Подготовка педагогов-психологов к конкурсу профессионального мастерства в рамках реализации программы повышения квалификации

144

Аннотация

В работе отражен практический опыт подготовки педагогов-психологов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Представлены организационно-методические, теоретико-методологические аспекты подготовки будущих конкурсантов. Отражены цели, задачи, планируемые результаты обучения слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по теме «Организация деятельности участника профессионального конкурса “Педагог-психолог Кубани”». Описаны основные содержательные компоненты программы и профессиональные компетенции, которые должны приобрести или развить слушатели в результате обучения.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, педагог-психолог (психолог образования), обучение, конкурс, конкурсы профессионального мастерства, программы дополнительного профессионального образования, программы повышения квалификации, программы повышения квалификации педагогов-психологов

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180202

Для цитаты: Погребная С.К. Подготовка педагогов-психологов к конкурсу профессионального мастерства в рамках реализации программы повышения квалификации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 21–25. DOI: 10.17759/bppe.2021180202

Полный текст

 

Проводимый ежегодно конкурс профессионального мастерства педагогов-психологов в Краснодарском крае давно стал традицией. Участники профессионального конкурса на своем примере доказывают, что талант педагога-психолога — это, прежде всего, призвание и огромный труд. Идеал современного участника профессионального конкурса — это высококлассный специалист, не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу. Как отмечают сами участники и организаторы профессиональных конкурсов, на конкурсе происходит активизация инновационной работы, выявление и поддержка новаторства в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей [1]. Но без необходимой организационной и содержательной подготовки к профессиональному конкурсу даже высококлассному специалисту не всегда удается показать свое мастерство в сложных, а зачастую и непривычных условиях соревнования.

Поэтому для подготовки психологов образовательных организаций, выбранных муниципальными образованиями края к участию в краевом этапе конкурса профессионального мастерства, ГБОУ ИРО Краснодарского края была разработана и с 2019 года реализуется программа «Организация деятельности участника профессионального конкурса “Педагог-психолог Кубани”».

Данная программа призвана способствовать приобретению знаний и навыков как обязательной составляющей конкурсной деятельности, повышению конкурентоспособности участников, их индивидуализации, эффективности в условиях конкурса. Программа направлена на профессиональное и личностное развитие победителей муниципальных этапов конкурсов, адаптацию к новым условиям представления своего профессионального мастерства в публичном выступлении, к осуществлению фрагментов профессиональной деятельности в среде коллег, членов жюри, зрителей.

В процессе подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства у педагогов-психологов повышается риск возникновения стресса, связанный с высоким эмоциональным и социальным напряжением, отсутствием свободного времени для отдыха, с информационными перегрузками, со страхом публичных выступлений и открытых мероприятий. Стрессовые состояния существенным образом снижают успешность и качество выполнения конкурсного задания, создают коммуникативные барьеры, блокируют активность, что впоследствии не позволяет педагогу-психологу полностью раскрыть профессиональное мастерство.

Программа, рассчитанная на 36 академических часов, дает возможность решить задачу не только устранения информационного дефицита участников профессионального конкурса, но и психологически подготовить к новой для них роли, создать условия для их самореализации в рамках конкурсной программы, помочь раскрыть творческий потенциал. Содержательное наполнение программы меняется на 10-30% — в зависимости от появления новых нормативно­правовых документов, изменений в Порядке проведения конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Кубани», который ориентирован на Положение о Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России».

Соответственно, учитываются методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России». Также является ценным опыт ежегодного участия представителя Кубани на всероссийском уровне, поэтому в реализации программы принимают участие победители и лауреаты конкурса «Педагог-психолог России».

Цель обучения в контексте данной программы состоит в формировании личностной и профессиональной готовности педагога-психолога к участию в конкурсе. Данная цель достигается через проведение практических занятий с элементами тренинга, психогимнастики, применением игровых технологий, кейс-заданий.

Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи обучения:

•   познакомить с новшествами законодательства Российской Федерации в области образования, нормативно-правовыми документами, регулирующим деятельность психологической службы в системе образования;

•   обеспечить усвоение слушателями организационных моментов проведения профессионального конкурса, сформировать представление о своей роли как участника конкурса;

•      обеспечить усвоение слушателями содержания и особенностей выполнения конкурсных заданий;

•   помочь слушателям сформировать личностную и профессиональную готовность к участию в профессиональном конкурсе;

•   помочь слушателям обозначить для себя основные приоритетные задачи по подготовке к предстоящим этапам профессионального конкурса;

•         познакомить слушателей с опытом участников профессиональных конкурсов прошлых лет.

Обучение будущих участников конкурса профессионального мастерства направлено на усвоение организационных и режимных вопросов проведения профессионального конкурса, видов и приемов современных технологий в разрезе конкурсных испытаний, основ позитивной самопрезентации, публичного выступления, стратегий прохождения конкурсных испытаний, в целом опыта конкурсного движения педагогов-психологов. Немаловажным является понимание слушателями роли культуры речи и профессионального имиджа в успешном достижении целей.

В процессе реализации практических занятий слушатели обучаются умению определять достоинства и недостатки отдельных методов и приемов для прохождения конкурсных испытаний, грамотно использовать вербальные и невербальные приемы воздействия на публику, техники общения и активного слушания, разрабатывать оригинальное и актуальное содержание для выполнения конкурсных испытаний, анализировать результаты их реализации, корректировать свои авторские разработки, применять методы саморегуляции своего психического состояния в условиях конкурса, использовать средства информационно-коммуникационных технологий в целях выполнения конкурсных требований и заданий.

Одним из важных направлений подготовки к конкурсу является развитие у слушателей регулятивного компонента профессиональной компетенции. В него мы включаем:

•          владение методами организации различных видов деятельности в рамках конкурса,

•           гибкое планирование конкурсных занятий,

•            самоанализ и самооценку деятельности,

•            методы работы с существующими комплексами и программами, их адаптации и модификации,

•      навыки быстрой оптимизации «домашней заготовки» в соответствии с реальной конкурсной ситуацией.

Многие задания конкурса, как, например, «Блиц-интервью», невозможно пройти достойно, не умея обозначать и анализировать актуальные вопросы и перспективы развития психологической службы в системе образования [2]. Большое внимание уделяется оценке знаний слушателей в отношении требований профессионального стандарта педагога-психолога, Концепции развития психологической службы в системе образования в период до 2025 года, которая является стратегическим ориентиром деятельности педагогов-психологов системы образования страны.

Формирование личностной готовности слушателей к конкурсу заключается в развитых способностях к психической саморегуляции, культуре речи, умении держаться на сцене, ораторском мастерстве. Уделяется внимание созданию привлекательного имиджа, навыкам самопрезентации.

Умение педагога-психолога грамотно охарактеризовать и проанализировать свою профессиональную деятельность в образовательной организации имеет большое значение при выполнении заочного задания «Характеристика профессиональной деятельности». Слушатели выполняют оценку собственных работ по критериям оценки конкурсных заданий, изучают видеоматериалы с конкурсных сайтов, анализируют типичные ошибки конкурсантов и замечания членов жюри на краевом и всероссийском конкурсах профессионального мастерства педагогов-психологов.

В программе повышения квалификации особое значение отводится развитию профессиональной рефлексии, умения представить свою личную позицию в дискуссии по актуальным вопросам развития психологической службы в системе образования. Оценка эффективности подготовки к конкурсу профессионального мастерства происходила через анкетирование слушателей до и после участия в программе. Положительный сдвиг профессиональной и личностной готовности к участию в профессиональном конкурсе наблюдается в каждой группе слушателей — независимо от их возраста, стажа работы по специальности и квалификационной категории.

Реализация программ повышения квалификации по подготовке к участию в профессиональных конкурсах создает благоприятную мотивационную среду для участия в подобных мероприятиях педагогов-психологов, их профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует формированию позитивного имиджа профессии. Подготовка к конкурсу — это не только готовность пройти серьезные профессиональные испытания, но и широкое внедрение в практику новых интересных методик и подходов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.

 

Литература

  1. Малютин А.А. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников [Электронный ресурс] // Педагогическое сообщество. Урок.РФ. URL: https://урок.рф/library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000.html (дата обращения: 30.07.2021).
  2. Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2020» [Электронный ресурс] // Педагог-психолог России. Всероссийский конкурс профессионального мастерства. URL: https://педагогпсихолог.рф/docs2020 (Дата обращения: 30.07.2021)

Информация об авторах

Погребная Светлана Кронидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования, ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, Краснодар, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2263-0348, e-mail: sv-rg@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 411
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 144
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0