Выготский: между социокультурным релятивизмом и историческим материализмом. От психологической перспективы — к педагогической

1780

Аннотация

В статье рассматриваются различия двух подходов, возникших и развившихся вскоре после публикаций Л.С. Выготского начала 20 века. Я исследую ключевые методологические различия между социокультурным релятивизмом и историческим материализмом, а также то, какие последствия эти различия имеют для педагогической практики. Мою озабоченность вызывает то обстоятельство, что общеизвестное пристрастие западной культуры к постмодернистским идеям влечет за собой глубоко консервативный подход в педагогике. В таком виде педагогика рискует утратить свою силу как инструмент социальной трансформации и значительно сокращает возможности трансформации личностной. В заключение статьи я привожу цитату, которая как нельзя более точно отражает всю сущность этой проблемы: «Методология — это не «ящик с инструментами», из которого ученый может по своему вкусу или по социальному заказу вытаскивать тот или иной метод. Напротив, это сложная, интегрированная структура эпистемологического процесса, которая легко может в равной степени как обнажать, так и скрывать объективную действительность в процессе конструирования знания исследователями».

Общая информация

Ключевые слова: Выготский Л.С., Давыдов В.В., релятивизм, материализм, педагогика

Рубрика издания: Совместность и творчество

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140303

Для цитаты: Дэниелс Г. Выготский: между социокультурным релятивизмом и историческим материализмом. От психологической перспективы — к педагогической // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 36–42. DOI: 10.17759/chp.2018140303

Литература

  1. Bakhtin M.M. Speech Genres and Other Late Essays. Trans. Vern W. McGee. Ed. Cary l Emerson and Michael Holquist. University of Texas Press Slavic Series 8. Austin: University of Texas Press, 1986.
  2. Branco A.U., Valsiner J. Changing methodologies: A co-constructivist study of goal orientations in social interactions // Psychology and Developing Societies. 1997. Vol. 9(1). P. 35—64.
  3. Brown A.L., Campione J.C. Psychological theory and the design of innovative learning environments: on procedures, principles, and systems // Innovations in Learning: New Environments for Education / L. Schauble (eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 1996. P. 289—325.
  4. Chaiklin S. The Zone of Proximal Development’ in Vygotsky’s analysis of Learning and Instruction // Vygotsky’s Educational Theory in Cultural Context / A. Kozulin (eds.) // Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  5. Davydov V. The Influence of L.S. Vygotsky on Education Theory, Research and Practice // Educational Researcher. 1995. Vol. 24. P. 12—21.
  6. Davydov V.V. Problems of Developmental Teaching: the Experience of Theoretical and Experimental Psychological Research // Soviet Education xx. 1988. Vol. 8. P. 3—87; Vol. 9. P. 3—56; Vol. 10. P. 2—42.
  7. Davydov V.V. Types of generalization in instruction: Logical and psychological problems in the structuring of school curricula (Soviet studies in mathematics education. Vol. 2; J. Kilpatrick, Ed.; J. Teller, Trans.). Reston, VA: National Council of Teachers of Mathematics. (Original work published 1972), 1990.
  8. Diriwächter R., Valsiner J. Qualitative Developmental Research Methods in Their Historical and Epistemological Contexts // Forum: Qualitative Social research. 2006. Vol. 7. № 1. Art. 8.
  9. Dyson A., Robson E. School, family, community: Mapping school inclusion in the UK. Leicester: Youth Work Press, 1999.
  10. Gee J.P. Social linguistics and literacies: Ideology in Discourses. Second Edition. London: Taylor & Francis, 1996.
  11. Greeno J.G. The situativity of knowing, learning, and research // American Psychologist. 1998. Vol. 53. P. 5—17.
  12. Griffin P., Cole M. Current activity for the future: The Zo-ped // Children’s learning in the zone of proximal development: New directions for child development / B. Rogoff (eds.). San Francisco: Jossey-Bass, 1984. P. 45—63.
  13. Gutiérrez K., Baquedano-Lopez P., Tejeda C. Rethinking diversity: Hybridity and hybrid language practices in the third space // Mind, Culture, & Activity: An International Journal. 1999. Vol. 6 (4). P. 286—303.
  14. Hedegaard M. Situated Learning And Cognition: Theoretical Learning And Cognition // Mind, Culture, And Activity. 1998. Vol. 5 (2). P. 114—126.
  15. Hedegaard M. The zone of proximal development as basis for instruction // Vygotsky and education: Instructional implications and applications of sociohistorical psychology / L.C. Moll (Ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 349—371.
  16. Hicks D. Self and other in Bakhtin’s early philosophical essays: Prelude to a theory of prose consciousness. Paper presented at the annual meeting of the AERA, Montreal, Canada, 1999.
  17. Hughes M., Pollard A. Home-school knowledge exchange in context // Educational Review. 2006. Vol. 58:4. P. 385—395.
  18. Hughes M. et al. Exchanging knowledge between home and school to enhance children’s learning in literacy and numeracy // School, family, and community partnership in a world of differences and changes / S. Castelli (eds.). Gdansk: Ernape, 2003.
  19. Matusov E. When Solo Activity Is Not Privileged: Participation and Internalization Models of Development // Human Development. 1998. Vol. 41. P. 326—349.
  20. Karpove Y.V. Vygotsky’s Doctrine of Scientific Concepts // Vygotsky’s Educational Theory in Cultural Context / Kozulin A. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  21. Lee C.D. Culture, Literacy, and Learning: Blooming in the Midst of the Whirlwind. New York: Teachers College Press, 2007.
  22. Linehan C., McCarthy J. Reviewing the “Community of Practice” Metaphor: An Analysis of Control Relations in a Primary School Classroom // Mind, Culture, And Activity. 2001. Vol. 8 (2). P. 129—147.
  23. Matusov E. Applying Bakhtin Scholarship On Discourse In Education: A Critical Review Essay // Educational Theory. 2007. Vol. 57 (2). P. 215—237.
  24. Mintrop H. Fostering constructivist communities of learners in the amalgamated multi-discipline of social studies // Journal of Curriculum Studies. 2004. Vol. 36 (2). P. 141—158.
  25. Moll L.C., Whitmore K.F. Vygotsky in classroom practice: Moving from individual transmission to social transaction // Contexts for learning / E.A. Forman (eds.). New York: Oxford University Press, 1993. P. 19—42.
  26. Moll L., Tapia J., Whitmore K. Living knowledge: The social distribution of cultural resources for thinking // Distributed Cognitions / G. Salomon (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
  27. Moll L.C. Introduction // Vygotsky and Education. Instructional Implications and Applications of Sociohistorical Psychology / L.C. Moll (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  28. Moll L., Greenberg J. Creating zones of possibilities: Combining social contexts for instruction // Vygotsky and education / L. Moll (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 319—348
  29. Petrovsky A. Psychology in the Soviet Union: A Historical Outline. M.: Progress Publishers, 1990.
  30. Rogoff B., Matusov E., White C. Models of teaching and learning: Participation in a community of learners //The handbook of education and human development: New models of learning, teaching, and schooling / D. Olson (eds.). Cambridge, England: Blackwell, 1996. P. 388—415.
  31. Rowlands S. ‘Turning Vygotsky on his head: Vygotsky’s ‘scientifically based method’ and the socioculturalist’s ‘social other’// Science and Education. 2000. Vol. 9. P. 537—575.
  32. Sawyer K. Unresolved Tensions in Sociocultural Theory: Analogies with Contemporary Sociological Debates // Culture & Psychology. 2002. Vol. 8 (3). P. 283—305.
  33. Sherin M.G., Mendez E.P., Louis D.A. A discipline apart: the challenge of ‘Fostering a Community of Learners’ in a mathematics classroom // Journal of Curriculum Studies. 2004. Vol. 36 (2). P. 207—232.
  34. Shulman L.S., Sherin M.G. Fostering communities of teachers as learners: disciplinary perspectives // Journal of Curriculum Studies. 2004. Vol. 36 (2). P. 135—140.
  35. Vygotsky L.S. Mind in society: the development of higher psychological processes / Cole M. (eds.). Harvard University Press, 1978.
  36. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky: Problems of general psychology. (Vol. 1). (Original work 1933—1934). New York: Plenum Press, 1987.
  37. Whitcomb Dilemmas of design and predicaments of practice: adapting the ‘Fostering a Community of Learners’ model in secondary school English language arts classrooms // Journal of Curriculum Studies. 2004. Vol. 36 (2). P. 183—206.
  38. Yaroshevsky M. Lev Vygotsky. M.: Progress Publishers, 1989.
  39. Yaroshevsky M. A History of Psychology. M.: Progress Publishers, 1990.

Информация об авторах

Дэниелс Гарри, PhD, профессор, научный сотрудник, факультет образования, колледж Грин Темплтон, Оксфорд, Великобритания, e-mail: harry.daniels@education.ox.ac.uk

Метрики

Просмотров

Всего: 3361
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1780
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1