Об актуальности развития трансдисциплинарной модели организации работы специалистов службы ранней помощи

37

Аннотация

Командный подход является одним из приоритетных в современной социальной практике, что требует от специалистов не только профессиональных, но и командных компетенций, а также понимания специфики разных подходов к организации командной работы. Для российской социальной практики важно понимание сущностной специфики различных моделей командной работы, их правильного терминологического определения и практического применения. На основе анализа отечественных и зарубежных источников в статье рассмотрены основные модели организации командной работы специалистов в области ранней помощи: мультидисциплинарной, междисциплинарной, трансдисциплинарной; выделены их сущностные характеристики, сильные и слабые стороны. Так, в существующих условиях наиболее распространенной является междисциплинарная модель. В статье же акцент сделан на анализе динамики развития, особенностях и преимуществах трансдисциплинарной модели командной работы в сфере ранней помощи как наиболее перспективной и эффективной при работе с семьей. При рассмотрении опыта организации Службы ранней помощи в Пермском крае представлена существующая модель командной работы специалистов, обозначена необходимость, проблемы и перспективы внедрения трансдисциплинарной модели.

Общая информация

Ключевые слова: ранняя помощь , ранняя помощь детям и семьям, ранняя помощь ребенку, междисциплинарная модель, мультидисциплинарный подход

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180404

Благодарности. Авторы благодарят за помощь при подготовке и написании статьи директора Центра комплексной реабилитации инвалидов, доктора медицинских наук, профессора В.А. Брон-никова.

Получена: 10.08.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Григорьева М.И., Серебрякова В.Ю. Об актуальности развития трансдисциплинарной модели организации работы специалистов службы ранней помощи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 45–51. DOI: 10.17759/bppe.2021180404

Полный текст

Актуальность

На сегодняшний день в Российской Федерации активно развивается система ранней помощи. В регионах России создаются службы ранней помощи, формируется уникальный опыт их организации. Большой интерес представляет опыт Пермского края, который в 2017–2018 гг. был определен в качестве пилотного региона по отработке единых подходов к развитию ранней помощи [7]. В рамках становления и развития системы ранней помощи значимым аспектом является организация работы специалистов службы, а также уточнение специфики их деятельности. В Пермском крае в рамках проведения Пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в 2017–2018 гг. в условиях работы служб ранней помощи на базе учреждений социального обслуживания сложилась определенная модель работы специалистов. На сегодняшний день специалисты службы ранней помощи реализуют междисциплинарную модель организации командной работы. Актуальным в рамках развития краевой модели ранней помощи является внедрение трансдисциплинарного подхода в командную работу специалистов службы в целях повышения эффективности и качества работы с семьями.

Обсуждение

В современных условиях реализация услуг ранней помощи основана на принципе командной работы специалистов разного профиля. В теории данные подходы описываются как мультидисциплинарная, междисциплинарная и трансдисциплинарная командная работа [5]. Все три модели являются эволюционным продолжением друг друга, характер и качество взаимодействия специалистов в каждой модели разное, они отражают динамику развития служб ранней помощи в мире и в России.

Мультидисциплинарная модель отличается отсутствием пересечения профессиональных границ специалистов, работающих в команде. Действия специалистов изолированы и не скоординированы друг с другом.

Мультидисциплинарный подход включает индивидуальную оценку, планирование и предоставление услуг ранней помощи, причем результат не обязательно является в данном случае командным. Относительно низкий уровень взаимодействия между членами команды часто приводит к тому, что работу с семьей и с ребенком осуществляют разные специалисты, которые предоставляют им одну и ту же информацию или выполняют одни и те ж действия [7]. Зарубежная модель организации служб раннего вмешательства допускает это, как правило, в пространстве микросоциума у семьи, имеющей ребенка, нуждающегося в услугах раннего вмешательства, имеется достаточно большое количество организаций и социальных служб, выполняющих разные или одинаковые функции, мультидисциплинарность предполагает возможность выбора семьей служб и организаций. Планирование и предоставление услуг в данном случае не основывается на всесторонней и целостной оценке возможностей и потребностей ребенка и семьи, поэтому единый комплексный план работы с семьей невозможен.

Междисциплинарная модель характеризуется большей степенью координации работы специалистов друг с другом, интеграции их работы. Специалисты активно перенимают знания и опыт при взаимодействии друг с другом. В отличие от мультидисциплинарной модели данный подход предполагает, что специалисты служб ранней помощи сотрудничают в процессе проведения оценки ребенка и семьи, а также при планировании программы помощи семье. В то время как каждый специалист может оказывать услуги самостоятельно, результаты оценки в процессе планирования и результаты работы специалистов с семьей обсуждаются. Достоинством подхода являются коммуникативные процессы между специалистами. Однако недостаток данного подхода в том, что они добровольны и не регламентированы.

Несмотря на наличие слабых сторон, обе модели предполагают, что все специалисты, включенные в работу с конкретной семьей, взаимодействуют с ней в процессе оказания услуг ранней помощи.

Трансдисциплинарная модель является наиболее новым и перспективным направлением в работе с семьей. В данном случае помимо реализации функций в рамках своего профиля специалисты активно взаимодействуют друг с другом, транслируют друг другу собственный опыт работы, а также разбираются в особенностях развития детей раннего возраста в целом, независимо от имеющегося профиля их деятельности [5].

Трансдисциплинарный подход в ранней помощи обеспечивает высочайший уровень сотрудничества между специалистами. С одной стороны, трансдисциплинарная модель в ранней помощи предполагает, что члены междисциплинарной команды специалистов взаимодействуют в процессе оценки семьи и ребенка, а также при планировании процесса работы с семьей, при этом на заседаниях команды происходит частое обсуждение результатов диагностики и распределение функций специалистов в зависимости от их специализации, профессионального опыта.

Для успешной реализации трансдисциплинарной модели необходимо соблюдение следующих условий:

·             наличие общих для всех членов команды специалистов целей;

·             четкое распределение профессиональных и коммуникативных ролей членов команды, что важно, в том числе, и для минимизации конфликтов;

·             эффективная коммуникация специалистов, семьи и микросоциального окружения семьи;

·             институциональная поддержка трансдисциплинарных команд в системе ранней помощи, организация процесса подготовки трансдисциплинарных специалистов.

Робин Мак-Уильям, директор Центра исследований проблем ребенка и семьи Института детства Сискин (Чаттануга, штат Теннеси, США), автор модели, которая стала основой множества действующих программ ранней помощи в США, считает, что в рамках трансдисциплинарной модели должно быть организовано предоставление услуг одним ответственным специалистом, который строит план работы, ориентируясь на функциональные потребности семьи. При этом ответственный специалист активно взаимодействует с командой специалистов разного профиля, которые при наличии потребности могут участвовать в совместных визитах в семьи. Ответственным специалистом может быть как специалист широкого профиля в области детского развития, так и узкий специалист (логопед, эрготерапевт, психолог, специалист по адаптивной физической культуре и т. д.) [1; 3].

Трансдисциплинарная модель обладает рядом преимуществ:

·             семья освобождается от необходимости взаимодействия с большим количеством специалистов и получает возможность взаимодействовать с одним, универсальным, с кем выстраиваются доверительные отношения, кто оказывает качественную и индивидуальную помощь со своей стороны;

·             процесс оказания услуг становится менее затратным;

·             возможно увеличение охвата детей целевой группы, так как в данном случае происходит замещение нескольких специалистов одним универсальным;

·             из-за ориентированности на потребности конкретной семьи услуги оказываются более эффективно и качественно, в целом [1].

Общим свойством всех трех моделей является одно — необходимость взаимодействия специалистов друг с другом.

Таким образом, специфика технологии ранней помощи предусматривает новый подход к работе специалиста в данной сфере. Следуя указанным моделям, специалист, так или иначе, является частью команды и, в большей или меньшей степени, координирует и организует свою работу с другими ее членами. Также в рамках каждой модели определяется роль специалиста, качество его взаимодействия с семьей.

А.В. Шошмин и В.В. Лорер отмечают, что современный подход в ранней помощи предполагает переход к трансдисциплинарной модели, при которой помощь семье осуществляется одним специалистом в форме домашних визитов. Междисциплинарная команда специалистов играет активную роль на этапе проведения оценки и разработки индивидуальной программы ранней помощи. Специалисты, каждый в своей профессиональной области, оказывают консультативную помощь семье на этапе реализации индивидуальной программы. Такая модель позволяет наилучшим образом помочь родителям или другим ухаживающим за ребенком взрослым повысить свою компетентность и уверенность в себе [4].

В условиях зарубежной практики основной формой работы специалистов службы является предоставление услуг ранней помощи в форме домашнего визитирования в естественных жизненных условиях семьи. В России данная практика только начинает развиваться, поэтому потребность в трансдисциплинарных специалистах, оказывающих услуги ранней помощи в домашних условиях, будет увеличиваться. Возможность внедрения трансдисциплинарной модели в системе ранней помощи рассматривается в перспективе и в Пермском крае, тогда как в настоящее время в регионе реализуется традиционная модель: команда специалистов состоит из психолога, дефектолога (специального педагога), логопеда (специалиста по коммуникациям), инструктора по адаптивной физкультуре. В качестве дополнительных специалистов в команду могут быть привлечены педиатр, сурдопедагог, тифлопедагог.

Работа специалистов службы ранней помощи строится в рамках междисциплинарной модели организации командной работы специалистов. Так, при разработке индивидуальной программы ранней помощи специалисты описывают свою часть индивидуальной работы, согласуют планы развития ребенка с другими специалистами, ориентируясь на их профессиональные знания и опыт. При необходимости специалисты могут организовывать совместную работу в форме семинаров, мастер-классов, тренингов и лекций. Среди всех специалистов индивидуально подобранной команды выделяется ведущий специалист, который создает общий план оказания услуг, контролирует процесс включения ребенка и его семьи в мероприятия службы ранней помощи. Специалисты оказывают услуги в стенах службы, но при работе с семьей стараются создавать максимально естественную среду для ребенка и его семьи [4].

Стоит отметить, что, несмотря на то, что в Пермском крае в рамках сложившейся модели организации работы специалистов присутствуют элементы трансдисциплинарной модели, ее внедрение в практическую деятельность затруднительно, так как специалист, работающий в сфере ранней помощи, должен быть компетентен абсолютно во всех областях развития. В настоящее время в Пермском крае специалисты, работающие в службах ранней помощи, имеют базовую подготовку в основной отрасли профессиональной деятельности (образование, здравоохранение, социальное обслуживание), а также осваивают дополнительные курсы переподготовки или повышения квалификации в сфере ранней помощи, которые дают общее представление о технологии ранней помощи, но не позволяют специалисту выйти за пределы своего профиля профессиональной деятельности, быть специалистом в иной области оказывается затруднительно.

Более комплексное и разнонаправленное обучение специалистов требует больших финансовых затрат, что является невозможным в условиях работы службы ранней помощи на базе государственных бюджетных учреждений. Данный подход может быть применим в условиях некоммерческого сектора. Примером этого является программа «Уверенное начало» (г. Москва), которая существует при поддержке некоммерческих организаций. В рамках данной программы услуги семьям оказывают трансдисциплинарные специалисты в формате домашнего визитирования. Консультанты службы имеют переподготовку или повышение квалификации по нескольким направлениям деятельности [2].

Выводы

Таким образом, на сегодняшний день остается открытым вопрос применения трансдисциплинарной модели при оказании услуг ранней помощи в российской практике, в особенности при развитии государственной системы ранней помощи, что является актуальным для системы служб Пермского края.

В рамках внедрения трансдисциплинарной модели в деятельность служб ранней помощи существует потребность в развитии новой межотраслевой специальности в сфере ранней помощи, которая будет составлять основу для подготовки трансдисциплинарных специалистов. Предполагается, что развитие трансдисциплинарной модели командной работы специалистов позволит реализовывать услуги ранней помощи в форме домашнего визитирования на базе государственных учреждений в условиях перераспределения ресурсов.

Между тем, существуют барьеры, препятствующие внедрению трансдисциплинарной модели в рамках формирования государственной системы ранней помощи. В России все основные сферы деятельности строго разделены по отраслям. Действующая правовая система поддерживает порядок деления на отрасли и обеспечивает регулирование возникающих при этом общественных отношений в рамках определенной деятельности. Соответственно, специалисты имеют базовое образование по основным отраслевым специальностям и могут работать только в организациях и учреждениях, относящихся к их сфере деятельности.

Отсутствие правовых и экономических основ ранней помощи в России (отсутствие федерального и регионального законодательства в сфере ранней помощи, профессионального стандарта специалиста по ранней помощи, единого стандарта услуг ранней помощи) также препятствует дальнейшему развитию государственной системы ранней помощи в целом и внедрению трансдисциплинарной модели в деятельность служб.

Литература

  1. Благотворительная программа «Уверенное начало» [Электронный ресурс] // Уверенное начало. URL: http://confidentstart.ru/ (дата обращения: 10.08.2021).
  2. Бронников В.А., Григорьева М.И., Морозова А.С. Модель ранней помощи в Пермском крае: опыт и перспективы развития // Физическая и реабилитационная медицина. 2019. Том 1. № 1. С. 23–32. doi:10.26211/2658-4522-2019-1-1-23-32
  3. Грозная Н.С. Ранняя помощь за рубежом. От теории к практике [Электронный ресурс] // Синдром Дауна. XXI век. 2014. № 1 (12). URL: https://downsideup.org/ ru/catalog/article/rannyaya-pomoshch-za-rubezhom-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 10.08.2021).
  4. Лорер В.В., Шошмин А.В. Базовые наборы МКФ в ранней помощи // Реабилитация ─ XXI век: традиции и инновации: Сборник статей материалов II Национального конгресса с международным участием / Гл. ред. Г.Н. Пономаренко. 2018. С. 182–186.
  5. Межведомственная модель оказания услуг ранней помощи в системе комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов Пермского края: Методическое пособие / Под ред. В.А. Бронникова. Пермь: КГАУ «ЦКРИ», 2018. 132 с.
  6. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. М.: Карапуз, 2011. 96 с.
  7. Early Intervention Therapy Program Guidelines [Электронный ресурс]. January 2009 // Ministry of Children and Family Development. URL: https://www2.gov.bc.ca/assets/gov/health/managing-your-health/early-childhood-health/ei_therapy_guidelines.pdf (дата обращения: 10.08.2021).

Информация об авторах

Григорьева Милана Игоревна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы и конфликтологии, ФГАОУ ВО, начальник краевого ресурсно-методического центра ГБУ ПК, Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5717-4667, e-mail: milanagrekhova@list.ru

Серебрякова Валерия Юрьевна, аналитик, Центр комплексной реабилитации инвалидов (ГБУ ПК ЦКРИ), аспирант, кафедра социологии, философско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ФГБОУ ВО ПГНИУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9994-3206, e-mail: sere.lerusa@yandex.ru