Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 4. С. 48–49
ISSN: 2658-3100 (online)
В.А. Крутецкий — выдающийся российский психолог, теоретик, практик, новатор, или Жизнестойкость и востребованность идей В.А. Крутецкого в развитии практической психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: научное наследие
Рубрика издания: События
Тип материала: персоналии
Для цитаты: Недбаева С.В., Дубровина И.В. В.А. Крутецкий — выдающийся российский психолог, теоретик, практик, новатор, или Жизнестойкость и востребованность идей В.А. Крутецкого в развитии практической психологии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 48–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Nedbayeva_Dubrovin (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
В декабре 2017 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося психолога, ученого и практика Вадима Андреевича Крутецкого.
Научная психолого-педагогическая общественность России достаточно высоко оценила основные идеи В.А. Крутецкого: гуманизация и гуманитаризация образования, творческий и индивидуальный подходы в процессе обучения и воспитания, личностное и профессиональное становление человека и развитие его способностей, обучение и воспитание как единый процесс образования, создание психологической службы и ещё многое другое. Не снижается интерес как научного сообщества, так и практиков образования к его трудам, к той активной деятельности Вадима Андреевича по внедрению своих новаторских идей в работу каждого, кто занимается развитием личности ребенка, для кого образование и воспитание человека стало и профессией, и призванием.
Ученый, теоретик, практик, новатор, он оставил яркий след в психологической науке и практике и более 140 публикаций, среди которых учебники по психологии для вузов (1956, 1962), учебники по психологии для педучилищ (1974, 1980, 1985), а также для директоров школ и образовательных учреждений «Основы педагогической психологии» (1972).
Творческий путь В.А. Крутецкого стал примером жизни современного ученого, беспрецедентным актом самоотдачи идее, науке, людям. Его идеи находят достойное продолжение в делах и трудах многочисленных учеников, среди которых по праву можно назвать академика РАО И.В. Дубровину и профессоров А.А. Мелик-Пашаева, С.В. Недбаеву, кандидатов психологических наук Г.Н. Сартан, Г.П. Звездина, А.В. Андриенко и др.
В 2007 году психологическая общественность страны посвятила 90-летию со дня рождения В.А. Крутецкого целый ряд мероприятий, в числе которых прошедшая в январе — феврале 2007 года и получившая международный резонанс интернет-конференция, выпущенная стараниями учеников В.А. Крутецкого книга «Основы педагогической психологии: интеграция теории и практики», конкурсы научных работ, выставки научных исследований,студенческие психологические олимпиады. Наконец, его светлой памяти была посвящена Международная научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании».
Научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании», состоявшаяся 4-5 октября 2007 года в Армавире, собрала более 200 специалистов из 7 стран (России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Германии, Англии, США), конференция охватила все многообразие первоочередных задач психологии и продемонстрировала единство практического и теоретического подхода к образовательному процессу.
Отличительной чертой конференции стало то, что она прошла не как официальное мероприятие, а как живое событие на острие сегодняшних научных дискуссий. Вадим Андреевич ушел от нас, но его дух, слово и мысли продолжают жить в нашем психологическом сообществе.
Отклики показали актуальность и востребованность проведенной конференции, отличавшейся высоким научным уровнем и широким тематическим охватом. Она стала знаменательным событием для ученых из разных стран, желающих обогатить и развить свои научные традиции, используя последние достижения психологии. По материалам конференции под редакцией И.В. Дубровиной, С.В. Недбаевой и др. опубликован сборник «Психологические практики в российском образовании»
Прошедшее с того времени десятилетие вновь подтвердило, что В.А. Крутецкий был не только новатором, но и классиком педагогической психологии. Студенты, аспиранты, педагоги, учителя школ и сегодня следуют тем вектором развития, который был намечен им.
Для того чтобы эстафировать идеи В.А. Крутецкого, необходимо проведение спецкурсов, спецсеминаров, факультативов, мастер-классов, коллоквиумов, вебинаров, конференций, олимпиад, конкурсов. Целесообразно сравнивать его идеи с теми, которые господствуют сегодня. Это позволит понять направленность этих идей как ценных и работающих. Только глубоко анализируя идеи В.А. Крутецкого, можно рассчитывать на их жизнестойкость, востребованность новыми поколениями педагогов и психологов, ведущих научные исследования и стремящихся внедрить результаты в образовательную практику.
Именно поэтому мы вновь проводим ряд юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения В.А. Крутецкого — яркой личности, талантливого ученого, мудрого Учителя. Среди них: конкурс работ школьников на тему «Способности — ресурс развития личности»; олимпиада студенческой молодежи «Психологическая и экологическая безопасность личности. Развиваю свои способности»; вебинар «Реализация идей В.А. Крутецкого в развитии практической психологии»; выпуск юбилейного журнала «Экономика. Психология. Сервис: интеграция теории и практики»; издание исторического очерка «Ты не ушел в другую жизнь, а светишь и поныне...»; Международная юбилейная интернет-конференция «Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс» с публикацией сборника научных трудов.
Хочется надеяться, что ученые и практики смогут заострить внимание и на тех аспектах, которые ранее были менее описаны, тем более за три последних десятилетия психология не стояла на месте, а интенсивно развивалась не только в теоретическом, но и в практическом направлении. Поэтому акцент должен быть сделан на анализе и транслировании практико-ориентированности идей В.А. Крутецкого. Их осознание позволит учителям, психологам, директорам и ученым понять психологические основания изменений, происходящих в современном образовании.
Проводимая Международная юбилейная интернет-конференция «Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс» делает уверенные шаги по сохранению, эхолированию и формированию российских идей и традиций, не подвластных никакой текущей конъюнктуре.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 207
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 49
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2