Развитие категориального восприятия цвета при речевых расстройствах

1028

Аннотация

В рамках общей проблемы лингвистической детерминации восприятия цвета в данной статье изучаются особенности категориального восприятия цвета у детей с нарушениями речевого развития. Основная гипотеза предполагает, что речевые расстройства в детском возрасте избирательно оказывают тормозящий эффект на развитие межкатегориального различения цветов. В исследовании приняли участие 92 ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» в возрасте 4—7 лет и аналогичная контрольная группа из 100 детей с нормальным речевым развитием. Основная экспериментальная процедура проводилась по методике зрительного поиска в компьютерном варианте на основе сравнения времени межкатегориального и внутрикатегориального различения цветов. Результаты показали, что речевые расстройства задерживают развитие категориальных эффектов восприятия цвета — у детей с общим недоразвитием речи различия по времени выполнения меж- и внутрикатегориальной задачи были выражены слабее, по сравнению со здоровыми детьми. Наиболее заметно влияние речевых расстройств на категориальное восприятие цвета в возрасте 4—5 лет, а затем оно постепенно сглаживается к 7 годам.

Общая информация

Ключевые слова: категориальное восприятие, меж- и внутрикатегориальное различение цветов, общее недоразвитие речи, зрительный поиск, функциональная асимметрия мозга

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гончаров О.А., Романов С.Г. Развитие категориального восприятия цвета при речевых расстройствах // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 2. С. 78–85.

Фрагмент статьи

В настоящее время мы проводим серию исследований, посвященных различным аспектам категориального восприятия цвета. Основная методическая схема представляет собой сравнительный анализ особенностей внутри- и межкатегориального различения цветов, связанных с отнесением различных цветовых оттенков к одной или разным категориям.

Литература

  1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 598 с.
  3. Гончаров О.А., Князев Н.Н. Языковые и возрастные аспекты категориального восприятия цвета // Культурно- историческая психология. 2012. № 3. С. 40—48.
  4. Гончаров О.А., Романов С.Г. Категориальные эффекты различения цветов. Часть 1. Лингвистический аспект [Электронный ресурс] // Психологический журнал Меж- дународного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. № 2. С. 25—41. URL: http://psyanima.ru/journal/2013/2/2013n2a2/2013n2a2.pdf (дата обращения: 12.11.2013).
  5. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. 1975. № 2. С. 10—15.
  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 416 с.
  7. Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и невербаль- ных нарушений у детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи // Сибирский педагогический  журнал. 2009. № 1. С. 342—351.
  8. Романов С.Г., Гончаров О.А. Категориальное восприятие цвета у детей с нарушениями речевого развития // Ананьевские чтения—2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22—24 октября 2013 г. (Отв. редактор О.Ю. Щелкова). СПб.: Скифия- Принт, 2013. С. 240—242.
  9. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культуре. М.: Прогресс, Универс, 1993. 656 с.
  10. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
  11. Уорф Б.Л. Отношения норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып. 1. М.: Иностранная литература, 1960. С. 135—168.
  12. Berlin B., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution. Berkeley, CA: University of California Press, 1969, 201 p.
  13. Bornstein M.H. Two kinds of perceptual organization near the beginning of life // Aspects of Development of Competence / Ed. W.A. Collins. New York: Hillsdale, 1981. Р. 39—91.
  14. Davies I.R.L., Corbett G.G. A cross-cultural study of color grouping: evidence for weak linguistic relativity // British Journal of Psychology. 1997. Vol. 88. Р. 493—517.
  15. Drivonikou G.V., Kay P., Regier T., Ivry R.B., Gil6 bert A.L., Franklin A., Davies I.R.L. Further evidence that Whorfian effects are stronger in the right visual field than the left [Electronic resource] // Proceedings of the National Academy  of  Sciences  of  the  USA,  2007.  Vol.  104.  №  3. P. 1097—1102.   Available   at:   http://pnas.org/cgi/doi/10. 1073/pnas.0610132104 (Accessed 06.08.2010).
  16. Franklin A., Drivonikou G.V., Bevis L., Davies I.R.L., Kay P., Regier T. Categorical perception of color is lateralized to the right hemisphere in infants, but to the left hemisphere in adults [Electronic resource] // Proceedings of the National Academy  of  Sciences  of  the  USA,  2008.  Vol.  105.  №  9. P. 3221—3225.   Available   at:   http://pnas.org/cgi/doi/10. 1073/pnas.0712286105 (Accessed 14.08.2010).
  17. Franklin A., Drivonikou G.V., Clifford A., Kay P., Regier T., Davies I.R.L. Lateralization of categorical perception of color changes with color term acquisition [Electronic resource] // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 2008. Vol. 105. № 47. Р. 18221—18225. Available at: http://pnas.org/cgi/doi/10.1073/ pnas.0809952105 (Ac-cessed 16.09.2010).
  18. Gilbert A.L., Regier T., Kay P., Ivry R.B. Whorf hypoth- esis is supported in the right visual field but not the left [Electronic resource] // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 2006. Vol. 103. № 2. Р. 489—494. Available at: http://pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.0509868 103 (Accessed 08.07.2010).
  19. Neisser U. Concepts and conceptual development: eco- logical and intellectual factors in categorization. Cambridge University Press, 1987. 325 p.
  20. Roberson D., Pak H.S., Hanley J.R. Categorical percep- tion of colour in the left and right visual field is verbally medi- ated: Evidence from Korean // Cognition, 2008. Vol. 107, № 2. Р. 752—762.
  21. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and categorization / Eds. E. Rosch, B.B. Lloyd. Hillsdale, NJ: Law- rence Erlbaum, 1978. Р. 27—48.
  22. Siok W.T., Kay P., Wang W.S.Y., Chan A.H.D., Chen L.,
  23. Luke K.K., Tan L.H. Language regions of brain are operative in color perception [Electronic resource] // PNAS Early Edition. Available at: http://pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas. 0903627106 (Accessed 19.11.2010).
  24. Tan L.H., Chan A.H.D., Kay P., Khong P.L., Yip L.K.C.,
  25. Luke K.K. Language affects patterns of brain activation associat- ed with perceptual decision [Electronic resource] // Procee- dings of the National Academy of Sciences of the USA, 2008. Vol. 105. Р. 4004—4009. Available at: http://pnas.org/cgi/doi/ 10.1073/pnas.0800055105 (Accessed 22.10.2010).
  26. Winawer J., Witthoft N., Frank M.C., Wu L., Wade A.R., Boroditsky L. Russian blues reveal effects of language on color discrimination [Electronic resource] // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 2007. Vol. 104. № 19.  Р. 7780—7785. Available at:  http://pnas.org/cgi/doi/ 10.1073/pnas.0701644104 (Accessed 15.07.2010).

Информация об авторах

Гончаров Олег Анатольевич, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии института общественных наук, РАНХиГС при Президенте РФ, Сыктывкар, Россия, e-mail: oleggoncharov@inbox.ru

Романов Степан Геннадьевич, Аспирант кафедры общей психологии института социальных технологий, Сыктывкарский государственный университет, e-mail: bolt170707@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2532
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 74

Скачиваний

Всего: 1028
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2