Нарушения развития и инклюзия*

712

Аннотация

В статье, написанной по материалам доклада на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» (Москва, 20—22 июня 2011 г.), проф. Вольфганг Янтцен (Бремен, Германия) рассматривает 2 основные проблемы — философские, социологические и культурные основания нормативноправовой базы процесса инклюзии и возможность культурноисторического подхода к обоснованию фундаментальных положений инклюзивной практики. Для анализа первого из указанных вопросов автор обсуждает ряд положений Конвенции ООН по правам инвалидов и других нормативных документов и рассматривает их возможные следствия для конкретной инклюзивной практики, демонстрирует возможности и ограничения существующего подхода. Во второй части статьи автор делает попытку вывода адекватных философско-методологических оснований инклюзивной практики из базовых положений культурно-исторического подхода в педагогике и психологии о структуре дефекта и роли социальных факторов в развитии дезадаптации. В качестве базового концепта при этом выделяется понятие изоляции и ограничения возможностей субъекта. Указанный анализ проводится с привлечением ряда зарубежных психологических и философских исследований, созвучных культурно-историческому направлению в психологии.

Общая информация

* Доклад участника Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» (20—22 июня 2011 г., Москва). *** Официальное название документа на русском языке — Конвенция ООН о правах инвалидов, однако в данном случае мы вслед за автором применяем во всей работе единый термин, не вводя дополнительные проблемы разведения терминов «инвалидность» (нем. Invaliditat) и «нарушение развития» (нем. Behinderung). Заметим только, что в немецкой версии Конвенции изначально отсутствует термин «инвалидность», несмотря на его наличие в немецком языке (см. немецкую версию Конвенции в списке литературы).

Ключевые слова: культурно-историческая психология, инклюзия, нормативно-правовые аспекты инклюзивной практики, социальная ситуация развития, социальные детерминанты развития, изоляция как механизм формирования дефекта, нарушения развития

Рубрика издания: Специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Вольфганг Я. Нарушения развития и инклюзия // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 98–104.

Литература

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологиче­ская клиника трудного детства // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  3. Выготский Л. С. Кризис первого года жизни // Вы­готский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1983.
  4. Выготский Л. С. Кризис трех лет // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1983.
  5. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  6. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1983.
  7. Лотман Ю. М. О семиосфере // Лотман Ю. М. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. Таллин, 1984/1992.
  8. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.
  9. Сухарева Г. Е. К проблеме структуры и динамики детских конституциональных психопатий (шизоидные формы) // Невропатология и психиатрия. 1930. № 6.
  10. Bielefeldt H. Zum Innovationspotenzial der UN­ Behindertenkonvention. Deutsches Institut fur Menschen­rechte. Essay No. 6. Bonn. — http://www.institut-fuer-men­schenrechte.de/webcom/show_shop.php/_c-488/_nr­59/i.html (20.10.08). 2006.
  11. Dussel E. 20 Tesis de politica. Mexico, 2008.
  12. Foerster H. von. Wissen und Gewissen. Frankfurt / M., 1993.
  13. Jantzen W. Die «Zone der nachsten Entwicklung» neu betrachtet // W. Jantzen: Kulturhistorische Psychologie heute Methodologische Erkundungen zu L. S. Vygotskij. Berlin, 2008.
  14. Rudrauf D. et al. From autopoiesis to neurophenome­nology: Francisco Varela's exploration of the biophysics of being // Biological Research. 2003. Vol. 36.
  15. Seguin E. Idiocy: and its treatment by the physiological method. N. Y. 1866/1994.
  16. UN-Behindertenrechtskonvention (2009): (http:// www.bmas.de/portal/2888/property=pdf/uebereinkom­men__ueber__die__rechte__behinderter__menschen.pdf) Engl.: Convention on the rights of persons with disabilities (2006) (http://www.un.org/disabilities/documents/conven­tion/convoptprot-e.pdf) (16.06.2011). Rus-skaya versiya: Konvenciya OON o pravah invalidov (2007): http:// www.un.org/russian/disabilities/convention/disabiliti­esconv.pdf (18.06.2011)
  17. UN-Resolution 2856 XXVI/c vom 20.12.1971: Erklarung der Vereinten Nationen uber die Rechte geistig Behinderter. Russkaya versiya: Rezolyuciya OON 2856 XXVI/c ot 20.12.1971: Deklaraciya po pravam umstvenno otstalyh lic. http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/ declarations/retarded.shtml (18.06.2011).
  18. Williams D. Ich konnte verschwinden, wenn du mich beruhrst. Erinnerungen an eine autistische Kindheit. Mun­chen, 1994.
  19. Williams D. Krankheit als Schicksal // Donna Williams im Interview. Videoaufnahme 25.01.97. Hamburg, 1997.

Информация об авторах

Вольфганг Янтцен, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой специального обучения и инклюзии, Бременский университет, Бремен, Германия, e-mail: akhutina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2231
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 712
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0