Вестник практической психологии образования
2018. Том 15. № 1. С. 3–5
ISSN: 2658-3100 (online)
От редакции
Общая информация
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: От редакции [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/from_the_editor (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Реализация требований отечественной системы образования к задачам психологического обеспечения образования, заявленным в Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года[I], предусматривает систему мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся, а также обеспечению безопасности образовательных организаций.
Требования к образованию как эффективному институту защиты детства продиктованы новыми вызовами и рисками современного детства, которые нередко приводят к отклоняющимся формам поведения детей. В этой связи психологическая служба в системе образования призвана обеспечивать профилактику негативных проявлений среди молодежи. Немаловажно, что создание эффективной психологической службы не ограничивается группой проблем, связанных с психологическим сопровождением образовательного процесса. Эффективное адресное решение проблем современного детства требует введения межведомственных механизмов в деятельность психологической службы, обеспечения условий для развития профессиональных команд педагогов, педагогов-психологов, психологов и др.
В 2018 году по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» организовала и провела 3 и 4 апреля на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних».
Семинар-совещание был посвящен обсуждению стратегии деятельности психологических служб системы образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и ПМПК в части организации профилактики социальных рисков, правонарушений несовершеннолетних, психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением, профилактической работы в образовательных организациях.
Работу семинара-совещания открыл ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный психологопедагогический университет» Виталий Владимирович Рубцов. В своем приветственном слове он указал на основные задачи семинара-совещания: «Первая задача семинара — определить, в каких направлениях сейчас надо работать, а также охарактеризовать риски современного детства. Второе направление, которое мы сегодня затрагиваем, — это выявление рисков. Мы должны определить минимальный пакет, который необходим для того, чтобы психологические службы могли использовать его в работе — с детьми, с подростками — с теми рисками, с которыми мы имеем дело. Также задача семинара-совещания — понять, какова модель работы с рисками и кто несет ответственность в этой работе».
Далее с приветственным словом выступила заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Юрьевна Синюгина. Обобщив основные мероприятия реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации, Татьяна Юрьевна отметила: «Мы можем создать очень хорошие, комфортные инфраструктурные условия для получения образования нашими детьми, но если не будет того самого психологического комфорта для наших детей, если не будут созданы те самые безопасные условия для пребывания наших детей в образовательных организациях, то, наверное, все иные усилия будут не достигать самой главной цели». Татьяна Юрьевна обратилась к профессиональному сообществу с ожиданиями: разобраться в том, каков сегодняшний ребёнок, каковы его потребности, каковы проблемы и риски и как правильно на них реагировать: «Мы понимаем, что происходящее в системе образования постоянно трансформируется, потому что система отзывается на всё то, что происходит в обществе.
Но сегодня мы запаздываем в реакциях на те события, которые происходят в среде наших детей, в том числе в тех профессиональных действиях, которые могли бы эти ситуации упредить». Докладчик также отметила, что «...психологическая служба в системе образования уже имеет свои результаты, свой опыт, традиции, есть своя история, это действительно есть то, чем мы по праву все вместе гордимся». Татьяна Юрьевна представила факты, характеризующие психологическую службу школы: лишь в каждой второй школе есть педагог-психолог, который сегодня из специалиста, выполняющего в образовательной организации отдельную и очень специфическую функцию, превращается в специалиста, который комплексно реагирует на вызовы и проблемы, существующие в образовательной организации». Завершая выступление, Татьяна Юрьевна подчеркнула, что каждому, кто работает сегодня в системе образования: психологу и всем без исключения специалистам, — необходим алгоритм и механизм действий по выявлению, профилактике и снижению рисков.
С точки зрения заместителя председателя Общероссийского профсоюза работников образования и науки РФ Михаила Васильевича Авдеенко, «среда в школе становится все более агрессивной, а объектом насилия все чаще становятся педагогические работники». К числу вновь возникших за последние годы социальных рисков он отнес оптимизацию штатных расписаний и снижение эффективности психологопедагогических служб.
Перед собравшимися выступила Марина Владимировна Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она заявила: «Принято считать, что психологи — это одно из наиболее устойчивых профессиональных сообществ, а я от себя добавлю, что сегодня, наверное, наиболее востребованное сообщество профессиональное по работе с детьми, которое выходит на первую линию и оказывается в ответе на новые риски». Поскольку психологи работают в разных ведомствах: образовании, социальной защите, службе исполнений наказаний и внутренних дел, — Марина Владимировна указала на необходимость создания поля и условий профессионального взаимодействия специалистов, в том числе по вопросам обмена опытом в области профилактики социальных рисков. Докладчик охарактеризовала работу общероссийского телефона доверия, который работает с 2010 года, и имеет службы на территории всех субъектов Российской Федерации за исключением Республики Крым, а также иные направления работы Фонда, выполняющие задачи профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних.
На семинаре-совещании с пленарными докладами также выступили: заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Лариса Павловна Фальковская, главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Ирина Владимировна Дубровина, руководитель лаборатории Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Елена Георгиевна Дозорцева,декан факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Николай Викторович Дворянчиков, председатель Правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Михайлович Спивак, исполнительный директор Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Лариса Анатольевна Санатовская.
Семинар-совещание 3 апреля объединил две дискуссионные площадки по направлениям профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и образовательных организаций и 4 апреля — шесть круглых столов, которые позволили презентовать научно-практические разработки в области профилактики социальных рисков и обеспечения безопасности образовательной среды, обсудить опыт реализации алгоритмов межведомственного взаимодействия образовательных организаций в контексте системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также стратегии федеральной и региональной образовательной политики в области организации образования детей с девиантным поведением. Круглые столы семинара-совещания прошли на базе Московского государственного психолого-педагогического университета, Психологического института РАО, Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета.
Выступления участников раскрыли основные задачи психологической службы в системе образования, проблемы комплексного сопровождения детей и подростков с девиантным поведением, основы психологической культуры и задачи воспитания в современной школе, проект модели работы с подростковыми рисками в образовательных организациях, современные подходы к организации профилактической работы с ребенком и его семьей и др.
В данном выпуске научно-методического журнала «Вестник практической психологии образования» представлены материалы, отражающие региональный опыт профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних с учетом лучших практик межведомственного взаимодействия.
Обсуждаются перспективные задачи профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних, рассматривается опыт межведомственного взаимодействия в условиях применения профессиональных стандартов, приводятся рекомендации участников Всероссийского научно-практического семинара-совещания «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних», проведенного в ФГБОУ ВО МГППУ 3-4 апреля 2018 года.
Метрики
Просмотров
Всего: 419
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 108
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2