Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2024. Том 14. № 2. С. 305–319
doi:10.21638/spbu16.2024.207
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма
Аннотация
Изучение возрастных особенностей расстройства аутистического спектра (РАС) имеет высокую значимость, поскольку помогает скорректировать симптомы, отягчающие функционирование ребенка. В данном исследовании рассматривается изменчивость симптоматики РАС у детей в возрасте 3–9 лет. Симптоматика группируется по характеристикам коммуникации, эмоциональных нарушений, сенсорной дезинтеграции, расторможенности/гиперактивности и общей выраженности симптомов РАС. Объем выборки составил 70 детей с официально диагностированным РАС и детей с другими формами ментальных нарушений, объединенных с 881 участником предыдущего исследования. Гипотезы предполагали специфический паттерн изменений в симптоматической структуре РАС, различия в возрастной динамике у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, а также различия в зависимости от лица, передающего информацию о симптомах РАС. Исследование реализовано с участием специалистов, на регулярной основе осуществляющих коррекционное вмешательство с участниками после установления диагноза. Помимо этого, оценка симптоматики параллельно проводилась и родителями участников с целью дальнейшего сравнения ответов исполнителей. Результаты указывают на уменьшение симптомов с возрастом у детей с аутизмом в таких доменах, как нарушения коммуникации, сенсорная дезинтеграция и общая выраженность симптомов РАС. У детей с другими нарушениями развития таких тенденций не обнаружено. Была выявлена тенденция к занижению выраженности аутистической симптоматики родителями. Полученные нами результаты подчеркивают важность рассмотрения взаимодействия возраста и аутистических симптомов для планирования коррекционного вмешательства. Более того, результаты подчеркивают важность партнерства родителя со специалистом как для более объективной оценки состояния ребенка, так и для более эффективной работы по формированию навыков и коррекции. Дальнейшие исследования могут углубить наше понимание вариабельности симптоматики и эффективности коррекционных подходов.
Общая информация
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушения развития, автоматическое распознавание, возрастные особенности, диагностика РАС
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.207
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) No 23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста»; https://www.rscf.ru/project/23-18-00155/
Для цитаты: Пахомова Е.А., Наследов А.Д., Ткачева Л.О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 2. С. 305–319. DOI: 10.21638/spbu16.2024.207
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1