Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике)*

1860

Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, целью которого явилось изучение структуры и содержания различных компонентов религиозной идентичности у мусульманской молодежи по методам К. Лича и Д. Ван Камп, а также выявление взаимосвязи между различными компонентами религиозной идентичности и такой социально-психологической категорией, как социальная консолидация. В исследовании, проведенном в г. Грозный (Чеченская республика РФ) осенью 2015 г., приняли участие 417 студентов первых—вторых курсов чеченских вузов, средний возраст которых — 19 лет. Из них 164 студента — юноши, 253 — девушки. Эмпирическая проверка предположения о соответствии исходных моделей выборке студентов-мусульман показала, что религиозная идентичность чеченской молодежи представляет собой четырехфакторную структуру, в которую входят следующие параметры: индивидуальная духовная идентичность; идентичность по вероисповеданию; социальная духовная идентичность; религия как способ социального взаимодействия. Были выявлены значимые взаимосвязи между различными параметрами религиозной идентичности и социальной консолидацией респондентов.

Общая информация

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10843 «Риски и ресурсы религиозной идентичности в современной России: кросс-культурный анализ».

Ключевые слова: религиозная идентичность, социальная категоризация, ислам, студенты-мусульмане

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120409

Для цитаты: Павлова О.С., Миназова В.М., Хухлаев О.Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике) // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 90–99. DOI: 10.17759/chp.2016120409

Фрагмент статьи

Изучение религиозной идентичности осуществляется по двум параметрам: в контексте индивидуальной идентичности как «приобретение посредством религии собственного экзистенциального опыта» [8, с. 27] и в контексте социальной идентичности как принадлежность к определенному сообществу (например, к мусульманской умме).

Литература

  1. Агадуллина Е.Р., Ловаков А.В. Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской вы- борке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 143—157.
  2. Ал-Бухари Мухаммад ибн Исмаил. Жемчужины ал- Бухари. Хадисы Пророка с комментариями ал-Касталани. СПб: Диля, 2011. 320 с.
  3. Александрова Е.А. Религиозная идентичность в рос- сийских культурно-антропологических исследованиях // Культура и цивилизация. 2015. № 6. С. 10—22.
  4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. За- рубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретиче- ские подходы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 287 с.
  5. Дробижева Л.М. Российская идентичность в массовом сознании [Электронный ресурс] // http:// valerytishkov.ru/engine/documents/document1223.doc (дата обращения 23.04.2016).
  6. Жемчураева С.Ш. Теоретико-методологические аспекты социологической диагностики идентичности че- ченцев в полиэтнической среде: дисс. … канд. социол. наук. Саратов, 2010. 285 с.
  7. Ильин В.А. К вопросу о религиозной идентичности: опыт культурно-исторического анализа с позиций психо- социальной теории развития // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 33—34.
  8. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивиду- альное и коллективное самосознание в постиндустриаль- ном пространстве. 2-е изд. М.: Икар, 2012. 306 c.
  9. Курбанова Л.У. Проблемы  и  процессы  гендер- ной    самоидентификации    чеченцев.    Краснодар:    ООО «Просвещение-Юг», 2012. 303 c.
  10. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001. 180 c.
  11. Мчедлова М.М. Религиозная идентичность // По- литическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / Отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2012. С. 123—127.
  12. Нанаева Б.Б. Традиционное общество чеченцев: со- циокультурный анализ. Р.-н/Д.: Социально-гуманитарные знания, 2012. 352 c.
  13. Олпорт Г.В. Личность в психологии. М.: Ювента, 1998. 345 c.
  14. Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты соци- ально-психологического портрета. М.: ООО «Сам Полиг- рфист», 2013. 558 с.
  15. Павлова О.С. Этническая, религиозная и государ- ственно-гражданская идентичность чеченцев и ингушей: содержание и проблемы соотношения // Социальная пси- хология и общество. 2013. № 2. С. 123—124. Хадис: учеб. пособие. СПб: Диля, 2014. 272 с.
  16. Хухлаев  О.Е.,  Миназова  В.М.,  Павлова  О.С.,  Зы- ков Е.В. Социальная идентичность и этнонациональные установки студенческой молодежи Чечни // Социаль- ная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 23—40. doi:10.17759/sps.2015060403
  17. Шорохова В.А. Религиозная идентичность в зару- бежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 44—62.
  18. Шорохова В.А., Хухлаев О.Е., Дагбаева С.Б. Взаимос- вязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского вероисповедания // Культурно-историче- ская психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 66—75. doi:10.17759/ chp.2016120107
  19. Leach C.W., van Zomeren M., Zebel S., Vliek M.L.W., Pennekamp S.F., Doosje B., Ouwerkerk J.W., Spears R. Group- level self-definition and self-investment: A hierarchical (mul- ticomponent) model of in-group identification // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. 95(1). Р. 144—165. doi:10.1037/0022-3514.95.1.144
  20. Van Camp D. Religious Identity: Individual or Social? Exploring the Components and Consequences of Religious Identity: PhD. thesis [Электронный ресурс]. Howard Uni- versity, Washington, D.C., 2010. URL: http://search.proquest.com/pqdtft/docview/743822279/13E4AA3864B650ABE7C/1?accountid=35419 (дата обращения: 13.05.2016).

Информация об авторах

Павлова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550, e-mail: os_pavlova@mail.ru

Миназова Венера Магомедовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Институт чеченской и общей филологии Чеченского государственного университета, e-mail: veneraminazova@mail.ru

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2908
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1860
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5