Культурно-историческая психология
2012. Том 8. № 3. С. 110–117
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Психологический институт Российской академии образования: история и современность (к 100-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной)*
Общая информация
* Доклад В.В. Рубцова на торжественном заседании, посвященном 100-летию основания Психологического института им. Л.Г. Щукиной (печатается с сокращениями).
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: доклад
Для цитаты: Рубцов В.В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность (к 100-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной) // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 3. С. 110–117.
Полный текст
В этом году исполнилось 100 лет Психологическому институту — совершенно уникальному научному и образовательному учреждению, имеющему удивительную биографию и научную судьбу.
Столь значимый юбилей — это бесспорный исторический повод для подведения итогов, но прежде всего — возможность обозначить актуальные проблемы и наметить новые маршруты развития. Для этого следует вновь обратиться к истории создания и становления института, обогатив ее новыми данными, вспомнить его основателей, отдать должное всем тем, кто оставил след в его судьбе. Важно еще раз осмыслить пройденный институтом путь, поняв его итоги, выделить знаковые черты текущего момента и наметить перспективы дальнейшего развития московской психологической школы.
Рубеж XIX—XX вв. — время активного становления психологии как науки. В этот период создаются психологические лаборатории в Европе, Америке, в ряде городов России; возникают психологические общества, творят выдающиеся ученые, обратившиеся к психологической проблематике. В это же время создается и Психологический институт.
Организатором и первым директором института был выдающийся ученый Георгий Иванович Челпанов (15 апреля 2012 г. исполнилось 150 лет со дня его рождения). Он был убежден, что научное и практическое значение психологии так велико, что психология неизбежно оставит свое место в семье университетских наук и станет самостоятельной научной дисциплиной. Г.И. Челпанов, исключительный, по словам одного из его учеников, педагог и организатор, приехал в Москву из Киева в 1907 г. При Московском университете он организовал психологический семинарий, который стал популярным местом встреч и дискуссий для талантливых молодых ученых. По ходу дела возникла необходимость создать университетский институт психологии, который был нужен для организации самостоятельной научной работы студентов, для системного развития самой науки, для ее движения вперед.
За воплощение этой смелой идеи взялся известный меценат — московский купец С.И. Щукин (его сын был студентом Г.И. Челпанова). Сам С.И. Щукин был весьма неординарный человек — крупный предприниматель, путешественник, собиратель искусства (256 картин европейских художников из его коллекции сегодня являются гордостью российских музеев). Высоко оценив идею Г.И. Челпанова, в 1910 г. он пожертвовал около 200 тыс. руб. на строительство и оборудование института.
Задумав создание института, Г.И. Челпанов съездил в Европу и Америку, где осмотрел крупные университетские лаборатории. За основу своего института он взял первую в мире психологическую лабораторию В. Вундта в Лейпцигском университете, где когда-то стажировался сам. В 1911 г. трехэтажное здание на Моховой улице в Москве было построено. Удобные комнаты для учебных занятий и исследований, большая двухсветная аудитория на 300 мест, малая аудитория для практических занятий по экспериментальной психологии, специальные комнаты для оптических и акустических исследований, фотолаборатория, библиотека из четырех тыс. книг, в которую выписывалось 15 специальных психологических журналов — таково было детище Челпанова. Институт был оснащен самым современным оборудованием для проведения экспериментов: более 150 специальных приборов для изучения всех возможных ощущений и психических процессов, новейший проекционный аппарат, свои механическая и столярная мастерские для ремонта и изготовления экспериментального оборудования.
Уже 1 сентября 1912 г. в институте начались регулярные занятия: лекции, семинары, лабораторные работы. А через полтора года — 23 марта (5 апреля) 1914 г. — состоялось торжественное открытие института, у которого, таким образом, получалось два дня рождения: в 1912 г. (дата постройки) и в 1914 (дата официального открытия).
Революционные события 1917 г., гражданская война разрушили уже хорошо налаженное дело учебы и научных исследований в Психологическом институте. Внедрение марксистской методологии в психологическую науку сопровождалось постоянными реорганизациями института. Научная традиция Челпанова — эмпирическая психология, изучающая душу и сознание, была объявлена вредной наукой. Сам Г.И. Челпанов в 1923 г. был отстранен от руководства, а его единомышленники изгнаны из института. Директором института стал К.Н. Корнилов, и институт возглавил борьбу за марксистско-ленинскую психологию.
1920-е, 30-е, 40-е годы — это годы постоянной борьбы за «чистоту» советской науки, постоянного «выкорчевывания челпановщины», обвинений в отходе от марксизма в психологии, в отрыве от практических запросов советского общества. Боролись то с реактологией, то с рефлексологией, то с педологией и психотехникой, с идеализмом и субъективизмом, с буржуазными традициями в науке. Вместе с тем в институте продолжались фундаментальные научные исследования. Так, в это время в нем плодотворно трудились начинающие талантливые исследователи — Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн — основоположник физиологии движений, упорно работали и творили основатели московской психологической школы, будущие звезды советской психологии. Работать было трудно. Л.С. Выготский, например, в 1928 г. откровенно сетовал на то, что директором, обвиняющим его в идеализме, создана для работы в институте «в высшей степени трудная обстановка». Были среди сотрудников и те, кого арестовали, и те, кто погиб в заключении.
Во время Великой Отечественной войны практически все мужчины института ушли на фронт. Однако позже профессора были отозваны из армии для продолжения научной работы. Помимо теоретических разработок, связанных с военной психологией («Ум полководца» Б.М. Теплова, «Психология командования» Т.Г. Егорова, «Психология боя» Н.И. Жинкина), ученые института занимались конкретными прикладными вопросами. Изучались особенности восприятия в боевых условиях (ночное зрение, темновая адаптация), психологические основы формирования навыков военного дела, определялись условия восстановления движений после ранений, влияние мозговых травм на высшие психические функции.
В 1920-е годы институт был отделен от университета и подчинялся разнообразным органам управления наукой, а в 1944 г. передан в только что учрежденную Академию педагогических наук РСФСР и был ориентирован на прикладную проблематику среднего образования. Но уже через год Ученый совет института «забил» тревогу — обслуживание нужд школы, по мнению членов совета, не позволяло развивать психологию как науку, поэтому следовало усилить работы института в области общей психологии: «в работе каждого сотрудника должен быть обеспечен общепсихологический аспект» (так говорится в одном из протоколов заседаний Ученого совета).
С 1945 по 1973 г. директором института был А.А. Смирнов — выдающийся ученый и организатор науки. Его роль в сохранении и формировании института, в укреплении социального и научного статуса трудно переоценить, потому что времена для науки продолжали быть сложными: одна знаменитая павловская сессия 1950 г., инициировавшая «перестройку всей психологии в павловском направлении» — вовсе не радостное явление того времени. Но уже после 1953 г. стало легче, накал «научно-идеологических» баталий снизился.
В целом все прожитые 100 лет — это каждодневная, упорная, планомерная работа людей, посвятивших свою жизнь науке. Это любимая творческая работа, несмотря на все идеологические и финансовые бури, бушующие вокруг. Во все времена институт сохранял свое лицо, никогда не отказываясь от понимания своей ведущей роли — роли института, в котором приоритет имеют фундаментальные психологические исследования в их непрерывной связи с социальной практикой. Время доказало, что именно этот фундамент, прозорливо заложенный основателем института Г.И. Челпановым, позволил сохранить институт, укрепить его в качестве ведущего центра психологической науки и образования, собрать в своих стенах поистине цвет отечественной психологии: Г.И. Челпанов и В.М. Экземплярский, К.Н. Корнилов и Н.А. Рыбников, Н.И. Жинкин и С.Н. Беляева-Экземплярская, А.А. Смирнов и Б.М. Теплов, С.В. Кравков и П.А. Ше- варев, Н.Н. Волков и П.М. Якобсон, Н.Ф. Добрынин и П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн и Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев, М.В. Соколов и К.М. Гуревич, В.Д. Небылицын, Ф.Д. Горбов и Е.И. Бойко, М.И. Лисина и Л.И. Божович, А.В. Запорожец и Н.А. Менчинская, В.А. Крутец- кий и Д.А. Ошанин, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов — вот тот далеко не полный список выдающихся и дорогих Институту имен.
Сейчас, в полной мере осознавая историческую роль Психологического института, мы с гордостью говорим, что главным результатом его деятельности стало формирование и развитие ряда значительных психологических научных школ и направлений. Так, профессиональное сообщество сегодня признает, что именно с Психологическим институтом связано становление по крайней мере трех крупных отечественных научных школ:
• научная школа Г.И. Челпанова (интеграция общепсихологического и экспериментально-психологического знания в исследовании психики);
• научная школа Л.С. Выготского—А.Р. Лурии — А.Н. Леонтьева (культурно-исторический и деятельностный подходы к исследованию психики);
• научная школа Б.М. Теплова (систематическое исследование физиологических основ индивидуально-психологических различий (дифференциальная психофизиология)).
В развитие этих фундаментальных научных школ в институте оформился ряд крупных научных концепций и направлений, которые принесли мировую славу отечественной психологии:
• теория онтогенеза познавательных действий (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) и теория общения в раннем возрасте (М.И. Лисина);
• теоретико-экспериментальная модель общих и специальных способностей и одаренности и их природных задатков (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева) и теория произвольного запоминания (А.А. Смирнов);
• концепция развития одаренности (В.М. Экземплярский, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин) и теория развития личности в детском возрасте (Л.И. Божович);
• теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и теория деятельностного опосредствования развития личности и межличностных отношений (А.В. Петровский);
• теория детского развития в ходе обучения (Н.А. Менчинская) и концепция оперативного отражения (Д.А. Ошанин);
• трансцендентальная психология восприятия (А.И. Миракян) и концепция психологической регуляции деятельности (О.А. Конопкин);
• концепция социально-психологических нормативов (К.М. Гуревич) и теория общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн).
Находясь в структуре Российской академии образования, приоритетами в своей деятельности институт определяет фундаментальные и прикладные исследования современного детства: каков современный ребенок, чем обусловлены особенности его развития, какими средствами они обеспечиваются и как эффективно учить современного ребенка. В этом направлении изучаются природа индивидуально-психологических особенностей человека (С.Б. Малых) и дифференциально-психофизиологические основы общих и специальных способностей и одаренности (М.К. Кабардов); психическое развитие в раннем возрасте (С.В. Мещерякова), одаренность и творческие способности (Е.И. Щеб- ланова, Д.Б. Богоявленская); художественное развитие (А.А. Мелик-Пашаев); структура и динамика формирования позиции субъекта учения (Е.Д. Божович) и профессионально-личностное развитие человека (Л.М. Митина); социализация и социальная идентичность (Т.Д. Марцинковская) и знаковое опосредствование (Б.Д. Эльконин); психологические особенности нормального и нарушенного речевого общения (Н.Л. Карпова).
В Психологическом институте разрабатываются основы детской практической психологии и уникальное направление — преподавание психологии в школе (И.В. Дубровина), теория социально-генетической психологии (В.В. Рубцов), коммуникативно-деятельностная концепция построения школьного учебника (Г.Г. Граник), основы психогенетики (И.В. Равич-Щербо, С.Б. Малых, М.С. Егорова), дифференцированно-интеграционный подход (Н.И. Чуприкова), основы психодидактики и экопсихология развития (В.И. Панов), концепция личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская), дифференциальный подход к исследованию саморегуляции произвольной активности человека (В.И. Моросанова, А.К. Осницкий), нормативная концепция диагностики индивидуальности (М.К. Акимова), методологические основы психотерапии (Ф.Е. Василюк), стратегический подход в психотерапии (Н.В. Ки- сельникова).
Крупным вкладом в историю мировой психологии явилось зарождение и формирование в институте с конца 1930-х гг. новой области научного знания — истории отечественной психологии (Н.А. Рыбников, В.В. Кардашев, В.А. Артемов, М.В. Соколов, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, А.А. Никольская). Научный архив Психологического института продолжает эту традицию, обратившись к истории Московской психологической школы и активно вводя в научный обиход важные для современных историко-психологических исследований архивные источники. В этой связи следует сказать о замечательных и бессменных сотрудниках этого отдела Е.П. Гусевой, О.Е. Серовой, В.И. Козлове. Во многом благодаря их самоотверженному труду сохраняется историческая память Института, прежде всего — наследие научной школы Г.И. Челпанова.
Прикладные исследования современного Психологического института имеют целью разработку и внедрение моделей психологического обеспечения образовательного процесса на всех уровнях образования человека. К ним относятся образовательные программы, соответствующие требованиям новых ГОСов и ФГОСов, параметры, средства и условия развития (когнитивного, мотивационного, регуляторного, личностного, профессионального, художественного) субъектов образовательного пространства, система оценки качества образовательных результатов, методы организации комфортной образовательной среды. Так, в Институте разработаны экспериментальные модели психологического сопровождения введения нового образовательного стандарта общего (начального) образования, включая модели и технологии формирования универсальных учебных действий, модель психолого-педагогической диагностики системы метапредметных и частично личностных компетенций, отвечающая требованиям ФГОС общего (начального) образования. Созданы уникальные образовательные программы и учебники нового поколения, основанные на деятельностном подходе и отвечающие задачам национальной инициативы «Наша новая школа». Особо следует отметить в этом направлении работы лабораторий Б.Д. Эльконина, а также Н.И. Поливановой и И.М. Улановской. И, конечно же, замечательные образцы новых учебников, созданные сотрудниками лаборатории академика Г.Г. Гранник, востребованные сегодняшней школой.
В настоящее время в Институте проводятся глубокие исследования комфортных детских сред, обоснованы критерии оценки психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (работы Е.О. Смирновой). Создана экспериментальная система мониторинга комплексной безопасности образовательной среды, обоснованы требования к условиям организации комфортной школы (работы И.А. Баевой). В России разработана и внедрена действующая модель Психологической службы образования. Непреходящая роль в этом деле принадлежит Ирине Владимировне Дубровиной и ее сотрудникам. В России знают — Психологическая служба — это прежде всего Психологический институт, это академик И.В. Дубровина.
В Институте разработаны и внедрены в практику образования адресные системы психологического сопровождения различных категорий детей (одаренные дети, дети с нарушениями развития, девиантные, дети-сироты и т. д.). Научные коллективы института являются разработчиками и организаторами широкого внедрения целого ряда программ и технологий обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возрастов. Прикладные разработки осуществляются в регионах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья на многих экспериментальных площадках. При этом исключительное значение для создания научно обоснованных моделей современной школы имеет то обстоятельство, что экспериментальная школа № 91 РАО, обеспечивающая возможность исследований и разработок образцов моделей обучения по системе Д.Б. Эльконина— В.В. Давыдова, вновь становится целевой экспериментальной базой Психологического института. Восстановление соответствующего статуса этой школы может стать новым этапом развития и внедрения получившей мировое признание системы Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, создания на ее основе деятельностных моделей школы, отвечающих требованиям разработанного РАО нового ГОС общего образования.
В целом накопленный институтом опыт и полученные результаты являются мощным ресурсом для организации эффективной системы фундаментальных и прикладных исследований, отвечающих вызовам времени, социальным запросам современного образования, а также требованиям, предъявляемым обществом и государством к новой школе.
Вклад Психологического института в развитие науки и образования отражает тот факт, что за последние 15 лет более 70 сотрудников института стали лауреатами премий Президента и Правительства Российской Федерации в области образования. Не могут не впечатлить и такие цифры: за период с 2008 по 2011 г. в рамках выполнения Комплексной программы Плана фундаментальных исследований РАО «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях» сотрудниками Института опубликовано 728 научных работ общим объемом около 2700 п. л. (5000 Мб). Подготовлено 875 работ общим объемом около 2000 п. л. (1000 Мб).
Важным каналом профессиональной коммуникации, пропаганды и внедрения результатов НИР Психологического института РАО, а также реальным инструментом повышения квалификации специалистов служит широко известный научный журнал «Вопросы психологии», а также ежеквартальные научные журналы «Теоретическая и экспериментальная психология» и «Психологические исследования». Эти журналы входят в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ. При этом сотрудники ПИ РАО возглавляют редколлегии, редакционные советы, являются членами редколлегий более 40 известных отечественных научных журналов, а также ряда зарубежных периодических изданий.
Институт уделяет большое внимание привлечению внебюджетных средств для финансирования научных исследований. Его сотрудники активно участвуют в конкурсах, организуемых отечественными и зарубежными фондами, Министерствами и ведомствами, являются лауреатами конкурса Президента РФ на поддержку ведущих научных школ и молодых кандидатов наук.
Так выглядит диаграмма привлеченных средств на выполнение научно-исследовательских работ в 2008—2011 гг.
№ п/п |
Год |
Сумма (в тыс. рублей) |
1 |
2008 |
9909 |
2 |
2009 |
24 236 |
3 |
2010 |
23 147 |
4 |
2011 |
18 763 |
При этом в текущем 2012 г. уже привлечено внебюджетных средств на сумму более чем 20 млн. руб.
Очевидно, что весь этот высокопрофессиональный кадровый, научный, методический и финансовый ресурс Института — весьма основательный задел для выполнения двух важнейших стратегических направлений нового Плана фундаментальных исследований РАО на 2013—2017 гг., ответственность за выполнение которых возложена на Психологический институт. Достаточно назвать эти направления, чтобы представить их государственную и общественную значимость.
Направление II: Тенденции и закономерности развития современного ребенка (психического, физиологического и социокультурного), разработка теоретических основ его осуществления.
Направление VI: Теоретические основы и практические модели поиска, выявления и развития детской одаренности в целях максимального раскрытия возможностей интеллектуального, творческого, социального, личностного потенциала растущего человека.
Нет никаких сомнений, что при всех имеющихся ресурсах в рамках этих государственно значимых направлений будут получены новые данные, необходимые для решения многих острых проблем современного детства.
В настоящее время важнейшим направлением деятельности Психологического института является интеграция науки и образования. Ее кульминацией явилось создание в 1999 г. научно-образовательного комплекса «Психология» на базе Психологического института РАО и Московского городского психолого-педагогического университета, сотрудники которых совместными усилиями обеспечивают по целому ряду позиций в непростых современных условиях решение проблем модернизации образования.
Реализуя данный проект, уже в 90-е годы мы твердо ориентировались на подход основателя института Г.И. Челпанова — связать научную психологию с образовательной практикой.
В настоящее время Психологический институт и Психолого-педагогический университет переходят на новые формы организации исследований и разработок, создают научно-образовательные центры как современные сетевые структуры. В самом Институте таких центров три:
• научно-образовательный центр «Психогенетика» (руководитель С.Б. Малых), цель которого — развитие ведущей научной школы «Российская школа психогенетики», подготовка молодых специалистов и специалистов высшей квалификации, проведение систематических исследований роли наследственных и средовых факторов в индивидуальных различиях психологических функций человека. Центр выполняет целый ряд значимых международных программ и проектов и имеет существенную финансовую поддержку отечественных и зарубежных фондов;
• научно-образовательный центр «Психодидактика» (руководитель В.И. Панов), задача которого — обеспечение взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с образовательным процессом на всех его стадиях, включая использование результатов научно-исследовательских и прикладных работ Институтов РАО;
• научно-образовательный центр «Психология саморегуляции» (руководитель В.И. Моросанова), координирующий усилия отечественных психологов в исследовании и преподавании психологии саморегуляции — новой и бурно развивающейся области психологического знания, перспективной для решения проблем современной школы.
Фундаментальные научные и практикоориентированные исследования в различных областях психологии проводятся сотрудниками Психологического института на базе еще нескольких центров, созданных в Московском городском психолого-педагогическом университете. Так,
• центр «Экспериментальная психология» (руководитель В.А. Барабанщиков), оснащенный самым современным оборудованием, проводит системное изучение закономерностей организации познавательных процессов в деятельности и общении, экспериментальное исследование общения в ситуациях использования современных коммуникационных технологий. Его исследования поддержаны многочисленными грантами;
• центр нейро-когнитивных исследований (МЭГ- центр; руководитель Т.А. Строганова), оборудованный уникальной установкой (магнитоэнцефалографом), появившейся в России впервые, проводит исследования, которые поддержаны Министерством образования и науки РФ. Центр выполняет также ряд авторитетных международных программ и проектов (Финляндия, Великобритания, США и др.);
• городской ресурсный центр исследования одаренности (руководитель В.С. Юркевич), лаборатория одаренности Психологического института — руководитель Е.И. Щебланова, созданный для разработки методов выявления и развития детской одаренности, имеет важное значение для реализации президентской программы «Формирование национальной системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи»;
• московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (руководитель Е.О. Смирнова) решает основную задачу — проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр, литературы, видео- и медиапродукции для детей. Его сотрудниками разработаны концепция и уникальная технология психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек для детей; выработаны критерии, в соответствии с которыми каждая игрушка проходит проверку и по ее по результатам игрушке может быть присвоен знак качества «Детские психологи рекомендуют». Выпускается ежегодный каталог с лучшими игрушками.
В целях создания эффективной системы психологической помощи населению Университетом и Институтом совместно с Департаментом образования г. Москвы создана городская служба «Детский телефон доверия». Совместно с Департаментом социальной защиты населения г. Москвы разработана и действует Программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С подростками, находящимися в школах открытого и закрытого типа, и детьми улиц эффективно работает университетский центр «Перекресток», где оказывают помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В Университете создана и эффективно работает уникальная международная кафедра культурно-исторической психологии, сохраняющая наследие отечественной научной школы и ее высокий авторитет на международном уровне. При активном участии этой кафедры проведены международные конференции и исполком Международной ассоциации исследователей коммуникации и деятельности ISCAR — (США, Сан-Диего, 2008; Италия, Рим, 2011). Россия входит в состав исполкома ISCAR среди 10 ведущих стран мира. В 2010 году в Москве кафедра была в составе организаторов Всемирной конференции ЮНЕСКО «Обучение и воспитание детей в дошкольном детстве», а в мае этого года в результате конкурса, объявленного ЮНЕСКО, на базе этой кафедры создана международная кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства». Это факт реального международного признания выполненных работ в области культурно-исторической психологии.
В рамках НОК «Психология» издается семь научных и научно-практических журналов, шесть из которых входят в список журналов, утвержденных ВАК РФ. Среди них «Культурно-историческая психология», «Экспериментальная психология», «Психологическая наука и образование» (издается также электронная версия журнала), «Московский психотерапевтический журнал», новый журнал «Социальная психология и общество».
Сейчас можно говорить, что главные результаты деятельности НОК «Психология» представлены результатами двух основных проектов. Это, во-первых, инновационная образовательная программа (ИОП) МГППУ «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии». Проект победил в конкурсе инновационных программ высшего профессионального образования приоритетного национального проекта «Образование» (2007—2008). Его главным результатом стало формирование научно-образовательного комплекса как базового ресурсного центра психолого-педагогической науки и образования.
Следующий результат — это проект ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Психолого-педагогическое образование». В рамках этого проекта МГППУ при поддержке Президиума РАО совместно со специалистами Психологического института, Института психологии РАН, факультета психологии МГУ на основе деятельностного подхода разработана двухуровневая система подготовки психологов образования, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, социальных педагогов и др. По своим теоретическим принципам стандарт ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» сопряжен с разработанным РАО стандартом общего образования, что делает его исключительно значимым при организации на деятельностной основе системы адресной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки нового поколения педагогов и психологов, способных на практике реализовать национальную инициативу «Наша новая школа».
Важным направлением внедрения результатов научных исследований в практику является деятельность ПИ РАО и МГППУ как соучредителей в 2003 г. одной из авторитетных общественных организаций — Федерации психологов образования России.
Сегодня Федерация психологов образования объединяет 77 отделений в 68 субъектах Российской Федерации. Федерация издает научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования».
К наиболее крупным ежегодным мероприятиям этого профессионального сообщества психологов образования, проходящим при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования, силами ученых Психологического института РАО и МГППУ проводятся:
• всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования»;
• всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»;
• всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»;
• всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие».
Многие психологи являются активными участниками этих событий. За период своего существования Федерация психологов образования России оказала заметное влияние на развитие психологической службы в России, на изменение законодательной базы, связанной с работой педагога-психолога, оказала реальную научно-методическую поддержку деятельности психологов в регионах, способствовала распространению знаний и опыта психологической работы, повышению статуса педагога-психолога в глазах общества и местных властей.
Невозможно сейчас представить деятельность Психологического института и МГППУ без взаимодействия и реального сотрудничества в области образования со многими академическими институтами, с психологическими факультетами лучших университетов и вузов, с городскими учреждениями.
Долгая общая история и повседневная совместная работа связывают Психологический институт с крупнейшими центрами отечественной психологии — факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Институтом психологии РАН, с Санкт- Петербургским госуниверситетом, Педуниверсите- том им. Герцена, Томским госуниверситетом, Южно-Уральским госуниверситетом, да и с другими крупными центрами образования и науки. Только созданное в 2010 г. университетское УМО по направлению «Психолого-педагогическое образование» объединяет сегодня 57 вузов.
В дни празднования юбилея проведены очередные Челпановские чтения, где, как и положено в юбилейные дни, ставились и обсуждались вопросы психологической науки. Но главное — стало доступным для специалистов двухтомное издание проф. Г.И. Челпанова «Проблема восприятия пространства». В таком виде эта работа увидела свет впервые. За ней — неоценимый труд Исторического архива и его сотрудников.
Все, кто бывает в Психологическом институте, отмечают его особую традиционную жизненную атмосферу, притягивающую к себе людей, дающую тепло и согревающую душу. Эта атмосфера живет благодаря мощным идеям и нравственным установкам наших учителей, много сделавших для процветания института.
На протяжении векового пути Психологического института смена приоритетных исследовательских направлений происходила неоднократно, но, несмотря на это, Институт никогда не терял своего лица, всегда был и остается авторитетным центром отечественной науки и образования. Фундаментальность теоретико-методологических оснований, преемственность научных традиций, трепетное отношение к учителям и предшественникам в сочетании с осмыслением специфики развития современного психологического знания, методологическим плюрализмом и методической «изобретательностью» позволили к настоящему времени сформировать обоснованные междисциплинарные научные подходы, блестяще доказавшие свои теоретическую значимость и практическую востребованность, и, конечно, связать фундаментальную науку с образованием и практикой, доказать, что путь интеграции науки и образования, предсказанный гениальным основателем Института Г.И. Челпановым, — это уже оправдавший себя современный путь сохранения стабильности и дальнейшего развития нашего замечательного юбиляра.
[I] Доклад В.В. Рубцова на торжественном заседании, посвященном 100-летию основания Психологического института им. Л.Г. Щукиной (печатается с сокращениями).
------------------------------------------------------------------------- 110
Литература
- Боцманова М.Э., Гусева Е.П., Равич-Щербо И.В. Психологический институт на Моховой. Исторический очерк // Под. ред. В.В. Рубцова, А.Д. Червякова. М., 1994.
- Гусева Е.П. Из материалов личного фонда Г.И. Челпанова (описание коллекции писем) // Альманах Научного архива Психологического института. Челпановские чтения — 2008. М., 2008.
- Гусева Е.П., Серова О.Е. О деятельности Г.И. Челпанова по созданию технических средств для обучения и популяризации психологии (по материалам архивного фонда) // Г.И. Челпанов. Очерки психологии. М.; Обнинск, 2009.
- Ждан А.Н. Георгий Иванович Челпанов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 2.
- Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Неизвестные страницы творчества Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1999. № 3.
- Научный архив ПИ РАО. Ф. 18. Оп. 3. Ед. хр. 4. Речи и приветствия на Торжественном открытии Психологического института имени Л.Г. Щукиной при Императорском московском университете.
- Поливанова К.Н., Якиманская И.С. Заключение // Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. К.Н. Поливановой, И.С. Якиманской // Московская психологическая школа. История и современность / Под общей ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова: В 4 т. Т. 2. М., 2004.
- Равич-Щербо И.В., Чуприкова Н.И. Предисловие // Фундаментальные проблемы общей психологии / Под ред. Н.И. Чуприковой, И.В. Равич-Щербо // Московская психологическая школа. История и современность / Под общей ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова: В 4 т. Т. I. Кн. 1. М., 2004.
- Рубцов В.В. Развитие науки в Психологическом институте им. Л.Г. Щукиной // Московская психологическая школа. История и современность / Под общей ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова: В 4 т. М., 2004.
- Рубцов В.В. Из истории становления Психологического института имени Л.Г.Щукиной // Альманах Научного архива Психологического института: Юбилейный выпуск к 150[1]летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова. Вып. 5. М., 2012.
- Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
- Челпанов Г.И. О задачах Московского психологического института // Речи и приветствия на Торжественном открытии Психологического института имени Л.Г. Щукиной при Императорском московском университете. М., 1914. Научный архив ПИ РАО. Ф. 18. Оп. 3. Ед. хр. 5.
- Челпанов Г.И. Задачи современной психологии // Челпанов Г.И. Сб. статей: Психология и школа. М., 1912.
- Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства. М., 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2963
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 778
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0