Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 3. С. 131–138
doi:10.17759/bppe.2019160310
ISSN: 2658-3100 (online)
Изотерапия и художественно-творческая абилитация детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивная практика, дети с ограниченными возможностями здоровья , дети с расстройствами аутистического спектра, абилитация, арт-педагогика, арт-терапия, изотерапия, арт-педагогические технологии
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160310
Для цитаты: Форсеева И.В. Изотерапия и художественно-творческая абилитация детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 131–138. DOI: 10.17759/bppe.2019160310
Полный текст
По данным статистики, число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Интеграция детей с ОВЗ в образовательные учреждения нашей страны набирает все большие обороты. Для детей с ОВЗ разрабатываются и адаптируются образовательные программы, специальные индивидуальные программы развития, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, создаются условия для успешной социализации и развития личности таких детей. Развитие инклюзивной практики способствует тому, что в качестве субъектов включения в образовательные учреждения выступают дети с ограниченными возможностями здоровья более сложных категорий, в том числе и дети с расстройствами аутистического спектра [5].
Внутренний мир маленького ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложен. Как ему помочь раскрыть свое «Я» и войти в этот взрослый мир, научить существовать и взаимодействовать в нем? Решить многие задачи способно искусство [1]. Оно оказывает положительное влияние на детей с ОВЗ. Практика показывает, что использование арт-педагогических технологий способствует всестороннему развитию личности такого ребенка, его индивидуальных способностей и самовыражения. Возможности искусства в коррекционной работе с детьми с ОВЗ связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых положительных эмоций. Вовлечение такого ребенка в художественную деятельность с взрослыми и сверстниками учит адекватному взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы, расширяет его социальный опыт [9; 15]. Это подтверждают современные исследования в области педагогики и специальной психологии отчечественных специалистов С.М. Миловской, И.В. Евтушенко, О.В. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Г.В. Кузнецовой, О.С. Никольской, М.Ю. Рау и др. [4; 12] и представителей зарубежной специальной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор и др. [1].
Л.С. Выготский в своих работах указывал на важную роль искусства в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии [3].
Р.К. Ульянова описала особенности изобразительной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра. Она показала, как происходит коррекция пространственных и моторных нарушений у детей с РАС, преодолеваются графические стереотипы через овладение рисованием, обратила внимание на то, как в процессе рисования организуется поведение детей с РАС [1].
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Т.С. Комарова, Н.И. Сакулина и др.утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, которая сочетает в себе эмоциональные и познавательные моменты [8].
Наибольшее распространение в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста получила изотерапия. В научной литературе изотерапию определяют как лечебное воздействие, коррекцию посредством изобразительной деятельности [1]. В работе с детьми с различными проблемами, особенно с теми, у которых затруднен вербальный контакт, она дает положительные результаты. Изобразительная деятельность может послужить хорошим средством для установления контакта, определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей с РАС. С помощью художественного творчества вносятся коррективы в саму деятельность ребенка. Во многих случаях рисуночная терапия помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, выполняя психотерапевтическую функцию. По форме организации она может быть индивидуальной и групповой (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бурно) [2].
О.А. Карабанова определяет три принципиальных отличия рисуночной терапии от традиционных занятий рисованием, характеризуя коррекционную направленность. «Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки. На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании» [7].
Так же, как все другие дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с расстройствами аутистического спектра могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии грамотно организованного образования, которое будет обеспечивать удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития [12; 13]. Поэтому и мы в своей работе стараемся использовать разнообразные коррекционно-развивающие технологии. Наряду с традиционными, мы используем интерактивные формы и методы работы. На основе их дифференциации мы выделили из них наиболее доступные и перспективные технологии арт-педагогики.
По мнению многих авторов, для дошкольников рисование — это, в первую очередь, игра. А чем игра необычнее, тем она становится интереснее. А как же сделать обычное рисование необычным? Для этого можно использовать нетрадиционные техники рисования. В нетрадиционном рисовании дети рисуют не только кистью или карандашами, но и совсем не подходящими для этого материалами. Рисовать дети могут чем угодно, как угодно и на чем угодно. Существуют разнообразные нетрадиционные техники рисования. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть, какие нетрадиционные техники рисования входят в нашу практику абилитации детей с РАС, определить условия их успешного применения.
Техника кляксографии хорошо развивает детское мышление и воображение, творческую фантазию, индивидуальность. Любое цветовое решение позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков и таланта. Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять рисунки с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы с помощью трубочки или позволять им свободно растекаться. Техника рисования пятнами подходит как для групповых занятий, так и для индивидуальной работы. Кляксография — необычная техника, развивающая фантазию детей. Она позволяет раскрыть творческие способности дошкольника, научить использовать воображение и подготовить его к выполнению более сложных задач. Например, мальчик Д. (4 года) трудно шел на контакт. Он не проявлял интереса к сенсорным материалам, краскам, пластилину и т.п. На творческих занятиях ему было предложено с визуальной поддержкой освоить простой вид продуктивной деятельности — кляксографию. Ребенок вместе с педагогом просматривал мультфильмы «Превращения капельки» (наработки специалистов кружка «МультСтудия» ДОУ). Вместе с педагогом делал кляксы на бумаге. Педагог превращал их в забавных персонажей на глазах у мальчика, что вызывало у него положительную эмоциональную реакцию. В результате работы Д. сам стал рисовать кляксы, освоил метод раздувания их из трубочки.
Рисование восковой свечой доставляет детям с расстройствами аутистического спектра положительные эмоции. Она не утомляет, у детей сохраняется высокая активность и работоспособность во время занятия. Такая техника дает уверенность в работе с краской, развивает воображение, мелкую моторику, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта техника выполнения рисунка обычно приводит детей в восторг, завораживая конечным эффектом появления изображения на листе бумаги. Например, мальчик А. (4 года) имел низкий уровень развития графомоторных навыков. Все виды изодеятельности в работе с А. имели самые простые задания. Вместе с педагогом он рисовал восковой свечой «морозные узоры», затем краской раскрашивал фон, на котором проявлялись узоры. С большим интересом наблюдал за этим процессом. В результате творческой работы перестал испытывать дискомфорт на занятиях, стал с желанием посещать занятия, эмоционально реагировать на творческую деятельность.
Техника рисования на стекле привлекает к себе внимание всех детей без исключения. Наши специалисты применяют ее для коррекции тревожности и страхов. Она активизирует детей и позволяет снять зажимы. Например, девочка П. (5 лет) не могла рисовать на листе, так как он постоянно ускользал с поверхности стола. Лист для рисования мы заменили стеклом, которое труднее сдвинуть с места, и ребенок получил возможность для творческого самовыражения.
Многие специалисты используют в своей работе игры с песком, которые очень эффективны, динамичны и нравятся дошкольникам. Они способны заинтересовать и расслабить ребенка, обеспечить успешное выполнение задания. Создание рисунков из песка доступно детям, это простой вид изобразительной деятельности, он не требует специальной подготовки и особых умений. А цветной песок очень необычный материал, с помощью которого можно создавать «насыпные картины». Наблюдая за аутичными детьми в процессе рисования песком, мы отметили, что они начинают фиксировать свой взгляд на задании, с интересом смотрят, как пересыпается песок, концентрируют свое внимание на более продолжительное время.
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра мы стали применять рисование пеной. Это необычный процесс превращения пены для бритья в яркие, забавные рисунки с необычной поверхностью. Вариации ее использования различны. Это может быть смешивание гуаши и пены, рисование красками на пене, оттиск рисунка с пены на бумагу. В работе могут быть использованы шаблоны различных предметов. Получается емкое, красочное изображение. Такой творческий процесс очень нравится детям, и они хотят продолжать экспериментировать. Результат работы детей зависит от педагога, его мастерства и личного стремления помочь дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья. Например, у девочки А. (6 лет) благодаря данной технике значительно снизились агрессивные реакции в поведении. Когда у А. случались приступы гнева, педагог переключал ее на рисование пеной. Нажимая на пробку и выдавливая пену на поддон, А. отвлекалась и успокаивалась, приступ агрессии проходил. Вместе с педагогом А. создавала необычные рисунки, которые доставляли ей удовольствие.
Мы используем в работе игры с водой. Вода, как и песок, положительно воздействует на психику ребенка. Игры с водой и цветом можно отнести к экспериментальной деятельности дошкольников. Мы применяем в работе планшет «Акваборд» со специальной поверхностью для рисования водой. Главная особенность «Акваборда» заключается в том, что достаточно просто водить кистью по планшету, чтобы увидеть четкие линии и рисунки на полотне. «Акваборд» — это действенный инструмент, позволяющий пробудить в детях креативность. Это увлекательная игра, которая учит детей наблюдать и размышлять. «Акваборд» открывает для ребенка абсолютно новый способ самовыражения. Это полноценный инструмент для арт-терапии, которым пользуются педагоги. Например, с мальчиком Н. (3 года) удалось установить контакт благодаря рисованию дождя на планшете, если ребенок давал педагогу в руки игрушку-солнышко, то дождь проходил (вода на планшете в течение короткого времени высыхает).
Самой любимой творческой техникой у ребят стала нетрадиционная техника рисования на воде (эбру). Это рисование дает новый эмоциональный опыт сенсорно чувствительным детям с расстройствами аутистического спектра, позволяет учесть все особенности данной категории детей. Результат работы этой творческой деятельностью всегда положительный, что очень важно для таких детей. Рисование на воде дает ребенку возможность самому проявить инициативу. Продуктивнее могут стать групповые занятия, чтобы усилить естественную мотивацию детей с РАС к общению и работе, научить элементам взаимодействия, активизировать их потребность в общении.
Все применяемые в работе техники мы адаптируем в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей. В зависимости от вида расстройства ребенка подбирается индивидуальная программа его развития творчеством. Коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности детей и повышение их умственной активности.
Необходим также и подготовительный период, в течение которого педагог формирует интерес к изобразительному творчеству и пробуждает эмоциональное отношение к красивому, выразительному. Педагог старается убедить ребенка в том, что рисование поможет увидеть прекрасное, украсить его жизнь (и сама работа интересна, и рисунок можно подарить, оформить комнату и т.д.). Педагог всегда показывает способы работы с нетрадиционными материалами и инструментами, учит детей пользоваться ими. А поскольку уровень графической и ручной умелости у таких детей низок, то взрослый сначала больше рисует сам. В ходе работы руки ребенка используются лишь частично. Постепенно ребенок, наблюдая за работой взрослого, начинает действовать вместе с ним. Потом он выполняет задание по инструкции и подражанию и, наконец, самостоятельно, но всегда нуждается в дополнительном побуждении и стимуляции.
В первую очередь, мы стараемся понять какие у ребенка сенсорные особенности, в чем и как они проявляются. На первых занятиях рисования красками ребенку дается краска его любимого цвета. Некоторым детям необходимо попробовать все цвета. Так как аутичные дети чаще тянутся к темной краске, черную и коричневую на начальном этапе работы лучше убрать из набора [7].
Выбор арт-педагогической техники, которая будет использована в работе с ребенком, во многом зависит от его сенсорных особенностей. От них также будет зависеть и организация пространства во время занятий. Необходимо избирательно подходить к подбору материала, чтобы не вызвать неадекватную реакцию ребенка на определенные стимулы.
Правильно организованное и тщательно спланированное занятие позволяет обеспечить ощущение комфорта, что способствует снижению эмоционального напряжения, улучшает взаимодействие между взрослым и ребенком. Опыт нашей работы показал, что интегрированные занятия требуют специальной организации, для того чтобы побуждать детей идти на контакт с окружающими взрослыми и детьми. Они могут сочетать в себе различные техники и методы арт-педагогики. Большое значение имеет и создание наглядно-развивающей среды для развития у детей представлений об окружающем мире, визуализация времени, использование наглядных средств и преподнесение материала, адекватный возможностям восприятия ребенка темп подачи материала, использование в работе адаптивных текстов. Особое внимание уделяется режиму коммуникативного общения (подробно объясняется смысл заданий, что от них ожидается).
Занятия состоят из четырех частей.
1.Вводная часть. Приветствие — это игры и упражнения, направленные на создание положительного отношения к занятию, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой на занятие (например, игры-приветствия «И Маша здесь, и Сережа здесь...», «Собрались все дети в круг», «Круг радости», «Доброе утро лесам и полям», «Милый друг»).
2.Игры и упражнения на отработку позиций жизненной активности, расширение механизмов адаптации, сенсорные игры (например, «Кричалки-шепталки-молчалки», «Дует ветер», «Солнечный зайчик», «Игры с водой», игры с мыльными пузырями «Пенный замок», «Театр теней»).
3.Изотерапия (например, рисование в технике эбру «Создай свое настроение», рисование на стекле «Мишке грустно», рисование восковой свечой «Морозные узоры»). Рефлексия занятия.
4.Заключительная часть. Прощание — отработка механизмов расставания (например, игры-прощания «До свидания, до новых встреч!», «Спасибо скажем.», «Встретимся опять», «Очень жаль нам расставаться»).
На первых (индивидуальных) занятиях отрабатывается установление контакта с ребенком, реакция оживления. Затем развиваем зрительное, тактильное, мышечное восприятие. На следующем этапе задача усложняется переходом от более простых техник нетрадиционного рисования к более сложным. На последующих этапах работы задача усложняется, постепенно переходим от индивидуальных занятий к занятиям в подгруппах по 3-5 человек. Коррекционная работа направлена на преодоление нежелательных реакций ребенка, предупреждение вспышек агрессии, на формирование адекватного поведения. Создавая ситуацию успеха для ребенка, способствуем развитию у детей желания участвовать в изобразительной деятельности, которая помогает нам и в диагностической работе.
В результате использования современных творческих технологий коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья отмечается положительная динамика в развитии умственных, творческих способностей дошкольников, происходит снижение эмоционального напряжения, агрессивности, тревожности детей, формируется волевой компонент: преодоление страхов, застенчивости. Дети эмоционально реагируют на изобразительное творчество, у каждого ребенка появляется желание рисовать снова и снова, они могут выразить в рисунке свои чувства и эмоции. Результат такой творческой деятельности ребенка всегда положительный и не зависит от его художественных способностей и умений.
Практическая значимость и новизна предлагаемого нами опыта заключаются:
— в личностном подходе к каждому ребенку,
— в обучении без принуждения,
— в обучении с опорой на идеи педагогического сотрудничества.
Арт-педагогические практики позволяют повысить интерес детей к творческой деятельности, предусматривают различные формы взаимодействия педагогов, заключают в себе большой воспитательный, коррекционно-развивающий и образовательный потенциал как детей с расстройствами аутистического спектра, так и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья других категорий. Ценность нетрадиционного рисования заключается в том, что методы, которые мы используем, понятны и легки в применении. Это огромная возможность научить детей думать, экспериментировать, самовыражаться. Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию восприятия, воображения, фантазии, творческого мышления, а главное, приносят детям с РАС положительные эмоции. Творческий опыт ребят нарабатывается через преодоление поведенческих стереотипов и трудностей, вызванных особенностями психоэмоционального развития [14].
На сегодняшний день арт-педагогика очень востребована и используется в практике многих педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста. Арт-педагогические технологии важно применять не только в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и в качестве психопрофилактической работы с нормально развивающимися дошкольниками [6; 10].
Литература
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2001. 248 с.
- Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // Седьмой Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров: тезисы докладов: В 3 т. Т. 3. / Отв. ред. Г.В. Морозов. М., 1981.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. С. 318.
- Гаврилушкина О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.Н. Носковой. М., 1993. С. 15.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 144 с.
- Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб: Детство-Пресс, 2011. 208 с.
- Карабанова О.А. Игра в психокоррекции психического развития ребенка. М., 1997.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
- Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2010. 192 с.
- Мир волшебства в мире детства / Под ред. Е.Т. Ильиной. М.: Кодекс, 2015. 95 с.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. М.: Владос, 2007. 176 с.
- Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2015. 224 с.
- Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Под ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
- Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: науч.-практ. сборник. Вып. 5. М.: Теревинф, 2006. 208 с.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2014. 136 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 993
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 435
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4