Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 2. С. 20–28
doi:10.17759/bppe.2019160203
ISSN: 2658-3100 (online)
Лучшие практики работы с детством: опыт психологов системы образования Чувашской Республики
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: программа, технология , метод, техники, практики в работе педагога-психолога, психологическая служба системы образования
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160203
Благодарности. Автор благодарит за сбор методических материалов педагогов-психологов республики для публикации на сайте «Психология образования в Чувашии» Андрееву Н.Н., доцента кафедры профессионального развития педагогических работников БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования».
Для цитаты: Ефимова Н.Н. Лучшие практики работы с детством: опыт психологов системы образования Чувашской Республики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 20–28. DOI: 10.17759/bppe.2019160203
Полный текст
Проведение профессиональных конкурсов, психологических фестивалей, марафонов в Чувашской республике, организация публичной презентации аттестационных работ на курсах повышения квалификации Чувашского республиканского института образования, научно-практические конференции помогают выявить таких творчески работающих педагогов-психологов. Их программы, сценарии занятий, мастер-классы, репертуар используемых технологий и методов имеют доказанную результативность, расширяют и углубляют представления о возможностях работы психолога, предоставляют высокотехнологичный материал для начинающих специалистов и потому заслуживают специального рассмотрения. В статье далее будет дано краткое описание методических разработок успешно и эффективно работающих психологов. Их материалы были рекомендованы к публикации на сайте Чувашского регионального отделения ФПОР «Психология образования в Чувашии» (http://chuvpsy.ru/) в разделах «Методические материалы»1 и «Книжная полка»2. Следует заметить, что размещение методических материалов на профессиональном сайте дает возможность оценить успешность разработки автора еще и по количеству просмотров (с учетом даты публикации).
В разделе материалов, предназначенных для работы с детьми дошкольного возраста, своей основательностью и полнотой выделяется разработка педагогов-психологов двух детских садов С.Г. Долговой и Н.Г. Прокопьевой «Рабочая программа педагога-психолога ДОО»3. Авторы объединили свои компетенции, творческие замыслы и создали программу работы педагога-психолога на год, с охватом всех возрастных групп детей, всех участников образовательного процесса, с планированием работы с детьми по диагностическому и коррекционно-развивающему видам деятельности, а с родителями и педагогами — по профилактическому, консультативному и просветительскому направлениям. Для различных возрастных групп использованы тематические программы других авторов, указанных в тексте данной разработки: «Адаптация», «Цветик-семицветик», «Хочу вырасти счастливым». Работа с родителями оформлена в программу «Радость воспитания». Есть также и авторская разработка С.Г. Долговой — программа по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников «Радуга толерантности». С.Г. Долгова неоднократно подтверждала свой профессионализм на различных конкурсах в своем городе и регионе, а в 2017 году стала лауреатом республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии».
В этом же разделе привлекает к себе внимание программа Е.В. Серебряковой «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и способности к эмпатии через обращение к животным (использование элементов анималотерапии)»4. В программе, ориентированной прежде всего на развитие эмоциональной сферы дошкольников, предусмотрено развитие по всем направлениям, обозначенным ФГОС ДОО [8] — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. «Удивительный мир животных» (в формулировке автора) в программе представлен достаточно широко: это и домашние животные, и дикие, и хищные, это и птицы, и насекомые, и пресмыкающиеся, и земноводные. Такое многообразие дает возможность развить обобщенное чувство эмпатии ко всему живому в природе и, конечно, постепенно формирует коммуникативное качество проявления эмпатии в общении с людьми.
Интересным в работе с дошкольниками является «Информационно-творческий проект «Прививка без слез»5 педагога-психолога М.А. Харитоновой. Актуальность темы обоснована не только жизненными наблюдениями, но и результатами опроса детей. 70% мальчиков и 30% девочек ответили, что боятся прививок и уколов. При этом в ситуации ожидания плановой прививки страх укола проявился у еще большего количества детей. Используя самые разнообразные методы и техники: информирование детей и родителей о пользе прививок, чтение детям художественной литературы, показ мультфильмов по теме, вовлечение детей в создание рисунков, коллажей, лепку, театральные постановки, сюжетно-ролевые игры, — психолог достигает уменьшения чувства страха уколов у детей, снижения количества «отказников», а еще — сформированности чувства сопереживания и умения поддержать при боязни своих сверстников.
Оригинальной по замыслу и профессионально составленной является развивающая программа «Сказочный ФГОС для детей и родителей»6. Ее автор кандидат педагогических наук, доцент Чувашского республиканского института образования Н.Н. Андреева собрала богатейший материал народных и авторских сказок и творчески применила метод сказкотерапии в его разнообразных техниках к развитию личности ребенка-дошкольника по всем пяти направлениям, предусмотренным ФГОС ДО. При этом многие прописанные задания предполагается выполнять родителям с детьми. Так, в контексте социально-коммуникативного развития дошкольников предлагается коллективная постановка русской народной сказки «Репка» с участием детей, родителей и прародителей. В контексте познавательного развития предполагается проведение «Дня любимой сказки», организация просмотра, обсуждение и создания рисунков по мультфильму «Жихарка» проекта «Гора самоцветов». Некоторые компоненты данной программы автор апробировала на курсах повышения квалификации, а также в виде мастер-классов на ежегодном сказкотерапевтическом фестивале «Ее Величество Сказка», главными участниками которого являются дошкольные педагоги-психологи г. Чебоксары. Об этом фестивале мы ниже расскажем подробнее.
Немалый опыт накоплен и в работе с детьми школьных возрастов. В области работы с младшими школьниками пользуются спросом три учебно-методических издания О.М. Алендеевой: «Шаги к успешности»7 — программа развития познавательных процессов и универсальных учебных действий учащихся 1-2 классов [1]; «От простого к сложному: программа развития познавательных процессов у детей в возрасте 6-8 лет с учетом основных принципов детской нейропсихологии»8 [3]; «Мои первые шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта младших школьников»9 [2]. Все три программы разработаны с учетом ФГОС НОО, апробированы автором в своей многолетней работе школьным педагогом-психологом. Изданные программы представляют собой комплекты, включающие учебно-методическое пособие для педагога-психолога, рабочую тетрадь для учащихся и приложения с необходимыми материалами. На сайте представлены аннотации комплектов.
С.В. Михайлова, лауреат-финалист республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии — 2019», представила свою апробированную программу адаптационно-развивающей работы в первых классах «Учимся, играем, развиваемся»10. В данной разработке выстроена последовательная деятельность психолога в 5 этапов:
1) поступление в школу (психологический час с детьми «Скоро в школу!»; просветительская встреча с родителями);
2) диагностический (первичная диагностика детей и анкетирование родителей);
3) психолого-педагогическая работа с учащимися (цикл групповых занятий с элементами тренинга);
4) оказание помощи детям с низким уровнем адаптации (индивидуальные занятия);
5) анализ полученных результатов (вторичная диагностика в начале 2-го полугодия).
Автор акцентирует внимание на использовании тренинговых элементов в групповых адаптационных занятиях для первоклассников — игр, упражнений, совместного рисования, а в индивидуальной работе применяет сочетание учебно-познавательных заданий и сказкотерапевтических техник.
Н.В. Майорова в ходе выполнения кандидатской диссертации составила и апробировала свою программу проведения внеурочных занятий по развитию творческой активности младших школьников «Учусь мыслить творчески»11. Актуальность такой программы обосновывается тем, что, с одной стороны, согласно ФГОС НОО, выпускник начальной школы является любознательным, активно и заинтересованно познающим мир, у него есть мотивация к творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера, а с другой стороны, учителя начальных классов лишь эпизодически и интуитивно развивают творческую активность обучающихся [7]. Программа рассчитана на весь год обучения во втором классе. Занятия проводятся в активной форме с использованием широкого репертуара тренинговых техник — бесед, имитационных и ролевых игр, психогимнастических упражнений, дискуссии, самоанализа и самооценки, техник арт-терапии.
Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (3 класс) А.Ю. Горелова разработала занятие «Умею ли я дружить?»12. Используя методические материалы для здоровых детей, автор адаптирует их к детям с ОВЗ. С помощью разнообразных тренинговых игр и упражнений: анализ и обсуждение ситуаций, выбор правильных ответов, диалогов, совершение коллективных действий, — психолог подводит участников к пониманию истинной дружбы и закрепляет его, рассказывая притчи. А.Ю. Горелова представила это занятие на конкурсе «Педагог-психолог года Чувашии — 2018», стала его победителем, а впоследствии — лауреатом Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2018».
Для работы с обучающимися всех возрастных ступеней Н.В. Любавская составила «Программу по обучению детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интер- нет-зависимости, предупреждению рисков вовлечения в противоправную деятельность»13. Данный продукт является образцом коллегиального сотрудничества: исполнители программы — педагог-психолог, учитель информатики, социальный педагог и классные руководители. Решение задачи формирования интернет-безопасности достигается как в урочной, так и внеурочной деятельности, а также через активное просвещение родителей. В текущем году заканчивается срок реализации данной программы, результативность ее еще предстоит выявить. Но при таком комплексном подходе к решению проблемы можно ожидать хорошего эффекта.
В ряду разработок для юношеского возраста привлекает внимание «Киномарафон этнической толерантности для учащихся старших классов»14 упомянутого выше автора — Н.Н. Андреевой. Программа, состоящая из 7 занятий, нацелена на развитие этнической и коммуникативной толерантности через выстроенную последовательность шагов:
1) введение в тему;
2) просмотр и обсуждение фильма;
3) оценка толерантности киногероев по карте наблюдения;
4) обсуждение результатов;
5) рефлексия полученного опыта;
6) получение творческого задания — проверка осознанного на уровне поведения в жизненных ситуациях (возможна видеосъемка);
7) рефлексия выполнения задания — ведущий прорабатывает с участниками каждую тему занятия.
Общую тему марафона автор раскрывает с разных сторон в целом спектре тем занятий:
— древний человек (homo sapiens) — человек толерантный (homo tolerantis)?
— кинопродукция как средство изучения межэтнической нетерпимости
— богатство и толерантность — две совместимые ценности?
— кинопродукция как средство изучения этнической толерантности
— все ли терпимо в другой религии (границы веротерпимости и гуманистическая этика ненасилия)?
— межнациональные «браки заключаются на небесах»: толерантных или интолерантных?
— суть толерантности в планетарном масштабе.
Обучающимся выпускных классов — 9-х и 11-х — адресовано занятие «Экзамен и я» из программы «ГИА? — это здорово!»15 А.О. Васильевой, победителя конкурса «Педагог-психолог года Чувашии — 2017». Основная цель занятия — помочь обучающимся осознать свои индивидуальные особенности, возможности, затруднения и степень готовности к сдаче ГИА. С помощью мудрых притч, упражнений на метафоры, рефлексивной практики психолог показывает учащимся возможность взглянуть на экзамен с другой стороны и самим занять активную позицию в подготовке себя к предстоящим испытаниям.
В арсенале методических разработок для работы с детьми разных возрастов кроме целостных программ можно увидеть сценарии отдельных занятий или фрагментов работы педагога-психолога в виде мастер-классов. Среди них хочется особо отметить мастер-класс «Как ребенку помочь пережить утрату близкого человека»16, который представила на конкурсе «Педагог-психолог года Чувашии — 2019» лауреат-финалист Н.В. Панченко. На мастер-классе она показала технологию поэтапного психотерапевтического диалога психолога с ребенком, переживающим смерть близкого человека. Участники мастер-класса поговорили о востребованности умения оказывать такую помощь детям дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста и выразили благодарность ведущей.
В особую группу методических разработок стоит выделить материалы для работы с родителями и педагогами. Из материалов для работы с родителями особо показательными стали разработки призеров республиканского Летнего фестиваля практической психологии, впервые проведенного в 2018 году Чувашским региональным отделением ФПОР по инициативе кафедры профессионального развития педагогических работников Чувашского республиканского института образования. Темой 1-го Фестиваля стала, пожалуй, всегда актуальная родительская, сформулированная так: «Повышение родительской компетентности и формирование ответственного, позитивного родительства». Жюри высоко оценило трех участниц фестиваля, отметив их профессиональное мастерство: Н.В. Павлову (1 место), показавшую одно из занятий «Тренинга с родителями будущих первоклассников»17, Е.Н. Визгину (2 место) — тренинг «Ребенок на защите отношений»18 из программы Родительского клуба, а также Т.Г. Шидловскую (3 место) — «Счастливые дети в счастливой семье: тренинг для родителей дошкольников»19. Профессиональное мастерство в работе с родителями проявила Е.Н. Мельникова — лауреат-финалист республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии — 2019», представившая на конкурсе тренинговое занятие для родителей «Сказка о садовниках»20. Все названные работы проникновенно показывают родителям ценность детства и побуждают их понимать, чувствовать детскую душу, проявлять истинную любовь к детям и заботу о них. В ряду разработок, ориентированных на родителей, есть еще одна программная работа Н.Н. Андреевой — «Кинотренинг для родителей “Предотвращение самоубийства детей и подростков”»21. Этот тренинг, посвященный остроактуальной проблеме детского суицида в России, Н.Н. Андреева также выстраивает на базе специально подобранных киноматериалов, что позволяет участникам достичь глубокого сопереживания ребенку и актуализировать в себе «конструктивные воспитательные усилия» в родительско-детских отношениях.
Работа с педагогами представлена на сайте в ряде разработок — в виде программ или отдельных занятий, мастер-классов. Две программы посвящены теме эмоционального выгорания педагога. Одна из них, автора Е.Н. Визгиной, рассчитана на педагогов дошкольного учреждения и названа «Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики»22. Другая, составленная соавторами С.Г. Сидоровой и Н.Н. Андреевой, адресована учителям школ — «Программа коррекции и профилактики профессионального выгорания учителей средствами арт-терапии»23. В «педагогическом» арсенале представленных разработок стоит отметить два сценария мастер-классов, показанных лауреатами-финалистами республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии — 2019». С.В. Михайлова продемонстрировала занятие с элементами тренинга «Сила позитивного мышления»24. Раскрыв его суть как способность человека видеть преимущественно достоинства, а не недостатки, удачи, а не невезение, цели и задачи, а не проблемы, возможности, а не препятствия, С.В. Михайлова в эмоционально позитивной атмосфере провела упражнения, наглядно показывающие «плюсы» позитивного менталитета. Д.Р. Мифтахутдинова, ставшая в итоге победителем республиканского конкурса профессионального мастерства, представила свой мастер-класс для педагогов «Танцы красок на водной глади»25. Замысел такого занятия — ознакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «эбру», мотивировать их на использование в своей практике, в том числе в целях профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия участники узнали о древнем искусстве «эбру» — технике рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твердую основу. Затем на фоне функциональной музыки каждый участник создал свой уникальный рисунок. В завершающей части занятия ведущей была проведена групповая рефлексия, где с помощью вопросов участники осмысливали полученный опыт, обсуждали возможности использования новой техники рисования для улучшения эмоционального состояния.
В арсенале лучших практик психологов образования Чувашии выявляются технологии, методы работы, либо получившие особое признание и широкое распространение среди многих специалистов, либо творчески применяемые в различных областях профессиональных задач отдельными специалистами. К первой категории относится сказкотерапия, нередко сочетаемая с методом арт-терапии. Популяризации этих методов в Чувашии во многом способствовал Открытый сказкотерапевтический фестиваль «Ее Величество Сказка», который проводится ежегодно с 2014 года ППМСП-центром г. Чебоксары. Главные участники этого фестиваля — дошкольные психологи города. Богатейший опыт использования «сказочной технологии» в самых разных вариантах (чтение и прослушивание сказок, сочинение, иллюстрирование, драматизация и др.) запечатлен в сборниках разработок. На нашем сайте представлены изданные сборники Первого фестиваля (2014 г.)26 [5] и Пятого фестиваля (2019 г.)27 [6], которые были подготовлены Н.А. Хохловой, О.А. Старостиной и С.А. Печуриной. Популяризации сказкотерапии среди психологов Чувашии способствует также деятельность Н.Н. Андреевой, сочиняющей авторские сказки, активно участвующей в сказкотерапевтическом фестивале и представляющей на сайте свои рубрики «Авторские сказки для взрослых»28 и «Индивидуализированный анализ сказок»29. Своим творчеством ей удалось мотивировать других педагогов-психологов на сочинение своих сказок. Некоторые из них представлены на сайте в указанной выше рубрике.
Среди творчески применяемых отдельными специалистами технологий и техник можно назвать следующие: литотерапия30 — использование камней в коррекционно-развивающей работе (Е.Н. Визгина), песочная терапия31 (С.А. Печурина), уже упомянутая техника рисования «эбру»32 (Д.Р. Мифтахутдинова), кино-видеотерапия33 (Н.Н. Андреева). Обращение к разработкам этих авторов может быть полезным для обогащения инструментального арсенала педагога-психолога любого типа образовательной организации. Возможно, импульс к массовому использованию технологий кинотренинга, кино-видеотерапии будет задан на II республиканском Летнем фестивале практической психологии в текущем году, тема которого — «Коррекционно-развивающие возможности театра и кино в работе педагога-психолога с детьми и взрослыми».
Проведенный нами обзор «лучших практик детства» психологов сферы образования в Чувашии дает, с одной стороны, представление о накопленных ресурсах («чем богаты»), а с другой — материал для анализа и размышлений о том, насколько достаточным является представленный методический арсенал для решения профессиональных задач психологической службы образования, прописанных в основных действующих документах, — «Концепции развития психологической службы...» [4], «Профстандарте педагога-психолога» [9]. Поиск ответа на данный вопрос приводит нас к следующим выводам.
Во-первых, выявляется куда как большая продуктивность в методических разработках психологов дошкольных учреждений по сравнению с психологами школ, техникумов, колледжей. Тот факт, что в Чувашии победителями или призерами, финалистами профессиональных конкурсов и фестивалей чаще становятся педагоги-психологи детских садов, подтверждает их большую активность. Среди школьных психологов в методической продуктивности «побеждают» психологи, сопровождающие образование младших школьников. Методическая продукция вузовских психологических служб вовсе не представлена, возможно, потому, что она пока еще на стадии формирования.
Во-вторых, среди лучших представленных практик психологов образования Чувашии нет разработок профориентационного содержания. При этом, согласно «Концепции развития психологической службы образования.», в число задач психологического сопровождения обучающихся входит профориентационная помощь подросткам, которая включает «сопровождение выбора профильного обучения и построение индивидуальной образовательной траектории в области предварительного профессионального самоопределения с учетом интересов, индивидуальных способностей, социокультурной ситуации, требований профессии, потребностей рынка» [4]. Учитывая особенности социальной ситуации развития для современных детей, новые требования социума к участникам рынка труда (гибкость в усвоении знаний и умений, критичность мышления, обобщенное умение трудиться), психологам необходимо создавать обновленные профориентационные программы. При этом важно активно сотрудничать не только с классными руководителями, но и с педагогами-предметниками, педагогами дополнительного образования, внешними организациями — социальными партнерами.
В-третьих, в арсенале рассмотренных нами лучших практик выявлена только одна разработка психолога по линии работы с детьми с ОВЗ и ни одной — по работе с одаренными детьми. Но в том же документе [4] специально прописываются задачи и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей, проявивших высокий уровень развития способностей. В профстандарте педагога-психолога обобщенная трудовая функция «В» означает умение оказывать психолого-педагогическую помощь лицам с ОВЗ [10]. Известно, что в разработке адаптированных образовательных программ (АОП) для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов участвуют не только учителя-предметники. В составлении Коррекционного блока АОП участвуют специалисты дефектологи, логопеды, психологи. В современных условиях введения инклюзивного образования педагогам-психологам приходится «овладевать искусством» сопровождения детей этой категории, а потому востребованы грамотно и творчески составленные программы и подбор технологий в данном направлении. На наш взгляд, педагогам-психологам требуется также наработка опыта и умение составлять и реализовать программы сопровождения одаренных детей в образовательных организациях всех видов.
В-четвертых, выявляется недостаток программ, технологий, методов и форм работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также с их семьями. В настоящее время в России все большее внимание уделяется семьям «группы риска»: находящимся в социально опасном положении, многодетным, малообеспеченным, с одиночным родителем, замещающим. Это отражено, в частности, в стратегическом государственном документе «План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках десятилетия детства» [10]. Педагогам-психологам, работающим в тесном сотрудничестве с социальными педагогами, предстоит и в этом направлении накапливать опыт практической работы, а наиболее успешным специалистам — передавать этот опыт коллегам в своих методических разработках и мастер-классах.
Ссылки на интернет-страницы упомянутых в статье сборников, разделов, программ, техник
1 http://chuvpsy.ru/index.php/psikhologam/metodicheskaya-kopilka/metodicheskie-materialy
2 http://chuvpsy.ru/index.php/fpor/nashi-predlozheniya/knizhnaya-polka
24 http://chuvpsy.ru/index.php/psikhologiya-dlya-vsekh/proekty/avtorskie-skazki
25 http://chuvpsy.ru/index.php/psikhologiya-dlya-vsekh/proekty/analiz-skazok
Литература
- Алендеева О.М. Шаги к успешности. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. Чебоксары: Перфектум, 2012. 70 с.
- Алендеева О.М. Мои первые шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта младших школьников: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во, 2013. 104 с.
- Алендеева О.М. От простого к сложному. Программа «Развитие познавательных процессов у детей в возрасте 6–8 лет с учетом основных принципов детской нейропсихологии»: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр., доп. Чебоксары: Перфектум, 2013. 52 с.
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Московский государственный психолого-педагогический университет. URL: https://mgppu.ru/news/5363 (дата обращения: 11.08.2019).
- Первый Открытый Сказкотерапевтический фестиваль «Eе Величество Сказка»: Сборник статей / отв. ред. Н.А. Хохлова, Н.Н. Ефимова, О.А. Старостина, С.А. Печурина. Чебоксары, 2014.
- V Открытый Сказкотерапевтический Фестиваль «Ее Величество Сказка»: Сборник статей / отв. ред. Н.А. Хохлова, О.А. Старостина, С.А. Печурина. Чебоксары, 2019. 278 с.
- Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 11.08.2019).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 11.08.2019).
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 11.08.2019).
- Распоряжение Правительства РФ от 6.07.2018 № 1375_р «Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/33158/ (дата обращения: 11.08.2019).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 829
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 193
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0