Ценностные ориентации чеченцев и ингушей: источники и детерминанты

1391

Аннотация

Описывается кросскультурное исследование ценностных ориентаций двух российских этносов — чеченцев и ингушей и их изменений в зависимости от возраста и места проживания. Выборка состояла из 508 чеченцев и 478 ингушей, проживающих в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Обнаружено, что наивысшую значимость в ценностной структуре вайнахов имеют консерватизм, равноправие и гармония. У молодых чеченцев и ингушей возрастает значимость гедонизма и Иерархии. У вайнахов, проживающих в мегаполисе, возрастает значимость мастерства и интеллектуальной автономии. Делается вывод, что ценностная структура чеченцев и ингушей детерминирована коллективизмом, принадлежностью к этносу, этническими традициями и обычаями, моральными нормами мусульманской этики и ценностями ислама, а также ценностями традиционной этноэтики.

Общая информация

Ключевые слова: этнокультурные ценности, ценностные ориентации, ценностная структура, мотивация поведения, этноэтика

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Павлова О.С. Ценностные ориентации чеченцев и ингушей: источники и детерминанты // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 2. С. 78–87.

Полный текст

 

Этноценностные ориентации являются системообразующей основой всех ценностей этнофоров. Они активно детерминируют развитие этноса, отражаются во всех сферах жизни людей. Ценности этноса, выражая общественные идеалы, лежат в основе поведения человека и являются ядром его личности, источниками ее мотивации.

Изучению ценностей и ценностных ориентаций в психологии посвящено огромное количество исследований. Измерение ценностей началось с работ К. Клакхон и Ф. Стродбека [20], развивалось в исследованиях М. Рокича, подход которого определил основные тенденции изучения ценностей на индивидуальном уровне. Так, Рокичу принадлежит понимание ценностей как руководящих принципов жизни человека [21]. Исследования «культурных синдромов» Г. Триандисом [16], измерения культур Г. Хофстедом [9; 10], создание базы данных ценностей Р. Инглхар- том [9; 10], «социальные аксиомы» М. Бонда и К. Ле­унга [9; 10] — вот неполный перечень основных подходов к изучению ценностей культуры и их влияния на различные сферы жизни людей.

Одним из самых масштабных подходов к изучению ценностных ориентаций культуры является подход Ш. Шварца, в русле которого проводится множество исследований в различных странах мира. Изучая культурные ценности группового уровня, Шварц объединил их вдоль биполярных осей: «консерватизм (принадлежность) — автономия»; «иерархия — равноправие»; «мастерство — гармония» [7; 9; 10]. Приверженность к тому или иному полюсу характеризует особенности культуры, ее ориентации и детерминирует экономическое развитие.

С точки зрения Шварца, ценностная структура характеризуется относительной стабильностью [10]. Тем не менее изменения, стремительно происходящие в современном мире, отражаются и в ценностной структуре обществ.

В России проблема ценностей изучалась и изучается с позиций разных наук философами, психологами, политологами, культурологами, социологами. Конец XX — начало XXI в. охарактеризовались повышением интереса к различным аспектам ценностной структуры россиян. Исследования, выполненные в рамках подхода Ш. Шварца, позволяют установить связь между ценностными ориентациями и различными сторонами жизни общества и людей, к нему принадлежащих. Так, в работах, выполненных под руководством Н.М. Лебедевой [10], исследуется динамика базовых ценностей россиян и ее влияние на экономические и политические установки. Анализу взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к де­виантному поведению посвящены исследования В.В. Гриценко и Т.Н. Смотровой [3]. О.Б. Крушель- ницкая и Е.Х. Фам [8] рассматривают связь ценностных ориентаций и восприятия искусства. Изучению взаимосвязи между ценностными мотивационными типами, по Ш. Шварцу, и этнонациональными установками посвящена работа О.Е. Хухлаева и др. [19].

Система этнокультурных ценностей, ее структура связаны с исторической судьбой народа и формируются в процессе коллективной жизнедеятельности этноса. Специфика ценностных ориентаций народов Северного Кавказа, ее источники и проявления привлекают внимание разных ученых. Исследователи отмечают колоссальный нравственный потенциал традиционных северокавказских ценностей. Актуальность изучения структуры ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа связана с необходимостью ответить на сложные вопросы, каким образом традиционные этнокультурные ценности определяют нынешнее развитие культур Северного Кавказа, и в какой степени они подлежат трансформации под влиянием глобализационных процессов; что происходит с традиционными ценностями тогда, когда этнофоры переезжают в крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург; как влияют традиционные ценности на мотивацию поведения этнофоров; чем отличаются ценностные ориентации молодежи и лиц старшего поколения, принадлежащих к одному этносу; как связаны ценностные ориентации с экономическим и психологическим статусом этносов.

Настоящее исследование посвящено кросскуль- турному изучению этноценностных ориентаций, де­терминирующих социотипическое поведение чеченцев и ингушей[1] [2]. С учетом мнения различных ученых, обращающих свой взор к изучению этнокультурной специфики вайнахов [1; 2; 4; 5; 6; 11; 13; 15; 17; 18], в основу нашего исследования положена гипотеза, что основными системообразующими источниками эт- ноценностных ориентаций современных вайнахских обществ являются:

1.    Ценности принадлежности к этносу.

2.    Ценности поддержания традиций и обычаев.

3.    Ценности ислама и моральные нормы мусульманской этики.

4.    Ценности коллективизма.

5.    Ценности этноэтики, закрепленные в моральных кодексах этносов.

Эмпирическое исследование этноценностных ориентаций чеченцев и ингушей проводится нами с 2007 г. Всего в исследовании приняли участие 508 чеченцев и 478 ингушей, проживающих на Родине (в Чеченской Республике — 380 респондентов, в Республике Ингушетия — 366 респондентов) и тех, кто проживает в Москве и Санкт-Петербурге (128 чеченцев и 112 ингушей). Возрастной состав выборки был представлен двумя группами респондентов: респонденты от 18 до 25 лет — 311 чеченцев, 296 ингушей; респонденты возрастной группы после 25 лет — 197 чеченцев, 182 ингуша. Для изучения этноценност- ных ориентаций использовались: методика ранжирования системы ценностей [12], методика «Показатели индивидуализма — коллективизма» [12], тест «Кто Я?» [12], неоконченные предложения (авторский вариант), этнопсихологический опросник (авторский вариант), методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности [14], методика «Этническая аффилиация» [13], «Культурно-ценностный дифференциал» [13].

Авторский этнопсихологический опросник включал в себя вопросы, связанные с определением респондентами основных этноинтегрирующих и этно­дифференцирующих признаков, социальной дистанции в отношении различных этносов, а также специфики культуры, традиций, этики своего народа.

В методике «Неоконченные предложения» респондентам было предложено продолжить предложения:

•    Быть представителем своего народа для меня это значит...

•          Как большинство представителей своего народа, я.

•    В отличие от большинства представителей моего народа, я.

•    Самое главное для представителей моего народа — это.

•          Быть настоящим чеченцем/ингушом это значит.

•          Быть настоящей чеченкой/ингушкой это значит.

•          Быть настоящим мусульманином это значит.

•          В воспитании детей самое главное.

Распределение ответов было получено с помощью статистического пакета SPSS for Windows 18.0.

Рамки данной статьи не позволяют остановиться на всех результатах исследования. Остановимся лишь на тех, которые связаны с обозначенными в

данной статье задачами.

Эмпирическим путем были выявлены наиболее и наименее предпочитаемые ценности чеченцев и ингушей (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее предпочитаемые ценности чеченцев и ингушей2

Чеченцы

Ингуши

Защита семьи

5,68

Защита семьи

5,66

Уважение родителей

5,54

Уважение родителей

5,55

Мир на Земле

5,46

Национальная безопасность

5,43

Уважение традиций

5,44

Мир на Земле

5,42

Национальная безопасность

5,44

Уважение традиций

5,40

Настоящая дружба

5,26

Социальная справедливость

5,39

Честность

5,19

Настоящая дружба

5,32

Самоуважение

5,11

Благочестие

5,28

Вежливость

5,10

Вежливость

5,28

Социальная справедливость

5,10

Верность

5,24

 

Анализ табл. 1 показывает, что в первой десятке наиболее предпочитаемых оказались ценности, отнесенные Шварцем к блоку консерватизма (принадлежности). Список их оказался практически одинаковым для обеих групп наших респондентов. Несовпадение выявилось только в двух ценностях: для чеченцев это честность и самоуважение, а для ингушей — благочестие и верность. Надо отметить, что такие ценности, как самоуважение и честность, у ингушей тоже оказались в числе наиболее предпочитаемых (соответственно на
11-м и 13-м местах). А вошедшие в первую десятку ценностной структуры ингушей такие ценности, как благочестие и верность, оказались в числе значимых ценностей и для чеченцев, заняв соответственно 11-е и 12-е места в структурной иерархии ценностей.

Первая пятерка наиболее предпочитаемых ценностей одинакова для обеих групп респондентов. В нее вошли такие важнейшие ценности традиционной коллективистической культуры, как защита семьи, уважение родителей, уважение традиций и национальная безопасность. Здесь же и такая важная для всех представителей Северного Кавказа ценность безопасности, как мир на Земле.

Для нас было важно понять, насколько отличаются ценностные предпочтения чеченцев и ингушей, проживающих на своей Родине, и в обеих столицах — Москве и Санкт-Петербурге (табл. 2).

Анализ табл. 2 показывает, что в зависимости от места проживания происходят изменения в составе предпочитаемых ценностей. Заметно, что ценностная иерархия утратила свою гомогенность, как это было видно в табл. 1. Из первой пятерки ценностей у ингушей, проживающих в столицах, ушла ценность национальной безопасности (она оказалась на 13-м месте). Объяснить это возможно тем, что мотив переезда в Москву для ингушей не был напрямую связан с ситуацией военного конфликта (этот мотив более характерен для чеченцев). При этом в первую десятку передвигается ценность здоровья.

В первой десятке ценностных предпочтений чеченцев, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, оказались такие ценности, как смысл жизни и духовная жизнь, что свидетельствует об усилении значения духовных ценностей. Социальная справедливость не вошла в двадцатку ценностей, предпочитаемых чеченцами, жителями столиц, что говорит об уменьшении значимости ценностей равноправия.

Изменения ценностной структуры в зависимости от возраста респондентов мы проследили, сравнив ответы респондентов двух возрастных групп — до 25 лет и после 25 лет (табл. 3).

Анализ табл. 3 обнаружил большую схожесть возрастных предпочтений респондентов, а не этнических. Так, у молодого поколения обеих групп респондентов в первой десятке ценностей оказалась настоящая дружба и вежливость, а у лиц старше 25 лет — здоровье и благочестие (оговоримся, что у молодых ингушей благочестие замыкает первую десятку ценностей, тогда как у лиц более старшего возраста находится на 5-м месте, причем и у чеченцев, и у ингушей).

Таблица 2

Наиболее предпочитаемые ценности респондентов в зависимости от места проживания

Чеченцы

Ингуши

Родина

 

Москва, Санкт-Петербург

 

Родина

 

Москва, Санкт-Петербург

 

Защита семьи

5,58

Защита семьи

6,29

Защита семьи

5,68

Защита семьи

5,53

Уважение родителей

5,47

Уважение родителей

6,00

Уважение родителей

5,61

Уважение родителей

5,23

Мир на Земле

5,43

Национальная безопасность

5,97

Национальная безопасность

5,55

Самоуважение

5,08

Уважение традиций

5,40

Настоящая дружба

5,94

Мир на Земле

5,49

Благочестие

5,08

Национальная безопасность

5,35

Честность

5,89

Социальная справедливость

5,49

Мир на Земле

5,05

Социальная справедливость

5,16

Смысл жизни

5,74

Уважение традиций

5,48

Ответственность

4,98

Настоящая дружба

5,16

Уважение традиций

5,74

Настоящая дружба

5,42

Уважение традиций

4,95

Честность

5,07

Мир на Земле

5,66

Вежливость

5,37

Здоровье

4,90

Самоуважение

5,05

Духовная жизнь

5,63

Верность

5,35

Честность

4,90

Вежливость

5,04

Верность

5,63

Благочестие

5,32

Социальная справедливость

4,88

 

Таблица 3

Наиболее предпочитаемые ценности в зависимости от возраста

Чеченцы

Ингуши

до 25 лет

 

старше 25 лет

 

до 25 лет

 

старше 25 лет

 

Защита семьи

6,01

Защита семьи

4,47

Защита семьи

5,59

Защита семьи

5,95

Уважение родителей

5,90

Мир на Земле

4,27

Уважение родителей

5,50

Мир на Земле

5,80

Уважение традиций

5,86

Уважение родителей

4,24

Национальная безопасность

5,43

Уважение родителей

5,76

Мир на Земле

5,79

Национальная безопасность

4,18

Социальная справедливость

5,38

Уважение традиций

5,68

Национальная безопасность

5,78

Благочестие

4,09

Настоящая дружба

5,36

Благочестие

5,64

Настоящая дружба

5,64

Самоуважение

4,02

Мир на Земле

5,34

Здоровье

5,56

Честность

5,51

Честность

4,02

Уважение традиций

5,33

Ответственность

5,47

Социальная справедливость

5,44

Верность

3,98

Вежливость

5,27

Социальная справедливость

5,45

Вежливость

5,42

Здоровье

3,98

Верность

5,24

Честность

5,42

Смысл жизни

5,41

Чистоплотность

3,98

Благочестие

5,20

Национальная безопасность

5,41

Из первой десятки у чеченцев старше 25 лет ушли такие важные элементы ценностной структуры, как уважение традиций и социальная справедливость, передвинувшись на 12-е и 15-е места соответственно, уступив место здоровью и моральным качествам, которые так ценятся в чеченской культуре: благочестию, самоуважению, верности.

Важную роль традиций и обычаев в структуре ценностных ориентаций вайнахов демонстрирует анализ проведенного нами анкетирования. Для нашего исследования было важно ответить на вопрос, какие именно традиции и обычаи являются наиболее значимыми для чеченцев и ингушей. На вопрос «Перечислите традиции и обычаи Вашего народа, которые Вы считаете наиболее важными поддерживать в Вашей культуре» мы получили следующее.

Анализ табл. 4 и 5 показывает, что для вайнахов наивысшую значимость вне зависимости от места проживания и возраста имеют традиции, связанные с уважением старших. Уважение старшинства, «геронтократия», характерные для Северного Кавказа, являются базовой ценностью горских народов. «Советуйся даже с камнем, если он старше тебя», — гласит народная кавказская мудрость. Почтительность и уважение к старикам, беспрекословное подчинение их указаниям, авторитет отцовства, память предков — это целостная этическая система, на которой строится культура поведения вайнахов.

В числе наиболее важных назван нашими респондентами обычай гостеприимства. Гостеприимство — древнейший общественный институт, повлиявший на формирование менталитета народов Северного Кавказа, их поведение и образ мышления. Гостеприимство на протяжении столетий выполняло много функций: коммуникативную и регулирующую взаимоотношения как внутри одного, так и между различными этносами; информационную и интегрирующую, а также социально-контроли- рующую и правовую, способствовало передаче народных традиций и обычаев из поколения в поколение. Интересно, что по результатам нашего анкетирования, наименее значим этот обычай для чеченцев, живущих в Москве.

Как один из наиболее важных был назван свадебный обычай. Вне зависимости от места проживания вайнахи стремятся организовать свадебное торжество по традиционным и религиозным канонам. Свадьба — это красивейший обычай, содержащий в себе огромное количество значимых эпизодов. Кульминационным элементом свадьбы является ловзар (чеч. — игра, свадьба, потехи, забавы; инг. — игра, танцы, вечеринка), танцевально-игровая часть свадьбы. Примечательно, что в настоящее время ловзар является обязательным и достаточно продолжительным элементом чеченской свадьбы, тогда как ингушская свадьба может пройти совсем без этого танцевально-игрового элемента. При этом ингуши отметили ловзар как более значимый для себя, чем чеченцы, выражая, видимо, тем самым свое огорчение по уходящему обычаю.

Поддержание тесных родственных отношений значимо для чеченцев и ингушей, проживающих на Родине, а взаимопомощь и взаимовыручка — для проживающих в Москве.

Таблица 4

Наиболее важные традиции и обычаи для чеченцев и ингушей в зависимости от места проживания

 

Чеченцы

Ингуши

Родина

 

Москва, Санкт-Петербург

 

Родина

 

Москва, Санкт-Петербург

 

Традиции и обычаи

%

Традиции и обычаи

%

Традиции и обычаи

%

Традиции и обычаи

%

Уважение к старшим

45

Уважение к старшим

43

Уважение к старшим

33

Уважение к старшим

60

Гостеприимство

18

Все

29

Свадебные обычаи, ловзар

23

Гостеприимство

30

Религиозность, богобоязненность, Рамадан

10

Религиозность, богобоязненность, Рамадан

11

Все

13

Свадебные обычаи, ловзар

13

Все

6

Отношения между членами семьи

6

Гостеприимство

10

Взаимовыручка, взаимопомощь

13

Тесные родственные отношения

5

Соблюдение традиций, адатов

6

Религиозность, богобоязненность, Рамадан

9

Все

8

Свадебные обычаи, ловзар (танец)

5

Гостеприимство

6

Этика

6

Соблюдение традиций, адатов

8

Внешний вид

3

Свадебные обычаи, ловзар (танец)

6

Тесные родственные отношения

4

Скромность, умеренность в поведении

8

Место женщины в семье, уважение к женщине, к матери

3

Кровная месть

6

Праздники (Ураза-байрам, Курбан-байрам)

3

Кровная месть

8

Соблюдение традиций, адатов

3

Взаимовыручка, взаимопомощь

6

Эздел

3

Место женщины в семье, уважение к женщине, к матери

8

Среди наиболее значимых московские вайнахи назвали также легендарный обычай — кровную месть. Обычай кровной мести являлся на протяжении многих веков регулятором взаимоотношений в кавказском обществе [4]. Подтверждением реальной значимости обычая являются усилия, которые прилагаются в последнее время руководством, духовенством и старейшинами Чеченской Республики и Республики Ингушетия для примирения кровников.

На третьем месте у чеченцев, вне зависимости от места их проживания, среди предпочитаемых обычаев и традиций оказались религиозность, богобоязненность, соблюдение поста в месяц рама­дан. Действительно, соблюдение предписаний, диктуемых исламом, не является частным делом отдельного человека, это общественная добродетель. Так, при сватовстве, описывая достоинства жениха, чеченцы говорят: «Ламаз — марха долуш ву» — «делает намаз и держит пост» (чеч.), подчеркивая тем самым, что жених — человек с иманом («вера», араб.), т. е. для него значима духовная жизнь, и он без вредных привычек. Интересно, что у ингушей этот ответ встретился на 5-м месте на Родине и не попал в десятку наиболее важных в столицах. При этом столичные ингуши указали в списке значимых ценностей скромность и умеренность в поведении.

Требуют пояснения отмеченные ингушами среди традиций и обычаев такие понятия, как этика и эз- дел. В основе духовно-нравственной культуры ингушей лежит вырабатывавшаяся веками система морально-этических ценностей, регулирующих механизм взаимодействия межличностных отношений членов общества, отношений «индивидуум — общество», «общество — индивидуум». Центральным понятием комплекса традиционных норм этики ингушей является эздел (инг.) — сдержанность, благородство, воспитанность, уважение к окружающим.

Анализируя особенности традиционных предпочтений вайнахов в зависимости от возраста, хочется обратить внимание на то, что чеченцы старшей возрастной группы включили в список наиболее значимых такую традицию, как соблюдение требований к внешнему виду. Стоит отметить, что руководство Чеченской республики придает огромное значение внешнему виду и соблюдению традиций в одежде чеченцами: одежда не должна быть вычурной, вульгарной, слишком яркой; должна соответствовать возрасту и нормам чеченской и исламской этики. Так, ношение национальной одежды по пятницам вменяется в обязанности всем чеченцам, посещающим какие-либо официальные учреждения (начиная с посещения дошкольных образовательных учреждений детьми). И в остальные дни требования к внешнему виду, особенно для женщин, очень строгие.

Обратимся к анализу наименее предпочитаемых ценностей для чеченцев и ингушей, отраженных в табл. 6—8.

При анализе наименее предпочитаемых ценностей нами была выявлена схожесть ценностей, которые чеченцы и ингуши поставили в конец списка: сюда вошли ценности гедонизма: наслаждение жизнью, удовольствие, разнообразие жизни, потакание себе, а также ценности иерархии: влияние, власть. Интересно, что на одном из последних мест расположилась такая, казалось бы, важная ценность вайнахской культуры, как отвага.

Таблица 5

Наиболее важные традиции и обычаи для чеченцев и ингушей в зависимости от возраста респондентов

Чеченцы

Ингуши

до 25 лет

 

старше 25 лет

 

до 25 лет

 

старше 25 лет

 

Традиции и обычаи

%

Традиции и обычаи

%

Традиции и обычаи

%

Традиции и обычаи

%

Уважение к старшим

45

Уважение к старшим

46

Уважение к старшим

38

Уважение к старшим

36

Гостеприимство

17

Религиозность, богобоязненность, Рамадан

15

Свадебные обычаи, ловзар

21

Свадебные обычаи, ловзар

22

Все

11

Гостеприимство

13

Все

12

Гостеприимство

20

Религиозность, богобоязненность, Рамадан

9

Внешний вид

9

Гостеприимство

11

Все

11

Тесные родственные отношения

5

Свадебные обычаи, ловзар

7

Религиозность, богобоязненность, Рамадан

10

Взаимовыручка, взаимопомощь

11

Свадебные обычаи, ловзар

5

Тесные родственные отношения

6

Этика

6

Отношения между членами семьи

7

Соблюдение традиций, адатов

4

Праздники (Ураза-байрам, Курбан-байрам)

6

Тесные родственные отношения

5

Солидарность, сплоченность

7

Взаимовыручка, взаимопомощь

3

Взаимовыручка, взаимопомощь

5

Праздники (Ураза-байрам, Курбан-байрам)

3

Соблюдение традиций, адатов

4

Место женщины в семье, уважение к женщине, к матери

3

Знание языка, традиций, этики

5

Эздел

3

Скромность, умеренность в поведении

4

Кровная месть

2

Место женщины в семье, уважение к женщине, к матери

5

Скромность, умеренность в поведении

2

Кровная месть

4

 

Таблица 6

Наименее предпочитаемые ценности чеченцев и ингушей

 

Чеченцы

Ингуши

Власть

1,15

Власть

1,41

Влияние

2,30

Влияние

2,97

Отвага

2,79

Удовольствие

3,00

Потакание себе

2,98

Отвага

3,02

Разнообразие жизни

3,02

Потакание себе

3,03

Умеренность

3,02

Авторитетность

3,27

Удовольствие

3,04

Разнообразие жизни

3,40

Наслаждение жизнью

3,22

Наслаждение жизнью

3,41

Авторитетность

3,32

Единство с природой

3,44

Скромность

3,51

Умеренность

3,80

Первая десятка оказалась у вайнахов абсолютно идентичной, разница лишь в том, что у чеченцев в нее вошла скромность (для ингушей эта ценность более значима и находится на 18-м месте с конца списка), а у ингушей — единство с природой (у чеченцев на 11-м месте).

Анализ табл. 7 показывает, что общими для всех групп респондентов (вне зависимости от места их проживания) в числе наименее значимых оказались такие ценности, как власть и влияние, и разнообразие жизни. По всем остальным ценностям существуют серьезные различия. Так, для чеченцев, проживающих в столицах, отвага более значима, чем для всех остальных (она не вошла в десятку наименее предпочитаемых ценностей столичных чеченцев). При этом столичные чеченцы оказались более гедонистичными и властолюбивыми, чем все остальные: список наименее предпочитаемых ценностей покинули потакание себе и удовольствие, а также авторитетность. Они же продемонстрировали низкую ценность любознательности и творчества, а также мира прекрасного. Незначимыми оказались для них и такие ценности гармонии, как единство с природой и защита окружающей среды.

Молодые чеченцы в числе наименее значимых назвали такую ценность консерватизма, как умеренность и ценность иерархии скромность. Для чеченцев старшего возраста наименее значимы интересная жизнь и уединение.

У всех респондентов-ингушей среди незначимых оказалась ценность единства с природой, а у молодых ингушей — ценность зрелой любви.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1.      Ценностная структура чеченцев и ингушей схожа. В числе наиболее важных отмечаются ценности консерватизма, коллективизма, традиционализма.

2.      Ценностная структура носит относительно устойчивый характер. Однако существует разница в зависимости от возраста и места проживания респондентов.

3.      Тенденция к возрастанию значимости ценностей гедонизма и иерархии характерна для респондентов в возрасте до 25 лет.

4.      У вайнахов, проживающих в столицах, снижается ценность национальной безопасности (для столичных ингушей) и повышается значимость духовных ценностей (для столичных чеченцев).

Таблица 7

Наименее предпочитаемые ценности респондентов в зависимости от места проживания

Чеченцы

Ингуши

Родина

 

Москва, Санкт-Петербург

 

Родина

 

Москва, Санкт-Петербург

 

Власть

1,17

Власть

0,97

Власть

1,44

Власть

1,28

Влияние

2,34

Влияние

2,02

Отвага

3,03

Потакание себе

1,51

Отвага

2,58

Защита окружающей среды

2,11

Удовольствие

3,12

Влияние

2,10

Потакание себе

2,88

Скромность

2,45

Влияние

3,14

Удовольствие

2,38

Удовольствие

2,95

Мир прекрасного

2,54

Потакание себе

3,31

Единство с природой

2,79

Умеренность

3,05

Единство с природой

2,68

Авторитетность

3,34

Наслаждение жизнью

2,82

Разнообразие жизни

3,06

Разнообразие жизни

2,71

Разнообразие жизни

3,48

Авторитетность

2,92

Наслаждение жизнью

3,12

Умеренность

2,82

Наслаждение жизнью

3,52

Отвага

2,95

Авторитетность

3,15

Любознательность

2,94

Единство с природой

3,57

Разнообразие жизни

3,00

Творчество

3,60

Творчество

3,02

Умеренность

3,79

Интересная жизнь

3,05

 

Таблица 8

Наименее предпочитаемые ценности в зависимости от возраста

Чеченцы

Ингуши

до 25 лет

 

старше 25 лет

 

до 25 лет

 

старше 25 лет

 

Власть

1,32

Власть

0,53

Власть

1,32

Власть

1,82

Влияние

2,55

Отвага

1,15

Отвага

2,94

Потакание себе

2,42

Умеренность

3,08

Влияние

1,40

Удовольствие

3,01

Влияние

2,69

Потакание себе

3,20

Удовольствие

1,70

Влияние

3,04

Удовольствие

2,93

Отвага

3,24

Авторитетность

1,80

Потакание себе

3,18

Отвага

3,36

Разнообразие жизни

3,32

Разнообразие жизни

1,93

Авторитетность

3,23

Наслаждение жизнью

3,40

Удовольствие

3,41

Потакание себе

2,22

Разнообразие жизни

3,39

Разнообразие жизни

3,43

Наслаждение жизнью

3,42

Интересная жизнь

2,35

Наслаждение жизнью

3,41

Авторитетность

3,48

Скромность

3,73

Наслаждение жизнью

2,47

Единство с природой

3,42

Единство с природой

3,52

Авторитетность

3,74

Уединение

2,55

Зрелая любовь

3,61

Интересная жизнь

3,68

Согласно концепции Ш. Шварца, проведем сравнительный анализ блоков ценностей. Распределение ценностей по блокам обнаружило следующие результаты (табл. 9).

Таблица 9

Средние значения по блокам культурных ценностей чеченцев и ингушей

 

 

Блоки ценностей

Чеченцы

Ингуши

Значимость(р)

Консерватизм (принадлежность)

4,76

4,92

0,773

Иерархия

3,01

3,30

0,082

Гармония

4,29

4,41

0,966

Равноправие

4,82

4,91

0,338

Интеллектуальная автономия

3,85

4,07

0,367

Аффективная автономия

3,20

3,35

0,317

Овладение (мастерство)

3,95

4,18

0,306

Анализ средних значений по блокам ценностей показал приоритет таких ценностных блоков, как консерватизм (социальный порядок, уважение старших, уважение традиций, безопасность семьи, самодисциплина, вежливость, национальная безопасность, взаи- моуслужливость, сохранение своего публичного образа, обязательность, благочестие, чистоплотность), равноправие (равенство, социальная справедливость, верность, честность, полезность, ответственность) и гармония (мир на Земле, мир прекрасного, защита окружающей среды) для обеих групп респондентов (различия не значимы). Анализ продемонстрировал схожесть структуры блоков ценностей вайнахов, но большую значимость равноправия для ингушей, а для чеченцев — консерватизма.

О равноправии стоит сказать отдельно. Чаще всего коллективистические культуры характеризуются высокой значимостью иерархии (это свойственно, в частности, коллективистическим культурам Востока: конфуцианским культурам и культурам Южной Азии) [10]. А высокая ценность равноправия отличает демократические европейские культуры. Непохожесть вайнахских культур на другие традиционные коллективистические культуры объясняется с исторической точки зрения: ценность равноправия всегда была одной из значимых ценностей чеченцев и ингушей. Исторически вайнахское общество не делилось на сословия и классы, строй был преимущественно родоплеменной с отдельными зачатками государственности, ведущее место в котором отводилось (и отводится до сих пор!) родовой общине — тейпу3.

Таким образом, вайнахские культуры, согласно подходу Ш. Шварца, расположились на полюсах консерватизма, равноправия и гармонии. Это означает, что они характеризуются сильной групповой солидарностью, коллективистическими паттернами поведения, тесными групповыми связями и необходимостью заботиться друг о друге, а также принятием существующего мира таким, какой он есть, отсутствием желания его изменять и совершенствовать. Кроме того, акцент на этих полюсах говорит о том, что в вайнахских обществах затруднено развитие индивидуальности, стремление к самосовершенствованию; сильная зависимость людей друг от друга и непринятие неравных ролевых обязательств.

Пользуясь данными анализа, представленными в исследованиях Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [10], можно проследить взаимосвязь между значимостью ценностей на культурном уровне и установками на экономическое развитие и уровень психологического благополучия личности.

Высокая значимость ценностей консерватизма способствует установкам на экономический патернализм, одобрение политического авторитаризма; позитивному отношению к действующим политикам. При этом ценности консерватизма не способствуют психологическому благополучию и высокому субъективному экономическому статусу.

Высокая значимость ценностей равноправия свидетельствует о высоком общем уровне доверия, установке на экономический патернализм, ориентировке на социальное равенство, негативное отношение к дискриминации и не способствует позитивному отношению к культурному многообразию и долгосрочному планированию своей жизни.

Высокая значимость ценности гармония способствует установке на экономический патернализм, высокому уровню доверия, ориентации на социальное равенство и не способствует оптимистичному прогнозу своего материального положения и позитивному отношению к действующим политикам.

Далее мы проанализировали, как зависит значимость ценностей от места проживания респондентов (табл. 10).

Анализ показал, что структура блоков ценностей зависит от места проживания респондентов: ранги блоков ценностей ингушей и чеченцев, проживающих на Родине и в столицах, не совпадают практически полностью (см. табл. 10), тогда как в структуре ценностей чеченцев и ингушей, проживающих на Родине, не совпадает только порядок 1-й и 2-й ценности: консерватизм и равноправие (на первом месте консерватизм у ингушей, равноправие — у чеченцев).

Сравнение средних значений по блокам ценностей в зависимости от места проживания показало наличие достоверных различий: для ингушей, проживающих на Родине, характерна более высокая значимость иерархии (власть, благосостояние, авторитетность, скромность) и аффективной автономии (удовольствие, интересная жизнь, разнообразие жизни, наслаждение жизнью, потакание себе) по сравнению с ингушами, проживающи-

 5.   Тейп (тейпа) — род, фамилия; фамильная община (инг.); группа населения, имеющая общую территориальную, языковую, родовую принадлежность (чеч.).

Таблица 1 0

Средние значения по блокам культурных ценностей чеченцев и ингушей в зависимости от места их проживания

 

Блоки ценностей

Место проживания

Чеченцы

Ингуши

Родина

Москва, Санкт- Петербург

Родина

Москва, Санкт- Петербург

Принадлежность (консерватизм)

4,71

5,00

4,99

4,55

Иерархия

2,99

3,14

3,40***

2,82***

Гармония

4,45*

3,25*

4,53

3,81

Равноправие

4,80

4,98

4,96

4,69

Интеллектуальная автономия

3,85

3,84

4,10

3,93

Аффективная автономия

3,14

3,58

3,51**

2,53**

Овладение (мастерство)

3,86***

4,51***

4,23

3,92

Примечание: * — различия достоверны на уровне 0,001; ** — различия достоверны на уровне 0,01; *** — различия достоверны на уровне 0,05.

ми в Москве. У столичных чеченцев растет значимость мастерства (социальное признание, независимость, честолюбие, отвага, влияние, выбор собственных целей, умелость, достижение успеха), а у проживающих на Родине — гармония, что свидетельствует о том, что при попадании в столичную среду у чеченцев развиваются тенденции к активному самоутверждению, направленному на изменение окружающей среды. А высокие показатели по консерватизму в сочетании с мастерством говорят о том, что самоутверждение связано с достижением, прежде всего, групповых целей. Ранжирование показало, что на третье место у московских ингушей выдвигается блок ценностей интеллектуальная автономия (свобода, творчество, широта взглядов, любознательность), что говорит о развитии уникальности и отличительнос­ти в интеллектуальной сфере.

Таким образом, можно говорить о том, что проживание в крупных индустриальных городах способствует нарастанию тенденций к повышению значимости мастерства и интеллектуальной автономии вайнахов в сочетании с неизменно высокой значимостью принадлежности.

Сравнительный анализ средних значений по блокам ценностей в зависимости от возраста показал, что нет значимых различий в группе ингушей, а среди чеченцев различия значимы по всем блокам ценностей. Средние баллы, которые получили блоки ценностей у молодых чеченцев, значительно выше аналогичных у лиц старше 25 лет, что свидетельствует о желании чеченской молодежи дать максимальную оценку всему, что подвергалось нашему анализу.

В целом же можно сказать, что тенденции изменения значимости ценностей в зависимости от возраста респондентов незначительны; в большей степени ценностные ориентации изменяются с переменой места проживания респондентов, что говорит о средовой, а не возрастной детерминированности ценностной структуры вайнахов.

Для того чтобы определить, в какие блоки группируются ценности самостоятельно в сознании вайнахов, мы провели факторный анализ ценностей респондентов по методу главных компонентов путем вращения корреляционной матрицы по типу varimax. У нас выделилось 7 факторов, описывающих в общей сложности 71,44 % дисперсии.

1.    В первый, очень мощный фактор (вес 16,1; дисперсия 28,3 %) вошли такие ценности, как чистоплотность, уважение родителей, верность, честность, достижение успеха, благочестие, обязательность, ответственность, честолюбие, сохранение публичного образа, выбор собственных целей, здоровье, полезность, интеллект, умение прощать, умелость, широта взглядов, довольство своим местом в жизни, защита окружающей среды, любознательность, независимость, скромность4, умеренность, взаимоуслужливость, вежливость, самодисциплина. Эти ценности отождествляют набор высоких морально-этических идеалов, характерных для традиционной вайнахской культуры и тесно связанных в сознании чеченцев и ингушей с моральными ценностями ислама. Именно эти ценности закреплены в морально-этических кодексах чеченцев «Нохчалла» (чеч.) и ингушей «ПалгТай эздел» (инг.). Основные принципы этих кодексов: сдержанность, благородство, воспитанность, уважение к окружающим, милосердие, правдивость, стыд, соревновательность, совесть, духовно-нравственная чистота, верность, человечность, терпение. Центральными поня-

Таблица 11

Средние значения по блокам культурных ценностей чеченцев и ингушей в зависимости от возраста

 

Блоки ценностей

Возрастная группа

Чеченцы

Ингуши

до 25 лет

Ранг

старше 25 лет

Ранг

до 25 лет

Ранг

старше 25 лет

Ранг

Принадлежность (консерватизм)

5,02***

2

3,79***

1

4,88

1

5,08

2

Иерархия

3,27*

7

2,10*

7

3,30

7

3,34

6

Гармония

4,52***

3

3,45***

3

4,37

3

4,61

3

Равноправие

5,13**

1

3,70**

2

4,86

2

5,16

1

Интеллектуальная автономия

4,13**

5

2,85**

5

4,00

5

4,38

5

Аффективная автономия

3,48*

6

2,17*

6

3,39

6

3,15

7

Овладение (мастерство)

4,25*

4

2,86*

4

4,13

4

4,41

4

Примечание то же, что и к табл. 10.

4 Здесь и далее полужирным шрифтом выделены ценности, вошедшие одновременно в несколько блоков.

тиями моральных кодексов вайнахов являются благородство эхь-эздел (инг.) и этика, культура общения и поведения эхь-оьздангала (чеч.). Поэтому мы и назвали этот блок «Благовоспитанность». Значимость этого ценностного блока обусловливается значимостью принадлежности, так как благовоспитанность необходима для достижения достойного статуса в вайнах- ском обществе и поддержания положительного общественного мнения.

2.    Второй фактор, тоже очень мощный (вес 12,6, дисперсия 22,2 %), собрал в себе такие ценности, как мир на Земле, уважение традиций, защита семьи, национальная безопасность, настоящие друзья, вежливость, самоуважение, социальное признание, социальная справедливость, смысл жизни, социальная стабильность, мудрость, взаимоуслужливость, принадлежность, благосостояние, мир прекрасного, самодисциплина, свобода, духовная жизнь, интересная жизнь, гармония, творчество, равенство, уединение, зрелая любовь, единство с природой. Данные ценности отражают потребность в стабильности жизни и защищенности, социальном признании и гармонии, равенстве и духовных ценностях. Это блок «Безопасность + Традиция».

Оставшиеся факторы сильно отличаются от первых двух по своему весу: они совсем малозначимы для наших респондентов.

3.    Третий фактор (вес 2,9, дисперсия 5,93 %) включил такие ценности, как власть, удовольствие, наслаждение жизнью, интересная жизнь, авторитет, благосостояние, потакание себе. Эти ценности отражают потребность в доминировании и поиске удовольствий, а также в материальном благополучии. Интересно, что в представлении вайнахов материальное благополучие соединяется с ценностями гедонизма. Поэтому данный блок — «Гедонизм».

4.    Четвертый фактор (вес 2,4, дисперсия 4,2 %) включил такие ценности, как духовная жизнь, равенство, гармония, свобода. Интересно, что выделившись самостоятельно, он скрепил все ценности, которые уже входили в другие блоки. Он отражает потребность в равенстве и свободе. Это блок «Самостоятельность».

5.    Пятый фактор (вес 2,3, дисперсия 4,0 %) включил такие ценности как творчество, единство с природой. Этот блок получил название «Творчество».

6.    Шестой фактор (вес 2,3, дисперсия 4,0 %) включил такие ценности как отвага, разнообразие жизни, авторитет. Он означает потребность в само-

7. Седьмой фактор (вес 1,64, дисперсия 2,9 %) включил такие ценности, как умеренность, скромность, мир прекрасного, защита окружающей среды. Этот блок отражает потребность в непритязательности и гармонии с окружающим миром и поэтому получил название «Гармония».

Таким образом, самостоятельная группировка блоков ценностей в сознании наших респондентов подтвердила высокую значимость для вайнахов ценностей принадлежности, безопасности и традиции в сочетании с ценностью благовоспитанности.

Выводы

1.    Ценностная структура чеченцев и ингушей детерминирована источниками: коллективизм, принадлежность к этносу, этнические традиции и обычаи, моральные нормы мусульманской этики и ценности ислама, ценности этноэтики.

2.    Ценностная структура вайнахов характеризуется значимостью ценностных блоков «Консерватизм», «Равноправие» и «Гармония».

3.    Значимость блоков ценностей в структуре ценностной иерархии зависит от места проживания респондентов: проживание вайнахов в крупных индустриальных городах способствует нарастанию тенденций к повышению значимости мастерства и интеллектуальной автономии в сочетании с неизменно высокой значимостью принадлежности.

4.    Ранжирование блоков ценностей показало, что ценностная структура вайнахов в целом не зависит от возраста, хотя по отдельным ценностям существует тенденция к возрастанию значимости гедонизма и иерархии для респондентов в возрасте до 25 лет.

5.    Особую значимость в структуре вайнахских ценностей имеет благовоспитанность, основанная на морально-нравственных нормах ислама и этноэтики и регулирующая социотипическое поведение вайнахов.

6.    Современное вайнахское общество в значительной степени построено на традиционной ценностной системе, которая под влиянием глобализаци­онных процессов подвержена постепенной трансформации и модернизации, но не утрачивает своей психологической значимости, так как является основой сохранения этноса, основой его выживания.



[1] В дальнейшем для удобства мы будем называть эти родственные народы вайнахами, так как они принадлежат к нахской языковой группе и имеют много общего в своем историческом развитии, языках, культуре. Вайнахи (чеч., инг.) — дословно «наши люди». Термин введен З.К. Мальсаговым в 20-х гг. XX в. для обозначения чеченцев и ингушей.

[2] Полужирным шрифтом в табл. 1—3, 6—8 выделены ценности, не совпадающие у групп респондентов.

Литература

  1. Абадиев И.У. Эздел — формула земной и вечной жизни. Назрань, 2005.
  2. Анчабадзе Г.З. Вайнахи. Тбилиси, 2001.
  3. Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Ценностно-нормативные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество. Смоленск, 2008.
  4. Зязиков М.М. Традиционная культура ингушей: история и современность. Ростов н/Д., 2004.
  5. Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская республика и чеченцы: история и современность: Материалы всероссийской научной конференции. Москва, 19—20 апреля 2005 г. / Отв. ред. Х.И. Ибрагимов, В.А. Тишков. М., 2006.
  6. Исаев Э. Вайнахская этика. Электронная версия:
  7. http://www.chechnyatoday.com/content/view/4350/483/
  8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
  9. Крушельницкая О.Б., Фам Е.Х. Влияние ценностныхориентаций школьников на восприятие музыки // Психо_логическая наука и образование. 2009. № 5.
  10. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методы этнической и кросс-культурной психологии: Учебно-методическое пособие. М., 2011.
  11. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.
  12. Мальсагов Х.С-Г. Ингушский этикет. Назрань, 2005.
  13. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учеб. пособие. 2-е изд. СПб., 2007.
  14. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебпособие для студентов вузов. М., 2006.
  16. Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа: Сб. ст. и материалов о народной культуре. Саратов, 1997.
  17. Триандис Г.С. Культура и социальное поведение: Учеб. пособие / Пер. В.А. Соснин. М., 2010.
  18. Хасбулатова З.И. Вайнахский этикет. Традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в XIX — начале XX века // Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. ред. Х.В. Туркаев. М., 2006.
  19. Харсиева Л.М.-Т. Специфика ингушской культуры: Эстетические и духовно-нравственные основы романа И. Базоркина «Из тьмы веков». Ростов н/Д., 2010.
  20. Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К. и др. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) // Культурно_историческаяпсихология. 2011. № 4.
  21. Kluckhon C., Strodtbeck F.L. Variations in Value Orientations. Evanston, IL, 1961.
  22. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.

Информация об авторах

Павлова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550, e-mail: os_pavlova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3112
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1391
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1