Возможности регуляции стресса студентов педагогического вуза

21

Аннотация

В статье рассмотрены понятия стресса, стрессоустойчивости, совладающего поведения, копинг-поведения в интерпретации отечественных и зарубежных авторов, назначение и основные задачи копинга. Проведенный анализ актуального стресса, уровня его регуляции и применявшихся при этом копинг-стратегий у студентов педагогического вуза показал, что более 50% респондентов имеют высокий уровень актуального стресса, очень высокий его уровень выявлен у студентов дефектологического и естественно-научного направлений подготовки. Был диагностирован уровень регуляции стресса (высокий и умеренный), который показал как свою состоятельность у 44% испытуемых (уровень стресса снижен до нормального), так и недостаточность по силе и противодействию стрессовым факторам у остальных респондентов (стресс находится на уровне высоких и очень высоких значений). Для регуляции уровня стресса студенты пользуются как адаптивными, так и дезадаптивными копинг-стратегиями. При этом используемые студентами адаптивные копинг-стратегии (самоконтроль, социальная поддержка, планирование решения проблемы, положительная переоценка ситуации) статистически значимо снижают уровень фактического стресса.

Общая информация

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, совладающее поведение, копинг-стратегии

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210305

Получена: 11.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Черных Л.А. Возможности регуляции стресса студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 38–44. DOI: 10.17759/bppe.2024210305

Полный текст

Введение

Каждому человеку хотелось бы уметь противостоять стрессам и научиться эмоционально не реагировать на стрессогенные события. Это избавило бы от многих проблем в соматической и психоэмоциональной сфере. Но это далеко не всегда просто сделать. На стрессоустойчивость влияет множество факторов, среди которых: тип темперамента; черты характера и его акцентуации; особенности эмоционально-волевой, познавательной сферы, в частности, особенности восприятия, мышления; ценностно-смысловая и мотивационно-потребностная сферы, в том числе значимость стрессогенного события для личности, и многие другие.

Рассматривая стресс как психологический феномен, который трактуется в «Большом психологическом словаре» Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований» [11, с. 479], не следует забывать о его дуальности, т. е. о физиологической природе, согласно исследованиям Г. Селье [14, с. 10], Р.С. Лазаруса, С. Фолькман [18], П.К. Анохина [2] и др., а также о психологическом и социально-психологическом аспектах, согласно данным Р.С. Немова [13, с. 420], Т.Г. Бохан [6, с. 23–24], Ю.А. Александровского [1, с. 71–79] и многих других.

При трактовке понятия «регуляция стресса» сталкиваемся с неоднозначностью рассмотрения данного феномена от стрессоустойчивости до совладающего поведения, копинг-поведения.

Рассматривая психологию совладающего поведения, Е.В. Либина и А.В. Либин [10] дают ее определение как специальной области исследования, предметом изучения которой являются механизмы «эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями». У И.О. Куваевой совладющее поведение позиционируется как осознанные действия человека в ответ на трудную ситуацию и психоэмоциональную напряженность [9]. По мнению S. Roth, L.J. Cohen, в литературе выделяются две модели совладания со стрессом: приближение / наступление (approach) и избегание (avoidance), которые, как отмечают исследователи, легли в основу когнитивной и эмоциональной активности, ориентированной либо в сторону угрозы, либо от нее [19, p. 813].

При этом «копинг», по мнению В.М. Ялтонского, это попытки управлять специфическими внешними и (или) внутренними вызовами в когнитивном и поведенческом ключе, причем данные вызовы часто превышают личностные ресурсы [15].

С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что психологическое предназначение копинга состоит в адаптации человека к требованиям ситуации, он позволяет ослабить или смягчить предъявляемые требования, включить реакцию избегания или привыкания к ним, тем самым погашая, уменьшая или нивелируя стрессовое воздействие ситуации [12, с. 21]. J.C. Coyne, С. Aldwin, R.S. Lazarus понимают под копингом, или преодолением стресса, процесс поддержания или сохранения баланса между требованиями среды и ресурсами, которые нужно задействовать для удовлетворения этих требований [16].

R.S. Lazarus, S. Folkman выделяют следующие задачи копинга:

  • повышение возможностей восстановления активности и деятельности при минимизации обстоятельств с негативным воздействием;
  • сохранение уверенности в собственных силах, поддержание позитивного образа «Я»;
  • регулирование трудной жизненной ситуации или приспособление к ней;
  • поддержание эмоционального равновесия;
  • поддержание социальных связей — установление и сохранение тесных взаимоотношений с окружающими людьми [17].

При этом Н. Weber главной задачей копинг-поведения (coping-behavior) считает обеспечение и поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья, а также удовлетворенности социальными отношениями [20]. И если подход к копингу, выдвинутый R.S. Lazarus в конце 70-х — начале 80-х годов, можно считать трансакциональным и процессоцентрированным благодаря когнитивным теориям стресса и эмоций, возникшим в 60-е годы прошлого века, что подтверждают исследования зарубежных авторов (M.B. Arnold, S. Lenine, H. Ursin, D. Mechanic, J.B. Rotter), то в российской психологии последователи концепции совладающего поведения, создаваемой с 90-х годов, сталкиваются с определенными методологическими и методическими трудностями, что является отражением сложности поведения человека в ситуации стресса (В.А. Бодров) [5].

В целом научно-технический прогресс с его постоянным усилением факторов стресса, по утверждению А.В. Антоновского, поставил перед необходимостью изучения копинг-поведения человека с целью осознанного преодоления стресс-факторов для успешной адаптации в социуме [3, с. 28–29].

С адаптацией в социуме неизменно связано понятие стрессоустойчивости, которое Б.Х. Варданян трактует «...как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [7].

А.А. Бодалев, В.В. Столин отмечают важность профессиональной стрессоустойчивости при совладании с проблемными ситуациями на рабочем месте, под этом под профессиональной стрессоустойчивостью они понимают способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях [4].

Г.С. Корытова стрессоустойчивость рассматривает с функциональных позиций, как конструкт, влияющий на продуктивность и успешность деятельности, и как характеристику, обеспечивающую гомеостаз личности как системы, т. е. как показатель деятельностный и личностный [8, с. 64].

Рассмотрим проблему стрессоустойчивости (совладающего поведения, копинг-поведения) при обучении в педагогическом вузе. В исследовании участвовали 105 респондентов направления подготовки «Филология», «Специальное (дефектологическое) образование», а также факультета естественных наук (ФЕН) специальностей: «Биология», «География», «Химия». Гипотеза состояла в том, что стратегии адаптивного копинга будут эффективнее влиять на преодоление стрессовых факторов и снижать уровень актуального стресса у студентов. На первом этапе исследования был выявлен актуальный уровень стресса у студентов 1–2 курсов с помощью методики «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость). Было выявлено чуть более половины студентов с очень высоким и высоким уровнем актуального стресса (3,8% и 52,4%, соответственно) и чуть менее половины испытуемых с нормальным и низким уровнем стресса (42,9% и 0,9%). Уровень стресса у студентов по направлениям подготовки представлен на рис. 1.

Рис. 1. Уровень стресса по направлениям подготовки (%)

На втором этапе был диагностирован уровень регуляции имеющегося стресса с помощью методики «Диагностика состояния стресса» (А.О. Прохоров). Высокий уровень регуляции стресса имеют 77,1% студентов, умеренный уровень регуляции — 22,9% человек. При этом у испытуемых наблюдается регуляция стресса до нормального уровня, а также, несмотря на регулятивные механизмы, уровень стресса у некоторых остается высоким или очень высоким.

Так, высокий уровень регуляции до нормального уровня стресса имеют только 38,1% респондентов, умеренный уровень регуляции до нормального уровня стресса — только 4,8% студентов, умеренный уровень регуляции стресса до его минимального уровня — лишь 1% будущих педагогов. Несмотря на высокий уровень регуляции стресса, он остается на высоком уровне у 37,1% респондентов, при умеренном уровне регуляции высокий уровень стресса остается у 15,2% студентов. Имеются также данные о том, что при высоком уровне регуляции уровень стресса достигает у будущих педагогов очень высоких значений — у 1,9%, и при умеренном уровне регуляции стресса также диагностирован очень высокий уровень актуального стресса у 1,9% респондентов.

На третьем этапе исследования с помощью методики «Копинг-тест Лазаруса» были рассмотрены копинг-стратегии, благодаря которым будущие педагоги справляются или не справляются со стрессом.

Результаты диагностики таковы: конфронтационный копинг используют 62% респондентов, у которых адаптационный потенциал личности находится в пограничном состоянии, что не способствует сопротивлению стрессовым ситуациям, а только временному противодействию. Копинг дистанцирования от стрессовых ситуаций (субъективное снижение ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее) применяют 53,3% студентов. Копинг самоконтроля у 46,8% студентов проявляется в подавлении и сдерживании эмоций, высоком контроле поведения, сохранении самообладания за счет волевых усилий, причем преодоления стресса при этом не происходит, респонденты часто дезадаптированы. Поиск социальной поддержки в качестве адаптационного копинга используют 62% студентов — будущих педагогов, 26,7% респондентов имеют выраженную дезадаптацию при отсутствии социальной поддержки, внимания со стороны других людей, их сочувствия, помощи с привлечением конкретных действий для решения стрессовой ситуации за них. Принятие ответственности за свои поступки 51,4% студентов не приемлют, перекладывая ответственность за преодоление трудностей на других. Стратегию совладания бегство-избегание предпочитают 40% студентов с высокой напряженностью данного копинга, что свидетельствует о дезадаптации и регрессии, инфантильности в ситуациях стресса. Копинг-планирование решения проблемы находится на уровне дезадаптации у 49,4% респондентов, которые уклоняются от каких-либо планов и стратегий решения ситуации, предпочитая выжидательную тактику, что не противоречит предыдущему копингу. Еще один совладающий копинг, который применяют студенты педагогического вуза, связан с положительной переоценкой стрессовой ситуации. С этим имеются значительные затруднения у 32,3% (копинг находится на уровне дезадаптации).

Таким образом, у студентов первого-второго курсов педагогического вуза наиболее развит адаптивный копинг поиска социальной поддержки, конфронтации как способа преодоления трудностей и положительной переоценки ситуации. Среди дезадаптационных копингов преобладают дистанцирование, бегство-избегание и неумение планировать решение проблемы.

На четвертом этапе рассмотрим, как выбор копинга влияет на уровень актуального стресса и уровень регуляции стресса у студентов педагогического вуза. Корреляционный анализ Пирсона не показал значимых корреляций между выбором копинга и уровнем регуляции стресса. Между выбором стратегий совладания и уровнем актуального стресса были прослежены некоторые значимые связи. Так, при увеличении уровня воздействия стрессогенных событий уменьшается самоконтроль ответных реакций (p=-0,365848062), чем больше социальной поддержки получает студент, тем ниже уровень его актуального стресса (p=-0,196836678), чем быстрее респондент принимает решение по работе с проблемой, тем меньше его уровень стресса в данный момент (p=-0,263864285), чем быстрее и детальнее будущий педагог переоценивает ситуацию в положительном ключе, тем меньше его уровень актуального стресса (p=-0,302275573).

Таким образом, адаптивные копинги самоконтроля, социальной поддержки, планирование решения проблемы, положительная переоценка ситуации являются эффективными в преодолении стрессовых факторов и снижении уровня актуального стресса у студентов, что подтверждает выдвинутую гипотезу о возможности их регуляции.

Литература

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. 400 с.
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Книга по Требованию, 2021. 450 с.
  3. Антоновский А.В. Защитно-совладающее поведение как фактор профессионального здоровья педагогов общеобразовательных школ: Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 188 с.
  4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб: Речь, 2000. 440 с.
  5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1. “Coping stress” и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006. Том 27. № 1. С. 122–133.
  6. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: Дисс. … докт. психол. наук. Томск, 2008. 385 с.
  7. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542–543.
  8. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: Дисс. … докт. психол. наук. Иркутск, 2007. 507 с.
  9. Куваева И.О. Соотношение организации концепта стресс и совладающего поведения у студентов разных этнокультурных групп: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2020. 263 с.
  10. Либина Е.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 190–204.
  11. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 632 с.
  12. Нартова-Бочавер С.К. “Coping-Behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Том 18. № 5. С. 20–30.
  13. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 560 с.
  14. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.
  15. Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дисс. … докт. мед. наук. СПб., 1995. 396 с.
  16. Coyne J.C., Aldwin С., Lazarus R.S. Depression and coping in stressful episodes // Journal of Abnormal Psychology. 1981. Vol. 90(1-4). P. 439–447.
  17. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer Publishing House, 1984. 445 p.
  18. Lazarus R.S., Folkman S. Cognitive theories of stress and the issue the circularity // Dynamics of stress: Physiological, psychological and social perspectives / Appley M.N., Trumbull R. (Eds.). New York: Plenum Press, 1984. P. 63–79.
  19. Roth S., Cohen L.J. Approach, Avoidance, and Coping with Stress // American Psychologist. 1986. Vol. 41(7). P. 813–819. doi:10.1037/0003-066x.41.7.813
  20. Weber J.E. Belastungsverarbeitung // Zeitschrift fur Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie. 1992. Vol. 21(1). P. 17–27.

Информация об авторах

Черных Лариса Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии, Институт педагогики и психологии, Луганский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «ЛГПУ»), Луганск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5562-7669, e-mail: larisa_pon@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 109
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 21
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4