Характер движения глаз при восприятии изображений представителями различных культур

626

Аннотация

Данное поисковое исследование изучает влияние родного языка на паттерны восприятия информации монолингвальным населением Китая, России, Мексики, США и билингвальным населением Индии. Результаты эксперимента, полученные при помощи вербальных протоколов, демонстрируют статистически значимые различия в том, как представители разных культур воспринимают одну и ту же информацию и доказывают гипотезу, согласно которой принципы построения предложения в родном языке определяют первичный фокус восприятия информации и направление взора индивида. Так, при уровнях значимости 0,01; 0,05 и 0,005 американские студенты демонстрируют упорядоченное линейное направление взора и фиксацию на объектах; в то время как российские, китайские, мексиканские и индийские студенты демонстрируют неупорядоченное хаотичное направление взора и фиксацию на контексте. Различия в паттернах восприятия информации объясняют сосуществование локального и западного подходов к построению композиции рекламного сообщения на национальных и мультикультурных рынках и актуализируют значимость их рассмотрения в международной практике рекламирования.

Общая информация

Ключевые слова: нативные паттерны восприятия, фокус восприятия, направление взора, родной язык, североамериканский и восточноазиатский когнитивные стили, композиция рекламы

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140207

Для цитаты: Шабалина О.И., Контрерас М.Р., Фэнь Л. Характер движения глаз при восприятии изображений представителями различных культур // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 66–76. DOI: 10.17759/chp.2018140207

Фрагмент статьи

В статье обобщаются результаты кросс-культурного исследования, посвященного влиянию родного языка на паттерны восприятия информации монолингвальным населением Китая, России, Мексики, США и двуязычным населением Индии. Идея исследования возникла в ходе выявления явных различий в композиции рекламных сообщений на рынках России, Китая и США и в желании объяснить логику моделирования рекламы в России, которая часто противоречит общепринятым западным нормам в силу многофокусности и хаотичности композиции рекламного сообщения.

Литература

  1. Барабанщиков В.А. Айтрекинг в психологической науке и практике. М.: Когито-Центр, 2015. 410 с.
  2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-а, 1973. 247 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологическое исследование. — М., Л.: Социально-экономическое издательство, 1934. 352 с.
  4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика- Пресс, 1993. 224 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 256 с.
  6. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Восприятие и действие. Материалы 30-го симпозиума XVIII Международного психологического конгресса. М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1966.
  7. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 107 с.
  8. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  9. Фаликман М.В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 4—18.
  10. Шабалина О.И. Риторика guanxi рекламных коммуникаций в Китае // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4 (24). doi: 10.12731/2218-7405-2013-4-33
  11. Шабалина О.И. Влияние фактора культуры на способы моделирования информации о продукте в российской рекламе // Европейский журнал социальных наук (Международный научный журнал). 2013. Т. 2. № 12 (39). С. 291—298.
  12. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. 176 c.
  13. Boroditsky L. Does language shape thought? Mandarin and English speakers’ conception of time // Cognitive Psychology. 2001. Vol. 43. № 1. P. 1—22.
  14. Boroditsky L. Linguistic relativity // Encyclopaedia of cognitive science / L. Nadel (Ed.). London: MacMillan Press, 2003. P. 917—21.
  15. Chua H., Boland J., Nisbett R. Cultural variation in eye movements during scene perception [Электронный ресурс] // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2005. Vol. 102. № 35. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1194960 (дата обращения: 23.06. 2016).
  16. Cole M. 1996. Cultural psychology. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.
  17. Cyr D., Trevor-Smith H. Localization of Web design: An empirical comparison of German, Japanese, and U.S. website characteristics // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2004. Vol. 55. № 13. P. 1—10.
  18. Ervin S.M., Osgood C.E. Second language learning and bilingualism // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1954. Vol. 49. P. 139—46.
  19. Göksun T., Hirsh-Pasek K., Golinkoff R.M. Trading spaces: carving up events for learning language // Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. № 1. P. 33—42.
  20. Hall E.T. Beyond culture. New York: Random House, 1976.
  21. Hunt E., Agnoli F. The Whorfian hypothesis: A cognitive psychology perspective // Psychological Review. 1991. Vol. 98. № 3. P. 377—89.
  22. Imai M., Li L., Haryu E., Okada H., Hirsh-Pasek K., Golinkoff R., Shigematsu J. Novel noun and verb learning in Chinese-, English-, and Japanese-Speaking children // Child Development. 2008. Vol. 79. № 4. P. 979—1000.
  23. Imai M., Masuda T. The role of language and culture in universality and diversity of human concepts // Advances in culture and psychology. Vol. 3 / M. Gelfand, C.-Y. Chiu, Y.-Y. Hong (Eds.). New York, NY: Oxford University Press, 2013. P. 1—61.
  24. Indira Y.J. Topic-prominence and zero NP-anaphora in Marathi and Hindi // Languages and cultures: studies in honor of Edgar C. Polomē / M.A. Jazayery, W. Winter (Eds.). Berlin; New York; Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1988. P. 309.
  25. Levinson C.S. Language and space // Annual Review of Anthropology. 1996. Vol. 25. P. 353—82.
  26. Li C.N., Thompson S.A. Mandarin Chinese: A functional reference grammar. Berkley: University of California Press, 1981.
  27. Li C.N., Thompson S.A. Subject and topic: A new typology of language // Subject and topic / C.N. Li (Ed.). New York: Academic Press, 1976. P. 475.
  28. Lucy A.J. Grammatical categories and cognition: A case study of the linguistic relativity hypothesis. Cambridge, NY: Cambridge University Press, 1992.
  29. Luna D., Peracchio L.A. Advertising to bilingual consumers: The impact of code-switching or persuasion // Journal of Consumer Research. 2005. Vol. 31. № 4. P. 760—765.
  30. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review. 1991. Vol. 98 (2). P. 224—253.
  31. Masuda T., Gonzalez R., Kwan L., Nisbett R. Culture and aesthetic preference: Comparing the attention to context of East Asians and Americans // Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. Vol. 34. № 9. P. 1236—1248.
  32. Masuda T., Wang H., Ito K. Culture and Internet environment: Comparing complexity of design between East Asian and North American homepages // 9th Meeting of the Society of Personality and Social Psychology. Poster presentation. 2008. Albuquerque, New Mexico, USA.
  33. Masuda T., Nisbett R.E. Attending holistically versus analytically: Comparing the context sensitivity of Japanese and Americans // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 8. № 5. P. 922—934.
  34. Miao X. Word order and semantic strategies in Chinese sentence comprehension // International Journal of Psycholinguistics. 1981. Vol. 8. № 3. P. 109—122.
  35. Nisbett, R. The geography of thought: How Asians and Westerners think differently …and why. New York (NY): The Free Press, 2003.
  36. Nisbett R., Masuda Т. Culture and point of view // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2003. Vol. 100. P. 11163—11175. doi: 10.1073/pnas.1934527100.
  37. Nisbett R.E, Peng K., Choi I., Norenzayan A. 2001. Culture and system of thought: Holistic versus analytic cognition // Psychological Review. 2001. № 108. P. 291—310.
  38. Nisbett R.E., Miyamoto Y. 2005. The influence of culture: Holistic versus analytic perception // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9. № 10. P. 467—473.
  39. Oppenheimer D.M. 2008. The secret life of fluency // Trends in Cognitive Sciences. 2008. Vol. 12. № 6. P. 237—241.
  40. Payne J.W. Task complexity and contingent processing in decision-making: An information search and protocol analysis // Organizational Behaviour and Human Performance. 1976. № 16. P. 366—387.
  41. Payne J., Ragsdale E. Verbal protocols and direct observation of supermarket shopping behaviour: Some findings and a discussion of methods // Advances in Consumer Research. 1978. № 5. P. 571—577.
  42. Robeson D., Davies I., Davidoff J. Colour categories are not universal: Replications and new evidence from a stone-age culture // Journal of Experimental Psychology: General. 2000. Vol. 129. № 3. P. 369—398.
  43. Sapir E. Language. New York, NY: Harcourt, Brace, and World, 1921.
  44. Sapir E. The grammarian and his language, 1924 [Электронный ресурс]. URL: www.bible-researcher.com/ sapir2.html (дата обращения: 08.01. 2016).
  45. Senzaki S., Masuda T., Ishii K. When is perception top-down and when is it not? Culture, narrative, and attention // Cognitive Science. 2014. Vol. 38. № 7. P. 1493—1506.
  46. Senzaki S., Masuda T., Nand K. Holistic versus analytic expressions in artworks: cross-cultural differences and similarities in drawings and collages by Canadian and Japanese school-age children // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. Vol. 45. № 8. P. 1297—1316.
  47. Senzaki S., Masuda T., Takada A., Okada H. 2016. The communication of culturally dominant modes of attention from parents to children: A comparison of Canadian and Japanese parent-child conversations during a joint scene description task [Электронный ресурс]. URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0147199 (дата обращение: 27.06. 2016).
  48. Shabalina O. Perception patterns of bilingual Indian students and implications in developing ad layouts [Электронный ресурс] // Improving Business Practice through Marketing Insight: Proceedings of AMA Marketing Summer Educators’ Conference. 2015. Vol. 26. P. 281—285. URL: http://toc.proceedings.com/28684webtoc.pdf (дата обращения: 23.05.2016).
  49. Shabalina O., Feng L. Understanding Chinese students’ perception pattern and its implication for global advertising practitioners // Program of the 3rd International Conference on Cross-Cultural Management & the 7th Cross-Strait Conference on Enterprise Management. November 30-December 1, 2013. Shanghai, China. P. 75.
  50. Simon H.A. Discussion: Cognition and social behaviour // Cognition and social Behaviour / J.S. Carroll, J.W. Payne (Ed.). Hillsdale, New Jersey: Erlbaum, 1976.
  51. Sun H. Building a culturally competent corporate web site: An explanatory study of cultural markers in multilingual web design. SIGDOC’01, 2001, October 21—24. P. 95—102.
  52. Svenonius P. (Ed.). Subjects, expletives, and the EPP (Oxford studies in comparative syntax). Oxford: Oxford University Press, 2002.
  53. Tajima Y., Duffield N. Linguistic versus cultural relativity: On Japanese-Chinese differences in picture description and recall // Cognitive Linguistics. 2012. Vol. 23. № 4. P. 675—709.
  54. Yuri M., Nisbett R.E, Masuda T. Culture and the physical environment. Holistic versus analytical perceptual affordances // Psychological Science. 2006. Vol. 17. № 2. P. 113—119.
  55. Wang H., Masuda T., Ito K., Rashid M. How much Information? East Asian and North American cultural products and information search performance // Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 38. № 12. P. 1539—1551.
  56. Wedel M., Pieters R. Eye fixations on advertisements and memory for brands: A model and findings // Marketing Science. 2000. Vol. 19. № 4. P. 297—312.
  57. Whorf B. Language, thought, reality. Cambridge, MA: Technology Press of MIT, 1956.
  58. Witkin H.A., Dyk R.B., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological differentiation. Potomac, MD: Lawrence Erlbaum Associates, 1974.
  59. Zhang S., Schmitt B. Language-dependent classification: The mental representation of classifiers in cognition, memory, and ad evaluations // Journal of Experimental Psychology: Applied. 1998. № 4. P. 375—85.

Информация об авторах

Шабалина Ольга Ивановна, кандидат философских наук, доцент, Высшей школы экономики и менеджмента Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, e-mail: olgashabalinachina@gmail.com

Контрерас Марсела Ребекка, доктор социологических наук, профессор, кафедра исследований в области менеджмента, Университет Запада, Кульякан, Мексика, e-mail: marcelac25@hotmail.com

Фэнь Лили, старший преподаватель английского языка, заместитель декана, колледж международного образования, Шаньдунский университет бизнеса и технологий, Янтай, Китай, e-mail: ytllf@126.com

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 1879
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 49
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 8

Скачиваний PDF-версии за весь период: 626
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 11
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 1