15 лет спустя: методологические вопросы оказания психологической помощи молодым людям Осетии, пережившим террористический акт в Беслане в школьном возрасте

512

Аннотация

Описаны основные положения теории психологической травмы, в том числе идеи о травме как об «обоюдоостром мече» и концепции посттравматического личностного роста. Приводятся некоторые последние данные качественного исследования среди молодых людей Беслана, выживших во время захвата школы террористами в 2004 г., собранные в 2017—2018 гг. Поднимаются вопросы о потенциальных долгосрочных последствиях непроработанности травмы, о возможности ретравматизации травмированных клиентов в ходе директивной психотерапии, о вероятности бессознательной передачи непроработанной травмы следующим поколениям. Обсуждаются принципиальные различия между медицинской и психологической моделями психотерапевтической помощи, в том числе разница между дискурсом «воздействия» и «взаимодействия» в ходе психотерапии. Подчеркивается неправомерность приравнивания душевного страдания к психическому заболеванию. Психологическое консультирование и психотерапия рассматриваются как трансформация скрытого потенциала психологического страдания человека в усиление его личности.

Общая информация

Ключевые слова: мультимодальная травма, шоковая травма, травма напряжением, отчуждение, дезорганизация, посттравматический рост, проработка травмы

Рубрика издания: Психологическая практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150105

Для цитаты: Гулина М.А., Рамонова А.А., Карлова А.А. 15 лет спустя: методологические вопросы оказания психологической помощи молодым людям Осетии, пережившим террористический акт в Беслане в школьном возрасте // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 46–55. DOI: 10.17759/chp.2019150105

Фрагмент статьи

1 сентября 2004 г. во время торжественной линейки, посвященной началу учебного года, произошел захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия). В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей. На глазах у детей взрослые расстреливались и выкидывались из окна здания; заложники подвергались не только физиологической депривации, но и другим издевательствам.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. С. 230—247.
  2. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии. Владикавказ, 2006. 174 с.
  3. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб.: Издательство СПбУ, 2000. 272 с.
  4. Гулина М.А., Гулин Ф.В. Травма военного детства (Блокада, эвакуация, оккупация): историко- психологическое исследование. СПб.: Европейский Дом, 2016. 336 с.
  5. Bentall R.P. Madness explained: psychosis and human nature. London: Allen Lane/Penguin, 2003. 565 p.
  6. Blos P., Jr. Galatzer-Levy R.M. The borderline and severely neurotic child // J. Amer. Psychoanal. Assn. 1987. Vol. 35. P. 189—201.
  7. Breggin P. Toxic psychiatry. London: Harper Collins, 1993. 578 p.
  8. Breuer J., Freud S. Studies on hysteria. SE 1. 1893. P. 1—17.
  9. Casoni D. ‘Never twice without thrice’: An outline for the understanding of traumatic neurosis // Int. J. Psychoanal. 2002. Vol. 83. P. 137—59.
  10. Deutsch H. Selected Problems of Adolescence: With Special Emphasis on Group Formation. New York: International University Press, 1987. 85 p.
  11. Ermisch J., Jantti M., Smeeding T. From Parents to Children: The Intergenerational Transmission of Advantage. New York: Russell Sage Foundation, 2012. 524 p.
  12. Glover E. The screening function of traumatic memories // Int. J. Psychoanal. 1929. Vol. 10. P. 90—3.
  13. Green A., Kocijan-Hercigonja D. Stress and coping in children traumatized by war // J. Amer. Acad. Psychoanal. 1998. Vol. 26. P. 585—97.
  14. Freud A. Infants without families: The writings of Anna Freud. Vol. 3. New York, NY: International UP, 1973. 711 p.
  15. Freud S. Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE 20. 1896. P. 157—185.
  16. Freud S. Group psychology and the analysis of the ego. SE 20. 1921. P. 65—144.
  17. Freud S. Inhibitions, symptoms and anxiety. SE 20. 1926. P. 75—176.
  18. Freud S. Introductory lectures on psychoanalysis. SE 15. 1916—17. P. 1—240.
  19. Freud S. Repression. SE 20. 1915. P. 141—158.
  20. Furst S. Psychic trauma. New York, NY: Basic Books, 1967. 257 p.
  21. Kris E. The recovery of childhood memories in psychoanalysis // Psychoanal. Study of the Child. 1956. Vol. 11. P. 54—88.
  22. Lynch T. Beyond Prozac: healing mental suffering without drugs. Ross-on-Wye: PCCS Books, 2004. 316 p.
  23. Madigan S. Inscription, description and deciphering chronic identities // Deconstructing psychotherapy / I Parker (Ed.). London: Sage, 1999. P. 150—63.
  24. Macksoud M., Aber J. The war experiences and psychosocial development of children in Lebanon // Child Development. 1996. Vol. 11. P. 70—88.
  25. Moncrieff J. Psychiatric imperialism: the medicalization of modern living // Soundings. 1997. Vol. 6.
  26. Moncrieff J. The antidepressant debate // British Journal of Psychiatry. 2002. Vol. 180. P. 193—204.
  27. Read J. Untitled presentation at the 15th ISPS Conference. Madrid, 12—16 June, 2006.
  28. Read J., Mosher L., Bentall R. (Ed.). Models of madness: psychological, social and biological approaches to schizophrenia. Hove: Brunner-Routledge, 2004. 400 p.
  29. Sanders R. Principled and strategic opposition to the medicalization of distress and all of its apparatus // Person-centered psychopathology: a positive psychology of mental health / S. Joseph, R. Worsle. (Ed.). Ross-on-Wye: PCCS Books, 2005. P. 21—42.
  30. Shlien J.M. Response to Boy’s symposium on psychodiagnosis // Person-Centered Review. 1989. Vol. 4 (2). P. 157—62. Reprinted in: Cain D. (Ed.) Classics in the Person- Centered approach. Ross-on-Wye: PCCS Books, 2001.
  31. Tedeschi R, Calhoun L. The posttraumatic growth inventory: Measuring the positive legacy of trauma // J. Traumatic Stress, 1996. Vol. 9. P. 455—471.

Информация об авторах

Гулина Марина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор кафедры методологии психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, профессор, СИТИ Университет, Лондон, Великобритания, Москва, Россия, e-mail: marinagulina@mail.ru

Рамонова Алена Александровна, психолог, психотерапевт, заведующая кафедрой инклюзивного образования, Северо-Осетинский Государственный Университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, e-mail: ramonovaalena@gmail.com

Карлова Анастасия Александровна, психолог, научный сотрудник, факультет психологии, Сити Университет Лондона, Лондон, Великобритания, e-mail: karlova3812@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1786
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 512
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5