Проблемные вопросы регламентации труда педагога-психолога при применении профстандарта

664

Аннотация

В статье обсуждаются проблемные вопросы регламентации труда педагога-психолога при применении профессионального стандарта, которые были выявлены в рамках деятельности по апробации и введению профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в городе Чебоксары Чувашской Республики. Автор обращает внимание на необходимость введения дополнительных видов экономической деятельности и иных наименований государственных (муниципальных) услуг для государственных (муниципальных) заданий центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Описаны вероятные проблемы регламентации труда, связанные с разным наименованием профессиональной деятельности педагога-психолога в различных регламентирующих документах, с субъективными взглядами работодателей на содержание и результат профессиональной деятельности педагога-психолога, с неясностью в документах, описывающих предлагаемые новые аттестационные процедуры для оценки квалификации педагога-психолога. Обозначена необходимость создания системы независимой оценки квалификации по должности «педагог-психолог» в России, а также создания ведомственной и независимой оценок качества услуг, оказываемых педагогами-психологами образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, «эффективный контракт», регламентация труда педагогов-психологов, проблемы регламентации труда педагогов-психологов, рекомендации по решению актуальных проблем регламентации труда педагогов-психологов

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Удина Т.Н. Проблемные вопросы регламентации труда педагога-психолога при применении профстандарта [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 74–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Udina (дата обращения: 12.04.2024)

Полный текст

 

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и зарегистрированный в Минюсте России 18 августа 2015 года под регистрационным № 38575, уже в настоящее время рассматривается многими руководителями образовательных организаций как основа для формирования трудового договора между работником и работодателем в формате так называемого «эффективного контракта». «Эффективный контракт» это индивидуализированный трудовой договор, который включает перечень основных трудовых обязанностей, а также критерии и показатели оценки труда и вводится работодателями для повышения качества труда работников через усиление регламентации их труда [1]. Целью внедрения «эффективного контракта» в образовании является и дифференциация оплаты труда педагогических работников, и их стимулирование к качественной работе.

В свете новейшей образовательной политики внедрение в практику работы образовательных организаций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3] может рассматриваться и как условие, которое обеспечивает высокий рейтинг отрасли образования в России на международном уровне. Ведь именно достижения российской психологической науки явились фундаментом новых федеральные государственных стандартов (далее — ФГОС). А в самих ФГОС, в свою очередь, предусматривается создание психолого-педагогических условий для получения образовательных результатов обучающимися — то есть обязательная работа педагога-психолога образовательной организации со всеми участниками образовательных отношений и на всех ступенях обучения.

Таким образом, трудовые функции педагогов-психологов системы образования четко определены, и их статус как специалистов сопровождения образовательного процесса и как специалистов помогающих профессий — закреплен нормативно [2]. Поэтому в настоящее время работодателям педагогов-психологов (в регионах и муниципалитетах) важно уделить большое внимание не только тому, чтобы, во-первых, привести содержание работы педагогов-психологов (дошкольных и общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) в соответствие с профессиональным стандартом (и учитывая сложившуюся практику работы, и отвечая на современные вызовы), но и, во-вторых, согласовать в ходе заполнения «эффективного контракта» с работниками все те нюансы, которые относятся к регламентации труда педаго­

га-психолога. Это актуальная и важная задача, стоящая перед работодателями педагогов-психологов в 2019 году.

Итак, регламентация труда педагога-психолога любой образовательной организации обеспечивается:

1) кодом ОКВЭД организации (то есть отнесением организации работодателя к видам экономической деятельности);

2) государственным (муниципальным) заданием организации;

3) правилами внутреннего трудового распорядка организации, которые формируются, в том числе, и на основе приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного в Минюсте России 01.06.2016, рег №42388.

4) трудовым договором с педагогом-психологом, включая описание его должностных обязанностей, которые в большинстве случаев формируются в соответствии с квалификационными характеристиками по должности «педагог-психолог», описанными в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», зарегистрированном в Минюсте России 06.10.2010, рег. №8638;

5) Положением об аттестации педагогических работников, действующим в регионе;

6) Положением об оплате труда в организации, где указывается отнесение должности «педагог-психолог» к группе оплаты по профессионально-квалификационным группам (далее — ПКГ);

7) процедурами независимой оценки квалификации педагога-психолога, которые применяются в региональных центрах независимой оценки квалифика­ций (далее — НОК);

8) процедурами оценки качества оказания услуг организацией (ведомственными и независимыми), которые применяются в организации.

К проблемным вопросам регламентации труда педагога-психолога при применении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования» (далее — профстандарт) могут быть отнесены несколько важных моментов, которые перечислены ниже и в отношении которых приведены возможные варианты решения [4].

1.    Регламентация труда педагогов-психологов тех центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ППМС-центров), которые по типу не являются образовательными организациями, а являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Это связано с тем, что в тексте профстандарта не указаны некоторые ОКВЭД, применяемые в настоящее время для государственных (муниципальных) заданий в таких ППМС-центрах.

Поэтому предлагается дополнить профстандарт ОКВЭД 88.99. «Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки».

2.      В настоящее время в ведомственном перечне услуг «Образование и наука» есть только четыре услуги, специально прописанные для ППМС-центров и для образовательных организаций, в отношении которых может быть определено бюджетное финансирование, а именно:

1)  психолого-медико-педагогическое обследование детей;

2)  психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

3)  коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся;

 

4)  психолого-медико-педагогическая реабилитация детей.

Представляется необходимым внести изменения в наименование, а также в показатели количества и качества услуг из ведомственного перечня услуг «Образование и наука», которые могут оказываться в ППМС-центрах, не являющихся образовательными организациями, а также в любых дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, и увеличить их количество. Возможно, формулировки бюджетных услуг должны быть определены в соответствии с формулировками трудовых функций из профстандарта, например:

•  вместо «Психолого-медико-педагогическое обследование детей» предлагается «Психолого-медико-педагогическое обследование детей (обучающихся) в центральных (территориальных) психолого-медико-педагогических комиссиях» (далее — ЦПМПК или ТПМПК),

• вместо «Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников» предлагается «Психолого-педагогическое консультирование детей (обучающихся), их родителей (законных представителей) и педагогических работников»,

•  вместо «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся» предлагается «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь детям (обучающимся)»,

•    вместо «Психолого-медико-педагогическая реабилитация детей» предлагается «Психолого-медико-педагогическая реабилитация детей (обучающихся)».

Предлагается также добавить в ведомственный перечень услуг «Образование и наука» дополнительные услуги, которые могут оказываться в ППМС-центрах, не являющихся образовательными организациями, а также в любых дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, и разработать для них показатели количества и качества, а именно: • «Психолого-педагогическая диагностика детей (обучающихся), их родителей (законных представителей) и педагогических работников»,

•    «Психологическое просвещение детей (обучающихся), их родителей (законных представителей) и педагогических работников»,

•    «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии детей (обучающихся)»,

•      «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в образовательных организациях»,

•     «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций»,

•    «Профессиональное обучение педагогов-психологов, направленное на приобретение ими профессиональных компетенций без изменения уровня образования».

Либо можно к уже имеющимся четырем услугам в государственных (муниципальных) заданиях ППМС- центров включать еще одну услугу «Методическое обеспечение образовательной деятельности», чтобы предусмотреть возможность привлечения штатных работников этих центров для ее исполнения. Тем более что профстандартом предусмотрена подобная трудовая функция для педагога-психолога, а у ППМС- центров есть важная задача по методическому сопровождению педагогов-психологов образовательных организаций.

Если будут осуществлены вышеназванные изменения, то тогда эти новые услуги можно будет вводить в государственные (муниципальные) задания как в ППМС-центрах, не являющихся образовательными организациями, так и в любых дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, а следовательно, создать условия для бюджетного финансирования в полном объеме этой работы. Кроме того, это облегчит процесс введения в штат образовательных организаций педагогов-психологов, так как если у руководителя есть государственное (муниципальное) задание, то ему надо либо иметь штатного компетентного работника для выполнения данной услуги, либо заключать договор с ППМС-центром. Данные изменения также позволят создавать работоспособные коллективы в ППМС-центрах с учетом принципа разделения труда специалистов и оптимальных гигиенических норм труда, а затем формировать достаточные для качественной работы организации фонды оплаты труда.

3.    Регламентация труда педагогов-психологов в части режима рабочего времени и времени отдыха описана в специальном разделе вышеприведенного приказа об особенностях рабочего времени педагогических работников, в котором профессиональная деятельность или обобщенная трудовая функция педагогов-психологов обозначается понятием «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса». А в профстандарте обобщенная трудовая функция педагога-психолога сформулирована как «деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса». Кроме того, внутри профстандарта и в трудовой функции А, и в трудовой функции В понятие «психологическое консультирование» применяется при формулировке трудовых действий.

Поэтому, чтобы избежать путаницы между понятиями «консультативная работа» из приказа и «консультирование» из профстандарта есть необходимость внести изменения в формулировку текста приказа об особенностях рабочего времени педагогических работников.

4.    Регламентация труда педагогов-психологов в части обозначения их рабочей нагрузки на ставку, то есть норм труда, в тексте «эффективного контракта» часто может быть слишком субъективной, так как практика показывает, что работодатели могут предъявлять неодинаковые требования к начинающему педагогу-психологу и педагогу-психологу с большим опытом работы. Они не торопятся применять профстандарт и изменять должностные обязанности из-за сложности описания труда педагога-психоло- гов в конкретной организации. Кроме того, у разных работодателей имеются разные взгляды на содержание и результат деятельности педагога-психолога. Немаловажно и то, что педагог-психолог — это педагогический работник, но он не имеет «учебной нагрузки» в учебных часах, и это часто малопонятно работодателям.

Видимо, необходимо разработать типовые отраслевые нормы труда по трудовым функциям педагога- психолога, прописанным в профстандарте, и уровни профессионального роста для должности «педагог- психолог». А норма часов педагогической работы за ставку заработной платы у педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели должна быть увязана с нормами часов педагогической работы по всем выполняемым трудовым функциям, зафиксированным в его «эффективном контракте».

5.    Существующие процедуры аттестации педагогов-психологов в разных регионах сильно отличаются. А подходы, отраженные в проекте Методических рекомендаций по аттестации педагогов-психологов, направленном на обсуждение во все регионы России, не учитывают тот факт, что в ППМС-центрах, как правило, осуществляется командный принцип работы. И что в данных организациях нет постоянного контингента детей и родителей. Поэтому педагоги-психологи ППМС-центров могут работать не на основании индивидуальных планов работы, а на основании муниципального задания, которое выдается ППМС-центру, и общего плана его работы. А следовательно, есть риск, что педагог-психолог, работающий в ППМС-центре, в принципе не сможет подавать заявление на присвоение квалификационной категории, так как в оценочных формах применяется принцип «универсальной многозадачности» специалиста, а не узкой специализации, которую он реализует на своем рабочем месте ввиду особенностей организации его работы в определенном ППМС-центре.

Представляется необходимым разработать дифференцированные аттестационные процедуры для педагогов-психологов, то есть содержательно прописать аттестационные процедуры для педагогов-психологов, работающих в дошкольных образовательных организациях, для педагогов-психологов, работающих в общеобразовательных организациях, для педагогов-психологов, работающих в организациях системы СПО, и для педагогов-психологов, работающих в ППМС-центрах, учитывая специфику выполнения ими профессиональной деятельности.

6.    Профессиональная квалификационная группа (ПКГ) должностей педагогических работников у педагогов-психологов — это 3-й квалификационный уровень («воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог-психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель»), а уровень квалификации, необходимый для выполнения большинства трудовых функций по профстандарту, — это 7-й уровень квалификации (полномочия и ответственность на уровне: определения стратегии, управления процессами и деятельностью, в т. ч. инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений, ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Характер умений определяется:

•      решением задач развития области профессиональной деятельности и/или организации с использованием разнообразных методов и технологий, в т. ч. инновационных;

•            разработкой новых методов, технологий.

Характер знаний предполагается на уровне:

•      понимания методологических основ профессиональной деятельности, создания новых знаний прикладного характера в определенной области;

•         определения источников и поиска информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации).

То есть у педагогов-психологов имеется явное несоответствие между сложностью и разнообразием профессионального труда и уровнем оплаты за него. Поэтому представляется необходимым изменить ПКГ для педагогов-психологов с 3 на 4 квалификационный уровень.

7.    Независимая оценка квалификации труда педагогов-психологов практически не осуществляется, так как ни на федеральном, ни на региональном (муниципальном) уровне нет зарегистрированных по всем требованиям независимых центров оценки квалификации (НЦОК). Также еще пока не разработаны и не апробированы оценочные формы для независимой оценки квалификации по должности «педагог-психолог», не подготовлены эксперты для НЦОК, а оплата услуг НЦОК может оказаться велика как для работников, так и для работодателей.

Поэтому необходимо ускорить создание системы независимой оценки квалификации по должности «педагог-психолог» в России.

8.  Существующие процедуры ведомственной оценки качества услуг, оказываемых педагогами-психологами ППМС-центров, в разных регионах сильно отличаются, также пока не разработаны адекватные реалиям деятельности процедуры независимой оценки качества услуг, оказываемых педагогами-психологами ППМС-центров и образовательных организаций.

Поэтому необходимо создать единую систему ведомственной оценки качества услуг, оказываемых педагогами-психологами ППМС-центров, а также систему независимой оценки качества услуг, оказываемых педагогами-психологами ППМС-центров и образовательных организаций.

В заключение можно также отметить, что в тексте профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» имеются пропуски некоторых слов, которые надо восстановить, иначе возникает разночтение между наименованием целей деятельности, ОТФ А, ОТФ В и трудовыми функциями, входящими в них. Например, в формулировке цели профессиональной деятельности и формулировке ОТФ В вместо «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» предлагается записать формулировку «Оказание психолого-педагогической помощи детям (обучающимся) с ограниченными возможностями здоровья и детям (обучающимся), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним детям (обучающимся), признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления».

Итак, уточнение формулировок в текстах профстандарта и иных регламентирующих труд педагога-психолога документах, несомненно, позволит работодателям и работникам прийти к согласию относительно текста «эффективного контракта» в более короткие сроки и с меньшей вероятностью организационных конфликтов.

Работа выполнена на базе Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество» города Чебоксары Чувашской Республики.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 10.09.2017).
  2. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
  3. Приказ Минтруда России № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2018).
  4. Удина Т.Н. Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. №3. С. 83–92. doi:10.17759/psyedu.2017090309.

Информация об авторах

Удина Татьяна Николаевна, магистр образования, директор, Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ”Содружество”», Чебоксары, Россия, e-mail: tanudin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1087
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 664
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1