В.А. Крутецкий — выдающийся российский психолог, теоретик, практик, новатор, или Жизнестойкость и востребованность идей В.А. Крутецкого в развитии практической психологии

49

Аннотация

Статья посвящена научному и практическому наследию российского психолога, ученого и практика Вадима Андреевича Крутецкого.

Общая информация

Ключевые слова: научное наследие

Рубрика издания: События

Тип материала: персоналии

Для цитаты: Недбаева С.В., Дубровина И.В. В.А. Крутецкий — выдающийся российский психолог, теоретик, практик, новатор, или Жизнестойкость и востребованность идей В.А. Крутецкого в развитии практической психологии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 48–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Nedbayeva_Dubrovin (дата обращения: 21.11.2024)

Полный текст

 

В декабре 2017 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося психолога, ученого и практика Вадима Андреевича Крутецкого.

Научная психолого-педагогическая общественность России достаточно высоко оценила основные идеи В.А. Крутецкого: гуманизация и гуманитаризация образования, творческий и индивидуальный подходы в процессе обучения и воспитания, личностное и профессиональное становление человека и развитие его способностей, обучение и воспитание как единый процесс образования, создание психологической службы и ещё многое другое. Не снижается интерес как научного сообщества, так и практиков образования к его трудам, к той активной деятельности Вадима Андреевича по внедрению своих новаторских идей в работу каждого, кто занимается развитием личности ребенка, для кого образование и воспитание человека стало и профессией, и призванием.

Ученый, теоретик, практик, новатор, он оставил яркий след в психологической науке и практике и более 140 публикаций, среди которых учебники по психологии для вузов (1956, 1962), учебники по психологии для педучилищ (1974, 1980, 1985), а также для директоров школ и образовательных учреждений «Основы педагогической психологии» (1972).

Творческий путь В.А. Крутецкого стал примером жизни современного ученого, беспрецедентным актом самоотдачи идее, науке, людям. Его идеи находят достойное продолжение в делах и трудах многочисленных учеников, среди которых по праву можно назвать академика РАО И.В. Дубровину и профессоров А.А. Мелик-Пашаева, С.В. Недбаеву, кандидатов психологических наук Г.Н. Сартан, Г.П. Звездина, А.В. Андриенко и др.

В 2007 году психологическая общественность страны посвятила 90-летию со дня рождения В.А. Крутецкого целый ряд мероприятий, в числе которых прошедшая в январе — феврале 2007 года и получившая международный резонанс интернет-конференция, выпущенная стараниями учеников В.А. Крутецкого книга «Основы педагогической психологии: интеграция теории и практики», конкурсы научных работ, выставки научных исследований,студенческие психологические олимпиады. Наконец, его светлой памяти была посвящена Международная научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании».

Научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании», состоявшаяся 4-5 октября 2007 года в Армавире, собрала более 200 специалистов из 7 стран (России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Германии, Англии, США), конференция охватила все многообразие первоочередных задач психологии и продемонстрировала единство практического и теоретического подхода к образовательному процессу.

Отличительной чертой конференции стало то, что она прошла не как официальное мероприятие, а как живое событие на острие сегодняшних научных дискуссий. Вадим Андреевич ушел от нас, но его дух, слово и мысли продолжают жить в нашем психологическом сообществе.

Отклики показали актуальность и востребованность проведенной конференции, отличавшейся высоким научным уровнем и широким тематическим охватом. Она стала знаменательным событием для ученых из разных стран, желающих обогатить и развить свои научные традиции, используя последние достижения психологии. По материалам конференции под редакцией И.В. Дубровиной, С.В. Недбаевой и др. опубликован сборник «Психологические практики в российском образовании»

Прошедшее с того времени десятилетие вновь подтвердило, что В.А. Крутецкий был не только новатором, но и классиком педагогической психологии. Студенты, аспиранты, педагоги, учителя школ и сегодня следуют тем вектором развития, который был намечен им.

Для того чтобы эстафировать идеи В.А. Крутецкого, необходимо проведение спецкурсов, спецсеми­наров, факультативов, мастер-классов, коллоквиумов, вебинаров, конференций, олимпиад, конкурсов. Целесообразно сравнивать его идеи с теми, которые господствуют сегодня. Это позволит понять направленность этих идей как ценных и работающих. Только глубоко анализируя идеи В.А. Крутецкого, можно рассчитывать на их жизнестойкость, востребованность новыми поколениями педагогов и психологов, ведущих научные исследования и стремящихся внедрить результаты в образовательную практику.

Именно поэтому мы вновь проводим ряд юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения В.А. Крутецкого — яркой личности, талантливого ученого, мудрого Учителя. Среди них: конкурс работ школьников на тему «Способности — ресурс развития личности»; олимпиада студенческой молодежи «Психологическая и экологическая безопасность личности. Развиваю свои способности»; веби­нар «Реализация идей В.А. Крутецкого в развитии практической психологии»; выпуск юбилейного журнала «Экономика. Психология. Сервис: интеграция теории и практики»; издание исторического очерка «Ты не ушел в другую жизнь, а светишь и поныне...»; Международная юбилейная интернет-конференция «Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс» с публикацией сборника научных трудов.

Хочется надеяться, что ученые и практики смогут заострить внимание и на тех аспектах, которые ранее были менее описаны, тем более за три последних десятилетия психология не стояла на месте, а интенсивно развивалась не только в теоретическом, но и в практическом направлении. Поэтому акцент должен быть сделан на анализе и транслировании практико-ориентированности идей В.А. Крутецкого. Их осознание позволит учителям, психологам, директорам и ученым понять психологические основания изменений, происходящих в современном образовании.

Проводимая Международная юбилейная интернет-конференция «Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс» делает уверенные шаги по сохранению, эхолированию и формированию российских идей и традиций, не подвластных никакой текущей конъюнктуре.

 

 


 

 

Информация об авторах

Недбаева Светлана Викторовна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный учитель, Кубань

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 207
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 49
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2