Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с использованием методов психотехник, основанных на движении

391

Аннотация

В статье описываются условия активного развития психолого-педагогической помощи детям 3–7 лет в российских дошкольных учреждениях и начало применения в работе с дошкольниками психотехник, основанных на движении. Сформулирована проблема: необходимость поиска и разработки методов психолого-педагогической помощи дошкольникам, при которых используются двигательные задания, «работающие» на выявление и преодоление трудностей в развитии общения, произвольности, эмоциональной сферы и т.п. Приводится литературный обзор отечественных научно-практических исследований, в которых описаны возможности разных технологий, основанных на движении: эмоционально-двигательная психотехника (Е.В. Горшкова, Е.В. Чернигина, Ю.В. Антипова, Е.Г. Жабина), техника становления пространственного образа себя у детей 1,5–4 лет (Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева), техника «образовательная кинезиология» (А.Л. Дитерихс). Результаты исследований показали эффективность этих методик в развитии и коррекции у дошкольников эмоционально-личностной сферы и поведения, однако эти исследования не охватывают всего круга психолого-педагогических проблем, встречающихся у дошкольников разных возрастов. Данный обзор позволяет наметить проблематику будущих исследований.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, эмоционально-двигательная психотехника, выразительные движения, язык движений

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170103

Для цитаты: Горшкова Е.В. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с использованием методов психотехник, основанных на движении [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 21–31. DOI: 10.17759/bppe.2020170103

Фрагмент статьи

Психолого-педагогическая помощь в отечественном дошкольном образовании — относительно «молодое» направление практической психологии. Запрос на нее стал расти в связи с социально-политическими переменами в нашей стране в начале 90-х годов ХХ века, последствия которых коснулись и взрослых, и детей.

Литература

  1. Абдулаева Е.А. Становление пространственного образа себя в раннем и младшем дошкольном возрасте: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 29 с.
  2. Антипова Ю.Н. Эмоционально-двигательная психотехника как вид психолого-педагогической помощи детям 2–4 лет в период адаптации к ДОУ: Автореф. дисс. … магистра [Электронный ресурс] // Фундаментальная библиотека МГППУ. М.: МГППУ, 2014. 18 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/studworks/AntipovaYuN_2014/AEd-ma-018.htm#hid1 (дата обращения: 01.01.2020).
  3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2003. С. 433–434.
  4. Буянов М.И. К читателю // Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение, 1990. С. 3–6.
  5. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2016. № 5. С. 40–55.
  6. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2016. № 6. С. 35–51.
  7. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: Учебное пособие. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. 366 с.
  8. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2016. № 4. С. 32–43.
  9. Горшкова Е.В. Эмоционально-двигательная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2016. № 3. С. 15–25.
  10. Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники [Электронный ресурс] // Современное дошкольное образование. 2019. № 3 (93). С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10045.
  11. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 4. С. 30–39.
  12. Дитерихс А.Л. Использование комплекса упражнений «Гимнастика мозга» при работе с детьми с ОНР // Вестник практической психологии образования. 2015. № 2 (43). С. 104–106.
  13. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М.: Гном-Пресс, 1999. 144 с.
  14. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 456 с.
  15. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
  16. Морено Я. Л. Психодрама. М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2001. 521 с.
  17. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / Сост. Е.П. Раевская и др. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение. 1991. 222 с.
  18. Озерецкий Н.И. Тесты для исследования отдельных компонентов движения // Вопросы педологии и психоневрологии. 1928. Вып. 3. С. 86–111.
  19. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. 144 с.
  20. Психолог в детском саду / Л.А. Венгер [и др.] М.: ИНТОР, 1995. 64 с.
  21. Развитие движений у дошкольников. Хрестоматия / Сост. Е.В. Горшкова. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека». 2008. 441 с.
  22. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  23. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение. 1972. 338 с.
  24. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С. 120–188.
  25. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 3. С. 16–24.
  26. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Формирование пространственного образа себя в раннем и дошкольном возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2015. Том 15. № 1. С. 56–65.
  27. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. М.: Восхождение, 1999. 238 с.
  28. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В.Ю. Баскаков. М.: НПО «Психотехника», 1993.
  29. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  30. Чернигина Е.В., Горшкова Е.В. Эффективность телесно-ориентированной психотехники в решении проблем психомоторного развития детей 4—5 лет с признаками СДВГ // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 99–107.

Информация об авторах

Горшкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8516-6573, e-mail: e-gorshkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 534
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 17
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 11

Скачиваний PDF-версии за весь период: 391
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 2
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 1