Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 1. С. 54–66
doi:10.17759/bppe.2022190105
ISSN: 2658-3100 (online)
Из опыта реализации проекта «Информационная культура в школе»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, навыки работы с информацией, школьники
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190105
Благодарности. Автор выражает благодарность канд. психол. наук, руководителю Академической лаборатории ООО «Сберобразование», доценту НИУ ВШЭ П.А. Сергоманову за проявленный интерес к работе, результатом которого явилась данная статья, а также за огромную помощь при редактировании работы и рекомендации по оформлению статьи.
Получена: 17.01.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Куликова Е.В. Из опыта реализации проекта «Информационная культура в школе» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 54–66. DOI: 10.17759/bppe.2022190105
Полный текст
Введение
В современном мире школам сформирован запрос общества на подготовку личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать, создавать информацию и на основе полученных знаний, умений и навыков решать жизненные проблемы.
Сегодня к выпускникам школы предъявляются новые требования — они должны уметь управлять информационными потоками, находить, использовать и распространять достоверную информацию, свободно ориентироваться в онлайн-пространстве и налаживать различного рода общение и взаимодействие, отбирать и организовывать цифровой контент, идентифицировать необходимые и качественные онлайн-материалы, разбираться в вопросах авторского права и открытости образовательных ресурсов, применять стратегии критического мышления и осмысления образовательного опыта.
В ответ на эти требования в самой школе происходят изменения, выражающиеся в следующем:
-
смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
-
освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления [2].
Отдельные компоненты требуемых навыков формируются при изучении разных частей предметов информатики, обществознания, технологии, математики. Однако исследования, проводимые в этой области, показывают, что целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков работы с информацией, а тем более по формированию информационной культуры учащихся младшего и среднего школьного возраста — проводится недостаточно.
Как сформировался замысел проекта
Изначально общий замысел нашего проекта по формированию информационной культуры в нашей школе заключался в следующем:
-
выявить уровень сформированности информационной культуры обучающихся МАОУ «Школа № 36», их родителей и определить готовность педагогов к проведению занятий по данному предмету;
-
разработать модель формирования информационной культуры обучающихся;
-
выявить наиболее результативные формы и методы формирования информационной культуры обучающихся, адаптировать их к нашим условиям и внедрить в учебный процесс;
-
обобщить результаты и разработать методические рекомендации по их внедрению в широкую образовательную практику.
На сегодняшний день мы можем представить наш опыт видения ситуации по формированию информационной культуры в школе.
Для выявления уровня сформированности информационной культуры школьников мы провели тестирование учеников 5-х и 7-х классов, а также их родителей. Тестирование обучающихся 5-х классов было направлено на выявление навыков работы с информацией и включало вопросы по:
-
выделению частного и общего,
-
умению определять лишнее слово,
-
выделению ключевых слов из текста,
-
умению классифицировать информацию по определенным признакам,
-
работе с источниками информации и формированию поисковых запросов.
Всего протестировано 183 человека. По результатам теста с заданиями:
-
классифицировать информацию по указанным параметрам — справились 8% тестируемых;
-
выделить ключевые слова в тексте — смогли 23% тестируемых,
-
грамотно сформировать поисковый запрос — смогли только 10% детей.
На этой ситуации хочется остановиться чуть более подробнее. Была предложена задача найти в каталоге библиотеки книги автора В. Каверина. Большинство детей, не задумываясь, в строку поиска по автору ввели «В. Каверина», хотя перед этим проговаривалось, что у авторов есть фамилия, имя, отчество, а поиск идет по фамилии. На вопрос, почему же ты ввел именно такой параметр поиска, дети отвечали, например: «Я думал, это женщина» или просто копировали первое поле и вставляли его в строку для поиска.
После детального анализа ситуации мы пришли к выводу, что формирование такого запроса есть следствие регистрационных процедур в сети Интернет. При регистрации на любом сайте требуется придумать себе логин и пароль. В качестве логина должны быть использованы большие и маленькие буквы, точки и другие символы. Мы предполагаем, что происходит подмена понятий «фамилия» на «логин», и ситуация отражает более сильное влияние интернет-информации на формирование информационной культуры школьника, чем влияние традиционных форм представления информации (книги, журналы). Разумеется, это требует более тщательного исследования и пока не более чем гипотеза, которая будет проверяться в процессе нашей работы.
Рис. 1. Пример вопроса в рамках исследования информационной культуры в школе
52% тестируемых смогли правильно ответить на вопросы по выбору лишнего слова. Пример вопроса и ответов на вопрос приведен на рис. 1.
Еще один интересный, на наш взгляд, результат был получен при ответе на вопросы, касающиеся работы с источниками информации. Так, 89% тестируемых определяют достоверность информации в социальных сетях по количеству лайков; 90% пятиклассников среди пяти достоверных, по их мнению, источников информации, назвали следующие четыре: 1-й канал ТВ, соцсеть, где у них аккаунт, родители и Wikipedia.
При исследовании навыков безопасной работы в интернете для учеников 7-х классов был предложен общедоступный тест, разработанный в лаборатории Касперского, расположенный по адресу: https://www.kaspersky.ru/blog/cyber-savvy-quiz.
По результатам тестирования 100% детей имеют аккаунты в социальных сетях, 85% никогда не задумывались о том, какая информация о них находится в открытом доступе в социальных сетях, 73% выбирают антивирусное программное обеспечение по красивому интерфейсу и по низкой цене, а желательно — бесплатно.
Полученные данные говорят о том, что большинство обучающихся находятся на низком уровне сформированности информационной культуры; отсутствует преемственность формирования информационной культуры между начальной и основной школой, выражающаяся в недостаточно развитых навыках классификации информации, систематизации информации, выбора лишнего из указанных характеристик информации и выбора ключевых слов; программно-методическое обеспечение не соответствует задачам формирования информационной культуры школьников.
В опросе родителей приняли участие 56 человек — 51 женщина и 5 мужчин. 28 чел. — в возрасте от 20 до 40 лет, по 13 чел. — от 40 до 50 лет и от 50 до 60 лет и 2 чел. — от 60 лет. Все опрошенные имеют высшее образование.
Опрос родителей проводился на методической основе исследований, представленных в работе «Цифровая грамотность для экономики будущего» [1], в которой исследуется общий уровень цифровой грамотности взрослых людей в России. Одним из признаков достаточного уровня знаний в данной работе считается умение делать выводы о каком-либо факте на основе разных источников. При измерении информационной грамотности исследовался технический аспект (навыки) тестируемых, а именно умение с легкостью находить необходимую информацию.
Тестируемым была предложена анкета, содержащая несколько вопросов, на которые они отвечали «да» или «нет». Затем результаты обобщались и выводился процент ответа на вопрос. Вопросы для родителей были те же, что и в указанной выше работе, но к каждому вопросу был добавлен столбец — «ваши дети, по вашему мнению». То есть родители отвечали на вопросы про себя и давали свое видение ситуации с их ребенком.
Интегральные количественные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1. Интегральные количественные данные
исследования информационной культуры в школе
Знания в области работы с информацией | |||
(ответ ДА) |
Взрослые, по результатам опроса НАФИ) |
Родители (по результатам нашего опроса) |
Дети, по мнению родителей (по результатам нашего опроса) |
Обычно я делаю выводы на основе |
74% |
62% |
15% |
У меня есть несколько источников, |
14% |
38% |
85% |
Навыки в области работы с информацией | |||
Если меня попросят найти информацию |
80% |
85% |
30% |
Обычно мне сложно найти информацию |
20% |
15% |
70% |
Установки в области работы с информацией | |||
Я регулярно задумываюсь над тем, |
55% |
50% |
10% |
Я не задумываюсь о полезности или |
45% |
50% |
90% |
Результаты опроса родителей показали следующую картину. Большинство наших родителей делают выводы на основе информации из разных источников, в то же время дети, по предположениям родителей, делают выводы на основе информации из одного, максимум, двух источников, которым доверяют, не задумываясь.
Большинство родителей с легкостью находят необходимую им информацию в интернет-источниках, в то время как, по мнению родителей, для их детей это составляет серьезную проблему. Попутно были высказаны предположения родителей, что именно неспособность детей найти необходимую информацию приводит их к состоянию неуспешности в основной школе.
Что касается установок в области работы с информацией, то только половина родителей задумывается о пользе или вреде той или иной информации. Дети же, по мнению родителей, практически не задумываются об этом.
Таким образом, родители думают, что большинство детей не умеют самостоятельно работать с информацией и из-за этого испытывают трудности при дальнейшем обучении в старших классах, а также не принимают для себя ценность информации как ресурса. И самое главное — у детей не сформирована ответственность и самоконтроль при работе с информацией. Эти результаты в основном совпадают с результатами исследований, приводимых в работах И.В. Новиковой [6].
Модель формирования информационной культуры в школе
Мы поняли, что в проекте одной из самых важных частей является модель формирования информационной культуры, мы должны были представить такую модель и поговорить об условиях, которые должны быть созданы для реализации модели в школе.
Очевидно, что для развития информационной культуры в школе должно быть достаточное количество компьютерной техники, и она должна находиться в свободном доступе для детей и педагогов. Наличие высокоскоростного интернета также является очевидным условием, необходимым для внедрения модели. Однако мы поняли, что еще два ключевых условия являются необходимыми: наличие команды и кредит доверия как со стороны администрации школы, так и со стороны родителей к действиям команды.
Для разработки и внедрения модели, для организации образовательной деятельности по формированию информационной культуры в школе команда должна работать совместно и иметь достаточные административные и содержательные возможности. В нашей школе была создана базовая школьная команда, в которую вошли заместитель директора по информационным технологиям, библиотекарь, учитель истории и обществознания (и все по совместительству являются преподавателями предмета «Информационная культура»).
Договорились, что педагог-библиотекарь начинает ведение предмета в 5-х классах, формируя информационные навыки. Затем в 6-х классах работает заместитель директора по информатизации по вопросам безопасной работы в социальных сетях и интернете. Далее в 7-х классах работают два педагога — изучаются облачные технологии на основе экосистемы Google и даются основы медиаграмотности. В 8-х классах будут работать педагог-библиотекарь и учитель обществознания. В 9-х классах будет работать учитель обществознания по формированию ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, развитию чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, самоконтроля и критического отношения к информации, избирательности ее восприятия.
Другим не менее важным условием для организации работы по формированию информационной культуры в школе является кредит доверия, который был выдан нам, команде, как родителями, так и администрацией школы.
Внедрение нового всегда сопряжено с поиском путей и методов внедрения. Часто приходится идти на ощупь, совмещая то, что есть, с тем, что хотелось бы, и все это вместе с тем, что получается. Первая трудность, с которой мы столкнулись в самом начале при реализации проекта, была выражена в непонимании необходимости введения предмета «Информационная культура» в школе. Одно дело констатировать ситуацию в анкетах и опросах, а другое — предпринимать какие-либо действия. Фразы от родителей и детей «А зачем нам это надо? Ведь ЕГЭ по этому предмету не сдают! Дети и так устают в школе, а вы им еще и дополнительно навязываете что-то» говорились очень часто. Если бы у нас не было кредита доверия, на этом все и закончилось бы. Сейчас таких фраз мы не слышим ни от родителей, ни от учеников. Сегодня предмет воспринимается как один из списка, наравне с другими предметами, однако, отсутствие кредита доверия со стороны администрации школы вполне могло бы свести к нулю все начинания в этом направлении. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что кредит доверия школьной команде является важнейшим условием реализации любого, в том числе и нашего, проекта.
Предмет «Информационная культура» вводился поэтапно. В 2019 г. данная дисциплина была введена для обучающихся 5-х классов. На уроках занимались обучением навыкам смыслового чтения, обучением основным приемам интеллектуальной работы с текстом, навыкам формирования поисковых запросов [3].
В 2020 году бывшие пятиклассники перешли в 6 класс. В рамках данного предмета происходит формирование основных навыков безопасной работы в интернете, в социальных сетях, формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия.
В 2021 году предмет «Информационная культура» введен в учебный план для 7-х классов. Дети уже получили навыки смыслового чтения и безопасной работы в интернете, поэтому в этом периоде обучения осваивают навыки работы с облачными технологиями, соответственно, навыки работы в команде (формирование осознанного отношения к работе в группе, в команде, осознания команды и группы как необходимой части образовательного процесса); учатся работе с текстом в аспекте анализа и алгоритма построения определений на основе различных источников информации, происходит обучение навыкам работы с медиаинформацией, осмысление особенности чтения и понимания медиатекста. В этом классе дети впервые выходят на групповой проект и учатся презентовать его и защищать.
Приведем пример домашнего задания в виде группового проекта: «Составьте маршрут своего движения от дома до школы на карте в приложении Google Earth. Мимо каких достопримечательностей он проходит? Разместите фото или видеоматериал о достопримечательности на карте». Если дети живут во дворе школы, то мы просим составить маршрут до достопримечательности, которую ученик знает, или просим разместить на карте информацию о том, почему или в честь чего или кого эта улица так названа. Важным является практическая применимость задания в реальной жизни.
Детям очень нравится выполнять такие проекты. Они очень быстро учатся работать с программным обеспечением, размещать фото- или видеоматериалы. Иногда можем усложнить задание и попросить снять собственное видео по тому или иному объекту. Принципиально важным в данном случае становится работа с медиаинформацией. Поначалу все ролики похожи на ролики из TikTok — дети снимают себя на фоне вывески или памятника. Но через некоторое время приходит понимание отличия образовательного продукта, которым является ролик для проекта, от развлекательного. Мы работаем в этом направлении первый год и пока это — самое большее, что нам удалось достичь в направлении работы с медиаинформацией и медиатекстом.
В 2022 году предмет «Информационная культура» будет введен в учебный план 8-го класса. Мы планируем, что именно на этом этапе будут формироваться навыки критического анализа текста, будет осуществляться формирование аналитических и практических навыков переработки информации. В качестве результата мы видим формирование у обучающихся компетентности обработки информации в зависимости от самостоятельно поставленных целей. Навыки и алгоритмы фактчекинга, которые будут изучаться в этом модуле, позволят ученикам самим подбирать информацию для доказательства или опровержения различных жизненных ситуаций.
В качестве примера задания предлагается кейс с реальной ситуацией лета 2019 года: «В новостях прошла информация, что МЧС и власти Якутии пригласили шаманов для борьбы с лесными пожарами в Сибири (https://www.business-gazeta.ru/news/433275)». Необходимо доказать или опровергнуть данную информацию, используя любые достоверные источники информации.
В процессе работы дети должны подобрать и исследовать источники информации, проверить ссылки, авторов, фотоматериалы, научиться работать с социальными сетями и с официальной статистической информацией. По окончании исследования проводится презентация результатов.
В 2023 году планируется, что предмет «Информационная культура» будет введен в учебный план в 9-м классе. Основное содержание заключительного этапа — определение этических норм работы с информацией.
Таким образом, общий замысел состоял в разработке определенной модели формирования информационной культуры школьника, имеющей в основе определенную логику освоения информационной культуры:
-
5 класс — навыки работы с текстом в интернет-ресурсах,
-
6 класс — навыки безопасной работы с интернет-ресурсами,
-
7 класс — навыки работы с медиаинформацией с использованием облачных технологий,
-
8 класс — формирование критического мышления,
-
9 класс — формирование навыков ответственности за работу с информацией и самоконтроля.
Иными словами, по предложенной логике в 5–7-х классах формируются технологические навыки, в 8-м и 9-м классах — общечеловеческие культурные ценности.
Были сформулированы критерии сформированности информационной культуры учащихся 5-х классов и 6–7-х классов:
-
умение работать с отобранной информацией;
-
потребность в получении информации;
-
ценностное отношение к информации как источнику знаний;
-
умение выделять значимую информацию;
-
умения и навыки самостоятельной работы с информацией с помощью компьютера.
Были выделены следующие особенности, влияющие на формирование информационной культуры учащихся 5-х классов (важность и значимость учебы, эмоционально окрашенное восприятие авторитета учителя и полное принятие информации, которую учитель предоставляет, желание самостоятельно работать с информацией) и учащихся 6–7-х классов (личный опыт самостоятельной работы с информацией, с гаджетами, осознание значимости овладения рациональными способами работы с информацией и с информационными системами, частичное непринятие информации, которую учитель предоставляет).
На этом первый, так называемый технологический, этап закончился. Какие первые выводы можно сделать?
Можно констатировать, что в основном были достигнуты предметные результаты: дети научились формировать поисковые запросы, разобрались в особенностях информационной структуры интернета, получили представления об основных рисках и правилах безопасного использования интернета, научились работать с программным обеспечением, позволяющим преобразовывать информацию, и с различными гаджетами и техническими устройствами; частично достигнуты метапредметные результаты: овладение информационно-логическими умениями определять понятия, устанавливать аналогии; более сложным оказалось для них — научиться классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Данные выводы сделаны на основе регулярно проводимых тестов, контрольных и практических работ. Сравнительный анализ результатов по русскому языку показал, что особой разницы в том, как дети пересказывают тексты и пишут сочинения-изложения, между теми, кто изучал в этом году информационную культуру, и теми, кто не изучал, пока не наблюдается. Но опять повторюсь, — этот год был первым в нашем проекте для наших семиклассников.
Самые большие сложности возникли с достижением личностных результатов. В настоящее время пока не удалось сформировать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды и самоконтроль.
Почему мы пришли к такому выводу? Потому что не исчезли ситуации размещения в сети интернет-роликов, касающихся одноклассников, оскорбляющих достоинство человека. После того как был выявлен школьник, размещавший такие ролики, его спросили — ты знаешь, что так делать нельзя? Он ответил, что знает. А на вопрос, зачем ты размещаешь эти ролики, он ответил, что не задумался. Ему показалась ситуация смешной, вот он и разослал ролик своим друзьям.
Поскольку пока мы внедрили данный курс только для 5–7-х классов, мы можем говорить, что эта ситуация характерна для 7-х классов. В 5-х классах дети еще слишком маленькие, и для них важен авторитет или запрет учителя. В 7-м классе ученики начинают самостоятельные пробы создания и размещения своих информационных продуктов в социальных сетях. Но приходится констатировать, что ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, критического отношения к информации и избирательности ее восприятия у наших детей пока не сформировано. Обучающиеся знают, что можно делать, а что нельзя, но не соотносят это со своим поведением и своими потребностями. То есть качественный переход, когда мы можем сказать, что мы формируем информационную культуру, а не решаем вопросы информационной грамотности, еще не произошел.
Какие выводы мы делаем в процессе развития информационной культуры в школе
Вывод 1. Овладение обучающимися техническими и технологическими приемами и навыками практически не вызывает проблем. Все дети справляются с домашними заданиями, связанными с поиском необходимой информации, работой с программным обеспечением (например, с программным обеспечением, входящим в экосистему Google: Google-документ, Google-презентация, Google-лэндинг, Google-формы, Google-Earth, Google-календарь и Google-блокнот) и функциональным использованием технических устройств и гаджетов — планшетов и телефонов, подключенных к приложениям Quizizz и Google-поиск.
Использование существующего прикладного программного обеспечения не будет вызывать сложности при наличии компьютера дома. Если в школе не хватает компьютерной техники для свободного доступа учащихся, то будет намного сложнее реализовывать данную задачу. Возможно, в этих условиях придется разрабатывать «бескомпьютерную» модель формирования информационной культуры в школе.
Вывод 2. При подборе учебного материала возрастные особенности очень важны. Это выражается в наглядной информации, терминологии, примерах и инструментах; например, в текстах для анализа, в видеоматериалах — мультфильмы или видеоролики для своей возрастной группы.
Возрастные особенности нами недостаточно учитывались или на них обращалось недостаточное внимание при проектировании курса в целом. Необходимо переосмыслить и попытаться составить возрастно-ориентированный учебный план, направленный на формирование возможностей ребенка. И тогда можно говорить о системе формирования информационной культуры школьника.
Вывод 3. В идеале, освоение информационной культуры необходимо осуществлять как образовательный процесс, организованный по видам деятельности детей, направленный на усвоение различных видов становящейся детской активности. По результатам трехлетней работы мы понимаем, что это — единственный путь, который приводит к достижению результатов. В таком предмете лекции не воспринимаются совсем, практические работы с применением информационных технологий вызывают чуть больший интерес. Только образовательный процесс, интегрируемый со становящейся детской активностью, формируемый этой активностью, приводит к тому, что дети начинают соотносить полученные знания со своими потребностями и со своим поведением. И только в этом случае потребности и поведение будут формироваться самим образовательным процессом.
В настоящее время нам пока удалось реализовать образовательный процесс, организованный на основе метапредметных дисциплин, направленных на усвоение знаний о знаниях, ключевым средством которой являются учебные дисциплины, которые по отношению к традиционным выступают содержательным обобщением [7].
Вывод 4. Образовательная программа должна учитывать педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании информационной культуры учащихся младшего и среднего школьного возраста. Необходимо пересмотреть образовательные результаты и рассмотреть в качестве таковых виды детской активности, которые необходимо развивать; например, реализация научного или прикладного учебного проекта, учение.
Кроме этого, для каждого года обучения необходимо включить в курс формирование сообществ учеников (фактчекеров, игровиков, блогеров, редакторов интернет-изданий), которые будут формировать новые функции у учеников. Только в этом случае будут формироваться личностные навыки у обучающихся, и мы сможем говорить о процессах формирования информационной культуры в школе.
Вывод 5. Важно различение понятий «информационная грамотность» и «информационная культура». В финале статьи нам важно вынести сформировавшееся понимание о различии информационной культуры и информационной грамотности. Сейчас государством и обществом предпринимается большое количество усилий по формированию информационной, компьютерной, функциональной и других грамотностей. Создаются цифровые сервисы по формированию функциональной грамотности, например, издательство «Просвещение» разработало свой цифровой ресурс по формированию функциональной грамотности https://media.prosv.ru/fg/. Почему мы считаем, что работа с информационной грамотностью недостаточна и необходима более широкая постановка вопроса, вопроса о формировании информационной культуры?
Оба понятия — информационная грамотность и информационная культура — характеризуют многоуровневое и сложное явление взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» — понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает, в отличие от информационной грамотности, такие компоненты, как информационное мировоззрение и информационную этику [5].
Мы поняли, что добавление «информационного мировоззрения» позволяет обеспечить синтез и целостность двух полярных культур — технократической и гуманитарной. Добавление «информационной этики» позволяет дополнить феномен информационной культуры ценностными характеристиками и вывести его на один уровень с такими видами культур, как социальная или культура личности.
Таким образом, информационная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, а также знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной технологии [4]. Информационная культура это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека, развитием организации и общества.
Итак, в контексте данной работы различие понятий «информационная культура» и «информационная грамотность» заключается в следующем: информационная грамотность понимается как наличие навыков практической работы с информацией, включая навыки работы с техническими устройствами. Термин «информационная культура» содержит в себе моральный и этический аспект при работе с информацией, включая осознанный выбор не только технических и технологических средств, но и осознанные ценностные личностные ориентиры.
Вывод 6. Отсутствие или слабое наличие ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, самоконтроля и чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, критического отношения к информации и избирательности ее восприятия на сегодняшний день подтверждается мониторингом поведения в группах учащихся, проводимым в образовательном учреждении. Группы, на которые подписаны ученики в социальных сетях, группы, в которых состоят обучающиеся, видеозаписи учеников, которые размещены в открытом доступе, — все это дает много информации для анализа и корректировки нашей деятельности и является реальным проявлением уровня сформированности информационной культуры.
Насколько осознанно дети ведут себя в соцсетях, какие книги они запрашивают в школьной библиотеке — только ли школьная программа или книги за ее пределами и т. д., — все это дает лишний повод задуматься об уровне информационной культуры ребенка.
Заключение
Таким образом, при проектировании нашей образовательной программы «от результата» мы делали акцент на знания и навыки по предмету, или освоение «мягких навыков», и совершенно не обращали внимание на формирование новообразований личности для каждой возрастной группы. Исходя из нашего опыта, мы планировали получение образовательного результата в терминах технических операций (набрать запрос быстрее, точнее, составить презентацию красивее, содержащую больше анимаций, картинок и т. д.), в терминах осведомленности (знать, что такое компьютерный вирус, как надо защищать свои данные и зачем их надо защищать), в терминах взаимодействия (как работать в группе, как не мешать, а помогать при работе в группе). А вот в терминах новообразований возраста образовательные результаты сформулированы не были. А без таких сформулированных результатов нельзя говорить о формировании информационной культуры. Обучающиеся остаются на уровне освоения функциональной, информационной и технической грамотности.
Что же дальше?
За три года реализации проекта «Информационная культура в школе» мы добились устойчивого отношения детей и родителей к предмету «Информационная культура», который является частью учебного плана основной общеобразовательной программы. А дальше начинается самое сложное — наблюдение, анализ и корректировка учебных планов, формирование нового отношения ребенка к информации, формирование общекультурных ценностей по отношению к информации, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды, критическое отношение к информации и избирательности ее восприятия, — всего того, что делает нас культурными людьми, живущими в новых современных реалиях общества.
Литература
- Баймуратова Л.Р. [и др.]. Цифровая грамотность для экономики будущего. М.: Издательство НАФИ, 2018. 86 с.
- Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. №. 5. С. 58–69.
- Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных организаций. М.: РШБА, 2017. 432 с.
- Гиляревский Р.С. Информационная культура в высшей школе // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2007. №. 1. С. 18–22.
- Городнова А.А. Развитие информационного общества: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 243 с.
- Новикова И.В. Преемственность в формировании информационной культуры учащихся 1–7 классов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Смоленск: СмолГУ, 2013. 18 с.
- Сергоманов П.А. [и др.]. Возрастно-ориентированная старшая школа. К реализации новых образовательных стандартов. М.: URSS; Ленанд, 2014. 284 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 724
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 130
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1