Введение
Профессиональное самоопределение является значимым для личности новообразованием, самостоятельным и осознанным процессом, который следует рассматривать не только в контексте выбора профессии, но и в связи с вопросами профессионального развития личности в целом. В современных психологических исследованиях термин «профессиональное и личностное самоопределение» используется как определение процесса профессионального становления, ориентированного на следующие сферы личности: прежде всего на мотивацию, а также на когнитивную и поведенческую сферы, на рефлексивные способности, ценности и смыслы.
Е.А. Климов изучает профессиональное самоопределение через согласование физических возможностей человека, умения адаптироваться к социально-экономическим и другим условиям, его способностей с содержанием и требованиями конкретной профессии (Климов, Носкова, 2025). Профессиональное самоопределение рассматривается также в качестве одного из важнейших проявлений психического развития личности, ее включения в профессиональное сообщество и более широко — в социальное сообщество (Павлова, 2008). Современные исследования представляют профессиональное самоопределение как проблему взаимодействия индивида и социума (Гребенникова, 2015). Профессиональное самоопределение исследуется как процесс, в котором человек определяет себя в соответствии с общественными критериями профессионализма, которые приняты данным человеком. Для одного индивида критерием профессионализма может быть простая принадлежность к профессии или наличие специализированного образования, что и становится основой для оценки себя. Для другого индивида профессионализм связан с личным творческим вкладом, с развитием своей личности через профессиональную деятельность, таким образом, его самоопределение и самореализация ориентированы на более высокий стандарт профессиональной идентичности.
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет особую роль в их социализации и самореализации в общественной жизни.
Стоит понимать, что в категорию «ограниченные возможности здоровья» входит множество нарушений по здоровью, имеющих собственную специфику, но нами, в частности, рассматривается расстройство аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра — группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся поведением (Расстройства аутистического спектра…, 2024).
Расстройства аутистического спектра — это клинически разнородная группа расстройств психического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий (Романова, Таланцева, 2024). Также характеризуется нарушением развития коммуникации и социальных навыков (Аппе, 2007). По разным оценкам, в мире насчитывается 62 млн человек с РАС. По информации на апрель 2025 года, примерно каждый 100-й ребенок в мире сталкивается с аутизмом, при этом с конца прошлого века среднее число выявленных случаев выросло в 16 раз. Т. е. речь идет о том, что число людей с аутизмом растет.
При решении актуальных задач обучения, обеспечения равных возможностей для полноценного развития личности обучающегося с РАС в период профессионального образования (Gelbar, Smith, Reichow, 2014), создания благоприятных условий развития социально-бытовой адаптации, укрепления физического и психического здоровья обучающихся с РАС (Ананешнева, Савельевских, Хижнякова, 2023), в целом социализации — не всегда достаточно времени уделяется профессиональному самоопределению, дальнейшей профессиональной реализации и уровню взаимодействия с окружающей социальной средой в рамках возможной самореализации (Карпова, 2020). Исследования показывают, что молодые люди в трудоспособном возрасте испытывают трудности с поиском работы (Baldwin, Costley, Warren, 2014), и, по некоторым исследованиям, лишь около 50% молодых людей с аутизмом находят работу после окончания обучения (самый низкий показатель среди всех нарушений жизнедеятельности) (Джафар-заде, 2023).
Для молодых людей с РАС характерны сложности социального взаимодействия и затруднения в установлении активных взаимоотношений с быстро изменяющимся окружающим миром, характерны проблемы с эмоциональной сферой, стремление к сохранению устойчивости и стереотипность в поведении, неравномерность интеллектуального развития, в отдельных случаях и бытовая неприспособленность (Левченко, 2022). Эти особенности снижают их конкурентоспособность на рынке труда (Smith et al., 2015).
Однако, несмотря на общие черты проявления, нужно учитывать исключительную клиническую полиморфность аутизма. Причины и механизмы заболеваемости разнообразны. Они могут быть связаны с тяжелыми органическими поражениями, эндогенными явлениями или реактивными процессами; обуславливать различные возможности обучения, развития и самоопределения лиц с РАС.
На сегодняшний день в России проблема профессионального самоопределения лиц с РАС недостаточно исследована, особенно нет достаточного материала в части психологических особенностей, детерминирующих процесс профессионального самоопределения. Имеющиеся исследования затрагивают вопросы профориентации школьников с РАС, но не касаются в полной мере обучающихся в системе среднего профессионального образования. В настоящее время только в Москве доля студентов с РАС на уровне СПО составляет уже 9% от общей численности обучающихся с РАС, а также в целом растет число обучающихся с РАС в системе среднего профессионального образования: с 432 человек в 2021 году до 730 в 2024 году (Хаустов, Шумских, 2023). Особого внимания в целях сопровождения профессионального самоопределения требуют обучающиеся с РАС из числа выпускников среднего профессионального образования. Для комплексного психологического сопровождения и эффективной работы психологов в целях продуктивности профориентационной работы с указанной группой лиц на данном этапе профессионального самоопределения необходимо понимание психологических особенностей, влияющих и обуславливающих готовность к профессиональному самоопределению.
Для проведения профориентационных мероприятий необходимо определить конкретные ограничения, связанные с аутизмом, влияющие на профессиональное самоопределение и профессиональную направленность. Также стоит обратить внимание на способность обучающихся с аутизмом распознавать типичные профессиональные склонности и предпочтения (Бикбулатова и др., 2018). Особое внимание следует уделить мотивации и мотивам, связанным и с выбором профессии, и в процессе дальнейшего профессионального самоопределения (Левченко, 2022).
При этом нужно отметить, что профессиональное самоопределение лиц с РАС — сложный и порой долгий мотивационный процесс.
Мотивация к профессиональной деятельности также является результатом клинического полиморфизма. Она связана с индивидуальными интересами и склонностями, а также с особенностями РАС, его развитием, коррекционной работой и ролью семьи (Приходько и др., 2018). В некоторых тяжелых случаях мотивацию можно обнаружить в стремлении следовать устоявшимся стереотипам и достичь определенного порядка действий (Ткачева, Евтушенко, 2015). Иногда интерес к определенной профессии может возникнуть из-за влияния социальной среды или благодаря взаимодействию с важными людьми, которые вызывают уважение и с которыми есть эмоциональный контакт. Некоторые люди с расстройствами аутистического спектра мотивируются самоутверждением через профессиональную деятельность и достижение успеха в ней.
Материалы и методы
Исходя из положения о том, что мотивация и профессиональное самоопределение взаимосвязаны, и мотивация стимулирует профессиональное самоопределение (Джафар-заде, 2015), мы провели исследование психологических особенностей профессионального самоопределения в связи с различными показателями мотивации в группе выпускников колледжей из числа обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Для сравнения мы также исследовали группу нормотипичных обучающиеся (НП), т. е. соответствующих статистической психической норме, не имеющих психических расстройств и патологий развития. В исследовании приняли участие 80 обучающихся средних профессиональных образовательных организаций (СПО) г. Москвы, из них 40 человек — группа из числа лиц с расстройствами аутистического спектра и 40 человек — нормотипичных. Для оценки готовности к профессиональному самоопределению использовалась «Карта готовности к профессиональному самоопределению», а исследование психологических особенностей мотивации проводилось с помощью методик изучения мотивации к успеху (диагностики позитивной мотивации на успех и негативной мотивации боязни неудачи) и мотивации обучения (анализ мотивации по шкалам «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома»). Обработка и анализ результатов проводился методами математической статистики: корреляция между мотивацией и готовностью к профессиональному самоопределению оценивалась с помощью r-коэффициента Пирсона; для оценки статистической значимости различий использовался t-критерий Стьюдента.
Результаты
В результате исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в двух обследуемых группах обучающихся выпускников с расстройствами аутистического спектра и нормотипичных обучающихся было выявлено следующее.
Общий уровень готовности к профессиональному самоопределению в обеих группах выявлен на высоком уровне: у 81 % обследуемых с РАС и у 85% в группе НП; низкий уровень в группе НП не выявлен, а среди обучающихся с РАС — у 10%. Результаты представлены на рис. 1.
Исследование готовности к профессиональному самоопределению по разным факторам выявило следующее: по фактору «Жизненный план и профнамерения» существуют статистически значимые различия (p = 0,0019) в уровне сформированности представлений о жизненных планах и профнамерениях между обучающимися с РАС и НП: исследуемый фактор готовности к профессиональному самоопределению больше сформирован в группе НП (среднее значение = 18,6), чем в группе с РАС (среднее значение = 16,55). Статистически значимых различий нет по факторам «Знание будущей профессии» и «Знание своих профессиональных возможностей».
Результаты исследования мотивации обучения представлены в табл. 1.
В результате исследований показателей мотивации обучения по шкалам «Овладение профессией» и «Получение диплома» статистически значимых различий не выявлено. Однако по шкале мотивации «Приобретение знаний» между обучающимися с РАС и НП обучающимися выявлены значимые различия (p = 0,001) в выраженности — мотивация к приобретению знаний больше выражена в группе НП (НП среднее значение равно 8.09, РАС среднее значение — 6.04).
Рис. 1. Готовность к профессиональному определению
у обучающихся с РАС и в группе НП (N = 80)
Fig. 1. Readiness for professional determination in students
with ASD and in the ASD group (N = 80)
Таблица 1 / Тable 1
Результаты исследования мотивации обучения (N = 80)
Results of the study of motivation for learning (N = 80)
|
Показатели мотивации обучения / |
Группы обследуемых / Groups of respondents |
|
|
РАС (%) / ASD (%) |
НП (%) / NTS (%) |
|
|
Овладение профессией / Mastering a profession |
40,0 |
15 |
|
Приобретение знаний / Acquiring knowledge |
25,0 |
65,0 |
|
Получение диплома / Obtaining a diploma |
35,0 |
20,0 |
Результаты исследования мотивации успеха и боязни неудачи представлены на рис. 2.
В группе обучающихся с РАС мотивация к успеху выявлена у 70% обследуемых, идентичны показатели и в группе НП — 75%, однако мотивация избегания неудачи у выпускников в группе НП не обнаружена, тогда как у 30% обучающихся с РАС была выявлена мотивация избегания неудачи (у 10% выявлена выраженная мотивация избегания неудачи и у 20% тенденция мотивации избегания неудачи).
Рис. 2. Результаты исследования мотивации успеха и боязни неудачи
Fig. 2. Results of the study of motivation for success and fear of failure
Для проверки гипотезы исследования далее был проведен статистический анализ в целях выявления связи между мотивацией и готовностью к профессиональному самоопределению у обучающихся с РАС по коэффициенту корреляции Пирсона (r). Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Связь между мотивацией и готовностью к профессиональному самоопределению обучающихся с РАС (N = 40)
The relationship between motivation and readiness for professional self-determination
of students with ASD (N = 40)
|
Показатели мотивации, с которыми исследовалась связь |
r |
p |
|
Показатель мотивации на достижение успеха / избегания неудач / Indicator of motivation to achieve success/avoid failure |
0,6452 |
0,0031 |
|
Показатель мотивации на получение диплома / |
0,5412 |
0,0192 |
|
Показатель мотивации на приобретение знаний / |
0,4722 |
0,0412 |
При исследовании взаимосвязи мотивации на достижение успеха или избегания неудач и общей сформированности готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся с РАС была выявлена умеренная положительная корреляция (r = 0,6452, p = 0,0031). Исследование взаимосвязи мотивации получения диплома и готовности к профессиональному самоопределению выявило наличие умеренной положительной корреляции (r = 0,5412, p = 0, 0192). Также у обучающихся с РАС была выявлена умеренная положительная корреляция (r = 0,4722, p = 0,0412) при исследовании взаимосвязи мотивации на приобретение знаний и общей сформированности готовности к профессиональному самоопределению.
Обсуждение результатов
В результате проведенной работы в соответствии с целью исследования были получены результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу о положительной корреляции готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с РАС с их мотивацией. Изучение психологических особенностей профессионального самоопределения обучающихся выпускников с расстройствами аутистического спектра выявило, что общий показатель готовности к профессиональному самоопределению у 81% обследуемых с РАС находится на высоком уровне, почти так же, как у нормотипичных обучающихся (85%), при этом существуют статистически значимые различия (p = 0,0019) между обучающимися с РАС и НП в уровне сформированности представлений о жизненных планах и профнамерениях — сформированность данного показателя в группе НП (среднее значение = 18,6) выше, чем в группе обучающихся с РАС (среднее значение = 16,55). Значимые различия (p = 0,001) выявлены и в мотивации обучения, так, мотивация к приобретению знаний в группе РАС менее выражена, чем в группе НП (в группе РАС среднее значение — 6,04, в группе НП среднее значение равно 8,09). Исследования мотивации к успеху и мотивации избегания неудачи выявило в группе РАС выраженную мотивацию избегания неудачи и мотивацию избегания неудачи на уровне тенденций всего у 30%, тогда как в группе НП мотивация избегания неудачи не обнаружена. Следовательно, готовность к профессиональному самоопределению умеренно положительно коррелирует с мотивацией у обучающихся из числа выпускников с расстройствами аутистического спектра в части мотивации на достижение успеха / избегания неудач (r = 0,5412, p = 0,0192) и мотивации на приобретение знаний и общим показателем сформированности готовности к профессиональному самоопределению (r = 0,4722, p = 0,0412).
Заключение
Таким образом, гипотеза о том, что готовность к профессиональному самоопределению положительно коррелирует с мотивацией у обучающихся из числа выпускников с расстройствами аутистического спектра, подтвердилась, и результаты исследования показывают влияние психологических особенностей мотивации на готовность к профессиональному самоопределению у обучающихся из числа лиц с РАС. Стоит обратить внимание на то, что у обучающихся с РАС, у которых наблюдается выраженная мотивация к избеганию неудач, низкая мотивация на приобретение знаний и невысокая мотивация овладения профессией, выявлена недостаточная готовность к профессиональному самоопределению, особенно в части планов и профнамерений, что может вызвать сложности или даже быть некоторым препятствием к дальнейшему профессиональному становлению выпускников после окончания обучения. Профессиональное самоопределение личности — это непрерывный процесс, сопровождающий человека всю его профессиональную жизнь, который не заканчивается однократным выбором профессии. Поэтому, опираясь на результаты исследования, в качестве рекомендаций специалистам, сопровождающим и поддерживающим обучение лиц с расстройствами аутистического спектра в СПО, можно предложить работать над формированием и развитием мотивации успеха, мотивации обучения, мотивации к профессиональной деятельности у обучающихся с РАС, чтобы на выпускных курсах у них было представление о жизненных планах, были понятны профнамерения и в целом сформирована готовность к профессиональному самоопределению, что, в свою очередь, способствует и более объективному выбору специализации и дальнейшей профессиональной адаптации, следовательно, и социализации в целом. Только таким образом могут быть решены определенные конкретные задачи, соответствующие особым потребностям и психологическим особенностям профессионального самоопределения лиц с аутистическими расстройствами.