Эффективные практики актуализации субъектности матери в период восстановления родительских прав

124

Аннотация

Учитывая особую значимость кровной семьи для психологического благополучия ребенка, особую актуальность приобретает проблема подготовки женщин, восстанавливающих родительские права, к реализации воспитательных функций. Одним из важнейших условий эффективности семейного воспитания выступает интегративная характеристика личности матери — субъектность матери, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное отношение к воспитательной деятельности, ребенку и к самой себе как субъекту семейного воспитания. В статье описаны эффективные практики, составляющие ядро программы психолого-педагогического сопровождения «Я — субъект воспитания». Программа представляет собой поэтапную организацию мероприятий и событий, запускающих психологические механизмы отраженной субъектности и рефлексии. В ходе реализации программы создаются условия, позволяющие матерям осознать и принять ответственность за процесс и результат воcпитания, у матерей активизируются смысловые основания воспитательной деятельности, обеспечивается проектирование позитивного образа «Я-мать», гармонизируется отношение к ребенку и к самой себе как субъекту семейного воспитания.

Общая информация

Ключевые слова: субъектность матери, субъектность матери в период восстановления родительских прав, актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160302

Для цитаты: Васягина Н.Н., Мазурчук Е.О. Эффективные практики актуализации субъектности матери в период восстановления родительских прав [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 58–67. DOI: 10.17759/bppe.2019160302

Фрагмент статьи

В современных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается особая роль семьи в целом и матери, в частности, в развитии личности ребенка (Н.Н. Васягина, И.В. Дубровина, Е.И. Захарова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер). Эти идеи нашли отражение в проводимой политике деинституционализации — развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Г.И. Гайсина, Ж.А. Захарова, Н.М. Иовчук, Г.И. Климантова, Е.И. Морозова, Г.В. Семья, А.М. Щербакова).

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни: Монография. СПб: Алетейя, 2001. 299 с.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб: Алетейя, 2003. 272 с.
  3. Васягина Н.Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Дискуссия. 2013. № 4 (34). С. 96–104.
  4. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве. Екатеринбург, 2013. 309 с.
  5. Мазурчук Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: Дисс. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2019. 266 с.
  6. Мазурчук Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2019. 24 с.
  7. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  8. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17–30.
  9. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, лишенных семьи // Прикладная психология и психоанализ. 2003. № 1. С. 29–44.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000. 416 c.
  11. Vasyagina N.N., Kalimullin A.M. Retrospective analysis of social and cultural meanings of motherhood in Russia // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, no. 5. С. 61–65.

Информация об авторах

Васягина Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3899-3768, e-mail: vasyagina_n@mail.ru

Мазурчук Е.О., старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия, e-mail: MazurchukE@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 470
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 124
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3