Философия гуманизации общественных отношений к лицам с особыми возможностями здоровья

1

Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной коррекционной педагогики — отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Отношение к людям с нарушениями психофизического развития меняется в разные исторические эпохи. В странах Европы государственный строй опирается на морально-этические принципы, направленные на защиту прав и свобод людей с особыми потребностями. Исследованы различные исторические документы, свидетельствующие об изменении общественного отношения к людям с нарушениями психофизического развития в разные исторические периоды и культуры, а также о важности предоставления коррекционной дефектологической помощи людям, страдающим различными нарушениями. Выделено толерантное отношение к людям с особыми возможностями здоровья в Киевской Руси. На протяжении всего времени существования России мы видим, что русский народ отличался своим гуманным отношением к людям с дефектами физического и психического развития. Отмечено, что в обществе произошла гуманистическая эволюция взглядов благодаря известным историческим деятелям и философам-гуманистам.

Общая информация

Ключевые слова: гуманизм, философия, моральное суждение, специальное (дефектологическое) образование, нарушения речи, психофизическое развитие, общество, ОВЗ

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210410

Получена: 11.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Баранова К.Е. Философия гуманизации общественных отношений к лицам с особыми возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 104–110. DOI: 10.17759/bppe.2024210410

Полный текст

Первые известные данные о речевых дефектах, связанных с физической травмой, пришли к нам с древнеегипетского медицинского папируса (папируса Эдвина Смита), который нашли в 1862 году в одной из фиванских могил XVII века до н. э. В папирусе есть свидетельства, что он — копия более давнего трактата, датированного 30 столетием до н. э. [14]. Поэтому известно, что древние египтяне обращали внимание на нарушения речи и причины, которые их спровоцировали. Древние индусы в одной из частей трактата «Веды» [9] — «Аюрведах» (раздел 5) — дали детальное описание двух пластических операций (в современной терминологии — хейлопластика и уранопластика), этот текст можно считать первым описанием предоставления медицинской помощи людям, которые страдали речевыми патологиями вследствие физических повреждений (расщелины губы и неба).

В исследованиях П. Пясецкого и В. Корсакова [3], посвященных изучению патологий речи в Древнем Китае, находим ведомости про лиц с расщелинами губы и про афазические проявления у людей при заболевании тифом.

В Древней Греции лиц с психофизическими дефектами уничтожали [9], так как они были обузой для общества. Наиболее полные и системные описания речевых нарушений находим в работах древнегреческого врача и философа, основоположника античной медицины Гиппократа [7] (459–377 гг. до н. э.). Он описывает речевые отклонения, указывая в качестве их первоосновы следующие причины: потерю голоса, потерю речи, глупость, неразборчивость речи, заикание, и дает советы по методам лечения тех или иных нарушений (по данным И. Сикорского). Все лечение сводилось только к кровопусканию. Важным для разработки основ логопедической помощи было то, что Гиппократ рекомендовал при диагностике и прогнозе каких-либо болезней обращать внимание, прежде всего, на состояние органов слуха и речи больного в целом [15].

Таким образом, характерным для Египта, Индии, Китая, Греции и Рима в древние времена был медицинский подход [10], направленный на преодоление речевых нарушений. В древние времена педагогическим методам и средствам исправления дефектов звукопроизношения не уделялось достаточного внимания. При этом знания древней медицины в области лечения речевых отклонений содействовали зарождению основ логопедической помощи.

Наибольшее влияние на отношение к лицам с ограниченными психофизическими возможностями имели религиозные мировоззрения общества. Так, в эпоху Средневековья [12] в европейских странах был очень низкий уровень науки и культуры. Духовенство (именно оно было при власти) всецело приуменьшало их развитие. Поэтому лица с нарушениями речи не имели никаких прав [11], воспринимались как неполноценные существа, преследовались, так как их недостаток считался «наказанием Божиим» или хуже — этих людей называли колдунами, посланниками дьявола.

Необходимо заметить, что положение лиц с ограниченными возможностями здоровья в Западной Европе и Киевской Руси [8] существенно отличалось. Тот тип религиозного мировоззрения, что был главенствующим в западноевропейских государствах в эпоху Средневековья, формировал жестокое отношение к людям с недостатками развития. В это время в Киевской Руси духовенство относилось к людям с недостатками в развитии [1] как к «Божиим людям». Такие люди находились под присмотром в монастырях и богадельнях, где им помогали с их нуждами.

Во время правления Ярослава Мудрого при монастырях строились не только богадельни и приюты, но и открывались школы, где детей учили читать и писать. Среди учеников были и дети с особыми образовательными потребностями, у которых были физические, психические, речевые нарушения. Таки образом, мы можем смело говорить о том, что инклюзия широко применялась на нашей земле еще с времен Киевской Руси.

Значимую роль в обучении и социализации сыграл Киево-Печерский монастырь [5], где в первой половине XI века был открыт отдельный дом для сирот. Инициатором создания был игумен Феодосий Печерский, который выделял десятину с денег монастыря на содержание дома сирот. В доме сирот заботились и обучали детей глухонемых, слепых и калек: «о дом сем шла большая слава».

Постоянные нападения татаро-монгол замедлили развитие специальных школ, где обучали людей с нарушениями развития. В связи с экономическими, политическими и социальными проблемами помощь лицам с особыми возможностями здоровья почти прекратили, про обучение таких лиц речь не шла.

В ХV–XVI веке на территории Руси [4] возобновляется развитие науки и культуры. Монастыри оставались основными местами, где находили помощь люди с особыми возможностями здоровья.

В Российской империи XVI века, одновременно с церковью, помощь в социализации и обучении лиц с психофизическими недостатками [2] широко предоставляла светская власть. Начали появляться и распространяться госпитали, которые стали новой формой помощи больным и инвалидам. Количество госпиталей было достаточно большим: они оказывали свою помощь и поддержку не только в городах, но и в селах. В госпитале ухаживали за лицами, которые не могли обслуживать себя самостоятельно, а также обучали ремеслу тех, кто был на это способен. 

Россия Петра І сделала весомый шаг вперед в отношении помощи лицам с особыми возможностями здоровья [2]. Петр І ввел определенные мероприятия, которые современная логопедия и дефектология взяли на вооружение, а именно — обследование. Петр І запретил без обследования распределять лиц, страдающих различными заболеваниями, по госпиталям и лечебницам.

В 1761 году к вопросу о создании учреждений для душевнобольных вернулся Петр ІІІ, который дал указание, чтобы безумных не отдавали в монастыри, а построили для них специальные дома. Так в России начали появляться первые дома для душевнобольных людей, где им начали оказывать медицинскую помощь. Активное разрастание домов для душевнобольных произошло во времена правления Екатерины ІІ. В 1775 году в каждой губернии были созданы «приказы общественной опеки», которые возглавляли губернаторы. В распоряжении этого приказа входили все приюты и сиротские дома, где оказывали помощь и содействие детям с психофизическими нарушениями в том числе [4].

Проблемам развития основ логопедической помощи в России посвящены исследования А. Безлюдовой. Анализируя становление помощи лицам с речевыми нарушениями — период с 1880 по 1925 гг., — она выделяет четыре этапа.

Первый этап (1800–1860 гг.) характеризуется тем, что ученые изучали дефекты речи эмпирически, то есть описывали различные факты, которые замечали в отдельных клинических случаях. В это время лечение направлялось на общее заболевание, из-за которого и наблюдались нарушения речи.

На втором этапе (1861–1880 гг.) нарушения речи изучались теоретически, вылеплялись общие характеристики нарушений речи, сбор материалов стал системным, исследовались причины, которые вызвали эти нарушения. Исследователи начали изучать различные формы речевых отклонений (заикание, афазия, ринолалия, тахилалия). Медицинское воздействие считалось основным в преодолении речевых нарушений, при этом начали использовать и педагогические средства, которые были направлены на коррекцию одного или нескольких внешних симптомов речевого нарушения. Методы педагогической коррекции имели тренировочный характер.

Третий этап (1881–1900 гг.) характеризуется стремлением ученых к целостному рассмотрению каждой из форм речевой патологии с учетом этиологии, механизмов, симптоматики, течения речевых расстройств и методов их преодоления. Речевые нарушения начали изучаться целостно и всесторонне. Некоторые ученые использовали методы медико-педагогического подхода к устранению патологий речи. Разрабатывая свои технологии и методики, специалисты в области коррекционной педагогики брали во внимание анатомо-физиологические и социально-психологические факторы, которые влияют на речевое нарушение и его исправление.

В 1882 году вышла работа известного дефектолога И. Сикорского «О заикании» [3]. Автор характеризовал нарушения речи, обусловленные слабостью речевого центра. Вследствие этой слабости возникали нарушения в процессе обобщения речедвигательных способностей человека, а также судороги речевых мышц. И. Сикорский выделял и психические причины заикания. Он предлагал исправлять это речевое нарушение комплексными методами.

Важным событием на этом этапе был ІІ съезд российских деятелей по техническому и профессиональному образованию, который состоялся в декабре 1885 года — январе 1886 года. Он сыграл выдающуюся роль в развитии отечественной специальной педагогики. На съезде поднимались вопросы организации специальных школ и детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья: была высказана идея про необходимость создания специальных школ и дошкольных учреждений. Таким образом, гуманисты и новаторы своего времени хотели продвинуть давно забытые идеи обучения и воспитания лиц с нарушениями развития.

Последний этап (1901–1925 гг.), по характеристике А. Безлюдовой, отличается систематизацией и дифференциацией изучения речевых нарушений. В это время сформировался междисциплинарный подход к изучению речевых нарушений, который учитывал влияние различных факторов на появление тех или иных нарушений развития человека. Исследования патологии речи, соответственно, помогли развитию анатомии, физиологии, педагогики и других наук. Начали появляться специальные педагогические методы, которые учитывали, прежде всего, роль психологических и социальных факторов в процессе профилактики и преодоления различных форм патологии речи.

Характерным для этой эпохи было то, что в России не было специализированных учреждений именно для детей-логопатов, которые нуждались только в коррекции речи [4]. Эта категория детей обучалась вместе с глухими детьми и детьми с умственной отсталостью. В некоторых школах Российской империи были отдельные классы для детей с нарушениями речи, но в основном эта категория детей училась по таким же программам, что и глухие и умственно отсталые. В этот период создавались специальные кабинеты, где лечили заикание у взрослых людей.

В 1909 году в Российской империи (Екатеринославская губерния, Михайловский хутор) был открыт один из первых специализированных детских садов для глухонемых детей, где воспитывалось 30 детей дошкольного возраста, возрастом от 4 до 6 лет. На базе детского сада на протяжении нескольких лет проводились занятия по развитию речи [12].

В 1911 году состоялся съезд московских учителей, на котором обсуждали вопрос о создании учреждений различного типа, в том числе специальных школ, классов, групп для детей с нарушениями речи. В это время в России существовало уже две вспомогательные школы под руководством Ф. Рау, где проводилась работа по исправлению дефектов звукопроизношения. В 1915 году для учителей вспомогательных школ впервые провели логопедические курсы.

Таким образом, до революции 1917 года в России не существовало государственной помощи детям с нарушениями речи как отдельной категории лиц с нарушениями развития. Детям с нарушениями речи оказывали помощь на базе специальных школ для глухонемых и умственно отсталых, так как нарушения речи считали симптомом более сложных дефектов, таких как умственная отсталость или глухота. В этот период создавались отдельные классы при специальных учреждениях для заикающихся и алаликов. При детальном изучении причин возникновения других речевых патологий разрабатывались методы и способы преодоления различных дефектов.

Одним из первых ученых, который начал осуществлять определенные мероприятия по оказанию коррекционной логопедической помощи, был Ф. Рау. Он вычленил из сурдопедагогики приемы постановки правильного звукопроизношения для использования в работе с лицами, страдающими умственной отсталостью, а потом и с детьми, у которых интеллект был в норме. Таким образом, Ф. Рау научно доказал, что логопедия является отдельной наукой.

Таким образом, в период с 1800 по 1925 гг. зарождались идеи отделения речевых нарушений в отдельную категорию нарушений. Ученые активно перенимали зарубежный опыт [6], проводили свои исследования, которые помогали раскрыть механизмы и этиологию нарушений речи, методы и приемы коррекции этих нарушений. На базе советской коррекционной школы начали проводить исследования нарушений речи не только у взрослых, но и у детей, которых раньше отправляли в учреждения для умственно отсталых и глухих. Именно в советское время коррекционные педагоги уделяли большое внимание социализации лиц с психоречевыми нарушениями. В это время открываются специальные школы, классы для детей с нарушениями развития, где в приоритете было именно профильное образование детей с особыми возможностями здоровья. Государство также заботилось и о трудоустройстве лиц с особыми возможностями здоровья, для таких людей была предусмотрена социальная система льгот и финансовой поддержки. Необходимо сказать, что многое из советских подходов к воспитанию и образованию лиц с особенностями психофизического развития применяется и на современном этапе развития и построения российской системы обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Таким образом, как показывает история, отношение общества к рождению и существованию людей с различными нарушениями в развитии существенно меняется. Благодаря известным философам-просветителям в обществе произошла гуманистическая эволюция взглядов относительно людей с особыми возможностями здоровья. Лиц с нарушениями в развитии перестали уничтожать на физическом уровне. В современном обществе лицам с особыми возможностями здоровья — на государственном уровне — предоставляется всесторонняя поддержка и помощь в социализации и абилитации. Люди с особыми возможностями здоровья являются полноправными членами общества, которые не ограничиваются в правах и свободах. Таким образом, анализируя отношение к людям с нарушениями психофизического развития, можно сделать вывод, что на Руси испокон веков была актуальной проблема воспитания, обучения и социализации лиц с нарушениями развития. На протяжении всего времени существования России мы видим, что русский народ отличался своим гуманным отношением к людям с дефектами физического и психического развития. Жизненные ориентиры, которые передавались из поколения в поколение, учили российское общество принимать и относиться с уважением к людям с особыми возможностями здоровья, поэтому философия толерантности и гуманизма является приоритетной для построения системы ценностей людей ХХI века.

Литература

  1. Алексеева Т.А. Теория международных отношений как политическая философия и наука: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2019. 608 с.
  2. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. М.: Аcademia, 2003. 142 с.
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие. М.: Academia, 2002. 221 с.
  4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. 304 с.
  5. Бранская Е.В., Панфилова М.И. Основы философии: Учебное пособие. М.: Юрайт. 2019. 184 с.
  6. Верхало Ю.Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов. М.: Советский спорт, 2004. 531 с.
  7. Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия с иллюстрациями: Учебник. М.: РГ-Пресс, 2020. 624 с.
  8. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философия культуры: Учебник. М.: РГГУ, 2019. 185 с.
  9. Гуревич П.С., Филатов О.К. Философия и история образования. От Античности до эпохи Просвещения: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 290 с.
  10. Демина Л.А., Малюкова О.В., Бучило Н.Ф. Философия: Учебник. М.: Проспект, 2020. 360 с.
  11. Доброхотов А.Л. Философия культуры. М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2016. 560 с.
  12. Канке В.А. Философия для психологов: Учебник. М.: Инфра-М, 2018. 316 с.
  13. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 172 с.
  14. Миронова Д. Политическая философия: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2019. 248 с.
  15. Путилова Л.М., Бубнова М.И. Философия и история образования: Учебник. М.: Юрайт. 2017. 234 с.

Информация об авторах

Баранова Кристина Евгеньевна, аспирант 2 года обучения, направление подготовки "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)", Мелитопольский государственный университет (ФГБОУ ВО МГУ), Мелитополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7182-3855, e-mail: kris09091991@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1