Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 4. С. 176–184
doi:10.17759/bppe.2024210416
ISSN: 2658-3100 (online)
Переживания тревожности младших школьников на этапе окончания начальной школы
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей переживания тревожности у четвероклассников на этапе окончания начальной школы. В теоретической части проведен анализ понятия «тревожность», определены ее факторы, обозначены особенности изменения социальной ситуации развития и взросления детей на этапе окончания начальной школы, включая подготовку к Всероссийской проверочной работе (ВПР), ее влияние на эмоциональное состояние детей. В эмпирической части описаны результаты пилотажного исследования, направленного на изучение школьной и других видов тревожности у обучающихся (общей, школьной, самооценочной, межличностной и магической) на этапе окончания начальной школы. Выборка состояла из 52 испытуемых: 23 мальчика и 29 девочек. Для диагностики использовались методика «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан) и диагностическая беседа. Результаты диагностики служат основанием для психологической профилактики и коррекции всех видов тревожности у школьников 4 класса, могут выступать ориентирами для определения рекомендаций по созданию психолого-педагогических условий успешной адаптации младших школьников при переходе в основную школу.
Общая информация
Ключевые слова: переживание, тревожность, школьная тревожность, уровни тревожности, личностная тревожность, младший школьник, переход в первый класс
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210416
Получена: 08.09.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Мурзина Н.П., Ожогова Е.Г. Переживания тревожности младших школьников на этапе окончания начальной школы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 176–184. DOI: 10.17759/bppe.2024210416
Полный текст
Введение
В данной работе представлены результаты исследования тревожности младших школьников на этапе, когда они заканчивают начальную школу, готовятся к Всероссийской проверочной работе (ВПР). Исследование тревожности современных младших школьников должно учитывать новые факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей, особенности эмоционального состояния девочек и мальчиков этого возраста. Это позволит определить психолого-педагогические условия успешной адаптации младших школьников при переходе в основную школу.
Методы
Анализ научной литературы в области психологии, детской психологии позволил определить сущность понятий «переживания», «тревожность», характерные признаки периода окончания начальной школы и перехода в основную школу, влияние на него информатизации.
В эмпирической части исследования с согласия родителей принимали участие обучающиеся четвертого класса школ г. Омска в количестве 52 человек: 29 девочек и 23 мальчика. Для проведения диагностики использовались методы тестирования, беседы, методика «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан). Сбор данных осуществлялся в апреле 2023 года. Для обработки результатов использовались статистические методы.
Результаты и их обсуждение
Роль социальной ситуации в развитии детей подробно исследовалась в отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, в которых он подчеркивал «единство личности и среды» и выделял переживания как «единицу для изучения личности и среды» [3, с. 382]. Автор определяет переживания «как внутреннее отношение ребенка к тому или иному моменту действительности» [3, с. 382]. Переживания занимают важное место в жизни детей. Анализ переживаний детей необходимо проводить во взаимосвязи со средой, с учетом факторов ее влияния, когда меняется социальная ситуация развития, меняются привычный ритм жизни и окружение, обостряется тревожность.
Психологи (C.D. Spielberger) утверждают, что феномен тревожности является достаточно сложным психологическим образованием, который дифференцируется эмоциональной реакцией на величину опасности [15, с. 24–55].
А.М. Прихожан рассматривает переживание тревожности «как эмоциональный дискомфорт, предчувствие грозящей опасности» [13], которое долго может сохраняться.
Особенности тревожности младших школьников XX века, возрастные «пики тревожности» представлены в работах А.М. Прихожан. В исследованиях XXI века (2023 г.) доказано, что тревожность в определенные возрастные периоды имеет свои особенности в ее проявлении, связана с процессом обучения [7], стилем деятельности педагога, влияет на здоровье и адаптацию школьников [5, с.59]. Вид школьной тревожности проявляется как состояние и «результат фрустрации потребности в надежности, защищенности...» в процессе «взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды» [9, c. 11–12].
Наше пилотажное исследование переживания тревожности было проведено в условиях окончания обучающимися начальной школы, накануне выполнения ВПР. Выполнение этой работы дети и родители воспринимают как итоговую аттестацию, ЕГЭ. Четвертый класс — это этап подготовки детей к переходу в основную школу. Но педагоги все усилия направляют на подготовку к ВПР, упускаются возможности подготовки детей к адаптации в новой педагогической среде [2, c. 3]: многопредметность и увеличение объема учебного материала, разные учителя, новые требования к организации учебной деятельности, увеличение доли самостоятельной работы, возможные перемены в детском коллективе. Для этого периода развития детей характерно сокращение времени «эмоционального общения, прямого контакта, прежде всего, с родителями» [4, с. 23], у них увеличивается потребность в интернет-ресурсах и гаджетах. Доказано, что у «современных детей повышенный тонус организма, повышенная возбудимость и гиперактивность», «повышенная тревожность и агрессия» [4, с. 21–24]. Но сами они не могут ничего предпринять, чтобы справится с переживаниями. Педагоги и родители должны знать, что детей тревожит и как им помочь.
Остановимся на анализе результатов общей тревожности детей с использованием методики А.М. Прихожан «Шкала личностной тревожности» [1].
После перевода полученных баллов в стены были выявлены уровни выраженности разных видов тревожности. Наглядно результаты диагностики общей тревожности представлены в табл. 1.
Табл. 1. Выраженность общей тревожности у мальчиков и девочек
младшего школьного возраста
Уровни |
|||
низкий |
средний |
высокий |
|
Мальчики |
21,7% (n = 5) |
43,5% (n = 10) |
34,8% (n = 8) |
Девочки |
24,1% (n = 7) |
55,2% (n = 16) |
20,7% (n = 6) |
Данные распределились следующим образом: у мальчиков преобладает средний уровень общей тревожности (43,5%). У девочек преобладает такая же тенденция, средний уровень выявлен у 55,2%. Это указывает, что испытуемые время от времени испытывают субъективное ощущение психологического неблагополучия, которое может складываться из комплекса разнообразных факторов (проблемы в семье, конфликты со сверстниками, трудности в учебной деятельности и т. д). Признаки среднего уровня общей тревожности указывают на неуверенность детей, что в некоторых ситуациях они не всегда эффективно справляются со своим эмоциональным напряжением. Высокий уровень общей тревожности больше выражен в группе мальчиков — 34,8%, это свидетельствует о том, что 1/3 мальчиков младшего школьного возраста испытывают состояние разлитой генерализованной тревожности, которая приводит к дезадаптивному характеру поведения и неуверенности в себе. У девочек показатели высокого уровня тревожности несколько ниже — 20,7%.
Низкий уровень общей тревожности выявлен у 21,7% мальчиков и 24,1% девочек. Эти испытуемые отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, продуктивностью в деятельности и общении.
Для большинства детей младшего школьного возраста важна успешность в учебной деятельности, хорошая интегрированность и благополучное вхождение в школьную жизнь. Сложности и неудачи в этой области могут приводить к серьезным переживаниям ребенка, которые характеризуют школьную тревожность у детей младшего школьного возраста (табл. 2).
Табл. 2. Выраженность школьной тревожности у мальчиков и девочек
младшего школьного возраста
Уровни |
|||||
низкий |
средний |
повышенный |
высокий |
группа риска |
|
Мальчики |
17,4% (n=4) |
34,8% (n=8) |
30,4% (n=7) |
13,0% (n=3) |
4,3% (n=1) |
Девочки |
20,7% (n=6) |
41,4% (n=12) |
24,1% (n=7) |
13,8% (n=4) |
0% (n=0) |
Анализ данных в табл. 2 позволил нам выявить соотношение результатов по уровням выраженности школьной тревожности в группе мальчиков и девочек. Так, можно отметить, что в обеих группах преобладает средний уровень тревожности. У испытуемых детей имеются некоторые волнения и переживания по поводу различных школьных трудностей и проблем, однако с большей частью из них испытуемые успешно справляются. Показатель среднего уровня несколько выше в группе девочек.
Вместе с тем, показатели повышенного и высокого уровня школьной тревожности в совокупности указывают, что более чем у 1/3 испытуемых отмечаются различные эмоциональные проблемы. У этих детей эмоциональное неблагополучие вызвано многими причинами: затруднениями в освоении школьной программы, отставанием по учебным предметам, ситуацией увеличения школьной нагрузки на этапе подготовки к ВПР. Низкий уровень школьной тревожности установлен в группе мальчиков у 17,4% и у 20,7% девочек. Эти младшие школьники чувствуют себя комфортно в стенах школы, позитивно относятся к школьным требованиям, принимают замечания учителя, удовлетворены результатами свой учебной работы и, как правило, не имеют затруднений в коммуникациях со сверстниками и педагогами. Такое соотношение полученных количественных данных можно также объяснить тем, что 4 класс — это очень нестабильный, кризисный год, связанный с ожиданиями младшего школьника при переходе в 5 класс, возрастными изменениями. В семье тоже идет обсуждение перехода в основную школу, тревога родителей о том, что школьная нагрузка непременно возрастет и на них тоже, передается детям.
Далее остановимся на результатах межличностной тревожности. Полученные данные наглядно отражены в табл. 3.
Табл. 3. Выраженность межличностной тревожности у мальчиков и девочек
младшего школьного возраста
Уровни |
|||||
низкий |
средний |
повышенный |
высокий |
группа риска |
|
Мальчики |
13,0% (n=3) |
43,5% (n=10) |
34,8% (n=8) |
8,7% (n=2) |
0% (n=0) |
Девочки |
24,1% (n=7) |
37,9% (n=11) |
20,7% (n=6) |
13,8% (n=4) |
3,4% (n=1) |
Табличные данные межличностной тревожности в группе мальчиков и девочек свидетельствуют о сохранении тенденции, выявленной при изучении других видов тревожности. Преобладание среднего уровня указывает, что в системе межличностных отношений младшие школьники также испытывают некоторый дискомфорт, но в большинстве ситуаций межличностного взаимодействия испытуемые находят зону психологического равновесия, испытывают относительно комфортное эмоциональное состояние. Это объясняется тем, что дети находятся в знакомой среде класса. У мальчиков показатели среднего уровня выше, чем у девочек. Вероятно, эти различия можно объяснить большей психологической устойчивостью в сложных ситуациях социального взаимодействия. Дополнительно в индивидуальной беседе мы выяснили, что тревога в межличностных отношениях, как и способы реагирования на нее, у мальчиков носит открытый характер. Даже детские драки переживаются мальчиками не столь болезненно как девочками. В беседе мы выявили, что тревожность в межличностных отношениях проявляется не только в ситуациях детских конфликтов, но и в других аспектах: социальное «Я» ребенка, социальный статус в классе, общешкольные совместные мероприятия, отношения с педагогом (страх отрицательной оценки), потеря поддержки, детская ревность, предательство, страх остракизма класса, обида в ситуациях ябедничества и т. д. Важно подчеркнуть, что многие младшие школьники компенсируют свои проблемы общения с другими сверстниками вне школы (кружки, друзья во дворе и др.).
Обращают на себя внимание результаты высокого и повышенного уровня этого вида тревожности, их совокупные значения указывают, что 1/3 детей испытывают переживания в ситуациях социального взаимодействия. Это выражается в неуверенности в себе, замкнутости, обидчивости, мстительности и, как следствие, конфликтности ребенка. Результаты диагностической беседы свидетельствуют, что высокий уровень межличностной тревожности может быть вызван внутрисемейными причинами, недостаточным уровнем развития коммуникативных умений и качеств нравственной сферы личности: эмпатии, отзывчивости, чуткости.
Далее остановимся на результатах изучения самооценочной тревожности у младших школьников. Количественные данные представлены в табл. 4.
Как видим, данные в таблице демонстрируют, что у испытуемых преобладает умеренный уровень самооценочной тревожности в обеих группах испытуемых (у мальчиков — 47,8%; у девочек — 37,9%). Эти данные говорят о том, что в оценках самих себя присутствует оптимальная, или, как ее иногда называют, «полезная», тревожность. Но иногда дети испытывают переживания относительно своих умений, качеств личности (самостоятельности, трудолюбия, честности, отзывчивости), внешности. Мальчики более позитивно относятся к различным сторонам своей личности, чем девочки. Однако значения повышенного уровня самооценочной тревожности практически одинаковые в обеих группах, одна девочка попала в зону риска. Это свидетельствует о том, что испытуемые переживают недовольство собой, излишнее беспокойство, тревогу по различным поводам, в оценке самих себя, своей успешности. Эти состояния складываются как следствие отрицательного опыта ребенка, жестких и категоричных оценок со стороны взрослых, конфликтов с одноклассниками.
У 1/5 части испытуемых — в обеих группах — выявлен низкий уровень самооценочной тревожности. Эти дети отличаются положительным самоотношением к различным сторонам своей личности.
Табл. 4. Выраженность самооценочной тревожности у мальчиков и девочек
младшего школьного возраста
Уровни |
|||||
Испытуемые |
низкий |
средний |
повышенный |
высокий |
группа риска |
Мальчики |
21,7% (n=5) |
47,8% (n=11) |
30,4% (n=7) |
0% (n=0) |
0% (n=0) |
Девочки |
20,7% (n=6) |
37,9% (n=11) |
31,0% (n=9) |
6,9% (n=2) |
3,4% (n=1) |
В условиях избытка информации мистического характера в младшем школьном возрасте встречаются переживания магической тревожности. Результаты отражены в табл. 5.
Табл. 5. Выраженность магической тревожности у мальчиков и девочек
младшего школьного возраста
Уровни |
|||||
низкий |
средний |
повышенный |
высокий |
группа риска |
|
Мальчики |
13,0% (n=3) |
34,8% (n=8) |
26,1% (n=6) |
21,7% (n=5) |
4,3% (n=1) |
Девочки |
17,2% (n=5) |
34,5% (n=10) |
34,5% (n=10) |
13,8% (n=4) |
0% (n=0) |
Результаты, зафиксированные в табл. 5, позволяют нам отметить, что и в группе мальчиков, и в группе девочек уровень магической тревожности значительно выше, чем других видов тревожности.
Данный вид тревожности проявляется в тревоге и страхе всего необъяснимого. С помощью беседы мы выяснили причины магической тревожности. Большая часть переживаний и страхов в области всего мистического связана с тем, что интернет стал частью детской субкультуры. В интернет-пространстве дети просматривали сайты травмирующего содержания: сборник хоррора «Crepypasta» с пугающими историями мистического содержания с участием вымышленных и фольклорных персонажей. Дети принимают на себя «роли компьютерного персонажа, это оказывает негативное влияние на формирующееся самосознание детей» [8, c. 43]. Впечатлительные дети испытывают магическую тревожность от любых хоррор-игр (Limbo, Eyes, Hello Neighbor, Five Nights at Freddy’s, Granny и др.). Еще одним фактором возникновения магической тревожности испытуемые называли просмотр фильмов ужасов: «Полтергейст», «Оно». Дети испытывали страх оставаться в одиночестве, боязнь темноты, тревогу, когда услышали «страшилки» от друзей, т. е. информация поступала опосредованным путем.
В качестве рекомендаций для создания условий психолого-педагогического сопровождения адаптации детей в пятом классе, которые предупредят дальнейшие переживания тревожности всех субъектов образовательного процесса, предлагаем: учебную деятельность организовывать как процесс «усвоения культурного и социального опыта» [10, c. 8], использовать технологии формирующего оценивания, развития самооценки — она продолжает «формироваться в контексте адаптации к новым социальным условиям» [6, с. 44], необходима «психолого-педагогическая работа, направленная на превенцию и коррекцию тревожности» [14, с. 113]. Как уже отмечалось нами в других публикациях, переживание тревожности во многом обусловлено недостаточным родительским контролем над времяпровождением и областью интересов ребенка [11]. Рекомендуется проводить психопрофилактическую работы с детьми и просветительскую работу с родителями для предупреждения магической тревожности — на основе принципов дифференциации и индивидуализации «с учетом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся» [12].
Выводы по результатам пилотажного эмпирического исследования
Тревожность является сложной эмоционально-личностной характеристикой, на ее переживание оказывает сильное влияние окружающая среда. Переживание тревожности оказывает влияние на все сферы личности и деятельности младших школьников. «Полезная» тревожность способствует собранности, самоконтролю организованности в учебной деятельности обучающихся, повышенный уровень всех видов тревожности может привести к их дезорганизации и невротизации.
В младшем школьном возрасте уровень тревожности (у большинства детей) неизбежно повышается на этапе окончания 4 класса, перехода в основную школу.
Были выявлены уровни и особенности переживания основных видов тревожности, ее гендерные особенности у обучающихся 4 класса. Так, результаты диагностики общей тревожности указывают, что высокий уровень тревожности характерен для каждого третьего мальчика и каждой пятой девочки. Он проявляется в общем недифференцированном субъективном неблагополучии, беспокойстве, волнении, страхах детей. Школьная тревожность также в большей степени проявляется у мальчиков. Самооценочная тревожность имеет среднюю тенденцию у обучающихся, однако незначительно выше у девочек. Переживания связаны с интеграцией себя в школьном коллективе и статусом, оценкой своей внешности, с отношениями одноклассников, самооценкой, самоуважением. При изучении магической тревожности выявлено, что совокупный результат повышенного, высокого уровня и группы риска оказался выше среднего уровня. Такое распределение характерно как для мальчиков, так и для девочек. Дети боятся необъяснимого, мистического и недостаточно владеют приемами саморегуляции.
Результаты исследования могут использоваться для проведения коррекционно-развивающей работы на этапе адаптации детей в основной школе, просветительской работы с родителями, повышения компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы.Литература
- Башкирова Е.Н. Методики диагностики эмоциональной сферы младших школьников: психологический практикум. М.: МПГУ, 2022. 252 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: для администрации школ, педагогов и школьных психологов: сборник методических материалов. М.: Педагогический поиск, 1997. 112 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Горлова Н.А. Современные дети и их возможности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. №2. C. 20–26.
- Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4 (82). С. 56–60.
- Донскова Е.С. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психология человека в образовании. 2022. Том 4. № 1. С. 41–52. doi:10.33910/2686- 9527-2022-4-1-41-52
- Егоренко Т.А., Лобанова А.В., Радчикова Н.П. Диагностика трудностей в обучении в области социальной адаптации у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. C. 154–167. doi:10.17759/pse.2023280512
- Костяк Т.В. Эмоционально-личностные особенности младших школьников, чрезмерно увлеченных компьютерными играми // Вестник МИТУ-МАСИ. 2020. №1. С. 42–47.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб: Речь, 2004. 248 с.
- Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. C. 6–27. doi:10.17759/pse.2020250402
- Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 314–317.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 07.04.2024).
- Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2. С. 11–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1998_n2/Prihozhan (дата обращения: 20.02.24).
- Симатова О.Б. Школьная тревожность как значимый фактор формирования стиля учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2022. Том 17. № 4. С. 104–115. doi:10.21209/2658-7114-2022-17-4-104-115
- Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 2. Oxford, England:Academic Press, 1972. 510 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0