Использование педагогом-психологом технологии «Мировое кафе» с целью изучения совместной деятельности и группового поведения

117

Аннотация

Большое число психологических исследований по проблеме совместной деятельности за последние 40 лет в нашей стране внесло определенный вклад в становление соответствующей концепции, ставшей одной из наиболее распространенных в психологии групп и коллективов. Данная проблема формулировалась по-разному в разные периоды ее разработки, разными исследователями. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор сохраняется в центре внимания исследователей. В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности — совместно-творческий. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого «сумасшедшего» видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. Методика «Мировое кафе» как способ группового обсуждения в непринужденной и расслабленной обстановке может быть успешно реализован в практике педагога-психолога.

Общая информация

Ключевые слова: совместная деятельность, групповая работа, работа в группе, критическое мышление, креативность, коммуникация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190205

Получена: 10.07.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Матвеева А.В. Использование педагогом-психологом технологии «Мировое кафе» с целью изучения совместной деятельности и группового поведения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 47–55. DOI: 10.17759/bppe.2022190205

Полный текст

За последние 40 лет в нашей стране выполнено большое число психологических исследований по проблеме совместной деятельности, которые внесли определенный вклад в становление соответствующей концепции, ставшей одной из наиболее распространенных в психологии групп и коллективов, особенно трудовых коллективов. Данная проблема формулировалась по-разному не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями. С ее формулированием связаны, прежде всего, такие термины, как: «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность» и т. п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор сохраняется в центре внимания исследователей, в первую очередь, социальных психологов, психологов труда и управления [2].

Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х годов. Результаты некоторых исследований, выполненных в эти годы, подробно были опубликованы позднее. Не только внутреннее развитие самой социальной психологии привело к постановке данной проблемы; но, прежде всего, она была вызвана практическими потребностями. Причем зарождались эти исследования независимо друг от друга в трех важных сферах практики того периода [2].

Во-первых, интенсивное развитие авиации и особенно космонавтики в те годы (готовящиеся групповые полеты в космос) поставили перед психологами практическую задачу комплектования малых групп (экипажей) для эффективного выполнения совместной деятельности в необычных условиях обитания человека. Это направление исследований хорошо известно трудами таких специалистов, как Ф.Д Горбов и М.А. Новиков. В различных научных центрах изучалось влияние многочисленных психологических факторов на показатели совместной деятельности, причем преимущественно в лабораторных условиях (Н.Н. Обозов, В.В. Медведев и др.) [2].

Фактически в тот же период, во-вторых, была поставлена практическая задача подготовки (обучения и воспитания) молодежных (школьных и студенческих) лидеров первичных учебных, а позднее учебно-производственных и других коллективов. Очень скоро выяснилось, что отбор и подготовка лидеров может осуществляться только через их включение в процесс организации совместной деятельности группы. В начале 60-х годов это направление исследований было связано, прежде всего, с Курским госпединститутом и такими именами, как Л.И. Уманский и А.С. Чернышев [2, 9, 10].

На рубеже 60–70-х годов и особенно в 70-е годы интенсивно исследовались различные психологические феномены в группе, выполняющей совместную деятельность, например: организованность (А.С. Чернышев), ее эмоционально-психологические состояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И. Акатов), мотивация групповой деятельности (Е.И. Тимощук), сработанность (Н.Н. Обозов). Особое место в этот период занимают исследования Л.И. Уманского, посвященные различным формам организации совместной деятельности и сохраняющие свою актуальность до сих пор.

На рубеже 70–80-х годов К.А. Абульхановой, А.И. Донцовым, А.Л. Журавлевым, А.С. Чернышевым и др. разрабатывалось понятие «коллективного субъекта деятельности» (или «субъекта совместной деятельности»), и тем самым подчеркивалась не пассивная, а активная сущность коллектива по отношению к выполняемой им совместной деятельности. Эти исследования внесли принципиальные изменения в представления о детерминации совместной деятельности коллектива: не только содержание совместной деятельности определяет групповые психологические феномены (это подробно разрабатывалось в 70-е годы), но и социально-психологические свойства, процессы и состояния коллектива существенно влияют на характеристики совместной деятельности, могут в разной степени ее трансформировать. В этот период был сформулирован обобщенный принцип субъекта в исследовании совместной деятельности [2].

Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов;

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности [3].

Профессор Лев Ильич Уманский (1921–1983) посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности. Л.И. Уманский предложил типологию совместной деятельности. Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем.

Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную [9].

1. Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников. Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.

2. Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместного преобразования исходного сырья в конечный продукт. Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия — конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса, переходя к другому, становится для последнего предметом труда.

3. Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т. д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности — индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.

В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности — совместно-творческий. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности — сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого «сумасшедшего» видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно — активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности [9].

С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, — синергетический (взаимообогащающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей деятельность. Однако в деятельности такого типа «следы» индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы. Члены такого коллектива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные коллективные роли в зависимости от стоящей перед группой задачи. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения. Так работают творческие коллективы, в которых каждому дается полная возможность собственного самовыражения и, тем не менее, достигается цель группы в целом — создание нового, культурно ценного произведения или продукта. Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

В течение последних нескольких десятилетий отечественными и зарубежными психологами разрабатываются технологии работы с большими и малыми группами [2].

В нашей стране с 2000-х годов стали известны такие методы фасилитации, как «Технология открытого пространства», «Поиск будущего», «Динамическая фасилитация», «Мировое кафе». Зачастую данные технологии используются на психологических и бизнес-тренингах, а также хорошо адаптируются к воспитательно-образовательной деятельности организаций дополнительного образования детей.

«Мировое кафе» (The World Cafe) — это способ группового обсуждения в непринужденной и расслабленной обстановке. Методику активно используют в разных сферах: обучении, психологии, бизнесе, потому что она обладает рядом преимуществ. В мировом кафе может участвовать большое количество человек — от нескольких десятков до сотен. Для обсуждения не нужно специальное оборудование, его можно провести и в помещении, и на свежем воздухе. Управлять дискуссией несложно — нужно распределить роли и выбрать участников, которые будут контролировать обсуждение в группах [1].

История метода очень интересна и проста. В 1995 году в небольшом американском городке Милл-Валли в штате Калифорния компания из двух десятков ученых и бизнесменов собралась в доме. Гости решили сесть в круг на улице и устроить обсуждение, но начался дождь. Тогда большой компании пришлось разделиться на несколько маленьких групп и сесть за отдельные столы внутри дома. Каждая группа начала обсуждать тему встречи, а все идеи записывались на самодельные бумажные скатерти. Чтобы выслушать все идеи, участники периодически менялись столами. Так появилось «Мировое кафе», ставшее популярной техникой работы с группой, в том числе среди психологов и педагогов [5].

Базовая модель «Мирового кафе» состоит из пяти элементов.

1. Подготовьтесь к уроку.

Превратите класс в кафе. Расставьте импровизированные столики: сдвиньте две парты в одну. Положите на стол все, что нужно для обсуждения: бумагу, ручки, стикеры. Оптимальный вариант — когда за столом сидят четыре человека.

2. Поприветствуйте учеников и дайте инструкции.

Начните с дружественного приветствия. Напомните ученикам цель урока и вопросы для обсуждения. Расскажите, в каком формате проходит мировое кафе, что нужно делать и какие правила соблюдать. Постарайтесь создать атмосферу доверия, чтобы каждый мог смело высказывать свое мнение и делиться идеями.

3. Подготовьте вопросы.

Подготовьте заранее вопросы для обсуждения. Это должны быть открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Если вы замечаете, что некоторые группы отвлеклись от основной темы, направляйте ход обсуждения.

4. Начните обсуждение в группах.

Поделите учеников на группы и укажите каждой, за какой стол сесть. В каждой группе выберите «хозяина стола» — этот человек останется за столом на протяжении всего упражнения и будет фиксировать итоги обсуждений. На каждый стол раздайте по вопросу.

Засеките время раунда. Стандартный раунд длится 20 минут, но время урока ограничено, поэтому обсуждение можно сократить до 10 минут.

По окончании раунда каждая группа переходит за новый стол и приступает к новому вопросу. «Хозяин стола» встречает группу и коротко рассказывает, к каким идеям привели предыдущие обсуждения.

5. Подведите итоги

Ученики должны делиться своими идеями и результатами обсуждения в группе. Выберите способ, как это лучше сделать. Самый удобный вариант — подводить итоги в самом конце, когда участники посидят за каждым столом и вернутся на свое место. Помните о том, что идеи нужно записывать, чтобы ученики видели ход обсуждения. Поставьте на видное место меловую доску или флипчарт, чтобы ребята записывали свои выводы [4].

Применение технологии The World Cafe («Мировое кафе») в воспитательно-образовательной деятельности организации дополнительного образования детей дает большой потенциал для вариативности тем, подходов и результатов. Данная технология позволяет создать площадку для рефлексии полученного опыта, планирования и создания творческих идей и продуктов. Разговор между участниками — это творческий процесс, способствующий обмену знаниями и опытом, а также созданию возможностей для дальнейшего сотрудничества [3].

Проводится данная технология в группах любого размера с целью сбора идей и объединения накопленного опыта, а также для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления скрытых знаний в коллективе. Это внесет разнообразие во встречи с педагогами, родителями, учащимися, поможет сплотить команду и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.

Основная идея The World Cafe состоит в уверенности, что люди знают решение любой проблемы, даже не отдавая себе в этом отчета. Только в ходе доверительного и непринужденного разговора с известной долей юмора — какая бы серьезная тема ни обсуждалась — можно «вытащить» на поверхность так нужное всем знание. The World Cafe дает компаниям новые импульсы, эта технология позволяет получить всю палитру мнений участников.

В МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска «Мировое кафе» достаточно часто применяется педагогом-психологом в рамках курса внеурочной деятельности по развитию soft skills, ведь становясь «посетителями» «кафе», ребята продолжают учиться работать в команде, коммуницировать между собой, критически мыслить, проявлять творчество и воображение.

Сценарий группового занятия «Подведем итоги!»

Занятие «Подведем итоги!» является итоговым занятием всего курса внеурочной деятельности «Здоровые эмоции», продолжительность которого — 2 года. Занятие проходит в формате «Мирового кафе» (The World Cafe).

Участники — будущие пятиклассники — уже были осведомлены, что заключительное занятие будет необычным, что они смогут помочь своим советом педагогу-психологу при составлении подобной программы для будущих поколений школьников.

1. Начало занятия:

Приветствие. Установка на новую интересную форму работы с группой.

Педагог-психолог: «Ребята, добрый день! Сегодня мы с вами завершаем нашу долгую и интересную работу. Я смело могу назвать вас настоящими экспертами в изучении эмоций и даже хочу обратиться к вам за помощью, ведь лучше вас никто не сможет ответить, что же нужно обучающимся начальной школы на подобных занятиях.

И я, как и обещала, приготовила для вас необычную форму работы. Сегодня я хочу пригласить вас в кафе! Но не в обычное, а в «Мировое кафе»! Поделитесь, пожалуйста, на две группы и займите места за нашими столиками».

Дети самостоятельно делятся на 2 группы, рассаживаются за столами.

2. Основной этап. Работа «Мирового кафе».

«Мировое кафе» (The World Cafe) — это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. «Мировое кафе» применяется для решения комплексных проблем, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

Важной особенностью данной техники является наличие «хозяина стола», которого группа выбирает самостоятельно.

Педагог-психолог: «Друзья, сейчас вам предстоит принять решение, кто же за вашим столом возьмет на себя роль «хозяина стола». Этот человек на протяжении всего времени нашей работы будет оставаться на одном месте, внимательно наблюдая за работой и анализируя ее».

Участники выбирают «хозяина стола».

Педагог-психолог: «Прежде чем начать работу, мне хотелось бы ознакомить вас с этикетом «Мирового кафе».

  • Сосредоточьтесь на самом важном.
  • Вносите свои мысли, мнения, размышления.
  • Говорите от всего сердца, не бойтесь выглядеть глупо.
  • Слушайте всех и все, чтобы понимать.
  • Связывайте и соединяйте идеи.
  • Рисуйте и пишите — здесь это можно и нужно!
  • Получайте удовольствие!

А теперь мы приступим к нашей непосредственной деятельности. Как и в любом кафе, у нас тоже есть меню. И сегодня в нашем меню — пища для размышлений. Вам предстоит выступить генераторами идей, отвечая на один вопрос: какие бы вы внесли изменения в занятия курса «Здоровые эмоции», чтобы они (занятия) стали еще более увлекательными и интересными?»

Начинается мозговой штурм. Ребята обсуждают, слушают, записывают свои идеи на бумажных тарелках, расставленных на столах.

Педагог-психолог: «А теперь предлагаю поменяться местами: два человека от одного стола переходят за другой стол. Вопрос остается тем же. Только группа теперь обновилась и может генерировать совершенно новые идеи».

Через 5 минут снова происходит замена участников.

Через непродолжительное время ведущий останавливает обсуждение, просит «хозяев стола» разместить все тарелки с идеями на полках «посудного шкафа», чтобы подробно ознакомиться с каждой из них.

Начинается обратная связь. Ребята делятся своими эмоциями, интересными идеями и предложениями.

Таким образом, «Мировое кафе» — это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным.

Применение технологии The World Cafe («Мировое кафе») в воспитательно-образовательной деятельности организации дополнительного образования детей дает большой потенциал для вариативности тем, подходов и результатов. Данная технология позволяет создать площадку для рефлексии полученного опыта, планирования и создания творческих идей и продуктов. Разговор между участниками — это творческий процесс, способствующий обмену знаниями и опытом, а также созданию возможностей для дальнейшего сотрудничества. Проводится данная технология в группах любого размера с целью сбора идей и объединения накопленного опыта, а также для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления скрытых знаний в коллективе. Это внесет разнообразие в ваши встречи с педагогами, родителями, учащимися, поможет сплотить команду и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.

Литература

  1. Абашкина О. Что такое world cafe? // Справочник по управлению. 2011. № 2.С. 44–56.
  2. Журавлев А.Л. Влияние личности руководителя на стиль руководства коллективом // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.: ИП АН СССР, 1988. С. 109–204
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Тетра Системе, 2000. 350 с.
  4. Крутиков Г.И. Формы организации занятий по технологии // Школа и производство. 1999. № 2. С. 24–25.
  5. Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений // Организационная психология. 2011. Том 1. № 2. С. 53–91.
  6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
  7. Принципы проведения world cafe Всемирного (интернационального) кафе [Электронный ресурс] // The World Café. URL: http://www.theworldcafe.com/translations/worldcafe-principles-rus.pdf (дата обращения 15.12.2021).
  8. Решетников В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // Омский научный вестник. 2013. № 15. С. 174–177.
  9. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дисс. .. докт. психол. наук. М., 1968. 30 с.
  10. Чернышев A.C. и др. Школа и развитие ребенка. Курск: Изд-во ИПК и ПРО, 1995. 103 с.

Информация об авторах

Матвеева Анна Владимировна, педагог-психолог, Гимназия № 4 (МБОУ «Гимназия №4»), Курск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4315-992X, e-mail: anyuta.androsova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 520
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 117
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7