Память. Понимание. Учение (послесловие)

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 2 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: эссе

Опубликована

Для цитаты: Эльконин, Б.Д. (2014). Память. Понимание. Учение (послесловие). Культурно-историческая психология, 10(2), 49. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2014_n2/70008 (дата обращения: 05.12.2025)

© Эльконин Б.Д., 2014

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Ушел Эпический Герой отечественной культурно­исторической психологии, ушел Владимир Петрович Зинченко. Мы помним и будем вспоминать. Это вроде бы нетрудно, поскольку перед нами живая яркость живых текстов и свободной жизни. Но поэтому же и трудно — трудно так помнить, чтобы не поддаться лишь воодушевлению, а сделать паузу понимания, и так понять, чтобы научиться. Не научившись, не проиграв собой, «попадем» в косную, окостеневшую память.

М. Хайдеггер писал: «Учением называется: приводить дела и поступки в соответствие с тем, что нам ... обращено поистине (курсив мой. — Б.Э. ).»1 Что же значит быть «обращенным поистине»? Хайдеггер продолжает: «Ученик столяра, например, ... при обучении упражняет не только навыки в применении инструментов. Он также знакомится не только с принятыми формами вещей, которые ему нужно строить. Он приводит себя, если становится настоящим столяром, прежде всего в соответствие с различными породами дерева и со спящими в них образами — с деревом, как оно в скрытой полноте своего существа вступает в жилище человека (курсив мой. — Б.Э.). Это отношение к дереву является опорным для всего ремесла. ... Без этого отношения к дереву оно остается висеть в пустоте голой деятельности (курсив мой. — Б.Э.)».

Предстоит понять, как к нам «обращены поистине» сложные, многомерные и нелинейные жизнь и тексты В.П. Зинченко. Понять, что есть сокрытые в них образы. Сокрытые, в их отличии от бросающихся в глаза и «рвущихся» в цитаты. Похоже, предстоит увидеть исток Живого и Свободного Действия в его отличии от действия, находящегося «в пустоте голой деятельности».

 

1     Эльконин Борис Даниилович. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией, ФГНУ Психологический институт РАО, Москва, Россия. E-mail: belconin@bk.ru

2     * Boris D. Elkonin. PhD in Psychology, professor, head of the laboratory at the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. E-mail address: belconin@bk.ru

1 М. Хайдеггер. Что зовется мышлением. М.: Издательский Дом «Территория будущего». 2006, с. 94.

Информация об авторах

Борис Даниилович Эльконин, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психология младшего школьника», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3118-5154, e-mail: belconin@bk.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1733
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 594
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 2327
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3