Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма

26

Аннотация

Изучение возрастных особенностей расстройства аутистического спектра (РАС) имеет высокую значимость, поскольку помогает скорректировать симптомы, отягчающие функционирование ребенка. В данном исследовании рассматривается изменчивость симптоматики РАС у детей в возрасте 3–9 лет. Симптоматика группируется по характеристикам коммуникации, эмоциональных нарушений, сенсорной дезинтеграции, расторможенности/гиперактивности и общей выраженности симптомов РАС. Объем выборки составил 70 детей с официально диагностированным РАС и детей с другими формами ментальных нарушений, объединенных с 881 участником предыдущего исследования. Гипотезы предполагали специфический паттерн изменений в симптоматической структуре РАС, различия в возрастной динамике у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, а также различия в зависимости от лица, передающего информацию о симптомах РАС. Исследование реализовано с участием специалистов, на регулярной основе осуществляющих коррекционное вмешательство с участниками после установления диагноза. Помимо этого, оценка симптоматики параллельно проводилась и родителями участников с целью дальнейшего сравнения ответов исполнителей. Результаты указывают на уменьшение симптомов с возрастом у детей с аутизмом в таких доменах, как нарушения коммуникации, сенсорная дезинтеграция и общая выраженность симптомов РАС. У детей с другими нарушениями развития таких тенденций не обнаружено. Была выявлена тенденция к занижению выраженности аутистической симптоматики родителями. Полученные нами результаты подчеркивают важность рассмотрения взаимодействия возраста и аутистических симптомов для планирования коррекционного вмешательства. Более того, результаты подчеркивают важность партнерства родителя со специалистом как для более объективной оценки состояния ребенка, так и для более эффективной работы по формированию навыков и коррекции. Дальнейшие исследования могут углубить наше понимание вариабельности симптоматики и эффективности коррекционных подходов.

Общая информация

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушения развития, автоматическое распознавание, возрастные особенности, диагностика РАС

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.207

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) No 23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста»; https://www.rscf.ru/project/23-18-00155/

Для цитаты: Пахомова Е.А., Наследов А.Д., Ткачева Л.О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 2. С. 305–319. DOI: 10.21638/spbu16.2024.207

Литература

Горбачевская Н. Л., Переверзева Д. С., Воинова В. Ю., Коваль-Зайцев А. А., Салимова К. Р., Данилина К. К., Юров И. Ю., Юров Ю. Б., Ворсанова С. Г., Кобзова М. П., Тюшкевич С. А., Мамохина У. А., Сорокин А. Б.  Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 39–50.

Иовчук Н. М., Северный А. А. Современные проблемы диагностики аутизма // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5, № 5. С. 91–96. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Iovchuk_Severniy.phtml (дата обращения: 15.12.2023).

Наследов А. Д., Ткачева Л. О., Защиринская О. В., Мирошников С. А., Компанец Н. Н. Применение шкалы аутизма для выявления риска нарушений психического развития детей 3–4 лет // Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 164–183. https://doi.org/10.17223/17267080/83/9

Наследов А. Д., Ткачева Л. О., Защиринская О. В., Мирошников С. А. Анализ четырехфакторной модели симптомов аутизма у детей 3–6 лет // Клиническая и специальная психология. 2023а. Т. 12, № 4. С. 47–72. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120403

Наследов А. Д., Ткачева Л. О., Мирошников С. А., Защиринская О. В.  Разработка скрининговой шкалы для экспресс-диагностики риска расстройств аутистического спектра у детей трех — четырех лет // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023b. № 2 (113). С. 120–134.

Шипицина Л. М., Петрова И. Л.  Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы // Детский аутизм: хрестоматия. СПб., 1997. С. 235–251.

Asiri W. A., Shati A. A., Al‐Qahtani S. M., Al-Qahtani Yo. A., Aldarami M. S., Alamri F. D., Alshahrani H. S., Mahmood S. E. Assessment of parental knowledge, awareness, and perception about autism spectrum disorders in Aseer region, Southwestern Saudi Arabia // International Journal of General Medicine. 2023. Vol. 16. P. 557–564. https://doi.org/10.2147/ijgm.s377521

Alibekova R., Kai Chan C., Crape B., Kadyrzhanuly K., Gusmanov A., An S., Bulekbayeva S., Akhmetzhanova Z., Ainabekova A., Yerubayev Z., Yessimkulova F., Bekisheva A., Ospanova Z., Rakhimova M. Stress, anxiety and depression in parents of children with autism spectrum disorders in Kazakhstan: Prevalence and associated factors // Global Mental Health (Cambridge, England). 2022. Vol. 9. P. 472–482. https://doi.org/10.1017/gmh.2022.51

Bal V. H., Kim S. H., Fok M., Lord C. Autism spectrum disorder symptoms from ages 2 to 19 years: Implications for diagnosing adolescents and young adults // Autism Research: Official Journal of the International Society for Autism Research. 2019. Vol. 12 (1), 89–99. https://doi.org/10.1002/aur.2004

Brierley N. J., McDonnell C. G., Parks K. M., Schulz S. E., Dalal T. C., Kelley E., Stevenson R. A. Factor structure of repetitive behaviors across autism spectrum disorder and attention-deficit/hyperactivity disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51. P. 3391–3400. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04800-0

Colvert E., Simonoff E., Simone J., Ronald A., Bolton P., Happé F. Autism spectrum disorder and mental health problems: Patterns of difficulties and longitudinal trajectories in a population-based twin sample // Journal of Autism and Developmental disorders. 2022. Vol. 52. P. 1077–1091. https://doi.org/10.1007/s10803-021-05006-8

Cremone-Caira A., Trier K., Sanchez V., Kohn B., Gilbert R., Faja S. Inhibition in developmental disorders: A comparison of inhibition profiles between children with autism spectrum disorder, attention-deficit/hyperactivity disorder, and comorbid symptom presentation // Autism. 2021. Vol. 25, no. 1. P. 227–243. https://doi.org/10.1177/1362361320955107

Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-5). Arlington: American Psychiatric Publishing, 2013.

Fein D., Barton M., Eigsti I. M., Kelley E., Naigles L., Schultz R. T., Stevens M., Helt M., Orinstein A., Rosenthal M., Troyb E., Tyson K. Optimal outcome in individuals with a history of autism // Journal of Сhild Psychology and Psychiatry. 2013. Vol. 54, no. 2. P. 195–205. https://doi.org/10.1111/jcpp.12037

Frazier T. W., Chetcuti L., Al‐Shaban F. A., Haslam N., Ghazal I., Klingemier E. W., Aldosari M., Whitehouse A. J. O., Youngstrom E. A., Hardan A. Y., Uljarević M. Categorical versus dimensional structure of autism spectrum disorder: A multi‐method investigation // JCPP Advances. 2023. Vol. 3, iss. 2. P. e12142. https://doi.org/10.1002/jcv2.12142

Levy S. E., Frasso R., Colantonio S., Reed H., Stein G., Barg F. K., Fiks A. G. Shared decision making and treatment decisions for young children with autism spectrum disorder // Academic Pediatrics. 2016. Vol. 16, no. 6. P. 571–578. https://doi.org/10.1016/j.acap.2016.04.007

Liverpool S., Pereira B., Hayes D., Wolpert M., Edbrooke-Childs J. A scoping review and assessment of essential elements of shared decision-making of parent-involved interventions in child and adolescent mental health // European Child & Adolescent Psychiatry. 2021. Vol. 30. P. 1319–1338. https://doi.org/10.1007/s00787-020-01530-7

Lord C., Charman T., Havdahl A., Carbone P., Anagnostou E., Boyd B., Carr T., Vries P. J. de, Dissanayake C., Divan G., Freitag C. M., Gotelli M. M., Kasari C., Knapp M., Mundy P., Plank A., Scahill L., Servili C., Shattuck P., Simonoff E., Singer A. T., Slonims V., Wang P. P., Ysrraelit M. C., Jellett R., Pickles A., Cusack J., Howlin P., Szatmari P., Holbrook A., Toolan Ch., McCauley J. B. The Lancet Commission on the future of care and clinical research in autism // Lancet. 2021. Vol. 399 (10321). P. 271–334. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)01541-5

Lord C., Risi S., DiLavore P. S., Shulman C., Thurm A., Pickles A. Autism from 2 to 9 years of age // Archives of General Psychiatry. 2006. Vol. 63, no. 6. P. 694–701. https://doi.org/10.1001/archpsyc.63.6.694

Marotta R., Risoleo M. C., Messina G., Parisi L., Carotenuto M., Vetri L., Roccella M. The neurochemistry of autism // Brain Sciences. 2020. Vol. 10, no. 3. P. 163. https://doi.org/10.3390/brainsci10030163

Mosner M. G., Kinard J. L., Shah J. S., McWeeny S., Greene R. K., Lowery S. C., Mazefsky C. A., Dichter G. S.  Rates of co-occurring psychiatric disorders in autism spectrum disorder using the Mini International Neuropsychiatric Interview // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Т. 49. P. 3819–3832.

Naicker V. V., Bury S. M., Hedley D. Factors associated with parental resolution of a child’s autism diagnosis: A systematic review // Frontiers in Psychiatry. 2023. Vol. 13. P. 1079371. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.1079371

Nasledov A., Miroshnikov S., Тkacheva L., Miroshnik K., Semeta M. U. Application of psychometric approach for ASD evaluation in Russian 3–4-year-olds // Mathematics. 2021. Vol. 9, no. 14. P. 1608. https://doi.org/10.3390/math9141608

Ozonoff S. J., Iosif A., Young G. S., Hepburn S., Thompson M., Colombi C., Cook I. A., Werner E., Goldring S., Baguio F. B. S., Rogers S. J. Onset patterns in autism: Correspondence between home video and parent report // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2011. Vol. 50, no. 8. P. 796–806. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2011.03.012

Pavăl D. A dopamine hypothesis of autism spectrum disorder // Developmental Neuroscience. 2017. Vol. 39, no. 5. P. 355–360. https://doi.org/10.1159/000478725

Penney A. M., Greenson J., Schwartz I. S., Estes A. M. “On-time autism intervention”: A diagnostic practice framework to accelerate access // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. P. 784580. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.784580

Randell E., Wright M., Milosevic S., Gillespie D., Brookes-Howell L., Busse-Morris M., Hastings R., Maboshe W., Williams-Thomas R., Mills L., Romeo R., Yaziji N., McKigney A. M., Ahuja A., Warren G., Glarou E., Delport S., McNamara R. Sensory integration therapy for children with autism and sensory processing difficulties: the SenITA RCT // Health Technology Assessment. 2022. Vol. 26, no. 29. https://doi.org/10.3310/TQGE0020

Saggers, B., Odier-Guedj, D., and Whelan, M.  Collaborative Partnerships in Action: Final Report. Brisbane: Autism CRC. 2022.

Sprenger L., Bühler E., Poustka L., Bach C., Heinzel-Gutenbrunner M., Kamp-Becker I., Bachmann C. Impact of ADHD symptoms on autism spectrum disorder symptom severity // Research in Developmental Disabilities. 2013. Vol. 34, no. 10. P. 3545–3552. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2013.07.028

Towle P. O., Patrick P. A., Ridgard T., Pham S., Marrus J. Is earlier better? The relationship between age when starting early intervention and outcomes for children with autism spectrum disorder: A selective review // Autism Research and Treatment. 2020. Vol. 2020. Art. ID 7605876. https://doi.org/10.1155/2020/7605876

Waizbard-Bartov E., Miller M. Does the severity of autism symptoms change over time? A review of the evidence, impacts, and gaps in current knowledge // Clinical Psychology Review. 2023. Vol. 99. P. 102230. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2022.102230

Zwaigenbaum L., Elsabbagh M., Thompson A. Pathways in ASD Study Team. Developmental trajectories of symptom severity and adaptive functioning in an inception cohort of preschool children with autism spectrum disorder. JAMA Psychiatry. 2015 Mar, 72 (3), 276–283. https://doi.org/ 10.1001/jamapsychiatry.2014.2463. PMID: 25629657

Информация об авторах

Пахомова Екатерина Андреевна, аспирант, инженер-исследователь, Факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: st096418@student.spbu.ru

Наследов Андрей Дмитриевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4687-3184, e-mail: andrey.nasledov@gmail.com

Ткачева Любовь Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9822-1914, e-mail: l.tkacheva@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 58
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 26
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4