Сущность и механизмы взаимодействия субъектов воспитания в работе по формированию личности обучающихся в образовательной организации МВД России

54

Аннотация

В статье раскрыты вопросы воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций МВД России. Воспитательный процесс рассматривается как осуществление научно обоснованной и нормативно регламентированной системы мер по нравственной и профессионально-психологической подготовке личности будущего сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности. Реалии текущего момента предъяв-ляют к личности сотрудника органов внутренних дел очень высокие требования, в связи с чем эта личность требует не только детального изучения, но и постоянного системно выстроенного психолого-педагогического воздействия. Специфика правоохранительной деятельности обусловлена не только напряженной организационной, интеллектуальной и эмоциональной обстановкой, но и необходимостью действия на стыке этики и права, морального и правового регулирования. В то же время, воспитательная работа с обучающимися как система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение человека должна осуществляться с максимальным учетом особенностей личности. Решение данных проблемных зон, а также реализация важнейшей задачи воспитания личности — интериоризации ценностей возможны при использовании комплексного подхода в сопровождении учебной деятельности, где ведущая роль отведена морально-психологическому сопровождению учебной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: образовательный процесс, воспитание, воспитательное воздействие, учебный коллектив, личность

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180309

Получена: 30.08.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Коноплева Е.А. Сущность и механизмы взаимодействия субъектов воспитания в работе по формированию личности обучающихся в образовательной организации МВД России [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 98–105. DOI: 10.17759/bppe.2021180309

Полный текст

 

Социальное взаимодействие — одна из форм общения людей, базирующаяся на их потребности в социальном объединении, понимании пользы от соединения усилий для совместного преодоления трудностей и для достижения общих целей. Известный американский психолог Стэнли Милграм, автор эксперимента «Тесный мир», показал, что любой вопрос намного проще решать через цепочку своих деловых связей. Суть взаимодействия субъектов наглядно проявляется в практике нетворкинга, широко применяемого в любых областях жизнедеятельности людей и заключающегося в необходимости деловых контактов с людьми, у которых есть:

•              нужные ответы на интересующие вас вопросы;

•              нужные ресурсы или возможности;

•              нужные способности успешно выполнить затруднительную или невыполнимую для вас задачу.

Нетворкинг (англ. от networking — буквально, плетение сети: net — сеть, work — работа) — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи и профессиональные вопросы. При этом в сути нетворкинга заложено выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.

Проведенные в 2011 году Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) опросы убедительно доказывают, что к деловым связям, полезным знакомствам, взаимной помощи в совместной работе и построении карьеры обращаются большинство граждан Российской Федерации:

•              68% считают допустимым прибегать к личным связям при построении карьеры;

•              54% не смогли бы добиться желаемого без связей;

•              24% считают, что без связей и «нужных» знакомств не построить успешную карьеру;

•              27% уверены в помощи коллег при возникновении проблемной ситуации;

•              68% хорошо трудоустроились и успешно работают лишь благодаря сети деловых связей,

взаимопомощи и взаимовыручке, в том числе 9% — получили повышение, а 8% — избежали крупных неприятностей по службе и увольнения.

Зарубежными и отечественными исследованиями в области социологии и психологии управления неоспоримо подтверждена роль позитивного взаимодействия субъектов как важнейшего условия высокоэффективной деятельности любой социальной организации, в том числе в сфере образования и воспитания. Значение коллективного характера воспитательной деятельности, единства воздействия на личность очень точно определил А.С. Макаренко: «Там, где воспитатели не объединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого подхода к воспитываемому, там не может быть никакого воспитательного процесса» [3].

Подготовка гармонично развитой личности и компетентного специалиста — вот цель образовательной организации МВД России. При достижении этой цели происходит социальное взаимодействие не только обучающихся с сотрудниками подразделений психологической работы, но и с профессорско-преподавательским составом института, который призван способствовать решению важнейшей задачи воспитания личности — интериоризации ценностей. Согласно Б.Г. Анань­еву, «формирование личности путем интериоризации — присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения — есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру» [1, c. 108]. Ряд российских авторов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.) понимают интериоризацию как преобразование структуры познавательной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, как процесс формирования умственных действий. Таким образом, интериоризация ценностей является неотъемлемой частью процесса формирования гармонично развитой личности, то есть формирования такого человека, который был бы способен участвовать в социальном взаимодействии, вступать в социальные отношения, рефлексировать результаты индивидуальных и групповых социальных действий, классифицировать ресурсы и возможности достижения целей, прогнозировать развитие социальных систем, дифференцировать функциональные и дисфункциональные элементы системы и др. [4].

Результаты опроса обучающихся показали, что в выступлениях преподавателей (лекции, семинары, консультации) ценят:

•              43% — актуальность тематики, профессионализм;

•              32% — обоснованность, конкретность, убедительность, ясность;

•              31% — выразительность речи, остроумие.

В то же время, наряду с совершенствованием профессионально-педагогического мастерства, преподавательскому составу, учебному отделу образовательной организации следует поддерживать регулярный деловой контакт с руководством курсов, сотрудниками подразделения воспитательной работы, психологами и другими подразделениями. Их совместные усилия направляются на преодоление проблем, связанных с недостаточной успеваемостью, ненадлежащим усердием и прилежанием определенной части курсантов, трудностями, которые испытывают некоторые обучающиеся в овладении теми или иными учебными дисциплинами в силу объективных и субъективных причин. Общая задача — добиться учебного благополучия обучающихся (не дожидаясь «сессионного грома»), обеспечить их добросовестное участие в образовательном процессе и, главное, на основе глубокого усвоения учебных дисциплин содействовать интериоризации нравственных, правовых и профессиональных ценностей в сознании и поведении курсантов.

Особая роль в разработке и практическом внедрении технологий развивающего и интерактивного обучения, психологии образования принадлежит сотрудникам кафедры психологии служебной деятельности и педагогики. Кафедра призвана быть своеобразным «мозговым центром» научного исследования и прикладного применения различных аспектов психопедагогики, научно­методических материалов по проблемам диагностики личности курсантов, педагогического мониторинга, адаптационных механизмов.

Другим немаловажным элементом воспитательного воздействия являются подразделения по работе с личным составом. Сотрудники кадрового аппарата обеспечивают реализацию кадровой политики, проводят работу по отбору, комплектованию и учету кадров, соблюдению установленного порядка прохождения службы и требований трудового законодательства. Во взаимодействии со структурными подразделениями разрабатываются и уточняются штатное расписание, должностные регламенты (должностные инструкции), осуществляется информационно­аналитическое сопровождение состояния и динамики кадров образовательной организации с использованием современных кадровых технологий. Актуальное направление усилий отдела кадров — формирование умений и навыков линейных руководителей эффективно строить кадровую работу со своими сотрудниками, своевременное выявление и устранение кадровых издержек и недостатков, совершенствование методов управления персоналом.

Непосредственная организация и координация воспитательной деятельности возложены на подразделения морально-психологического обеспечения. Совместно с начальниками курсов и факультетов, учебным отделом и другими субъектами воспитания, общественными формированиями института сотрудники подразделений воспитательной работы определяют и решают практические задачи нравственного, патриотического и культурного воспитания курсантов, их социально-правовой защищенности. Важной задачей является поиск и внедрение в практику воспитания методов, отвечающих реалиям современной действительности и противодействующих отрицательному влиянию многочисленных факторов социальной среды и информационного пространства.

Значительными ресурсами и возможностями диагностики и нормализации психоэмоциональной сферы личности курсантов обладает подразделение психологической работы. Применение современных методик исследования и коррекции позволяет глубже и конкретнее изучать личность курсантов, осуществлять психическую регуляцию, что в сочетании с методами воспитательного воздействия может принести желаемые результаты. Субъектам воспитательного процесса при организации работы с курсантами рекомендуется учитывать и активно использовать этот психологический потенциал: изначально предусматривать возможность оказания психологической помощи и поддержки; с целью применения личностно-ориентированного подхода обращаться к помощи психолога; в инициативном порядке своевременно предоставлять специалистам-психологам «проблемных» курсантов для диагностики и коррекции; повышать свою психологическую грамотность и др.

Широкий и насыщенный объем обязанностей по организационному и воспитательному сопровождению образовательного процесса выполняют подразделения служебно-боевой подготовки. Сотрудники этих структурных звеньев ежедневно непосредственно работают с курсантами, вводят их «в образ» сотрудника полиции, приучают к служебной дисциплине, содействуют выработке необходимых профессионально-нравственных качеств, обеспечивают соблюдение требований внутреннего распорядка, режима образовательной организации.

При активной и заинтересованной позиции каждого участника воспитательного сотрудничества усилия по формированию личности обучающихся соединяются воедино на «воспитательном поле» [2] учебных коллективов, которые призваны играть существенную роль в процессе воспитания. Коллектив оказывает мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность курсантов. Как известно, поведение людей в коллективе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением. Происходит как унификация, рост схожести поведения членов коллектива за счет формирования и подчинения коллективным нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу, коллектив. По мнению социальных психологов, 65% людей склонны к подчинению авторитету и власти. В курсантском коллективе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения ролей, выдвижения лидеров, что оказывает сильное влияние на личность курсанта, на успешность его учебной деятельности и профессиональное становление, на его поведение. Начальникам курсов, сотрудникам подразделений воспитательной, психологической работы, преподавателям-кураторам и другим субъектам рекомендуется изучать и понимать суть этих процессов, оказывать управляющее воздействие на их динамику, в том числе следующими способами:

1)     внимательное психолого-педагогическое наблюдение за социально-психологическим климатом учебного коллектива и морально-психологическим состоянием отдельных входящих в него личностей; оказание помощи в адаптации курсантов; выявление и урегулирование напряженных или конфликтных отношений;

2)     в процессе воспитательной работы с курсантами (индивидуальной, коллективной) ненавязчивое и доходчивое разъяснение курсантам преимуществ коллективного «Мы», сплоченности и взаимопомощи для преодоления трудностей и достижения успешности всеми и каждым;

3)     тактика «командной игры»: проведение служебных, спортивных, общественных и других мероприятий, в процессе которых курсантами приобретается опыт коллективно-групповой подготовленности, а общий результат коллектива напрямую зависит от самоотдачи каждого конкретного курсанта. Показательное одобрение, похвала, поддержка и поощрение курсантов, внесших ощутимый вклад в достижения коллектива (по результатам учебно-служебного конкурса, спортивных соревнований, культурных, творческих мероприятий и т.д.);

4)    воспитание актива из числа курсантов как деятельных помощников курсовых офицеров и других субъектов воспитания в решении конкретных вопросов в жизни коллектива. Развитие организаторских способностей, общественной ответственности и творческой активности членов советов курсов, других общественных формирований путем их систематического привлечения к подготовке и проведению различных мероприятий коллективного и индивидуального характера; к обсуждению и принятию решений по различным проблемам коллектива; стимулирования их разумной инициативы. В работе с активом (как и с коллективом) руководителям следует находить разумный баланс авторитарной педагогики и так называемой педагогики сотрудничества, основанной на уважении, взаимной поддержке и отношении к курсанту как социально зрелой личности.

В каждом курсантском коллективе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения» (эмоциональная реакция на события в коллективе, оптимистическое и безразличное настроение или настроение неудовлетворенности), «коллективные мнения» (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов коллектива), феномены подражания, внушаемости или конформизма, а также соревнования (форма взаимодействия курсантов, которые эмоционально ревностно относятся к своим результатам, стремятся добиться успеха). Управляющее воздействие на отмеченные явления и процессы осуществляется через: правильно избранный стиль и характер руководства коллективом; целесообразную модель общения с курсантами; установление взаимной двусторонней связи руководителя и курсантов; значимую роль общественных формирований, формальных и неформальных лидеров; своевременное и достоверное информирование курсантов о событиях, их объективную оценку по существу. На этой основе складывается общественное мнение коллектива, лейтмотивом которого должно быть добросовестное осознанное отношение всех и каждого к исполнению курсантских обязанностей, взаимосвязь «Я» и «Мы», положительный отклик курсантов на нормы коллектива и требования командира.

Скрепляет учебный коллектив авторитет его руководителя, который достигается высокой требовательностью и реальной заботой о курсантах, высокой культурой и личным примером. Уместно в этой связи привести извлечение из «Кратких правил для преподавателей Московского императорского университета»: «Учитель, не показывающий собой примеров и добродетели, больше вреда, нежели пользы приносит своим воспитываемым» [5].

Немаловажным дополнительным источником влияния на личность курсантов являются их родители. Подключение родных и близких курсантов к воспитательному процессу рекомендуется производить путем установления взаимных контактов в процессе индивидуальных встреч и бесед, родительских собраний, посещения курсантов по месту жительства, добровольного и посильного участия родителей в подготовке и проведении различных мероприятий с курсантами. Задача командира — добиться поддержки семьи в воспитании личности, в преодолении трудностей и проблем в процессе обучения и социально-психологической адаптации, стабилизации психоэмоциональной сферы курсантов.

Совместная воспитательная работа в режиме взаимодействия строится по трем основным направлениям, которые сочетаются между собой и присутствуют одновременно:

1)   создание условий для эмоциональной вовлеченности участников, структурное и ролевое распределение субъектов в воспитательном процессе;

2)    активизация коллективного мышления, цель которого — достижение эффекта синергии. Закон синергии состоит в объективной необходимости объединения усилий разрозненных отдельных субъектов, что сокращает время и затраты на принятие оптимальных решений и их реализацию, повышает действенность воспитательного влияния. Синергия в процессе воспитания, при которой сумма целого больше, чем потенциал отдельных частей, даже весьма значительных, характеризуется сплоченностью и гарантирует высокую результативность общего труда;

3)    содержательность деятельности, целью которой является обеспечение практического результата в каждой конкретной ситуации, т.е. нахождение решения проблем воспитания личности курсантов при согласованных действиях с различных воспитательных направлений.

Конструктивное взаимодействие структурных звеньев образовательной организации предусмотрено целым рядом федеральных законов, другими нормативными правовыми актами и на практике регулируется административно-правовыми и социально-психологическими методами. Значительная роль в утверждении режима координации и сотрудничества, создании рабочей располагающей атмосферы работы принадлежит руководителям структурных подразделений. Организация плодотворной воспитательной деятельности во многом зависит от профессиональной и эмоциональной компетентности руководителей [6], а также от творческих способностей, служебной активности и психолого-педагогической развитости всех должностных лиц образовательной организации. Это предопределено характером, целью, спецификой ее деятельности и означает, что, по существу, все структурные подразделения обязаны выступать субъектами воспитания курсантов.

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер. 2001. 260 с.
  2. Гриценко Л.И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции 14–16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / Под ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой. Волгоград: Перемена, 2011. С. 233–237.
  3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 т. Т. 1. М.: Наука, 1983. 367 с.
  4. Сатторова М.А., Джумаева Н.И. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности // Молодой ученый. 2014. № 9. С. 514–517.
  5. Синичкина Н.Е. Становление профессии учителя русского языка в эпоху российского просвещения // Человек и образование. 2008. № 4. С. 80–84.
  6. Тимофеев О.Н. Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 2. С. 318–323.

Информация об авторах

Коноплева Елена Александровна, старший преподаватель, кафедра психологии служебной деятельности и педагогики, Уральский юридический институт МВД России (ФГКОУ ВО УрЮИ МВД России), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4525-4034, e-mail: elen.konopleva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 359
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 54
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1