Подготовка будущих учителей к развитию учебной рефлексии у младших школьников с позиции компетентностного подхода

1363

Аннотация

В статье раскрывается актуальность подготовки будущих учителей к развитию учебной рефлексии у младших школьников с позиции компетентностного подхода, определяются ее сущность, структура, содержание, этапы, методы и средства; описывается экспериментальная работа по подготовке студентов к развитию учебной рефлексии у младших школьников с позиции компетентностного подхода к профессиональному образованию. Новизна рассматриваемой проблемы заключается в том, что автором раскрыт и обоснован состав профессиональной компетенции в развитии учебной рефлексии у младших школьников, представлена модель ее формирования, отражающая этапы соответствующей подготовки, ее содержание, требования к обучению студентов; определяется совокупность методов, приемов, средств названной подготовки. Предмет исследования: содержательные и организационные основы формирования названной профессиональной компетенции. Цель исследования: разработка содержания, этапов, отбор методов и средств формирования названной профессиональной компетенции. Методы исследования включают теоретический анализ научной и учебно-методической литературы; наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение продуктов профессиональной деятельности, педагогический эксперимент, методы статистики. Результаты исследования: определен состав названной компетенции, ее содержание, отобраны и экспериментально проверены этапы, методы и средства ее эффективного формирования. Область применения: преподавание нормативного курса «Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах» и специальных курсов по теории и методике обучения младших школьников; использование учебно-методических рекомендаций по исследуемой проблеме в профессиональной деятельности учителей начальных классов, в их подготовке и переподготовке.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная компетенция , учебная рефлексия, профессиональная рефлексия, умение учиться, системно-деятельностный подход

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Биба А.Г. Подготовка будущих учителей к развитию учебной рефлексии у младших школьников с позиции компетентностного подхода // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 1. С. 91–101.

Фрагмент статьи

В современном образовании результат профессиональной подготовки определяется в категориях «компетенция», «компетентность», и ее содержание и организационные основы рассматриваются и определяются в компетентностном ключе. С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на передний план выдвигается задача подготовки компетентных учителей, способных к развитию у школьников умения учиться.

Литература

  1. Божович Л.И. Развитие личности в онтогенезе // Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Межд. пед. академия, 1995. — 349 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  3. Маркова А.К. Психологические основы формирования профессиональных компетенций учителя // Актуальные проблемы подготовки учителя: сб. науч. тр. — М., 1997. — 386 с.
  4. Митина Л.М. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе // Вопросы образования. — 2001. — № 2. — С. 27—34. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Просвещение, 1993. — 260 с.
  5. Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 41—49.
  6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. — 304 с.
  7. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М.: Высшая школа, 1994. — 376 с.

Информация об авторах

Биба Анна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного, начального и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (ФГБОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского), Калуга, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-4761-4931, e-mail: bibaag@tksu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1193
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1363
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1