Культурно-историческая психология
2019. Том 15. № 3. С. 22–31
doi:10.17759/chp.2019150303
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Основные направления критики теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: теория планомерно-поэтапного формирования, Гальперин П.Я., действие, интериоризация, учение
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150303
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №119-013-00717.
Для цитаты: Сиднева А.Н. Основные направления критики теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 22–31. DOI: 10.17759/chp.2019150303
Фрагмент статьи
Проблема развития идей планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина (далее — ТПФУД) в последнее время становится очень актуальной. Метод планомерно-поэтапного формирования как исследовательский инструмент используется уже не так активно, а основные положения теории рассматриваются, главным образом, в работах, приуроченным к юбилейным датам.
Литература
-
Айдарова Л.И. Формирование некоторых понятий грамматики по третьему типу ориентировки в слове // Зависимость обучения от типа ориентировки / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. С. 42—80.
-
Божович Е.Д. Наталья Александровна Менчинская: жизнь, характер, поиск: Вступительная статья // Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Изд-во Ин-та практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 7—24.
-
Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. Два подхода к построению учебного предмета по третьему типу ориентировки и выбор «основных единиц» (на материале химии) // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 42—54.
-
Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студ. вузов. М: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002. 400 с.
-
Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 141—148.
-
Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6. С. 58—69.
-
Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. 386 с.
-
Зинченко В.П. Петр Яковлевич Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2011. С. 387—412.
-
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд- во МГУ, 1986. 198 с.
-
Кабанова-Меллер Е.Н. Переход от «внешних» действий к мысленным в формировании знаний у школьников // Вопросы психологии. 1959. № 3. С. 44—55.
-
Леонтьев А.Н, Запорожец А.В., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Давыдова и Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
-
Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину // Теория и метод планомерного формирования в истории отечественной психологии. Специальное приложение к «Журналу практического психолога». М., 1996. С. 4—51.
-
Люблинская А.А. О природе действия в концепции формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 136—141.
-
Менчинская Н.А. О концепции формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 157—164.
-
Нечаев Н.Н. Развитие и обучение: при каких условиях обучение может стать «развивающим»? // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 3. С. 70—88. doi:10.21702/rpj.2015.3.7
-
Нечаев Н.Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №4. С. 23—42.
-
Обухова Л.Ф. Неоконченные споры: П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже. Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 31—41.
-
Обухова Л.Ф. Теория П.Я. Гальперина — становление новойотрасли психологии // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. С. 4—10.
-
Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии. 1957. № 4. С. 117—133.
-
Подольский А.И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 11—22.
-
Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М: Издательство Московского университета, 1987. 175 с.
-
Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1976. 134 с.
-
Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. C. 3—15.
-
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 326 с. (а)
-
Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 57—65. (б)
-
Самарин Ю.А. О концепции так называемых «умственных действий» П.Я.Гальперина // Вопросы психологии. 1959. № 5. С. 154—160.
-
Сенющенков С.П. Проблема генезиса психических процессов в ТПФ // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 2. С. 59—75.
-
Сиднева А.Н. Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций // Психологическая наука и образование. 2017. № 6. С. 56—67. doi:10.17759/pse.2017220605
-
Сиднева А.Н. О двух подходах к формированию умения учиться в отечественной психолого-педагогической науке // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 1. С. 37—48.
-
Степанова М.А. Историческое значение общепсихологической теории П.Я. Гальперина // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 112—123.
-
Талызина Н.Ф. К проблеме формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 133—140.
-
Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987. 85 с.
-
Фролов Ю.И., Лидерс А.Г. Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П.Я. Гальперина // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 13—27.
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
-
Эльконин Д.Б. Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю.А. Самариным // Вопросы психологии. 1958. № 6. С. 150—156.
-
Podolskiy A.I. “There is nothing so practical as a good theory”: How to let it work in practice (the case of Galperin’s theory). Psychology in Russia: State of the Art, 2014. Vol. 7 (3). Р. 4—12. doi:10.11621/pir.2014.0301
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2418
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 1047
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4