Из опыта реализации проекта «Информационная культура в школе»

95

Аннотация

Работа направлена на изучение вопроса о необходимости введения курса «Информационная культура» в учебный план основной образовательной программы — в той ее части, которая формируется участниками образовательных отношений. Курс является результатом проекта по формированию информационной культуры школьников 5–9 классов. Реализация проекта осуществляется с 2019 года. Представлены результаты опросов учеников и их родителей. Результаты показывают, какими базовыми навыками работы с информацией, информационными процессами владели ученики 5-х и 7-х классов до реализации проекта. А также какие промежуточные результаты получены в течение прошедших трех лет. Рассматриваются организационные и технические условия, необходимые для введения данного курса. Приводятся данные, которые говорят о необходимости осуществлять деятельность, направленную на формирование информационной культуры в школе — начиная, по крайней мере, с пятого класса. Рассматриваются проблемы, возникающие на пути реализации школьного проекта по формированию информационной культуры школьника. Большое внимание уделяется технологическим факторам, способствующим процессу формирования информационной культуры. Рассматриваются терминологические особенности понятий «информационная культура», «информационная грамотность» и приводится аргументация в пользу того, что необходимо ввести курс именно «Информационная культура», а не «Информационная грамотность», «Техническая грамотность» или «Функциональная грамотность».

Общая информация

Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, навыки работы с информацией, школьники

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190105

Благодарности. Автор выражает благодарность канд. психол. наук, руководителю Академической лаборатории ООО «Сберобразование», доценту НИУ ВШЭ П.А. Сергоманову за проявленный интерес к работе, результатом которого явилась данная статья, а также за огромную помощь при редактировании работы и рекомендации по оформлению статьи.

Получена: 17.01.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Куликова Е.В. Из опыта реализации проекта «Информационная культура в школе» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 54–66. DOI: 10.17759/bppe.2022190105

Полный текст

Введение

В современном мире школам сформирован запрос общества на подготовку личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать, создавать информацию и на основе полученных знаний, умений и навыков решать жизненные проблемы.

Сегодня к выпускникам школы предъявляются новые требования — они должны уметь управлять информационными потоками, находить, использовать и распространять достоверную информацию, свободно ориентироваться в онлайн-пространстве и налаживать различного рода общение и взаимодействие, отбирать и организовывать цифровой контент, идентифицировать необходимые и качественные онлайн-материалы, разбираться в вопросах авторского права и открытости образовательных ресурсов, применять стратегии критического мышления и осмысления образовательного опыта.

В ответ на эти требования в самой школе происходят изменения, выражающиеся в следующем:

  • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
  • освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления [2].

Отдельные компоненты требуемых навыков формируются при изучении разных частей предметов информатики, обществознания, технологии, математики. Однако исследования, проводимые в этой области, показывают, что целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков работы с информацией, а тем более по формированию информационной культуры учащихся младшего и среднего школьного возраста — проводится недостаточно.

Как сформировался замысел проекта

Изначально общий замысел нашего проекта по формированию информационной культуры в нашей школе заключался в следующем:

  1. выявить уровень сформированности информационной культуры обучающихся МАОУ «Школа № 36», их родителей и определить готовность педагогов к проведению занятий по данному предмету;
  2. разработать модель формирования информационной культуры обучающихся;
  3. выявить наиболее результативные формы и методы формирования информационной культуры обучающихся, адаптировать их к нашим условиям и внедрить в учебный процесс;
  4. обобщить результаты и разработать методические рекомендации по их внедрению в широкую образовательную практику.

На сегодняшний день мы можем представить наш опыт видения ситуации по формированию информационной культуры в школе.

Для выявления уровня сформированности информационной культуры школьников мы провели тестирование учеников 5-х и 7-х классов, а также их родителей. Тестирование обучающихся 5-х классов было направлено на выявление навыков работы с информацией и включало вопросы по:

  • выделению частного и общего,
  • умению определять лишнее слово,
  • выделению ключевых слов из текста,
  • умению классифицировать информацию по определенным признакам,
  • работе с источниками информации и формированию поисковых запросов.

Всего протестировано 183 человека. По результатам теста с заданиями:

  • классифицировать информацию по указанным параметрам — справились 8% тестируемых;
  • выделить ключевые слова в тексте — смогли 23% тестируемых,
  • грамотно сформировать поисковый запрос — смогли только 10% детей.

На этой ситуации хочется остановиться чуть более подробнее. Была предложена задача найти в каталоге библиотеки книги автора В. Каверина. Большинство детей, не задумываясь, в строку поиска по автору ввели «В. Каверина», хотя перед этим проговаривалось, что у авторов есть фамилия, имя, отчество, а поиск идет по фамилии. На вопрос, почему же ты ввел именно такой параметр поиска, дети отвечали, например: «Я думал, это женщина» или просто копировали первое поле и вставляли его в строку для поиска.

После детального анализа ситуации мы пришли к выводу, что формирование такого запроса есть следствие регистрационных процедур в сети Интернет. При регистрации на любом сайте требуется придумать себе логин и пароль. В качестве логина должны быть использованы большие и маленькие буквы, точки и другие символы. Мы предполагаем, что происходит подмена понятий «фамилия» на «логин», и ситуация отражает более сильное влияние интернет-информации на формирование информационной культуры школьника, чем влияние традиционных форм представления информации (книги, журналы). Разумеется, это требует более тщательного исследования и пока не более чем гипотеза, которая будет проверяться в процессе нашей работы.


Рис. 1. Пример вопроса в рамках исследования информационной культуры в школе

52% тестируемых смогли правильно ответить на вопросы по выбору лишнего слова. Пример вопроса и ответов на вопрос приведен на рис. 1.

Еще один интересный, на наш взгляд, результат был получен при ответе на вопросы, касающиеся работы с источниками информации. Так, 89% тестируемых определяют достоверность информации в социальных сетях по количеству лайков; 90% пятиклассников среди пяти достоверных, по их мнению, источников информации, назвали следующие четыре: 1-й канал ТВ, соцсеть, где у них аккаунт, родители и Wikipedia.

При исследовании навыков безопасной работы в интернете для учеников 7-х классов был предложен общедоступный тест, разработанный в лаборатории Касперского, расположенный по адресу: https://www.kaspersky.ru/blog/cyber-savvy-quiz.

По результатам тестирования 100% детей имеют аккаунты в социальных сетях, 85% никогда не задумывались о том, какая информация о них находится в открытом доступе в социальных сетях, 73% выбирают антивирусное программное обеспечение по красивому интерфейсу и по низкой цене, а желательно — бесплатно.

Полученные данные говорят о том, что большинство обучающихся находятся на низком уровне сформированности информационной культуры; отсутствует преемственность формирования информационной культуры между начальной и основной школой, выражающаяся в недостаточно развитых навыках классификации информации, систематизации информации, выбора лишнего из указанных характеристик информации и выбора ключевых слов; программно-методичес­кое обеспечение не соответствует задачам формирования информационной культуры школьников.

В опросе родителей приняли участие 56 человек — 51 женщина и 5 мужчин. 28 чел. — в возрасте от 20 до 40 лет, по 13 чел. — от 40 до 50 лет и от 50 до 60 лет и 2 чел. — от 60 лет. Все опрошенные имеют высшее образование.

Опрос родителей проводился на методической основе исследований, представленных в работе «Цифровая грамотность для экономики будущего» [1], в которой исследуется общий уровень цифровой грамотности взрослых людей в России. Одним из признаков достаточного уровня знаний в данной работе считается умение делать выводы о каком-либо факте на основе разных источников. При измерении информационной грамотности исследовался технический аспект (навыки) тестируемых, а именно умение с легкостью находить необходимую информацию.

Тестируемым была предложена анкета, содержащая несколько вопросов, на которые они отвечали «да» или «нет». Затем результаты обобщались и выводился процент ответа на вопрос. Вопросы для родителей были те же, что и в указанной выше работе, но к каждому вопросу был добавлен столбец — «ваши дети, по вашему мнению». То есть родители отвечали на вопросы про себя и давали свое видение ситуации с их ребенком.

Интегральные количественные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1. Интегральные количественные данные
исследования информационной культуры в школе

Знания в области работы с информацией

(ответ ДА)

Взрослые, по результатам опроса НАФИ)

Родители (по результатам нашего опроса)

Дети, по мнению родителей (по результатам нашего опроса)

Обычно я делаю выводы на основе
информации из разных источников

74%

62%

15%

У меня есть несколько источников,
и я доверяю только им

14%

38%

85%

Навыки в области работы с информацией

Если меня попросят найти информацию
в интернет, я с легкостью это сделаю

80%

85%

30%

Обычно мне сложно найти информацию
в интернет

20%

15%

70%

Установки в области работы с информацией

Я регулярно задумываюсь над тем,
насколько полезна или вредна информация, которую я получаю в интернете

55%

50%

10%

Я не задумываюсь о полезности или
вреде информации, которую я получаю
в интернете

45%

50%

90%

Результаты опроса родителей показали следующую картину. Большинство наших родителей делают выводы на основе информации из разных источников, в то же время дети, по предположениям родителей, делают выводы на основе информации из одного, максимум, двух источников, которым доверяют, не задумываясь.

Большинство родителей с легкостью находят необходимую им информацию в интернет-источниках, в то время как, по мнению родителей, для их детей это составляет серьезную проблему. Попутно были высказаны предположения родителей, что именно неспособность детей найти необходимую информацию приводит их к состоянию неуспешности в основной школе.

Что касается установок в области работы с информацией, то только половина родителей задумывается о пользе или вреде той или иной информации. Дети же, по мнению родителей, практически не задумываются об этом.

Таким образом, родители думают, что большинство детей не умеют самостоятельно работать с информацией и из-за этого испытывают трудности при дальнейшем обучении в старших классах, а также не принимают для себя ценность информации как ресурса. И самое главное — у детей не сформирована ответственность и самоконтроль при работе с информацией. Эти результаты в основном совпадают с результатами исследований, приводимых в работах И.В. Новиковой [6].

Модель формирования информационной культуры в школе

Мы поняли, что в проекте одной из самых важных частей является модель формирования информационной культуры, мы должны были представить такую модель и поговорить об условиях, которые должны быть созданы для реализации модели в школе.

Очевидно, что для развития информационной культуры в школе должно быть достаточное количество компьютерной техники, и она должна находиться в свободном доступе для детей и педагогов. Наличие высокоскоростного интернета также является очевидным условием, необходимым для внедрения модели. Однако мы поняли, что еще два ключевых условия являются необходимыми: наличие команды и кредит доверия как со стороны администрации школы, так и со стороны родителей к действиям команды.

Для разработки и внедрения модели, для организации образовательной деятельности по формированию информационной культуры в школе команда должна работать совместно и иметь достаточные административные и содержательные возможности. В нашей школе была создана базовая школьная команда, в которую вошли заместитель директора по информационным технологиям, библиотекарь, учитель истории и обществознания (и все по совместительству являются преподавателями предмета «Информационная культура»).

Договорились, что педагог-библиотекарь начинает ведение предмета в 5-х классах, формируя информационные навыки. Затем в 6-х классах работает заместитель директора по информатизации по вопросам безопасной работы в социальных сетях и интернете. Далее в 7-х классах работают два педагога — изучаются облачные технологии на основе экосистемы Google и даются основы медиаграмотности. В 8-х классах будут работать педагог-библиотекарь и учитель обществознания. В 9-х классах будет работать учитель обществознания по формированию ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, развитию чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, самоконтроля и критического отношения к информации, избирательности ее восприятия.

Другим не менее важным условием для организации работы по формированию информационной культуры в школе является кредит доверия, который был выдан нам, команде, как родителями, так и администрацией школы.

Внедрение нового всегда сопряжено с поиском путей и методов внедрения. Часто приходится идти на ощупь, совмещая то, что есть, с тем, что хотелось бы, и все это вместе с тем, что получается. Первая трудность, с которой мы столкнулись в самом начале при реализации проекта, была выражена в непонимании необходимости введения предмета «Информационная культура» в школе. Одно дело констатировать ситуацию в анкетах и опросах, а другое — предпринимать какие-либо действия. Фразы от родителей и детей «А зачем нам это надо? Ведь ЕГЭ по этому предмету не сдают! Дети и так устают в школе, а вы им еще и дополнительно навязываете что-то» говорились очень часто. Если бы у нас не было кредита доверия, на этом все и закончилось бы. Сейчас таких фраз мы не слышим ни от родителей, ни от учеников. Сегодня предмет воспринимается как один из списка, наравне с другими предметами, однако, отсутствие кредита доверия со стороны администрации школы вполне могло бы свести к нулю все начинания в этом направлении. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что кредит доверия школьной команде является важнейшим условием реализации любого, в том числе и нашего, проекта.

Предмет «Информационная культура» вводился поэтапно. В 2019 г. данная дисциплина была введена для обучающихся 5-х классов. На уроках занимались обучением навыкам смыслового чтения, обучением основным приемам интеллектуальной работы с текстом, навыкам формирования поисковых запросов [3].

В 2020 году бывшие пятиклассники перешли в 6 класс. В рамках данного предмета происходит формирование основных навыков безопасной работы в интернете, в социальных сетях, формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия.

В 2021 году предмет «Информационная культура» введен в учебный план для 7-х классов. Дети уже получили навыки смыслового чтения и безопасной работы в интернете, поэтому в этом периоде обучения осваивают навыки работы с облачными технологиями, соответственно, навыки работы в команде (формирование осознанного отношения к работе в группе, в команде, осознания команды и группы как необходимой части образовательного процесса); учатся работе с текстом в аспекте анализа и алгоритма построения определений на основе различных источников информации, происходит обучение навыкам работы с медиаинформацией, осмысление особенности чтения и понимания медиатекста. В этом классе дети впервые выходят на групповой проект и учатся презентовать его и защищать.

Приведем пример домашнего задания в виде группового проекта: «Составьте маршрут своего движения от дома до школы на карте в приложении Google Earth. Мимо каких достопримечательностей он проходит? Разместите фото или видеоматериал о достопримечательности на карте». Если дети живут во дворе школы, то мы просим составить маршрут до достопримечательности, которую ученик знает, или просим разместить на карте информацию о том, почему или в честь чего или кого эта улица так названа. Важным является практическая применимость задания в реальной жизни.

Детям очень нравится выполнять такие проекты. Они очень быстро учатся работать с программным обеспечением, размещать фото- или видеоматериалы. Иногда можем усложнить задание и попросить снять собственное видео по тому или иному объекту. Принципиально важным в данном случае становится работа с медиаинформацией. Поначалу все ролики похожи на ролики из TikTok — дети снимают себя на фоне вывески или памятника. Но через некоторое время приходит понимание отличия образовательного продукта, которым является ролик для проекта, от развлекательного. Мы работаем в этом направлении первый год и пока это — самое большее, что нам удалось достичь в направлении работы с медиаинформацией и медиатекстом.

В 2022 году предмет «Информационная культура» будет введен в учебный план 8-го класса. Мы планируем, что именно на этом этапе будут формироваться навыки критического анализа текста, будет осуществляться формирование аналитических и практических навыков переработки информации. В качестве результата мы видим формирование у обучающихся компетентности обработки информации в зависимости от самостоятельно поставленных целей. Навыки и алгоритмы фактчекинга, которые будут изучаться в этом модуле, позволят ученикам самим подбирать информацию для доказательства или опровержения различных жизненных ситуаций.

В качестве примера задания предлагается кейс с реальной ситуацией лета 2019 года: «В новостях прошла информация, что МЧС и власти Якутии пригласили шаманов для борьбы с лесными пожарами в Сибири (https://www.business-gazeta.ru/news/433275)». Необходимо доказать или опровергнуть данную информацию, используя любые достоверные источники информации.

В процессе работы дети должны подобрать и исследовать источники информации, проверить ссылки, авторов, фотоматериалы, научиться работать с социальными сетями и с официальной статистической информацией. По окончании исследования проводится презентация результатов.

В 2023 году планируется, что предмет «Информационная культура» будет введен в учебный план в 9-м классе. Основное содержание заключительного этапа — определение этических норм работы с информацией.

Таким образом, общий замысел состоял в разработке определенной модели формирования информационной культуры школьника, имеющей в основе определенную логику освоения информационной культуры:

  • 5 класс — навыки работы с текстом в интернет-ресурсах,
  • 6 класс — навыки безопасной работы с интернет-ресурсами,
  • 7 класс — навыки работы с медиаинформацией с использованием облачных технологий,
  • 8 класс — формирование критического мышления,
  • 9 класс — формирование навыков ответственности за работу с информацией и самоконтроля.

Иными словами, по предложенной логике в 5–7-х классах формируются технологические навыки, в 8-м и 9-м классах — общечеловеческие культурные ценности.

Были сформулированы критерии сформированности информационной культуры учащихся 5-х классов и 6–7-х классов:

  • умение работать с отобранной информацией;
  • потребность в получении информации;
  • ценностное отношение к информации как источнику знаний;
  • умение выделять значимую информацию;
  • умения и навыки самостоятельной работы с информацией с помощью компьютера.

Были выделены следующие особенности, влияющие на формирование информационной культуры учащихся 5-х классов (важность и значимость учебы, эмоционально окрашенное восприятие авторитета учителя и полное принятие информации, которую учитель предоставляет, желание самостоятельно работать с информацией) и учащихся 6–7-х классов (личный опыт самостоятельной работы с информацией, с гаджетами, осознание значимости овладения рациональными способами работы с информацией и с информационными системами, частичное непринятие информации, которую учитель предоставляет).

На этом первый, так называемый технологический, этап закончился. Какие первые выводы можно сделать?

Можно констатировать, что в основном были достигнуты предметные результаты: дети научились формировать поисковые запросы, разобрались в особенностях информационной структуры интернета, получили представления об основных рисках и правилах безопасного использования интернета, научились работать с программным обеспечением, позволяющим преобразовывать информацию, и с различными гаджетами и техническими устройствами; частично достигнуты метапредметные результаты: овладение информационно-логическими умениями определять понятия, устанавливать аналогии; более сложным оказалось для них — научиться классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Данные выводы сделаны на основе регулярно проводимых тестов, контрольных и практических работ. Сравнительный анализ результатов по русскому языку показал, что особой разницы в том, как дети пересказывают тексты и пишут сочинения-изложения, между теми, кто изучал в этом году информационную культуру, и теми, кто не изучал, пока не наблюдается. Но опять повторюсь, — этот год был первым в нашем проекте для наших семиклассников.

Самые большие сложности возникли с достижением личностных результатов. В настоящее время пока не удалось сформировать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды и самоконтроль.

Почему мы пришли к такому выводу? Потому что не исчезли ситуации размещения в сети интернет-роликов, касающихся одноклассников, оскорбляющих достоинство человека. После того как был выявлен школьник, размещавший такие ролики, его спросили — ты знаешь, что так делать нельзя? Он ответил, что знает. А на вопрос, зачем ты размещаешь эти ролики, он ответил, что не задумался. Ему показалась ситуация смешной, вот он и разослал ролик своим друзьям.

Поскольку пока мы внедрили данный курс только для 5–7-х классов, мы можем говорить, что эта ситуация характерна для 7-х классов. В 5-х классах дети еще слишком маленькие, и для них важен авторитет или запрет учителя. В 7-м классе ученики начинают самостоятельные пробы создания и размещения своих информационных продуктов в социальных сетях. Но приходится констатировать, что ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, критического отношения к информации и избирательности ее восприятия у наших детей пока не сформировано. Обучающиеся знают, что можно делать, а что нельзя, но не соотносят это со своим поведением и своими потребностями. То есть качественный переход, когда мы можем сказать, что мы формируем информационную культуру, а не решаем вопросы информационной грамотности, еще не произошел.

Какие выводы мы делаем в процессе развития информационной культуры в школе

Вывод 1. Овладение обучающимися техническими и технологическими приемами и навыками практически не вызывает проблем. Все дети справляются с домашними заданиями, связанными с поиском необходимой информации, работой с программным обеспечением (например, с программным обеспечением, входящим в экосистему Google: Google-документ, Google-презентация, Google-лэндинг, Google-формы, Google-Earth, Google-календарь и Google-блокнот) и функциональным использованием технических устройств и гаджетов — планшетов и телефонов, подключенных к приложениям Quizizz и Google-поиск.

Использование существующего прикладного программного обеспечения не будет вызывать сложности при наличии компьютера дома. Если в школе не хватает компьютерной техники для свободного доступа учащихся, то будет намного сложнее реализовывать данную задачу. Возможно, в этих условиях придется разрабатывать «бескомпьютерную» модель формирования информационной культуры в школе.

Вывод 2. При подборе учебного материала возрастные особенности очень важны. Это выражается в наглядной информации, терминологии, примерах и инструментах; например, в текстах для анализа, в видеоматериалах — мультфильмы или видеоролики для своей возрастной группы.

Возрастные особенности нами недостаточно учитывались или на них обращалось недостаточное внимание при проектировании курса в целом. Необходимо переосмыслить и попытаться составить возрастно-ориентированный учебный план, направленный на формирование возможностей ребенка. И тогда можно говорить о системе формирования информационной культуры школьника.

Вывод 3. В идеале, освоение информационной культуры необходимо осуществлять как образовательный процесс, организованный по видам деятельности детей, направленный на усвоение различных видов становящейся детской активности. По результатам трехлетней работы мы понимаем, что это — единственный путь, который приводит к достижению результатов. В таком предмете лекции не воспринимаются совсем, практические работы с применением информационных технологий вызывают чуть больший интерес. Только образовательный процесс, интегрируемый со становящейся детской активностью, формируемый этой активностью, приводит к тому, что дети начинают соотносить полученные знания со своими потребностями и со своим поведением. И только в этом случае потребности и поведение будут формироваться самим образовательным процессом.

В настоящее время нам пока удалось реализовать образовательный процесс, организованный на основе метапредметных дисциплин, направленных на усвоение знаний о знаниях, ключевым средством которой являются учебные дисциплины, которые по отношению к традиционным выступают содержательным обобщением [7].

Вывод 4. Образовательная программа должна учитывать педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании информационной культуры учащихся младшего и среднего школьного возраста. Необходимо пересмотреть образовательные результаты и рассмотреть в качестве таковых виды детской активности, которые необходимо развивать; например, реализация научного или прикладного учебного проекта, учение.

Кроме этого, для каждого года обучения необходимо включить в курс формирование сообществ учеников (фактчекеров, игровиков, блогеров, редакторов интернет-изданий), которые будут формировать новые функции у учеников. Только в этом случае будут формироваться личностные навыки у обучающихся, и мы сможем говорить о процессах формирования информационной культуры в школе.

Вывод 5. Важно различение понятий «информационная грамотность» и «информационная культура». В финале статьи нам важно вынести сформировавшееся понимание о различии информационной культуры и информационной грамотности. Сейчас государством и обществом предпринимается большое количество усилий по формированию информационной, компьютерной, функциональной и других грамотностей. Создаются цифровые сервисы по формированию функциональной грамотности, например, издательство «Просвещение» разработало свой цифровой ресурс по формированию функциональной грамотности https://media.prosv.ru/fg/. Почему мы считаем, что работа с информационной грамотностью недостаточна и необходима более широкая постановка вопроса, вопроса о формировании информационной культуры?

Оба понятия — информационная грамотность и информационная культура — характеризуют многоуровневое и сложное явление взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» — понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает, в отличие от информационной грамотности, такие компоненты, как информационное мировоззрение и информационную этику [5].

Мы поняли, что добавление «информационного мировоззрения» позволяет обеспечить синтез и целостность двух полярных культур — технократической и гуманитарной. Добавление «информационной этики» позволяет дополнить феномен информационной культуры ценностными характеристиками и вывести его на один уровень с такими видами культур, как социальная или культура личности.

Таким образом, информационная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, а также знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной технологии [4]. Информационная культура это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека, развитием организации и общества.

Итак, в контексте данной работы различие понятий «информационная культура» и «информационная грамотность» заключается в следующем: информационная грамотность понимается как наличие навыков практической работы с информацией, включая навыки работы с техническими устройствами. Термин «информационная культура» содержит в себе моральный и этический аспект при работе с информацией, включая осознанный выбор не только технических и технологических средств, но и осознанные ценностные личностные ориентиры.

Вывод 6. Отсутствие или слабое наличие ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, самоконтроля и чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, критического отношения к информации и избирательности ее восприятия на сегодняшний день подтверждается мониторингом поведения в группах учащихся, проводимым в образовательном учреждении. Группы, на которые подписаны ученики в социальных сетях, группы, в которых состоят обучающиеся, видеозаписи учеников, которые размещены в открытом доступе, — все это дает много информации для анализа и корректировки нашей деятельности и является реальным проявлением уровня сформированности информационной культуры.

Насколько осознанно дети ведут себя в соцсетях, какие книги они запрашивают в школьной библиотеке — только ли школьная программа или книги за ее пределами и т. д., — все это дает лишний повод задуматься об уровне информационной культуры ребенка.

Заключение

Таким образом, при проектировании нашей образовательной программы «от результата» мы делали акцент на знания и навыки по предмету, или освоение «мягких навыков», и совершенно не обращали внимание на формирование новообразований личности для каждой возрастной группы. Исходя из нашего опыта, мы планировали получение образовательного результата в терминах технических операций (набрать запрос быстрее, точнее, составить презентацию красивее, содержащую больше анимаций, картинок и т. д.), в терминах осведомленности (знать, что такое компьютерный вирус, как надо защищать свои данные и зачем их надо защищать), в терминах взаимодействия (как работать в группе, как не мешать, а помогать при работе в группе). А вот в терминах новообразований возраста образовательные результаты сформулированы не были. А без таких сформулированных результатов нельзя говорить о формировании информационной культуры. Обучающиеся остаются на уровне освоения функциональной, информационной и технической грамотности.

Что же дальше?

За три года реализации проекта «Информационная культура в школе» мы добились устойчивого отношения детей и родителей к предмету «Информационная культура», который является частью учебного плана основной общеобразовательной программы. А дальше начинается самое сложное — наблюдение, анализ и корректировка учебных планов, формирование нового отношения ребенка к информации, формирование общекультурных ценностей по отношению к информации, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, критическое отношение к информации и избирательности ее восприятия, — всего того, что делает нас культурными людьми, живущими в новых современных реалиях общества.

Литература

  1. Баймуратова Л.Р. [и др.]. Цифровая грамотность для экономики будущего. М.: Издательство НАФИ, 2018. 86 с.
  2. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. №. 5. С. 58–69.
  3. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных организаций. М.: РШБА, 2017. 432 с.
  4. Гиляревский Р.С. Информационная культура в высшей школе // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2007. №. 1. С. 18–22.
  5. Городнова А.А. Развитие информационного общества: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 243 с.
  6. Новикова И.В. Преемственность в формировании информационной культуры учащихся 1–7 классов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Смоленск: СмолГУ, 2013. 18 с.
  7. Сергоманов П.А. [и др.]. Возрастно-ориентированная старшая школа. К реализации новых образовательных стандартов. М.: URSS; Ленанд, 2014. 284 с.

Информация об авторах

Куликова Евгения Викторовна, заместитель директора, Средняя школа № 36 имени Гавриила Романовича Державина» (МАОУ «Школа № 36»),, Великий Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4090-9150, e-mail: geniakulikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 499
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 50

Скачиваний

Всего: 95
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6