Введение
Право на образование является важнейшим социальным достоянием. Первостепенной гарантией реализации этого права выступает его доступность. Доступность разных уровней систем образования как социальная и педагогическая проблема становится объектом внимания исследователей разных стран (Абанкина, Филатова, 2018; Епихина, 2009; Константиновский, 2010; Долгая, Тагунова, 2019; Калачев, 2021; Новиков, 2012; Прохода, 2020). Российские авторы (Алехина, Мельник, Самсонова, Шеманов, 2020а; Алехина, Мельник, Самсонова, Шеманов, 2021; Алехина, Мельник, Самсонова, Шеманов, 2020б) рассматривают доступность в контексте оценки инклюзивного процесса в учреждениях образования.
Республика Беларусь занимает 61-е место среди 170-ти стран в Индексе социального прогресса, согласно отчету Social Progress Index 2024. В рейтинге по Индексу человеческого развития (Human Development Index) у республики 69-е место из 193-х стран, согласно отчету Human Development Report 2023—2024. В рейтинге стран мира по Индексу уровня образования, 2024 г., Республика Беларусь находится на 40-й позиции среди 193-х стран.
Результаты исследования Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь свидетельствуют о том, что за последние 30 лет наша страна добилась значительных успехов в образовании детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и инвалидностью: предоставлена возможность получения образования всеми детьми, независимо от характера и степени выраженности имеющихся нарушений, оказывается ранняя комплексная помощь как залог реализации принципа инклюзии в образовании, получения детьми профессионального образования и трудоустройства. Создана система учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, обеспечивающая не только получение образования, но и социально-педагогическую поддержку, социальную реабилитацию, оказание психологической и коррекционно-педагогической помощи, персональное сопровождение в образовательном процессе. Все названные механизмы и средства способствуют повышению доступности качественного образования для обучающихся с особенностями психофизического развития (Образование в Республике Беларусь: статистический буклет, 2024).
Особую остроту и актуальность вопросы оценки доступности образования приобретают в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов (Конвенция о правах инвалидов, 2006), с законодательным закреплением принципов приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования и инклюзии в образовании в качестве принципов государственной политики Республики Беларусь в сфере образования. Как основные направления государственной политики в сфере образования в республике заявлены доступность учреждений образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития, обеспечение материально-технической базы всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в области основного и специального, а также дополнительного образования (Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании, 2022).
Под доступностью понимается принципиальная возможность пользоваться продуктом (услугой, средой, устройством) той или иной группе людей. Анализ психолого-педагогических и социологических источников литературы позволяет заключить, что доступность образования дифференцируется в зависимости от ряда факторов, среди которых называются индивидуальные и социальные различия между людьми по ряду характеристик, таких как: «уровень способностей ребенка; качество полученного ранее образования; уровень информированности о возможностях обучения в различных учреждениях; физические возможности ребенка; состав семьи; экономическое благосостояние семьи; место жительства и др.» (Калачев, 2021, с. 19).
Цель проведенного исследования — оценка доступности учреждений образования для детей с расстройствами аутистического спектра как группы обучающихся, имеющих ряд специфических особых образовательных потребностей. Учет особых потребностей повышает доступность получения образования в условиях обычных детских садов и школ. По состоянию на 15.09.2024 г. в республиканском банке данных о детях с ОПФР содержалась персонифицированная информация о 179510 детях, нуждающихся в специальном образовании, коррекционно-педагогической помощи, в том числе дети с РАС, составляли 3,6% (6462 ребенка). Оценка доступности учреждений образования для детей с РАС осуществлялась в общем контексте проведенного в 2025 году национального исследования доступности учреждений образования Республики Беларусь для обучающихся с особыми образовательными потребностями (проект Международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», одобренный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2022 г. № 15).
Материалы и методы
Оценивая доступность образования, следует учитывать все его аспекты и составляющие. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить компоненты доступности учреждения образования (территориальный, финансовый (экономический), организационный, содержательно-методический, социально-психологический, информационный), разработать критерии и показатели, характеризующие каждый из выделенных компонентов, а также обосновать уровни их сформированности: критический (недопустимый), базовый (приемлемый), оптимальный («золотой стандарт»). Выделенные компоненты содержательно отражают как внешние, так и внутренние факторы, совокупность которых обеспечивает доступность учреждения образования для обучающихся с разными особыми образовательными потребностями.
Методологическими основами разработки диагностического инструментария для изучения доступности учреждения образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями (особенностями психофизического развития) выступают: системный, средовой, аксиологический, экологический, квалиметрический подходы в их непротиворечивом единстве (Хитрюк, Феклистова, Лемех, Строгая, Кутыш, 2025).
На основе представленных критериев и показателей был разработан комплекс индикаторов, по которым можно оценить качество каждого показателя и уровень его проявления по трехбалльной шкале: 1 балл — полностью не соответствует/полностью отсутствует/никогда не встречается (критический/неприемлемый уровень); 2 балла — имеется частично/ встречается фрагментарно, иногда (базовый/допустимый уровень); 3 балла — абсолютно соответствует/имеется возможность, всегда присутствует (оптимальный уровень/«золотой стандарт»). В случае затруднения в оценке высказывания, можно оценить его в 0 баллов — затрудняюсь ответить/не знаю. В качестве инструмента исследования использовалась анкета, состоящая из 69 вопросов, которые раскрывали выделенные критерии и показатели каждого компонента доступности учреждения образования.
В настоящее время, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в нашей стране функционируют 3750 учреждений дошкольного образования (находятся в городах или поселках городского типа — 2205, в сельской местности — 1545) и 2872 учреждения общего среднего образования, в которых обучаются 355,7 тыс. и 1090,2 тыс. детей соответственно. В учреждениях дошкольного образования 9,3% (33,08 тыс.) воспитанников посещают группы интегрированного обучения и воспитания и 7,0% (24,9 тыс.) — специальные группы.
В исследовании приняли участие 1887 респондента: родители (законные представители), воспитывающие детей с РАС, которые получают образование на уровнях дошкольного или общего среднего образования в группах/классах интегрированного обучения и воспитания, специальных группах/классах. Также детям оказывается коррекционная и педагогическая помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи в учреждениях образования. Характеристика выборки респондентов, принявших участие в исследовании, представлена в табл. 1—4.
Из респондентов, принявших участие в опросе, 59,9% указали: их дети с РАС посещают учреждение дошкольного образования (детский сад). Посещают учреждение общего среднего образования (школу) — 40,1% детей.
Таблица 1 / Table 1
Распределение ответов респондентов по расположению учреждения образования в административно-территориальных единицах / Distribution of respondents’ answers by location of educational institution in administrative-territorial units
|
Город / область City / Region |
Количество ответов / Number of responses |
% |
|
Минск / Минская область / Minsk / Minsk region |
751 / 409 |
39,8 / 21,7 |
|
Брест / Брестская область / Brest / Brest region |
89 / 222 |
4,7 / 11,8 |
|
Витебск / Витебская область / Vitebsk / Vitebsk region |
17 / 93 |
0,9 / 4,9 |
|
Могилев / Могилевская область / Mogilev / Mogilev region |
22 / 101 |
1,2 / 5,4 |
|
Гомель / Гомельская область / Gomel / Gomel region |
38 / 84 |
2,0 / 4,5 |
|
Гродно / Гродненская область / Grodno / Grodno region |
19 / 42 |
1,0 / 2,2 |
|
Всего / Total |
1887 |
100,0 |
Таблица 2 / Table 2
Распределение ответов респондентов по месту расположения учреждения образования в городской или сельской местности
Distribution of respondents’ answers by location of educational institution in urban or rural areas
|
Учреждение образования, которое посещает ребенок, находится в... / The educational institution that the child attends is located in... |
Количество ответов / Number of responses |
% |
|
Минске / Minsk |
777 |
41,2 |
|
Областном центре / Regional center |
175 |
9,3 |
|
Районном центре / District center |
729 |
38,6 |
|
Поселке городского типа / Urban settlement |
67 |
3,6 |
|
Агрогородке / Agrotown |
92 |
4,9 |
|
Деревне / поселке / settlement |
47 |
2,5 |
|
Всего / Total |
1887 |
100,0 |
Таблица 3 / Table 3
Распределение ответов респондентов по форме получения образования обучающимися с РАС Distribution of respondents’ answers by the form of education received by students with ASD
|
Ваш ребенок посещает / учится в... / Your child attends/studies in... |
Количество ответов / Number of responses |
% |
|
Группе учреждения дошкольного образования / Group of preschool education institution |
104 |
5,5 |
|
Ваш ребенок посещает / учится в... / Your child attends/studies in... |
Количество ответов / Number of responses |
% |
|
Группе интегрированного обучения и воспитания / Group of integrated education and upbringing |
653 |
34,6 |
|
Классе учреждения общего среднего образования / Class of general secondary education institution |
60 |
3,2 |
|
Классе интегрированного обучения и воспитания / Class of integrated education and upbringing |
535 |
28,4 |
|
Специальной группе / Special group |
358 |
19,0 |
|
Специальном классе / Special class |
73 |
3,9 |
|
Классе совместного обучения и воспитания / Class of joint education and upbringing |
14 |
0,7 |
|
Пункте коррекционно-педагогической помощи / Correctivepedagogical assistance point |
13 |
0,7 |
|
Различные сочетания вариантов ответа / Various combinations of answer options |
77 |
4,1 |
|
Всего / Total |
1887 |
100,0 |
Таблица 4 / Table 4
Характеристика выборки респондентов по возрасту ребенка с РАС
Characteristics of the sample of respondents by age of the child with ASD
|
Укажите возраст Вашего ребенка с РАС (полные годы) / Please indicate the age of your child with ASD (complete years) |
Количество ответов / Number of responses |
% |
|
До трех лет / Up to three years |
11 |
0,6 |
|
От трех до семи лет / From three to seven years |
957 |
50,7 |
|
7—8 лет / 7—8 years |
274 |
14,5 |
|
8—10 лет / 8—10 years |
350 |
18,5 |
|
10—13 лет / 10—13 years |
221 |
11,7 |
|
14—16 лет / 14—16 years |
55 |
2,9 |
|
Старше 16-ти лет / Over 16 years |
19 |
1,0 |
|
Всего / Total |
1887 |
100,0 |
В абсолютном большинстве (87,5%) респондентами были матери, воспитывающие ребенка с РАС, отцы — 6,4%, законные представители — 4,1%, бабушки — 1,8%, дедушки, 0,2%. Дети в РАС воспитываются в разных семьях: в полной семье — 82,0%, в неполной — 17,8%, в опекунской или приемной семье — 0,2% и 0,1% соответственно. В 37,3% ребенок в РАС воспитывается в семье один, тогда как в 43,1% семей воспитываются двое детей, в 15,9% семей — трое; четверо и более детей воспитываются — в 3,8% семей респондентов. Характеризуя выборку респондентов по полу ребенка с РАС, следует отметить, в 74,0% — это мальчики и 26,0% — девочки.
Характеристики выборки согласуются с генеральной совокупностью детей с РАС в Республике Беларусь.
Уровень доступности был рассчитан по ответам каждого респондента как среднее значение от выставленных респондентом отметок, отметка «затрудняюсь ответить» при расчете среднего значения не учитывалась. Математико-статистическая обработка данных анкетирования проводилась с помощью статистического пакета STATISTICA версия 10.0. Для решения исследовательских задач были использованы t-критерий Стьюдента для независимых выборок и однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты
В анкетировании приняли участие родители (законные представители) обучающихся с РАС разного возраста, посещающие учреждения дошкольного (УДО) и общего среднего образования (УОСО), табл. 5. По результатам анализа 1887 анкет, которые содержали ответы на 69 вопросов, получено распределение количества 130203-х баллов по уровням доступности учреждений УДО и УОСО.
Очевидно, что доступность учреждений образования для обучающихся с РАС оценивается родителями (законными представителями) в целом достаточно высоко: показатель оптимального уровня составляет 58,8%, базового/приемлемого — 15,3%. При этом в 7,9% случаев респонденты оценивают доступность учреждений образования как находящуюся на критическом/недопустимом уровне, а 18,1% сделали выбор «затрудняюсь ответить». Это обстоятельство определяет необходимость анализа полученных результатов в разрезе уровней учреждений образования и отдельных компонентов доступности с использованием методов математической статистики.
Одной из задач исследования было выявление статистически значимых различий в показателях уровня доступности учреждений дошкольного и общего среднего образования для обучающихся с РАС. Для решения данной исследовательской задачи был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок, табл. 6.
Таблица 5 / Table 5
Распределение ответов респондентов по уровню доступности УДО и УОСО для детей с РАС / Distribution of respondents’ answers by the level of accessibility of preschool education and preschool education for children with ASD
|
|
Критический / недопустимый уровень (1 балл) / Critical /unacceptable level (1 point) |
Базовый/ приемлемый уровень (2 балла) / Basic / Acceptable level (2 points) |
Оптимальный/ «золотой стандарт» (3 балла) / Optimal / «gold standard» (3 points) |
Затрудняюсь ответить (0 баллов) / I find it difficult to answer (0 points) |
Общее количество отметок / Total number of marks |
||||
|
количество отметок / marks |
% |
количество отметок / number of marks |
% |
количество отметок / number of marks |
% |
количество отметок/ number of marks |
% |
||
|
УДО / PEI |
5882 |
7,5 |
10292 |
13,2 |
47357 |
60,7 |
14508 |
18,6 |
78039 |
|
УОСО / GSEI |
4385 |
8,4 |
9583 |
18,4 |
29181 |
55,9 |
9015 |
17,3 |
52164 |
|
Всего / Total |
10267 |
7,9 |
19875 |
15,3 |
76538 |
58,8 |
23523 |
18,1 |
130203 |
Примечание: УДО — учреждения дошкольного образования; УОСО — учреждения общего среднего образования
Note: PEI — preschool education institutions; GSEI — general secondary education institutions
Выявлены статистически значимые различия в уровне доступности УДО и УОСО для обучающихся с РАС. При этом малый размер эффекта указывает на незначительные различия между группами в практическом смысле.
В задачи исследования также входило определение уровней оценки респондентами каждого компонента доступности учреждения образования, выявление «западающих» компонентов и установление различий в уровнях оценки всех компонентов. Распределение ответов респондентов представлено в табл. 7.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом родители обучающихся с РАС с высокой частотностью оценивают доступность учреждений образования для их детей как оптимальную («золотой стандарт»): от 46,2% при оценке территориального компонента доступности и до 66,9% при оценке социально-психологического компонента. При этом обращают на себя внимание достаточно высокие показатели критического/недопустимого уровня отдельных компонентов доступности. Так, каждый восьмой респондент отмечает критический/недопустимый уровень доступности при оценке территориального компонента, каждый десятый — при оценке организационного и финансового (экономического) компонентов.
Таблица 6 / Table 6
Результаты расчета t-критерия Стьюдента
Results of t-tests
|
T-критерии; Группирующая переменная: УДО, УОСО Отмечены эффекты, значимые на уровне p < 0,001 / t-tests; Variable: PEI, GSEI Marked differences are significant at p < 0,001 |
||||||||||||
|
|
Среднее УДО / |
Среднее УОСО / Mean GSEI |
t-значение / tvalue |
df |
p |
N наблюдений УДО / Valid N |
N наблюдений GSEI |
Стандартное отклонение УДО / Standard deviation PEI |
Стандартное отклонение УОСО / Standard deviation GSEI |
F |
p |
d Cohen |
|
Уровень доступности / Level of accessibility |
2,66 |
2,58 |
4,26 |
1884 |
<0,001 |
1131 |
755 |
0,39 |
0,38 |
1,05 |
0,47 |
0,2 |
Примечание: УДО — учреждения дошкольного образования; УОСО — учреждения общего среднего образования
Note: PEI — preschool education institutions; GSEI — general secondary education institutions
Таблица 7 / Table 7
Распределение ответов респондентов по компонентам доступности УДО и УОСО Distribution of respondents’ answers by levels of accessibility of PEI and GSEI (in terms of accessibility components)
|
Компонент |
Критический / недопустимый уровень (1 балл) / Critical /unacceptable level (1 point) |
Базовый / приемлемый уровень (2 балла) / Basic / Acceptable level (2 points) |
Оптимальный / «золотой стандарт» (3 балла) / Optimal / «gold standard» (3 points) |
Затрудняюсь ответить (0 баллов) / I find it difficult to answer (0 points) |
Общее количество отметок / Total number of marks |
||||
|
количество / number |
% |
количество / number |
% |
количество / number |
% |
количество / number |
% |
||
|
Организационный / Organizational |
3382 |
10,0 |
5296 |
15,6 |
19900 |
58,6 |
5388 |
15,9 |
33966 |
|
Содержательно-методический / Contentmethodical |
587 |
6,2 |
2121 |
22,5 |
6094 |
64,6 |
633 |
6,7 |
9435 |
|
Финансовый (экономический) / Financial (economic) |
2717 |
10,3 |
2262 |
8,6 |
13327 |
50,4 |
8112 |
30,7 |
26418 |
|
Территориальный / Territorial |
1374 |
12,1 |
1908 |
16,9 |
5230 |
46,2 |
2810 |
24,8 |
11322 |
|
Социально-психологический / Sociopsychological |
1429 |
4,2 |
5935 |
17,5 |
22707 |
66,9 |
3895 |
11,5 |
33966 |
|
Информационный / Informational |
778 |
5,2 |
2353 |
15,6 |
9280 |
61,5 |
2685 |
17,8 |
15096 |
|
Всего / Total |
10267 |
8,0 |
19875 |
16,1 |
76538 |
58,0 |
23523 |
17,9 |
130203 |
Для установления статистически значимых различий в уровнях доступности учреждений образования между компонентами доступности был использован однофакторный дисперсионный анализ. Выбор дисперсионного анализа объясняется тем, что он позволяет с помощью апостериорного критерия провести множественные попарные сравнения без риска увеличения вероятности ошибки I рода. Для его проведения ответы респондентов были распределены по шести группам в соответствии с компонентами доступности: 1 — организационный; 2 — содержательно-методический; 3 — финансовый (экономический); 4 — территориальный; 5 — социально-психологический; 6 — информационный.
Результаты однофакторного дисперсионного анализа представлены в табл. 8 и на рис.
Дисперсионный анализ выявил наличие статистически значимых различий в компонентах уровня доступности (F = 49,593; p<0,001).
Таблица 8 / Table 8
Результаты однофакторного дисперсионного анализа
Results of ANOVA
|
Дисперсионный анализ / ANOVA Отмечены эффекты, значимые на уровне p < 0,001 / Marked differences are significant at p < 0.001 |
||||||||
|
|
Сумма квадратичных – эффект / Sum of Squares Effect |
Степени свободы — эффект / degrees of freedom Effect |
Средний квадрат — эффект / Mean Squares Effect |
Сумма квадратичных — ошибки / Sum of Squares Error |
Степени ошибки / degrees of freedom Error |
Средний квадрат — ошибки / Mean Squares Error |
F |
p |
|
Уровень доступности / Level of accessibility |
54,58 |
5 |
10,92 |
2452,98 |
11145 |
0,22 |
49,59 |
0,00 |
Рис. Средние значения показателей уровней доступности по компонентам: 1 — организационный; 2 — содержательнометодический; 3 — финансовый (экономический); 4 — территориальный; 5 — социально-психологический; 6 — информационный.
Fig. Average values of indicators of accessibility levels by components: 1 — organizational; 2 — content-methodological; 3 — financial (economic); 4 — territorial; 5 — socio-psychological; 6 — informational.
Для апостериорного анализа был применен критерий Тьюки, расчет которого представлен в табл. 9.
Дисперсионный анализ выявил наличие статистически значимых различий в показателях уровней доступности среди шести компонентов (F = 49,59272; p<0,001). Расчет математической статистики указывает на то, что показатель уровня доступности территориального компонента (2,48) статистически ниже других компонентов; показатель уровня социальнопсихологического компонента (2,70) доступности статистически выше, чем показатели организационного (2,59), содержательно-методического (2,62), финансового (экономического) (2,62) и территориального (2,48) компонентов.
Выводы
В целом оценка доступности учреждений дошкольного и общего среднего образования для обучающихся с РАС родителями (законными представителями) показала, что более половины опрошенных респондентов определяют ее на оптимальном уровне («золотой стандарт»). При этом каждый восьмой респондент указывает на критический/неприемлемый уровень территориального компонента доступности, каждый десятый — организационного и финансового компонентов доступности, а почти каждый пятый респондент фактически отказывается от оценочного суждения, выбирая ответ «затрудняюсь ответить». Такая позиция требует дополнительного анализа и объяснения.
Таблица 9 / Table 9
Результаты однофакторного дисперсионного анализа (F = 49,593; p < 0,001) (апостериорный критерий Тьюки) / Results of one-way ANOVA (F = 49.593; p < 0.001) (Tukey’s post hoc test)
|
Достоверно значимая разность с неравными N; Переменная: Уровень доступности Отмечены разности, значимые на уровне p < 0,0500 / Significant difference with unequal N; Variable: Availability level Marked differences are significant at p < 0.0500 |
||||||
|
|
{1} — M=2,5895 |
{2} — M=2,6192 |
{3} — M=2,6225 |
{4} — M=2,4812 |
{5} — M=2,6963 |
{6} — M=2,6797 |
|
2 {2} |
0,380 |
|
|
|
|
|
|
3 {3} |
0,259 |
1,000 |
|
|
|
|
|
4 {4} |
<0,001 |
<0,001 |
<0,001 |
|
|
|
|
5 {5} |
<0,001 |
<0,001 |
<0,001 |
<0,001 |
|
|
|
6 {6} |
<0,001 |
0,002 |
0,004 |
<0,001 |
0,897 |
|
Выявлены статистически значимые различия в уровне доступности УДО и УОСО для обучающихся с РАС. Однако, малый размер эффекта указывает на незначительные различия между группами в практическом смысле. Полученные результаты актуализируют задачу определения факторов, препятствующих обеспечению доступности учреждений общего среднего образования для этой категории обучающихся.
Особое внимание администрации учреждений образования и курирующих их государственных органов следует обратить как на равномерность расположения учреждений образования на территории административной единицы, обеспечивающей шаговую доступность, организацию доставки обучающихся к учреждению образования, так и на наличие вариативных форм организации образовательного процесса (группы/классы интегрированного обучения и воспитания, классы совместного обучения). Следует обратить внимание также и на оказание коррекционнопедагогической помощи и психолого-педагогической поддержки обучающимся с РАС, на качество организации режимных моментов, диапазон предлагаемых услуг дополнительного образования детей и молодежи (в том числе функционирование в учреждении образования объединений по интересам на бесплатной для родителей основе) с учетом особых образовательных потребностей.
Важным видится проведение на уровне каждого конкретного учреждения образования анализа причин, снижающих доступность учреждений образования для обучающихся с РАС и построения локальной адресной работы по их минимизации или устранению. Считаем целесообразным к проведению подобных исследований привлекать самих обучающихся для получения максимально объективной информации.