Опыт Федерации психологов образования России по формированию и развитию готовности к волонтерской деятельности студентов и специалистов системы образования

44

Аннотация

В статье представлен опыт Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (далее — ФПО России) по формированию и развитию готовности студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования и специалистов системы образования к участию в волонтерской деятельности в ФПО России. В 2021 году волонтерами ФПО России была разработана и апробирована программа Школы волонтеров, трудоемкость — 32 часа, срок реализации — 3 месяца. Участники программы — волонтеры / кандидаты в волонтеры ФПО России (студенты образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, специалисты системы образования). Задачами программы является формирование и развитие представлений о нормативно-правовых и этических основаниях волонтерской деятельности в РФ; развитие практических навыков в области организации и реализации волонтерских мероприятий и проектов; развитие личностных компетенций участников волонтерской деятельности; знакомство с образцами успешной психолого-педагогической практики в области развития психологической культуры населения. Программа реализуется в очной форме, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Общая информация

Ключевые слова: волонтер, волонтерство, федерация психологов образования

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190206

Получена: 02.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Баранова Е.М. Опыт Федерации психологов образования России по формированию и развитию готовности к волонтерской деятельности студентов и специалистов системы образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 56–70. DOI: 10.17759/bppe.2022190206

Полный текст

Популяризация волонтерской деятельности является одной из стратегических задач развития гражданского общества и активно поддерживается Правительством РФ [8; 9; 10]. В научной литературе и нормативных правовых документах понятия «волонтерство» и «добровольчество» имеют идентичные значения и употребляются как синонимы [3]. Понятие «волонтерство» происходит от латинского термина «voluntaries» (добровольный) и французского слова «voluntare» (волонтер) и изначально (примерно с 1600 года) использовалось для обозначения лиц, добровольно поступивших на военную службу. Вне военного контекста термин «волонтерство» упоминается с 1630 года как «общественно полезная работа». В настоящее время под волонтерством понимается «добровольческий труд как деятельность, осуществляемая людьми добровольно на безвозмездной основе и направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем общества» [4].

Организованные волонтерские движения — это признак развития гражданского общества. В настоящее время добровольческая (волонтерская) деятельность активно поддерживается на гоcударственном уровне: уточняется и расширяется база нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность волонтеров и волонтерских организаций; выделяется государственное финансирование на поддержку волонтерских программ; создаются региональные ресурсные центры, в задачи которых входит организационно-методическая поддержка волонтерских движений, и т. д. Участие граждан в добровольческой (волонтерской) деятельности не только приносит социально-экономическую пользу обществу, но и способствует развитию у участников добровольческой (волонтерской) деятельности навыков и компетенций, которые они смогут использовать в процессе профессиональной деятельности во время реализации профессиональных задач, способствует формированию социальной культуры и общественной активности.

Волонтерская деятельность предполагает активное взаимодействие помогающих (волонтеров) и нуждающихся в помощи (благополучателей). Чтобы успешно взаимодействовать с благополучателями, волонтерам необходимо уметь применять в ситуации общения навыки эффективной коммуникации, строить и поддерживать диалог, проводить профилактику конфликтных ситуаций, адекватно реагировать на различные эмоциональные переживания участников взаимодействия.

Волонтерская деятельность имеет определенные нормативно-правовые и этические возможности и ограничения, а также уникальные правила и принципы организации. Чтобы помогать другим и «не навредить», волонтеру необходимо знать нормативно-правовые, этические и научно-методические основания волонтерской деятельности, хотя бы в обобщенном, доступном для широкой аудитории формате предоставления информации.

Волонтерская деятельность является мощным механизмом саморазвития и самореализации самих волонтеров. Участие в волонтерской деятельности способствует развитию у волонтеров гражданской позиции, ответственности, умения планировать свою деятельность, понимать и регулировать собственные эмоциональные состояния. Все эти навыки относятся к зрелой личности, способной быть субъектом собственной жизни. Волонтерская деятельность способствует личностному, социальному и профессиональному самоопределению волонтера в любом возрасте [5].

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» (далее — ФПО России) поддерживает идею бескорыстного и безвозмездного служения обществу. В 2019 году ФПО России приняла участие в конкурсном отборе заявок социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления гранта мэра Москвы, а проект «Молодежный просветительский проект «Студент+» был признан победителем в номинации «Добровольчество и волонтерство» и с 2020 года является одним из направлений волонтерской деятельности ФПО России [6; 7]. В 2020 году в ФПО России утверждено Положение о добровольцах (волонтерах) и добровольческой (волонтерской) деятельности, регламентирующее добровольческую (волонтерскую) деятельность ФПО России [2]. Также в 2020 году команда исполнителей проекта «Студент+» разработала методические рекомендации для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного» [1]. Материалы пособия адресованы административным и педагогическим работникам организаций высшего образования, а также всем специалистам, заинтересованным в развитии добровольчества (волонтерства) в студенческой среде.

В 2021 году силами волонтеров ФПО России разработана и апробирована программа Школы волонтеров ФПО России. Результаты данной работы представлены далее в настоящей публикации.

Программа Школы волонтеров ФПО России

Цель реализации программы Школы волонтеров ФПО России — формирование и развитие готовности студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования и специалистов системы образования к участию в волонтерской деятельности в ФПО России.

Задачи:

  • формирование и развитие представлений о нормативно-правовых и этических основаниях добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации;
  • развитие практических навыков в области организации и реализации добровольческих (волонтерских) мероприятий и проектов;
  • развитие личностных компетенций участников добровольческой (волонтерской) деятельности ФПО России;
  • знакомство с образцами успешной психолого-педагогической практики в области развития психологической культуры населения и реализации добровольческих (волонтерских) мероприятий и проектов.

Планируемые результаты. В результате реализации программы просветительских мероприятий волонтеры ФПО России, будут:

знать:

  • нормативно-правовые и этические основания организации добровольческой (волонтерской) деятельности в РФ, направления, виды, формы и содержание волонтерской деятельности; организацию волонтерской деятельности на уровне государства, региона, организации;
  • теоретические основы психологии общения, принципы конструктивного диалога, способы и технологии эффективного взаимодействия;
  • теоретические основы психологии конфликта, способы профилактики конфликта, психологические основы стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
  • способы и средства организованной групповой деятельности; воспитательные, развивающие функции групповой деятельности; сущность социально-психологического климата (атмосферы) в группе; характеристики благоприятного и неблагоприятного климата;
  • основы ораторского искусства, правила ведения диалога, средства воздействия на аудиторию, способы регуляции своего эмоционального состояния;
  • научные и прикладные основы технологии организации человеком своего времени с целью увеличения эффективности его использования;
  • научные и прикладные аспекты профилактики эмоционального выгорания;

уметь:

  • ориентироваться в многообразии ресурсной поддержки волонтерской деятельности;
  • проводить анализ ситуации коммуникативного взаимодействия, прогнозировать возможные трудности в построении диалога в определенной ситуации взаимодействия, в том числе конфликтные ситуации;
  • проводить анализ целей своей деятельности; эффективно организовывать рабочее пространство; использовать методы тайм-менеджмента при составлении списка дел;
  • планировать стратегии профилактики эмоционального выгорания в повседневной и профессиональной деятельности (планирование развития компетентности, анализ личностной и профессиональной стратегии, определения баланса собственной жизни);

получат возможность:

  • познакомиться с опытом организации добровольческой (волонтерской) деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО);
  • развить навыки эффективной коммуникации, тайм-менеджмента, публичного выступления, профилактики эмоционального выгорания, организации групповой работы.

Категория участников программы: волонтеры / кандидаты в волонтеры ФПО России (студенты образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, специалисты системы образования).

Условия реализации: очный формат, возможно с применением дистанционных образовательных технологий.

Срок освоения программы — 3 месяца.

План программы Школы волонтеров ФПО России

Раздел

Форма проведения

Кол-во часов

1.

Нормативно-правовые и этические основы волонтерской деятельности

лекция, практикум

3

2.

Как общаться продуктивно, осуществляя волонтерскую деятельность

лекция, практикум

3

3.

Как предвидеть и решить конфликт при проведении волонтерского мероприятия

лекция, практикум

3

4.

Организация групповой деятельности

лекция, практикум

3

5.

Секреты успешного публичного выступления волонтера

лекция, практикум

3

6.

Как успевать помогать другим: тайм-менеджмент волонтерской деятельности

лекция, практикум

3

7.

Как «не сгореть», помогая другим: профилактика эмоционального выгорания волонтера

лекция, практикум

3

8.

Социально-ориентированный проект: от идеи до подачи заявки на конкурс

лекция, практикум

3

9.

Навыки и компетенции, необходимые при реализации волонтерской деятельности

мастер-классы

6

10.

Итоговый контроль

тестовые и кейсовые задания

2

Итого:

32

Содержание программы Школы волонтеров ФПО России

Раздел

Содержание

1.

Нормативно-правовые и этические основы волонтерской деятельности

Лекция (1 ч). Понятия «волонтерство», «добровольчество», «благотворительность».

Нормативные правовые документы, регламентирующие волонтерскую деятельность в РФ. Субъекты и объекты (адресаты) волонтерской помощи. Направления, виды, формы и содержание волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность в РФ, г. Москве, в ФПО России.

Этические принципы волонтерской деятельности.

Практикум (2 ч). Мастер-класс «Ресурсная поддержка волонтеров в РФ и г. Москве» (демонстрация сайтов организаций, оказывающих информационную, обучающую и другие виды поддержки волонтеров).

Круглый стол «Волонтерство как ресурс профессионального и личностного развития».

2.

Как общаться продуктивно, осуществляя волонтерскую деятельность

Лекция (1 ч). Психологические аспекты эффективного взаимодействия. Вербальная и невербальная подача материала, технологии процесса убеждения, техники слушания. Теории эффективного взаимодействия.

Практикум (2 ч). Выполнение практических заданий, направленных на предъявление информации, активное слушание, распознавание ситуаций взаимодействия и позиций партнера по общению. Решение кейсов, связанных с продуктивным взаимодействием в волонтерской деятельности.

3.

Как предвидеть и решить конфликт при проведении волонтерского мероприятия

Лекция (1 ч). Социально-психологические основы конфликта. Структура и способы профилактики конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Практикум (2 ч). Выполнение практических заданий, направленных на распознавание истинных причин конфликта, определение наиболее эффективной стратегии поведения в определенной ситуации. Рефлексия результатов решения конфликтной ситуации, возможность применения такой стратегии при проведении волонтерского мероприятия.

4.

Организация групповой
деятельности

Лекция (1 ч). Понятие группы и групповой деятельности в психолого-педагогическом знании. Отличительные признаки совместной деятельности. Способы и средства организации групповой деятельности на профилактических занятиях студентов-волонтеров. Структура групповых профилактических занятий. Принцип субъектности во взаимодействии студентов-волонтеров с участниками профилактического мероприятия (субъект, объект, самость, свободный выбор, предвидение последствий, принцип субъектности в психолого-педагогическом знании).

Практикум (2 ч). Способы инициирования субъектности. Выполнение практических упражнений: в игровых ролевых ситуациях «Я-сообщение»; на формирование способности предвосхищать собственные действия; на формирование способностей ориентироваться на Другого; формирование осознания своих отношений и поведения как формы выражения отношений в групповой работе; на формирование умений отбирать средства влияния на атмосферу в группе. Упражнения на формирование умений подбирать средства групповой деятельности. Формирование (комплектование) групп. Ролевое ситуативное проигрывание фрагментов групповой деятельности.

5.

Секреты успешного
публичного выступления
волонтера

Лекция (1 ч). Особенности влияния в трех различных средах взаимодействия. Психологические основы ораторского искусства.

Практикум (2 ч). Выполнение практических заданий, направленных на отработку технологий ораторского искусства волонтера, влияние в 3-х средах взаимодействия. Тренинг эмоциональной устойчивости волонтера. Произнесение краткой убеждающей речи с последующей рефлексией.

6.

Как успевать помогать
другим: тайм-менеджмент волонтерской деятельности

Лекция (1 ч). Психологические аспекты планирования деятельности. Причины непродуктивности и прокрастинации. Мифы о тайм-менеджменте. Последствия неумения управлять временем для психологического и физического здоровья. Хронофаги (поглотители времени). Принципы эффективного управления временем. Основы целеполагания и эффективного планирования волонтерской деятельности.

Практикум (2 ч). Методы тайм-менеджмента: инструкция по применению. Выполнение практических упражнений: «Лента времени», выявление отвлекающих факторов (пожирателей времени); расстановка приоритетов (способ АБВГД, матрица
Эйзенхауэра, закон Парето, принцип Л. Зайверта, принцип АВС); планирование рабочей недели с использованием техник тайм-менеджмента (диаграмма Ганта, ментальная карта, метод «помидора», метод «Пять пальцев»).

7.

Как «не сгореть», помогая другим: профилактика
эмоционального выгорания волонтера

Лекция (1 ч). Понятие и признаки эмоционального выгорания. Причины эмоционального выгорания. Стратегии профилактики эмоционального выгорания: развитие личностной и профессиональной компетентности, удержание баланса / равновесия, развитие гибкой стратегии.

Практикум (2 ч). Методика «Колесо компетенций». Методика SSC (анализ стратегии). Методика «Колесо баланса жизни» (П. Дж. Маейр). Определение баланса собственной жизни (чувственная и интеллектуальная сферы, критика-похвала, отдаю-получаю).

8.

Социально-ориентированный проект:
от идеи до подачи заявки
на конкурс

Лекция (1 ч). Проект и его характеристики (миссия, цель, задачи проекта). Социально-ориентированный проект. Логическая модель проекта (ресурсы, деятельность, результаты). 6 шагов по созданию проекта. Принципы оформления и подачи заявки на грантовые конкурсы.

Практикум (2 ч). Мастер-класс «Принципы оформления и подачи заявки на грантовые конкурсы» (демонстрация сайтов организаций, оказывающих информационную, обучающую и другие виды поддержки НКО и волонтерам по вопросам получения грантовой поддержки для реализации социально-ориентированных проектов).

9.

Навыки и компетенции,
необходимые при реализации волонтерской
деятельности

Мастер-классы специалистов и волонтеров, демонстрация опыта влияния опыта волонтерской деятельности на развитие личностных и профессиональных компетенций, а также значения саморазвития для эффективной реализации волонтерской деятельности. Тематика мастер-классов уточняется в зависимости от опыта и компетентности приглашенных спикеров. Рекомендуемые темы мастер-классов: «Управление эмоциями в работе волонтера», «Понимание себя и своих возможностей или как не потерять себя, помогая другим», «Мотивация волонтерской деятельности: почему мы помогаем?», «Как раскрыть свой потенциал, помогая другим».

Формы оценки (контроля) планируемых результатов и оценочные материалы
программы Школы волонтеров ФПО России

Форма промежуточного контроля: тестовые задания.

Тестирование проводится в конце каждого занятия (1–8 разделы программы). Количество тестовых заданий по одному разделу программы — не более 5. Слушатель программы допускается к итоговому тестированию при правильном решении не менее 50% тестовых заданий по всем 8 разделам.

Примеры тестовых заданий

1. Принципы волонтерской деятельности ФПО России (несколько вариантов ответов):

а) добровольность

б) альтруизм

в) гуманность

г) законность

д) партнерство

е) безвозмездность

ж) гласность

з) добросовестность

2. Диалоговое общение основано на принципе (один вариант ответа):

а) разговор от имени собственного «Я»

б) настаивание на собственной точке зрения

в) ссылка на авторитетное мнение

3. Склонность к откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам (один вариант ответа):

а) перфекционизм

б) фрустрация

в) антагонизм

г) прокрастинация

Форма итогового контроля: решение кейсовых заданий.

Слушатели, успешно прошедшие промежуточную аттестацию, получают задание для итогового контроля: 3 кейсовые задачи. Каждое кейсовое задание оценивается максимально на 3 балла:

1 балл — поверхностное описание решения кейсовой задачи, допущение грубых фактических ошибок, содержащих незнание или неумение применять полученные в ходе обучения знания;

2 балла — недостаточно подробное описание решения кейсовой задачи, допущение негрубых фактических ошибок, демонстрация использования полученных в ходе обучения знаний;

3 балла — подробное и грамотное описание решения кейсовой задачи, отсутствие фактических ошибок, демонстрация использования полученных в ходе обучения знаний.

Пример кейсового задания:

Вы приехали в образовательную организацию как волонтер, чтобы провести мероприятие с обучающимися. О дате и времени мероприятия Вы договорились с администратором, накануне получили подтверждение, что мероприятие состоится. Вы очень ответственный волонтер, тщательно и долго готовились к этому мероприятию, потратили на дорогу до учреждения 1,5 часа. Но когда Вы приехали в организацию — Вам сказали, что занятие отменяется (без объяснения причин). Опишите: 1) ваши действия в момент получения информации об отмене занятия; 2) ваши действия, чтобы подобная ситуация более не повторилась.

Организационные условия реализации программы Школы волонтеров ФПО России

Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы (по разделам)

1. Нормативно-правовые и этические основы волонтерской деятельности

  • Килина А.Г., Кондарнцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства. М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. 112 с.
  • Событийное волонтерство: учебник для вузов / М.А. Мазниченко [и др.]. М.: Юрайт, 2021. 155 с.
  • Мосволонтер [Электронный ресурс]. Официальный сайт ГБУ города Москвы «МОСВОЛОНТЁР». URL: https://mosvolonter.ru/
  • Добро.ru [Электронный ресурс]. Онлайн-площадка для волонтеров и людей, желающих оказать помощь на территории РФ. URL: https://dobro.ru/
  • ДоброУниверситет [Электронный ресурс]. Онлайн университет социальных наук. URL: https://edu.dobro.ru/

2. Как общаться продуктивно, осуществляя волонтерскую деятельность

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: ЭКСМО, 2011. 576 с.
  • Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 553 с.
  • Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 336 с.
  • Переговоры. Сокращенный вариант пособия для слушателей курса. Специальное обобщенное издание для международного использования / под ред. Е.Н. Ивановой. СПб; 1998. 164 с.

3. Как предвидеть и решить конфликт при проведении волонтерского мероприятия

  • Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие. М: ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
  • Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 336 с.
  • Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, Инфра-М. 232 с.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: ЭКСМО, 2011. 576 с.

4. Организация групповой деятельности

  • Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
  • Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Киев, 1982. 352 с.
  • Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. 319 с.

5. Секреты успешного публичного выступления волонтера

  • Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб: Питер, 2011. 37б с.
  • Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно. М.: Альпина Паблишер, 2015. 204 с.

6. Как успевать помогать другим: тайм-менеджмент волонтерской деятельности

  • Аллен Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. М: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 368 с.
  • Зайверт Л. Если спешишь — не торопись. Новый тайм-менеджент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. М.: ACT; Астрель, 2007. 255 с.
  • Трейси Б. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 144 с.

7. Как «не сгореть», помогая другим: профилактика эмоционального выгорания волонтера

  • Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии, 2008. №2. С. 3–16.
  • Человек работающий: руководство пользователя. СПб: АНО «Психологический центр «Форсайт», 2020. 14 с.

8. Социально-ориентированный проект: от идеи до подачи заявки на конкурс

  • Иванова Н.Ю., Кривенков В.И. Социальный проект: проблема-идея-результат: методическое пособие. Новосибирск, 2016. 28 с.

Материально-технические условия реализации программы Школы волонтеров

Для обеспечения интерактивных методов обучения во время лекционных и практических занятий, реализуемых в очной форме, требуется аудитория с мультимедиа (возможен вариант с интерактивной доской), программный пакет MS Office, включающий программу Power Point, Internet Explorer. Аудитория для проведения практических занятий должна быть оснащена мультимедийным компьютером с предустановленным программным обеспечением с возможностью ввода информации с USB Flash накопителей, вывода информации на монитор и дополнительным выходом на видеопроектор. Необходим подсоединенный видеопроектор и экран для него. В учебной аудитории должен быть выход в сеть Интернет. В кабинете должна быть необходимая мебель (столы / парты, стулья по количеству участников), доска или флипчарт, мел / маркеры. Для проведения дискуссий и круглых столов необходимо использование аудиторий со специальным расположением столов и стульев для групповой работы или с возможностью менять расположение мебели.

Программа Школы волонтеров может быть реализована в очном формате с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Лекционные и практические занятия проходят с активной дистанционной поддержкой, предполагающей применение информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников в дистанционном формате на платформе для видеоконференций, доступной для использования организаторами (Zoom, Google-meet, Skype, Teams и т. д.), а также возможность получения обучающимися консультаций у преподавателей данного курса. Проведение практических занятий с использованием ДОТ предполагает наличие у участников программы персональных электронных устройств (компьютер / ноутбук / планшет / мобильное устройство) с возможностью подключения к сети Интернет.

Апробация программы Школы волонтеров ФПО России

Апробация программы Школы волонтеров ФПО России (далее — Школа волонтеров) проходила в период с 27 февраля по 30 апреля 2021 года (1 набор) и с 16 октября по 25 декабря 2021 года (2 набор). Для участия в Школе волонтеров было подано более 350 заявок. К занятиям приступило 139 человек (40% от подавших заявку на участие). Участники Школы волонтеров — старшеклассники и студенты вузов и колледжей России и Приднестровья в возрасте от 16 до 24 лет, а также специалисты образовательных организаций, чьи профессиональные и личные интересы находятся в зоне добровольческой (волонтерской) деятельности (не более 5% от общего числа участников Школы волонтеров).

Образовательные организации, обучающиеся и специалисты которых приняли участие в программе Школы волонтеров:

  • АНО ВО «Международная полицейская академия Всероссийской полицейской ассоциации»;
  • АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»;
  • Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко;
  • ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»;
  • ГАПОУ г. Москвы «Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова»;
  • ГБОУ города Москвы «Школа №1194»;
  • ГКОУ города Москвы «Кадетская школа-интернат №1»;
  • ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко»;
  • МБДОУ «Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Теремок» (Республика Мордовия);
  • МОУ СОШ «Свердловский Центр образования» (Ленинградская обл.)»;
  • МОУ СОШ №13 г. Ухта (Республика Коми);
  • ОЧУ Международная гимназия «Сколково»;
  • УВО «Университет управления «ТИСБИ»;
  • ФГАО ВО «Российский университет дружбы народов»;
  • ФГБОУ «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»;
  • ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»;
  • ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»;
  • ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»;
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»;
  • ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;
  • ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»;
  • ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»;
  • ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»;
  • ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»;
  • ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»;
  • ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»;
  • ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России;
  • ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Успешно завершили программу и были аттестованы 90 участников Школы волонтеров (65% от всех принявших участие в занятиях студентов и специалистов). Все аттестованные участники получили сертификаты об успешном окончании программы Школы волонтеров ФПО России.

Для участников Школы волонтеров были организованы:

  • очные практико-ориентированные занятия (реализованы в системе видеоконференций Zoom и Google-meet);
  • серия мастер-классов специалистов сферы образования, в том числе победителей конкурсов профессионального мастерства;
  • процедура итоговой аттестации, включающая в себя решение тестовых и кейсовых заданий.

Участники Школы волонтеров имели возможность проводить рефлексию полученного опыта после каждого занятия или мастер-класса, обобщенные результаты которой представлены ниже.

Результаты анкетирования «Рефлексия полученного опыта»:

  • общая оценка активности и включенности участников Школы волонтеров на протяжении всей программы — 8,1 (из 10);
  • оценка практической значимости (пользы) программы Школы волонтеров — 9,3 (из 10);
  • оценка эффективности программы Школа волонтеров для профессионального развития — 9,2 (из 10).

Главными результатами программы Школы волонтеров для ее участников стало:

  • расширение знаний о практической сфере применения и важности волонтерской деятельности для развития гражданского общества и помощи тем, кто в ней нуждается, а также о способах реализации этой помощи;
  • расширение представлений о психологии взаимодействия и эффективной коммуникации; о способах самопознания, саморазвития и самореализации;
  • развитие профессиональных навыков или компетенций, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности;
  • личностное развитие, осознание ценности себя и собственного развития, анализ личностного потенциала и ресурсов для самосовершенствования;
  • развитие мотивации к участию в волонтерской деятельности, желание применить полученные знания в реальной деятельности в качестве волонтера (добровольца).

Эти результаты были достигнуты благодаря:

  • обучающим мероприятиям программы (практические занятия, мастер-классы профессиональных психологов и волонтеров ФПО России, индивидуальные консультации преподавателей Школы волонтеров);
  • открытости преподавателей Школы волонтеров в области распространения личного опыта и использования теоретических знаний в своей профессиональной и волонтерской деятельности;
  • наличию у участников Школы волонтеров мотивации к изучению нового материала, а также высокому уровню и стремления к развитию, самоорганизации в процессе участия в программе Школы волонтеров.

Преподаватели Школы волонтеров отмечают высокий интерес участников к теоретическому материалу программы, поскольку он опирается не только на фундаментальные положения психологической науки и теории волонтерской деятельности, но и на житейский опыт преподавателей и участников Школы волонтеров, а также имеет ценность в профессиональной деятельности любой сферы. Подавляющее большинство участников Школы волонтеров хорошо воспринимали и усваивали материал, если он был представлен визуально (картинки, логические схемы, блок-схемы, видеосюжеты). Особый интерес у участников Школы волонтеров вызывали дискуссионные формы работы на занятиях, во время которых предоставлялась возможность всем желающим высказать свою точку зрения, поделиться личным или профессиональным опытом, принять участие в решение кейсовых ситуаций или заданий, направленных на самодиагностику и личностное развитие.

Достижение поставленных преподавателями Школы волонтеров целей занятий оказалось возможным благодаря соблюдению следующих принципов:

  • принцип расширения информационного поля участников Школы волонтеров, формирование предметных компетенций в изучаемой области;
  • принцип актуализации и расширения субъектного опыта участников Школы волонтеров;
  • принцип демонстрации во время учебных занятий методов интерактивного взаимодействия, который позволяет показать возможности применения конкретных методов и технологий в практической деятельности;
  • создание условий для постоянной рефлексии полученного опыта [1; 5].

Литература

  1. Методические рекомендации для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного». Пособие для вузов / под ред. Умняшовой И.Б., Леоновой О.И. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2020. 131 с.
  2. Об организации волонтерской деятельности Федерации психологов образования России на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. Официальный сайт. URL: https://www.rospsy.ru/node/646 (дата обращения: 31.05.2022).
  3. Певная М.В., Кузьминчук А.А. Социологический анализ нормативно-правового регулирования волонтерства в США и России // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2014. Том 126. № 2. С.131–139.
  4. Семашко А.Г. Волонтерство в России: правовое регулирование на современном этапе // Научно-практическая конференция в рамках «Недели науки» ФИЯ МАИ-НИУ, посвященная 55-летию полета Ю. Гагарина. Сборник докладов. Выпуск № 8. М.: Перо, 2016. С. 375–386.
  5. Умняшова И.Б. Волонтерская деятельность как ресурс развития компетенций студентов // Современная реальность в социально-психологическом контексте — 2021: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17–18 марта 2021 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. С. 62–67.
  6. Умняшова И.Б. Волонтерская деятельность как форма первичной профилактики химической аддикции в молодежной среде // Современная реальность в социально-психологическом контексте — 2020: сборник научных трудов, Новосибирск, 04–05 марта 2020 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. С. 191–197.
  7. Умняшова И.Б. Молодежный просветительский проект «Студент+»: итоги реализации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. C. 104–114. doi:10.17759/bppe.2020170310
  8. Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 05.03.2022).
  9. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 31.05.2022).
  10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 31.05.2022).

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Гильяно Альбина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева», секретарь регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (ФПО Рос-сии), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8261-4713, e-mail: als129@mail.ru

Баранова Екатерина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра "Педагогики и психологии профессионального образования" Института экономики и управления АПК, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный аграрный университет-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6955-4149, e-mail: baranovaem@rgau-msha.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 214
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0