативность – различительная способность заданий, измеренная с помощью точечной бисериальной корреляции, лежит в диапазоне 0,48-0,61, что является хорошим значением.
С помощью конфирматорного факторного анализа удалось определить, что модель имеет приемлемые значения параметров согласованности с данными (СFI=0,963; TLI=0,944; SRMR=0,032; RMSEA=0,070 [0,056; 0,085]). Учитывая индексы модификации, при введении ковариации ошибок для заданий 2 и 3, заданий 1 и 3, заданий 1 и 2, опирающихся на похожий стимульный материал, удалось улучшить согласованность модели (см. табл. 2).
Таблица 2. Описательная статистика, факторные нагрузки и показатели согласия модели с данными после включения в модель ковариации ошибок (n=974)
|
Индикатор |
Среднее |
Ст. откл. |
Трудность |
Дискриминативность |
Факторная нагрузка (ст.) |
p-уровень |
|
Задание 1 |
3,064 |
1,469 |
0,77 |
0,61 |
0,631 |
<0,001 |
|
Задание 2 |
2,963 |
1,497 |
0,74 |
0,59 |
0,614 |
<0,001 |
|
Задание 3 |
3,133 |
1,460 |
0,78 |
0,55 |
0,566 |
<0,001 |
|
Задание 4 |
2,636 |
1,696 |
0,66 |
0,59 |
0,687 |
<0,001 |
|
Задание 5 |
2,314 |
1,383 |
0,58 |
0,52 |
0,601 |
<0,001 |
|
Задание 6 |
2,840 |
1,433 |
0,71 |
0,48 |
0,544 |
<0,001 |
|
Задание 7 |
2,908 |
2,434 |
0,48 |
0,50 |
0,586 |
<0,001 |
|
Общий балл |
19,857 |
7,832 |
0,66 |
|
|
|
|
СFI=0,992; TLI=0,984; SRMR=0,017; RMSEA=0,037 [0,019; 0,056] |
||||||
Для всей шкалы α Кронбаха=0,800, а ω Макдональда=0,816, что говорит о достаточно хорошем уровне согласованности входящих в нее заданий. Статистики не предлагали удалять задания для улучшения надежности.
Внешняя валидность методики проверялась путем сопоставления по ней общего балла с общим баллом по методике «Цветные прогрессивные матрицы Равена» с помощью коэффициента корреляции Спирмена (r=0,476, p<0,01, n=41). Баллы по обеим методикам значимо согласованы, что подтверждает внешнюю валидность методики «Схематизация».
Для проверки дифференциальной валидности методики было проведено сравнение трех групп детей, специфика развития которых связана, в том числе и с развитием когнитивных процессов – дети с ОВЗ, с нарушением речи и с задержкой психического развития (см. табл. 3).
Таблица 3. Сравнение детей с ОВЗ и без ОВЗ (n=974)
|
|
Группа |
N |
M ± SD |
U-Манна-Уитни |
Размер эффекта |
|
Дети с задержкой психического развития |
да |
27 |
15,22 ± 8,43 |
8611,00** |
0,326 |
|
нет |
947 |
19,99 ± 7,78 |
|||
|
Дети с нарушением речи или слуха |
да |
186 |
18,30 ± 7,04 |
61081,50*** |
0,167 |
|
нет |
788 |
20,23 ± 7,97 |
|||
|
Дети из категории с ОВЗ |
да |
216 |
18,28 ± 7,05 |
67542,00*** |
0,175 |
|
нет |
758 |
20,31 ± 7,99 |
Примечание: ** – p<0,01; *** – p<0,001; размер эффекта – ранговый бисериальный коэффициент корреляции.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что существуют значимые различия по общим баллам методики у: детей из категории с ОВЗ баллы по наглядно-образному мышлению значимо ниже, чем у детей не из категории с ОВЗ, что подтверждает дифференциальную валидность методики «Схематизация».
Перед определением норм для данной методики, используя двухфакторный дисперсионный анализ, мы убедились в отсутствии значимых различий в баллах по возрасту (возрастные группы до 5,5 лет и старше 5,5 лет получены делением выборки по медиане Me=66 месяцев) (p>0,05), а для детей разного пола баллы значимо различались (p=0,049), но эффект различий оказался очень слабый (η²p=0,004), что позволило нам считать нормы для всей выборки.
В табл. 4 приводится соответствие сырых баллов стандартным (станайнам), а также уровням выраженности наглядно-образного мышления, полученное после процентильной нормализации.
Таблица 4. Соответствие сырых баллов по методике «Схематизация» стандартным баллам (станайнам) и уровням выраженности наглядно-образного мышления детей 5-6 лет
|
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||||||
|
Станайны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Сырые баллы |
0-4 |
5-8 |
9-12 |
13-18 |
19-23 |
24-27 |
28-29 |
30 |
– |
Из таблицы видно, что девятому стандартному баллу (станайну) нет соответствия сырых баллов. Это говорит об ограничении методики в способности дифференцировать детей 5-6 лет с очень высокой степенью выраженности наглядно-образного мышления.
Психометрическая проверка методики «Схематизация» для детей 6-7 лет
Исходя из инструкции, за каждое задание 1-8 начислялись баллы от 0 до 4, а за задания 9 и 10 – от 0 до 6. Общий сырой балл по методике мог варьироваться от 0 до 44 баллов. В табл. 5 приведена описательная статистика выполнения каждого из десяти заданий и общего балла по методике для детей 6-7 лет.
Трудность заданий 7, 9 и 10 лежит на границе между средней и легкой. Остальные задания относятся к легким. Трудность общей шкалы равна 0,82, что говорит о ее легкости. Скорректированная дискриминативность для заданий методики является приемлемой (лежит в диапазоне 0,35-0,49).
Конфирматорный факторный анализ показал, что проверяемая модель недостаточно согласована с данными (СFI=0,879; TLI=0,845; SRMR=0,046; RMSEA=0,077 [0,070; 0,085]). При введении ковариации ошибок, согласно индексам модификации, для заданий 9 и 10, заданий 7 и 8, заданий 4 и 5, заданий 1 и 2, которые включают похожий стимульный материал, удалось улучшить согласованность модели (см. табл. 5).
Таблица 5. Описательная статистика, факторные нагрузки и показатели согласия модели с данными после включения в модель ковариации ошибок (n=1451)
|
Индикатор |
Среднее |
Ст. откл. |
Трудность |
Дискриминативность |
Факторная нагрузка (ст.) |
p-уровень |
|
|
Задание 1 |
3,520 |
0,992 |
0,88 |
0,47 |
0,547 |
<0,001 |
|
|
Задание 2 |
3,622 |
0,975 |
0,91 |
0,44 |
0,521 |
<0,001 |
|
|
Задание 3 |
3,569 |
1,113 |
0,89 |
0,44 |
0,558 |
<0,001 |
|
|
Задание 4 |
3,480 |
1,191 |
0,87 |
0,46 |
0,561 |
<0,001 |
|
|
Задание 5 |
3,626 |
1,076 |
0,91 |
0,45 |
0,535 |
<0,001 |
|
|
Задание 6 |
3,375 |
1,252 |
0,84 |
0,40 |
0,511 |
<0,001 |
|
|
Задание 7 |
2,981 |
1,185 |
0,75 |
0,35 |
0,355 |
<0,001 |
|
|
Задание 8 |
3,327 |
1,179 |
0,83 |
0,38 |
0,388 |
<0,001 |
|
|
Задание 9 |
4,350 |
2,273 |
0,73 |
0,49 |
0,485 |
<0,001 |
|
|
Задание 10 |
4,215 |
2,197 |
0,70 |
0,49 |
0,468 |
<0,001 |
|
|
Общий балл |
36,065 |
7,884 |
0,82 |
|
|
|
|
|
СFI=0,974; TLI=0,963; SRMR=0,027; RMSEA=0,038 [0,029; 0,047] |
|||||||
Для всей шкалы α Кронбаха=0,752, а ω Макдональда=0,777, что говорит о хорошем уровне внутренней согласованности входящих в нее заданий. Статистики также не предлагали удалять задания для улучшения надежности.
Для проверки внешней валидности методики использовалась стандартизированная методика оценки интеллекта «Цветные прогрессивные матрицы Равена». Проводилось сопоставление общих баллов двух методик с помощью коэффициента корреляции Спирмена (r=0,432, p<0,001, n=527). Полученные результаты позволили говорить о том, что баллы двух методик значимо согласованы, что подтверждает внешнюю валидность методики «Схематизация».
Для проверки дифференциальной валидности, также, как и в группе детей 5-6 лет, было проведено сравнение детей, относящихся и не относящихся к категории ОВЗ, по общему показателю «Схематизации» (см. табл. 6).
Таблица 6. Сравнение детей с ОВЗ и без ОВЗ (n=1451)
|
|
Группа |
N |
M ± SD |
U-Манна-Уитни |
Размер эффекта |
|
Дети с задержкой психического развития |
да |
21 |
30,19 ± 9,13 |
8710,50*** |
0,420 |
|
нет |
1430 |
36,15 ± 7,84 |
|||
|
Дети с нарушением речи |
да |
253 |
34,63 ± 9,63 |
142702,00 |
0,058 |
|
нет |
1198 |
36,37 ± 7,43 |
|||
|
Дети из категории с ОВЗ |
да |
247 |
33,98 ± 9,68 |
130866,00*** |
0,120 |
|
нет |
1204 |
36,49 ± 7,40 |
Примечание: *** – p<0,001; размер эффекта – ранговый бисериальный коэффициент корреляции.
Из результатов видно, что в двух из трех случаев сравнения существуют значимые различия по общим баллам методики «Схематизация», что доказывает ее дифференциальную валидность.
С помощью двухфакторного дисперсионного анализа мы определили, что мальчики и девочки не различаются значимо (p>0,05) по баллам методики «Схематизация», а дети разного возраста (до 6 лет 5 месяцев и старше 6 лет 5 месяцев, разделенные по медиане Me=77 месяцев) значимо различаются (p<0,01), но эффект различий очень слабый (η²p=0,005), что позволило нам считать нормы для всей выборки, не дифференцируя их по полу и возрасту.
В табл. 7 приводится соответствие сырых баллов стандартным (станайнам), а также уровням выраженности наглядно-образного мышления.
Таблица 7. Соответствие сырых баллов по методике «Схематизация» стандартным баллам (станайнам) и уровням выраженности наглядно-образного мышления детей 6-7 лет
|
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||||||
|
Станайны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Сырые баллы |
0-18 |
19-24 |
25-31 |
32-36 |
37-40 |
41-42 |
43-44 |
– |
– |
Восьмому и девятому стандартному баллу (станайну) нет соответствия сырых баллов. Это говорит об ограничении методики дифференцировать детей 6-7 лет с высокой и очень высокой степенью выраженности наглядно-образного мышления.
Выводы
Адаптированная для цифрового формата и прошедшая процедуру рестандартизаци методика оценки наглядно-образного мышления «Схематизация» (автор Р.И. Бардина) показала свое соответствие психометрическим требованиям (внешняя и дифференциальная валидность и надежность), соответствие структуры методики математической модели, возможность дифференцировать детей по уровню развития наглядно-образного мышления.
Проведенное исследование показало сдвиг результатов детей в сторону более высоких баллов, что говорит о меньшей сложности заданий для современной выборки стандартизации относительно более ранних выборок. Это повлияло на изменение норм оценки в процессе проведенной рестандартизации. Тенденция к снижению уровню сложности диагностических заданий, разработанных в конце прошлого века для современных дошкольников отмечена и в других исследованиях [3;10].
Опираясь на полученные в рамках проведенной рестандартизации данные целесообразно говорить о дальнейшей модификации данной методики в сторону добавления более сложных заданий. Это позволило бы дифференцировать детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления и выделить, наравне с высоким, очень высокий уровень. Что, важно, когда речь идет о попытках выявления умственной одаренности.
Проведенная работа показала, что перевод диагностического инструментария для детей дошкольного возраста из печатного в цифровой формат требует адаптации рекомендаций для проводящего методику взрослого и инструкции для ребенка с учетом специфики нового формата.




