Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 1. С. 64–73
ISSN: 2658-3100 (online)
Опыт апробации профессионального стандарта педагога-психолога в системе дополнительного профессионального образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, нормативно-правовая база, Служба практической психологии образования
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Халикова Л.Р. Опыт апробации профессионального стандарта педагога-психолога в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 64–73. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Khalikova (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
Служба практической психологии образования является организованной системой связей и норм, которая объединяет значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям современного образования в Российской Федерации. Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» призвано повысить качество практической психологии в данной сфере и задать определенные перспективы профессионального роста [2, 3].
Система сопровождения процесса внедрения и освоения требований профессионального стандарта педагога-психолога в Республике Башкортостан опирается на уже имеющиеся в регионе ресурсы: приоритетные направления образования, опыт дополнительного профессионального образования, интеграцию результатов деятельности функционирующих в республике проектов.
Реализация профессионального стандарта предполагает адаптацию действующей нормативно-правовой базы к его требованиям, разработку ряда новых документов [1]. Для организации мероприятий по апробации профессионального стандарта в регионе был разработан ряд документов. Утверждена Республиканская дорожная карта по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» на 20152020 гг. (приказ Министерства образования РБ №1754 от 07.09.2015 г.). В целях обеспечения учебно-методического сопровождения реализации дорожной карты создана рабочая группа (приказ Министерства образования РБ №1399 от 02.12.2015 г.). Был утвержден перечень пилотных площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог» (приказ Министерства образования РБ №101 от 02.02.2016 г.).
Внедрение профессионального стандарта сопровождается комплексом мероприятий в системе дополнительного профессионального образования [4]. Это и ресурс для трансформации самой системы развития образования с целью повышения ее эффективности. Институт развития образования Республики Башкортостан при разработке содержания образовательных программ повышения квалификации исходит из того, что необходимо учитывать, во-первых, требования профессионального стандарта; во-вторых, современную ситуацию образования на данном витке развития; в-третьих, реально существующие запросы субъектов образования.
Кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Республики Башкортостан реализуются следующие инновационные образовательные программы для педагогов-психологов:
• Психологическое сопровождение реализации ФГОС начального и общего образования;
• Работа педагога-психолога в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС;
• Психологическая компетентность педагогических работников в условиях реализации ФГОС;
• Психологическое сопровождение самоопределения обучающихся в свете ФГОС.
На основе изучения дефицитов профессиональных компетенций педагогов-психологов были разработаны и реализуются программы:
• Психологическое сопровождение образования в рамках введения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (2016 год);
• Профилактическая работа в деятельности педагога-психолога образовательной организации (2017 год).
Целенаправленно производится трансформация традиционной системы повышения квалификации. С учетом требований профессионального стандарта были переработаны и систематически реализуются следующие программы:
• Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях;
• Развитие профессиональных компетенций начинающего педагога-психолога образовательной организации;
• Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к ГИА;
• Профилактика и коррекция жестокого обращения с детьми и предупреждение фактов насилия по отношению к ним;
• Профилактика суицидальных тенденций среди несовершеннолетних;
• Метод «школьной медиации» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы;
• Аддиктивное поведение и психологические механизмы профилактики наркомании.
Немаловажным потенциалом в профессиональном росте специалистов обладает организация конкурсов профессионального мастерства. В республике проводится конкурс «Педагог-психолог Башкортостана», конкурс методических разработок для педагогов-психологов. Критерии и показатели оценки конкурсных материалов были составлены с учетом требований профессионального стандарта.
На официальном сайте Института развития образования Республики Башкортостан функционирует «Сообщество практикующих психологов образования». В электронном формате осуществляется межкурсовое сопровождение по актуальным вопросам практической психологии образования. Работа осуществляется в виде обсуждения важных вопросов в форуме, производится консалтинговое сопровождение. В сетевом режиме систематически организовываются обсуждения вопросов, касающихся новых ориентиров в деятельности педагога-психолога. С 2016 года в плановом порядке проводятся вебинары по внедрению профессионального стандарта для руководителей образовательных организаций, педагогов-психологов.
Апробация профессионального стандарта производится в рамках инновационной деятельности. В апреле 2016 г. была открыта республиканская сетевая инновационная площадка «Апробация и внедрение профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» на базе Института развития образования Республики Башкортостан. Сетевая площадка включает в себя 10 организаций (центры, образовательные организации).
В целях изучения проблем психологической службы образования и определения путей их решения институтом систематически проводится мониторинг. В настоящей статье приводятся результаты мониторинга среди педагогов-психологов образовательных организаций Республики Башкортостан, который был проведен в сентябре 2018 года.
По данным мониторинга, на начало 2018-2019 учебного года в штате 835 общеобразовательных организаций имеются единицы педагога-психолога. Это составляет 67,12%. Городские школы обеспечены ставкой педагога-психолога на 83,28%, сельские — на 61,01%.
Исследованием были охвачены педагоги-психологи 63 муниципальных образований Республики Башкортостан. Исследование предполагало анонимный характер. Первый блок вопросов исследования выявлял личные данные респондентов, второй блок — наличие образования, ученой степени, квалификационной категории, стажа работы, третий блок — уровень профессиональных компетенций. В мониторинге приняли участие 515 педагогов-психологов; 96,5% респондентов составляют женщины.
Образовательный статус педагогов-психологов:
• 62,4% специалистов имеют специальности по базовому высшему образованию, соответствующие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; 85,8 % из числа опрошенных имеют специальное образование по направлению подготовки «Психология», 14,2% — не имеют такового;
• 26,6% респондентов специальное образование получили в результате профессиональной переподготовки;
• 1,2% педагогов-психологов имеют ученую степень кандидата наук, 1,9% — занимаются научной работой (аспирант/соискатель, пишут кандидатскую диссертацию).
Из числа опрошенных высшую квалификационную категорию имеют 31,8%, первую — 32,2%, 35,9% — педагогов-психологов категории не имеют. Сведения о стаже работы представлены на рис. 1.
О наличии в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума заявили 80,8% педагогов-психологов; 19,2% респондентов отметили, что в школе не создан консилиум. Участвуют в работе консилиума 80,4% педагогов-психологов.
Сведения об обеспеченности педагогов-психологов методиками, инструментарием, техническими средствами для решения профессиональных задач показывают следующую картину (также см. рис. 2): • обеспечены полностью — 5,6%;
• достаточно хорошо обеспечены — 64,7%;
• почти не обеспечены — 27%;
• не обеспечены вообще — 2,7%.
Проведенный опрос показал, что педагогам-психологам образовательных организаций чаще приходится иметь дело с такими проблемами, как:
• снижение учебной мотивации — 66,2%;
• конфликты детей со сверстниками — 62,3%;
• школьная неуспеваемость — 61,6%;
• недисциплинированность на уроке — 52,8%;
• нарушение семейных отношений, конфликты в семье — 46,2%;
• низкий темп учебной деятельности учащегося - 43,1%;
• страх и неуверенность ученика при сдаче экзамена, проблемы личностного и профессионального выбора ученика — 39,2%;
• асоциальное поведение ученика — 31,7%;
• отсутствие надлежащих социально-бытовых условий в семье — 31,5%;
• конфликт с учителем — 21,7%;
• отсутствие родителей — 15%;
• безнадзорность — 12,6%;
• негативные последствия включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовый класс — 11,5%;
• включенность ребенка в асоциальные группы — 9,7%;
• употребление психоактивных веществ — 7,8%;
• проблема насилия в детском коллективе — 7%;
• опережение сверстников в интеллектуальном уровне — 5,8%;
• адаптация ребенка-мигранта — 5,4%.
При решении проблем ребенка педагоги-психологи чаще всего взаимодействуют со специалистами следующих учреждений:
• органов управления образования, дирекций школ — 69,1%;
• комиссиийпо делам несовершеннолетних — 58,8%;
• органов опеки и попечительства — 46,8%;
• медицинских учреждений — 41,6%;
• муниципальных психологических центров системы образования-31,1%;
• органов внутренних дел — 24,3%;
• органов социальной защиты — 22,5%;
• других психологических центров (частных) — 11,5%;
• психоневрологических диспансеров — 7,2%;
Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом |
Обладаю в достаточной мере» |
«Требует совершенствования» |
«Наименее развито» (дефициты) |
|||
% |
% |
% |
||||
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
|
1. Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуальнопсихологических особенностей |
67 |
70 |
24 |
29 |
8 |
1 |
2. Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ |
33 |
44 |
53 |
50 |
14 |
6 |
3. Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников |
30,6 |
35 |
47 |
58 |
22 |
7 |
4. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей |
31,6 |
57 |
46 |
40 |
22 |
3 |
5. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами |
18 |
39 |
45 |
56 |
36 |
5 |
В анкете содержался вопрос касательно перспектив закрепления респондентов в течение ближайших трех лет на должности педагога-психолога. Ответы на вопрос «Собираетесь ли вы в ближайшие три года оставаться педагогом-психологом?»: да — 3,9%, скорее да — 10,5%, скорее нет — 37,7%, нет — 48%.
Основную массу педагогов-психологов не устраивает недостойная оплата труда, загруженный график работы, большой объем работы с документами, необеспеченность расходными материалами, отсутствие поддержки со стороны администрации школы, эмоциональное выгорание. Эти причины заставляют педагогов-психологов задумываться о поисках другой работы.
Анкета самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций включала в себя перечень соответствующих им трудовых действий. Самооценка выполнения трудовых действий, владения необходимыми компетенциями производилась по следующим критериям: «владею в достаточной мере», «требует совершенствования», «наименее развито».
Далее мы приводим сопоставительные результаты анкетирования педагогов-психологов на предмет владения профессиональными компетенциями. Самодиагностика производилась в апреле 2016 года и сентябре 2018 года.
Как видно из табл. 1, в области психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ выявились компетенции специалистов, которые требуют дополнительного развития:
• разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ;
• разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников;
• разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами.
Вместе с тем, сопоставление результатов мониторинга 2016 и 2018 годов демонстрирует определенную положительную динамику. Трудовое действие по разработке совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей в 2016 году 22% педагогов-психологов оценили как дефициты, а 2018 — всего 3%. Трудовое действие «Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС» в качестве дефицита в 2016 году отметили 36% респондентов, а 2018 году — 5%.
Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом |
Обладаю в достаточной мере» |
«Требует совершенствования» |
«Наименее развито» (дефициты) |
|||
% |
% |
% |
||||
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
|
1. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности |
41 |
53 |
37 |
44 |
21,6 |
3 |
2. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды |
15,5 |
29 |
51,5 |
62 |
32,7 |
9 |
3. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся |
47 |
59 |
36,4 |
36 |
15,6 |
5 |
4. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса |
44,4 |
50 |
39,6 |
43 |
15,5 |
7 |
Как видно из табл. 2, количество педагогов-психологов, способных проводить психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций, существенно увеличилось в 2018 году по сравнению с 2016 годом.
Обращает на себя внимание трудовое действие «Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды»: 62,14% респондентов отметили, что эта компетенция требует совершенствования, 8,93% — как дефициты (2018 год). Вместе с тем, в 2016 году 32,7% педагогов-психологов оценили у себя это действие как дефицит.
Наиболее компетентными респонденты оценили себя в рамках трудовой функции «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» (табл. 3). Большинство специалистов трудовые действия этого блока оценили у себя как «владею в достаточной мере». В 2016 году наблюдался определенный дефицит по действию «Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося». В 2018 году ситуация имеет положительную динамику.
В области коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися, в том числе работы по восстановлению и реабилитации, выявились следующие компетенции, которые требуют совершенствования или являются дефицитами (табл. 4):
• формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся;
• проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
Несмотря на это, если сравнить данные 2016 и 2018 годов, можно судить о положительных изменениях, так как по всем пунктам идет снижение по параметру «наименее развито» (дефициты).
В области психологической диагностики детей и обучающихся (табл. 5) по сравнению с 2016 годом наблюдается положительная динамика по следующим трудовым действиям:
Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом |
Обладаю в достаточной мере» |
«Требует совершенствования» |
«Наименее развито» (дефициты) |
|||
% |
% |
% |
||||
2016 2018 |
2016 2018 |
2016 2018 |
||||
1. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам |
77,8 |
78 |
16 |
20 |
5,6 |
2 |
2. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам |
66,4 |
63 |
25,4 |
34 |
8 |
3 |
3. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
18 |
50 |
62 |
45 |
19 |
5 |
4. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам |
79 |
78 |
18 |
20 |
2,6 |
2 |
5. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся |
66 |
68 |
24 |
29 |
9,6 |
3 |
Табл. 3. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» в соответствии с профессиональным стандартом
• определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;
• изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности;
• осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.
Трудовая функция «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» имеет положительную динамику овладения педагогами-психологами следующими трудовыми действиями (табл. 6):
• ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста;
• ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.
В области овладения педагогами-психологами трудовыми действиями в рамках трудовой функции «Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)» наблюдаются существенные изменения (табл. 7). Примечательно, что по сравнению с 2016 годом в 2018 году идет спад дефицитов. Более половины респондентов оценивают свои компетенции как «обладаю в достаточной мере».
Таким образом, внедрение профессионального стандарта требует модернизации системы дополнительного профессионального образования, ориентации системы повышения квалификации на формирование профессиональных компетенций специалистов, необходимых для работы в новых условиях; разработки и реализации дополнительных профессиональных программ для педагогов-психологов, основанных на новых подходах к современному образованию.
Проведение мониторинга профессиональных компетенций и целенаправленное сопровождение внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в рамках системы дополнительного образования показали свою эффективность в положительной динамике при повторном мониторинге.
Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом |
Обладаю в достаточной мере» |
«Требует совершенствования» |
«Наименее развито» (дефициты) |
|||
% |
% |
% |
||||
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
|
1. Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
64,5 |
69 |
31 |
28,5 |
4,1 |
2,5 |
2. Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации |
47,4 |
58 |
32 |
36 |
20,6 |
6 |
3. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся |
24,6 |
39 |
52,5 |
53,5 |
22,7 |
7,5 |
4. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся |
10,8 |
42 |
58 |
51 |
31 |
7 |
Табл. 4. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации» в соответствии с профессиональным стандартом
Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом |
Обладаю в достаточной мере» |
«Требует совершенствования» |
«Наименее развито» (дефициты) |
|||
% |
% |
% |
||||
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
|
1. Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
57 |
66 |
33 |
31 |
10 |
3 |
2. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи |
53 |
66 |
41,6 |
30,5 |
5 |
3,5 |
3. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся |
61,7 |
68 |
26 |
30 |
12 |
2 |
4. Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов |
30 |
57 |
51,4 |
38,5 |
18,6 |
4,5 |
5. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности |
43 |
66 |
43,5 |
31 |
13,3 |
3 |
6. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня |
40 |
61,5 |
43 |
35 |
16,5 |
3,5 |
Табл. 5. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическая диагностика детей и обучающихся» в соответствии с профессиональным стандартом
Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом |
Обладаю в достаточной мере» |
«Требует совершенствования» |
«Наименее развито» (дефициты) |
|||
% |
% |
% |
||||
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
|
1. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста |
46 |
68 |
40 |
30 |
13 |
2 |
2. Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности |
60 |
72 |
30,6 |
26 |
9 |
2 |
3. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) |
68 |
78 |
25 |
20 |
6,7 |
2 |
4. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации |
40 |
64,5 |
50,5 |
33 |
8,8 |
2,5 |
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности, ребенка |
56 |
69 |
37 |
28,5 |
6,5 |
2 |
6. Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи |
53,5 |
73,5 |
34 |
25 |
12 |
1,5 |
Табл. 6. Профессиональные компетенции в разрезе трудовой функции «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» в соответствии с профессиональным стандартом
Профессиональные компетенции в разрезе трудовых функций в соответствии c профессиональным стандартом |
Обладаю в достаточной мере» |
«Требует совершенствования» |
«Наименее развито» (дефициты) |
|||
% |
% |
% |
||||
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
2016 |
2018 |
|
1. Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся |
56,5 |
77,4 |
39 |
22 |
4 |
0,6 |
2. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер |
31 |
57 |
57 |
39 |
11,5 |
4 |
3. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения |
42 |
58 |
35,6 |
38 |
21,7 |
3,7 |
4. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения |
45 |
66 |
44,2 |
31 |
10,5 |
3 |
5. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию) |
54,5 |
70,5 |
27,6 |
27,5 |
17,4 |
2 |
6. Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении |
29 |
56,5 |
40 |
40 |
30,5 |
3,5 |
Литература
- Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 7–12.
- Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 10.09.2018).
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
- Приказ Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 581
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 273
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0