«Игробург»: коррекционно-развивающая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов

128

Аннотация

В статье представлена программа, разработанная для обучения и воспитания детей-дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. Она призвана решить проблему комплексного подхода, а также обучить родителей и педагогов конструктивному поведению и взаимодействию с детьми с ОВЗ в процессе игровой деятельности. В программе описана модель взаимодействия, которая позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности детей и их компенсаторные возможности и четко сформулировать объективное заключение. Эффективность реализации программы оценивалась на основе выработанных критериев оценки достижения планируемых результатов: положительная динамика в состоянии ребенка; повышение психолого-педагогической компетентности родителей (анализ удовлетворенности); успешная интеграция ребенка в социальную и образовательную среду.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, конструктивное поведение, разноуровневая модель взаимодействия, компенсаторные ресурсы

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190308

Получена: 04.09.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Карманова М.Н., Козырева Е.С. «Игробург»: коррекционно-развивающая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 3. С. 155–175. DOI: 10.17759/bppe.2022190308

Полный текст

Aктуальнейшая проблема современного дошкольного образования — предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Согласно данным статистики, за последние годы выросло и продолжает расти число детей с ограниченными возможностями здоровья и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогенеза, нарушенного развития.

Значительную часть детей, прошедших ТПМПК и получивших статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Социально-психологическими особенностями детей с ЗПР являются:

  • недостаточная познавательная активность;
  • быстрая утомляемость и истощаемость;
  • пониженная умственная работоспособность; 
  • низкий уровень развития высших психических функций;
  • недостатки моторных навыков;
  • низкий уровень самоконтроля и мотивации;
  • дезадаптивные формы общения.

Именно поэтому в образовательном учреждении остается высокая потребность в тесном сотрудничестве всех специалистов при организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей. Согласованность действий всех специалистов позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии высших психических функций (ВПФ), что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности — игру.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фребель. Он считал, что игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

Основываясь на дидактической системе Ф. Фребеля, мы разработали коррекционно-развивающую программу по развитию ВПФ у дошкольников с ОВЗ, получившую название «Игробург». Ведь в процессе естественной для ребенка деятельности (игры) он, подобно строителю, выстраивает свой «город» (свою жизнь), начиная с главных домов, название которых соответствует важнейшим в развитии функциям: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь.

Представленная модель взаимодействия позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности детей, их компенсаторные возможности и четко сформулировать объективное заключение.

Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Актуальность

Актуальность данной программы объясняется тем, что в настоящее время, большинство существующих программ, как правило, разработаны для реализации в условиях специализированных детских садов и групп компенсирующей направленности. Как известно, наилучший результат в работе с детьми с ОВЗ обеспечивает комплексный подход, который предусматривает взаимодействие всех специалистов. Их тесная взаимосвязь возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода, а также обучить родителей и педагогов конструктивному поведению и взаимодействию с детьми с ОВЗ в процессе игровой деятельности.

Цель: повышение эффективности психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов ДОУ.

Задачи:

  • разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в условиях дошкольной образовательной среды;
  • развивать высшие психические функции, необходимые для осуществления познавательной деятельности, у дошкольников с ОВЗ;
  • формировать личностные компоненты познавательной деятельности: мотивацию, самостоятельность, произвольность и саморегуляцию;
  • оказывать консультативную и профилактическую помощь родителям и педагогам детей с ОВЗ.

Структура и содержание программы

Программа рассчитана на один учебный год и делится на 3 этапа.

  1. Диагностический этап (сентябрь): диагностическое обследование детей специалистами для выявления актуального уровня речевого и психического развития (Стребелева Е.А.); анализ полученных результатов, разработка индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка.
  2. Коррекционно-развивающий этап (октябрь — апрель): осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми в соответствии с тематическим планированием по 6 функциональным модулям («Восприятие», «Внимание», «Память», «Речь», «Мышление», «Воображение»).
  3. Аналитический этап (май): оценка результатов коррекционно-развивающей работы.

Разработан календарный план, в соответствии с которым планируют и организуют коррекционную работу все специалисты, работающие с данной группой детей.

Для каждого модуля разработана картотека коррекционно-развивающих игр, которые решают одновременно несколько коррекционных задач и могут быть использованы любым специалистом ДОУ и родителями ребенка с ОВЗ.

Один раз в квартал с детьми по возрастным параллелям проводится итоговое занятие с привлечением всех специалистов. Разработаны технологические карты. Такие занятия имеют мотивационную, диагностическую и развивающую направленность.

Программой предусмотрена работа со всеми участниками образовательного процесса.

Формы работы с участниками образовательного процесса

Участники образовательного процесса

Формы работы

Дети с ОВЗ

Диагностическое обследование; индивидуальные занятия со специалистами; подгрупповые занятия со специалистами; итоговые совместные занятия со специалистами (ежеквартально); интервьюирование.

Родители (законные представители)

Беседы, консультации, буклеты; анкетирование; семинары-практикумы; педагогическая гостиная; квесты; тренинги; информирование в социальных сетях; «почтовый ящик».

Педагоги ДОУ

Беседы, консультации; семинары-практикумы; педагогические мастерские; «творческая лаборатория».

Календарный план работы с детьми

Функциональный модуль

Формы организации работы 

Цели

Сроки

«Восприятие»

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами

развитие целостного, зрительного и осязательного восприятия, пространственной и временной ориентировки

октябрь

«Внимание»

развитие концентрации, произвольного переключения, устойчивости и распределения внимания, на увеличение объема внимания + моторика

ноябрь

Итоговое совместное занятие со специалистами 

повышение уровня развития восприятия и внимания; развитие мелкой и общей моторики

ноябрь

«Память»

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами

развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти, увеличение объема кратковременной памяти

декабрь

«Речь»

развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

январь — февраль

Итоговое совместное занятие со специалистами

повышение уровня развития памяти и речи; развитие мелкой и общей моторики

февраль

«Мышление»

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами

развитие логического, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, межполушарного взаимодействия

март

«Воображение»

развитие зрительного и словесного, творческого и воссоздающего воображения.

апрель.

Итоговое совместное занятие со специалистами

повышение уровня развития мышления и воображения; развитие мелкой и общей моторики

апрель

Примерный план итоговых совместных занятий со специалистами

Уч. год

Тема занятия

Коррекционно-развивающие задачи

Сроки

1

«Путешествие по временам года»

Развивать познавательную активность детей.

Развивать зрительное внимание.

Развивать восприятие формы и цвета, целостное восприятие и временные представления.

Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в группе, договариваться.

Поощрять инициативу детей.

Развивать способность к эмпатии.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Активизировать словарь.

Развивать диалогическую форму речи, связную речь.

ноябрь

«Речевая
лаборатория»

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Активизировать словарь.

Развивать диалогическую форму речи, связную речь.

Развивать зрительную память.

Воспитывать умение работать в группе, договариваться.

Поощрять инициативу детей.

февраль

«Курсы юных поварят» 

Развивать познавательную активность детей.

Формировать умение выявлять логические закономерности.

Развивать воображение, слуховое внимание.

Формировать конструктивные навыки.

Закреплять навыки счета и умение соотносить число и цифру.

Формировать умение анализировать процесс и результаты собственной деятельности.

Активизировать словарь.

Развивать диалогическую форму речи.

Развивать мелкую моторику.

Повышать интерес к техническому творчеству.

апрель

2

«Морские
приключения»

Развивать познавательную активность детей.

Развивать зрительное и пространственное восприятие.

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Совершенствовать конструктивные навыки.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Активизировать словарь.

Совершенствовать связную речь.

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать способность к эмпатии.

ноябрь

«Карик и Валя в стране
насекомых»

Повышать познавательную активность детей.

Развивать тактильную память.

Формировать навыки программирования.

Развивать диалогическую речь, речевое дыхание, активизировать словарь.

Повышать уровень развития общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Воспитывать умение работать в группе, учить сопереживать.

февраль

«Воображариум»

Развивать познавательный интерес.

Развивать воображение, творческие навыки.

Формировать умение определять логические связи, обобщать.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Активизировать словарь.

Совершенствовать связную речь.

Развивать коммуникативные навыки.

апрель

3

«Музыкальная мозаика»

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, низких и высоких звуков.

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Активизировать словарь.

Развивать умение переключать и распределять внимание.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Развивать тембровую окраску голоса.

ноябрь

«Путешествие по логостране»

Повышать речевую активность детей.

Развивать слухоречевую память.

Активизировать словарь.

Повышать уровень развития общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Способствовать практическому овладению простыми и основными сложными предлогами.

февраль

«Интеллектуальная
спартакиада»

Развивать воображение, творческие навыки.

Закреплять умение классифицировать и обобщать, определять последовательность, сравнивать.

Развивать общую и мелкую моторику.

Закреплять умение находить 4-й лишний предмет и объяснять выбор.

Активизировать словарь.

апрель

Календарный план работы с родителями

Функциональный модуль

Формы организации
работы 

Цели

Сроки

 

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики

Информирование родителей об уровне актуального развития ребенка с ОВЗ.

сентябрь

«Восприятие»

Мероприятие
для родителей

Повышение компетентности родителей в воспитании дошкольников с ОВЗ.

октябрь

«Внимание»

Анкетирование

Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах воспитания
дошкольников с ОВЗ.

ноябрь

«Память»

«Почтовый ящик»

Получение обратной связи
от родителей.

декабрь

«Речь»

Мероприятие
для родителей

Повышение компетентности родителей в воспитании дошкольников с ОВЗ.

январь — февраль

«Мышление»

Информационные
буклеты

март

«Воображение»

Совместное занятие специалистов с родителями и детьми

Повышение компетентности родителей и формирование навыков взаимодействия с детьми с ОВЗ

апрель.

 

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики

Информирование родителей о динамике развития ребенка с ОВЗ.

май

Календарный план работы с педагогами

Функциональный модуль

Формы организации работы 

Цели

Сроки

 

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики

Информирование педагогов об уровне актуального развития ребенка с ОВЗ.

сентябрь

 

«Восприятие»

Семинар-практикум для педагогов

Повышение компетентности педагогов в развитии дошкольников с ОВЗ.

октябрь

«Внимание»

Информационные буклеты

ноябрь

«Память»

Беседа, консультация

декабрь

«Речь»

Творческая лаборатория

январь — февраль

«Мышление»

Анкетирование

март

«Воображение»

Педагогическая мастерская

апрель.

 

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики

Информирование педагогов о динамике развития ребенка с ОВЗ.

май

Требования к специалистам

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности:

  • знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ;
  • владеют принципами, формами, методами и средствами обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;
  • умеют результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.

Ожидаемые результаты реализации программы

Модуль

Планируемые результаты

3–4 года

Восприятие

Называет 4 основных цвета, 2 формы (круг, квадрат), различает понятия «один — много», «большой — маленький», строит 3 игрушки по росту. Собирает «коробку форм» с помощью практического примеривания. Узнает контрастные времена года (зима — лето). Называет части тела, показывает правую и левую руку.

Внимание

Непроизвольное. Объем внимания 3–4 предмета, устойчивость 5–7 мин. 

Память

Объем зрительной памяти 3–4 предмета. Формируется слухоречевая память.

Речь

Проявляет речевую активность, вступает в контакт, понимает названия действий и предметов; может показать части тела и лица, понимает двухступенчатую инструкцию; общается с помощью 2–3-словных предложений не нарушает слоговую структуру двухсложных слов; 

Мышление

Мышление наглядно-действенное. Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.

Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы. Устанавливает элементарные причинно-следственные связи.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого

4–5 лет

Восприятие

Различает и называет 6 цветов, 3 основных формы, ориентируется в понятиях «большой — маленький», «высокий — низкий», «толстый — тонкий» и т. д. Собирает «коробку форм». Знает контрастные времена года (зима — лето). Определяет части суток, связывая их с режимными моментами.

Внимание

Объем 4–5 предметов, устойчивость 10–12 минут. Развивается произвольное переключение.

Память

Объем зрительной памяти 4–5 предметов, учится запоминать на слух ряд слов.

Речь

Активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам, сформировано понимание простых предлогов. Умеют образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами. Передает рисунок двухсложных и трехсложных слов. Повторяет за взрослым описательный рассказ из 2–3 предложений. Пересказывает знакомые сказки со зрительной опорой.

Мышление

Способен описать предмет по признакам, найти лишнее, обобщить простые понятия, классифицировать. Учится считать до 5 (на основе наглядности), осваивает порядковый счет.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого

5–6 лет

Восприятие

На основе зрительной ориентировки подбирает предметы по форме, величине, называет все цвета спектра (6–8 цветов), геометрические фигуры. Соотносит временные события (утро, день, вечер, ночь), называет времена года и некоторые их признаки.

Внимание

Объем 5–6 предметов, устойчивость 15–20 минут. 

Память

Объем зрительной память 5–6 предметов, слухоречевой 2–3 слова.

Речь

Использует в речи синонимы и антонимы. Образовывает относительные и притяжательные прилагательные. Умеет составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия. Сформированы навыки слогового анализа одно- и двухсложных слов. Выделяет заданный звук из ряда звуков. Составляет рассказы-описания.

Мышление

Продолжает усваивать сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Осваивает порядковый счет в пределах 10, выделяет из множества в пределах 5-ти, решает простые устные задачи. Сравнивает предметы, классифицирует и обобщает распространенные группы предметов.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого. Может придумать историю по картинке.

6–7 лет

Восприятие

Различает и называет цвета и оттенки, основные геометрические фигуры, величины.

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости. Определяет и называет временные отношения.

Внимание

Внимание произвольное. Объем внимания 6–7 предметов, устойчивость 20–25 мин. Способен к произвольному переключению и распределению внимания.

Память

Память произвольная. Объем зрительной и слуховой памяти 6–7 предметов.

Речь

Владеет простыми и основными сложными предлогами, использует в речи числительные, местоимения, наречия, причастия. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов разной слоговой структуры. Разгадывает ребусы. Пересказывает небольшие рассказы. Составляет рассказы по серии картин и по картине.

Мышление

Любознателен, любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности понимать проблему. Классифицирует и обобщает понятия, сравнивает, пытается анализировать.

Устанавливает простейшие зависимости между объектами, связи и отношения между целым множеством и различными его частями. Считает до 10. Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10. Соотносит цифру и количество предметов, решает логические задачи.

Воображение

Воображение творческое. Способен сам придумать сказку, рисунок, постройку.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

  • положительная динамика в состоянии ребенка;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей (анализ удовлетворенности);
  • успешная интеграция ребенка в социальную и образовательную среду.

Сведения о практической апробации программы

Данная программа была апробирована в течение двух лет (2019–2020, 2020–2021 уч. год) на базе МДОУ ЦРР — д/с № 57 «Одуванчик». Экспериментальная группа: 12 человек.

Результаты, подтверждающие эффективность реализации программы

По результатам диагностики по методике Е.А. Стребелевой у всех детей наблюдается положительная динамика (рис. 1, 2).

Рис. 1. Результаты диагностики в 2019–2020 уч. г.

Рис. 2. Результаты диагностики в 2020–2021 уч. г.

Образцы коррекционно-развивающих игр

Игра «Ателье».

Оборудование: «Дары Фребеля» (набор №10) или любые пуговицы, карточки с изображением силуэтов одежды.

Задачи:

  • развитие математических навыков;
  • развитие слухового восприятия и внимания;
  • закрепление умения соотносить цвета;
  • активизация и расширение словаря по лексической теме «Одежда».

Содержание игры.

Игровая ситуация: «Сегодня мы будем помогать работникам ателье. Нам необходимо правильно пришить пуговицы к одежде».

Уровень 1. Детям необходимо положить на силуэт подходящие по цвету пуговицы в количестве, указанном педагогом.

Уровень 2. Дети кладут пуговицы в соответствии с количеством услышанных хлопков.

Уровень 3. Необходимо положить пуговицы в соответствии с инструкцией (на 1 больше, чем услышали хлопков; на 1 меньше, чем хлопков, и т. д.).

Игра «Парочки в рукаве».

Оборудование: «Дары Фребеля» (набор J1) или любые геометрические фигуры, рукав, карточки с недостающим предметом.

Задачи:

  • развитие тактильного и зрительного восприятия;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие межполушарного взаимодействия;

Содержание игры.

Игровая ситуация: «В лабиринте потерялись фигуры, давай найдем каждому пару».

Уровень 1. Ребенку предлагается найти в рукаве любую фигуру, назвать ее, а потом найти ей пару.

Уровень 2. Ребенку необходимо найти пару одинаковых фигур. Задание выполняется двумя руками одновременно.

Уровень 3. В рукаве необходимо найти фигуры, которых не хватает на предложенных карточках.

Образец технологической карты итогового занятия

Тема: «Морские приключения».

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5–6 лет).

Форма организации — совместная образовательная деятельность с дошкольниками с ОВЗ.

Образовательная область: «познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Цель: развитие высших психических функций у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов.

Задачи:

  1. Познавательное развитие:
  • развивать познавательную активность детей;
  • формировать умение выявлять логические закономерности;
  • развивать зрительное и пространственное восприятие;
  • развивать внимание, мышление;
  • совершенствовать конструктивные навыки.
  1. Речевое развитие:
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • активизировать словарь;
  • совершенствовать связную речь;
  • развивать длительный плавный выдох.
  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • воспитывать умение работать в группе;
  • поощрять инициативу детей;
  • развивать способность к эмпатии.

Место проведения: кабинет специалиста.

Материалы и оборудование: игровые наборы Ф. Фребеля №№ 7, 8, 10, J1, видеофильм, карточки-схемы с изображением рыб, силуэты морских обитателей, песочный стол, коктейльные трубочки, карточки «Продолжи ряд», Фонограмма песни Е. Железновой «Ветер дует», деревянный ящик с прорезью, емкость с водой, окрашенной в синий цвет, иллюстрация с изображением морского дна и его обитателей, стакан, фигурка дайвера.

Технологическая карта

Этап мероприятия

Задачи этапа

Средства, которые
использует педагог

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат

Мотивационно-побудительный этап 

Пробуждение положительного эмоционального настроя.

Загадка, стихотворение о море.

Здороваются с детьми, интересуются их настроением.

Загадывают загадку, побуждают к деятельности.

Методы, приемы: художественное слово.

Коммуникативная

Отгадывают загадку.

Создание дружелюбной атмосферы, позитивного настроя.

Организационно-поисковый этап. Поисковая часть

Актуализация знаний 

Постановка и принятие детьми цели мероприятия

Видеофильм о море и морских обитателях

Приглашают детей к обсуждению, Поощряют высказывания детей.

Методы, приемы: беседа, демонстрация.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Смотрят видеофильм. Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Расширение и уточнение знаний о морских обитателях, развитие связной речи.

Практическая часть

1. Развитие конструктивных навыков, пространственного восприятия, закрепление знаний о фигурах и цветах

Набор Фребеля №7, карточки-схемы с изображением рыб

Предлагают спасти рыбку, собрав ее из геометрических фигур по образцу.

Методы, приемы: объяснение, моделирование.

Игровая, коммуникативная

Выполняют задание педагога, ориентируясь на образец.

Развитие умения работать по образцу

2. Развитие зрительного восприятия, внимания

Набор Фребеля J1, силуэты морских обитателей

Предлагают детям разглядеть морских обитателей, запутавшихся в водорослях. Создают проблемную ситуацию.

Методы, приемы: беседа, упражнение.

Игровая, коммуникативная

Участвуют в диалоге, выполняют упражнение.

Развитие эмпатии, внимания и зрительного восприятия; умение разрешать проблемные ситуации.

3. Развитие длительной направленной воздушной струи и мелкой моторики, логического мышления

Набор Фребеля №10, песочный стол, коктейльные трубочки, карточки «Продолжи ряд»

Создают проблемную ситуацию. Предлагают найти сокровища, потерянные пиратами.

Методы, приемы: самостоятельная работа, объяснение.

Познавательно-исследовательская, игровая

Находят в песке «драгоценности», раздувая песок при помощи коктейльной трубочки, продолжают предложенные логические ряды.

Развитие органов дыхания, мелкой моторики, логического мышления

Физминутка

Развитие координации движений, чувства ритма, слухового внимания

Фонограмма песни Е. Железновой «Ветер дует» 

Совместно с детьми выполняют двигательные упражнения под музыку

Методы, приемы: упражнение.

Двигательная, музыкальная

Выполняют логоритмические упражнения по показу педагогов.

Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

Практическая часть

4. Развитие связной речи, активизация словаря , закрепить восприятие цвета и величины

Набор Фребеля №8, деревянный ящик с прорезью

Предлагают спасти осьминога, накормив акулу «червяками».

Методы, приемы: дидактичесчкая игра.

Коммуникативная, игровая

Из предложенных цветных палочек выбирают те, которые соответствуют описанию педагогов.

Формирование умения употреблять существительные и прилагательные в форме ед. ч., т. п., развитие связной речи.

5. Обобщение знаний о морских обитателях.

Емкость с водой, окрашенной в синий цвет, иллюстрация с изображением морского дна и его обитателей, стакан, фигурка дайвера.

Предлагают детям исследовать морское дно, двигая стаканом по дну емкости.

Методы, приемы: эксперимент, познавательная беседа.

Познавательно-исследовательская

Участвуют в эксперименте, называют обнаруженных морских обитателей.

Закрепление знаний о море и его обитателях, расширение словаря: «дайвер», «акваланг», «дайвинг».

Рефлексивно-корригирующий этап

Подведение итогов деятельности, систематизация знаний, обобщение полученного опыта. 

 

Организуют осмысление совместной деятельности с помощью вопросов.

Методы, приемы: беседа.

Коммуникативная.

Обобщают, делятся впечатлениями. 

Формирование умения анализировать процесс и результаты собственной деятельности.

Семинар-практикум «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в познавательном развитии дошкольников с ОВЗ»

Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • расширить и уточнить знания педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ;
  • познакомить с активными формами и методами работы с данной группой детей;
  • активизировать творческие способности педагогов.

Время проведения: 35–40 мин.

Ведущие: учитель-логопед / учитель-дефектолог, педагог-психолог.

Участники: педагоги.

Необходимое оборудование:

  • «Дары Фребеля»;
  • песочный стол;
  • формы для игры «Пицца», карточки с рецептами;
  • емкости разной формы и цвета;
  • игровые поля с признаками времен года.

Ход работы.

Теоретическая часть.

Как известно, большую роль в развитии детей с ОВЗ играет игра, и наилучший результат коррекционно-развивающей работы обеспечивает комплексный подход.

Основываясь на дидактической системе Ф. Фребеля (который одним из первых заговорил о важности игры в развитии дошкольника), мы разработали такую систему работы, которая позволяет не только скорректировать имеющиеся недостатки в психическом развитии детей с ОВЗ, но и способствует их дальнейшему развитию.

Целью нашей программы является повышение эффективности психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов. Данная цель реализуется через ряд задач, а именно:

  • разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в условиях дошкольной образовательной среды;
  • развивать высшие психические функции, необходимые для осуществления познавательной деятельности у дошкольников с ОВЗ;
  • формировать личностные компоненты познавательной деятельности: мотивацию, самостоятельность, произвольность и саморегуляцию;
  • оказывать консультативную и профилактическую помощь родителям и педагогам детей с ОВЗ.

Название нашей программы «Игробург» выбрано неслучайно. В процессе естественной для ребенка деятельности (игры) он, подобно строителю, выстраивает свой «город» (свою жизнь), начиная с главных домов, название которых соответствует важнейшим в развитии функциям: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь.

Расскажем о нашей программе, ответив на два вопроса.

Первый вопрос: как играть? 

И ответ однозначный — вместе. Обязательным условием в работе с данной группой детей является комплексный подход, предусматривающий взаимодействие всех специалистов.

Мы разработали единый календарный план, в соответствии с которым планируем и организовываем свою работу.

Кроме того, ежеквартально проводим совместные игровые занятия. Такие занятия имеют мотивационную, диагностическую и развивающую направленность. Соответственно, разработаны технологические карты занятий по различным темам: «Путешествие по временам года», «Курсы юных поварят», «Речевая лаборатория» и др.

Второй вопрос: во что играть?

Для каждого «дома» создана картотека игр, которые отвечают двум основным критериям:

  • многозадачность — детей с ОВЗ отличает быстрая истощаемость, а значит, в одной игре мы должны решать как можно большее количество коррекционно-развивающих задач;
  • универсальность — заключается в том, что все игры имеют несколько уровней сложности (учет индивидуальных особенностей), а также в возможности адаптировать их под задачи конкретного специалиста и имеющееся оборудование.

Результативность нашей программы доказана на практике: дети с удовольствием идут на занятия к специалистам (ведь они идут играть), принимают участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и по результатам диагностики все, без исключения, показывают положительную динамику в развитии.

Практическая часть.

Опишем некоторые разработанные нами игры.

Игра «Строители».

Оборудование: песочный стол или емкость с любым сенсорным материалом; «Дары Фребеля» (№№ 5, 5В, 6, J1) или любой строительный материал.

Задачи:

  • развитие воображения и конструктивного мышления;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • совершенствование тактильного восприятия и мелкой моторики.

Содержание игры.

Игровая ситуация: «Песчаная буря разрушила целый город. Давайте поможем жителям восстановить его».

Уровень 1. Детям предлагается достать из песка блоки и построить дома по образцу педагога.

Уровень 2. Строят дома по «заказу» жителей: одноэтажные, двухэтажные и т. д.

Уровень 3. Дети строят дома по замыслу, располагая их в разных частях песочного стола (вверху слева, за одноэтажным домом, между домом с синей крышей и красным домом и т. д.).

Игра «Пицца».

Оборудование: «Дары Фребеля» (набор №7), форма для пиццы, карточки с рецептами.

Задачи:

  • развитие внимания и воображения;
  • развитие слухового восприятия и восприятия формы;
  • закрепление математических навыков;
  • развитие мелкой моторики.

Содержание игры.

Игровая ситуация: «Сегодня мы с тобой отправимся на кухню и будем учиться печь пиццу».

Уровень 1. Ребенку предлагается приготовить пиццу по рецепту (карточке), используя подходящие по форме геометрические фигуры.

Уровень 2. Необходимо приготовить пиццу по речевой инструкции, например: «Положи 3 кусочка колбасы, сыра — на 1 кусочек больше, чем колбасы, а огурцов — на 2 кусочка меньше, чем сыра».

Уровень 3. Ребенку предлагается придумать свой рецепт пиццы и дать ему название.

Игра «Времена года».

Оборудование: «Дары Фребеля» (набор №7), игровое поле с признаками времен года.

Задачи:

  • развитие внимания (переключаемость и концентрация);
  • развитие восприятия времен года;
  • уточнение и расширение словаря по лексической теме;
  • развитие мышления (классификация).

Содержание игры.

Игровая ситуация: «Времена года перепутали свои признаки, давай поможем им разобраться».

Уровень 1. Ребенку предлагается закрыть синими кругами признаки зимы.

Уровень 2. Нужно закрыть желтыми квадратами признаки осени, а зелеными треугольниками — весны.

Уровень 3. Ребенку необходимо закрыть признаки лета — красными кругами, зимы — синими кругами, весны — зелеными треугольниками, осени — желтыми квадратами. Дается зрительная опора.

Игра «В аптеке».

Оборудование: «Дары Фребеля» (набор №10), емкости разной формы с цветными крышечками.

Задачи:

  • развитие слухоречевой памяти;
  • развитие восприятия формы, цвета;
  • развитие мыслительных навыков;
  • развитие мелкой моторики.

Содержание игры.

Игровая ситуация: «Доставщик уронил коробку с таблетками, и они все перемешались. Давай поможем работникам аптеки разложить все по своим местам».

Уровень 1. Нужно спрятать фишки в емкости подходящего им цвета.

Уровень 2. Ребенку предлагается спрятать незеленые фишки, в неквадратную баночку (перед ребенком фишки 2-х цветов (зеленые и красные) и емкости (квадратная и прямоугольная).

Уровень 3. Ребенку необходимо положить не синие и не зеленые фишки в не прямоугольную и не розовую баночку (синие, зеленые, оранжевые фишки и баночки — квадратные с зеленой и розовой крышкой, прямоугольные с синей и розовой крышкой).

Теперь предлагаем перейти к работе в группах. Разделитесь на 2 команды и попробуйте сами придумать и презентовать игры с наборами Фребеля по образцу наших игр.

Образец рекомендаций для родителей детей с ОВЗ.
«Нетрадиционные формы развития у детей высших психических функций»

Уважаемые родители! Предлагаем вам поиграть дома с ребенком в следующие игры.

Игра «Гусеница».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие пространственного восприятия,
  • расширение словарного запаса и общей осведомленности,
  • формирование направленной воздушной струи.

Ребенку предлагается изготовить из бумаги гусеницу, сгибая лист гармошкой. А потом, заставить ее двигаться с помощью трубочек (дуя на них). Можно спросить, как выглядят гусеницы, где живут, что едят; можно задать им направление: «помоги гусенице добраться до правого верхнего угла стола и т. д.» (по углам разложить листочки).

Игра «Симметричное рисование».

Задачи:

  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • развитие пространственного восприятия и внимания;
  • формирование произвольности.

Ребенку предлагается одновременно двумя руками нарисовать либо украсить картинки, фигуры:

  • рисовать симметричные дорожки, узоры, фигуры на бумаге;
  • рисовать то же самое на мольберте;
  • выкладывать узоры из мелких камушков, пуговиц на силуэте бабочки, елочки и т. д.;
  • выкладывать узоры из цветных шнурков.

Игра «Солдатики».

Задачи:

  • развитие слухоречевой памяти, внимания;
  • развитие пространственного восприятия, отработка пространственных предлогов;
  • закрепление порядкового счета, восприятия цвета;
  • снятие мышечного напряжения.

Ребенку предлагается выполнять команды взрослого с постепенным усложнением.

  1. Положи красный мяч под синюю подушку.
  2. Положи желтый мяч на зеленый кубик, а фиолетовый мяч под желтый стол.
  3. Положи зеленый мяч между синей и зеленой машинками, а белый мяч справа от желтого стола.
  4. Положи черный мяч перед коричневым мишкой, красный мяч слева от синего автомобиля, а оранжевый мяч за белый стул и т. д.

(В игре используются разноцветные шарики, мячики и любые цветные предметы в интерьере (игрушки, мебель и т. д.)

Упражнение «Ножницы с предметом».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • развитие внимания, усидчивости;
  • закрепление умения работать с ножницами.

Вам понадобятся ножницы, двусторонний скотч и маленькие цветные картинки (размером 1х1 см). Это могут быть изображения собачки, мячика, машинки, зайки, птички и т. д. Ребенку нужно выбрать маленькую картинку и прикрепить ее при помощи скотча к ножницам на верхнее ребро. Затем, нужно найти подходящее поле для своей картинки (ворота, будка, гараж, нора и т. д.) и выполнить задание, разрезая его по линии (прямой, волнистой, зигзагообразной и т. д.):

  • забить гол в ворота;
  • помочь зайке добраться до дома;
  • помочь собаке найти будку;
  • помочь машинке заехать в гараж;
  • залететь птичке в гнездо и т. д.

Эти игры вызовут у ребенка интерес и помогут в развитии сразу нескольких психических функций. А также дети получат возможность провести время с родителями.

Литература

  1. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 103–112. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39891.shtml (дата обращения: 27.10.2021).
  2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общ. ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_318172/ (дата обращения: 27.10.2021).
  4. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Баряева Л.Б. и др. СПб: СОЮЗ, 2003. 320 с.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 27.10.2021).
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433436/ (дата обращения: 27.10.2021).
  7. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_433295/ (дата обращения: 27.10.2021).

Информация об авторах

Карманова Мария Николаевна, педагог-психолог, Центр развития ребенка — детский сад № 57 «Одуванчик» г. Нерюнгри (МДОУ ЦРР — д/с «Одуванчик»), Нерюнгри, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8440-8756, e-mail: karmanova.81@bk.ru

Козырева Елена Станиславовна, учитель-логопед, дефектолог, Центр развития ребенка — детский сад № 57 «Одуванчик» г. Нерюнгри (МДОУ ЦРР — д/с «Одуванчик»), Нерюнгри, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7398-2920, e-mail: kozyreva.80@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1011
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 128
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2