Психолого-педагогический консилиум как обязательный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании

145

Аннотация

Психолого-педагогическая (образовательная) программа предназначена для повышения психолого-педагогической компетентности руководителей, педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения инклюзивных школ, нуждающихся в улучшении качества организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиума (ППК), является краткосрочной практико-ориентированной программой профессионального развития. Программа предполагает усиление профессиональных установок педагогов на оказание психолого-педагогической помощи каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, нацелена на освоение участниками необходимых психологических знаний, формирование и совершенствование специфических профессиональных умений и навыков (коммуникативных, аналитических, рефлексивных, проектных), необходимых членам педагогического коллектива для овладения технологией подготовки и проведения ППК как особой формы командного взаимодействия специалистов. Программа реализуется в технологии интенсивного психологического образования взрослых, предполагает ориентацию на специфические возрастные личностные, психофизиологические и когнитивные потенциалы взрослых обучающихся и на особенности профессиональной мотивации педагогических работников — участников программы.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогический консилиум, профессиональная компетентность, психологическое сопровождение учебной деятельности, инклюзивное образование

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190306

Получена: 26.09.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Дегтярева Л.И., Тиндетникова Е.Г., Луцкая М.Е. Психолого-педагогический консилиум как обязательный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 3. С. 111–133. DOI: 10.17759/bppe.2022190306

Полный текст

Актуальность и практическая значимость программы

Актуальность и практическая значимость данной программы заключается в том, что она полностью соответствует вызовам современности и актуальным вопросам организации инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы и позволяет обеспечивать профессиональное развитие и повышение психологической компетентности педагогических работников по конкретному направлению практики инклюзивного образования — по организации деятельности школьного консилиума (ППк) посредством представления опыта, наработанного педагогическим коллективом школы «Аврора» в течение 25 лет инклюзивного образования обучающихся с самыми различными отклонениями в развитии, в том числе с наиболее сложным для включенного образования нарушением — с РАС.

Программа прошла апробацию в формате деятельности стажировочной площадки как инфраструктурного компонента инклюзивного образовательного пространства Новосибирской области (Приказ Министерства образования Новосибирской области от 31 июля 2018 г. № 1922 «Об утверждении положения о стажировочной площадке по реализации регионального проекта “Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области”»).

Программа полностью соответствует требованиям к содержанию и технологиям организации деятельности стажировочных площадок как современных специфических практико-ориентированных форм профессионального развития педагогических работников.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в среду нормативно развивающихся школьников требует значительных изменений в организации образовательного процесса:

  • создания всей полноты необходимых специальных образовательных условий;
  • качественного выполнения рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • отслеживания динамики развития обучающихся и корректировки рекомендаций ППк в соответствии с результатами освоения ребенком образовательной программы;
  • своевременной корректировки рекомендаций ППк в связи с изменяющейся социальной ситуацией развития ребенка и успешностью его социализации (позиция родителей, статус в классе, включение ребенка во внеурочную деятельность, внутренняя позиция школьника, система его межличностных отношений в классе и других детских коллективах, отношения с педагогами и т. д.).

Двадцатипятилетний опыт организации инклюзивного образования в школе «Аврора» убеждает, что именно качественно работающий школьный консилиум (ППк) — важнейший системообразующий компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обязательное условие эффективной инклюзии, а практика его организации значительно сложнее, чем это представлено в действующих нормативно-правовых документах федерального уровня, определяющих обязательные требования и условия деятельности ППк.

Системно организованная деятельность школьного консилиума с обязательностью требует разработки, реализации и своевременной корректировки адаптированной образовательной программы (АОП) и индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для каждого обучающегося с ОВЗ, а также обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся на протяжении всего периода их обучения в условиях инклюзивной школы.

Опыт профессионального взаимодействия с педагогами и руководителями школ в рамках конференций, вебинаров, круглых столов, совещаний и неформального общения убеждает, что во многих образовательных организациях консилиум работает формально, несистемно, непродуктивно, воспринимается педагогами и специалистами как дополнительная нагрузка, отвлекающая педагогических работников от их основной работы. Это связано с тем, что члены школьного консилиума и его руководитель не вполне владеют технологией организации этой специфической формы командного взаимодействия и не обладают необходимыми профессиональными компетенциями, характеризующими так называемую инклюзивную готовность педагогов.

Часть из этих компетенций четко определена в тексте утвержденных профстандартов, таких как «Педагог-психолог (психолог в сфере образования), «Педагог», «Специалист в области воспитания» — посредством определения конкретных трудовых действий педагогов-психологов, педагогов, тьюторов и тех знаний и умений, которые эти трудовые действия обеспечивают, часть — определяется исходя из исследований составляющих инклюзивной готовности — психологической и педагогической (Алехина С.В., 2011) и компонентов инклюзивной готовности: когнитивного, эмоционального, конативного, коммуникативного, рефлексивного (Хитрюк В.В., 2015), часть — уточняется коллективом школы «Аврора» исходя из сложившегося многолетнего опыта организации школьного консилиума в качестве обязательного компонента инклюзивного образовательного процесса (Дегтярева Л.И., Тиндетникова Е.Г., Петрова Е.Э., 2013).

Наработанный школой «Аврора» опыт инклюзивного образования, неоднократно отмеченный экспертами федерального, регионального, городского уровней, приводит к выводу о том, что психолого-педагогический консилиум — это такая междисциплинарная команда, которая объединяет специалистов, разделяющих ценности и принципы инклюзии и владеющих специфической технологией, предполагающей:

  • качественную подготовку заседаний ППк (плановых и внеплановых) и всех необходимых документов,
  • организацию продуктивного обсуждения в ходе самого заседания (профессиональная дискуссия);
  • оформление и выполнение конкретных решений консилиума всеми педагогами и специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ;
  • грамотное ведение документации ППк педагогами и специалистами, выполняющими его решения;
  • информирование и мотивирование всех участников образовательных отношений для организации работы по неформальному, ответственному решению всех необходимых определенных консилиумом задач;
  • систематическое оценивание эффективности работы ППк и его решений;
  • гибкое и своевременное реагирование ППк на изменения в поведении обучающихся с ОВЗ, на успешность-неуспешность освоения ими АОП, динамику их развития, удовлетворенность родителей качеством инклюзивного образования, на степень затруднений педагогов, обучающих детей с ОВЗ, и другие составляющие инклюзивного образовательного процесса — путем внесения изменений в АОП, ИОМ, другие специальные условия образования конкретных обучающихся (специальные подходы, методы, учебные материалы, коррекционные занятия и т. д.). 

Такая технология, отработанная в инклюзивной практике школы «Аврора», требует достаточно высокой компетентности всех членов консилиума:

  • сформированной профессиональной установки на оказание помощи всем обучающимся с ОВЗ;
  • принятие ценностей и принципов инклюзивного образования;
  • знаний нормативно-правовых документов, определяющих деятельность ППк и ПМПК, в том числе — требований к содержанию и оформлению представления на ПМПК, требований к АОП и ИОМ;
  • глубокого понимания специфики деятельности ППк как формы командной работы или совместной деятельности;
  • знаний о специальных подходах, АОП, эффективных технологиях, методах обучения и воспитания, позволяющих включать всех обучающихся в образовательный процесс с учетом их психофизиологических особенностей;
  • умения понимать документы других специалистов;
  • умения продуктивно, уважительно взаимодействовать с коллегами в рамках профессионального обсуждения, в совместной педагогической деятельности и в процессе психолого-педагогического сопровождения;
  • умения разрабатывать адаптированные образовательные программы и индивидуальные маршруты;

Имеющийся опыт организации деятельности ППк в школе «Аврора» привел коллектив к необходимости выделить различные варианты (типы) ППк:

  • плановые: входной (начальный этап включения обучающегося в образовательный процесс), промежуточный (завершающий учебный год), итоговый (завершающий реализацию АОП конкретного обучающего по уровню школьного образования;
  • внеплановые: проектный (корректировка специальных условий для конкретного обучающегося); методический (обсуждение новых возможных дидактических подходов и методических решений при недостаточной эффективности предыдущих решений или при негативных проявлениях в поведении и успешности обучения конкретных обучающихся); рефлексивный (содержательное оценивание эффективности педагогических и психолого-педагогических решений по отношению к конкретному обучающемуся с ОВЗ).

Накопленный коллективом опыт, представленный в многочисленных методических и информационных авторских и коллективных продуктах (публикации, фильмы, видеоматериалы, презентации), локальные акты ОО, документы ППК (протоколы, представления, решения, утвержденные АОП), методические материалы (дневники динамического наблюдения, буклеты, алгоритмы действий, образцы поведенческих планов и визуальных расписаний и т. д.), — это уникальный ресурс, позволяющий организовать процесс повышения профессиональной компетенции педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, нуждающихся в повышении эффективности деятельности консилиума в своих образовательных организациях, в формате профессиональной стажировки на территории школы.

Накопленный опыт, представленный в профессиональных убеждениях, знаниях, навыках, профессионально-значимых личностных качествах членов ППк школы «Аврора», позволяет организовать стажировку как процесс интенсивного психолого-педагогического просвещения и профессионального развития педагогических работников других школ.

При этом под интенсивным психологическим образованием в данной программе понимается специально организованный процесс, ориентированный на обоснованные, конкретные, четко сформулированные цели и задачи, имеющие для самих обучающихся определенный смысл и значение, позволяющий в короткие сроки достигать важных и глубоких образовательных эффектов посредством энергичной, напряженной, технологично организованной совместной работы, приносящей удовлетворение и обучающим, и обучающимся (Чепель Т.Л., 2006).

Содержание программы определяется ее целями и задачами, научно-методологическими основами инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения, нормативно-правовыми основами организации деятельности ППк образовательной организации, корректируется в соответствии с конкретными запросами стажеров (обучающихся) по вопросам организации деятельности школьного консилиума.

Общая логика программы ориентирована на освоение обучающимися основ нормативно-правового обеспечения деятельности ППк, на понимание роли консилиума в проектировании и реализации АОП; на осознание значения ППк в пропедевтике проблем в инклюзивном обучении, на освоение навыков организации тьюторского сопровождения и выбора педагогами адекватных форм, методов и приемов обучения социализации детей с ОВЗ; навыков командного взаимодействия; навыков совместной деятельности при осуществлении коррекционной работы и сотрудничества с родителями в рамках деятельности ППк.

Эти вопросы определяют и содержание программы, и выбор форм и методов работы со слушателями с целью повышения их конкретных профессиональных компетенций. В соответствии с технологией интенсивного образования (Т.Л. Чепель) и теорией и технологией обучения взрослых (Зимняя И.А., 2000) приоритет отдается интерактивным методам обучения.

Программа воспроизводима в процессе организации процесса психологического просвещения и повышения профессиональной компетентности педагогических работников в формате стажировочной площадки на территории других инклюзивных образовательных организаций, имеющих эффективный опыт инклюзивного образования, и может быть реализована силами организаторов школьных ППк с обязательным участием педагогов-психологов в качестве ключевых проектировщиков и исполнителей программы.

При организации таких стажировок по данной актуальной и практически востребованной тематике программа может выступать базовым основанием проектирования логики содержания, выбора форм, методов, способов оценки эффективности достижения результатов, а также источником при определении необходимых кадровых, материально-технических, информационно-методических ресурсов.

При реализации данной программы другими исполнителями возможно использовать методические и информационные продукты коллектива школы «Аврора», опубликованные в указанных источниках и расположенные в открытых информационных ресурсах в сети интернет (фильмы, видеоматериалы, презентации, документы и т. д.).

Цель и задачи программы, целевая аудитория

Цель программы — повышение профессиональной психологической компетентности руководителей, педагогов и специалистов системы психолого-педагогического сопровождения школ Новосибирской области, развивающих инклюзивное образование, по вопросам организации деятельности школьного консилиума (ППк) как обязательного компонента психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с целью освоения технологии организации ППк и ее внедрения в практику инклюзивных школ.

Задачи программы:

  1. углубление понимания участниками программы специфической роли, задач и значимости ППк как компонента качественно организованного инклюзивного образования;
  2. ознакомление слушателей с актуальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность ППк и ПМПК на федеральном, региональном уровнях, и совершенствование умения проектировать необходимые локальные акты на уровне образовательной организации;
  3. освоение участниками программы технологических основ организации деятельности ППк школы как обязательного компонента психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: основные этапы (подготовка к заседаниям, плановые и внеплановые заседания, реализация рекомендаций в образовательном процессе, оценка эффективности работы ППк, корректировка рекомендаций ППк, ведение документации ППк); задачи членов ППк, компетенции членов ППк, правила командного взаимодействия;
  4. совершенствование специфических профессиональных навыков участников программы — членов школьных ППК: навык проектирования решений ППк с целью реализации рекомендаций ПМПК;
  5. совершенствование у участников программы навыков командной работы (совместной деятельности), необходимых при организации обсуждения рекомендаций и решений ППк, при разработке представления ребенка на ПМПК в соответствии с федеральными и региональными методическими рекомендациями;
  6. повышение мотивации включения участников программы в сетевое взаимодействие педагогов инклюзивных школ посредством ознакомления с методическим ресурсом ППк, апробированном в инклюзивной практике школы «Аврора»;
  7. повышение инклюзивной готовности педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения (психологической и педагогической).

Целевая аудитория: представители администрации школ, курирующие работу психолого-педагогического консилиума; педагогические работники и специалисты — реальные и потенциальные члены школьного консилиума (учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, классные руководители), заинтересованные в повышении эффективности работы школьного ППк образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Нормативно-правовая основа программы

Программа разработана с учетом требований основных федеральных и региональных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ; организацию психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях, реализующих практику инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ; определяющих основы деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций (ППк) и психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), а также актуальных нормативно-правовых актов, включающих перечень профессиональных и личностных требований к педагогам, педагогам-психологам, тьюторам в контексте выполнения ими трудовых действий в качестве членов ППк (профессиональные стандарты):

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 2, 42, 79);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 01.09.2016;
  • Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017);
  • Концепция развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства НСО от 26.09.2017 № 379-рп);
  • Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016–2020 годы» (утв. распоряжением Правительства НСО от 19.04.2016 № 103-рп); 
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
  • Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (утв. распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193);
  • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н);
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания (тьютор)» (утв. приказом Министерства труда и соц. защиты РФ от 10.01.2017 года № 10н);
  • Приказ Министерства образования Новосибирской области от 31.07.2018 № 1922 «Об утверждении положения о стажировочной площадке по реализации регионального проекта “Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области”».

Научно-методологические и теоретико-концептуальные основания программы

Научно-методологическими и теоретико-концептуальными основаниями программы являются:

  • системно-деятельностный подход как ценностный ориентир практики организации психологического просвещения;
  • компетентностный подход как основание определения целевых ориентиров программ психологического просвещения и профессионального развития;
  • технологический подход как основа проектирования современных образовательных программ;
  • теории и технологии интенсивного образования взрослых как база определения методических требований организации процесса профессионального развития;
  • теории и технологии интерактивного обучения и совместной деятельности как основа выбора форм, методов и приемов организации процесса психологического просвещения;
  • теоретические и технологические основы инклюзивного образования как база определения содержательного наполнения программы;
  • теоретические и технологические основы деятельности психологической службы в системе образования как основание определения позиции педагога-психолога в качестве ответственного исполнителя программы. 

Научно-методическое обеспечение реализации программы

Программа реализуется в соответствии с концептуальными представлениями и методическими рекомендациями по организации стажировок как одной из основных и наиболее эффективных организационных форм повышения профессионального мастерства, совершенствования или освоения новых профессиональных компетенций, в том числе и психолого-педагогической компетенции, как одной их признанных современных форм повышения квалификации специалистов в различных сферах деятельности, в том числе — в педагогической.

Основные методические вопросы проектирования и реализации данной программы решены с опорой на научно-методические публикации, определяющие следующие преимущества стажировочных программ:

    • ярко выраженный практико-ориентированный характер;
    • наглядная демонстрация инновационных практик;
  • привлечение в качестве исполнителей программы (ведущих стажировку) педагогов и специалистов, успешно решающих на практике сложные или проблемные для участников стажировки профессиональные задачи;
  • высокий уровень доверия со стороны стажеров к практикующим специалистам;
  • возможность в короткий срок достигать максимально значимых образовательных эффектов;
  • возможность создавать реальный методический продукт, востребованный в той образовательной организации, которая направляет стажера.

Научно-методические публикации позволили при разработке и реализации программы остановиться на представлении о стажировке, позволяющем определить соотношение теоретических и практических задач в целевом компоненте программы, продумать необходимые организационно-методические условия ее реализации, обосновывать факторы эффективности, сформулировать критерии, показатели и способы оценки результатов стажировочной программы.

Согласно современным представлениям, положенным в основу данной программы, стажировка — «это включение педагога в профессиональную деятельность, которая обеспечивает совершенствование профессиональных компетентностей и позволяет получить конкретный педагогический результат и методический продукт, который стажер имеет возможность использовать в своей практической деятельности» (Петухова Г.В., 2015).

Современные научно-методические материалы подтверждают, что стажировочные программы действительно активно влияют на рост профессионального и творческого потенциала педагогов, позволяют им быстрее адаптироваться к новым требованиям инновационной образовательной среды при соблюдении ряда обязательных методических требований, сформулированных коллективом авторов и реализованных в данной программе.

  1. Стажировочная программа стимулирует формирование собственных профессиональных навыков и умений у участников при условии их активного вовлечения в процесс самотестирования и проектирования конкретных методических материалов:
  • методическое требование использование методов самостоятельного проектирования в модели наставничества, практик самообразования (самостоятельной работы с материалами и источниками) и методов самотестирования с использованием современных ИКТ.
  1. Стажировочная программа способствует формированию психологической и методической готовности участников к включению в проблемную (или инновационную) для них педагогическую практику при условии их активного вовлечения в профессиональный диалог и в реальную практику на рабочем месте:
  • методическое требование реализации программы только на территории той образовательной организации, коллектив которой обладает достаточным и обобщенным опытом по тематике программы;
  • методическое требование преимущественного использования интерактивных методов обучения (кейс-стадии, игры, тренинги, дискуссии, современные ИКТ);
  • методическое требование привлечения в качестве исполнителей программы эффективных практиков — в данной программе реальных организаторов и членов ППк школы.
  1. Стажировочная программа позволяет существенно сократить время освоения новых профессиональных компетенций у участников программы при условии интенсификации образовательного процесса или процесса психологического просвещения:
  • методическое требование организации стажировки в формате «погружения» в течение двух-трех полных дней работы с отрывом участников от собственной педагогической деятельности;
  • методическое требование усиления субъектной позиции стажеров за счет предоставления им прав активного участия в обсуждении целевого, содержательного, результативного и оценочного компонентов программы с возможностью гибкой корректировки программы при обязательном сохранении ее ценностных оснований, логики содержания и основных методических решений;
  • методическое требование активного использования методик усиления рефлексивной позиции и совершенствования навыков профессиональной самооценки у обучающихся взрослых (различные вербальные и невербальные формы индивидуальной и групповой рефлексии образовательных эффектов и удовлетворенности);
  • методическое требование оценки отсроченных образовательных эффектов освоения программы за счет включения участников в практику сетевого взаимодействия и последующей профессиональной супервизии или наставничества при условии установления договорных отношений с образовательной организацией, направляющей сотрудников на стажировку.
  1. Стажировочная программа приводит к планируемым результатам только в условиях психологически безопасной и комфортной образовательной среды:
  • методическое требование учета психологических особенностей обучения взрослых при определении предметно-пространственных, методических и коммуникативных компонентов образовательной среды на территории стажировочной площадки (рабочие места, перерывы, освещение, проветривание, питание, правила этикета со стороны всех сотрудников организации и всех участников образовательных отношений и т. д.) с ориентацией на специфику личностной позиции и учебной мотивации взрослых, в том числе с учетом специфики возможных профессиональных деформаций педагогов; ориентация на специфику когнитивных функций взрослых: учет специфики психофизиологических ресурсов взрослых обучающихся.

При проектировании и реализации данной программы важными научно-методическими основаниями выступили сформулированные исследователями идеи о том, что стажировка реально становится фактором стимулирования профессионального роста в коллективе ее организаторов, выступая в этом случае как форма внутриорганизационного (внутрифирменного) развития профессионального мастерства сотрудников, повышая их профессиональную самооценку, создавая возможность рефлексии и обобщения собственного профессионального опыта, выступая и в качестве условия дальнейшего профессионального сплочения коллектива организаторов стажировочной площадки и расширения возможностей диссеминации передового профессионального опыта, а также способствует созданию позитивного имиджа образовательной организации.

Описание используемых методик, технологий, инструментария

Для реализации основных теоретико-методологических и научно-методических идей, а также сформулированных выше методических требований в программе использованы разнообразные интерактивные методы обучения взрослых, обоснованные авторами программы как методы активного психологического просвещения или как методы интенсивного психолого-педагогического образования с доказанной эффективностью.

  1. Виртуальная и реальная экскурсия с обсуждением в формате «свободный микрофон»: демонстрация видеоматериалов об истории развития инклюзивной школы, этапов становления инклюзивной практики с последующим обсуждением участниками программы вызовов, трудностей и возможностей развития инклюзивной культуры и практики в собственных образовательных учреждениях.

Целесообразно использовать видеофильмы, снятые на территории конкретной стажировочной площадки — в данной программе используются видеофильмы и видеоматериалы, снятые с участием организаторов стажировочной площадки и исполнителей программы в школе «Аврора» (включены в перечень информационных и учебно-методических материалов в тексте программы).

При воспроизведении программы на территории других образовательных организаций необходимо использовать собственные видеоматериалы, но возможно привлекать и разработанные авторами данной программы.

  1. Демонстрация авторских видеоматериалов и презентаций обеспечивает наглядность, доступность предоставляемых материалов, повышает включенность участников и результативность освоения ими новых компетенций, способствует изменению личностной позиции стажеров, осознанию ими своих собственных творческих потенциалов, значительно расширяет профессиональный кругозор, убеждает в возможности и необходимости ориентироваться на высокие профессиональные достижения.

Целесообразно использовать авторские видеоматериалы и презентации для иллюстрации основных теоретических идей, концептуальных положений и нормативно-правовых основ деятельности ППк в качестве важной организационной формы системы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе.

В данной программе использованы презентации, подготовленные заместителем директора по инклюзивной практике и руководителем психологической службы школы, которые не только сопровождали теоретические занятия программы (проблемная лекция, семинар по НПА деятельности ППк И ПМПК), но и были предоставлены участникам программы для использования в процессе самостоятельной работы при освоении второго (дистанционного) модуля программы.

  1. Деловая и имитационная игры. Предоставляют возможности поиска оптимальных решений конкретной практической задачи в командном взаимодействии, при действиях в заданных условиях и с заранее распределенными между участниками ролями, что способствует более эффективному освоению практических навыков и умений участниками программы.

Примерами проблематик таких деловых или имитационных игр, используемых в данной программе, являются: внеплановый консилиум в ситуации усиления эпизодов нежелательного поведения ребенка с РАС на уроках; плановый консилиум по подготовке представления на ребенка 2 класса на ПМПК, не усваивающего рекомендованную образовательную программу; плановый консилиум по реализации рекомендаций ТПМПК на обучающихся с задержкой психического развития и т. д.

  1. Дискуссия различных форм. Совместное (групповое) обсуждение участниками программы проблемной ситуации, результатов самостоятельного выполнения практического задания, видеоматериалов, выступлений, впечатлений с целью обмена идеями, мнениями, суждениями, опытом. Способствует освоению участниками программы важных профессиональных навыков командного взаимодействия в рамках работы в качестве членов школьного ППк (навыки активного слушания, аргументации собственной точки зрения, представления своей профессиональной позиции, постановки смысловых вопросов, принятия совместного решения, выражения своего несогласия или сомнения в предлагаемых другими решениях, прояснения непонятных для педагогов выводов и предложений других специалистов, этические нормы критики идей участников обсуждения, техники принятия согласованного решения и т. д.) и в целом способствуют повышению психологической культуры педагогов, их коммуникативной компетентности.

В данной программе могут быть использованы такие варианты дискуссий, как: управляемая дискуссия, структурированная дискуссия, круглый стол, панельная дискуссия, мозговой штурм, дискуссия с проектным решением, дискуссия с игровым моделированием, дискуссия с использованием кейсов, элементы хакатона, форсайта.

Выбор варианта дискуссии как интерактивного метода обучения в данной программе определяется степенью психологической готовности участников программы к включению в более сложные и развернутые формы дискуссионного обсуждения, степенью профессиональной готовности исполнителей программы к проведению сложных форм дискуссии и рядом других организационных условий (ресурс времени, наличие пространства, наличие оптимального количества участников дискуссии и т. д.).

  1. Кейс-метод: интерактивный метод анализа и решения проблемных, личностно и профессионально значимых ситуаций, имеет доказанную эффективность и активно включается в современные программы профессионального развития. Участники программы участвуют в решении конкретных проблемных ситуаций, представленных в видеоматериалах программы в качестве реальных практических случаев (кейсов), обсуждают реальные случаи из собственной инклюзивной практики или специально смоделированные авторами программы ситуации (кейсовые задания). Суть кейс-метода состоит в активной групповой самостоятельной деятельности по поиску и осмыслению вариантов возможных решений практической задачи инклюзивной практики.

Примеры кейсов в данной программе: родители ребенка, испытывающего стойкие трудности в освоении образовательной программы, не прислушиваются к рекомендациям по обращению на ПМПК с целью получения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий: кто и как действует для решения этой проблемы? Педагоги, реализующие рекомендованную обучающемуся 6 класса с РАС АОП, испытывают сложности в организации его учебного поведения или в преодолении нежелательного поведения во взаимодействиях со сверстниками: как должен и может помочь ППк? Школа получила заявление от родителей по организации обучения ребенка 12 лет с ДЦП в соответствии с рекомендациями ПМПК: каков алгоритм действий руководителя и членов ППк?

  1. Проектирование документов и методических продуктов, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в технологии школьного консилиума. В данной программе предлагается разработка участниками программы в мини-группах и индивидуально (в процессе реализации дистанционного модуля программы) документов и методических материалов для организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса с последующим представлением и групповым обсуждением.

Примерами, реализованными в данной программе, являются локальные акты реальной школы (Положение о школьном ППк, Положение о разработке и реализации АОП, примеры конкретных ИОМ для обучающихся с ОВЗ начальной, основной школы; примеры АОП для конкретного обучающегося с ОВЗ, разработанной на основе реальных рекомендаций ТПМПК; примеры представления на ПМПК на конкретного обучающегося, нуждающегося в предоставлении ему специальных условий обучения по результатам обсуждения на школьном ППк).

Примерами созданных участниками программы методических разработок являются: примеры презентаций и сообщений на педсовете по тематике стажировочной программы, примеры визуального расписания для конкретного обучающегося с РАС в соответствии с особенностями его поведения и присущих ему особенностей социального взаимодействия и стереотипий; примеры журналов взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ и другое.

  1. Педагогическое эссе. Рассуждение участников программы над конкретной проблемной ситуацией в области инклюзивного образования позволяет высказать свою личную позицию, осознать ценностно-смысловые основы своих профессиональных действий, продемонстрировать свой уровень психологической готовности к инклюзивной практике, проявить реальный уровень психолого-педагогической компетентности, осознать собственные профессиональные дефициты.

Примеры тематик эссе, выполняемых в данной программе участниками (по выбору): «Инклюзия в образовании: за и против», «Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе: как превратить школу в инклюзивную?», «ППк как технология командной работы: как стать командой?».

  1. Самообразование и тестирование. Метод целенаправленной и специально организованной работы участников программы по освоению теоретических знаний (самостоятельное изучение участниками нормативно-правовой документации и теоретических источников) с последующей самооценкой уровня освоения необходимых знаний и готовности к инклюзивному образованию (тестирование до начала программы и после ее окончания) без непосредственного контакта с исполнителями программы.

Учитывая краткосрочность программ профессиональных стажировок и необходимость отвлечения участников программы от выполнения своих профессиональных обязанностей на рабочем месте, для выполнения сформулированных выше методических требований программы возможно и необходимо предусмотреть модуль дистанционного обучения или модуль самостоятельной работы участников программы по тематике содержания.

В данной программе предусмотрена углубленная проработка участниками нормативно-правовых и концептуальных документов по вопросам организации инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, по организации деятельности ПМПК и ППк, а также самостоятельное изучение теоретических материалов, необходимых для понимания требований этих документов и для более осознанного выбора необходимых профессиональных решений в качестве членов ППк школы.

Организации эффективной самостоятельной работы в данной программе (самообразование и самотестирование) обеспечивается следующими методическими приемами:

  • целенаправленность заданий и мотивирование участников программы путем предварительного обсуждения смысла и значения предлагаемых заданий;
  • возможность выбора варианта заданий для дистанционной работы с учетом реальных профессиональных позиций участников программы (руководитель школы, руководитель ППк, постоянный член ППк, тьютор, учитель инклюзивного класса, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и др.);
  • учет временных ресурсов обучающихся с оптимальным определением объема самостоятельной работы;
  • предоставление участникам программ необходимых для дистанционной работы информационных ресурсов (списков, перечней, ссылок на цифровые ресурсы, доступ по запросу к методическим материалам и документам школы — Google-диск):
  • предоставление возможностей дистанционного консультирования с установлением правил и времени консультаций, доступа к необходимым приложениям для дистанционного взаимодействия (использовалось приложение ZOOM и возможности самотестирования) с предоставленными участникам конкретных ссылок на интернет-ресурсы).
  1. Современные цифровые интерактивные технологии, используемые при реализации программы:
  • QR-код, используемый в презентациях, обеспечивает быстрый переход на конкретный электронный ресурс;
  • Zoom-конференция — предоставляет возможность реализации дистанционного формата обучения;
  • Google-form — позволяет осуществить быстрый онлайн-опрос мнений, идей и суждений участников программы и оперативно проанализировать информацию;
  • Mentimeter — позволяет создать облако тэгов в реальном времени, обеспечивает онлайн-визуализацию текстов, идей и суждений участников опроса, повышает включенность участников в групповое обсуждение проблемной ситуации;
  • Canva-презентация; Powerpoint-презентация — обеспечивают современную визуализацию и интерактивность предоставляемой информации, повышают эффективность ее освоения участниками программы.
  1. Диагностические методики. Основная диагностическая методика, используемая на этапах входного и итогового тестирования, — неоднократно подтвердившая свою валидность и надежность методика диагностики инклюзивной готовности (ИГП) В.В. Хитрюк. Это критериально-диагностический инструмент (опросник), позволяющий оценить:
  • уровень сформированности составляющих ИГП (психологическую и педагогическую);
  • уровень сформированности обоснованных автором компонентов ИГП (когнитивного, эмоционального, конативного, коммуникативного, рефлексивого);
  • комплекс компетенций (академических, профессиональных, социально-личностных), определяющих содержание каждого компонента ИГП;
  • уровни сформированности ИГТ и ее отдельных показателей, характеризующиеся автором как элементарный (интуитивный), репродуктивный (функциональный) и собственно профессиональный.

При обработке полученных данных определяются общий (интегративный) показатель ИГП (gИГП), и отдельные компоненты ИГП (по 5 соответствующим шкалам — gК; gЭ; gКН; gР; gКМ). Методика подтвердила свою надежность при предъявлении в повторных исследованиях, что позволяет использовать данный инструментарий для исследования динамики процессов формирования измеряемых показателей ИГП.

Учебно-тематический план программы

Модуль I. Психолого-педагогический консилиум как обязательный компонент в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивной школе.

1.1. Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе — виртуальная и реальная экскурсия «История инклюзивной школы «Аврора»: прошлое, настоящее и будущее» — (45 мин., очно).

1.2. Инклюзия как социальный и образовательный проект: просмотр фильма «Код доступа» с целью актуализации проблемных вопросов и суждений о ценностных основаниях и принципах инклюзивного образования (45 мин.); обсуждение на основе впечатлений после просмотра фильма (свободная дискуссия) (30 мин. очно).

1.3. Обсуждение содержания и условий освоения программы стажировки — управляемая дискуссия на основе предоставленного каждому участнику текста программы (30 мин., очно).

1.4. Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивной школе: роль и место ППк как обязательного компонента психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ — мини-лекция с презентацией (60 мин., очно).

1.5. «Проблемы и сложности в организации деятельности школьного консилиума: что делать и кто виноват?» — круглый стол (45 мин., очно).

1.6. Семинар по организации освоения дистанционного модуля (45 мин., очно).

Формируемые компетенции, образовательные результаты:

  • углубление понимания участниками программы специфической роли, задач и значимости ППк как компонента качественно организованного инклюзивного образования и как обязательного компонента в системе психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;
  • повышение инклюзивной готовности педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения (психологической и педагогической) по когнитивному, эмоциональному и рефлексивному компонентам.

Практический результат: совершенствование у участников программы навыков командной работы (совместной деятельности) — навыков активного слушания, аргументации собственной точки зрения, представления своей профессиональной позиции, постановки смысловых вопросов, выражения своего несогласия или сомнения в предлагаемых другими идеях, прояснения непонятных выводов и предложений других специалистов, этические нормы критики идей участников обсуждения.

Формы аттестации / контроля:

  • степень удовлетворенности участников программы содержанием, процессом и результатами первого дня стажировки (заполнение листов обратной связи);
  • динамика когнитивного, эмоционального и рефлексивного компонента инклюзивной готовности (самооценка участниками программы изменения своих знаний и эмоционального отношения к инклюзивному образованию на основании выполнения эссе).

Модуль II. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолого-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования.

2.1. ПМПК и ППк: нормативно-правовые основы организации деятельности — самостоятельное изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ППк, ПМПК (60 мин.).

2.2. Положение о ППк школы — компонент инклюзивной практики и инклюзивной политики в образовательной организации — самостоятельное изучение локальных актов инклюзивной школы «Аврора», экспертиза локальных актов по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и по организации деятельности ППк, других локальных актов школы, в которой работает участник программы (60 мин.).

2.3. Технологические и организационные требования к деятельности ППк школы: проектирование необходимых инклюзивной школе локальных актов (Положения о ППк своей образовательной организации) — самостоятельное проектирование локальных актов и экспертиза (60 мин.).

2.4. Как должен и может работать школьный консилиум: подготовка и реализация текста с презентацией для выступления на педагогическом совете (методическом совещании и т. д.) школы, в которой работает участник программы (105 мин.).

2.5. Сетевое взаимодействие как ресурс профессионального развития: консультирование участников программы в дистанционном формате (zoom-конференция), обсуждение разработанных локальных актов и предоставление письменных рекомендаций — вебинар (75 мин., дистанционно).

Формируемые компетенции, образовательные результаты:

  • ознакомление слушателей с актуальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность ППк и ПМПК на федеральном, региональном уровнях;
  • повышение мотивации включения участников программы в сетевое взаимодействие педагогов инклюзивных школ посредством ознакомления с методическим ресурсом ППк, апробированном в инклюзивной практике школы «Аврора».

Практический результат:

  • совершенствование умения проектировать необходимые локальные акты на уровне образовательной организации;
  • освоение участниками программы технологических основ организации деятельности ППк школы как обязательного компонента психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: основные этапы (подготовка к заседаниям, плановые и внеплановые заседания, реализация рекомендаций в образовательном процессе, оценка эффективности работы ППк, корректировка рекомендаций ППк, ведение документации ППк); задачи членов ППк, компетенции членов ППк, правила командного взаимодействия.

Формы аттестации / контроля:

  • онлайн-опрос Google-form с использованием анкет по оценке степени удовлетворенности участников программы динамикой своих достижений и удовлетворенности процессом дистанционно организованной стажировки;
  • экспертная оценка качества выполненных самостоятельных работ участниками программы;
  • отзыв из образовательной организации о выступлении участника программы по содержанию программы модуля;
  • самотестирование по знаниям НПА, регламентирующих деятельность ПМПК и ППк с самооценкой полученных результатов.

Модуль III. Психолого-педагогический консилиум как технология командного взаимодействия и практика совместной деятельности по обеспечению специальных условий образования обучающихся с ОВЗ в инклюзивной школе.

3.1. Роль ППк в адаптации образовательного процесса для детей с РАС: проблемы и возможные решения — мини-лекция с использованием кейс-метода, сопровождаемая презентацией и ответами на вопросы стажеров (50 мин., очно).

3.2. Школьный ППк: практика разработки рекомендаций по организации специальных условий для обучающихся с ОВЗ — семинар-практикум с использованием кейс-метода (75 мин., очно).

3.3. Технология внеплановых консилиумов: подготовка и проведение проектного консилиума: просмотр и обсуждение видеофрагментов серии реальных консилиумов и уроков / занятий со специалистами ученика 5-го класса с РАС с применением разработанного членами ППк школы «Аврора» визуального плана урока (75 мин., очно).

3.4. Внеплановый методический консилиум как специфическая технология — имитационная игра «Что будем делать: ситуации усиления эпизодов нежелательного поведения ребенка с РАС на уроках» (60 мин., очно).

3.5. Итоговое тестирование (40 мин., очно).

Формируемые компетенции, образовательные результаты: освоение знаний о технологических основах организации деятельности ППк школы: основные этапы (подготовка к заседаниям, плановые и внеплановые заседания, реализация рекомендаций в образовательном процессе, оценка эффективности работы ППк, корректировка рекомендаций ППк, ведение документации ППк); задачи членов ППк, компетенции членов ППк, правила командного взаимодействия.

Практический результат:

  • совершенствование специфических профессиональных навыков членов школьных ППК: навык проектирования решений ППк с целью реализации рекомендаций ПМПК для конкретного ребенка с ОВЗ, проектирование АОП, индивидуального образовательного маршрута, выбор адекватных методов и приемов обучения в соответствии с динамикой развития обучающегося и успешностью освоения им образовательной программы);
  • совершенствование у участников программы навыков командной работы (совместной деятельности), необходимых при организации обсуждения рекомендаций и решений ППк.

Формы аттестации / контроля:

  • оценка количественных и качественных показателей результативности программы ответственными исполнителями программы;
  • оценка уровня удовлетворенности участников программы с использованием современной ИКТ-Mentimeter: и заполнением листов обратной связи в Google-form;
  • самооценка динамики инклюзивной готовности по всем компонентам с использованием методики диагностики инклюзивной готовности В.В. Хитрюк (итоговая диагностика).

Сферы ответственности, основные права и обязанности
участников реализации программы

Гарантия прав всех участников образовательных отношений при реализации данной программы обеспечивается корректным распределением сфер ответственности организаторов стажировочной площадки, исполнителей программы, участников-стажеров, а также четким определением их прав и обязанностей.

Организаторы стажировочной площадки — администрация школы (директор ЧОУ «Аврора» и заместитель директора по инклюзивному образованию) несут ответственность за соблюдение всех требований к организации деятельности стажировочных площадок в рамках регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», зафиксированных в соответствующих региональных документах.

Администрация несет ответственность за обеспечение всех материально-технических, организационных и нормативно-правовых условий реализации программы, осуществляет общий контроль за ее качественным выполнением. Руководитель инклюзивной школы выступает идейным вдохновителем деятельности стажировочной площадки, мотивирует педагогический коллектив и конкретных исполнителей, участвует в проведении ряда занятий, требующих непосредственного включения директора (виртуальная экскурсия, круглый стол, свободный микрофон и т. д.). Обеспечивают защиту прав обучающихся школы и их родителей во время стажировки, которая не должна ухудшать качество и безопасность условий образования в школе.

Авторы и исполнители программы — несут ответственность за качество разработки и реализации программы, за соблюдение всех методических и психолого-педагогических условий ее реализации, за создание благоприятной комфортной и безопасной образовательной среды для взрослых участников программы, за оформление необходимой документации, за сохранность и конфиденциальность персональной, медицинской и психологической информации об обучающихся с ОВЗ.

Педагогические работники и другой персонал школы — несут ответственность за благоприятный психологический климат в учреждении, проявляя тактичность, внимательность, доброжелательность к участникам программы в процессе занятий, перерывов, поддерживая ее исполнителей при возникновении организационных и технических затруднений, качественно выполняя свои функции в процессе подготовки и реализации стажировочной программы.

Педагог-психолог — руководитель психологической службы школы — несет ответственность за создание и сохранение психологической комфортности и безопасности участников и исполнителей программы, оказывая необходимую и своевременную психологическую поддержку и помощь организаторам, участникам и исполнителям программы. Отвечает за качество применяемых психодиагностических методик и корректность проведения контрольно-оценочных процедур с их использованием. Несет ответственность за соблюдение психологических условий организации занятий со взрослыми с учетом их психофизических и когнитивных ресурсов, личностных позиций и специфики профессиональных установок, консультирует исполнителей программы в процессе выбора и применения методов интерактивного обучения.

Обязанности и права организаторов, участников и исполнителей программы определяются в соответствующих документах (приказах директора, договорах со стажерами, договорах с руководителями образовательных учреждений, направляющих стажеров) и не должны противоречить законодательно закрепленным правам и обязанностям участников образовательных отношений.

Ожидаемые результаты реализации программы

При условии успешного освоения участниками программы могут быть достигнуты прямые (личностно-профессиональные) и отсроченные (системные) результаты, проявляющиеся в повышении качества профессиональной деятельности организаторов и членов консилиума тех образовательных организаций, которые направляют педагогических работников на стажировочную программу.

Прямые личностно-профессиональные результаты определяются по позитивной динамике инклюзивной готовности педагогов, проявляются:

  • в повышении их профессиональных компетенций в области обеспечения образовательных прав обучающихся с ОВЗ;
  • в усилении их профессиональных установок на оказание помощи детям с ОВЗ,
  • в преодолении профессиональных трудностей, связанных с организацией инклюзивного образовательного процесса;
  • в повышении психологической компетентности, в том числе ее коммуникативной составляющей, за счет целенаправленного включения в интерактивную образовательную практику и осознания необходимости совершенствования навыков командного взаимодействия;
  • в совершенствовании необходимых и специфичных профессиональных навыков членов школьных ППк: участие в разработке АОП, ИОМ, в определении и реализации конкретных специальных условий для обучающихся с ОВЗ, в подготовке представлений на ребенка для ПМПК, в понимании документаций других специалистов, в обсуждении заключений ПМПК и т. д.).

Обучающие должны освоить:

  • знания о нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность ППк и ПМПК на федеральном и региональном уровнях; документации ППк конкретной образовательной организации;
  • концептуальные знания о роли ППк как обязательного компонента инклюзивного образования и специфической форме психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в инклюзивной практике;
  • знания технологических основ организации деятельности ППк инклюзивной школы: цели и задачи ППк; организационные условия деятельности ППк; задачи членов ППк; компетенции членов ППк; правила командного взаимодействия.

Обучающиеся должны совершенствовать или освоить:

    • умение проектировать локальные акты образовательной организации по деятельности ППк;
    • умение проектировать рекомендации ППк с целью реализации рекомендаций ПМПК для конкретного ребенка с ОВЗ в реальной инклюзивной практике (проектирование АОП, индивидуального образовательного маршрута, выбор адекватных методов и приемов обучения в соответствии с динамикой развития обучающегося и успешностью освоения им образовательной программы);
  • навыки командной работы (умение понимать документацию специалистов; умение взаимодействовать со специалистами и коллегами при разработке АОП, ИОМ; навык участия в групповой дискуссии с соблюдением правил командного сотрудничества).

У обучающихся должны сформироваться или усилиться:

  • психологическая установка на активное включение в деятельность школьного ППК;
  • позитивная установка на оказание помощи каждому обучающемуся с ОВЗ;
  • готовность к активному включению в сетевое взаимодействие с коллегами других инклюзивных школ;
  • готовность к продуктивному сотрудничеству с коллегами, специалистами психологического сопровождения и родителями для оказания поддержки обучающимся с ОВЗ.

Отсроченные ожидаемые результаты носят системный характер, проявляются на уровне образовательной организации и могут быть достигнуты при условии ответственного отношения администрации образовательных организаций, предоставляющих своим сотрудникам возможность участия в стажировочной программе, при наличии у руководителя ОО понимания значимости ППк и целенаправленного стремления к организации его продуктивной деятельности посредством повышения психологической готовности и профессиональной компетентности сотрудников, являющихся членами ППк.

Отсроченные системные результаты:

    • улучшение работы ППк инклюзивных школ (качество процесса, качество оформления документации, качества рекомендаций ППк и т. д.);
    • повышение качества специальных образовательных условий для детей с ОВЗ (качество АОП, ИОМ, представлений, программ коррекционных занятий и т. д.);
  • повышение удовлетворенности родителей качеством условий образования детей с ОВЗ.

Факторы, влияющие на достижение результатов программы.

Главным фактором достижения результатов является наличие у коллектива образовательной организации — стажировочной площадки достаточного и экспертного оцененного опыта по тематике и проблематике программы.

Важными факторами выступают:

  • соблюдение в процессе реализации программы всех описанных организационных, методических, материально-технических, психолого-педагогических условий;
  • достаточный уровень мотивированности администрации школы (стажировочной площадки), осознающей роль стажировочных программ в повышении профессиональной компетентности своих сотрудников — проектировщиков и исполнителей программы;
  • понимание руководством школы роли стажировочной площадки как формы внутрифирменного профессионального развития педагогических работников и персонала школы;
  • достаточный уровень профессиональной компетентности исполнителей программы;
  • активная информационная стратегия школы — стажировочной площадки, влияющая на набор групп мотивированных участников программы.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.

Внутренний контроль качества реализации программы осуществляется администрацией школы посредством выполнения всех требований к процедурам ее проектирования, экспертной оценки, утверждения, оценки отзывов участников программы, экспертной оценки специалистов, реализующих программу, оценки качества документации, оценки руководителем достижения количественных и качественных показателей эффективности реализации программы. Результаты внутреннего контроля отражаются в отчете, предоставляемом региональному оператору проекта (ГБУ НСО ОЦДК), закрепляются приказом директора или решением педагогического совета школы.

Руководитель стажировочной площадки является ее ответственным исполнителем и осуществляет процессуальный, промежуточный (по результатам каждого модуля) и итоговый контроль за качеством условий реализации программы и качеством достигнутых результатов в точном соответствии с учебно-тематическим планом и установленными в нем формами контроля. Отвечает за оформление и хранение всех необходимых документов и организует вручение сертификатов участникам стажировочной программы, успешно завершившим стажировку.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Количественные показатели эффективности программы:

  • доля участников, успешно освоивших программу, закончивших стажировку и выполнивших все самостоятельные задания по 3-м модулям программы;
  • доля участников, позитивно оценивших процесс и образовательные результаты освоения программы;
  • доля участников, получивших результаты, свидетельствующие о позитивной динамике инклюзивной готовности (при сравнении данных входного и итогового тестирования) по опроснику В.В. Хитрюк «Готовность педагогов к инклюзивному образованию»;
  • количество позитивных отзывов из образовательных организаций, направивших сотрудников на стажировку. 

Качественные показатели эффективности программы:

  • уровень освоения теоретических знаний по программе (определяется по результатам выполнения самостоятельных работ и по активности и продуктивности суждений в процессе интерактивных занятий); 
  • качество созданных участниками программы методических продуктов и проектных разработок (оценивается посредством экспертных оценок специалистов, реализующих программу).

Формы оценивания.

Участники программы самостоятельно проектируют / выполняют и предоставляют:

    • педагогическое эссе (по выбору стажеров): «Какой должна быть инклюзивная школа?»; «Школьный консилиум и совет по профилактике в инклюзивной школе: в чем специфика»; «Школьный консилиум как технология командной работы в инклюзивной школе». Темы могут уточняться, дополняться, меняться при сохранении общей содержательной установки;
    • проектную разработку локального акта школы «Положение о ППк» для своей образовательной организации;
  • конспект и презентацию выступления на педагогическом совете (методическом совете) своей образовательной организации по одной из тем: «Нормативно-правовые основы деятельности ППк»; «Почему инклюзия невозможна без грамотно работающего ППк?»; «Какой ППк нужен инклюзивной школе?». Темы могут уточняться, дополняться, меняться при сохранении общей содержательной установки;
  • проектную разработку индивидуального образовательного маршрута для конкретного ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения;
  • результат самотестирования по вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности ППк и уровня инклюзивной готовности к реализации инклюзивной практики.

Сведения о практической апробации программы

Программа апробирована в течение 2020–2021, 2021–2022 уч. г.г. на базе стажировочной площадки школы «Аврора» в соответствии с приказом Министерства образования Новосибирской области от 13 августа 2020 г. № 1687 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций НСО, признанных стажировочными площадками по реализации практики инклюзивного образования НСО на период с 2020 по 2022 годы» и приказом директора ЧОУ школы «Аврора» № 64/1 от 28.08.2020.

Количество участников программы - 45 человека (3 потока).

Результаты, подтверждающие эффективность программы

  • Доля участников, успешно освоивших программу, закончивших стажировку и выполнивших все самостоятельные задания по 3-м модулям программы: 100% (45 из 45 участников).
  • Доля участников, позитивно оценивших процесс и образовательные результаты освоения программы: 100% (45 из 45 участников).
  • Доля участников, получивших результаты, свидетельствующие о позитивной динамике: 86,6% (39 из 45 человек).
  • Количество позитивных отзывов из образовательных организаций, направивших сотрудников на стажировку 12 (из 15 ОО, направивших стажеров).

Качественные показатели эффективности программы:

  • уровень освоения теоретических знаний по программе (определяется по результатам выполнения самостоятельных работ и по активности и продуктивности суждений в процессе интерактивных занятий) оценен экспертами как высокий (77,8% — 35 участника) и достаточный (22,2% — 10 участников);
  • качество созданных участниками программы методических продуктов и проектных разработок (оценивается посредством экспертных оценок специалистов, реализующих программу): рекомендовано к использованию на практике — 79% разработок, рекомендовано для доработки — 21% разработок.

Табл. 1. Динамика уровня сформированности инклюзивной готовности педагогов
(методика диагностики ИГП, В.В. Хитрюк)

Уровни сформированности

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Элементарный уровень (интуитивный)

33 чел.

73%

8 чел.

18%

Репродуктивный уровень (функциональный)

12 чел.

27%

32 чел.

71%

Профессиональный уровень

0 чел.

0

5 чел.

11%

Подтверждение соблюдения правил заимствования 

Оригинальность текста программы — 80,34%, заимствования — 9,92%, цитирования — 9,75%.

Литература

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 136–145. doi:10.17759/pse.2016210112
  2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 83–92. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39878.shtml (дата обращения: 03.12.2020).
  3. Жижина И.В. Организационно-методические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 8 (август). С. 136–140. URL: http://e-koncept.ru/2014/14226.html (дата обращения: 03.12.2020).
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
  5. Институт коррекционной педагогики РАО. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://ikp-rao.ru/ (дата обращения: 03.12.2020).
  6. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования города Москвы «Образование без границ» [Электронный ресурс]. URL: http://edu-open.ru/ (дата обращения: 3.12.2020).
  7. Новохатько О.В. Профессиональная стажировка кадров в учреждениях дополнительного образования детей. М.: НИИ Высшего профессионального образования, 2003. 63 с.
  8. Областной центр диагностики и консультирования. [Электронный ресурс]. URL: http://concord.websib.ru/ (дата обращения: 03.12.2020).
  9. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / отв. ред. Алехина С.В. М.: МГППУ, 2012. 92 с.
  10. Петрова Е.Э., Дегтярева Л.И. Специфика организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе: Методическое пособие. Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. 136 с.
  11. Петрова Е.Э., Дегтярева Л.И., Тиндетникова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе: Методическое пособие. Новосибирск: НИПКиПРО, 2013. 108 с.
  12. Петрова Е.Э., Дегтярева Л.И., Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование и организация работы с родителями, воспитывающими детей с проблемами развития: Методическое пособие. Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. 180 с.
  13. Петрова Е.Э., Дегтярева Л.И. Профилактика и коррекция профессионально-эмоционального «выгорания» педагогов: Методическое пособие для директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. 124 с.
  14. Петухова Г.В., Петухов С.Ю. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 190–193.
  15. Письмо Государственного комитета РФ по высшему образованию от 15 марта 1996 г. № 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов».
  16. Письмо Министерства просвещения РФ от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».
  17. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 158 с.
  18. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. Алехиной С.В., Семаго М.М. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
  19. Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования. Методика диагностики инклюзивной готовности педагогов: Дисс. … докт. пед. наук. Калининград, 2015. С. 164–169.
  20. Чепель Т.Л. Методика преподавания психологии: технология интенсивного образования: Учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2006. 425 с.
  21. Чипышева Л.Н. Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 4 (13). С. 67–77.

Информация об авторах

Дегтярева Людмила Ивановна, директор, Школа «Аврора» (АНОО школа «Аврора»), президент, Ассоциация негосударственных образовательных организаций Новосибирской области «Частная школа» (Ассоциация «Частная школа»), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0202-4957, e-mail: nou_avrora@mail.ru

Тиндетникова Елена Геннадьевна, заместитель директора по инклюзивной практике, Школа «Аврора» (АНОО школа «Аврора»), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3288-2090, e-mail: tindelena@yandex.ru

Луцкая Мария Евгеньевна, педагог-психолог, руководитель психологической службы, Школа «Аврора» (АНОО школа «Аврора»), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2694-5750, e-mail: mlut@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1280
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 145
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2