Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи: DIRFloortime и ESDM. Часть 1. Модель DIRFloortime

163

Аннотация

Актуальность и цель. Коррекционная помощь, оказываемая ребенку с расстройствами аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте, дает более эффективные результаты, чем позднейшие вмешательства. Описание эмпирически доказанных алгоритмов моделей ранней помощи DIRFloortime и ESDM (Денверская модель раннего вмешательства) позволяет оценить степень соответствия представленной в коррекционном пространстве практической модели ранней помощи своему эмпирически доказанному образцу. Проведен анализ современных исследований, эмпирически доказывающих эффективность использования модели DIRFloortime.

Методы и методики. В работе использованы 12 англоязычных и 1 статья на русском языке, посвященные изучению эффективности модели DIRFloortime и отображающие преимущественно результаты рандомизированных и контролируемых исследований или посвященные их обзору. Анализ проводился с привлечением электронных ресурсов: eLIBRARY.RU, КиберЛенинка, PubMed, ReseachGate и других.

Результаты. Результаты анализа приведенных исследований свидетельствуют о большей эффективности вариантов подхода DIR в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, по сравнению со стандартными доступными вариантами помощи по таким параметрам как: уменьшение основных симптомов аутизма, улучшение способности вовлекаться и поддерживать взаимный эмоциональный контакт, улучшение совместного и разделенного внимания, улучшение речи, улучшение детско-родительских взаимоотношений, а также уменьшение симптомов депрессии у родителей.

Выводы. Описаны основные доказанные алгоритмы применения модели DIR, которые включают: возраст начала помощи от 24-х до 59-ти месяцев; составление индивидуального плана помощи; регулярное обучение родителей; самостоятельное взаимодействие родителей с детьми около 2—3-х часов в день; междисциплинарность и командность работы специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: DIRFloortime, расстройства аутистического спектра, ранняя помощь , доказательный подход, обучение родителей, вмешательство, эффективность вмешательства, интенсивность

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210403

Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ ФГБНУ«Институт коррекционной педагогики» № 073-00063-23-01.

Получена: 30.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Романовский Н.В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи: DIRFloortime и ESDM. Часть 1. Модель DIRFloortime // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 4. С. 26–33. DOI: 10.17759/autdd.2023210403

Подкаст

Полный текст

Введение 

Если рассматривать раннюю помощь детям с нарушениями в развитии как вариант психологических и социальных практик, то важным требованием к ней будет наличие эмпирических свидетельств ее эффективности, полученных в научных исследованиях и представленных профессиональному сообществу путем научных публикаций [3].

Подобные исследования имеют высокую практическую ценность, потому что позволяют оценить конкретный алгоритм применения практики и ее эффект. Сама возможность такой оценки позволяет всем заинтересованным лицам сделать вывод о соответствии той или иной практически представленной модели ранней помощи своему эмпирически проверенному первоисточнику, что может служить основанием для принятия решения о включении ее в реабилитационные мероприятия.

Наличие же несоответствий между практически представленной моделью и ее первоисточником может стать основанием для более пристальной ее оценки и принятия решения о поисках других доступных вариантов помощи.

В статье представлен анализ современных исследований, эмпирически доказывающих эффективность использования модели DIRFloortime.

DIR — научно обоснованный терапевтический подход, цель которого — диагностика и создание программы помощи, основанной на взаимоотношениях, учитывающих уровень развития каждого ребенка, особенности его восприятия, моторного развития, эмоциональной сферы и когнитивных функций. Floortime — главная методика реализации программы, «целевая игра», а также философия подхода. Подход DIRFloortime относят к так называемым  социально-прагматическим  подходам, направленным, в том числе на обучение родителей [7; 8; 13; 15]. В подходе DIR основная цель вмешательства — построение основ для здорового развития ребенка с последовательным прохождением всех необходимых этапов. Аббревиатура DIR обозначает три ключевых понятия — развитие, индивидуальные различия и отношения (Developmental, Individual  differences,  Relationship).  Развивающая (D) суть концепции выражается в том, что подход поддерживает развитие социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей. При этом приоритетное значение для развития ребенка имеют функциональные социально-эмоциональные способности, описанные основателем данного подхода С. Гринспеном в виде иерархически организованных навыков, которые называются ступенями функционального социально-эмоционального развития [4; 5]. Всего автором выделено около 12 ступеней, но первые 6 из них являются базовыми и при условии здорового развития достигаются ребенком к 5 годам жизни. К ним относятся: 1. Саморегуляция, внимание и интерес к миру, 2. Контакт, общение, привязанность, 3. Инициатива и двусторонняя коммуникация, 4. Решение социальных задач и формирование самосознания, 5. Формирование символов, использование слов и понятий, 6. Эмоциональное мышление, логика и чувство реальности. Большое значение придается индивидуальным различиям (I), под ними понимаются такие факторы, влияющие на развитие ребенка, как способность и скорость переработки информации, способность к саморегуляции, учет сенсорных и моторных особенностей ребенка (сенсомоторный профиль), а также особенности семьи и взаимоотношений в ней. В подходе DIRFloortime широко интегрированы представления эрготерапевта Дж. Айрис и ее теория сенсорной интеграции [1].

Развивающее действие подхода DIRFloortime опирается в своей базе на отношения (R) и использует эмоционально-заряженные отношения как двигатель развития. Концепция DIR основана на теории привязанности Дж. Боулби, согласно которой привязанность — это тесная эмоциональная связь между ребенком и родителем, необходимая для здорового психического развития [2]. Помимо непосредственных отношений привязанности в процессе подобных эмоционально-насыщенных отношений в подходе DIRFloortime происходит развитие базовых ступеней социально-эмоционального развития. С точки зрения этого подхода, помочь ребенку преодолевать имеющиеся трудности в развитии возможно через эмоциональные отношения с ним, приняв в качестве отправной точки текущий уровень его развития, учитывая его индивидуальные особенности, побуждая его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Модель DIRFloortime позиционируется как эффективная модель ранней помощи.

Материалы и методы

В связи с изложенными обстоятельствами я поставил задачу провести оценку научно-практической обоснованности модели ранней помощи DIRFloortime. В качестве методов исследования был использован теоретический анализ современных исследований оценки эффективности модели DIRFloortime, представленный в научных публикациях.

В обзоре использовались исследования, проведенные в рамках так называемого «золотого стандарта» — рандомизированные контролируемые исследования; однако в представленном аналитическом обзоре я использовал и данные других исследований

  • с высокой практической значимостью, а также систематические обзоры исследований.

Анализ проводился с использованием следующих электронных ресурсов: eLIBRARY.RU, КиберЛенинка, PubMed, ReseachGate. Помимо этого, использованы доступные в России печатные издания, посвященные подходу DIR [4; 5; 7].

Результаты исследования

Создатель  подхода  DIRFloortime  психиатр С. Гринспен провел серьезное исследование эффективности подхода DIRFloortime, но поскольку его дизайн соответствовал скорее психиатрическому исследованию, в нем отсутствовала контрольная группа, и по этой причине результаты данного исследования не могут быть в полной мере рассмотрены сквозь призму доказательного подхода к оценке его эффективности. Приведу здесь краткое описание исследований с наиболее строгим научным дизайном в хронологическом порядке.

В 2007 г. вышла статья R. Solomon et al. [18], описывающая пилотное исследование программы обучения родителей на дому в рамках концепции DIR под названием PLAY Project. В исследовании приняли участие 68 детей. Их родителей обучали взаимодействию и игре со своими детьми и поощряли самостоятельно играть и общаться с детьми около 15-ти часов в неделю в течение 8-12-ти месяцев. Диагностическая оценка проводилась с использованием шкалы FEAS и видеозаписью, с последующей оценкой данных группой экспертов слепым методом. Статистическая оценка различий баллов выявила значимые различия между замерами, 45,5% детей из выборки достигли значительного прогресса в социально-эмоциональном развитии [18].

В 2011 г. были опубликованы результаты рандомизированного исследования Pajareya (Таиланд) [17]. Исследование имело схожий с работой R. Solomon дизайн; в нем также использовались данные контрольной группы. Экспериментальная группа детей с РАС, помимо стандартной программы помощи, получала еще в среднем 15 часов в неделю взаимодействия на основе подхода DIRFloortime, в котором участвовали сами родители. Исследование показало значимые улучшения в контрольной группе по шкале FEAS, улучшение показателей эмоционального развития у детей, по данным опросника функционально-эмоционального развития FEQ, уменьшения проявлений симптомов аутизма, по данным рейтинговой шкалы аутизма CARS [17].

В 2012 г. вышла вторая статья Pajareya [16], описывающая годичное исследование влияния обучения родителей взаимодействию с детьми c РАС в рамках подхода DIRFloortime. В исследовании приняли участие 34 ребенка с РАС в возрасте от 2-х до 6-ти лет. С родителями данных детей проводили индивидуальные обучающие тренинги, лекции и групповые встречи, направленные на обучение взаимодействию в рамках техник DIRFloortime. Родители детей самостоятельно играли со своими детьми по 14 часов в неделю согласно принципам DIRFloortime; помимо данной программы дети получали и другие варианты помощи. Результаты показали, что у 47% детей улучшились функционально-эмоциональные способности в 1,5 раза, по шкале FEAS отмечался значимый прогресс, а также отмечено значимое уменьшение симптомов аутизма по шкале CARS [16]. Слабой стороной дизайна данного исследования является отсутствие контрольной выборки.

В 2014 г. вышла статья Solomon R. et al., посвященная оценке проекта домашнего консультирования

«Игра и язык для детей с аутизмом» (PLAY project). В исследовании приняли участие 128 детей с аутизмом или первазивным расстройством развития (критерии диагностики по DSM-IV) возраста от 32-х до 71-го месяца, которые были разделены с помощью процедуры рандомизации на экспериментальную и контрольную группы. Все 128 детей получали стандартную государственную программу помощи, но родители детей экспериментальной группы также получали в течение года ежемесячные консультации специалистов проекта PLAY, направленные на улучшение взаимодействия родителей и детей согласно принципам DIRFloortime [19].

Для обучения родителей техникам и приемам игровой поддержки ребенка консультанты проекта PLAY играли с детьми в присутствии родителей по 15—30 мин. Также родители отправляли консультантам 10-минутное видео своего взаимодействия с ребенком. Консультант анализировал видео и давал родителям рекомендации по улучшению взаимодействия. Семьям рекомендовалось вовлекать своего ребенка в 15—20-минутные игровые сеансы в течение всего дня общей продолжительностью около 2-х часов в день.

Оценка производилась до и после вмешательства, рассматривались такие параметры как изменения во взаимодействии родителей и детей, уровень развития речи и общего развития ребенка, выраженность проявлений симптомов аутизма. Кроме того, оценивался уровень родительского стресса, наличие симптомов депрессии и качество работы консультантов.

Результаты исследования показали значимые улучшения в экспериментальной группе по следующим показателям: родители стали более чутко реагировать на сигналы детей, научились подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка; в рамках оценки с помощью ADOS у детей экспериментальной группы наблюдалось уменьшение проявлений симптомов аутизма более чем в два раза. Уровень стресса родителей остался прежним, а симптомы депрессии уменьшились [17].

В работе Liao et al. [14] описывается пилотное исследование программы домашнего визитирования, основанной на подходе DIRFloortime. В исследовании приняли участие 11 детей с РАС в возрасте от 45-ти до 69-ти месяцев и их матери. В течение 10-ти недель на дому оказывалась помощь эрготерапевтом, который занимался обучением матерей индивидуально по 2 часа один раз в 2 недели, а также разъяснением им основных принципов подхода DIR. В рамках исследования матери должны были поддерживать игровое взаимодействие со своими детьми по 10 часов в неделю, кроме того, все участвовавшие в эксперименте дети посещали стандартные программы помощи (ходили в детский сад, занимались с логопедом и эрготерапевтом). Было установлено, что у детей произошли значительные положительные изменения в средних баллах по эмоциональному функционированию (шкала FEAS), общению и повседневным житейским навыкам (шкала VABS). Матери детей с РАС заметили позитивные изменения во взаимоотношениях со своими детьми, у них уменьшился показатель индекса родительского стресса [14].

В исследовании Casenhiser et al. [11] проводилось сравнение двух видов помощи — традиционной по месту жительства и помощи на основе подхода DIRFloortime, программа помощи MEHRIT. Данное исследование рандомизированное и контролируемое, в нем приняли участие 51 ребенок в возрасте от 2-х лет до 4-х лет 11-ти месяцев, распределенные случайным образом в две группы: группу целевой помощи по программе MEHRIT (25 детей) и в контрольную группу (26 детей). Дети контрольной группы получали в среднем около 3,4 часов различной помощи в неделю, дети экспериментальной группы получали еженедельно около 2-х часов индивидуальных занятий в рамках программы MEHRIT, также родителей детей обучали навыкам развивающего взаимодействия со своими детьми. Семьям экспериментальной группы предписывалось общаться со своими детьми около 3-х часов в день. Кроме того, родители из экспериментальной группы сообщили, что в процессе лечения некоторые дети получали еженедельные индивидуальные занятия (20—30 минут) в течение 3-х месяцев [11].

У всех детей, принявших участие в исследовании при помощи таких инструментов диагностики как ADOS и родительское интервью ADI, было диагностировано расстройство аутистического спектра, при этом их медицинский диагноз соответствовал первазивному расстройству развития. Кроме того, контрольная и экспериментальная выборки не имели существенных различий по языковой шкале, когнитивной шкале Бейли или шкале интеллекта Векслера для дошкольников.

Для каждого ребенка команда специалистов, включающая логопеда, эрготерапевта и клинического социального работника, составляла план терапии.

Диагностика, которая была проведена в начале и в конце исследования, включала видеозапись 25-ти минут игры родителя со своим ребенком. Диагностическая игровая сессия состояла из 15-ти минут свободной игры, 5-ти минут игры с тактильными предметами и 5-ти минут игры с предметами для моторного развития. Видеозаписи кодировала и оценивала группа из 6-ти экспертов. Коммуникативное поведение так же кодировалось. Оценка проводилась с использованием большого набора диагностического инструментария.

Результаты по шкале mCBRS (A modified version of the Child Behavior Rating Scale (Kim and Mahoney, 2004; Mahoney and Perales, 2003)) (Модифицированная версия Шкалы оценки поведения детей (Kim and Mahoney, 2004; Mahoney и Пералес, 2003)) показали наличие значимых различий между контрольной и экспериментальной группами по показателям «вовлеченность», «инициатива и совместное внимание». Дети экспериментальной группы, которые получали помощь в рамках программы MEHRIT, существенно превзошли контрольную группу по развитию данных показателей.

Результаты оценки по языковым шкалам PSL IV или CASL не показали значимых различий в развитии языковых функций между детьми контрольной и экспериментальной группы.

Корреляционный анализ результатов выявил взаимосвязь показателей «вовлеченность», «инициатива и совместное внимание» и степень выраженности языковой задержки, что может свидетельствовать о том, что у неговорящих детей развитие таких важных качеств и способностей как инициатива и совместное внимание, способность вовлекаться в эмоциональный контакт будет способствовать прогрессу в речевом развитии. Так же была обнаружена взаимосвязь между степенью развития навыков взаимодействия родителей, на которые направлено обучение, и положительными изменениями в навыках взаимодействия детей экспериментальной группы [11].

В 2015 г. опубликована статья Casenhiser et al. [10], посвященная повторному анализу результатов исследования Casenhiser 2013 года [11], в котором был применен другой принцип анализа речевого развития, — это было возможно сделать благодаря наличию диагностических видеозаписей исследования 2013 г. Авторы обратили внимание на тот факт, что применяемые в начальном исследовании языковые тесты оценивали, прежде всего, такие формальные свойства речи как словарный запас, синтаксис, морфологию, тогда как программа MEHRIT фокусируется, прежде всего, на развитии социального взаимодействия. Авторы сконцентрировались на изучении различных речевых актов, а также на таких показателях как MLUm (средняя длина высказывания в морфемах), количество произносимых высказываний. Повторный анализ результатов показал, что дети экспериментальной группы значительно улучшили такие показатели как MLUm (средняя длина высказывания в морфемах), общее количество высказываний, длина высказываний, тип ответа, количество коммуникативных актов, количество использованных при взаимодействии слов, количество различных типов речевых функций, использованных во время взаимодействия, скорость ответа коммуникативному партнеру и случайность ответов.

Данное исследование наиболее совершенно в плане дизайна, его отличительной чертой является то, что для большинства детей экспериментальной группы именно вмешательство на основе DIR — подход MEHRIT — было основным видом помощи и показало свою высокую эффективность в сопоставлении с другими видами терапии. Данное исследование также указало на важность функциональных языковых показателей в руководстве и оценке лечения детей с аутизмом [10].

С целью оценки эффективности подхода DIRFloortime в 2020 году Boshoff K. был опубликован систематический обзор, в котором были проанализированы 9 исследований, свидетельствующих о положительном влиянии терапии DIRFloortime, проявляющемся в улучшении социально-эмоционального развития, однако при этом авторы обзора пишут о необходимости проведения дополнительных исследований с большей методической строгостью, точностью и использованием более достоверных показателей [9].

В 2023 году с такой же целью был опубликован систематический обзор Divya K.Y., в котором были проанализированы 12 исследований применения подхода DIRFloortime. Анализ данных исследований показал существенный прогресс у детей с аутизмом по таким показателям как эмоциональное функционирование, общение, повседневные жизненные навыки, улучшение взаимодействия с родителями и отсутствие побочных эффектов [12].

Исследования подхода DIRFloortime, выполненные в России

При наличии научных публикаций с упоминанием подхода DIRFloortime в России на данный момент выполнено только одно нерандомизированное контролируемое исследование [6]. Н.В. Романовский описывает формирующее исследование, проведенное на выборке из 18-ти детей (возраста от 3-х лет до 3-х лет 11-ти месяцев) с установленным диагнозом детский аутизм (F-84, по МКБ10). Данная группа детей регулярно посещала комплексные занятия на основе подхода DIRFloortime продолжительностью от 4-х часов 40 минут до 6-ти часов в неделю на базе ООО «ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ИМ. СВТ. ЛУКИ».

Все занятия проводились в присутствии и по желанию родителя с его активным участием. Важно отметить, что в тот период дети экспериментальной группы не посещали какие-либо другие занятия.

Контрольную группу составили 19 детей того же возраста с таким же диагнозом, которые не получали данный вид помощи; дети в основном занимались с дефектологом. Диагностические замеры проводились дважды с промежутком 4 месяца (май—октябрь 2021 г). Результаты показали, что у детей экспериментальной группы наблюдалась статистически значимая положительная динамика в таких сферах как коммуникация, повседневные житейские навыки, моторное развитие по шкале VABS, а также стремление к эмоциональному контакту, коммуникативная инициатива, двустороннее взаимодействие по шкале FEAS. Подобные изменения не наблюдались в контрольной группе [6].

Таким образом, подход DIRFloortime имеет достаточно солидную доказательную базу, но при этом практика его применения очень вариативна. Например, в некоторых работах подход DIR исследуется как эффективное дополнение к стандартным программам помощи детям с РАС, но есть и исследования, оценивающие эффективность подхода как основного и ведущего.

Обсуждение и заключение

Подводя итоги аналитического обзора, можно говорить о том, что модель DIRFloortime имеет хорошую доказательную базу и может считаться научно обоснованной практикой ранней помощи. В русскоязычном пространстве эффективность модели DIRFloortime исследована недостаточно, что является актуальной задачей научно-исследовательской практики в ближайшем будущем.

Для модели DIRFloortime можно выделить следующие экспериментально доказанные алгоритмы:

  1. Индивидуальные занятия по методу DIRFloortime должны проводиться не реже 2 раз в неделю.
  2. Эффективное применение модели DIRFloortime подразумевает регулярное обучение родителей взаимодействию со своими детьми в количестве от 1 часа в месяц до 2 часов в неделю, направленное на:
    • разъяснение основных принципов подхода DIR,
    • построение игрового взаимодействия с иcпользованием основных техник и стратегий DIRFloortime,
  • способы построения коммуникации и социального взаимодействия,
  • улучшение чуткости и отзывчивости родителя,
  • учет индивидуальных особенностей ребенка,
  • обучение эффективному вовлечению ребенка во взаимный эмоциональный обмен.
  1. В качестве условий, а также методов обучения специалистом родителей должны использоваться такие технологии как:
    • Игровое взаимодействие специалиста с ребенком (15—30 минут) в присутствии родителя с последующим разъяснением родителю своих действий.
    • Совместный просмотр специалиста и родителя видеозаписей игры родителя с ребенком в домашних условиях (продолжительностью около 5—10-ти минут) с обратной связью от специалиста.
    • Составление специалистом письменного индивидуального плана игры, включающего методы, приемы и конкретные действия для родителя.
  2. Самостоятельное игровое взаимодействие родителей со своими детьми около 2—3-х часов каждый день согласно принципам DIRFloortime.
  3. Наличие плана помощи ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, разработанного междисциплинарной командой, состоящей из эрготерапевта (специалиста по сенсорной интеграции) и как минимум или логопеда, или дефектолога, или психолога.
  4. Занятия должны проводиться междисциплинарной командой специалистов, состоящей из эрготерапевта и как минимум или логопеда, или дефектолога, или психолога.
  5. Регулярные (не реже чем раз в 8 недель) встречи команды специалистов с семьей для обсуждения хода терапии.
  6. Получение ребенком традиционных видов помощи не менее 1-го часа в неделю на фоне вмешательства DIRFloortime.
  7. Продолжительность вмешательства от 1-го года и более.
  8. Возраст ребенка на начало занятий DIRFloortime от 24-х до 59-ти мес.
При соблюдении всех указанных выше алгоритмов возможно ожидать следующие результаты от вмешательства на основе модели DIRFloortime:
  1. Уменьшение основных симптомов аутизма.
  2. Улучшение функциональных социально-эмоциональных способностей ребенка.
  3. Улучшение речи по таким показателям как: количество коммуникативных актов, длина высказываний, увеличение общего количества высказываний, разнообразие ответов, функциональное использование языка.
  4. Улучшение детско-родительского взаимодействия.
  5. Уменьшение симптомов депрессии у родителей детей с РАС.

Литература

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития. Москва: Теревинф, 2009. 272 с. ISBN 978-5-901599-90-7.
  2. Боулби Дж. Привязанность. Москва: Гардарики, 2003. 477 с. ISBN 5-8297-0138-3.
  3. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы // Социальные науки и детство. 2020. Т. 1. № 1. С. 8—26. DOI:10.17759/ ssc.2020010101
  4. Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. 35—41. DOI:10.17759/autdd.2017150405
  5. Гринспен С., Уидер C. На «ты» с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. Москва: Теревинф, 2013. 512 с. ISBN 978-5-4212-0153-3.
  6. Романовский Н.В. Динамика реабилитационной работы службы ранней помощи детям с расстройством аутистического спектра на основе подхода DIR/Floortime в Центре здоровья и развития им. Святителя Луки // Русский журнал детской неврологии. 2022. Т. 17. № 4. С. 33—43. DOI:10.17650/2073-8803-2022-17-4-33-43
  7. Романовский Н.В., Азирова А.А. Ребенок и семья в подходе DIR/Floortime // Психология и психотерапия семьи. 2020. № 2. С. 12—22. DOI:10.24411/2587-6783-2020-10009
  8. Binns A., Cardy J. Developmental social pragmatic interventions for preschoolers with autism spectrum disorder: A systematic review. Autism & Developmental Language Impairments, 2019, vol. 4, no. 1. 18 p. DOI:10.1177/2396941518824497
  9. Boshoff K., Bowen H., Paton H. et al. Child Development Outcomes of DIR/Floortime TM-based Programs: A Systematic Review // Canadian Journal of Occupational Therapy. 2020. Vol. 87. № 2. Pp. 153—164. DOI:10.1177/0008417419899224
  10. Casenhiser D.M., Binns A, McGill F. et al. Measuring and supporting language function for children with autism: evidence from a randomized control trial of a social-interaction-based therapy. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 45, no. 3, pp. 846—857. DOI:10.1007/s10803-014-2242-3
  11. Casenhiser D.M., Shanker S.G., Stieben J. Learning through interaction in children with autism: preliminary data from a social-communication-based intervention. Autism, 2013, vol. 17, no. 2, pp. 220—241. DOI:10.1177/1362361311422052
  12. Divya K.Y., Begum F., John S.E. et al. DIR/Floor Time in Engaging Autism: A Systematic Review // Iranian Journal of Nursing and Midwifery Research. 2023. Vol. 28. № 2. Pp. 132—138. DOI:10.4103/ijnmr.ijnmr_272_21
  13. Hess E.B. DIR®/Floortime™: Evidence based practice towards the treatment of autism and sensory processing disorder in children and adolescents. International Journal of Child Health and Human Development, 2013, vol. 6, no. 3, pp. 267— 274.
  14. Liao S.T., Hwang Y.S., Chen Y.J. et al. Home-based DIR/Floortime intervention program for preschool children with autism spectrum disorders: preliminary findings. Physical & Occupational Therapy In Pediatrics, 2014, vol. 34, no. 4, pp. 356—367. DOI:10.3109/01942638.2014.918074
  15. Mercer J. Examining DIR/Floortime as a treatment for children with autism spectrum disorders: A review of research and theory. Research on Social Work Practice, 2017, vol. 27, no. 5, pp. 625—635. DOI:10.1177/1049731515583062
  16. Pajareya K., Nopmaneejumruslers K. A one-year prospective follow-up study of a DIR/Floortime parent training intervention for pre-school children with autistic spectrum disorders. Journal of the medical association of Thailand, 2012, vol. 95, no. 9, pp. 1184—1193.
  17. Pajareya K., Nopmaneejumruslers K. A pilot randomized controlled trial of DIR/Floortime™ parent training intervention for pre-school children with autistic spectrum disorders. Autism, 2011, vol. 15, no. 5, pp. 563—577. DOI:10.1177/1362361310386502
  18. Solomon R., Necheles J., Ferch C. et al. Pilot study of a parent training program for young children with autism: the PLAY Project Home Consultation program. Autism, 2007, vol. 11, no. 3, pp. 205—224. DOI:10.1177/1362361307076842
  19. Solomon R., Van Egeren L.A., Mahoney G. et al. PLAY Project Home Consultation intervention program for young children with autism spectrum disorders: a randomized controlled trial. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 2014, vol. 35, no. 8, pp. 475—485. DOI:10.1097/DBP.0000000000000096

Информация об авторах

Романовский Николай Владиславович, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2467-9578, e-mail: romanovskij2@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 561
В прошлом месяце: 61
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 163
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3