Апробация программы «Умелый класс» в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

56

Аннотация

В статье представлен успешный опыт апробации программы «Умелый класс» на базе государственного областного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет), не посещающие дошкольные образовательные организации. Успешному освоению общих и индивидуальных навыков способствовала слаженная работа педагогов и родителей (законных представителей) детей, высокая мотивация детей в освоении навыков, организация поддерживающей среды как в условиях психологического центра, так и в домашних условиях. Реализация программы «Умелый класс» с применением восстановительных технологий способствовала не только коммуникативному и социально-эмоциональному развитию детей группы, но и заложила благоприятную основу для дальнейшего формирования учебных навыков, успешной адаптации детей в школе.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, профилактика , профилактика школьной неуспешности, Умелый класс, формирование навыков общения, коммуникация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180405

Получена: 10.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Барабанова В.В., Шурыкина С.А. Апробация программы «Умелый класс» в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 52–58. DOI: 10.17759/bppe.2021180405

Полный текст

В целях реализации Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, одним из направлений деятельности государственного областного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее — центр) является организация работы с детьми по подготовке к успешному обучению в школе как условия профилактики школьной дезадаптации.

Результаты мониторингов по оценке готовности детей дошкольного возраста (6–7 лет) к обучению в школе подтверждают тот факт, что дети, не посещающие детский сад, в первом классе имеют риск дезадаптации, сталкиваются с рядом трудностей: неумение наладить контакт со сверстниками и взрослыми, проявления тревоги, страха при ответах в классе и др. Поэтому специалистами центра ежегодно организуются занятия по подготовке детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации, к школьному обучению.

Своевременно предупредить вышеперечисленные трудности специалистам центра позволяет использование методики «Умелый класс» — краткосрочной, ориентированной на поиск решения 15-шаговой программы формирования навыков у детей, автором которой является Бен Фурман [5]. Главная идея программы заключается в оказании своевременной помощи ребенку посредством создания благоприятных условий для освоения новых навыков. Одним из таких условий выступает поддержка близких и друзей.

В 2020–2021 учебном году специалисты центра принимали участие в реализации мероприятий российско-финской экспериментально-исследовательской программы «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» (далее — программа), реализуемой под руководством ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» [4]:

·             посетили обучающие семинары экспериментально-исследовательской программы;

·             приняли участие в мастер-классе «Восстановительная программа «Круг сообщества» как эффективный способ вовлечения родителей в профилактическую и инновационную работу с классом», на котором познакомились с механизмами действия технологии круга, типами кругов сообщества;

·             осуществляли апробацию программы «Умелый класс» в условиях центра на протяжении всего учебного года.

Апробация программы включала реализацию следующих мероприятий:

·             определение целевой группы участников;

·             проведение входного, промежуточного и итогового диагностического обследования детей;

·             организация работы над освоением общего и индивидуального навыков;

·             организация работы с родителями (законными представителями) детей.

В сентябре 2020 года для участия в программе была определена целевая группа детей: 6 детей (4 девочки и 2 мальчика) в возрасте от 6 до 7 лет, не посещающие детский сад. Четыре ребенка из шести воспитываются в неполных семьях. Дети посещают занятия в центре по программе «Ступеньки к школе» [1].

На момент начала реализации программы для данной группы детей характерны такие эмоционально-личностные особенности, как высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, недостаточный уровень коммуникации друг с другом и со взрослыми. Существует необходимость в организации работы, направленной на развитие коммуникативных и социально-эмоциональных навыков.

В ноябре 2020 года была проведена входная диагностика детей, направленная на оценку следующих показателей: самооценка, тревожность, агрессивность, гиперактивность, социометрический статус детей.

В ходе обследования были получены следующие результаты: в группе 1 ребенок — лидер, 1 — изгой, 2 — принимаемые группой, 2 — игнорируемые; у детей диагностируются повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка; наблюдаются трудности коммуникации, проявляющиеся в страхе ответа перед другими детьми, педагогами, неумении взаимодействовать с детьми группы. Так, например, один мальчик на перемене постоянно выходил в коридор к бабушке, другая девочка все время молчала, хотя по полученной информации было известно, что она разговаривает. Трудности коммуникации проявлялись и на занятиях — дети не обращались за помощью ни к педагогам, ни к другим ребятам.

Также были выявлены дети (2 из 6) с повышенной боязливостью, плаксивостью, сниженным эмоциональным фоном. Гиперактивное и импульсивное поведение выявлено у 2 детей: они демонстрировали двигательную активность, трудности в удержании внимания. Одна девочка имела такие поведенческие проблемы, как конфликтность, неумение ладить со сверстниками и недостаточное дружелюбие.

Данные входной диагностики соответствуют результатам наблюдений педагогов.

Предварительная работа по знакомству детей с программой «Умелый класс» заключалась в проведении беседы с детьми с использованием восстановительной технологии «Круг сообщества» [3]. Когда дети сидели в кругу со специалистами, наблюдалось равенство участников, дружелюбие и, самое главное, безопасная доверительная атмосфера. Дети смогли еще раз познакомиться, сделать комплименты каждому участнику круга и услышать комплименты в свой адрес. Педагог-психолог познакомил детей со словом «навык», побеседовал с детьми о том, какие навыки у детей уже есть, а каким можно еще обучиться. Важным для детей было сообщение о том, что их родители (законные представители) уже познакомились с программой и готовы поддерживать детей в освоении навыков дома. Также стоит отметить, что ребята с особым волнением отнеслись к написанию заявления заведующему с просьбой разрешить участвовать в программе: чувствовали себя главными в этот момент и выражали собственное мнение, хотя и боялись сказать что-то неправильно. На данном этапе дети демонстрировали повышенный интерес к участию в программе, что проявлялось во внимательном отношении к словам специалистов, расспросах детей о том, когда они начнут «играть».

Перед выбором первого навыка для освоения с детьми была проведена установочная беседа, в ходе которой они получили бланки с разноцветными картинками и описанием 5 общих навыков для освоения всей группой. Красочные бланки помогли удержать интерес, несмотря на сложные для понимания вопросы и трудности в коммуникации детей. Ответы были получены и зафиксированы в протоколе. В ходе обсуждений ребята пришли к единому мнению и выбрали общий навык «Мы умеем держать себя в руках». Расшифровка навыка звучала так: «Мы умеем успокаиваться и сосредотачиваться на школьной работе». Мы считаем, что выбор данного навыка был неслучайным. Детям важно быть успешными в школьной жизни, так как пока для них это прямая связь с понятием «Я — хороший».

После сделанного выбора дети при поддержке педагогов приступили к освоению выбранного навыка. Опорами на данном этапе для детей стали: плакат существа-помощника, которым стал «Кот-йог», и жест «йога», с помощью которого дети напоминали друг другу об осваиваемом навыке.

Для создания поддерживающей среды педагоги предложили детям делиться своими успехами и за каждый успех класть макароны в банку. Этот достаточно необычный метод, с которым нас познакомил Бен Фурман. Метод позволил замотивировать детей на достижение успеха, и уже на следующих занятиях дети спешили рассказать о своих достижениях, хвалили друг друга и поддерживали, смущались и гордились собой, когда их хвалили другие ребята. Педагоги отмечали позитивную коммуникацию среди детей, их доброе отношение друг к другу.

По итогам работы над освоением общего навыка практически все ребята оценили себя на «отлично» в выбранном навыке.

Для поддержания мотивации детей к участию в программе для ребят был организован небольшой праздник, где дети продемонстрировали перед специалистами и друг другом свои успехи, рассказали о том, что им помогало в освоении навыка. В качестве праздника дети выбрали дискотеку, на которой каждый смог побыть в роли диджея.

После освоения общего навыка дети приступили к работе над освоением индивидуального навыка. Детям было предложено рассмотреть 10 иллюстрированных индивидуальных навыков. Совместно с педагогом-психологом они обсудили значение каждого навыка. Далее каждый ребенок оценил себя в части владения индивидуальными навыками и самостоятельно выбрал тот индивидуальный навык, которому необходимо было обучиться. Важно было обозначить, что теперь дети будут осваивать свой самостоятельно выбранный навык, но с поддержкой педагогов, близких и ребят группы. Так как ребята посещают центр 2 раза в неделю, для повышения эффективности работы по освоению навыка с родителями (законными представителями) была проведена беседа о том, кто из детей какой навык выбрал, какую поддержку дети ждут от своих близких. Так, например, девочка, выбравшая навык «Я умею принимать проигрыш в игре», говорила о том, что дома играет в основном с папой и всегда выигрывает. Услышав, что дочь выбрала такой навык, отец девочки начал учиться проигрывать вместе с ней.

Приводя детей на занятия, родители (законные представители) с интересом делились друг с другом, рассказывали педагогу-психологу о том, что получается, а что еще нет. Когда дети приходили на занятия, специалисты обязательно отводили время для того, чтобы каждый ребенок имел возможность не только рассказать о своих успехах, но и похвалить, поддержать других.

Стоит отметить, что, осваивая общий и индивидуальные навыки, каждый ребенок имел возможность «проиграть» свой навык в психологически безопасной и поддерживающей среде, что давало детям уверенность в своих силах, надежду на то, что все получится, и уже в дальнейшем использовать имеющийся положительный опыт в других подобных ситуациях без тревог и волнения. Также достижению положительных результатов способствовала грамотно организованная работа с родителями (законными представителями) и, конечно, их заинтересованность в программе.

После освоения общего и индивидуальных навыков ребята с удовольствием составили заявление заведующему с просьбой о вручении им награды программы «Умелый класс», которую детям торжественно вручили на празднике, посвященном достижениям детей в освоении навыков.

Результаты итоговой диагностики показали, что по окончании работы по программе у детей произошли следующие изменения: изменился социометрический статус — «игнорируемые» дети и ребенок-«изгой» были приняты группой. Дети стали более дружелюбными, самокритичными, научились объективно оценивать себя и других. Снизился уровень тревожности у детей, которые ранее показали высокий балл по данному показателю. Ребята с импульсивным поведением стали лучше удерживать внимание. Девочка, у которой были выявлены поведенческие проблемы в виде конфликтности, неумения ладить со сверстниками, в итоговой диагностике продемонстрировала снижение уровня агрессивности. Данные итоговой диагностики подтверждаются и наблюдениями специалистов: «ребята стали более сдержанными, научились поддерживать друг друга, если что-то не получается, стали более внимательными к указаниям взрослого, стали чаще обращаться за помощью к педагогу и другим детям группы».

Успешной реализации программы способствовала работа педагога-психолога с родителями (законными представителями) детей. В октябре 2020 года состоялось родительское собрание, на котором родители (законные представители) имели возможность познакомиться с программой «Умелый класс» и экспериментально-исследовательскими мероприятиями МГППУ по ее адаптации [4; 6]. Уже на первой встрече педагогу-психологу удалось установить доброжелательные и доверительные отношения между участниками собрания, заинтересовать родителей (законных представителей) в участии детей в программе, обозначить важность поддержки ребенка в семье при работе над освоением навыка. Первое знакомство с программой «Умелый класс» получило у родителей (законных представителей) позитивный отклик: «Мы за инновации!», «Главное, что это будет интересно детям!». Все родители (законные представители) выразили готовность помогать педагогам в организации праздничных мероприятий. Но, несмотря на заинтересованность родителей (законных представителей) и их готовность помогать специалистам в реализации мероприятий программы, все родители (законные представители) отказались от ведения дневников наблюдений.

В дальнейшем работа с родителями (законными представителями) была организована следующим образом: ежемесячно специалисты проводили родительские встречи, благодаря которым удавалось находиться с родителями (законными представителями) в непрерывном контакте, получать обратную связь о работе, проводимой над навыками дома, отмечать даже небольшие успехи каждого ребенка, отвечать на интересующие родителей вопросы. Стоит отметить, что создать в максимально короткие сроки безопасную и доверительную обстановку, в которой родители (законные представители) имели возможность проговорить свои потребности, чувства, страхи во взаимоотношениях с детьми, помогло применение специалистом технологии круга сообщества.

В ходе организованной работы с родителями (законными представителями) были достигнуты следующие результаты:

·             снижение уровня общей и родительской тревожности;

·             повышение уровня эмоционального благополучия;

·             осознание родителями (законными представителями) важности в период подготовки к школе не только познавательного развития, но и развития коммуникативных и социально-эмоциональных навыков у ребенка, сохранения его психологического здоровья.

Особо стоит отметить непростую, но важную часть работы педагога-психолога в процессе апробации: после обучения программе «Умелый класс» [4] и изучения материалов для работы необходимо в короткие сроки познакомить педагогов, организующих сопровождение детей в центре, с программой, обсудить план мероприятий, содержание дальнейшей работы.

Уже на этапе входной диагностики и знакомства детей с программой специалисты активно включились и достаточно легко овладели терминологией «Умелого класса», заинтересовались процессом. При освоении индивидуального навыка педагоги оказывали детям помощь в обозначении чувств, эмоций; подбадривали детей, когда они хвалили друг друга.

В ходе работы с детьми, не посещающими дошкольные организации, одной из важных задач была профилактика эмоционального неблагополучия будущих первоклассников. В процессе апробации программы «Умелый класс» детям удалось, осваивая выбранные навыки, развить такие качества, как взаимовыручка, эмпатия, дружелюбие, поддержка, умение хвалить и замечать успехи товарища, что, на наш взгляд, является показателем эффективности программы.

Литература

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования. М.: Дрофа, 2018. 105 с.
  2. Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2020. 295 с.
  3. Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.: Р. Валент, 2009. 240 с.
  4. Российско-финская экспериментально-исследовательская программа «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» [Электронный ресурс] // Московский государственный психолого-педагогический университет. URL: https://mgppu.ru/document/download/12047 (дата обращения: 09.11.2021).
  5. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 228 с.
  6. Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407

Информация об авторах

Барабанова Вероника Владимировна, педагог-психолог, филиал № 4, Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ГОБУ НОЦППМСП), Окуловка, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3340-6886, e-mail: barabanova1712@gmail.com

Шурыкина Светлана Александровна, заведующий отделом комплексного обследования и методического сопровождения, государственное областное бюджетное учреждение "Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", Великий Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9106-4920, e-mail: swp070683@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 226
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0