Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 4. С. 68–95
doi:10.17759/bppe.2022190404
ISSN: 2658-3100 (online)
Развивающая психолого-педагогическая программа «Дорога профессионального выбора» для обучающихся 9–11 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Программа «Дорога профессионального выбора» относится к развивающим психолого-педагогическим программам. Она направлена на формирование осознанного выбора профессии и выработку индивидуальной стратегии достижения профессионального успеха, в том числе у обучающихся с особыми образовательными потребностями. Программа помогает учащимся найти свой собственный образ «Я», сформировать знания, умения и навыки, необходимые при выборе дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей здоровья. При прохождении программы обучающиеся имеют возможность фиксировать материал в индивидуальных картах, сохранять и в дальнейшем анализировать на консультациях с психологом результаты тестов, самодиагностики, самоанализа. При участии в программе детей с ОВЗ специалисту важно учитывать специфику подачи материала с опорой на специальные условия, прописанные в заключении ПМПК обучающихся, и рекомендации по профессиональному выбору. Важным условием участия в программе является наличие у подростков сохранного интеллекта, так как программа предполагает задействование способностей к анализу, обобщению и целеполаганию.
Общая информация
Ключевые слова: выбор профессии, жизненный путь, профессиональные интересы, целеполагание, социальная компетентность
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190404
Получена: 14.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Серякина А.В., Рамзаева В.Ю. Развивающая психолого-педагогическая программа «Дорога профессионального выбора» для обучающихся 9–11 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 4. С. 68–95. DOI: 10.17759/bppe.2022190404
Полный текст
Актуальность программы
Одна из важнейших задач современного образования — подготовка молодежи к выбору профессии и успешному осуществлению профессиональной деятельности во взрослой жизни. Эта задача отражена в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральном проекте «Успех каждого ребенка» и ряде других федеральных документов. Сегодня на территории России реализуется серия масштабных проектов по профориентации детей и молодежи, открыты высокотехнологичные технопарки «Кванториум», площадки профессиональных проб «Билет в будущее», работают образовательные площадки по формированию цифровых навыков «IT-cube». В рамках федерального проекта «Современная школа» образовательные организации открывают мастерские с современным и высокотехнологичным оборудованием.
Безусловно, это важные шаги, но одного современного оборудования недостаточно. Важно, чтобы обучающиеся понимали, для чего им нужны эти занятия, что даст им работа на современном оборудовании. Поэтому параллельно с освоением высокотехнологичного оборудования необходимо активизировать профориентационную работу образовательных организаций, помогать обучающимся планировать свою профессиональную траекторию развития, делать осознанный выбор.
Особую значимость профориентационная работа приобретает в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Это обусловлено особенностями профессиональных рисков, усугубляющих течение заболевания или нарушение развития, реалиями включения человека с ОВЗ в систему трудовых требований и трудовых отношений, в режим трудовой деятельности.
Описание проблемной ситуации, целей и задач
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и не успев стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать? Продолжить обучение в школе, пойти в организацию профессионального образования или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос, выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Большинство учащихся в 9 классе не могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Более того, на основе ежегодных исследований уровня эмоционального состояния старшеклассников психологами отмечается, что именно у учащихся 9 классов уровень тревожности возрастает и в среднем отличается от других параллелей на 30%. Тревожность многих выпускников 9 классов основана на отсутствии четкого представления о завтрашнем дне, что приводит к эмоциональному напряжению и страху перед любым выбором. Исследования, проводимые среди подростков, показывают, что многие из девятиклассников склонны продолжить обучение в школе. Но на этот выбор они идут не для того, чтобы разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, получить представление о будущей профессии и о требованиях, которые она предъявит к ним. На их выбор продолжить обучение в 10–11 классе чаще всего влияет решение родителей, привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками и привычные отношения с учителями. Другая часть девятиклассников, неудовлетворенных своей успеваемостью и положением в классе, наоборот, стремится скорее окончить школу. Но и им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.
Работая со старшеклассниками, мы обратили внимание, что в основе их отношения к профессиям лежат не их собственные, а чужие убеждения, чаще всего это убеждения родителей, друзей, знакомых и яркая реклама средств массовой информации. Кроме того, у подростков отсутствует адекватная оценка своих способностей и возможностей. Анализируя наблюдения и результаты диагностических исследований в 9 классах, психологи приходят к выводу, что данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащихся к выбору жизненного пути и будущей профессии. Именно школа должна помочь подросткам к окончанию 9 класса разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, дать объективное представление о мире профессий.
Данная программа ориентирована на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, на формирование способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности. Программа поможет определиться учащимся с построением дальнейшего образовательного маршрута, выбором профиля обучения. Одновременно с этим прохождение программы способствует формированию способности работать в команде и принимать взвешенные решения, развивать в себе уверенность, эмпатию и толерантность.
Цель и задачи программы
Цель программы: помочь учащимся найти свой собственный образ «Я», сформировать знания, умения и навыки, необходимые при выборе дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей здоровья.
Задачи программы:
- формирование представлений обучающихся о мире профессий и рынке труда, о требованиях, которые предъявляют к человеку те или иные специальности, о путях и условиях профессиональной подготовки и возможностях трудоустройства;
- проведение психологической и профориентационной диагностики по выявлению способностей и особенностей участников программы;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки с каждым участником программы;
- разработка рекомендаций для образовательной организации по предпрофильной работе с учетом результатов диагностики, полученных в ходе реализации программы, интересов и запросов учащихся.
Целевая аудитория программы
Учащиеся 9 классов общеобразовательных школ (в том числе обучающиеся 8–10 классов с ограниченными возможностями здоровья без интеллектуальных нарушений).
Социально-психологические особенности целевой группы
Подростковый возраст — один из самых трудных и сложных периодов становления личности. В то же время, это самый ответственный период, т. к. именно в подростковом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки по отношению к себе, к людям и обществу в целом. Главные мотивационные линии подросткового возраста, связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию через самопознание, самоопределение, самовыражение и самоутверждение.
Вместе с подростком изменяется то место, которое он занимал в системе социальных отношений. Он сопоставляет свое поведение с поведением других людей (сверстников и взрослых), анализирует их и свою деятельность. Подросток считает себя взрослым и стремится к тому, чтобы все относились к нему, как к взрослому. Он имеет собственное мнение и болезненно переживает, если старшие бездоказательно отвергают его доводы.
В характере подростков ярко проявляется повышенная критичность к взрослым (родителям и учителям, в первую очередь) и недостаточная самокритичность. Им свойственны повышенная возбудимость, неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных видах деятельности.
Старший подростковый возраст и ранняя юность — период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют подростку решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Так как программа не исключает возможность реализации ее с обучающимися с ОВЗ, то следует отметить, что необходимым условием профессиональной ориентации подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения активности и ответственности подростка: формирования позитивного настроя, укрепления веры в его силы и возможности.
Программа «Дорога профессионального выбора» призвана побудить у подростков интерес к осознанному выбору профессии, разобраться в своих истинных интересах, сформировать знания, умения и навыки, способствующие самоопределению и профессиональному развитию в течение всей жизни.
Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение программы
Научно-методологическую основу при формировании программы составили исходные положения таких ученых, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, а также ряда других ученых, которые внесли значительный вклад в изучение данной проблемы. В работах Н.С. Пряжникова нами отмечен особый акцент на активизацию самих учащихся. В трудах Е.А. Климова акцент на будущую профессиональную сферу деятельности учащихся. В работах Э.Ф. Зеера четко указаны научность и доступность использования активизирующих профориентационных методов. Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как сложный, динамичный процесс, который протекает в течение всей жизни человека, с другой — как однократный выбор профессии.
Проанализировав ряд определений понятия «профессиональное самоопределение», мы остановили свой выбор на определении Э.Ф. Зеера, который отмечал, что профессиональное самоопределение — это самостоятельное и осознанное согласование профессиональных и психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Достичь этого можно при правильно организованной профориентационной работе.
Нормативно-правовая основа программы регулируется рядом законодательных и нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания».
Описание используемых методик, технологий, инструментария
Программа предполагает использование методик, которые способствуют эффективному усвоению знаний, тренировке умений и закреплению ранее полученных навыков. В первую очередь, это активные и интерактивные формы проведения занятий. Активным методом обучения, используемым на занятиях, является мини-лекция с обсуждением и использованием вспомогательных технических средств для визуализации лекционного материала. При реализации данной программы используются различные интерактивные формы проведения занятий: групповая дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, энергизаторы и др.
Использование интерактивных технологий в данной программе обусловлено особенностями подросткового возраста. Они создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта различных видов деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой и др.) из моделируемой ситуации в реальную. Являются психологически привлекательными и комфортными для подростков.
Использование интерактивных методов исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства. Следует также подчеркнуть, что активность педагога уступает место активности учащихся, его задача создать условия для их инициативы.
Для успешной работы по программе ведущим необходимо заранее познакомиться с методами и приемами, которые будут использованы.
«Круг». Данный прием способствует включению каждого подростка в дискуссию, формирует групповую сплоченность и доверие. Большинство упражнений начинается и заканчивается в круге, что позволяет всем участникам внести свой вклад в групповой процесс. У ведущего, в свою очередь, появляется возможность оценивать степень включенности участников, услышать каждого и внести своевременные коррективы в работу.
Тестирование. Тестовый материал, используемый в программе, позволяет не только выявить уровень группы до и после прохождения программы, но и подкрепляет имеющиеся знания, дает дополнительную информацию, обогащающую знания. Тестовый материал фиксируется в индивидуальных бланках и к завершению программы представляет собой своеобразный «банк данных», индивидуальный для каждого учащегося. Этот материал не только наглядный ориентир для выпускника, но и основа для дальнейшей индивидуальной работы педагога-психолога с подростком.
Групповая дискуссия. Это метод организации общения участников группы под руководством ведущего. Групповая дискуссия предполагает высказывание участниками собственного мнения, опирающегося на личные знания и опыт. Она позволяет:
- увидеть проблему с разных сторон;
- повысить эффективность работы;
- уточнить личную точку зрения каждого.
Кооперативное обучение. Кооперативное обучение — метод обучения в небольших группах, от двух до шести человек, когда участники группы вместе решают общую задачу. Организовывая кооперативное обучение, следует придерживаться следующей процедуры:
- объединив участников, попросите их сесть лицом друг к другу;
- распределите между участниками группы роли (докладчика, руководителя дискуссии, секретаря, оформителя и т. д.);
- дайте одно задание на всех, предложив делиться друг с другом информацией, материалами, идеями, разъяснять непонятное, разрабатывать проблему и подвести итог обсуждения;
- оцените работу группы.
Мозговой штурм. Мозговой штурм дает возможность не только быстро генерировать большое количество идей, но и позволяет психологу:
- включить всех учащихся в работу;
- демократично и ненавязчиво обсудить проблемные вопросы;
- выявить уровень знаний и интересы учащихся.
Собранные идеи могут служить психологу основой для более глубокой работы над проблемой, в частности, для организации групповой дискуссии.
Чтобы метод оказался максимально продуктивным, следует придерживаться следующей процедуры:
- задайте учащимся вопрос, на который будете искать ответ;
- скажите, что принимаются любые ответы;
- сообщите, что критиковать и высмеивать ответы других запрещается;
- разрешите учащимся «пропускать ход»;
- фиксируйте все ответы без изменений на доске или ватмане (так, чтобы они были видны всей группе);
- продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идеи не иссякнут.
При необходимости педагог-психолог может выделить ключевые идеи мозгового штурма.
Самодиагностика. Часть материала направлена на активизацию процессов самопознания и самоанализа, дает дополнительную информацию для ведущего.
Рефлексия. Многие задания в программе предполагают применение техники рефлексии. Данная техника может использоваться гибко: в одних заданиях она позволяет участникам обдумывать свою личную позицию, не делясь своими размышлениями с окружающими, в других служит инструментом групповой оценки задания.
Рефлексия позволяет участникам обдумать полученную информацию, задуматься над тем, где и как они могут использовать полученные знания в жизни. Ведущему рефлексия дает обратную связь. С целью получения обратной связи обычно задаются три типа рефлексивных вопросов:
- о содержании задания;
- о взаимодействии в группе во время его выполнения;
- о том, что каждый участник группы узнал или почувствовал.
Энергизаторы. Это своего рода качели, которые помогают поддерживать в равновесии положительную энергию в группе на протяжении всего занятия. По своему характеру энергизаторы имеют разную направленность. Если педагог-психолог видит, что группа утомлена и работоспособность падает, необходимо провести подвижный энергизатор. Если же, наоборот, группа возбуждена (например, после групповой дискуссии), необходимо провести упражнение на успокоение. При проведении энергизатора ведущему необходимо следить за состоянием группы, т. е. уметь вовремя остановиться, чтобы не перевести участников в противоположное состояние.
Притчи. Использование притч помогает подвести группу к той или иной мысли, сделать определенные выводы, протянуть мостик между элементами занятия.
Диагностический инструментарий программы включает в себя изучение мотивационной сферы учащихся, характерологических особенностей, интеллектуальных возможностей, направленности профессионального выбора и физических возможностей.
Учитывая, что дети-инвалиды и лица с ОВЗ в условиях инклюзивного образования учатся вместе со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью, профориентационная работа обычно проводится со всем классом. Предложенные в данной программе материалы учитывают возможные ограничения по здоровью. Однако при объяснении инструкции, проведении, интерпретации и обработке результатов нужно учитывать специфику заболеваний подростков с ОВЗ (давать больше времени на работу, помогать в выполнении задания, проводить индивидуальное собеседование по результатам и т. д.).
Сроки и этапы реализации программы:
Объем программы составляет 16 часов. Для лиц с ОВЗ возможна пролонгация программы в пределах дополнительных 6 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 ч. 20 минут (2 урока). Учащиеся занимаются 2 раза в неделю. Продолжительность занятий для лиц с ОВЗ может быть сокращена в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями.
Занятия по программе предполагают работу в групповом, тренинговом режиме. При необходимости порядок проведения некоторых занятий может варьироваться. Это зависит от степени проработанности темы и потребности группы.
1 этап — «организационный» (сентябрь). До начала реализации программы педагогом-психологом проводится информирование обучающихся и их родителей о профориентации, целях и задачах программы. При необходимости проходит консультирование родителей. На данном этапе идет первичный сбор данных об участниках группы, их запросах, опасениях и ожиданиях.
2 этап — «реализация» (сентябрь — октябрь) Реализуется сама программа. При необходимости параллельно идут психолого-педагогические консультации. Если в работу включены дети с ОВЗ, то возможно привлечение к консультациям специалистов ПМПК и представителей общественных организаций инвалидов (успешно реализовавших себя в профессии).
3 этап — «заключительный» Работа направлена на моделирование учащимися индивидуального маршрута в предпрофильной подготовке. Педагог-психолог по итогам программы принимает условный «зачет». Оценка в баллах в данном случае не имеет смысла, так как многие из обсуждаемых вопросов индивидуальны. Требованием для выставления «зачета» является разработанный учащимся на заключительном занятии индивидуальный образовательный маршрут в рамках предпрофильной подготовки. В том случае если у учащегося возникнут трудности, он приглашается на индивидуальную консультацию, в ходе которой педагог-психолог поможет составить ему этот маршрут (опираясь на индивидуальный «банк данных» по результатам диагностики, собранным в ходе реализации программы).
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Формы контроля |
1. |
Знакомство |
Цель: введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения; знакомство с программой «Дорога профессионального выбора». Задачи: введение участников в проблему профессионального самоопределения; формирование навыков анализа необходимой информации. |
Тестирование, работа с бланками «пре-теста». |
2. |
Информационное поле в мире |
Цель: создание информационного поля о мире профессий, проработка первого элемента структуры профессионального выбора. Задачи: формирование навыка эффективного взаимодействия для достижения групповой задачи; выявление уровня информированности, наличия стереотипов и мифов по отношению к профессиональной деятельности; формирование навыка анализировать и систематизировать имеющиеся данные; актуализация представлений о мотивах выбора профессии. |
Работа с индивидуальными бланками «Определение личных мотивов выбора профессии», опрос. |
3. |
Оценка |
Цель: определение / уточнение интересов учащихся к различным группам профессий, ознакомление учащихся с видами профессий и требованиями, которые предъявляют к личности различные группы профессий. Задачи: формирование представлений о мире профессий; ознакомление учащихся с видами профессий и требованиями, которые предъявляют к личности различные группы профессий. |
Индивидуальный анализ результатов по дифференциально-диагностическому опроснику (ДДО) Е.А. Климова, |
4. |
Характер, темперамент, способности как составляющие успешной профессиональной деятельности. |
Цель: дать учащимся представление об особенностях личности, которые влияют на успех в профессиональной деятельности. Задачи: изучение понятий характер, темперамент, способности; формирование представления о сходствах и различиях людей с точки зрения психологии; формирование представления о влиянии темперамента, характера и способностей на успешную самореализацию в профессии; анализ особенностей своего темперамента, характера и способностей. |
Индивидуальная работа с таблицей «Оценка черт своего характера» и «Техника самоописания своих способностей». |
5. |
Требования, которые предъявляет профессия к качествам личности, а |
Цель: формирование представлений учащихся о требованиях профессий, предъявляемых к качествам личности, а также о требованиях, предъявляемых обществом при трудоустройстве. Задачи: формирование навыков группового взаимодействия; анализ требований, которые предъявляет та или иная профессия к качествам личности. |
Индивидуальная работа с бланками «Учет требований профессии», опрос. |
6. |
Алгоритм принятия решений |
Цель: освоить алгоритм принятия решений, проработать третий элемент структуры профессионального выбора. Задачи ведущего: формирование представлений об алгоритме принятия решения; закрепление знаний об алгоритме принятия решения применительно к собственной ситуации выбора профессии. |
Работа с бланками «Плюс, минус, интересно»; работа с экспресс-тестом «Как у тебя с самооценкой?», опрос. |
7. |
Самооценка и |
Цель: оценить значимость положительного образа «Я» в профессиональном выборе, обсудить самооценку и самовоспитание как элементы образа «Я», проработать третий элемент структуры профессионального выбора. Задачи: закрепление представлений о самооценке и постановке целей; изучить понятия «самовоспитание» и его влияние на успешное профессиональное самоопределение; планирование шагов по самовоспитанию. |
Индивидуальное тестирование. |
8. |
Моделирование |
Цель: обобщение полученных знаний и навыков в рамках программы «Дорога профессионального выбора»; моделирование учащимися индивидуального маршрута в предпрофильной подготовке. Задачи: закрепление изученных материалов; анализ контрольных материалов на основе пост-тестов; моделирование индивидуального маршрута в предпрофильной подготовке. |
Индивидуальная работа с личными папками. |
Длительность каждого занятия — 2 урока (1 ч. 20 мин). Итого: 16 спаренных уроков.
Ресурсы, необходимые для реализации программы
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог-психолог, владеющий современными психолого-педагогическими технологиями, знающий особенности развития подросткового возраста, в том числе особенности детей с ОВЗ. Специалист должен уметь занимать позицию значимого взрослого, наставника, тренера, который управляет дискуссией, следит за ходом практической работы, активизирует и побуждает обучающихся к активной деятельности.
Если предполагается работа с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, то рекомендуется, чтобы в реализации программы принимал участие специалист, знакомый со спецификой взаимодействия с данной категорией детей и владеющий знаниями о создании специальных образовательных условий.
Материально-техническое обеспечение условий реализации программы.
- Кабинет с возможностью организации тренингового режима (стулья по кругу, отсутствие препятствий для открытого общения).
- Флипчарт или доска для записи.
- Маркеры и бейджи по числу участников.
- Печатный материал к занятиям (при необходимости).
Сферы ответственности и обеспечение прав участников программы:
- согласие родителей на участие их детей в программе;
- соблюдение Конвенции о правах ребенка;
- соблюдение законов РФ;
- педагог-психолог несет ответственность за психологическую атмосферу, приемы и техники, используемые на занятиях.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Программа «Дорога профессионального выбора» реализуется педагогом-психологом. Внутренний контроль реализации программы обеспечивается администрацией образовательной организации.
Программа утверждается педагогическим советом. Ответственный за реализацию программы обновляет и дополняет ее, составляет расписание занятий.
Все участники должны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, а также правила безопасности, о чем их информируют специалисты, проводящие занятия.
По результатам реализации программы педагог-психолог анализирует качественные и количественные показатели и пишет аналитическую справку по итогам реализации программы с указанием пунктов, которые необходимо проработать с обучающимися в дальнейшем.
Ожидаемые результаты
По завершении программы обучающиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры и тем самым заложить фундамент своего будущего. Они разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявляет, определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут дополнительные предметы и курсы, предлагаемые школой, с учетом своих индивидуальных особенностей.
Программа позволит раскрыть коммуникативные навыки; реализовать стремление к самосовершенствованию, достижению успеха; быть мотивированым к выбору своей профессиональной траектории; демонстрировать способы позитивного взаимодействия со сверстниками и значимым взрослым.
Критерии оценки планируемых результатов. Результативность программы оценивается по количественным и качественным показателям.
Качественные критерии.
Освоение программы сопровождается процедурами текущей аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебно-тематическим планом: опрос, выполнение практических заданий. Результаты достижений оцениваются в виде тестирования и успешного составления обучающимися индивидуального маршрута в предпрофильной подготовке.
Критериями и показателями эффективности реализации программы являются:
- усвоение знаний, предусмотренных в программе;
- разработка индивидуального маршрута в предпрофильной подготовке и понимание траектории его реализации.
Количественные критерии:
- на этапе завершения программы количество участников не сократилось;
- не менее 80% участников программы осознанно выбрали профиль дальнейшего обучения.
Сведения о практической апробации программы и результаты, подтверждающие ее эффективность
Впервые программа «Дорога профессионального выбора» прошла апробацию на базе общеобразовательных организаций Саратовской области в 2006 году. В апробации приняли участие 9 образовательных организаций. Решением экспертного научно-методического совета при Министерстве образования Саратовской области от 31.03.2006 года программа была рекомендована к реализации в образовательных организациях Саратовской области. В этом же году она была впервые опубликована в сборнике «Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения» (ISBN 5-93888-910-3).
Приказом Министерства образования Саратовской области № 553 от 11.04.2007 г. «Об учебно-методическом сопровождении регионального базисного учебного плана» программа «Дорога профессионального выбора» вошла в перечень программ и учебных материалов элективных курсов для предпрофильной подготовки и элективных учебных предметов для профильного обучения.
Программа получила высокую оценку со стороны педагогов-психологов Саратовской области и, по данным мониторинговых исследований, к 2019 году программу реализовывали уже 613 образовательных организаций области.
В 2018 году появился запрос на адаптацию программы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа была адаптирована и апробирована на базе 3-х школ, реализующих адаптированные образовательные программы:
- государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 4 г. Саратова» (дети с нарушением опорно-двигательного аппарата);
- государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Энгельса» (дети с нарушением слуха);
- государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Саратова» (дети с нарушением речи).
В ходе апробации участниками программы стали 58 обучающихся с ОВЗ.
Полезные ресурсы по вопросам профориентационной работы с обучающимися, в том числе с ОВЗ
- Портал федерального методического центра «Сопровождение профориентационной работы профессиональных образовательных организаций» http://proforient.fmcspo.ru/
Федеральный методический центр среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ (ФМЦСПО) ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» является основным оператором по данному направлению работы и аккумулирует массив информации нормативного и методического характера, касающейся, в том числе, вопросов организации комплексной и целенаправленной профориентационной работы со школьниками с нарушениями различных нозологий, обучающимися в формате инклюзивного образования. Федеральный методический центр осуществляет также экспертно-консультационное сопровождение формирования актуальной, современной, отвечающей требованиям развивающегося и меняющегося мира модели профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, ориентированной на выбор и получение профессий и специальностей среднего профессионального образования. Портал ФМЦСПО содержит перечень законодательства и методических рекомендаций, разработанных по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Министерства просвещения Российской Федерации). В помощь специалистам образовательных организаций, работающим с учащимися, на портале представлена карта профессий и специальностей, наиболее востребованных для лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп (а именно для лиц с нарушениями зрения, слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложными дефектами, с другими видами нарушений здоровья).
- Электронный музей профессий «ПрофВыбор.ру» http://www.profvibor.ru/
Данный электронный проект адресован учащимся 8–11 классов и представлен справочно-информационным блоком, содержащим каталог профессий с их описанием (профессиограммы), необходимыми навыками и умениями со стороны претендента. Для педагогов и службы сопровождения будут полезны диагностический блок с анкетой по трудоустройству, электронным профориентационным тестированием учащихся 8–11 классов, методические рекомендации, памятки для педагогов, планы работы кабинетов профориентации, сценарии и прочая информация.
- Портал «Ваше рабочее место» http://www.rabochee-mesto.com/
На портале представлено описание большого количества различных профессий по схеме: название, должностные обязанности, уровень образования, как проходит рабочий день, специфика труда, плюсы и минусы работы и многие другие важные при выборе профессии пункты. Портал и информация заполняются представителями профессий, каждый человек может присоединяться к наполнению портала и высказать свое мнение о специфике работы в той или иной сфере. Представленная информация будет полезна школьникам при работе по профориентации и выборе направления работы, а педагогам — при подготовке к профориентационным мероприятиям.
- Интернет-портал для школьников «Профсреда» http://www.profsreda.com/
Интернет-портал рассчитан на ознакомление с профессиями школьников с 1-ого класса, помощь родителям и педагогам в вопросе профориентационной работы. Работа портала является поддержкой деятельности Департамента образования г. Москвы, однако, некоторые мероприятия организуются онлайн и будут полезны всем участникам образовательного процесса.
- Информационный портал для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребенок» http://ovz.zabedu.ru/?page_id=1634
Портал полезен информацией о соотношении профессии и здоровья детей, перечислены медицинские противопоказания к профессиональной деятельности, а также достаточно подробный перечень рекомендуемых профессий и специальностей для обучения детей и подростков с ОВЗ (для детей с психическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы, с ортопедо-травматологическими заболеваниями, имеющими патологию органа зрения и заболевания уха и горла).
- Атлас новых профессий http://atlas100.ru/
Атлас новых профессий — это информация о перспективных отраслях и профессиях, которые будут появляться и развиваться в ближайшие 15–20 лет, учитывая рождение новых технологий, продуктов, отраслей, практик управления и т. д. Атлас состоит из двух частей: новые профессии и «профессии-пенсионеры», а также учитывает надпрофессиональные навыки и умения, которые будут способствовать освоению новых профессий и переходу на них.
- Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» www.засобой.рф
Программа направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися. В рамках программы проводятся всероссийский конкурс методических материалов среди специалистов по профессиональной ориентации общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего образования, образовательных организаций высшего образования, специальных образовательных организаций, центров занятости субъектов Российской Федерации, всероссийский конкурс видеороликов среди студентов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, который направлен на популяризацию рабочих и инженерно-технических специальностей, функционирует «Электронная библиотека лучших практик по профориентации», проект «Zaсобой в профессию», масштабная акция «Всероссийская профдиагностика», которая помогает ответить на вопросы, касающиеся выбора профессии, а также выявить склонности участников к тому или иному виду деятельности, проводятся всероссийские форумы и другие мероприятия.
- «Единая промышленная карта» http://school-epk.ru/
Единая промышленная карта — это образовательный проект по ранней профориентации школьников, включающей пакеты программ профориентации объемом по 30 академических часов с очной или виртуальной экскурсией на предприятия-партнеры. Интерактивные компоненты делятся на 3 уровня (для начальной, средней и старшей школы) и содержат модуль тестирования. Проект проводится при поддержке Свердловской области, поэтому основные предприятия-участники располагаются в указанном субъекте. Сопутствующим проектом к Единой промышленной карте является олимпиада для школьников.
- Портал «ПроеКТОриЯ» https://proektoria.online/
На портале «ПроеКТОриЯ» представлены материалы, которые могут помочь школьникам выбрать профессию, вуз и будущее место работы, определиться с направлением будущей профессиональной деятельности, решать практические задачи, ознакомиться с высокотехнологичными отраслями и т. д. Портал содержит описание актуальных современных профессий указанных отраслей с перечнем компетенций, необходимых качеств личности, сфер работы, вузов, реализующих подготовку по профессиональному направлению.
- Городской проект «Школа Новых Технологий» http://snt.mos.ru/
Городской проект «Школа Новых Технологий» — проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы. Проект включает в себя широкий перечень подпроектов и конкурсов, в которых могут участвовать, в том числе, школьники из других регионов. Действующими проектами являются: 3D БУМ JUNIOR; 3D БУМ; Школа IT-решений; IT-марафон; конкурс «Школа мобильных приложений», «Ты программист!»; научно-образовательный фестиваль «Технологический старт» по направлениям «робототехника», «программирование», «инженерная графика»; конкурс «Школа реальных дел»; конкурс медийных проектов «IT-репортер»; конкурс «Дети детям» при поддержке Фонда «Разумный интернет»; конференция «Поколение NEXT» и т. д.
- Настольная стратегия «ПрофХ» www.profxgame.ru
Профориентационная игра «ПрофХ» моделирует процесс индивидуального профессионального развития, включая этапы окончания школы, получения диплома о среднем профессиональном и/или высшем образовании, трудоустройства и получения заработной платы. Целью игры является выработка наиболее эффективной стратегии достижения профессионального успеха. Важным фактором эффективной стратегии игроков является учет личных качеств, имеющихся знаний и приобретаемого профессионального опыта. «ПрофХ» прорабатывает ключевые для трудовой деятельности коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности. Игра рекомендуется детям с 12 лет. В нее также могут играть взрослые без ограничений по возрасту. Игра также подходит для смешанных возрастных групп.
В сам игровой механизм заложены важные для профориентационной работы элементы: активизация самосознания и проработка различных алгоритмов выбора профессии, учебного заведения и профессионального развития. Участие педагога может сделать игру более эффективным инструментом в профориентации подростков.
Описание профессий и истории успеха людей с ограниченными возможностями здоровья
Важно иметь в виду, что отдельные представленные специализации могут не подходить подросткам с определенными нарушениями. Однако перечень профессий соотносится с перечнем рекомендуемых видов трудовой деятельности и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.
- С нарушением опорно-двигательного аппарата
Профессия |
Специализация, подходящая для лиц с нарушением функций верхних конечностей |
Специализация, подходящая для лиц с нарушением функций нижних конечностей |
Специализация, подходящая для лиц с комплексными нарушениями, серьезными нарушениями функций верхних и нижних конечностей |
Предприниматель |
все |
все |
все |
Юрист |
все |
все |
все |
Музыкант |
все |
все |
все |
Швея |
– |
все |
– |
Ювелир |
– |
все |
– |
Экономист |
все |
все |
все |
Инженер |
подходит в зависимости от степени поражения |
все |
инженер-конструктор |
Филолог |
все |
все |
все |
Предприниматель.
Предприниматель — это человек, который занимается собственным бизнесом, имеет свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Предпринимателя можно представить по квалификациям:
- производитель занимается производством продукции, которую продает потребителям;
- инноватор создает и реализует новый продукт на рынке;
- коммерсант занимается куплей-продажей и обменом товаров;
- посредник ускоряет и облегчает процессы не только купли-продажи, но и обращения товаров, услуг, денежных средств в целом.
Пример успешного человека: американец Ральф Браун, родившийся с атрофией мышц, стал основателем Корпорации Braun, ведущего производителя автомобилей, оборудованных для людей с инвалидностью.
Юрист.
Юрист — это специалист, изучающий право, а также практический деятель в этой области, свободно владеющий информацией о законодательных базах. Юристов можно представить по квалификациям:
- адвокат защищает интересы своих клиентов в суде;
- прокурор выступает обвинителем в суде;
- судья выносит решения по рассматриваемым в суде делам;
- следователь осуществляет расследования преступлений, собирает доказательства и улики;
- нотариус оформляет и заверяет юридические документы;
- юрисконсульт дает письменные разъяснения по юридическим вопросам.
Пример успешного человека: Франклин Делано Рузвельт, единственный президент США, который переизбирался на этот пост более 2 раз, начинал свою карьеру с профессии адвоката, а из-за болезни оказался в инвалидном кресле.
Филолог.
Филолог — это специалист, который обладает глубоким знанием языка, его внутренней структуры и функций. Филолога можно представить по квалификациям:
- филолог-исследователь изучает культуру и историческое развитие языка через текст;
- переводчик составляет учебники и словари, занимается переводом текстов с одного языка на другой;
- копирайтер занимается созданием различных текстов: слоганов, рекламных текстов, статей, пресс-релизов;
- корректор исправляет орфографические, пунктуационные, логические и прочие ошибки в текстах для книжных, газетных, журнальных издательств и редакций, веб-сайтов, рекламных агентств.
Пример успешного человека: Крис Фонческа, первый человек с ДЦП, работающий в качестве сценариста на популярном американском ток-шоу «Поздно ночью».
Музыкант.
Музыкант — это человек, который профессионально занимается музыкой. Музыкантов можно представить по квалификациям:
- музыкант-инструменталист виртуозно играет на каком-либо музыкальном инструменте;
- композитор сочиняет музыку и создает музыкальное сопровождение для песен, спектаклей, кинофильмов;
- аранжировщик изменяет музыкальное произведение, чаще всего при помощи компьютерной обработки;
- вокалист исполняет песни, воспроизводит музыку при помощи собственного голоса.
Пример успешного человека: Юлия Самойлова, российская певица и композитор, передвигающаяся на инвалидной коляске, стала лауреатом различных вокальных конкурсов и была выбрана в 2018 году представителем от России на конкурс «Евровидение».
Ювелир.
Ювелир — это мастер по изготовлению художественных изделий, украшений из драгоценных металлов и камней. Ювелиров можно представить по квалификациям:
- ювелир-дизайнер моделирует изделия, изготавливает эскизы;
- ювелир-гравер создает изделия из драгоценных и цветных металлов;
- ювелир-монтировщик монтирует различные части изделия;
- ювелир-шлифовальщик полирует и шлифует готовые образцы, готовит их к сбыту.
Пример успешного человека: Аннет Геббеди стала одним из лучших ювелиров Великобритании, несмотря на то, что родилась без пальцев. Самым дорогим произведением из созданных Аннет было колье, которое стоило около 40 тысяч долларов.
Экономист.
Экономист — это специалист, занимающийся исследованием, планированием и руководством хозяйственной деятельностью предприятия.
Экономистов можно представить по квалификациям:
- бухгалтер отвечает за учет основных средств, материальных ценностей, за расчеты с поставщиками и заказчиками, за начисления заработной платы, отчисление налогов и т. д.;
- финансовый координатор проектов работает с финансовыми и юридическими документами, сопровождающими проект организации;
- аудитор занимается проверкой документов, финансовой и налоговой отчетности.
Пример успешного человека: Ник Вуйчич, известный мотивационный оратор, который объездил весь мир, меценат и писатель, имеет экономическое образование в области бухгалтерского учета и финансового планирования.
Инженер.
Инженеры разрабатывают устройства, сооружения, алгоритмы в самых разных областях. Инженеров можно представить по квалификациям:
- инженер-конструктор проектирует технику и сооружения;
- инженер-механик работает с механическим оборудованием, машинами и аппаратами;
- инженер-электронщик разрабатывает системы электронного оборудования с заданными параметрами;
- инженер связи обеспечивает работу систем телекоммуникаций и сетевых технологий.
Пример успешного человека: Стивен Хокинг, парализованный ученый, который стал известен своими исследованиями в области квантовой механики и теоретической физики. Его книга «Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр» является бестселлером.
Швея.
Швея — специалист по изготовлению изделий из ткани, кожи и других материалов. В отличие от портного, который занимается раскройкой, или модельера, который придумывает модели одежды, швея отвечает за качественный пошив изделия.
Пример успешного человека: Маргарет Штайф, швея на инвалидной коляске, создавшая плюшевых мишек Тэдди. Маргарет родилась здоровым ребенком, но, переболев полиомиелитом, потеряла подвижность обеих ног и правой руки. Это не помешало ей стать первоклассной швеей и в дальнейшем основательницей крупнейшей европейской фабрики «Штайф».
- С нарушением слуха и/или с нарушением речи
Профессия |
Специализации, подходящие для глухих (без возможности компенсации слуховой функции) |
Специализации, подходящие для слабослышащих без возможности компенсации слуховой функции, с нарушением речи |
Специализации, подходящие для слабослышащих с возможностью компенсации слуховой функции |
Юрист |
все |
все |
все |
Архитектор |
архитектор проекта, |
архитектор проекта, |
все |
Экономист |
бухгалтер, аудитор, оценщик интеллектуальной собственности |
бухгалтер, аудитор, оценщик интеллектуальной собственности |
все |
Программист |
все |
все |
все |
Инженер |
инженер-конструктор, |
инженер-конструктор, |
все |
Программист.
Программист — это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Программистов можно представить по квалификациям:
- веб-программист создает сайты;
- прикладной программист разрабатывает программное обеспечение;
- системный программист разрабатывает операционные системы, работает с сетями, пишет интерфейсы к различным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых.
Пример успешного человека: китаец Джон Йу, будучи глухим с рождения, стал успешным программистом, основал бизнес-компанию Integrated Microcomputer Systems и разработал программу телекоммуникации, которая позволяет накладывать видеоперевод на жестовый язык в режиме реального времени.
Юрист.
Юрист — это специалист, изучающий право, а также практический деятель в этой области, свободно владеющий информацией о законодательных базах. Юристов можно представить по квалификациям:
- адвокат защищает интересы своих клиентов в суде;
- прокурор выступает обвинителем в суде;
- судья выносит решения по рассматриваемым в суде делам;
- следователь осуществляет расследования преступлений, собирает доказательства и улики;
- нотариус оформляет и заверяет юридические документы;
- юрисконсульт дает письменные разъяснения по юридическим вопросам.
Пример успешного человека: Клаудиа Гордон, первая глухая чернокожая женщина-адвокат в США. С отличием окончила Вашингтонский юридический колледж Американского университета, получив степень доктора права. В качестве средства общения Клаудиа предпочитает жестовый язык. Клаудиа Гордон руководитель адвокатских практик в нескольких крупных организациях, занимающихся проблемами инвалидов и малообеспеченных людей, член коллегии адвокатов штата Мэриленд, обладатель множества почетных званий, вице-президент Национальной ассоциации адвокатов для глухих чернокожих. В 2010 году Клаудиа стала «Глухим человеком года» по мнению журнала «DeafLife». «Невзирая на инвалидность, с правильным отношением к делу успех достижим как в школе, так и в работе», — считает Клаудиа.
Архитектор.
Архитектор — это специалист, который проектирует здания и помещения, включая разработку интерьерных решений. Архитекторов можно представить по квалификациям:
- архитектор проекта занимается разработкой концепции, проектной документации и чертежей для строительства, осуществляет авторский контроль за реализацией проекта;
- архитектор-градостроитель выполняет проектирование городских районов или крупных комплексов, разрабатывает градостроительную документацию и генеральные планы населенных пунктов;
- архитектор-реставратор восстанавливает старинные здания и сооружения;
- ландшафтный архитектор занимается созданием проектов разбивки парков, садов, приусадебных участков.
Пример успешного человека: Юрий Соколов, первый глухой архитектор в СССР, у которого получилось осуществить мечту своей жизни стать профессиональным творцом зданий и сооружений.
Инженер.
Инженеры разрабатывают устройства, сооружения, алгоритмы в самых разных областях. Инженеров можно представить по квалификациям:
- инженер-конструктор проектирует технику и сооружения;
- инженер-механик работает с механическим оборудованием, машинами и аппаратами;
- инженер-электронщик разрабатывает системы электронного оборудования с заданными параметрами;
- инженер связи обеспечивает работу систем телекоммуникаций и сетевых технологий.
Пример успешного человека: Томас Эдисон не был полностью глухим, но испытывал очень серьезные проблемы со слухом. Эдисон величайший инженер-изобретатель. Он стал автором многих современных изобретений, включая лампу накаливания. По некоторым данным, вторая жена Эдисона тоже была практически глухой, и он сделал ей предложение при помощи телеграфного аппарата.
Экономист.
Экономист — это специалист, занимающийся исследованием, планированием и руководством хозяйственной деятельностью предприятия. Экономистов можно представить по квалификациям:
- бухгалтер отвечает за учет основных средств, материальных ценностей, за расчеты с поставщиками и заказчиками, за начисления заработной платы, отчисление налогов и т. д.;
- финансовый координатор проектов работает с финансовыми и юридическими документами, сопровождающими проект организации;
- аудитор занимается проверкой документов, финансовой и налоговой отчетности.
Пример успешного человека: Рональд Рейган, 40-й президент США, пользовался слуховым аппаратом, исполняя свои обязанности в Белом доме. В молодости закончил факультет экономики и социологии. Состоялся как актер. И был избран президентом. Несмотря на то, что, по всей вероятности, на его слух повлияла продолжительная служба в армии, Рейган оглох на правое ухо после того, как возле его головы был совершен выстрел из пистолета 38-го калибра. Позднее он обзавелся изготовленным по индивидуальному заказу слуховым аппаратом, и его готовность воспользоваться этим решением привела к скачку продаж слуховых аппаратов. Осознание того, что президент носит слуховые аппараты, ослабило субъективную стигматизацию их ношения, и многие люди, страдающие нарушениями слуха, начали следовать его примеру.
- С нарушением зрения
Профессия |
Специализация, |
Специализация, |
Программист |
все |
все |
Массажист |
все |
все |
Педагог |
все |
все |
Юрисконсульт |
устные консультации |
все |
Переводчик |
последовательный переводчик |
все |
Музыкант |
все |
все |
Актер |
все |
все |
Скульптор |
– |
все |
Программист.
Программист — это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Программистов можно представить по квалификациям:
- веб-программист создает сайты;
- прикладной программист разрабатывает программное обеспечение;
- системный программист разрабатывает операционные системы, работает с сетями, пишет интерфейсы к различным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых.
Пример успешного человека: слепой программист Хервин Халиман из Индонезии является ценным сотрудником компании MomoCentral.com. Хервин совсем не различает текст на экране, но ему удается успешно выполнять свою работу, используя скрин-ридеры, которые распознают текст на экране монитора и читают его вслух.
Массажист.
Массажист — это специалист, владеющий различными техниками восстановления и укрепления здоровья пациента. Используя специальные приемы (растирание, давление, вибрация, поглаживание, разминание), массажист оказывает воздействие на различные системы организма человека. Это воздействие приводит к снятию боли, напряжения и усталости, реабилитации мышц и суставов, повышению общего физического тонуса, усилению циркуляции крови, расслаблению, улучшению обмена веществ.
Факт: незрячие массажисты ценятся, особенно в Азии. В Таиланде, стране с древними традициями массажа, существует выражение: «Попасть к хорошему массажисту большая удача, а попасть к слепому настоящее счастье». Японская поговорка гласит: «Слепой массажист на вес золота». А в Индии говорят: «Слепой массажист не только вылечит ваше тело, но и преобразует его, а в преображенном теле от счастья будет трепетать душа».
Педагог.
Педагог — это специалист, который занимается обучением и воспитанием будущих поколений. Педагогов можно представить по квалификациям:
- школьный учитель-предметник является специалистом в определенной области знаний;
- педагог дополнительного образования ведет самые разные курсы: от танцев до робототехники;
- дефектолог специализируется на обучении, воспитании, адаптации детей с особенностями психофизиологического развития;
- методист изучает и разрабатывает методики преподавания какого-либо предмета;
- тьютор помогает составлять индивидуальные образовательные планы.
Пример успешного человека: знаменитый советский математик Лев Понтрягин потерял зрение в возрасте 14 лет, но это не помешало ему сделать карьеру в науке. Понтрягин стал академиком, преподавал в МГУ, был создателем многих трудов и дожил до восьмидесяти лет.
Музыкант.
Музыкант — это человек, который профессионально занимается музыкой. Музыкантов можно представить по квалификациям:
- музыкант-инструменталист виртуозно играет на каком-либо музыкальном инструменте;
- композитор сочиняет музыку и создает музыкальное сопровождение для песен, спектаклей, кинофильмов;
- аранжировщик изменяет музыкальное произведение, чаще всего при помощи компьютерной обработки;
- вокалист исполняет песни, воспроизводит музыку при помощи собственного голоса.
Пример успешного человека: Стиви Уандер, американский музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер, потерял зрение в грудном возрасте. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени: он 22 раза получал премию «Грэмми» и записал более 30 альбомов.
Актер.
Актер — это исполнитель ролей в спектаклях, кинофильмах и видеороликах, перевоплощающийся в другую личность, героя. Актеров можно представить по квалификациям:
- актер кукольного театра воссоздает образ героя с помощью интонации, передает чувства с помощью движений куклы, доносит до зрителя содержание произведения;
- артист разговорного жанра выступает перед публикой, рассказывая истории или читая стихи.
Пример успешного человека: Томми Эдисон, известный кинокритик, который ни разу в жизни не видел ни одного фильма (он слепой от рождения), утверждает, что звук это главная вещь, которая отличает кино от тех же книг, и главный вектор воображения.
Скульптор.
Скульптор — это художник, создающий скульптуры, объемные произведения искусства:
- скульптор изображает людей, животных, объекты природы или целые композиции, которые выполняются из пластических или твердых материалов (глины, камня, дерева, металла, воска и т. д.) и имеют объемную форму;
- гончар занимается обработкой, обжиганием глины для превращения ее в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения.
Пример успешного человека: незрячий скульптор Лина По (Полина Горенштейн) с 1936 по 1948 год создала более 100 скульптур, некоторые из которых были приобретены Третьяковской галереей.
Переводчик.
Переводчик — это специалист, занимающийся переводом с одного языка на другой:
- последовательный переводчик переводит речь говорящего по фразам во время пауз, предназначенных для перевода;
- синхронный переводчик переводит с одного языка на другой параллельно речи говорящего. Выполняется такой перевод с помощью специализированной техники для синхронного перевода;
- сурдопереводчик занимается переводом языка жестов на язык устной речи и наоборот.
Пример успешного человека: незрячий французский переводчик М. Фредерик Грелли, уже более 20 лет занимающийся переводом английских романов на французский язык. «Я перевожу на слух, — говорил Грелли. — Я всегда слушаю, обращаю особое внимание на ритм фразы и то, как звуки слов переплетаются друг с другом. Все слова и фразы звучат в определенном темпе, который подчеркивается пунктуацией».
Юрист.
Юрист — это специалист, изучающий право, а также практический деятель в этой области, свободно владеющий информацией о законодательных базах. Юристов можно представить по квалификациям:
- адвокат защищает интересы своих клиентов в суде;
- прокурор выступает обвинителем в суде;
- судья выносит решения по рассматриваемым в суде делам;
- следователь осуществляет расследования преступлений, собирает доказательства и улики;
- нотариус оформляет и заверяет юридические документы;
- юрисконсульт дает письменные разъяснения по юридическим вопросам
Пример успешного человека: ослепший в результате неудачной операции, Джек Чен сегодня является успешным юристом. Он получил степень магистра компьютерных наук в University of California в 2000 году, после чего продолжил свое образование в и получил степень доктора юридических наук. В 2010 году получил предложение от Google и возглавил юридическую работу по продукту Google Chrome.
Пре-тест / пост-тест
Ф.И.О.
Класс
1 |
Выбрал ли ты профессию или круг профессий? Какую? |
|
2 |
Почему ты выбрал эту область труда? |
|
3 |
Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данного профиля? (перечисли) |
|
4 |
Есть ли у тебя качества, необходимые для того, чтобы овладеть этой профессией? Какие? |
|
5 |
Что повлияло на твой выбор? |
|
6 |
Какие школьные предметы необходимы тебе для овладения этой профессией? |
|
7 |
Элективные курсы какой направленности ты выберешь? |
|
8 |
Согласны ли твои родители с твоим выбором? |
|
9 |
Продолжишь ли ты обучение в 10 классе? |
|
10 |
Готов ли ты перейти в другой класс для углубленного изучения нужных предметов? |
Информационная карта оценки мира профессий
Что мне интересно знать или делать? (интерес) |
В какой профессии я этого смогу достичь? (профессия) |
Что мне нужно для получения этой профессии? (необходимые шаги) |
Определение личных мотивов выбора профессии
Профессия |
Выбранные мотивы |
Общая сумма баллов |
||||
Тест Е.А. Климова «ДДО»
1а |
1б |
|
ухаживать за животными |
или |
обслуживать машины (следить, регулировать) |
2а |
2б |
|
помогать больным людям |
или |
составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а |
3б |
|
следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
или |
следить за состоянием или развитием растений |
4а |
4б |
|
обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) |
или |
доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать) |
5а |
5б |
|
обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6а |
6б |
|
выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а |
7б |
|
копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством |
8а |
8б |
|
сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) |
или |
оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов |
9а |
9б |
|
ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
или |
искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а |
10б |
|
лечить животных |
или |
выполнять вычисления, расчеты |
11а |
11б |
|
выводить новые сорта растений |
или |
конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий, машины, одежду, дома |
12а |
12б |
|
разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или |
разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять и т. п.) |
13а |
13б |
|
наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
или |
наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а |
14б |
|
обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
15а |
15б |
|
составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
или |
художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а |
16б |
|
делать лабораторные анализы в больницах |
или |
принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а |
17б |
|
красить или расписывать помещение, поверхности изделий |
или |
осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а |
18б |
|
организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и т. д.) |
или |
играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а |
19б |
|
изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а |
20б |
|
вести борьбу с болезнями растений или с вредителями леса, сада |
или |
работать на клавишных машинах (компьютере) |
Бланк протокола ответов
1а |
16 |
2а |
26 |
За |
36 |
4а |
46 |
5а |
56 |
6а |
66 |
7а |
||
76 |
8а |
86 |
||
9а |
96 |
|||
10а |
106 |
|||
11а |
116 |
12а |
126 |
13а |
136 |
14а |
146 |
15а |
156 |
16а |
166 |
17а |
||
176 |
18а |
186 |
||
19а |
196 |
|||
20а |
206 |
|||
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-Ч |
Ч-З |
Ч-Х |
Классификатор профессий по Климову
Предмет труда |
Алгоритмические (исполнительные) |
Эвристические (творческие) профессии |
||||
Человек — Человек |
Агент Акушерка Буфетчик Бармен Гардеробщик Горничная Киоскер |
Милиционер Медсестра Няня Официант Приемщик заказов Продавец |
Регистратор Санитар Социальный работник Фельдшер Швейцар Экспедитор |
Врач Инспектор по кадрам Менеджер Методист по дошкольному воспитанию Преподаватель |
Психолог Референт Тренер-преподаватель Учитель Юрисконсульт |
|
Человек — Техника |
Автоматчик Автоспециалист Авиаспециалист Аппаратчик Арматурщик Бурильщик Вальцовщик Водитель Гальваник Газоэлектросварщик Жестянщик Швея |
Заправщик Заточник Каменщик Кочегар Кузнец Маляр Машинист Механик Монтажник Монтер Моторист Наладчик Шлифовщик |
Намотчик Обработчик Оператор Оптик Ремонтник Слесарь Станочник Столяр Техник Токарь Формовщик Фрезеровщик Часовщик |
Инженер Испытатель двигателей Контролер технолог |
||
Человек — Знаковая |
Дозировщик Изготовитель плат Кассир Машинистка Наборщик Печатник Телефонист Телеграфист |
Архивист Бухгалтер Геодезист Корректор Маркетолог Математик Переводчик |
Рентгенолог Сортировщик Статистик Типограф Товаровед Экономист Программист |
|||
Человек — |
Гравер Закройщик Конферансье Модельщик Мебельщик |
Осветитель Парикмахер Портной Ретушер Фотограф |
Артист Архитектор Художник Писатель Музыкант Искусствовед |
|||
Человек — Природа |
Зоолаборант Кинолог Озеленитель Рабочий зеленого строительства Садовод |
Биолог Физик Химик Ветеринар Лесник |
Информация в буклет о характеристиках типов темперамента
Холерик — человек быстрый, порывистый, резкий, стремительный, с сильным и быстрым темпом движений, с высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, способный отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенный. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.
Сангвиник — человек подвижный, живой, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко и быстро переживающий неудачи и неприятности. Он отмечен высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на внешние события, общителен. Эмоции преимущественно положительные, быстро возникают и быстро сменяются.
Меланхолик — человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Характерен низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная сенситивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Флегматик — человек медлительный, невозмутимый, с низким уровнем психической активности, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний (невыразительностью мимики). Он трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно постоянны. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Характер — особенности личности, проявляющиеся в поведении в той или иной ситуации. Характер проявляется в общении (общительный замкнутый), в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или лень и т. д.), в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или чувство неполноценности...), в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или неряшливость...). Черты характера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе.
Характер зависит от мировоззрения, убеждений и моральных принципов. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана.
Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.
Техника самоописания черт своего характера
№ |
Черты характера, |
Черты характера, |
Черты характера, которые хочется иметь в идеале |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
Техника самоописания своих способностей
№ |
Способности, |
Способности, |
Способности, которыми |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
Учет требований профессии
Качества профессии |
Оценка желательности |
Оценка способностей |
||||
хочу |
не хочу |
способен |
разовью |
невозможно |
||
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
Плюс, минус, интересно
№ |
Плюс |
Минус |
Интересно |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
Литература
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1998. 326 с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. 96 с.
- Климов Е.А. Памятка профконсультанту. М., 2000.
- Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 224 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие. М.: Академия, 2008. 320 с.
- Серякина А.В., Петрович О.Г. Организация профориентационной работы с детьми инвалидами и лицами с ОВЗ: Учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 84 с.
- Серякина А.В., Павленко В.Р., Петрович О.Г., Рамзаева В.Ю. Шаг навстречу. Организация позитивного взаимодействия с лицами с ОВЗ: Учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. 52 с.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС, 2001. 96 с.
- Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения / под ред. Е.В. Губановой. Саратов: Научная книга, 2006. 204 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 456
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 113
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1