Культурно-историческая психология и марксизм

1211

Аннотация

Вопрос о взаимоотношениях культурно-исторической психологии и марксизма является сложным и многоуровневым вопросом, который не перестает интересовать многих мыслителей и вызывает споры и дискуссии. В данной статье делается попытка рассмотреть отношения культурно-исторической психологии и трех составных частей марксизма. Основной вывод данной работы состоит в том, что нужно обратить внимание не только на решённые задачи, связанные с данными учениями, но главным образом, — на открытые и недостаточно разработанные стороны вопроса.

Общая информация

Ключевые слова: марксизм, культурно-историческая психология, метод «Капитала» К. Маркса, материалистическое понимание истории, социалистическая переделка человека, вершинная психология

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дафермос М. Культурно-историческая психология и марксизм // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 4. С. 114–121.

Фрагмент статьи

С моей точки зрения, первая серьезная и трезвая попытка исследования данной проблемы предпринята в работе Николая Вересова «Marxist and nonMarxist aspects of the cultural-historical psychology of L.S. Vygotsky» [24]. В этой работе проведено дифференцированное рассмотрение марксистских и немарксистских аспектов в творчестве Выготского. Вересов справедливо констатировал, что не только марксизм повлиял на формирование идей Выготского, но и другие течения и мыслители, такие как Шпет, Блонский, Сорокин, Мейерхольд, литература Серебряного века. Он также констатировал, что отношение Выготского к марксизму изменялось в течение всей его творческой эволюции.

Литература

  1. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  2. Вазюлин В.А. Логика «Капитала» К. Маркса. М., 1968.
  3. Вазюлин В.А. Становление метода научного исследования К. Маркса (логический аспект). М., 1975.
  4. Вазюлин В.А. Рассудочное и разумное мышление в развитии познания. Марксистско-ленинская диалектика: В 8 кн. Кн. 3: Диалектика процесса познания. М., 1985.
  5. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.,1996.
  6. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  7. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  9. Выготский Л.С. Социалистическая переделка человека // Н. Курек. История ликвидации педологии и психотехники. СПб., 2004.
  10. Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств // Н. Курек. История ликвидации педологии и психотехники. СПб., 2004.
  11. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993.
  12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М., 1983.
  13. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., 2-е изд. Т. 42. М., 1955—1981.
  14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
  16. Энгельс Ф. Диалектика природы // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2[1]е изд. Т. 20. М., 1961.
  17. Bakhurst D. Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge, 1991.
  18. Bruner J. Prologue to the English Edition // R. Rieber & A. Carton (еds.). The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. Problems of general psychology. L., 1987.
  19. Haenen J.P.P. Piotr Gal'perin: his lifelong quest for the content of psychology I Jacques Petrus Paulus Haenen. Proefschrift Vrije Universiteit Amsterdam. Met lit. opg. Met samenvatting in het Nederlands. Druk, 1993.
  20. Luria A.R. Cognitive development: Its cultural and social foundations. Cambridge, MA, 1976.
  21. Patelis D. Marxism // T.Hiotakis &E.Horafas (еds). Philosophical-sociological Dictionary. Vol. 3. Athens, 1995.
  22. Тeo T. The Critique of Psychology. From Kant to Postcolonial Theory. N. Y., 2005.
  23. Veer R. van der, Valsiner J. Understanding Vygotsky: a quest for synthesis. Oxford, 1991.
  24. Veresov N. Marxist and non-Marxist aspects of the cultural-historical psychology of L. S. Vygotsky. Outlines. 2005. № 1.
  25. Veresov N. Forgotten Methodology. Vygotsky's Case // A. Toomela, J. Valsiner (еds.). Methodological Thinking in Psychology: 60 Years Gone Astray? Charlotte, NC, 2009.

Информация об авторах

Дафермос Манолис, кандидат философских наук, профессор, преподаватель эпистемологии психологии на факультете психологии колледжа гуманитарных наук, Университет Крита, Крит, Греция, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7321-8145, e-mail: mdafermo@uoc.gr

Метрики

Просмотров

Всего: 1613
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1211
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0