Особенности организации работы педагога-психолога с детьми-мигрантами в дошкольном образовательном учреждении

384

Аннотация

В статье обосновывается актуальность темы, связанной с современными миграционными тенденциями, рассмотрены особенности организации работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с детьми-мигрантами, отмечены факторы, затрудняющие целенаправленную системную работу в данном направлении, а именно — недостаточное методическое обеспечение данного направления работы. Предложен ряд практических методов, необходимых для эффективного развития и коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Общая информация

Ключевые слова: миграция, мигрант, дети-инофоны (билингвы), национальная идентичность, толерантность, формы и методы работы для успешной адаптации и социализации детей-мигрантов, практические упражнения

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170108

Для цитаты: Шляпцева Н.А. Особенности организации работы педагога-психолога с детьми-мигрантами в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 70–79. DOI: 10.17759/bppe.2020170108

Фрагмент статьи

Несколько лет назад в рамках заседания Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Президент РФ Д.А. Медведев сказал, что российское государство было создано трудом многих народов, людьми разных религий и культур. Хотя нигде в мире нет абсолютной социальной гармонии, но Россия уникальна тем, что ее народы не потеряли свои обычаи, языки и религию, хотя едины политически и культурно, и граждане обязаны беречь межнациональное согласие.

Литература

  1. Бурдина Г.Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] // Науко-ведение. 2014. № 2 (21). С. 152. URL: https://naukovedenie.ru/pdf/70pvn214.pdf (дата обращения: 31.12.2019).
  2. Владимирова С.В., Григорян А.Б., Новосельцева Т.Ф. Программа по социализации (адаптации) детей-мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры). Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. 72 с.
  3. Воропаева А.В. Молодые мигранты в социокультурном пространстве России. М.: Альфа-М, 2011. 96 с.
  4. Горбунова О.Е. Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада) [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. URL: https://dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnovtolerantnosti-u-doshkolnikov/ (дата обращения: 12.02.2019).
  5. Гриценко Н.В. Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2. С. 69–71. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2263/ (дата обращения: 11.02.2019).
  6. Дети-билингвы в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой: М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
  7. Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 774–778.
  8. Жуйкова Т.П. Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 754–756. URL: https://moluch.ru/archive/62/9418/ (дата обращения: 11.02.2019).
  9. Кречетникова А.В. Программа педагогической поддержки адаптации и социализации детей мигрантов в условиях малокомплектной сельской школы «Мы все равны» // Профилактика зависимостей. 2015. № 1. С. 1–19.
  10. Кузнецова Е.В. Проект по обучению детей мигрантов в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс] // DOCPLAYER. URL: https://docplayer.ru/26431944-Proekt-po-obucheniyu-detey-migrantov-vdoshkolnyh-uchrezhdeniyah.html (дата обращения 10.02.2019).
  11. Кузнецова Л.В., Ефимова А.А. Детское рукотворчество как фактор сохранения «культурного лица» народа // Науковедение. 2015. Том 7. № 5. С. 1–9.
  12. Кусова М.Л. Рецензия на учебное пособие Т.А. Гридиной «Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи» // Вестник ЮУрГУ. 2007. № 15. С. 97–99.
  13. Лукьяненко М.А., Посевина К.Н. Работа социального педагога по адаптации детей-мигрантов к образовательной среде // Символ науки. 2016. № 11-4. С. 173–176.
  14. Новохатько Е.Н. Психологическая помощь мигрантам в перестройке ценностно-смысловых составляющих образа мира: на примере вынужденных переселенцев: дисс. … канд. психол. наук [Электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-pomoshch-migrantam-v-perestroike-tsennostno-smyslovykh-sostavlyayushchikh#ixzz5e4oCU4P6 (дата обращения: 13.02.2019).
  15. Омельченко Е.Л. [и др.] Адаптация детей мигрантов к школе. Методическое пособие: рекомендации по проведению комплекса адаптационных мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях РФ. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, НИЦ Регион, 2010. 57 с.
  16. Протасова Е.Ю. [и др.] Педагогика мультикультурности для дошкольного возраста // Псковский регионологический журнал. 2012. № 13. С. 144–154.
  17. Серегина И.Н. Культурно-психологические особенности детей-мигрантов: что нужно знать педагогу и что с этим знанием делать [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 14.11.2013. URL: https://psy.su/feed/2635/ (дата обращения: 10.02.2019).
  18. Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 27–28 февраля 2014 г.) / Отв. ред. В.В. Константинов. М.: Перо, 2014. 225 с.
  19. Ушакова М.Е. Формирование толерантного сознания в детских коллективах дошкольных учреждений РФ // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 55–57.
  20. Харенкова А.В. Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов // Проблемы современного образования. 2013. № 2. С. 160–167.

Информация об авторах

Шляпцева Наталья Александровна, педагог-психолог, Детский сад комбинированного вида № 50 «Огонек» (МДОУ Детский сад комбинированного вида № 50 «Огонек»), Дмитров, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3330-2385, e-mail: oprb.nata@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 556
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 384
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 19