Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 3. С. 58–67
doi:10.17759/bppe.2019160302
ISSN: 2658-3100 (online)
Эффективные практики актуализации субъектности матери в период восстановления родительских прав
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъектность матери, субъектность матери в период восстановления родительских прав, актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160302
Для цитаты: Васягина Н.Н., Мазурчук Е.О. Эффективные практики актуализации субъектности матери в период восстановления родительских прав [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 58–67. DOI: 10.17759/bppe.2019160302
Полный текст
В современных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается особая роль семьи в целом и матери, в частности, в развитии личности ребенка (Н.Н. Васягина, И.В. Дубровина, Е.И. Захарова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер). Эти идеи нашли отражение в проводимой политике деинституционализации — развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Г.И. Гайсина, Ж.А. Захарова, Н.М. Иовчук, Г.И. Климантова, Е.И. Морозова, Г.В. Семья, А.М. Щербакова). Данная политика является наиболее перспективной и создает условия для реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.
Помимо закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особую значимость приобретает возвращение их в биологическую (кровную) семью. Это обусловлено данными многочисленных исследований, которые подчеркивают, что ребенок, воспитывающийся в центрах временного пребывания (детском доме) или приемной семье, может испытывать трудности в:
— общем физическом, психическом, социальном развитии и становлении личности [4; 9];
— развитии внутренних механизмов активного, инициативного, свободного поведения, саморегуляции;
— получении положительного опыта семейной жизни, создании здоровой полноценной семьи [7].
В отличие от других форм семейного устройства в биологической (кровной) семье ребенок может установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения (Г.В. Семья) с матерью как с основным субъектом привязанности (А.А. Амосов, В.И. Брутман, А.Я. Варга, Н.Н. Васягина, Г.И. Гайсина, С.Ю. Мещерякова, М.С. Радионова, Н.П. Фетискин, Р. Желтушко, В.М. Целуйко, О.В. Широких).
Осознание как научным, так и деловым сообществом значимости биологической (кровной) матери в вопросах семейного воспитания придает особую актуальность рассмотрению периода восстановления родительских прав — как качественно новой социальной ситуации развития матери. Эта ситуация предполагает изменение ее личности и реконструкцию имеющейся системы детско-родительских отношений. Эти положения нашли отражение в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (документ разрабатывался по инициативе и при активном участии Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей).
Однако сегодня рельефно проступает проблема недостаточной подготовленности биологических (кровных) матерей к реализации воспитательной деятельности, что в свое время явилось психологической причиной лишения их родительских прав. В контексте необходимости личностных изменений матери становится важным обращение к проблеме актуализации субъектности матери — как интегративной характеристики ее личности. Данная характеристика отражает активно-избирательное, инициативно-ответственное отношение к воспитательной деятельности, к ребенку и к самой себе — как субъекту семейного воспитания. В то же время, эта характеристика матери выступает условием реализации ею воспитательной деятельности [6].
Обращение к исследованиям феноменологии субъектности в целом и к работам, посвященным исследованию субъектности матери, в частности, позволяет констатировать следующее: данная категория пока не имеет устоявшегося тезауруса [10]. И это несмотря на то, научный интерес к ней в последние десятилетия усиливается и она рассматривается как:
— важнейшая характеристика личности (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин);
— возможность человека, обнаруживающаяся в деятельности и предполагающая создание принципиально новых возможностей этой деятельности (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, А.К. Осницкий, Н.Т. Селезнева) [1; 2];
— особое отношение к себе как к деятелю и к другим людям (Е.Н. Волкова, В.Н. Мясищев);
— сложная структура, представленная совокупностью компонентов [8], которые обеспечивают инициацию активности и ее направленность. При этом наиболее важными компонентами являются мотивация, сознание и самосознание, саморегуляция (Т.И. Артемьева, Е.Н. Волкова, А.Б. Орлов, В.Э. Чудновский);
— социальные взаимодействия, творчество, активность (Л.И. Анцыферова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко) [7];
— автономность, целостность, самоценность, рефлексивность, ответственность, опосредованность, креативность (К.А. Абульханова-Славская, Н.Я. Большунова, М.В. Исаков) и пр.
В контексте преломления субъектности к личности женщины-матери данная категория наиболее полно рассмотрена в концепции субъектного становления матери (Н. Н. Васягина). Автор подчеркивает, что субъектность является интегративной характеристикой личности матери, которая проявляется в:
— осознанной активности,
— способности понимать окружающий мир и себя в нем,
— направленности на самореализацию в родительтве,
— готовности к реализации воспитательной деятельности,
— выбору путей реализации воспитательной активности [3].
При этом отмечается, что субъектность основана на:
— личностной зрелости (А.С. Спиваковская, Л.Б. Шнейдер),
— высоком уровне рефлексивности (В.И. Брутман, Е.И. Кузьмина, В.С. Мухина, В.В. Столин),
— готовности к активному изменению «мира» и «себя в мире» (Н.Н. Васягина, О.А. Карабанова, Р.В. Овчарова).
В совокупности все это может рассматриваться как комплекс структурообразующих составляющих субъектности матери [11]. Теоретическая операционализация описанных выше образований позволила нам описать субъектность матери как структуру, представленную совокупностью ценностно-смыслового, регулятивно-деятельностного и субъективно-оценочного компонентов.
С целью выявления особенностей субъектности женщин, восстанавливающих родительские права, и определения наиболее типичных трудностей, которые могут стать препятствием к реализации воспитательных функций, нами было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 100 респондентов. Выборка формировалась методом случайного выбора из женщин, проживающих в разных регионах РФ.
Все респонденты, вошедшие в данную группу, ранее были лишены родительских прав, но выразили желание их восстановить. Исследование осуществлялось по единой методической процедуре. В качестве методов сбора эмпирических данных были использованы:
— Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ; И.Г. Сенин);
— ценностная направленность матери (Е.И. Захарова);
— сочинение «Я — мама» (Н.Н. Васягина);
— опросник «Особенности принятия родительской позиции» (Е.И. Захарова);
— «Взаимодействие родитель — ребенок» (И.М. Марковская);
— Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев);
— Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП;
Ю.В. Александрова).
Исследование общих особенностей субъектности матери в период восстановления родительских прав осуществлялось через призму рассмотрения содержательной наполненности компонентов их субъектности. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что для респондентов характерно:
— преобладание ценностей общения (37%) и хобби (31%);
— низкий уровень рефлексии (69%);
— отсутствие опыта анализа материнства (61%);
— наличие незрелых защитных механизмов (64%);
— непринятие родительской позиции (44%);
— недифференцированность представлений об «Идеальной матери» (45%);
— неразвитое самосознание матери (63,7%),
— рассогласованность и противоречивость самопостижения, самоотношения и самореализации (64,3%).
С целью определения качественного своеобразия содержания структурных компонентов субъектности у матерей в период восстановления родительских прав был применен факторный анализ по методу Кеттелла «Каменистая осыпь» (табл. 1) [5].
Таблица 1.
Факторная структура содержательной наполненности компонентов субъектности у матерей в период восстановления родительских прав
Компоненты субъектности
Ценностно-смысловой (57,18%) |
Регулятивно-деятельностный (56,03%) |
Субъективно-оценочный (61,17%) |
I фактор (16,29%) |
I фактор (18,70%) |
I фактор (16,01%) |
общественная жизнь (0,864); высокое материальное положение (0,835); активные социальные контакты (0,715); профессиональная жизнь (0,605) |
основные индивидуальноличностные качества матери (-0,751); зависимость (0,728); представления матери о проблемах и трудностях (-0,707) |
отвержение — принятие ребенка родителями (0,755); самообвинение (-0,713); отношение к другому профессионала (0,701); удовлетворенность отношениями с ребенком (0,678) |
II фактор (15,30%) |
II фактор (18,67%) |
II фактор (15,95%) |
собственный престиж (0,806); профессиональная деятельность (работа) (0,773); креативность (-0,740); достижения (-0,672) |
временная ориентация матери (0,877); руководство (-0,749); предпочтения и интересы (семейные/внесемейные) матери (-0,692) |
воспитательная конфронтация (0,837); самопривязанность (-0,740); самоуверенность (-0,672); автономность — контроль (0,646) |
III фактор (15,29%) |
III фактор (18,66%) |
III фактор (14,75%) |
личные интересы (0,858); увлечения (0,768); духовное удовлетворение (0,630) |
представления матери о материнской позиции при реализации воспитательной деятельности (0,802); представление матери об ее отношении к ребенку (0,782); представления матери о воспитательной деятельности (0,771); поддержка (0,658) |
невротические паттерны супружеского отношения (0,836); непоследовательность — последовательность (0,738); мягкость — строгость (0,635); самоценность (-0,572) |
IV фактор (10,30%) |
|
IV фактор (14,46%) |
сохранение собственной индивидуальности (0,776); общение (-0,722) |
|
конфликтность (0,760); зеркальное «Я» (-0,755); отсутствие сотрудничества — сотрудничество (0,748); эмоциональная дистанция — близость (0,668); невротические паттерны родительского отношения (-0,640) |
Представленные в таблице данные позволяют описать содержательную наполненность компонентов субъектности матерей в период восстановления родительских прав:
— стремление к социальной значимости, собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности, направленность на интерес (ценностно-смысловой компонент);
— страх зависимости, ориентация на будущее в воспитании, потребность в поддержке (регулятивно-деятельностный компонент);
— отвержение ребенка, воспитательная конфронтация и ригидность матери, воспитательная неуверенность, неудовлетворенность отношениями с ребенком (субъективно-оценочный компонент).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в период восстановления родительских прав субъектность матерей характеризуется особенностями, совокупность которых препятствует эффективному выполнению родительских функций. А потому данная категория женщин нуждаются в особом психолого-педагогическом сопровождении.
На основе вышесказанного нами была разработана и представлена программа психолого-педагогического сопровождения матери в период восстановления родительских прав «Я — субъект воспитания». Целью программы являлась актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав. Программа представляет собой поэтапную организацию мероприятий и событий, запускающих психологические механизмы отраженной субъектности и рефлексии. В качестве субъектов преобразования сознания и поведения к участию в Программе были привлечены «эталонные матери», которые принимали участие в отдельных сессиях и выступали наставниками для матерей, восстанавливающих родительские права, на протяжении всего периода их психолого-педагогического сопровождения.
Основной организационной формой программы является тренинг, в ходе которого использовались четыре группы методов:
— методы усвоения и отработки навыков воспитательной деятельности (ролевые игры (проигрывание сложных воспитательных ситуаций и их анализ совместно с «эталонными матерями»), овладение приемами саморегуляции);
— методы повышения психолого-педагогической грамотности матерей (лектории, групповые дискуссии по проблемам воспитания с участием «эталонных матерей»);
— методы саморазвития матерей (проективные (рисуночные), рефлексивные (самоотчеты));
— круглый стол с наставниками («эталонными» матерями);
— кинопровокации (просмотр фильмов с сюжетом, вызывающим определенные эмоциональные реакции и диссонанс, и т.п.) [5].
Цикл программы рассчитан на 72 часа (24 занятия по 3 часа). Основные этапы и виды деятельности программы определялись особенностями матерей в период восстановления родительских прав, указывающими на необходимость использования эффективных практик, направленных на: — повышение степени осознания сложностей в реализации воспитательной деятельности и причин их возникновения;
— работу по расширению поведенческого репертуара матери как субъекта воспитательной деятельности;
— повышение уверенности матери в себе как субъекте воспитательной деятельности, формирование ценностного отношения к материнству [5].
Первый блок направлен на осознание сложностей в реализации воспитательной деятельности и причин их возникновения, так как без этого невозможно стать субъектом данного вида деятельности. В этом блоке были использованы такие упражнения, как:
— «Материнство для меня — это...»,
— «Материнство — это хорошо и плохо»,
— «Как я становилась матерью».
Они были нацелены на принятие матерью ответственности за себя, свои воспитательные действия, что способствует ее переходу к планированию и самодетерминированию.
Второй блок нацелен на работу по расширению поведенческого репертуара матери как субъекта воспитательной деятельности. Подобная компоновка блоков видится нам целесообразной, так как позволяет перейти матерям от осознания существующих проблем к реализации воспитательной деятельности и к подбору инструментов их решения. Ключевыми для второго блока выступают такие упражнения, как:
— «Анализ сложных воспитательных ситуаций»,
— «Поиск решения конфликтных ситуаций в воспитании»,
— «Какие методы и средства я использую в воспитании»,
— «Мои воспитательные цели».
Третий блок. Данный блок завершает тренинг, так как в ходе реализации первых двух блоков у матерей происходит пересмотр отношения к себе как к матери, изменение поведенческого репертуара, что влечет за собой возникновение напряженности, обострение внутренних экзистенциальных конфликтов.
В качестве основных упражнений третьего блока назовем такие как:
— «Психологический автопортрет матери»,
— «Мои сильные и слабые стороны как матери»,
— «Материнство — ценность».
Их основная цель — повышение уверенности матери в себе как субъекте воспитательной деятельности за счет оптимизации ее ценностного отношения к материнству.
Остановимся на подробном рассмотрении тех практик, которые, на наш взгляд, можно назвать наиболее эффективными.
Так, в группе методов повышения психолого-педагогической грамотности матерей — это групповые дискуссии по проблемам воспитания с участием «эталонных матерей». Например, дискуссия на тему «Поиск решения конфликтных ситуаций в воспитании» позволила сформировать навыки решения трудных воспитательных ситуаций у матерей в период восстановления родительских прав. В ходе этой дискуссии матерям было предложено познакомиться с положительным опытом реализации воспитания. Для этого мы пригласили двух матерей, которые, как правило, не испытывают сложностей в воспитании своих детей, — «эталонных матерей». С ними обсуждался целый ряд вопросов:
— расскажите о своих историях воспитания,
— какие методы и средства воспитания вы используете?
— как вы решаете сложные воспитательные ситуации, как часто они у вас возникают?
— что, на ваш взгляд, самое важное в воспитательной деятельности матери [5]?
В дискуссии «Как закрепить желательное поведение ребенка?» также принимали участие «эталонные матери». Практика позволила сформировать у матерей в период восстановления родительских прав навыки решения трудных воспитательных ситуаций.
Участникам мы предложили обсудить, как можно закрепить желаемое поведение ребенка. Для этого были подготовлены следующие вопросы:
— что делаете вы для этого, поделитесь своим опытом?
— как вы думаете, есть ли необходимость использовать физическое наказание в воспитательной деятельности?
— как можно повысить эффективность поощрений?
— какими они должны быть — материальными или моральными [5]?
Следует отметить и такую эффективную практику, как кинопровокации (просмотр фильмов с сюжетом, вызывающим определенные эмоциональные реакции и диссонанс, и т.п.), которая относится к группе рефлексивных методов. Для просмотра мы выбрали несколько фильмов, сюжеты которых позволяли затронуть разные аспекты воспитательной деятельности матери.
Первым для просмотра был предложен фильм «Август Раш» (2007). Его режиссер — Кирстен Шеридан. В основе сюжета лежит история мальчика из детского дома, мечтающего отыскать своих родителей.
После его окончания мы обсудили фильм вместе с матерями в период восстановления родительских прав и матерями-наставниками.
Для обсуждения были выбраны следующие вопросы:
— как вам кажется, в чем смысл сюжета фильма?
— какую роль в жизни главного героя играют его родители?
— принимают ли они свою родительскую позицию?
— благодаря чему мы можем наблюдать счастливый конец фильма?
— можете ли вы провести какие-либо аналогии с вашей семейной историей [5]?
С целью расширения поведенческого репертуара матери как субъекта воспитания мы использовали фильм Романа Полански «Оливер Твист», который вышел в прокат в 2005 году. Он основан на романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста».
Фильм также обсуждался совместно с матерями-наставниками.
Для обсуждения был предложен ряд вопросов:
— как вам кажется, в чем смысл сюжета фильма?
— какую роль в жизни главного героя играет возможность попасть в дом к человеку, который стал заниматься его воспитанием?
— какие методы и средства воспитания из фильма вы можете взять себе на заметку?
— можете ли вы провести какие-либо аналогии с вашей семейной историей [5]?
В процессе работы над формированием ценности материнства мы предложили для просмотра фильм «Приключения коряжки», снятый в 2009 году по сценарию Анны-Катарины Вестли (режиссер Asleik Engmark).
После его окончания вместе с матерями-наставниками были подняты такие вопросы, как: — как вам кажется, в чем смысл сюжета фильма?
— какую роль в жизни главного героя играют родители?
— может ли вымышленный герой заменить родителей?
— ценно ли для мамы и папы главного героя их родительство?
— можете ли вы провести какие-либо аналогии с вашей семейной историей [5]?
Апробация программы.
Для проверки эффективности программы «Я — субъект воспитания» применялся квазиэкспе- риментальный план с контрольной группой. По окончании реализации программы сопоставление показателей двух групп матерей показало наличие статистически значимых изменений в «экспериментальной группе». В «контрольной группе» аналогичных изменений зафиксировано не было. Изменение значений характеристик переменных, входящих в ценностно-смысловой компонент субъектности матери, позволяет утверждать, что у матерей в «экспериментальной группе»: — увеличилась креативность (2,93),
— более высокое место заняла ценность развития себя (2,93),
— они стали ориентированы на обучение и образование (2,8), семейную жизнь (2,9) и профессиональную деятельность (работа) (2,66),
— произошло уменьшение характеристик увлечения (-3,05) при одновременном увеличении показателя «материнство» (ребенок) (2,9) [6].
Наибольшей динамике среди переменных, описывающих регулятивно-деятельностный компонент субъектности матерей в период восстановления родительских прав («экспериментальная группа»), подверглись:
— представления матери о ценностях и целях материнства (3,05),
— представления матери о стилевых особенностях воспитательной деятельности (3,05),
— ответственность (3,05),
— поддержка (2,93),
— забота (2,8),
— представления матери о материнской позиции при реализации воспитательной деятельности (2,59),
— руководство (-2,9),
— представления о степени эмоциональной дифференцированности и вовлеченности матери в процесс воспитания ребенка (-2,8),
— предпочтения и интересы (семейные/внесемейные) матери (-2,8), — временная ориентация матери (-2,36) [6].
Третий — субъективно-оценочный — компонент также подвергся изменениям. Сдвиги произошли в таких переменных, как:
— открытость (3,05),
— отношение к ребенку опытного родителя (3,05),
— отсутствие сотрудничества — сотрудничество (2,93),
— непоследовательность — последовательность (2,93),
— удовлетворенность отношениями с ребенком (2,93),
— саморуководство (2,36), самоуверенность (-3,05),
— невротические паттерны родительского отношения (-3,05),
— самоценность (-2,52), эмоциональная дистанция — близость (-2,4) [6].
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что программа «Я — субъект воспитания» позволяет актуализировать значимые составляющие субъектности матери в период восстановления их родительских прав, создавая условия для:
— появления ценностного отношения к материнству,
— осознанности и целенаправленности в воспитании,
— принятия ответственности за свои действия и поступки,
— позитивного образа «Я-мать»,
— самопринятия,
— самореализации в материнстве.
Литература
- Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни: Монография. СПб: Алетейя, 2001. 299 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб: Алетейя, 2003. 272 с.
- Васягина Н.Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Дискуссия. 2013. № 4 (34). С. 96–104.
- Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве. Екатеринбург, 2013. 309 с.
- Мазурчук Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: Дисс. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2019. 266 с.
- Мазурчук Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2019. 24 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17–30.
- Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, лишенных семьи // Прикладная психология и психоанализ. 2003. № 1. С. 29–44.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000. 416 c.
- Vasyagina N.N., Kalimullin A.M. Retrospective analysis of social and cultural meanings of motherhood in Russia // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, no. 5. С. 61–65.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 535
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 146
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0