Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья первая)

2717

Аннотация

Неклассическая культурно-историческая теория Выготского рассматривается как методологическая альтернатива традиционным методам исследования сознания. Методологический вывод Вундта о том, что низшие и высшие функции — это явления различные по своей природе и поэтому методы исследования первых не годятся для исследования вторых, остался не услышанным.

Общая информация

Ключевые слова: сознание, высшие психические функции (ВПФ), методология, культурно-историческая психология, экспериментально-генетический метод

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья первая) // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 121–130.

Фрагмент статьи

Так психология сознания сегодня пришла к тому, с чего сама же начала движение в познании тайны своего предмета… т. е. к Вильгельму Вундту. Ведь именно Вильгельм Вундт сформулировал идею о том, что экспериментальному методу доступны лишь первичные, относительно элементарные пси­хические факты (ощущения, представления, время реакции, простейшие ассоциации и т.д.), но не ВПФ, для изучения которых он предлагал использовать другой метод — анализ «продуктов человеческого духа», к коим отнес язык, мифы, обычаи и традиции, социальные устои, правовые законы, нормы морали и т.д.

Литература

  1. Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследова­тельской работы по педологии национальных мень­шинств // Педология. 1929. № 3. С. 366—380.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 486 c.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 365 c.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 c.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1984. 367 c.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. 396 c.
  7. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: 2001. 303 c.
  8. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Во­просы психологии. 1966. № 6. С. 18—30.
  9. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство МГУ, 1979. 319 c.
  10. Chalmers D. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford University Press. 1996. 375 p.
  11. Han S. Culture and Neural Frames of Cognition and Communication (On Thinking). Springer. 2011. 314 p.
  12. Palmer J.A. and Palmer L.K. Evolutionary Psychology: The Ultimate Origins of Human Behavior. Boston: Allyn and Bacon, 2002. 721 p.
  13. Tomasello M. The Cultural Origins of Human Cognition. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2000. 248 p.
  14. Valsiner A. and Toomela A. (Eds.). Methodological Thinking in Psychology: 60 Years Gone Astray? IAP Publishers. 2010. 345 p.
  15. Wigner E.P. Two Kinds of Reality// The Monist. 1964. Vol. 48. P. 240—252.

Информация об авторах

Вересов Николай Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета образования, Университет Монаш, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8714-7467, e-mail: nveresov@hotmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2988
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2717
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3