Примечания (комментарии) к интервью с А.Н. Леонтьевым*

925

Общая информация

* Примечания сделаны Е.Е. Соколовой в сентябре 2013 г.

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: интервью

Для цитаты: Соколова Е.Е. Примечания (комментарии) к интервью с А.Н. Леонтьевым // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 4. С. 25–28.

Полный текст

[1]    А.Н. Леонтьев имеет в виду съезды по психоневрологии, которые были проведены, соответственно, в 1923 и 1924 гг. На втором из них (Всероссийском съезде по педологии, экспериментальной педагогике и психоневрологии), проведенном в Петрограде с 3 по 10 января 1924 г., произошла знаменитая встреча Александра Романовича Лурии (1902 — 1977), который к тому времени уже был сотрудником Психологического института, с Львом Семеновичем Выготским (1896—1934). Выготский появился в Психологическом институте в феврале 1924 г. (подробнее см.: А.А. Леонтьев. Лев Семенович Вы­готский. М.: Просвещение, 1990. С. 24—25).

[2]    Леонид Владимирович Занков (1901 — 1977) — психолог, педагог и дефектолог, автор известной системы развивающего обучения. Соловьев Иван Михайлович (1902—1986) — психолог и дефектолог.

[3]    Явная оговорка — Л.С. Выготский умер 11 июня 1934 г.; через пару минут интервью А.Н. Леонтьев поправляет себя, говоря о встречах с Выготским вплоть до его смерти в 1934 г.

[4]    Точными сведениями о данном событии мы не располагаем; очевидно, что материалы упомянутого труда были использованы впоследствии Л.С. Выгот­ским при написании «Психологии искусства»; в предисловии к последней работе, опубликованной впервые в 1965 г. спустя почти 40 лет после ее создания, Выготский писал, что в основе книги лежат «три литературных исследования — о Крылове, о Гамлете и о композиции новеллы» (Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Феникс, 1998, с. 5). В книге Г.Л. Выгодской и Т.М. Лифановой «Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету» (М.: Смысл, 1996) отмечается, что подготовительная работа к книге «Психология искусства» имела место в период с 1919 по 1924 г. (Выгодская, Лифанова, 1996, с. 70), сам Л.С. Выготский считает ее началом 1915 г. (Выготский, 1998, с. 5).

[5]    В данном случае речь идет не о втором съезде по психоневрологии, уже упомянутом ранее, а о первом, состоявшемся в январе 1923 г. На этом съезде Константин Николаевич Корнилов (1879— 1957) выступил с докладом «Современная психология и марксизм» (см. автореферат доклада в: Российская психология: Антология / Ред.-сост. А.Н. Ждан. М.: Академический проект; Альма ма­тер, 2009. С. 922—923).

[6]     О Георгии Ивановиче Челпанове (1862 — 1936), основателе и первом директоре Психологического института, и об истории «сдачи» им института его непосредственному ученику К.Н. Корнилову см., например: А.А. Леонтьев, op. cit., с. 22—25.

[7]     Смирнов Анатолий Александрович (1894— 1980) — психолог, разрабатывавший широкий круг проблем психологической науки, в том числе психологии памяти; в 1945—1973 гг. — директор Психологического института; Теплов Борис Михайлович (1896—1965) — психолог, автор фундаментальных трудов по различным проблемам психологической науки, создатель школы дифференциальной психофизиологии; Кравков Сергей Васильевич (1893— 1951) — психофизиолог.

[8]     Шпет Густав Густавович (1879—1937) — философ, культуролог, психолог, филолог; был репрессирован. В разные годы преподавал в университете им. А.Л. Шанявского и в Московском университете.

[9]     Имеется в виду кабинет этнической психологии, созданный Г.Г. Шпетом в 1920 г.

[10]    См. комментарий [4]. От публичной защиты диссертации по данной теме на «звание самостоятельного преподавателя вуза» (см.: Выгодская, Ли­фанова, op. cit., с. 90) в 1925 г. Л.С. Выготский был освобожден в связи с болезнью. Оформленная затем в виде книги диссертация, как уже упоминалось, была опубликована лишь в 1965 г.

[11]     Данная книга, созданная на основе исследований Л.С. Выготского 1919—1924 гг. (Выгодская, Лифанова, op. cit., с. 70), была опубликована в 1926 г. в издательстве «Работник просвещения», переиздана в 1991 г.

[12]    Речь идет о статье Л.С. Выготского 1925 г. «Сознание как проблема психологии поведения», опубликованной в сборнике под ред. К.Н. Корнило­ва «Психология и марксизм».

[13]    Боровский Владимир Максимович (1882— 1963) в 1920—1930-х гг. возглавлял в Институте секцию по изучению поведения животных, придерживаясь бихевиористских позиций.

[14]    Фридман Борис Давидович (1895 — ?) — психиатр и психоаналитик, в 1920-х гг. сотрудник недолго существовавшего Государственного психоаналитического института.

[15]    Франкфурт Юрий Владимирович (1897— 1940?) — философ и психолог, автор книг и статей по методологии психологии. Был репрессирован. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С. Выготский подвергает его взгляды сокрушительной критике.

[16]    Рейснер Михаил Андреевич (1868—1928) — юрист, общественный деятель, социальный психолог.

[17]    Варшава Борис Ефимович (1900—1927) — психолог, сотрудник Выготского, соредактор Психологического словаря, вышедшего в 1931 г. (вторым редактором был Л.С. Выготский) и переизданного в 2008 г. Сахаров Леонид Соломонович (1900— 1928) — психолог, сотрудник Л.С. Выготского.

[18]     Котелова Юлия Владимировна (1903— 1980) — психолог, в 1920-х гг. работала воспитателем-педагогом, вместе с Е.И. Пашковской под руководством Л.С. Выготского завершила исследования Л.С. Сахарова; с 1930-х гг. и до конца жизни работала в области психологии труда.

[19]    Бернштейн Николай Александрович (1896— 1966) — известный физиолог, автор концепции физиологии активности. В 1924—1928 гг. был сотрудником Психологического института.

[20]        Запорожец Александр Владимирович (1905—1981) — известный психолог, ученик Л.С. Выготского и соратник А.Н. Леонтьева, один из создателей теории деятельности. Занимался проблемами общей и возрастной психологии, проблемами восстановления движений и др.

[21]    Столпнер Борис Григорьевич (1871 — 1937) — доктор философских наук (1935), известный переводчик философских трудов, прежде всего трудов Г. Гегеля, переводил также отдельные работы Э. Кас­сирера, Г. Геффдинга и др.

[22]     Розенгарт-Пупко Гита Львовна (1895— 1981) — психолог, ученица Л.С. Выготского, жена Б.Г. Столпнера, известна своими трудами по возрастной психологии.

[23]    Нечаев Александр Петрович (1870—1948) — психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, психологии труда и экспериментальной психологии.

[24]        Енчмен Эммануил Семенович (1891 — 1966) — автор так называемой «теории новой биологии»; современный анализ его воззрений см.: Богдан­чиков С.А. Феномен Енчмена// Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 144—155.

[25]     Имеется в виду книга Ю.А. Васильева «Очерки физиологии духа: Опыт объективной трактовки душевных явлений». Петроград: Сеятель, 1923. С предисловием проф. В.П. Осипова. Переиздана в 2011 г. в издательстве УРСС.

[26]        Протопопов Виктор Павлович (1880— 1957) — психиатр, патофизиолог, ученик В.М. Бех­терева. А.Н. Леонтьев, скорее всего, имеет в виду работу Протопопова «Объективный метод изучения поведения человека и высших животных» (1924).

[27]    Циглер Генрих Эрнст (1858—1925) — немецкий биолог, зоопсихолог. А.Н. Леонтьев, видимо, имеет в виду работу Циглера «Душевный мир животных» (из серии научно-популярная библиотека «Человек и Вселенная»), вышедшую в 1925 г. с предисловием Н.Н. Ладыгиной-Котс.

[28]    Осипов Виктор Петрович (1871 — 1947) — психиатр, физиолог, ученик В.М. Бехтерева. С 1929 по 1947 г. был директором Государственного института мозга им. В.М. Бехтерева.

[29]     Шнирман Александр Львович (1899— 1960) — психиатр, психолог, рефлексолог, последователь В.М. Бехтерева, в описываемое время (с 1923 г.) работал в Институте мозга.

[30]    Ананьев Борис Герасимович (1907—1972) — известный психолог, автор трудов по широкому кругу проблем психологии и человекознания.

[31]    А.Н. Леонтьев имеет в виду статью Л.С. Са­харова об образовании понятий у умственно-отсталых детей, опубликованную в журнале «Вопросы дефектологии» в 1928 г.

[32]     Имеется в виду книга: Л. Выготский, С. Гел­лерштейн, Б. Фингерт, М. Ширвиндт. Основные течения современной психологии / Под ред. Б.А. Фин- герта и М.Л. Ширвиндта. М.-Л., 1930, в которой Вы­готским были написаны разделы о структурной психологии (гештальтпсихологии) и эйдетике.

[33]    Рево-д'Аллон Габриэль Шарль (1872—1949) — французский психиатр и психолог, специалист в области психологии внимания. Видимо, имеется в виду книга G. Revault d'Allonnes. L'Attention // Traite de psychologie par G. Dumas, Vol. I. Paris, 1923.

[34]    АКВ — Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской — педагогический вуз в СССР, возникший на базе педагогического института им. П.Г. Шелапутина (1911), который был преобразован в 1919 г. в Академию соцвоспитания (первый ректор — Павел Петрович Блонский). В 1923 году Академия соцвоспитания была переименована в Академию коммунистического воспитания, которой в 1924 г. было присвоено имя Н.К. Крупской.

[35]    О дискуссиях Челпанова и Корнилова см., например: С.А. Богданчиков. Происхождение марксистской психологии: Дискуссия между К.Н. Корни­ловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х гг. Саратов, 2000.

[36]    Рудик Петр Антонович (1893—1983) — психолог, один из основателей психологии спорта в нашей стране. С 1919 г. работал в Центральном институте физической культуры.

[37]    Блонский Павел Петрович (1884—1941) — философ, психолог, педагог, педолог. До революции преподавал психологию и педагогику в университете им. А.Л. Шанявского, который окончил Л.С. Выгот­ский. В 1919 году организовал Академию соцвоспи­тания (см. примечание [34]). Автор многочисленных трудов по педагогике, психологии, философии.

[38]    Речь идет об Александре Моисеевиче Щербине (1874—1934), логике, философе, психологе и дефектологе, ученике Г.И. Челпанова. Ослеп в трехлетнем возрасте. Находился в тесном контакте с Л.С. Вы­готским, который ссылался в своих работах по дефектологии на данные самонаблюдения Щербины.

[39]    Лурия А.Р. (ред.). Речь и интеллект в развитии ребенка. Экспериментальное исследование речевых реакций ребенка: Сб. статей. М.: АКВ, 1927. (Труды психологической лаборатории АКВ им. Н.К. Крупской. Том 1).

Лурия А.Р. (ред.). Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка: Экспериментальное исследование. М.-Л.: Госиздат РСФСР, 1930. (Труды психологической лаборатории АКВ им. Н.К. Крупской. Том 2).

[40]    Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Экзамен и психика// Экзамен и психика: Сб. тр. М.-Л.: Госиздат, 1929. С. 11—86 (Труды психологической лаборатории АКВ им. Н.К. Крупской. Том 3). Вновь опубликована в книге: А.Р. Лурия. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. С. 126—182.

[41]    Главнаука — секция Академического центра Народного комиссариата Просвещения, существовала с 1921 по 1930 г., преобразована затем в сектор науки Наркомпроса РСФСР, функционировавший до 1933 г. ЦЕКУБУ — центральная комиссия по улучшению быта ученых при Совнаркоме РСФСР (существовала с 1921 по 1931 г., затем была преобразована в Комиссию содействия ученым при Совнарко­ме СССР, работавшую до 1937 г.).

[42]    А.Н. Леонтьев. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. Полностью пе- реопубликовано в: А.Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: Ранние работы. М.: Смысл, 2003. С. 27—206.

[43]    Академия коммунистического воспитания была переведена в Ленинград в 1934 г. и в 1935 г. преобразована в Коммунистический пединститут им. Н.К. Крупской.

[44]    Запорожец Александр Владимирович — см. комментарий [20]; Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — психолог, автор трудов главным образом по возрастной и педагогической психологии; Левина Роза Евгеньевна (1908—1989), психолог и дефектолог, Морозова Наталия Григорьевна (1906— 1989), психолог и дефектолог, Лия Соломоновна Славина (1906—1988), психолог, специалист в области возрастной психологии. О тематике исследований «тройки» и «пятерки» в описываемое время см., напр.: Выгодская, Лифанова, op. cit., c. 104.

[45]    Речь идет о Медико-педагогической станции, возникшей на базе частного санатория-школы В.П. Кащенко и подчиненной Наркомпросу, на основе которой возник затем в 1929 г. Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ), научным руководителем которого в 1930—1934 гг. был Л.С. Выготский. Впоследствии ЭДИ неоднократно менял свое название. В настоящее время называется Институтом коррекционной педагогики РАО.

[46]    Педагогический факультет 2-го МГУ организован в 1921 году. В результате ликвидации в 1930 г. 2-го МГУ педфак был преобразован в Московский государственный педагогический институт (ныне —

Московский педагогический государственный университет).

[47]    Колбановский Виктор Николаевич (1902— 1970), психолог. Был директором Психологического института в 1932—1937 гг.

[48]    Банщиков Василий Михайлович (1898— 1992) — психиатр. В 1955—1960 гг. был директором НИИ психиатрии им. П.Б. Ганнушкина Минздрава РСФСР.

[49]    Возглавлял эту группу ученик Л.С. Выгот­ского и многолетний соратник А.Н. Леонтьева Даниил Борисович Эльконин (1904—1984).

[50]    Россолимо Григорий Иванович (1860— 1928) — психиатр, невропатолог и психолог. С 1917 г. возглавлял клинику нервных болезней им. А.Я. Ко­жевникова. Выготский работал в данной клинике в 1929—1931 гг., сначала в должности ассистента, а затем заведующего психологической лабораторией.

[51]    Речь идет о статье Л.С. Выготского: Проблема культурного развития ребенка // Педология. 1928. № 1. С. 58—77, опубликованной на английском языке в 1929 г. (The problem of the cultural development of the child// Genetic psychology. 1929. Vol. 36. № 3. P. 415—434). На русском языке вновь опубликована в 1991 г. в № 4 Вестника МГУ. Сер. 14. Психология. С. 5—19.

[52]   Гиляровский Василий Алексеевич (1875/76 — 1959) — известный психиатр. Речь идет о психиатрической клинике 2-го Московского мединститута и Донской психоневрологической больнице (больнице № 8 им. З.П. Соловьева). Больница имела детское психиатрическое отделение.

[53]        В 1931—1932 гг.

[54]   Результаты инициированных дискуссиями с Ви­льямом Штерном (1871—1938) и Жаном Пиаже (1896— 1980) исследований, проведенных в школе Л.С. Выгот­ского, нашли свое отражение, в частности в Лекциях по психологии, прочитанных Выготским в ЛГПИ им. Гер­цена в начале 1932 г., и в его книге «Мышление и речь» (1934). Тезисы Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, посвященные эгоцентрической речи, были опубликованы в 1930 г. в материалах 9-го Международного психологического конгресса, состоявшегося в 1929 г.

[55]    Приглашение из Харькова от наркома здравоохранения Украины С.И. Канторовича пришло Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурии, Л.И. Божович, А.В. Запорожцу в конце 1930 г. Планировалось создать в Украинском психоневрологическом институте (преобразованном позже (1932) во Всеукраинскую психоневрологическую академию) сектор психологии. Официально А.Н. Леонтьев был зачислен на работу 15 октября 1931 г.

[56]     А.Н. Леонтьев окончательно вернулся в Москву до конца 1934 — начала 1935 гг., после чего бывал в Харькове лишь наездами (см.: А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. С. 59).

[57]    Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988), ставший членом Харьковской группы, был по образованию врачом-невропатологом, впоследствии стал широко известен своими исследованиями и разработками по планомерно-поэтапному формированию умственных действий и понятий; Петр Иванович Зинченко (1903—1969) — психолог, автор известных работ по психологии непроизвольного запоминания; Владимир Ильич Аснин (1904— 1956) — психолог, в Харьковской школе провел ряд исследований практического интеллекта, особенностей формирования навыков и др.

[58]    См. примечание [49]. С 1938 г. Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев работали вместе на кафедре психологии Ленинградского пединститута им. Н.К. Круп­ской, которую возглавил А.Н. Леонтьев.

[59]     Конникова Татьяна Ефимовна (1909— 1975) — педагог, педолог, входила в «ленинградскую группу» исследователей под руководством Д.Б. Эль- конина.

[60]    Фрадкина Фрида Иосифовна также входила в ленинградскую группу под руководством Д.Б. Эль- конина, известна исследованиями психологии игры в раннем детстве.

[61]        Менчинская Наталия Александровна (1905—1984) — психолог, автор трудов по педагогической и возрастной психологии.

[62]     Об отношении Л.С. Выготского к указанной книге см. также: Выгодская, Лифанова, op. cit., с. 110. Вера Федоровна Шмидт (1889—1937) — психоаналитик и педагог.

[63]    Имеется в виду Николай Александрович Бернштейн (1896—1966).

[64]     А.Н. Леонтьев имеет в виду известного психолога и философа Сергея Леонидовича Рубин­штейна (1889—1960).

[65]        См. примечание [7].

[66]        См. примечание [22].

 

[I] Примечания сделаны Е.Е. Соколовой в сентябре 2013 г.

Информация об авторах

Соколова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2239-0858, e-mail: ees-msu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1812
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 925
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0