Возможности формирования толерантности у учащихся учреждений высшего профессионального образования (направление «психолого-педагогическое образование», профиль «психология и педагогика инклюзивного образования»)

822

Аннотация

В статье рассматривается толерантность как один из важнейших аспектов профессиональной подготовки специалистов в области инклюзивного образования. Рассмотрены теоретические и практические вопросы проблемы формирования у будущих педагогов-психологов толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья. Выделены направления, условия, формы и виды деятельности по воспитанию у студентов профессионально важного личностного качества в ходе реализации основной образовательной программы психолого-педагогического образования в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: толерантность, виды толерантности, воспитание, инклюзия, социальные проекты, студенты, профессиональная подготовка

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Комаровская Е.В., Станякина М.В. Возможности формирования толерантности у учащихся учреждений высшего профессионального образования (направление «психолого-педагогическое образование», профиль «психология и педагогика инклюзивного образования») // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 1. С. 86–90.

Фрагмент статьи

Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных групп.

Литература

  1. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях / В.В. Бойко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — СПб.: Питер, 2004. С. 13—21.
  2. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x831.htm
  3. Декларация принципов толерантности («Declaracionofprinciplesontolerance», утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tolerance.ru/tolerdeklaraciya.php. (Дата обращения: 22.03.2014).
  4. Ищенко Ю.А. Толерантность как философскомировоззренческая проблема / Ю.А. Ищенко // Философская и социологическая мысль. — 1990. — № 4.
  5. Комаровская Е.В. Ресурсы подготовки педагогов нового поколения в контексте инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследование, методология: Сборник материалов II Международной научной конференции / Отв.
    ред. Алехина С.В. — М.: ООО «Буки Веди», 2013. — С. 578—582.
  6. Комаровская Е.В., Станякина М.В. Формирование толерантности у учащихся учреждений ВПО // Специальное образование, традиции и инновации: материалы IVмеждунар. науч.практ. конф., г. Минск, 24—25 октября 2013 г. / Бел. гос. пед. ут им. М. Танка; ред. колл. С.Е. Гайдукевич и др. — Минск: БГПУ, 2013. — С. 67—71.
  7. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопросы философии. — 1997. — № 11. — С. 45—54. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования / М.С. Мацковский // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. — С. 143.
  8. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания / М.С. Мириманова // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 105—115.
  9. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tolz.ru/library/?id=51. (Дата обращения: 22.03.2014).
  10. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности. [Электронный ресурс]. — М.: МГУ, 2001. — Режим доступа: tolerance.ru ƒ vektol/50chkuratova.html. (Дата
    обращения: 22.03.2014).
  11. Харламова О.Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — СПб., 2004. — С. 9.
  12. «Alldifferent — allequal. Education pack» — European Youth Center, 1995. — P. 13—15.

Информация об авторах

Комаровская Елена Владимировна, Гуманитарный институт филиала САФУ имени М.В. Ломоносова

Станякина Маргарита Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психофизиологии и специальной психологии и педагогики Гуманитарного института филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

Метрики

Просмотров

Всего: 1219
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 822
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1