Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма

1

Аннотация

Изучение возрастных особенностей расстройства аутистического спектра (РАС) имеет высокую значимость, поскольку помогает скорректировать симптомы, отягчающие функционирование ребенка. В данном исследовании рассматривается изменчивость симптоматики РАС у детей в возрасте 3–9 лет. Симптоматика группируется по характеристикам коммуникации, эмоциональных нарушений, сенсорной дезинтеграции, расторможенности/гиперактивности и общей выраженности симптомов РАС. Объем выборки составил 70 детей с официально диагностированным РАС и детей с другими формами ментальных нарушений, объединенных с 881 участником предыдущего исследования. Гипотезы предполагали специфический паттерн изменений в симптоматической структуре РАС, различия в возрастной динамике у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, а также различия в зависимости от лица, передающего информацию о симптомах РАС. Исследование реализовано с участием специалистов, на регулярной основе осуществляющих коррекционное вмешательство с участниками после установления диагноза. Помимо этого, оценка симптоматики параллельно проводилась и родителями участников с целью дальнейшего сравнения ответов исполнителей. Результаты указывают на уменьшение симптомов с возрастом у детей с аутизмом в таких доменах, как нарушения коммуникации, сенсорная дезинтеграция и общая выраженность симптомов РАС. У детей с другими нарушениями развития таких тенденций не обнаружено. Была выявлена тенденция к занижению выраженности аутистической симптоматики родителями. Полученные нами результаты подчеркивают важность рассмотрения взаимодействия возраста и аутистических симптомов для планирования коррекционного вмешательства. Более того, результаты подчеркивают важность партнерства родителя со специалистом как для более объективной оценки состояния ребенка, так и для более эффективной работы по формированию навыков и коррекции. Дальнейшие исследования могут углубить наше понимание вариабельности симптоматики и эффективности коррекционных подходов.

Общая информация

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушения развития, автоматическое распознавание, возрастные особенности, диагностика РАС

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.207

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) No 23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста»; https://www.rscf.ru/project/23-18-00155/

Для цитаты: Пахомова Е.А., Наследов А.Д., Ткачева Л.О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 2. С. 305–319. DOI: 10.21638/spbu16.2024.207

Информация об авторах

Пахомова Екатерина Андреевна, аспирант, инженер-исследователь, Факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: st096418@student.spbu.ru

Наследов Андрей Дмитриевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4687-3184, e-mail: andrey.nasledov@gmail.com

Ткачева Любовь Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9822-1914, e-mail: l.tkacheva@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1